Отчет о парусном походе 2 к.с.
по Онежскому озеру
1982 г.


1. Справочные сведения о путешествии

Группа московских туристов в составе десяти человек под руководством Федорова К.П. на четырех разборных швертботах "Мева" и надувном катамаране с 3 по 25 июля 1982г. совершила парусное путешествие второй категории сложности по Онежскому озеру.

Нитка маршрута: г. Кондопога - о. Сярь – дер. Миж-остров - дер. Пегрема - о. Кижи - дер. Каргачево - Востоянка Челмужская коса - п-ов Клим - мыс Ажепнаволок - г. Медвежьегорск. Протяженность маршрута - 303 км

Продолжительность путешествия - 23 дня.

Заключение по заявочным материалам дала Московская городская МКК Шифр 142-00-5555555.

2. Состав группы

Фамилия, имя, отчество

Год
рожд.

Место работы, должность

Туристский опыт

Обязанности в группе, распределение по судам

1

Федоров Константин Петрович

1947

НИИ "Дельта" зам. гл. энергетика

79г. Селигер-1у 80г. Азов-2у

81г Кременчуг-2р

Руководитель, рулевой "Мева " М-99

2

Кузнецова Ольга Александровна

1953

ОНП «Промгидромеханизация» инженер по ТБ

80г. ПВД

81г Кременчуг-2р

Завхоз, матрос "Мева " М-99

3

Метан Николай Павлович

1947

СУ-220 треста МСТС-2 Инженер-экономист

79г. Кереть-1у 80г. Азов-2у 81г. Вуокса-1у

зам. руководителя, рулевой "Мева " М-30

4

Метан Ревекка Израиловна

1946

ИПУ вед. конструктор

78г. - Днепр -1у 81г. Вуокса-1у

Врач, матрос "Мева " М-30

5

Марр Игорь Владимирович

1935

Машиностр. з-д им. Хруничева, начальник цеха

80г. Селигер -1у 81г. Кременчуг-2у

рем.мастер, рулевой "Мева" М-106

6

Лысун Виталий Алексеевич

1948

Машиностр. з-д им. Хруничева, стоянка мастер

ПВД 81г. Кременчуг-2у

Фотограф, Матрос "Мева" М-106

7

Веселов Игорь Анатольевич

1955

ИФЗ АН СССР аспирант

ПВД участие в соревнованиях на "470"

Фотограф, рулевой "Мева" М-130

8

Максимов Алексей Викторович

1954

ВНИИ водгео М.н.с.

ПВД участие в соревнованиях на швертботе "М"

синоптик, матрос "Мева" М-130

9

Харитонов Анатолий Николаевич

1955

Мосэлектронавто Водитель

80г. Селигер-1р 81г. Вуокса-1у

Фотограф, рулевой Катамаран

10

Титова Галина Петровна

1959

МРСУ трест Электрон-строй, инженер

ПВД походы на байдарках

матрос,

повар Катамаран

3. Сведения о районе путешествия

Онежское озеро второе по величине в Европе после Ладожского озера. Наибольшая длина его 248 км, наибольшая ширина - 80 км. Площадь поверхности 9682 кв. км без островов и 9930 кв. км. с островами. Средняя глубина - 30 м, наибольшая - 120 м. Объем воды - 280 млрд. куб. м. Около 80% площади Онего расположено в юго-восточной части Карельской АССР и 20% - в Ленинградской и Вологодской областях. На берегу озера расположена столица Карелии - город Петрозаводск.

Климат Онежского озера довольно суровый. Отличительной особенностью его является продолжительная (пять месяцев) хотя и не очень морозная зима. Зиму сменяет затяжная (три месяца) весна и затем короткое прохладное дето. А после короткой бурной осени вновь наступают холода. Распределение сезонов в течение года выглядит следующим образом:

Зима - ноябрь - март - 5 месяцев

Весна - апрель- июль 3 месяца

Лето - июль - август 2 месяца

Осень - сентябрь-октябрь 2 месяца

Средняя температура самого теплого месяца июля - + 16°С. В отдельные дни температура воздуха может подняться до + 30 -35°С а иногда ночью летом бывают заморозки до - 2-6°С.

Зимой озеро покрывается льдом. Вскрытие происходит, в зависимости от сезона, от середины апреля до начала июля. Летом вода в озере прогревается до

Летние погодные условия. Основной "фоновой" погодой являются Ю и ЮВ теплые сухие ветра с континента. Погода при этом устанавливается в основном солнечная с не большим образованием облаков днем.

На втором месте по продолжительности действия вхождения атлантического, влажного воздуха с западными и юго-западными ветрами. Погода при этом характеризуется мощным слоем облачности с обложными (проливными, затяжными) дождями.

С северными и северо-восточными ветрами входит сухой холодный воздух из Арктики. От севера возможны грозы со шквалами и резким похолоданием, но затем снова быстро проясняется и ветер к вечеру стихает. Грозы скоротечны - 20-30 минут, поэтому погоду в целом можно считать сухой. Продолжительность арктических вхождений - 2-3 дня.

Онежский муссон. В июле и июле наблюдается некоторая разница температуры воздуха над сушей и над озером, так как озеро, не успевшее прогреться, несколько охлаждает воздух. В это время преобладает временный муссонный режим ветров.

Онежский бриз. В мае и августе, в отличие от июля и июля, над озером господствуют бризы, дующие днем с озера, а вечером -с суши на воду. Скорость ветра озерного бриза (дневного) -4-6 м/сек.

Нередки на озере грозы. Грозы наблюдаются преимущественно в июле, реже в июле и августе и как случайное явление они бывают апреле и октябре. Во время грозы могут наблюдаться сильные ветры, и даже шквалы.

Шквал наиболее опасное метеорологическое явление для малых лодок из-за своей внезапности. Шквалы Онежского озера могут достигать силы 8 баллов (20 м/сек). Шквалы на Онежском озере довольно часты: за поход с ними можно встретиться два-три раза. Поэтому следует держаться ближе к берегу и постоянно следить за состоянием неба, чтобы в случае опасности можно было быстро уйти в укрытие.

Полностью убирать паруса при шквале не следует, так как лодка при этом теряет управление. Следует оставить на мачте небольшой кусочек грота и управлять им, держась за его заднюю шкаторину. Шквал продолжается от 10 до 20 минут, но всегда Благоразумнее как можно быстрее уйти в укрытие.

Средняя скорость ветра на озере в течение года - 5 м/сек. Ветры более 10 м/сек. повторяются летом в 2-3% случаев. Могут случаться на озере штормы силой 8-10 баллов (20-24 м/сек).

Волнение. Сильные ветры могут вызвать значительное волнение - 2-3 м. Максимальное волнение на озере - 5-6 м.

Течения, практически, на озере отсутствуют и представлены только в виде сточных, сгонно-нагонных и температурных течений силой 0,25 м/сек.

Онежские сейши - Сравнительно недавно на Онежском озере были открыты и начали изучаться сейши.

Сейши - это огромные по площади стоячие волны. В результате совместного действия многих факторов (ветра, давления, неравномерных осадков) уровень воды в одном месте существенно повышается, и как только силы прекращают свое действие озеро как бы, начинает раскачиваться. Уровень воды поднимается и опускается у берегов, оставаясь неподвижным в середине.

При длительном действии сильных ветров имеют место сгонно-нагонные эффекты и ветровые течения.

Вода озера считается одной из самых чистых и по некоторым показателям превосходит даже воду озера Байкал. Так минерализация онежской воды гораздо ниже, чем байкальской.

Рельеф берегов. Наш маршрут проходит по северо-западному сельговому району побережья Онежского озера. Этот район отличает строго выраженная ориентировка форм рельефа с северо-запада и на юго-восток и преобладание длинных и узких гряд (сельг). В связи с этим и побережье представляет собой череду длинных и узких мысов и разделяющих их таких же длинных и узких заливов (губ).

В этом случае говорят о фиордообразном типе берега.

Очень неровен этот рельеф и по вертикали и поэтому отмене каменистые места (дуды) могут встречаться не только у берега, но и где-нибудь посреди залива.

Очень много в этом районе островов: от крупных до самых маленьких. Количество их нередко сравнивают с тканью в горошек.

Для сравнения отметим, что восточный берег Повенецкого залива гораздо более сглаженный. Здесь преобладают песчаные пляжи с переменным содержанием валунов и гальки, сухие сосновые боры.

Район изобилует архитектурными памятниками деревянного зодчества средневековья. Кроме всемирно известного музея-заповеди Кижи некоторые из них показаны на схеме.

В селе Челмужи заслуживает внимания Богоявленская церковь. В деревне Пядьма стоит осмотреть Ильинскую часовню ХУШ века и дом Поташева 1879 года постройки.

Сильная изрезанность берегов, обилие островов, заливов (губ) и проливов (саам), живописнейшая природа, масса разбросанных по всему озеру памятников деревянного зодчества делает Онежское озеро особенно привлекательным для туристов-парусников.

По железной дороге можно подъехать к озеру в Петрозаводске, Кондопоге, Медвежьегорске. На Северном побережье имеется развитая сеть автобусного сообщения. Шоссейные дороги опоясывают все озеро и удобны для экстренного схода с маршрута. Во многих поселках можно пополнить запас продуктов (хлеб, крупы, чай, сахар, комиссионная тушенка).

Прогноз погоды передается несколько раз в день по петрозаводскому радио на волне 400 МО (0,75 МГц). Расписание передач Петрова вотского радио можно узнать из республиканской газеты Карельской АССР "Ленинская правда". Кроме того, очень полезно прослушивание обширных прогнозов погоды по стране в целом, передаваемых ежедневно по "маяку" (2-я программа всесоюзного радио) в 20.00.

4. Организация путешествия

При подготовке к путешествию мы, прежде всего, изучили опыт предыдущих групп, совершивших путешествия по Онежскому озеру. В разные годы это были следующие группы:

1972г.

Байбаков В.И. Медвежьегорск – Вытегра - Петрозаводск.

1973г.

Иванов Ю.Г. Кижские шхеры.

1973г.

Власенко М.Г. Медвежьегорск - Кижи - Петрозаводск.

1976г.

Мочуговский В. Кондопога - Кижи - Вытегра.

1977г.

Закладной В.П. Медвежьегорск - Вытегра.

1978г.

Мочуговский В. Медвежьегорск - о. Василисин - Петрозаводск.

1978г.

Крюков В. Медвежьегорск - Вытегра. 1981г. Матвеев - Медвежьегорск - о. Кижи.

1981г.

Пушкин Н.И. Медвежьегорск - о. Кижи - Урицкая - Уницкая губа.

1981г.

Булгаков И.П. - Медвежьегорск - Великая губа - о. Кижи.

Прежде всего, мы хотим поблагодарить группу Булгакова И.П. вставившую о своем путешествии хороший отчет (№ 4058 библиотека МГТК), который во многом нам помог.

Большинство наших предшественников сходились на том, что господствующие ветры над Онежским озером - южные. Поэтому всем, кто начинает свой маршрут из Медвежьегорска, приходится бороться со встречными южными ветрами. Чтобы пройти Повенецкий залив с юга на север, принимаем решение: маршрут начинать с Кондопоги, а заканчивать его в Медвежьегорске.

Нас предупреждали, что Кондопожская губа очень загрязнена и забита плавающим лесом. Однако, в связи с наиболее удобным подъездом в Кондопоге, останавливаемся на ней как на начале маршрута. И, конечно же, наш маршрут пройдет через музей-заповедник Кижи.

Итак, маршрут определен, приступаем к подготовке судов. На Онежском озере, по рассказам предшественников, нас ожидает очень короткая и крутая волна. Все делаем брызгоотбойные козырьки в передней части кокпита, швертовые колодцы наращиваем мягкими рукавами, которые в завернутом виде предотвратят залива через колодец при волнении.

На Онежском озере ожидаются шквалы, а на "Меве" мачта плохо закреплена назад и может быть сломана вперед порывом ветра - устанавливаем ахтерштаг либо бакштагов зависимости от вкуса рулевых. На гроте применяем различные системы рифления паруса: либо завязыванием грота к гику, либо наматыванием паруса на гик (патент-риф). А чтобы не наскочить на подводные камни и топляки (намокшие, торчащие одним концом из воды бревна, которых много на Онежском озере) придется просто проявлять повышенную внимательность и осторожность.

Для обеспечения непотопляемости закрепляем на судах надувные - емкости. Для лучшей всхожести лодки на волну груз (вещи) стараемся закрепить ближе к середине, а емкости непотопляемости (ПВХ шары, "бревна", детские надувные матрацы), крепим в носу, — и вверху по бортам. Общий объем надувных элементов на не менее 100 литров.

В снабжение лодок входят: весла, буксирный конец длиной 30 м, водоотливные средства, якорь.

Все экипажи обеспечиваются теплой шерстяной одеждой, непромокаемыми костюмами и спасжилетами емкостью 16 литров.

Для защиты от солнца взяли белые перчатки, светлые шапочки козырьком и темные очки. И это все в походе пригодилось.

Для наблюдений за погодой взяли с собой два барометра, для измерения температуры воздуха и воды - два термометра, для прослушивания прогнозов погоды и проверки часов взяли радиоприёмники "Сокол" и "Океан".

Нашими навигационными приборами были: компас, лаг из спиннинговой катушки, часы с секундной стрелкой, бинокли. Для работы

картой использовали масштабную линейку, транспортир, курвиметр.

В группе было несколько фотоаппаратов и киноаппарат "Кварц" -2М ЗУ. С запасом кинопленки. На этом, пожалуй, специальное снаряжение заканчивается.

За время похода у нас выработался определенный режим дня, на наш взгляд, оптимальный, поэтому приводим его в отчете.

7.00 - подъем

7.00- 10.00 завтрак, утренние сборы

10.00- 14.00 утренний переход

14.00- 15.00 горячий перекус на берегу

15.00- 19.00 вечерний переход

19.00 -22.00 разбивка лагеря, ужин.

22.00 - отбой.

Двигаться по маршруту, было решено компактной группой, не растягиваясь. Связь между судами осуществлялась простым способом - все следили за действиями руководителя и ближайших экипажей. В этом случае никто не уходит в сторону, а следует за руководителем и при необходимости рядом идущий экипаж всегда готов прийти на помощь аварийному экипажу.

Каждое утро перед выходом на маршрут руководитель проводил совещание рулевых, чтобы наметить план предстоящего дневного перехода. Вечером, у костра подводили итоги прошедшего дня, разбирали действия группы на маршруте.

Дежурства "по кухне" у нас были приняты не по одному, а по два экипажа в день. Эта система оказалась менее обременительной и более гибкой в организационном отношении, чем при традиционном дежурстве одним экипажем. Впрочем, сознаемся, что идея "парного" дежурства принадлежит не нам, а Виктору Николаевичу Белоозерову, применившему такой способ дежурства в школьном походе по Вуоксе в 1981 году.

В заключение этого раздела хочется отметить, что очень скрашивала наше несколько однообразное время провождение в походе, игра в волейбол. Десяти человек было достаточно для игры "команда на команду".

Разметить площадку и натянуть подобие сетки, было несложно. А тренер у нас был самый настоящий - спортсмен-разрядник Игорь Владимирович Марр.

4 июля. Успенская церковь в Кондопоге - одна из самых красивых на Онего. 5. График движения и техническое описание прохождения маршрута

 3 июля

16.00 . Под дождем загружаемся в поезд № 344 Москва-Мурманск. Дождь сопровождает нас до самого места назначения.

 4 июля

9.00 . прибыли в г. Кондопогу. Пасмурно, но дождь, наконец-то, прекратился. Несмотря на воскресенье, довольно быстро находим крытую автомашину. По дороге фотографируем Успенскую церковь, расположенную на берегу озера - одну из самых красивых на всем Онего. В 10.00 - мы в точке "старта" - залив Роггуба. Здесь разбиваем лагерь, собираем лодки , распределяем по термоупаковкам продукты и вещи. Ревизию продуктов, закупленных в Москве, сделали еще в поезде и теперь распределяем их поровну между экипажами. Чтобы выполнить все основательно, не торопясь, делаем сегодня дневку.

Давление 750 мм, температура воздуха +16°С, температура воды +15°С. Ветер ЮВ 3 балла. Пасмурно, временами моросит дождь, То приходит, то уходит туман. Очень сыро, но тепло.

4 июля. Роггуба - место сборки лодок

 5 июля 1 ходовой день

10.00-12.00. Старт - стоянка 1 . Выходим из Роггубы в Кондопожскую губу. Курс - юго-восток. Ветер встречный - Юго-восточный, силой 3 балла. Датировка. Вскоре набегают темные тучи, ветер усиливается до 4 баллов, отдельные волны с гребешками достигают высоты 1 метра. Из темных туч пошел крупный дождь. Условия для первого знакомства с озером "не слабые", поэтому первый переход делаем короткий - всего два часа. Тем более что от крупной волны на катамаране сломался шверт.

12.00- 15.00. Для отдыха, ремонта шверта катамарана и обеда встали на удобной закрытой от ветра стоянке 1.

6 июля 10.00. 5 июля 10.30. Юго-восточный ветер 4 балла, лавирует "Мева" М-130 Веселова И.А. 5 июля 15.00. Наш катамаран. Рулевой - Анатолий Харитонов, матрос - Галина Титова.

15.00-17.00 стоянка 1 - стоянка 2. После ремонта - продолжаем движение по маршруту. Курс - юго-восток. Ветер отошел к югу и ослабел до 3 баллов. Идем в бейдевинд правым галсом. Небо просветлело, дождь прекратился, настроение поднялось. Особенно у экипажа отремонтированного катамарана. В 16.00 проходим остров Торплуда. Не все экипажи заметили изменение направления ветра и продолжают лавировать, вместо того, чтобы идти одним галсом. Отставших поджидаем на стоянке 2. Здесь крутые берега и стоянка годится только для кратковременного подхода.

Проходим о. Торплуда.

17.00 - 19.00 стоянка 2 - стоянка З. Продолжаем движение по маршруту компактной группой. Курс - юго-восток. Ветер отошел на запад, и теперь мы идем уже в бакштаг. Попутная полуметровая волна, подталкивая лодки, существенно помогает продвижению вперед. Проходим о-ва Великие, и на ночевку останавливаемся в чрезвычайно удобной бухточке (стоянка № 3), закрытой ото всех ветров на траверзе Юлькина маяка. Пеленг со стоянки 3 на Юлькин маяк равен 210°, а с маяка на стоянку - 30°. Здесь и далее пеленги - истинные.

Магнитное склонение - остовое 7°.

Итог дня: 20 км. за 6 ходовых часов.

Первое знакомство с озером прошло вполне успешно. Давление сегодня 748 мм, температура воздуха + 16°С.

 6 июля 2 ходовой день

7.00 - 10.30 . Подъем, завтрак. Утренние сборы.

10.30 - 14.30 . стоянка З - стоянка 4. Выходим на маршрут при водном штиле. Лишь иногда задувает слабый ветерок коротким порывом и снова - полная тишина. Садимся на весла. Курс - юго-восток, вдоль западного берега п-ва Чаж. Берег сильно изрезан, имеет много заливчиков- укрытий, особенно в южной оконечности. Хорошим ориентиром здесь служит маяк О. Березовец, видимый издалека. Хорошо этот маяк виден и с восточной стороны полуострова Чаж.

6 июля 12.00

Обогнув мыс Чажнаволок, оставили позади бесконечную гладь открытого Онего и двинулись на север, вдоль восточного берега полуострова Чаж. Теперь мы в заливе Большое Онего.

Для отдыха и горячего перекуса на берегу остановились на северной оконечности самого восточного острова из группы Заячьих (стоянка 4).

Место стоянки оказалось очень удобным, так как имело длинную галечную косу загибающуюся на конце буквой "Г" с приглубыми берегами. Надо отметить, что неприступные, на первый взгляд, каменистые берега Онежского озера имеют великое множество уголков как будто специально созданных природой для наших малых судов. В этом мы убедились сейчас и не раз еще убеждались в дальнейшем. По выражению местных жителей, мест хороших много, их нужно только знать .

6 июля 14.30

14.30 - 16.00. стоянка 4. Отдыхаем на берегу, перекусываем, надеемся на появление ветра.

16.00-19.00 . стоянка 4 - стоянка 5. Не дождавшись ветра, продолжаем движение по маршруту на веслах. С целью ночевки подходим к стоянке 5 у о-ва Сосновец. Стоянка оказалась неудобной - низкой, с множеством комаров. Принимаем решение: используя устойчивую тихую погоду, пересечь на веслах Горскую губу (ширина 6 км) и выйти напрямую к о. Сярь.

19.00- 21.00 стоянка5 - стоянка 6. Дружно гребем, держа курс точно на маяк о. Сярь. В 21.00 - финиш. См. фото10. На ночевку встали недалеко от маяка.

6 июля 21.00

Итог дня: Пройдено 27 км на веслах за 9 часов.

Погода: давление 748 мм. Температура воздуха +16 С. Высококучевые облака с прояснениями. Душно. Легкая дымка. Штиль.

7 июля 2-я дневка

На о. Сярь (стоянка 6) - вторая дневка. Обращаем внимание на множество цветущих растений. Цветут - яблони, рябина, шиповник, ландыш, земляника, брусника, черника. Это красиво, но северных ягод нам, видимо, в этом году не пробовать. Из-за холодной весны этого года ягоды появятся в Карелии намного позже обычного. Грибов в лесу тоже очень мало.

После обеда задул северный трехбалльный ветер. Оттуда же, с севера со стороны Лижемской губы появился парус. Парус стал приближаться к нам. С любопытством рассматриваем его в бинокли: кто бы это мог быть? И, конечно же, это оказались свои - наши друзья, московские туристы-парусники супруги Миша и Нина Власенко. Здесь они проводят свой отпуск, обходят свои знакомые и любимые места Онежского озера. Они же сообщили нам, что следом за нами на двух "Мевах" идет группа Валерия Ксендзова (на второй "Меве" - Юрий Георгиевич Иванов). И действительно, через пару часов к нашему лагерю подошли "Мевы" Ксендзова и Иванова. Вот эта встреча посреди Онежского озера! Не даром говорится, что мир тесен.

7 июля 16.00. стоянка 6 о. Сярь.

Маршрут группы Ксендзова не совпадает с нашим. Те же только - начальная и конечная точки маршрута. Поэтому, наметив встречу в районе Кижей 13 июля, расстаемся с ними. Они вместе с Власенко уходят дальше по маршруту. К этому времени северный ветер усилился до четырех баллов и лодки медленно, но уверенно пошли в лавировку против ветра. Температура воздуха днем была +18°С, сейчас она снизилась до +12°С. Температура воды +10°С. Давление *58 мм. рт. стоянка. Если погода сохранится, на завтра ожидаются тяжелые условия.

8 июля 3 ходовой день

7.00-10.30. Подъем, завтрак, утренние сборы. 10.30 - 12.30 . Стоянка 6 - стоянка7. Вчерашний, северный ветер отошел на северо-запад и постепенно стал стихать. В момент отхода он был силой 3 балла, затем 2 балла и у Сосново - Уницкого маяка - 1 балл. Идём на северо-восток в галфвинд левого галса. Волнение 0,2 м. небо ясное с легкой дымкой. Солнечно, тепло. Хочется раздеться и загорать. В 12.30 подошли к маяку Сосново-Уницкому.

8 июля 12.30. Подходим к Сосново-Уницкому маяку.

Остановились на втором острове за маяком (7-я стоянка). Место для стоянки хорошее, но каменистые подходы, в свежую погоду могут стать опасными.

13.30 - 15.00 стоянка 7 - стоянка 8. Ветер стих окончательно и установилась прямо-таки среднеазиатская жара (+ 28°С в тени, а на солнце все +35°С). Бывает на Онежском озере, в июле месяце, и такая необыкновенная жаркая для северного края погода.

Садимся на весла. Жара размаривает так, что не хочется двигаться совсем - веслами машем еле-еле. Курс - на север в Уницкую губу.

Вскоре пристаем на перекус к Вегорукскому полуострову (стоянка 8). Место удобно только для кратковременного подхода. Палатку поставить негде - почти от самого берега круто вверх поднимаются скалы.

17.00 - 20.00 стоянка 8 - стоянка 9. После перекуса продолжаем движение по маршруту. Стоит также жаркая безветренная погода - идем на веслах. Нашим первоначальным планом было идти в деревню Пегрема. Предполагалось, что это крупная деревня, в которой имеется магазин и баня. Но после разговора с местными жителями план пришлось изменить. Оказалось, что деревня. Пегрема - нежилая. А ближайший жилой поселок - это Ламбас - ручей в губе Вегорукса. Деревни Усть - Река и Вегорукский Погост в этой же губе тоже нежилые. "Идем в Ламбас - ручей.

К берегу подходим в 20.00 (стоянка 9). В двух шагах от берега - баня. Тут же идем мыться. А магазин, к сожалению, уже закрыт. Почти одновременно с нами к поселку подошел рыбацкий сейнер. Посланные к рыбакам делегаты от нашей группы вернулись с мешком рыбы килограмм на двадцать.

Для того чтобы завтра можно было вернуться в Ламбас-ручей, для посещения магазина, на ночевку решили остановиться на противоположном берегу залива.

21.00- 21.30 стоянка 9 - стоянка 10. Довольно быстро переходим на веслах на другую сторону залива и становимся на ночевку у заброшенной деревни Миж-остров (стоянка 10). Место не очень удобное, поросшее высокой густой травой, но дров (плавника) много. В 24.00 поднялся сильный восточный ветер. Вытаскиваем лодки на берег и убираем паруса. С севера идут мощные черные тучи. Какую погоду они предвещают на завтра? Если это вторжение арктического холодного воздуха, то ожидается бурная погода с усилениями ветра и грозами.

9 июля 3-я дневка

Сегодня - очередная дневка, стоянка 10. Посылаем "гонцов" в магазин за продуктами. Кстати, в Ламбас-ручье неплохой книжный магазин, который советуем посетить. С большим интересом осматриваем постройки деревни Миж-остров. Они поражают своим размахом, ярко выраженной своеобразной архитектурой. Очень жаль, что все это заброшено, гниет и рушится на глазах и когда-нибудь исчезнет совсем.

9 июля стоянка 10 деревня Миж-остров. Заброшенный дом и часовня. 9 июля стоянка 10 деревня Миж-остров. Огромный заброшенный, разваливающийся крестьянский дом. То же, фасад. Cтарая лодка - "кижанка"..

На обед варим и жарим в большом количестве вчерашнюю рыбу.

Вчерашний прогноз оправдался. В 9.00 - сильнейшая гроза. Почти непрерывно гремит гром. Проливной дождь, а затем и град. Сильный ветер от юго-востока. Через полчаса дождь прекратился. Но небо остается пасмурным, ветер юго-восточный три балла.

К 15.00 небо прояснилось, а юго-восточный ветер усилился до пяти баллов.

Вечером (18.00) пришли темные тучи с юго-запада с дождем и ветром. Это заявка погоды на следующий день. Всю ночь идет сильный ровный дождь. Если это североатлантический циклон, то дождливая погода может затянуться.

10 июля 4 ходовой день

Утром небо прояснилось, но западный ветер сохранился. Встаем, завтракаем, сворачиваем лагерь и выходим на маршрут.

12.00- 15.00 - стоянка 10 - стоянка 11. Держим курс на юг. Идем к архитектурному памятнику Вегорукский погост. Погода солнечная, дует легкий (3 балла) западный ветер. Галфвинд правого галса

10 июля 13.00. переход дер. Миж-остров - Вегорукский погост. Западный трехбалльный ветер. Галфвинд, М-99 Константин Фёдоров и М-130 Игорь Веселов.

В 15.00 подходим к Вегорукскому погосту (стоянка 11).

Подходим к Вегорукскому погосту.

15.00 - 16.00 стоянка11. Осматриваем памятник архитектуры - церковь Николы. Фотографируем ее. Церковь заброшена и разрушается, также как и деревня ее окружающая. А когда-то здесь было, видимо, очень оживленное место. Делаем горячий перекус на берегу и отправляемся дальше в путь - на деревню Пегрема.

Вид с колокольни церкви Николы.

16.00 - 20.00 стоянка11 - стоянка12. Пока мы были на берегу, западный ветер несколько усилился (до 4 баллов). Пошла крупная волна - отдельные гребни до 1 метра. Курс - север, галфвинд левого галса (фото23, 24). В 20.00 мы у цели и встали на ночевку на краю деревни. Деревня Пегрема крупная, нежилая, на берегу у самой воды стоит очень живописная часовня - памятник архитектуры (фото25). Лишь в некоторых домах поселяются на лето дачники.

10 июля 16.00. переход Вегорукский погост - дер. Пегрема. М-99 Костя Фёдоров. М-106 Игорь Марр. 10 июля 20.00 стоянка 12 дер. Пегрема. Часовня в деревне Пегрема.

11 июля 5 ходовой день

7.00-10.00 стоянка12. Подъем, завтрак, утренние сборы. Определяем свою задачу. 13-го у острова Кижи мы договорились встретиться с группой Валерия Ксендзова, которая будет обходить большой Клименецкий остров с южной стороны. Мы же, после захода в Уницкую губу (что входило в план нашего похода), подойдем к острову Кижи через Кижские шхеры с северной стороны Большого Клименецкого острова. Сейчас мы находимся в 60 км от намеченной точки встречи. Намечаем пройти их за два ходовых дня - 11-ое и 12-ое июля. А день 13 июля оставляем в резерве. На сегодня , 11 июля, ставим задачу пройти 28 км до дер. Пески, что находится южнее Липовских островов. Казалось бы, немного, но ветер в прямом и переносном смысле оказался против нас.

10.00 - 16.00 стоянка12 - стоянка13. Отходим от берега, ложимся на курс (юго-восток) и получаем встречный юго-восточный ветер силой 2 балла. Идем в лавировку. Ветер дует вдоль залива, поэтому очень скоро поднимаемся полуметровая встречная волна. Скорость продвижения по маршруту очень скромная - 2 км/час, но цель поставлена, поэтому упорно закладываем галс за галсом, идем вперед и только вперед.

В 16.00 достигаем северной оконечности острова Ачин (стоянка 13). Здесь очень удобная закрытая с трех сторон бухта.

11 июля 16.00. стоянка 13 о. Ачин.

16.00 - 17.30 стоянка 13. После шести часов лавировки отдыхаем, делаем горячий перекус, занимаемся мелким ремонтом и снова вперед против ветра.

17.30 - 21.30 стоянка 13 - стоянка 14. Юго-восточный ветер усилился до 3 баллов. Здесь он дует вдоль залива Большое Онего, поэтому даже такой несильный ветер поднял метровую с пенными гребнями волну. Однако длина такой волны составляет 6-10 метров и 3,5 метровая "Мева" в нее хорошо вписывается. В таких условиях продолжаем лавировать до конца дня.

У острова Макс нас обогнала крейсерская яхта, которая лавировала под топовой генуей - необычный вариант лавировочного вооружения!

11 июля 18.00. траверс о. Макс.

В 21.30 - после 10 часов лавировки встаем на ночевку на стоянке 14. Здесь очень удобная бухта, которую легко найти. Она находится в створе маяка Сосново-Уницкого и островов Кузова. Пеленг на маяк 320° , а от маяка 14°.

Прошли 20 километров, однако до дер. Пески не дошли. Засыпаем в надежде на изменение направления ветра на завтра.

12 июля 6 -ходовой день

7.00- 10.00. Подъем, завтрак, утренние сборы.

10.00-15.00 стоянка 14 - дер. Пески (стоянка 15). Курс - юго-восток. Снова встречный юго-восточный ветер, сначала силой два балла, а затем ослабевает до одного балла. Продвигаемся вперед еле-еле, за 5 часов прошли только 8 км до деревни Пески.

15.00-17.00 дер. Пески (стоянка 15). Пристаем к берегу для отдыха и горячего перекуса. Деревни не видно, но песчаный пляж имеется.

17.00 -22.00 стоянка15 - стоянка16. После отдыха снова вперед, Юго-восточный ветер усилился до 3 баллов, быстро поднялась метровая волна. Вновь повторяется вчерашняя картина, однако дело усугубляется еще тем, что ветер неровный по силе, он часто стихает почти до штиля, оставляя лодки болтаться на крупной зыби, продвижение вперед в лавировку минимальное. На ночевку останавливаемся на мысе Ковнаволок (стоянка 16). Очень устали, но прошли мало - за десять часов всего 16 километров. А завтра надо быть в Кимах. До Кижей осталось 22 км, решаем в случае слабого встречного ветра на завтра пройти это расстояние на веслах. По нашим замерам скорость "Мевы " под веслами 3 км/час, значит, пройдем это расстояние за 7 часов.

13 июля 7 ходовой день

7.00 - 9.40 подъем, завтрак, утренние сборы.

9.40 - 13.40 стоянка16 - дер. Сенная Губа (стоянка17).

Жарко, безоблачно. Такая погода стоит уже третий день. Ветер слабый, встречный - юго-восточный 1 балл. Как и было задумано, садимся на весла и идем к Кижским шхерам. Резко почувствовали переход от Большого Онего к Кижским шхерам, так как сразу уменьшилось волнение, из-за множества островов постоянно сверяемся с картой 13.40 подходим к поселку Сенная Губа, к церкви этого поселка (см. фото29).

13.40 - 14.30 пос. Сенная губа (стоянка 17). Осматриваем поселок, подаем телеграммы в Москву и Петрозаводск. Делаем горячий перекус и дальше в путь.

Белые паруса - у белой церкви / группа у той же церкви/. пос. Сенная губа. Карельский жилой дом.

14.30- 17.00, пос. Сенная Губа (стоянка17) - стоянка 18.

К моменту выхода задул северо-западный ветер силой 3 балла, Идем на север к острову Кижи в бейдевинд. Между островов крупной волны нет, поэтому ход хороший. На Кижи и обратно постоянно "пролетают" суда на подводных крыльях. Поэтому следует проявлять повышенную осторожность и не вылезать на судовой ход. "Метеор", выскочив из-за поворота, не успеет затормозить или свернуть в сторону, трагедия последует неминуемо!

Остановиться на острове нельзя, поэтому в 17.00 на ночевку остановились в бухте напротив (стоянка 18). Сюда же через пару часов подошла группа Ксендзова. В назначенный день и в назначенном месте встреча состоялась. Усталые, но довольные выполненной задачей, разбиваем лагерь, готовим ужин. На завтра планируем день отдыха - дневку.

14 июля 4-я дневка

Сегодня - дневка, заслуженный отдых после напряжения последних дней, когда нужно было пробиваться к Кижам против встречного ветра и еще успеть в срок на место встречи с группой Ксендзова.

Четвертый день стоит антициклон. Небо совершенно безоблачное.

Жарко, +20°С, в тени и +29°С на солнце. Температура воды +21°С, тогда как в открытом Онего температура воды +10°С. Купаемся, загораем, стираем. По очереди ездим на экскурсию в Кижи.

Во второй половине дня поставили дистанцию и провели несколько гонок - первую Кижскую регату. Победителем стал Костя Федоров, за что он получил в качестве приза сувенир.

Вечером устраиваем праздничный ужин в честь успешного завершения половины маршрута. А завтра снова двинемся в путь.

15 июля 8 ходовой день

7.00-10.30. Подъем, завтрак, утренние сборы.

10.30 - 11.30 стоянка18 - дер. Ямка о. Кижи (стоянка 19) Прежде чем двинуться дальше по маршруту, решаем зайти в магазин дер. Ямки на о. Кижи для пополнения запаса продуктов. Курс - север, ветер юго-восточный силой три балла, бакштаг. Небо ясное с небольшими кучевыми облаками. Волнение между островами Кижских шхер практически отсутствует, лодки резво бегут вперед.

15 июля. 10.30. Бросаем последний взгляд в сторону Кижей и идём дальше. М-106 рулевой Игорь Марр.

11.30-12.15. В деревне Ямки (стоянка 19) заходим в магазин, делаем необходимые покупки. В магазине есть практически все продукты даже комиссионная тушенка в стеклянных банках. Распределив, закупленные продукты по лодкам, отправляемся дальше по маршруту.

12.15 - 14.15 стоянка 19 – стоянка 20. Курс сначала на восток на острова Уймы, а затем на северо-восток, к мысу и маяку Лейнаволок. Погодные условия те же - юго-восточный ветер силой три балла. Однако резко меняются волновые условия по выходе из островов Уймы в залив Малое Онего. Здесь тот же трехбальный ветер легко разгоняет метровую волну. В 14.15 мы на траверзе маяка Лейнаволок.

15 июля 14.15. Траверс маяка Лейнаволок /группа у берега. Стоянка 20/.

14.15 - 15.30 стоянка 20. Отдыхаем, делаем горячий перекус на берегу недалеко от маяка Лейнаволок. Чтобы не упустить благоприятный ветер, позволяющий развивать хорошую скорость, без задержки отправляемся дальше по маршруту.

15.30 -17.00 стоянка 20 - о. Вороний стоянка 21. Курс - северо-восток. Тот же юго-восточный трех бальный ветер гонит метровую волну. Идем в галфвинд, ход развиваем максимальный - 6,7 км/час, Временами кажется, что корпус соседней лодки скрывается под водой, но через секунду она вновь выскакивает вверх на гребне очередной волны. В 17.00 мы у острова Вороньего.

17.00 - 18.00 - остров Вороний, стоянка 21 . На острове заслуживает внимания часовня, кстати, очень чистая и ухоженная, в которой хранится каменный крест, по преданию, приплывший сюда по волнам Онежского озера. Осматриваем остров и часовню. Между островом и берегом образуется как бы тихая бухточка, закрытая от сильного ветра и крутых волн, где можно удобно отстояться и переждать непогоду. Со стороны острова, обращенной к озеру, гремит настоящий морской прибой , 8 на стороне острова, обращенной к берегу, тишина и полный покой.

На фото хорошо виден на "Меве" М-30 топ-штаг. Оказалось, что при применении ахтерштага или бакштагов идущих к топу мачты (фордунов) очень полезно раскрепить топ мачты вперед топштагом. В противном случае ахтерштгом и бакштагами мачта сильно загибается назад. При установке же топ-штага мачта сохраняет прямое положение в любых условиях.

18.00 - 22.00 стоянка 21 - дер. Каргачево стоянка 22. продолжаем движение по маршруту в тех же погодных условиях. В 19.20 проходим, маяк Тамбиц - Нос (фото42), делаем поворот в соответствии с береговой линией, и галфвинд меняется на бакштаг. Волнение становится попутным и способствует нашему продвижению вперед. В 22.00 пристали к берегу на ночевку на траверзе острова Телячий в одном километре южнее дер. Каргачево (стоянка 22).

16 июля 19.20. проходим маяк Тамбиц - Нос. Под М-30 от кормы к носу только что прокатился метровый гребень.

Итог дня: за 8,5 часов пройдено 48 км со средней скоростью 5,7 км/час. Это самый большой и скоростной наш дневной переход.

16 июля 5-я дневка

Сегодня - дневка, день отдыха. Погода стоит жаркая + 25°С в тени, + 33°С на солнце. Температура воды +18°С. Небо безоблачное - шестой день антициклона. Полный штиль. Купаемся, загораем. Досаждают комары, которых на этой стоянке оказалось много.

Разметили тесьмой волейбольную площадку. Из марли сделали волейбольную сетку. Разбились на команды и с удовольствием сыграли несколько партий в волейбол.

После обеда несколько человек отправились в поселок Кузаранду. В поселке имеется почта, телеграф, междугородний телефон (можно позвонить в Москву), продовольственный магазин. Закупили недостающие продукты.

Назавтра решаем перейти на восточное побережье Повенецкого залива через остров Хед.

17 июля 9 ходовой день

7.00 - 10.00 . Подъем, завтрак, утренние сборы.

10.00-12.00 стоянка 22 - о. Хед стоянка 23. Погода благоприятная - солнечно, ветер юго-западный три балла, попутный. По карте определяем пеленг на южную оконечность о-ва Хед, до которого от нас 9 км. Компасный курс – 14°. Идем на фордевинд с хорошим ходом -4,5 км/час. В 12.00 мы на острове Хед (стоянка 22).

12.00 - 14.20 стоянка 22 - Липовско-Заячий проход стоянка 23. Продолжаем движение вдоль восточных берегов остров Хед и Заячьего к Липовско-Заячьему проходу. В это время ветер изменился с Юго-западного на Юго-восточный и усилился до четырех баллов. Очень быстро поднялась метровая волна. Курс относительно ветра - бакштаг, поэтому волнение попутное и не мешает, а помогает движению

В 14.20 мы у маяка Липовско-Заячьего прохода - стоянка 24.

17 июля 14.20. стоянка 24. Вид от маяка на Липовско-Заячий проход.

14.20 - 15.30 стоянка 24 маяк Липовско-Заячьего прохода, Отдыхаем, делаем горячий перекус. Рассматриваем в бинокль песчаные берега Восточной Челмужской косы и принимаем решение идти именно на нее.

15.30 - 16.30 стоянка 24 – Восточная Челмужская коса стоянка 25. Юго-восточный ветер ослаб до двух баллов. Идем в бакштаг правого галса и через час мы на Восточной Челмужской косе. Сначала подошли к северному берегу косы (фото45), а затем нашли удобное место для стоянки на южном ее берегу (стоянка 25, фото46).

17 июля 16.00. Северный берег Восточной Челмужской косы. 17 июля 16.30. стоянка 25. Роскошные песчаные пляжи южного берега Восточной Челмужской косы.

Восточная Челмужская коса сложена из песка, имеет отмелые подходы, поросла сосновым лесом. Вода здесь прогревается хорошо, пляжи располагают к купанию, комаров совершенно нет, и пейзаж напоминает Прибалтику. Встретить такое курортное место в северном краю для нас было полной неожиданностью.

Итог дня: за 5 часов пройдено 25 км.

18 июля 6-я дневка

Сегодня решили сделать дневку: уйти с такого благодатного места не насладившись им оказалось просто невозможно. К тому же погода совершенно пляжная. Восьмой день безоблачная жаркая погода. Температура воздуха в тени + 24°С. Температура воды +22°С, как на Черном море!

Купаемся, загораем. Конечно, играем в наш, теперь уже любимый, волейбол. Наш тренер Игорь Марр взялся серьезно нас тренировать, Действительно, после вынужденной неподвижности в лодке попрыгать и размяться на волейбольной площадке и приятно и полезно.

Появляется желание остаться здесь еще на один день, но время поджимает и нужно продолжать движение по маршруту.

19 июля 10 ходовой день

7.00 - 10.20. Подъем, завтрак, утренние сборы, На совещании рулевых намечаем план дневного перехода ( фото47). Решаем сегодня пройти через о. Мег на полуостров Клим и таким образом вновь перейти на западный берег Повенецкого залива.

10.20 - 14.20 стоянка 25 - стоянка 26. Погода резко изменилась.

Небо затянулось низкими тучами, временами накрывает дождь. Температура воздуха +20°С. Ветер северо-западный два балла. Идем в лавировку на северо-запад.

В 14.20 остановились на перекус на Западной Челмужской косе в плавно изогнутом песчаном заливе, где нашли оборудованную стоянку (стоянка 26).

14.20 - 15.00 стоянка 26. Кратковременный отдых на берегу с горячим перекусом и снова вперед.

15.00- 18.00 стоянка 26 - п-ов Клим стоянка 27. погодные условия те же. Сначала берем курс на северную оконечность острова Мег. Пройти одним галсом не удается. Снова лавируем. Так продолжается до конца перехода. К вечеру проясняется, но ветер остается прежним. В 18.00 на полуострове Клим находим уютный пляж, на котором останавливаемся на ночевку (стоянка 27).

19 июля 18.00. стоянка 27, полуостров Клим. Это одно из немногих удобных для стоянки мест в этом районе.

20 июля 11-й ходовой день

7.00 - 10.00 . Подъем, завтрак, утренние сборы.

10.00 - 14.00 стоянка 27 - о. Речной стоянка 28. Солнечное утро. Ветер северо-западный два балла. Снова лавировка. Отходим от места ночевки, оставляя позади Клим-гору. В 12.00 проходим маяк острова Сад. В 14.00 пристаем на перекус к о. Речному (стоянка 28).

14.00-15.00 . Стоянка 28 на о. Речном очень неудобная. Берег обтянут старой колючей проволокой. Подходы каменистые. При свежей погоде подойти будет трудно. Остановились здесь только на перекус. 15-00 - 20.00 стоянка 28 - мыс. Ажеп-наволок стоянка 29. Ветер изменился на Юго-Западный, силой два балла. Идем в галфвинд левого галса. Скорость продвижения по генеральному курсу резко возросла. На ночевку остановились у основания мыса Ажепнаволок . Здесь узкий пляж достаточный только для того, чтобы вытащить лодки на берег, места для установки палаток практически нет. Однако, в конце концов, нашли, где поставить палатки.

На последнем переходе Толя Харитонов закинул дорожку, Результат - две крупных щуки.

21 июля 12 ходовой день

7.00 - 11.30 . Подъем, завтрак, утренние сборы.

11.30 - 15.30 стоянка29 - стоянка30. Солнечно. Кучевые облака, пожалуй, более плотные, чем облака хорошей погоды. Ветер западный четыре балла. Высота волны 1 м. Курс на запад, на остров Цинг. Лавировка .

В 15.30 пристали к берегу у острова Цинг на перекус (стоянка 30).

15.30 - 16.30 стоянка 30. Отдыхаем, делаем горячий перекус. Место неудобное - низменное, болотистое с глухим мрачным лесом. Стоянка годится лишь для кратковременного подхода.

16.30 - 18.00 . стоянка30 - мыс. Ив-Наволок стоянка31.

Ветер несколько утих - западный три балла. Идем в бейдевинд левого галса вдоль берега. Кучевая облачность усиливается. На нас с берега надвигается особо мощная туча необычно сильно развитая по вертикали и горизонтали. Можно предположить, что из неё задует шквал. Но, поскольку мы со шквалами еще не сталкивались, смело продолжаем движение.

В 18.00 у мыса Ив-Наволок эта туча пересекает наш курс сзади нас. Получаем сильный шквал сзади. Каждая лодка по-своему переносит его. Но все остаются на ровном киле. Вероятность аварии, пожалуй, здесь была очень значительной! После шквала пристаем к берегу, чтобы привести лодки в порядок и прийти в себя (стоянка 31). Место стоянки совсем узкий, песчаный пляж. Рядом проходит оживленная автодорога.

20.00 - 21.30 стоянка 31 - мыс. Толстый Наволок стоянка 32. Ветер северо-западный три балла. Идем в лавировку. На ночевку останавливаемся на песчаном пляже недалеко от оконечности мыса Толстый Наволок (стоянка 32). Место для стоянки довольно удобное.

22 июля 13 ходовой день

7.00 - 10.00. Подъем, завтрак, утренние сборы. По карте определяем расстояние, которое остается пройти до конца маршрута.

10.00 - 12.00 стоянка32 - мыс Березовый Наволок стоянка 33.

Погода такая же, как и вчера. Плотные кучевые облака на фоне ясного неба. Их шквальные разновидности идут навстречу нам одна за другой с интервалом примерно в один час. Ветер встречный северо-западный, очень неровный по силе. На шквалах он усиливается до 6 баллов, а в промежутках между шквалами может стихнуть почти до штиля. При этом долго еще остается метре мертвая зыбь от шквала, Продвигаемся вперед с большим трудом. Частые шквалы пережидаем на берегу.

В 12.00 встали на мысу Березовый Наволок (стоянка 33) вынужденно, чтобы переждать шквал. Место неудобное с колючей проволокой. Лес мрачный глухой. Переждав шквал, идем дальше.

12.00 - 14.30 стоянка33 - 34 . Идем в лавировку в тех же условиях. Чтобы переждать шквал вновь подходим к берегу (стоянка 34). Стоянка 34 такая же непривлекательная - на берегу колючая проволока, лес глухой, темный. Недалеко от берега проходит оживленная автодорога.

14.30 - 18.00 стоянка 34 – стоянка 35. Идем в лавировку в тех же условиях. Пристаем к берегу с хорошим, песчаным пляжем для перекуса и отдыха (стоянка 35)

17.00 - 19.00. Стоянка 35. Отдыхаем, делаем горячий перекус. 18.00 - 21.00 стоянка 35 - лагерь геологов стоянка 36. Идем в лавировку в тех же условиях.

К вечеру шквалы стали слабее - силой около пяти баллов. Пробуем в этих условиях лавировать, уменьшив площадь парусности, при этом выясняется, что при одинаковой площади парусности "Мева" ведет себя лучше под зарифленным гротом и стакселем, чем под одним полным гротом. Это еще раз подтверждает мысль, что при сильном ветре лучше нести два небольших паруса, чем один большой суммарной площади.

При ослаблении ветра до полутора баллов между шквалами помогаем лодке на лавировке, подгребая веслами. Суммарное действие в этом случае ветра и весел существенно улучшает продвижение вперед. Особенно это чувствуется, если ветер слабый, а волна крупная.

В 21.00 пристаем к лагерю геологов, которые обещают предоставить нам автомашину. Решаем здесь закончить свой маршрут. Сегодня был, пожалуй, самый трудный день за весь поход, тяжелее всего давалось продвижение вперед. За десять ходовых часов пройдено всего четырнадцать километров со средней скоростью 1,4 км/час.

23 июля

Сегодня отдыхаем, разбираем лодки, упаковываем вещи. Завтра рано утром на машине нас забросят в город Медвежьегорск.

24 июля

Сегодня утром в Медвежьегорске мы сели на поезд Мурманск-Москва и 25 июля в 11.00 были в Москве.

6. График движения

Дата

Дни пути

Участок маршрута

Расст.,
км

Ходовых
часов

Ср. скорость
км/час

3.07

 

Отъезд из Москвы в Кондопогу

4.07

1-я дневка

Сборка лодок. Роггуба.

-

-

-

5.07

1 ход. день

Роггуба - траверс Юлькина маяка старт - ст. З

20

6

3,3

6.07

2 ход. день

Траверс Юлькина маяка – маяк Сярь ст. З - ст. 6

27

9

3,0

7.07

2-я дневка

Маяк Сярь ст. 6

-

-

-

8.07

3 ход. день

Маяк Сярь - дер. Миж-остров ст. 6 - ст. 10

24

7

3,4

9.07

3-я дневка

дер. Министров ст. 10

-

-

-

10.07

4 ход. день

Дер. Миж-остров - Вегорукский погост - дер. Пегрема ст. 10 -ст. 12

24

7

3,4

11.07

5 ход. день

дер. Пегрема - ст. 14 - ст. 12 - ст. 14

20

10

2,0

12.07

6 ход. день

ст. 14 - М. Ковнаволок ст. 14 - ст. 16

16

10

1,6

13.07

7 ход. день

М. Ковнаволок - о. Кижи ст. 16 - ст. 18

22

6,5

3,4

14.07

4-я дневка

о. Кижи ст. 18

-

-

-

15.07

8 ход. день

о. Кижи - дер. Каргачево ст. 18 - ст. 22

48

8,5

5,7

16.07

5-я дневка

дер. Каргачево ст. 22

-

-

-

17.07

9 ход. день

дер. Каргачево - Восточная Челмужская коса ст.22 – ст..25

25

5,0

5,0

18.07

6-я дневка

Восточная Челмужская коса ст. 25

-

-

-

19.07

10 ход. день

Восточная Челмужская коса - п-ов Клим ст. 25 - ст. 27

18

7

2,6

20.07

11 ход. день

П-ов Клим – М. Ажепнаволок – ст. 27 - ст. 29

27

9

3,0

21.07

12 ход. день

М. Ажепнаволок - м. Толстый Наволок ст. 29 - ст. 32

18

7

2,6

22.07

13 ход. день

м. Толстый Наволок - лагерь Геологов ст. 32 - ст. 36

14

10

1,4

23.07

Разборка лодок, ст. 36

24.07

Отъезд из Медвежьегорска в Москву

25.07

Прибытие в Москву

Итого:

303

102

3,0

7. Перечень переходов

Номера
стоянок

Расст.,
км

Время
движения

Ход.
часы

Средн.
скор.
км/час

Курс

Условия движения

Ветер,
баллы

Волна,
м

Курс отн.
ветра

5.07 1 ходовой день

1-ст.1

4,0

10-00-12-00

2,0

2,0

ЮВ

ЮВ - 4б

1,0

ЛВ

ст.1-ст.2

6,0

15-00-17.00

2,0

3,0

ЮВ

Ю - 3б

0,3

ЛВ

ст.2-ст. З

10,0

17.00-19.00

2,0

5,0

ЮВ

3 - 3б

0,5

БШ

Итого:

20,0

6,0

3,3

6.07 2 ходовой день

ст.3-ст.4

12,0

1O.30-14.30

4,0

3,0

ЮВ

Штиль

0

весла

ст.4-ст.5

9,0

16.00-19.00

3,0

3,0

ССЗ

Штиль

0

весла

ст.5-ст.6

6,0

19.00-21.00

2,0

3,0

СВ

Штиль

0

весла

Итого:

27,0

9,0

3,0

8.07 3 ходовой день

ст.6-ст.7

8,0

10.30-12.30

2,0

4,0

СВ

СЗ - 2б

0,3

ГВ

ст.7-ст.8

5,0

13.30-15.00

1,5

3,3

С

Штиль

0

весла

ст.8-ст.9

9,0

17.00-20.00

3,0

3,0

С

Штиль

0

весла

ст.9-ст.10

2,0

21.00-21.30

0,5

4,0

3

Штиль

0

весла

Итого:

24,0

7,0

3,4

10.07 4 ходовой день

ст.10- ст.11

9,0

12.00-15.00

3,0

3,0

Ю

3-3б

0,3

ГВ

ст.11- ст.12 -

15,0

16.00-20.00

4,0

3,8

С

3-4б

1,0

ГВ

Итого:

24,0

7,0

3,4

11.07 5 ходовой день

ст.12- ст.13

12,0

10.00-16.00

6,0

2,0

ЮВ

ЮВ-2б

0,5

ЛВ

ст.13- ст.l4

8,0

17.30-21.30

4,0

2,0

ЮЗ

ЮВ-3б

1,0

ЛВ

Итого:

20,0

10,0

2,0

12.07 6 ходовой день

ст.14- ст.15

8,0

10.00-15.00

5,0

1,6

ЮВ

ЮВ-1б

0,1

ЛВ

ст..15-cr.16

8,0

17.00-22.00

5,0

1,6

ЮВ

ЮВ-3б

1,0

ЛВ

Итого:

16,0

10,0

1,6

13.07 7 ходовой день

ст.16- ст..17

9,0

9.40-13.40

4,0

3,25

ЮВ

ЮВ-1б

0,1

весла

ст.17- ст.18

13,0

14.30-17.00-

2,5

3,6

С

СЗ-3б

0,3

БВ-3б

Итого:

22,0

6,5

3,4

15.07 8 ходовой день

ст.18- ст.19

5

10.30-11.30

1

5,0

С

ЮВ-3б

0,3

БШ

ст.19- ст.20

11

12.15-14.15

2

5,5

СВ

ЮВ-3б

1,0

ГВ

ст.20- ст.21

10

15.30-17.00

1,5

6,7

СВ

ЮВ-3б

1,0

ГВ

ст.21- ст.22

22.

18.00-22.00

4,0

5,5

С

ЮB-3б

1,0

БШ

Итого:

48

8,5

5,7

17.07 9 ходовой день

ст.22- ст.23

9,0

10-00*12.00

2,0

4,5

ССВ

ЮЗ-3б

0,5

ФВ

ст.23- ст.24

12,0

12.30-14,20

2,0

6,0

С

ЮВ-4б

1,0

БШ

ст.24- ст.25

4,0

15.30-16.30

1,0

4,0

С

ЮВ-2б

0,3

БШ

Итого:

25,0

5,0

5,0

19.07 10 ходовой день

ст. 25 -ст. 26

11,0

10.20-14.20

4,0

2,7

СЗ

СЗ-2б

0,3

ЛВ

ст.26- ст.27

7,0

15.00-18.00

3,0

2,3

3

СЗ-2б

0,3

ЛВ

Итого:

18,0

7,0-

2,6

20.07 11 ходовой день

ст.27- ст.28

9,0

10.00-14.00

4,0

2,2

СЗ

СЗ-2б

0,3

ЛВ

ст.28- ст.29

18,0

15.00-20.00

5,0

d,6

СЗ

ЮЗ-2б

0,3

ГВ

Итого:

27,0

9,0

3,0

21.07 12 ходовой день

ст.29 ст.30

9,0

11.30-15.30

4,0

2,2

3

3-4б

1,0

ЛВ

ст.30-ст.31

6,0

16.30-18.00

1,5

4,0

СЗ

3-3б

0,5

БВ

ст.31- ст.32

3,0

20.00-21.30

1,5

2,0

СЗ

С3-3б

0,5

ЛВ

Итого:

18,0

7,0

2,6

22.07 13 ходовой день

ст.32-ст.33

3,0

10.00-12.00

2,0

1,5

СЗ

СЗ-3б

0,5 Л

ЛВ

ст.33-ст.34

3,0

12.00-14.30

2,5

1,2

СЗ-

:СЗ-3б

0,5

ЛВ

ст. 34- ст.35

3,0

14.30-17.00-

2,5

1,2

СЗ

СЗ-3б

0,5

ЛВ

cr.35- ст.36

5,0

18.00-21.00

3,0

1,7

СЗ

СЗ-3б

0,5

ЛВ

Итого:

14,0

10,0

1,4

ВСЕГО

303

102

8,0

Условные обозначения:

ЛВ - лавировка БВ - бейдевинд ГВ - галфвинд БШ - бакштаг ФВ - фордевинд

8. Таблица погоды

У - утро, Д - день, В - вечер, Н - ночь

Дни пути

Дата

Ветер

Давление

Температура воздуха днем

Температура воды

Примечания

Осадки

1

2

3

4

5

6

7

8

1 дн.

4.07

ЮВ-3б

750

+16

+15

Неустойчивая переменная погода. Пасмурно, туман. Временами моросит дождь

слаб, дождь

1 х.д.

5.03

ЮВ-46

748

+16

-

У ясно. Д - пасмурно, дождь. В. ясно

кратковременный дождь

2 х.д.

6.07

Штиль

748

+16

-

Высокая облачность - солнце сквозь облака. Легкая дымка

-

2 дн.

7.07

С-3б

758

+15

+10

Переменная облачность с прояснениями. Кратковременный дождь

кратковременный дождь

3 х.д.

8.07

Штиль

758

+28

-

Ясно. Легкая дымка. Жарко.

-

3 дн.

9.07

ЮВ-56

759

+20

-

У - сильный дождь. Д - ясно. В - тучи от запада

кратковременный, сильный дождь

4 х.д.

10.07

3-46

760

+22

-

Вторжение арктического холодного воздуха

Ясно. Кучевые облака - 10% Ясно. Кучевые облака - 25%

5 х.д.

11.07

ЮВ-3б

762

+24

-

Ясно. Кучевые облака - 25%

-

6 х.д.

12.07

ЮВ-3б

764

+25

-

-

-

7 х.д.

13.07

ЮВ-16

766

+25

-

Ясно. Кучевые облака - 25%

-

4 дн.

14.07

ЮВ-26

768

+25

+21

Ясно. Безоблачно

-

8 х.д.

15.07

ЮВ-3б

770

+25

-

Ясно. Кучевые облака - 25%.

-

5 дн

16.07

Штиль

768

+25

+18

Устойчивый антициклон

Ясно. Безоблачно. Жарко

9 х.д.

17.07

ЮВ-46

765

+25

-

Ясно. Кучевые облака - 10%

-

6 дн.

18.07

ЮВ-3б

763

+25

+22

Ясно. Безоблачно. Жарко.

-

10 х.д.

19.07

СЗ-26

760

+20

-

Пасмурно. Дождь

дождь

11 х.д.

20.07

СЗ-26

754

+20

-

Устойчивый антициклон

Ясно. Кучевые обдана - 25%

12 х.д.

21.07

СЗ-3б

752

+20

-

Ясно. Плотные кучевые облака - 50%. Шквал

-

13 х.д.

22.07

СЗ-3б

752

+20

-

Ясно. Плотные кучевые облака - 50%. Шквалы.

-

Отъезд

23.07

СЗ-3б

750

+20

-

Ясно. Плотные кучевые облака. Шквалы.

-

10. Роза ветров похода

СЗ =67 б.ч.

Штиль

14

часов 14

часов

З =51 б.ч.

ЮЗ = 16 б.ч.

Ю = 6 б.ч.

ЮВ = 91 б.ч.

11. Расчет розы ветров

Количество часов, которое дул ветер определенного направления, умножается на силу ветра в баллах. Получается "количество" ветра определенного направления в балле - часах ( б.ч.) В кружочке в середины розы ветров указывается количество часов штиля.

С - = 0 б.ч.

СВ - = 0 б.ч.

В - = 0 б.ч.

ЮВ - = (2*4) + (6*2) + (4*3) + (5*1) + (5*3) + (4*1) +(1хЗ)+ +(2*3) + (1,5*3) +(4*3) + (2*4) + (1*2) = 91 б.ч.

Ю - = 2*3 = 6 б.ч.

ЮЗ - = (2*3) + (5*2) = 16 б.ч.

3 - = (2*3)+ ( 3*8) + ( 4х 4) + (4*4) + (1,5*3 ) = 51 б.ч.

СЗ - = (2*2) + (2;5хЗ) + (4*4) +( 3*2) + (4*2) +(1,5*3) + +(2*3) + ( 2,5*3) + (2,5*3) + (3*3) = 67 б.ч.

Штиль - = 9+ 5 = 14 часов.

Затем в любом выбранном масштабе откладывается определенное выше количество ветра в соответствующем направлении.

12. Итоги путешествия, выводы и рекомендации

1. Продолжительность путешествия составила 23 дня (с 3 по 25 июля 1982 года). Из них 4 дня подъезд-отъезд, 6 дневок и 13 ходовых иней. Пройдено по генеральному курсу 303 км за 102 ходовых часа со средней скоростью 3 км/час.

2. Пройденный маршрут можно оценить как путешествие 2 категории сложности с элементами 3 категории сложности. Так как при максимально допустимой силе ветра для 2 категории сложности - 4 балла - было пройдено 40 км при норме 30 км. Усложняющими моментами были: волнение морского типа на открытых участках озера и, свойственные данной акватории при определенных погодных условиях, шквалы.

3. Ожидаемые условия на маршруте в целом оправдались. Господствующие ветра оказались юго-восточные (см. розу ветров). Однако из-за того, что наш маршрут не был линейным, а представлял собой ломанную кривую вдоль сильно изрезанных северных берегов озера, использовать полностью знание направления господствующих ветров нам не удалось. Часто приходилось идти против господствующих ветров.

Лавировка в походе составила 30,7% по пройденному расстоянию и 47,5 % по времени нахождения в пути, против ветра было пройдено 93 км. Что, впрочем, свидетельствует о хорошей подготовке группы, ее способности проходить маршрут и против ветра.

4. По погодным условиям прохождение маршрута совпало с мощным устойчивым антициклоном (см. таблицу погоды), что и определило в основном солнечную (иногда даже жаркую) погоду с несильными - три-четыре балла - ветрами юго-восточного направления. В последние четыре дня похода произошло мощное вторжение холодного воздуха Арктики. При этом температура воздуха у земли почти не изменилась, вторжение происходило в верхних слоях атмосферы. Лишь изредка в виде шквалов холодные массы воздуха прорывались вниз, к поверхности земли (или воды).

5. По снаряжению, описанному в разделе "Организация путешествия", замечаний практически нет. В походе стоячий такелаж дополнили только топштагом, который уравновешивал собой действие ахтерштага и бакштага идущего к толу мачты и поддерживал мачту в более прямом положении.

Присутствие в группе швертботов надувного катамарана никаких особых хлопот не доставляло. Катамаран легче швертбота и по ходовым качествам несколько превосходит "Меву". Однако гребля на катамаране веслами типа каноэ по бортам оказалась менее удобной, чем парные весла на "Меве". Поэтому на гребных участках катамаран несколько отставал. Неожиданно большими оказались загрузки на шверц катамарана от крупной волны типа морской - в первый же переход шверц сломался. После ремонта поломка не повторялась. Несомненно, что надувной катамаран - перспективное для парусного туризма судно.

6. По сведениям предшествующих групп район Заонежья хорошо снабжается продуктами. Поэтому мы решили взять с собой только греть продуктов по весу, а остальные продукты докупать на маршруте. Такая система себя полностью оправдала. Продукты мы покупали в Кондопоге, в Ламбас-ручье, в Кижах, в Кузаранде. Есть магазины и в других поселках, куда мы не заходили. Купить можно практически все продукты: хлеб, крупы, сахар, соль, чай, комиссионную тушёнку.

7. В заключение хотим отметить, что считаем свое довольно протяженное (300 км) путешествие лишь первым беглым знакомством с Онежским озером. Еще очень много мы не видели, далеко не во всех местах побывали. И совершив по Онего путешествие однажды, хочется вернуться сюда вновь, чтобы пройти не пройденное, увидеть не увиденное.

13. Приложения.

Общественное снаряжение

п/п

Наименование

Кол-во

шт.

1

2

3

1

Разборный швертбот "Мева"

4

2

Парусный надувной катамаран

1

3

Дополнительные емкости непотопляемости в объеме 100 литров на лодку

5

4

Буксирный трос 30 м

5

5

Водоотливные средства (черпаки, шприцовки, куски поролона, насосы)

4

6

Рем набор

1

7

Медицинская аптечка

1

8

Палатка

5

9

Тент из пленки 3x5 метров

3

10

Котлы емкостью 5 литров

5

12

Комплект костровых принадлежностей

2

13

Топоры

3

14

Примус

2

15

Бензин 5 л

1

16

Бинокль

5

17

Радиоприемник

2

18

Барометр

2

19

Термометр

2

20

Лаг простейший

1

21

Фотоаппарат

5

22

Кинокамера

1

23

Комплект: карта, компас, блокнот, ручка, карандаш, масштабная линейка, транспортир

5

Личное снаряжение

п/п

Наименование

Кол-во штук

1.

Рюкзак

1

1.

Спальный мешок

1

1.

Надувной матрац

1

1. К

Спас жилет

1

1.

Непромокаемый костюм

1

1.

Резиновые сапоги или пара мокрой обуви

1

1. §

Кеды (кроссовки)

1

1.

Шерстяные носки

1

1.

Плотно прилегающий шерстяной костюм

1

1.

Кружка, ложка, миска, нож

1

1. .

Штормовой костюм с утепленной курткой

1

1.

Шерстяная шапочка

1

1.

Светлая шапочка с козырьком от солнца

1

1.

Тёмные очки от солнца

1

1. -

Светлые перчатки от обгорания на солнце рук

1

1.

Туалетные принадлежности (комплект)

1

Рем набор

п/п

Наименование

Кол-во

1

Резиновый клей 100 гр.

1

2

Куски резины разной формы (комплект)

1

3

Шкурка лист.

1

4

Напильник

1

5

Коловорот с набором сверл.

1

6

Заклепки, мелкие винты, шурупы, гвозди - набор

1

7

Плоскогубцы

1

8

Тиски ручные

1

9

Отвертки разные

3

10

Ножовочное полотно по металлу

5

11

Алюминиевые листы, уголки, трубки - набор

1

12

Изоляционная лента

1

13

Клей БФ-2 пузырек

1

14

Проволока, 2 м

1

15

Шпагат, 20 м

1

16

Нитки, иголки, ножницы - комплект

1

17

Запасные части:

- перо руля

- болты крепления коробки руля к корпусу

- ручка весла

- ЗИП лодки "Мева"

Медицинская аптечка

п/п

Наименование

Кол-во

1

Индивидуальные пакеты

5 шт.

2

Бинты стерильные (узкие и широкие)

6 шт.

3

термометр

2 шт.

4

Жгут резиновый

1 шт.

5

Английские булавки

5 шт.

6

Ножницы

1 шт.

7

Пинцет

1 шт.

8

Горчичники

10 шт.

9

Пипетка

1 шт.

10

Вата стерильная

500 гр.

11

Мазь Вишневского

100 гр.

12

Спирт медицинский

150 гр.

13

Сода питьевая

100 гр.

14

Йодная настойка 3%

50 гр.

15

Спирт нашатырный

10 ампул

16

Марганцовокислый кадий

40 гр.

1. 17

Риванол

20 гр.

1.

Перекись водорода 3%

100 гр.

1.

Валериановые капли

1 флакон

1.

Валокордин

2 флакона

1.

Зубные капли

1 флакон

1.

Нафтизин

2 флакона

1.

Аспирин

40 табл.

1.

Анальгин

40 табл.

1.

Таблетки от кашля

40 табл.

1.

Синтомициловая эмульсия 5%

2 тюбика

1.

Липкий пластырь (широкий и узкий)

2 штуки

1.

Клей БФ-6

1 пузырек

1.

Бриллиантовая зелень

1 флакон

Питание в походе

Список продуктов

№ п/п

Наименование

на человека в день, грамм

Всего на группу на весь поход кг.

Группа забрала с собой кг.

Пополнили в пути кг.

1

Хлеб

300

60

10

50

2

Суповые концентраты

30

6

6

-

3

Крупы и макаронные изделия: (манка, геркулес, пшенка, гречка, рис, полтавская, вермишель, лапша, рожки и т.д.)

200

40

5

35

4

Мясо тушеное

100

20

20

-

5

Колбаса копченая

100

20

20

-

6

Сыр

50

10

10

-

7

Молоко сухое

40

8

8

-

8

Масло (сливочное, топленое, растительное)

50

10

5

5

9

Сахар

100

20

2

18

10

Сухофрукты

50

10

-

10

11

Консервы рыбные

100

20

2

18

12

Соль, лук, чеснок, специи, напитки (чай, кофе, кисель)

80

16

4

12

Итого:

1200

240

92

148

Cмета

п/п

Статья расхода

Сумма руб..

1

Проезд

298-00

 

- железнодорожные билеты

- постель

- а/машина

- носильщикам

250-00

20-00

6-00

22-00

2

Питание на 1 человека в день 1-74

- продукты, купленные в Москве

- продукты, купленные на маршруте

348-42

235-33

113-09

3

Расходы по составлению отчета

- кинопленка цветная

- ф./п ленка обращаемая

- ф/пленка черно-белая –

ф/бумага –

ф/химикаты

- печать текста

- переплет

53-72

25-00

6-00

3-50

3-72

4-00

10-00

1-50

4

Прочие расходы

- почта, аптечка, музей, баня

14-72

 

Итого:

714-86

 

На 1 человека на поход:

71-48

Список литературы

№ п/п

Индекс библиотеки МГКТ

Наименование

1

С 128 О-58

Онежское озеро. Г. С. Бискэ Петрозаводск. "Карелия", 1975г.

2

С.128 О-70

В мире сказочной реальности. Офинский В. Петрозаводск "Карелия", 1972г. (о деревянном зодчестве).

3

С 128 Г-33

Озера Карело-Финской ССР и их рыбные богатства. Герд С. В. Петрозаводск, 1951г. (всё о рыбах Карелии)

4

С 128

Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Равдоникас. 1936г.

5

769.52 К-29

Поход на "Меве" по Онего. Байбаков В. И. "Катера и яхты" № 1, 1976, стр.16-23 (Описание похода 1972 года от Медвежьегорска до Петрозаводска вдоль восточного, южного и западного берегов Онежского озера)

6

 

"Катера и яхты" № 3 (37) 1972. Карта Онежского озера.

7

796-52 К-29

"Маринка" плывет в Кижи. Левины. "Катера и яхты № 3 1973г. стр. 36-37 (путешествие на секционной пластиковой байдарке по Онежскому озеру)

8

№ 4058

Отчет о парусном путешествии второй категории сложности по маршруту: Г. Медвежьегорск - Великая губа - о. Кижи. Руководитель Булгаков И. П.