Утверждено
Постановлением президиума
Всесоюзной федерации туризма
от 18 мая 1988 г. No. 5

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
соревнований по технике водного туризма на разборных судах с применением паруса

1. СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ СОРЕВНОВАНИЙ. КЛАССЫ СУДОВ

1.1. Соревнования по туристской технике на разборных туристских судах с применением паруса заключаются в преодолении круговой или линейной дистанции по речной, озёрной или морской акватории. Дистанции могут содержать естественные или искусственные препятствия, а при её прохождении участникам может быть предложено выполнять специальные задания.

1.2. К участию в соревнованиях допускаются экипажи, выступающие на разборных туристских судах следующих типов: швертботы, катамараны, тримараны, надувные лодки, парусно-гребные суда. В пределах этих типов по признаку максимальной разрешённой площади парусности (5, 7, 10, 13 м2) выделяются классы судов. Положение о соревновании должно содержать перечисление типов и классов судов, для которых данное соревнование проводится.

2. ДИСТАНЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ

2.1. Дистанции соревнований прокладываются на акватории путём установки стартовых знаков, финишных и поворотных знаков. На круговых дистанциях стартовые знаки могут быть использованы одновременно как финишные.

2.2. Все знаки должны быть описаны в условиях соревнований, разъяснены на инструктаже участников и отмечены на лоции (схеме) дистанции. Суда обязаны обойти знаки с предписанной стороны.

3. СТАРТ

3.1. Старт гонки даётся одновременно для всех судов класса (одной зачётной группы), если в Положении о соревновании или в условиях соревнования не определена иная процедура старта.

3.2. Моментом старта для каждого судна является момент подачи сигнала 'Старт открыт' для соответствующего класса (зачётной группы).

3.3. Характер старта и расположение стартовых знаков указывается в условиях соревнований и разъясняется судьёй старта на предстартовом инструктаже.

3.4. Предусмотрены следующие процедуры старта: старт у створа, старт "открытые ворота" и старт с берега.

3.5. Судно, совершившее навал на стартовый знак перед стартом или вынудившее судейское судно на старта сместиться для избежания навала, может оправдаться циркуляцией вокруг знака только после сигнала "старт открыт".

4. ПРОХОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИИ

4.1. Суда одной стартовой группы выходят на дистанцию одновременно и проходят её в минимальное в соответствии со своими возможностями время. На дистанции могут также находиться суда других стартовых групп.

4.2. В маршрутных соревнованиях прохождение дистанции командой засчитывается, если дистанцию прошло каждое судно команды.

4.3. На дистанции маршрутных соревнований суда одной команды должны иметь эффективную связь друг с другом и, как минимум, идти в пределах видимости, за исключением отдельных непродолжительных периодов времени, обусловленных обстановкой на акватории.

4.4. На дистанции маршрутных соревнований разрешается грести при отсутствии ветра на всей видимой акватории (отсутствие ветровой ряби).

5. ПРАВИЛА РАСХОЖДЕНИЯ СУДОВ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

Расхождение судов на дистанции регулируется действующими праваилами соревнований по парусному спорту, утвержёнными Госкомспортом СССР.

Положение о соревнованиях по технике водного туризма на парусных судах должно содержать указания на разделы правил соревнований по парусному спорту и условия их применения в туристских соревнованиях.

6. ФИНИШ

6.1. Момент финиша каждого судна фиксируется, когда оно после прохождения дистанции в соответствии с Правилами и условиями соревнований пересечёт финишный створ какой-либо частью корпуса, экипажа или вооружения, находящихся в нормальном положении.

6.2. Если финиширующее судно навалило на финишный знак или вынудило судейское судно сместиться с целью избежания навала, оно не считается финишировавшим, если не совершит полную циркуляцию вокруг знака и не финиширует повторно без навала. Моментом финиша при этом считается повторное пересечение финишного створа.

6.3. Если после финиша и схода судна с финишного створа оно снова пересчёт створ, идя со стороны дистанции, предыдущее финиширование аннулируется и моментом финиша принимается последнее пересечение финишного створа.

6.4. В условиях соревнования должно быть указано контрольное время, в течение которого принимается финиш. Суда, не финишировавшие до указанного времени, на финише не принимаются и рассматриваются как нефинишировавшие.

6.5. Если нет других указаний в условиях соревнований, то соревнования считаются состоявшимися для всех судов данной зачётной группы, если хотя бы одно судно финишировало в пределах контрольного времени.

6.6. Финиширующие экипажи должны обеспечить видимость своего номерного знака для судей финиша.

7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

7.1. Перед началом соревнования техническая комиссия судейской коллегии проверяет соответствие судов техническим требованиям. При несоответствии выносится решение о доработке судна или снятии его с соревнований. Замечания технической комиссии обязательны для выполнения участниками соревнований.

7.2. Проведение соревнований запрещается при следующих условиях:
- сила ветра более 6 баллов;
- гроза или метеопрогноз о возможности грозы;
- видимость менее 500 м (ночь, туман, сильный дождь).

7.3. Участники соревнований обязаны:
- уметь плавать, что подтверждается подпиской при регистрации;
- иметь индивидуальные спасательные жилеты и надевать их при каждом выходе в плавание;
- при угрозе столкновения судов принимать все меры по недопущению столкновения независимо от права дороги;
- бороться за живучесть судна всеми имеющимися средствами;
- прекратить гонку в аврийной ситуации, в том числе при опасном для судна усилении ветра или волнения;
- оказывать помощь аварийным судам, экипажам и отдельным лицам, попавшим в воду.

7.4. Спасательная служба должна обладать не менее чем двумя судами, пригодными для плавания на акватории соревнований при 6-бальном ветре и способными взять на борт не менее 4 человек на каждое судно (одно из них должно быть моторным).

В аварийной ситуации спасательные суда выходят к месту аварии и осуществляют доставку бедствующих экипажей путём принятия их на борт или путём буксировки аврийного судна. Доставка к берегу судов, покинутых экипажем, может быть осуществлена спасслужбой при благоприятных условиях и после окончания заезда.

При одновременной аварии нескольких судов оказание помощи производится только путём снятия экипажей. Указание спасателей об оставлении экипажем аварийного судна обязательно для потерпевших бедствие. При невыполнении этого указания ответственность за последствия ложится на рулевого аварийного судна.

8. ШТАФЫ, ДИСКВАЛИФИКАЦИИ И ПРОТЕСТЫ

8.1. За неоказание помощи бедствующему судну (экипажу), если эта помощь требовалась и могла быть оказана, независимо от последствий экипаж снимается с соревнований и рулевой не допускается к ним впредь.

8.2. За нарушение правил, обеспечивающих безопасность плавания (раздел 7), экипаж снимается с соревнований или дисквалифицируется на заезд, в котором было допущено нарушение.

8.3. За нарушение других правил экипаж дисквалифицируется на заезд, в котором или перед которым было нарушение Правил соревнования. В некоторых случаях (маршрутные соревнования) могут применяться штрафы, величина которых оговаривается в Положении о соревнованиях или в условиях соревнований.

8.4. Судно, которое признало нарушение правил расхождения судов в круговых соревнований, может оправдать себя, сделав в ходе соревнования подряд два полных оборота на 360о.

8.5. Если в результате нарушения правил расхождения произошло столкновение судов, которое причинило им серьёзный ущерб, виновное в нарушении судно подлежит дисквалификации независимо от совершения оправдательных поворотов.

8.6. Если в результате нарушения правил расхождения и совершения поворотов нарушившее  судно получает преимущество, оно может быть оштрафовано или дисквалифицировано по решению главной судейской коллегии.

8.7. Протесты рассматриваются и решения по ним принимаются на послегоночных совещаниях судейской коллегии с рулевыми. После послегоночного совещания протесты к рассмотрению не принимаются.

9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОРЕВНОВАНИЙ

9.1. Не позднее чем за 30 мин до старта каждого заезда судейская коллегия проводит краткий инструктаж рулевых, на котором даётся информация о дистанции и порядке её прохождения.

9.2. После окончания соревнований судейская коллегия проводит совещание с рулевыми (капитанами команд), на котором подводятся результаты. Установленные на этих совещаниях порядок финиширования и состав финишировавших судов считаются окончательными и не могут быть впоследствии оспорены.

9.3. В соревнованиях с общим зачётом среди судов разных классов или групп положением может быть предусмотрен зачёт по исправленному времени Ти, которое получается путём домножения истинного времени Т прхождения дистанции на гандикапный коэффициент К: Ти = К Т.

Коэффициенты К для швертботов, каркасных  и надувных судов :
(решением правления МПТК в 2000 г. типовая гандикапная таблица была изменена)

Численность           Разрешённая площадь парусности (кв. м.)
экипажа                  5        6,4/7      8,5        10         13        св.13
      1                         1            -          -           -            -            -
       2                       0,9          1       1,05       1,1       1,15       1,25
      3                          -         0,95       1         1,05       1,1        1,2
      4                          -             -       0,95        1         1,05       1,15
      5                          -             -          -         0,95        1          1,1

Для надувных лодок (на основе серийных) указанный в таблице коэффициент уменьшается на 0,1 , а для секционных судов с жёстким корпусом увеличивается на 0,05.

9.4. Результат экипажей в регатах и многоборьях определяется по очковой системе. При этом экипажу в каждом заезде и каждом специальном задании начисляются очки в размере занятого места, кроме первого. За первое место начисляется ноль очков. Нестартовавшим экипажам начисляется столько очков, сколько экипажей было допущено к соревнованиям. Нефинишировавшим экипажам начисляется столько очков, сколько экипажей стартовало в данном заезде (задании). Дисквалифицированным экипажам начисляется столько очков, что и нефинишировавшим, плюс 10% с округлением до целого числа.

При числе заездов более четырёх положением может быть предусмотрено, что результат худшего заезда каждого экмпажа не учитывается, а штрафные очки, полученные в нём, сохраняются. Так к сумме очков добавляются штрафные очки (10%) за дисквалификацию в отброшенном заезде.

9.5. Места команд в регате и многоборьи устанавливаются по суммам очков, начисленных всем или по установленному Положением числу лучших экипажей команды. Зачётные экипажи определяются по результатам всего соревнования в целом, и в каждом заезде (задании) учитываются результаты только этих экипажей. При проведении командных соревнований в разных классах судов или зачётных группах Положение оговаривает способ учёта различной численности в классах при подведении командных итогов.

Если в командном соревновании наряду с личными заездами по классам проводятся командные заезды или упражнения с единым зачётом для всей команды, такие зачёты рассматриваются наравне с отдельными классами судов, и за эти зачёты команде начисляются очки по занятому месту.

В некоторых случаях для корректировки истинного времени прохождения дистанции может применяться усреднённый гандикапный коэффициент команды.

9.6. Определение результатов маршрутных соревнований.

В маршрутных соревнованиях определяются командные или личные результаты.

Положеним о соревновании может быть установлено, что результаты определяются либо по порядку финиширования, либо по гандикапному времени.

Момент финиша команды определяется по финишированию установленного Положением о соревновании или условиями соревнований экипажа команды (последнего, флагманского и пр.). Во всех случаях разрыв во времени последовательных финишей судов одной команды не должен превышать 10 минут. При зачёте по времени избыточное время разрыва добавляется к исправленному в соответствии с п. 9.3 времени прохождения дистанции командой. При зачёте по очкам за каждый случай превышения времени разрыва команде начисляются оговоренные Положением штрафные очки.

Если маршрутные соревнования содержат несколько этапов с промежуточными финишами, окончательный результат (в соответствии с Положением или условиями соревнования) определяются либо по очковой систме, либо по сумме начисленного гандикапного времени во всех этапах.

Конец