Днестр - 1980


Маршрут

Тирасполь — Днестровский лиман - Белгород-Днестровский. . 1980г.
Семейный поход - кэп Папа Гриша, боцман Мама Надя и юнга - Серега.
Тримаран на основе байдарки "Нептун", парусность ~ 5 кв.м).


В этот поход мы cходили в сентябре 1980 года, 25 лет назад/

Летом в Москве была Олимпиада, до ее открытия в числе согнанных со всех НИИ мэнээсов Папе пришлось помахать на стройках ломом-лопатой-метлой по "комсомольской путевке". Маме, работавшей на телефонном узле, летний отпуск тоже не светил.

Итого, на носу сентябрь. Сыну ещё 6, в школу не надо. Ну что ж, подадимся в теплые края - куда там можно на байдарке да с паруском? Потыкав пальцем в карту, выбрали Днестр. Уезжали из Москвы 30 августа, под обложным дождём, последним рейсом дополнительного летнего поезда. Вагон раздолбанный до невозможности, зато едем по-царски: были в нем почти одни.

Тирасполь, Днестр... Солнце, тепло, яркая зелень. Очень извилистая неширокая река, но судоходная - ползут толкачи с небольшими баржами, раз в день проходит пассажирский "Лучафэрул".

Береговые заросли, мутная высокая вода - осеннее половодье, дожди в Карпатах. По берегам во многих местах дамбы, отгораживающие русло от низменных окрестностей. Вода все же размыла подъезды к садам; яблоки нельзя вывезти и они осыпаются наземь.

Сторож машет рукой - набирайте, сколько унесете. А какие это были яблоки, огромные, красные, сок просто под давлением. Только надкусишь, брызгаются ароматными сладкими струйками. И еще одна яблоня запомнилась: на самом берегу, здоровенное желтое яблоко висит над водой. Наша мачта как раз достала до ветки, качнули раз, другой... бац, юнге точно в задранный кверху любопытный нос! Кровища, синячище... а это яблочко золотое оказалось деревянное - дичок. Во как купились.

Рыбка, даже сомики и раки. Виноград в приветливых селах. Дикие грецкие орехи. Кукуруза, на которую мы набросились и день жестоко маялись животами.

... а потом, когда распался Советский Союз, в Приднестровье началась война. С разрушениями, жертвами, зверствами - все как положено. Понятное дело, вечно воюют арабы и евреи в своих Палестинах. Было дико, но все же понятно, когда сцепились в Карабахе армяне и азербайджанцы. Но тут... проплыв когда-то по днестровским извивам, с ужасом слушали новости и не могли понять как там может правый берег воевать с левым.

Сейчас, еще десять лет спустя, слава Богу не стреляют, но все шкворчат друг на друга Молдавия и Приднестровье. Вряд ли теперь можно взять да и поплыть спокойно отдыхать по пограничной реке... и будет ли возможно когда-нибудь? Чума на всех политиков с их амбициями!

...

1980 г., 31.08

В Тирасполе доехали на такси от вокзала до гостиницы "Аист". Берег реки крутой, говорят недавно вода была так высоко что даже заливала город. Чуть ниже пристань и паром, на другом берегу города нет, кусты и пляж - можно стоять прямо там. Отплыли 14:45. Река меньше 100 м ширины, по берегам ивовые заросли. Много отдыхающих на моторках и рыбаков, один при нас вытянул сома. Река очень извилистая. Через 1,5 часа хода слева увидели новые дома, какой-то район Тирасполя. По обоим берегам за полосой береговых зарослей идут автодороги; 16:30 крутой поворот реки налево и дороги кончились. Встаем на стоянку на правом берегу. Следы высокой воды, кучи плавника. В 20 часов +20° днем в тени было 28!

1.09

Дневка, отдыхаем с дороги. Погода теплая, только к вечеру собрались тучки.

2.09

Ночью прошел дождь. Стартовали в 9:55, в 11:45 прошли домик бакенщика с надписью "180". Это до устья, наверное. Дальше мощная ЛЭП, а за ней слева село Слободзея. Сначала - Молдавская, после - Русская. Перед Слободзеями 20 минут ждали пока опустит трос паром; паромщик сказал что по реке до Тирасполя уже 40 км, а по шоссе 15.

Встали в 17:15 на левом берегу на песчаном пляже. Весь день шли под гротом, практически без весел. На нашем берегу - яблоневый сад!

3.09

Отошли в 12:15, прошли с. Чобручи (далеко, за болотом). 14:05 - проходим ответвляющийся налево несудоходный, но довольно мощный рукав - целый водослив с волнами через бетонную дамбу. Проход свободный, но соваться туда не решились, пошли по фарватеру. Потом нам сказали, что это был вход в Турунчук, и по нему до устья 80 км, а по Днестру - 150! Но на Турунчуке есть наплавные мосты и всякие проволоки поперек.

4.09

Старт 10:40. Прошли пост 151 км, река поворачивает налево и там хороше место для стоянки. Около 12 справа показались высокие холмы, а на них село - это опять Чобручи. Прямо у воды в двухэтажном сером доме магазины и столовая, по этому случаю устроили стоянку с 12:45 до 14:17.

В 15:06 прошли красный знак 138 км. Справа на высоте обелиск 11 Героям Советского Союза. Опять 15 минут стояли у парома, встали в 17:10. Хороший пляжик, недалеко какой-то домик и дорога.

5.09

Дневка. Рыбачим. Рядом рыбак ловит сомов на "волчка" - медведку. Страшилище! Мы попробовали на червя и тоже успешно - поймался сомик и не то большой карась не то маленький карпик - в общем, зажарили на ужин.

6.09

Старт 11:38, в 12:39 - 123 км., 15:52 - 105, 16:41 - 108. Начинается лес. Встали в 17:09 на левом повороте, на выпуклом берегу. Много птиц - серые и белые цапли, гуси. Гуси собираются в стаи, видели несколько групп штук по 5, чисто эскадрильи.

7.09

Старт 10:55. Речники объяснили: цифры на знаках обстановки - это номера участков, а километры - на белых невысоких табличках, отсчет идет от села Маяки перед лиманом. 14:06 проехали такой столбик "85" , а в 14:55 встали пообедать перед селом Оланешты. Там есть магазины, гостиница и чайная, но сегодня воскресенье и магазины закрыты. 17:57 - 75 км. Вскоре после Оланешт река входит в лес. Встали в 18:13 на левом берегу, видны следы высокой воды.

8.09

Старт 11:21, а уже с 13 и до 16:03 - большой привал с обедом, купанием и рыбалкой. Тут слева, со стороны Турунчука, в Днестр впадает несколько прозрачных речушек, в которых мы и купались. В самом Днестре вода очень мутная. 17:28 - 60 км. Долго искали подходящее место, встали в 18:18.

9.09

Старт в 9:19. Вскоре село Коремазы, купили там хлеба и прочего продовольствия. 11:55 - справа Туторово. 12:16 - 50 км. А в 12:37 встали, так понравилось местечко - большой песчаный мыс.

10-11.09

Стоим. Наслаждаемся теплом, пляжем, рыбалкой.

12.09

Старт 9:32, скоро с другой стороны снова подъезжаем к Туторову. 10:07 - 45 км, 12:11 - 35. Скоро лес остается позади, справа видна автодорога. 16:29 слева в камышах впадает рукав Турунчука. 16:50 встали слева метрах в 200 за какой-то запретной зоной, на берегу ведущей в камыши протоки по которой ходят моторки. Вечером налетел ливень со шквалом, повалил палатку и порвал тент.

13.09

Старт 11:33. Попутный ветер, бойко бежим вниз. 12:05 - большой мост, слева на высоком берегу с . Маяки. Перед мостом справа хороший пляж. 12:25 направо идет большой рукав, но мы идем левым где есть судоходная обстановка. Низкие берега, камыш. Изредка попадаются и пляжики, но их все меньше. 12:45 прошли справа домик, дальше камыши стеной - мест для стоянок нет. 14:50 встали в самом устье. Тут несколько деревьев и заброшенный домик на правом берегу, большая сухая площадка. Еле протащили сюда лодку через узкую протоку в камышах.

14.09

Старт 10:33. Идем через лиман на Белгород-Днестровский.
Ветер SSO 1 балл, курс 240, по фарватеру.
10:47 курс 200, уходим с фарватера левее.
11:33. Штиль. Весла. Курс 180.
12:06. Черная веха № 12. Впереди две крейсерские яхты - "Молния" и "Гроза" из Ильичевска. Поприветствовали. Снова идем по фарватеру, курс 156 на мыс. Потянуло от NO.
14:01 Ветер 2 балла, SSW-SW. Подходим к мысу на котором стоит крепость. Встретили швертбот 470 и узнали от него что за мысом - водная станция. Туда и пойдем!
14:25 Финиш.


Потом были прогулки по городу, поезд до Одессы и день, проведенный там - море, порт, лестница... И вечерний поезд домой.

Благодаря дедушке пишущая машинка в доме была всегда. Теперешние детки осваивают компьютер раньше письма, тогда нашему тоже нравилось стучать по клавишам... и без монитора.


В ПОХОДЕ

Мы всей семьей отправились в поход.

Мы встали рано утром в 5 часов и поехали на такси на Киевский вогзал. Приехали а наш поезд уже ждал нас, мы нашли свой вагон затащили бойдарку. Потом и мы с мамой зашли в вагон, нашли свое купе, открыли дверьи уселись. Папа положил "Нептун" на полку и сел с нами. И как папа сел, наш поезд тронулся и мы поехали.

Справа какое-то дерево, может, найдется и место для палатки?
Днестр кончается...
Виднеется крепость и город - Тира, Аккерман, Белгород-Днестровский.
Простор, яхты...

Финиш.

Ехали мы сутки и приехали в город Тирасполь. Там мы сели на такси и поехали к реке Днестр. Мы все собрали Нептун, спустили на воду, сели и оттолкнувшись от берега, поплыли по течению вниз по реке.

Первый день мы плыли хорошо, первый ночлег тоже прошол хорошо.

Сначала никто не попадался, одни баржи.

Однажды мы плыли-плыли дело было к вечеру. Мы никак не могли найти место для ночлега. Сначала увидели место, но там был полузасохший кукурузный луг. Потом ещё папа предложил место, но и там нам не понравилось. И наконец уже в 7 часов мы выбрались на берег, поставили палатку, привезали лодку, а когда стемнело разожгли костер поели и легли спать.

Наутро нас разбудила баржа, мы встали. Папа пошел разжигать костер, мама ловить рыбу, а я играл в трактор, я сделал из песка ходы, тоннели, сделал горы, а в них рыл сквозные дыры, и еще сделал гараж для трактора. Папа позвал нас на завтрак, мама уже поймала 5 рыб. Я их почистел, а мама их пожарила, и мы стали ее есть.

Позавтракав, мы собрали палатку, внесли ее на "Нептун", забрали все вещи, сели в лодку сами, папа оттолкнул "Нептун" от берега и мы поплыли. Плыли немного, но все-таки порядочно. Нам по пути встретилась знакомая баржа. Рыба у нас еще была, так что если кто-нибудь из нас троих захочет поесть, то мы ему довали рыбу.

Потом мы опять нашли место, но на всех стоянках мы жили 1 день, а на этой 4 дня. У меня была фляга с водой, а когда я в нее положил ракушки, и кто эту флягу возьмет, то эти ракушки затрещат. Я с папой ходил в деревню, а когда мы шли ...

Комментарии Папы

С погодой нам повезло, лето-80 словно продлилось на месяц. Но характерно, что при ясной и теплой погоде в первой половине дня к вечеру часто собирались тучи с мощными ливнями и шквалами. Однажды, когда мы уже поставили палатку, налетевший грозовой шквал с такой силой вдавил боковую стенку, что стоявшие внутри колья пропороли крышу и наш домик "расстелился" по земле.

Последний переход через лиман к Белгород-Днестровскому был страшноват, но погода стояла отличная и вышли мы с утра пораньше. Вечерний ливень смог только малость подтопить наш домик, надежно расчаленный между двумя вытащенными на берег лодками в парусной школе.

Два слова о тримаране из байдарки "Нептун".

Общая парусность около 5 кв.м; мачта раскреплена штагом и двумя топовыми вантами, идущими на концы балки с аутригерами. Балка стоит на последнем шпангоуте байдарки, примерно в 0,5 м за спиной рулевого. Поэтому вся парусно-тримаранная оснастка совершенно не мешает грести. Семейное имущество, не поместившееся внутрь байды, запихивалось в рюкзак-упаковку, который жил сзади на деке - благо, устойчивости тримарана это нисколько не вредило.

Грот 3,5 кв.м с гиком свободно проходил под вантами, так что растравить парус до флюгерного положения можно и на фордевинде.

Шверт у нас был и солидный - с изрядными трудами вырезанный из фанеры, профилированный как NASA прописало и оклеенный стеклотканью. А вот шверцбалки не было: ее прекрасно заменила веревочка, которой шверт привязывался к каркасу. Как только опускаешь шверт в воду с подветра, сила дрейфа мягко и плотно прижимает его к поддувному борту, и он прекрасно выполняет свою роль. С центровкой, заглублением, мелями - никаких проблем. Если ветер стих до нуля, шверт всплывает - ну, значит пора брать весло. Кроме того, "пристяжной" шверт служил и сходнями, а иногда и столом.

Парус, весло и попутное течение Днестра играли примерно равные роли в нашем продвижении. А уж морской переход через лиман — в основном заслуга паруса.

Г.Шмерлинг 20.03.2005