Памяти друзей — Владимира Канюкова,
Виктора Закладного, Виктора Белоозерова...

Вуокса и Ладога, 1981


Команда: Мева М 29 — Виктор Закладной (рук. группы), Татьяна Воронцова,

Мева б/н — Сергей и Анна Можжевеловы,

Тримаран из байдарки Нептун — Григорий Шмерлинг.


11 июля 1981

С Московского до Финляндского пришлось купить за червонец автобус. Уже в 9:47 отправились приозерской электричкой в Лосево, успев отведать очень вкусного мороженого. На ст. Лосево (11 зона, 1 р. 25 коп.) платформа слева. нашим барахлом был забит весь тамбур, и пришлось чуток дернуть стоп-краном, чтобы нам дали выгрузиться.

Двинули своим ходом на Лосевскую турбазу, идти до воды без груза минут 15, ~ 1,5 км. На турбазе нас нелегально, но вкусно (точнее, плотно) покормили в столовой. На месте были около 2 часов, но Вите пришлось ездить давать телеграммы в соседний поселок. В Лосево телеграфа нет (магазин есть).



Стартовали только в 21:05, и сразу же мне пришлось идти к берегу — забыл закрепить концами свои ванты-бакштаги! И это несмотря на долгие сборы, когда вроде бы и не спешили. В лодке бардак, над укладкой еще работать и работать. Ветер в морду, 1-2 балла, примерно запад. Тем временем Аня с Сергеем увалились правым галсом далеко под другой берег и мы идем к ним. В 21:46 они легли на ЛГ. В 23 ч. прошли мыс, вошли в речную часть. Остановились в 0 ч. на пр. берегу. Место населенное: есть подъезд, стоят сваи для домиков и висит табличка "стоянка запрещена".



12.07

...17:10-17:50 преодолевали два моста. Под первым достаточно снять мачту, а под вторым впритык вели лодки вплавь. Помогли вытащить оттуда застрявшую казанку, держась за борта и упираясь ногами в настил. В Балахановском навстречу попадаются лодки плановых туристов. Имея хороший ход, испытывал сосалку — но только на полном ходу за 10 км/ч она высосала до дна кружку стоявшую на кильсоне. Тормозит сильно, толку нет.

Мы с Витей спрашивали дорогу у туристов в гребной лодке довольно лихо: когда решили спросить, развернулись, догнали и с ходу взяли "в вилку" с обеих бортов, как на абордаж! Девушка на веслах посмотрела малость испуганно, такой быстрый и неожиданный маневр получился. В общем, повеселились и дорогу спросили. Начала волоков достигли в 19:55, тут и встали. Большая ровная поляна, лес.



13.07

Ходили смотреть Тиверск. Еле заметные для непосвященного глаза следы веков: остатки стен из валунов, мельницы на старом русле. Нам это показал парень — только закончивший институт учитель-историк, он с другом приехал специально посмотреть городище.


Начало Тиверских волоков.

Э-эй, ухнем...

Теперь можно и подкрепиться.

...

Это не авария...

...а джигитовка на Меве. Мы с Витей после этого похода собрались сходить на Азов, пройти двумя лодками от Геническа на Казантип напрямую, с ночевками в море. (Хорошо иметь "химический" отпуск 45 дней!). Надо было понять, можно ли в случая оверкиля вернуть Меву на ровный киль и идти дальше. Предполагалось, что мой тримаранчик может быть залит, но не перевернется, а большой объем надувных емкосей (матрац и пр. и пр.) позволит двигаться, пусть и сидя в "ванне". Все получилось без аварий, но это уже другая история.


Без поплавка на топе лодка быстро встает вверх дном.

Цепляясь за шверт, можно перевернуть ее обратно. Но нелегко. Кроме штатных поддувных баллонов по бортам,
тут уже был сделан второй "ярус" ниже вдоль стрингеров из ПВХ бревен в чехлах (были тогда такие, очень удобные, продавались как игрушки).

...

Снова на ровном киле, но лодка полна воды. Если будет волна, вряд ли удастся откачать эту воду.

Поплавок на топе сильно упростил задачу. Можно не спеша перебраться на другую сторону.

Еще одно важнейшее усовершенствование: основные надувные емкости плавучести и гермоупаковки (кроме небольших поддувных бортов) перенесены на один борт. Если лодка ложится на этот борт, то так и плавает на нем, вода внутрь практически не попадает. Если ляжет на другой борт, то уйдет в воду, но... из этого положения залитую лодку относительно легко перевернуть на другой борт, вращая вокруг большой емкости плавучести. Вся вода при этом выливается, получаем тот же разультат что в первом случае.


Несмотря на вес человека, плавучести борта достаточно!

Вот теперь немного воды осталось лишь под сланями!

И весла пригодились. А топовый поплавок отныне стал на М 29 штатным оборудованием.

...Я решил попробовать переночевать в лодке. Заполнил отсеки между шпангоутами, чтобы помягче было. Поймал на хлеб плотвичку, снарядил кружок. Встал на якорь, спустил парус, улегся и заснул, хотя было тесновато, а главное мешали комары, хоть и прятался в накомарник и под пленку. Улегся в начале первого, проснулся в 5:50.

15.07

Ветерок поднялся, кружка нет. Увидел его с наветра, перевернут! Рванул туда. Попалась щучка! Подвел к борту, а когда схватил, она выплюнула плотвичку вместе с крючком, но уже было поздно!

...Старт в 12:15, встали в 20:05. Весь день в основном весла и дождь. Но и ветерок был, а с 17:45-18:15 пережидали шквал. Вечером выручил Витин "Шмель", моя самодельная тушенка тоже была на высоте.



16.07. Ближе к Приозерску вышла приятная встреча с экипажем М 11: Мишей и Ниной Власенко. Решили идти в Ладогу вместе.



А вот команда Можжевеловых номером для гонок не обзавелась. Сидят себе уютненько рядышком на корме... Но ведь транец тащит воду!!
Да и фиг с ним. В этом экипаже спортивный дух проявлялся другим, даже более мощным способом – они занимались фехтованием.

17.07

Кто там с красным знаменем? Белоозеров! Он возглавлял учебный поход парусной школы по Вуоксе, который здесь заканчивался.
Дальше, как было намечено еще заранее, Виктор с Юлей присоединились к нашей флотилии.

Вечером был общий пир. Оказывается, Юля и еще две девушки из их компании, Ира и Аня, были на Топах в 79-м. Помнили, как мы варили им супчик и "за шкирку закидывали на катер"...


Эта идиллия называется река Бурная. Но кое-где там и правда порожки.

Горизонт впереди чист. Ладога.

Мы с "Нептушей" во всей красе. Карман паруса, оболочки поплавков и фальшбортики кокпита из клеенки.
Cлавная была лодочка, ходила хорошо. С регистрацией ГИМСа, между прочим: ГЦ 13-54. Парус – подарок Володи Канюкова, с тримарана из Салюта, на котором он ходил перед Мевой М 69.

Власенко впереди, на лихом коне!

Корабль Белоозеровых, М 22.

Койонсари.

...А потом с юга через всю Ладогу пришел шторм, и несколько дней надо было сидеть.

Уже не помню почему, но я спешил возвращаться и решил идти в Приозерск, как только ветер стихнет. Договорились, что М 29 пойдет меня провожать. Если пойду уверенно – вернутся, а если что-то пойдет не так, помогут вернуться и мне.

Ветер-то стих, а зыбь осталось. Огого. На береговые утесы смотреть было страшно, брызги взлетали намного выше.
Но Нептун шел хорошо, как по рельсам. Витя проводил и ушел назад (как потом выяснилось, у него на волне сломало руль, веслом пришлось управляться). А я добрался до Селькамарьянсари.

Ветер совсем стих и пришлось грести. Впервые испытал морскую болезнь, оклемался, полежав на камушках. На Сельке сидели байдарочники, тоже пережидали шторм. Ладога постепенно успокаивалась. Ушел в Бурную к мосту, разбираться.

До сих пор помню контраст при входе в реку: после огромных волн и ладожской холодины — полный штиль, кувшинки, теплынь. Метров 50-100, и совсем другой мир. Тут же начал снимать шкурки: непромоканец, свитера, штаны, сапоги.

От моста до вокзала в Приозерске пришлось тащить корабль и все имущество на тележке из детской коляски, как тому ишаку. Что делать, пара подходящих машин не остановилась, куковать на дороге тоскливо. И вдруг тарахтение, останавливается парень на велике с моторчиком.

— Давай помогу, привяжем!

— Спасибо!!! Да ведь моя телега развалится, и так поправляю всю дорогу. И твой тягач не развалился бы.. :-)

А на душе потеплело. Дотащился потихоньку.

Г.Шмерлинг
Новозавидовский - Москва, 2022.