МГСТЭ
ФЕДЕРАЦИЯ ТУРИЗМА
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ КЛУБ ТУРИСТОВ

ОТЧЕТ

о водном парусном походе 3-й категории сложности
по Белому морю
16 июля – 7 августа 1988 г


руководитель В.П.Закладной
Москва, 1989 г.



Оглавление

1. Справочные данные о путешествии
2. Общая характеристика района путешествия
3. Цели и план похода
4. График движения
5. Техническое описание маршрута
6. Снаряжение и обеспечение похода
7. Выводы и рекомендации
Литература

Дневник похода


1. Справочные данные о путешествии

Парусный поход 3-й к.с. проведен с 16.07 по 7.08 1988 г. на Белом море (Онежский залив и подходы к нему).

За 19 дней (из них 10 ходовых и 9 дневок) на парусных катамаранах пройдено по генеральному курсу 336 км по следующему маршруту:
ст. Кузема - р.Кузема - Поньгомская губа - о.Чернецкий - о.Немецкий Кузов - о.Б.Заяцкий - о. Б.Соловецкий - о.Анзер - о. Мал.Жужмуй - о. Бережной Сосновец - о. Мягостров - о. Сумостров - о.Тумище - г.Беломорск.

Маршрут проходит по территории Карелии и Архангельской области.

Организация, проводившая путешествие — Куйбышевский РТК г.Москвы;
выпускающая организация — МГЦТК.

Состав группы:

руководитель — Закладной Виктор Павлович,
Макаров Александр Федорович,
Шмерлинг Григорий Владимирович,
Дзюба Виктор Иванович,
Стрелков Вячеслав Васильевич,
Успенский Михаил Наумович.

2. Общая характеристика района путешествия

Маршрут похода проходил по Онежскому заливу и подходам к нему со стороны Карельского берега.

Карельский берег Белого моря от Кеми до мыса Кирбей-Наволок (южная граница Кандалакшского залива) каменистый, покрыт лесом и спускается к морю полого. Берег окаймлен отмелью с глубинами менее 10 м, на которой имеется много островков, луд и корг. Мелкие острова лишены растительности или покрыты мхами.

Онежский залив простирается от устья р.Онеги до Соловецких островов. Он имеет аналогичный характер, но местами возвышен. На обширном пространстве вдоль юго-западного Поморского берега лежит множество островов и островков, образующих широкую полосу шхер. Посередине входа в залив лежат Соловки; в его центральной части мористее шхер лежат острова Жужмуи и несколько мелких островков.

На Белом море имеются приливы с периодом 12 ч. 25 мин., причем время падения уровня больше времени роста. Средняя величина прилива составляет в Кеми 1,3 м, на Соловках 0,6 м и на о.Кий 2,4 м. Скорость приливно — отливных течений в проливах на входе в Онежский залив достигает 4–5 км/ч, а в отдельных местах в зависимости от очертаний берегов и рельефа дна может быть и выше. В узостях между островами течение делится на струи различного направления и скорости, образуя толчею волн и водовороты (сулой).

Наряду с приливно – отливными, в Онежском и Кандалакшском заливах имеется также направленное против часовой стрелки постоянное круговое течение со скоростью до 1 км/ч.

Ветровой режим на Белом море носит муссонный характер. С мая по август господствуют ветра от С, СВ и О с общей повторяемостью 40–70%. Средняя скорость ветра в эти месяцы 5–7 м/с в море и 3–5 м/с в заливах. Повторяемость штилей в заливах 8–12%, число дней со штормами 1–3 в месяц. Шторма наблюдаются преимущественно при ЮЗ и СЗ ветрах и длятся обычно не более 6 часов.

Число пасмурных дней летом 10–17 за месяц, ясных до 5. Для Онежского залива характерна более сухая и теплая погода по сравнению с остальными частями моря. Среднемесячная температура в июле-августе составляет 14–16 С, воды на поверхности 10–16 С.

Максимальная температура летом достигает 30 С, минимальная – минус 5 С.

В море часто наблюдается сильная рефракция. Объекты (берег, острова, суда) при этом могут быть видны на больших расстояниях, часто искаженными или перевернутыми.

Магнитное склонение на Белом море восточное от 10 до 12 град. Поморский и Карельский берег до Пояконды входит в Карелию, севернее – в Мурманскую обл., Соловки – район Архангельской обл.

Вдоль Карельского и Поморского берегов проходит железная дорога. На море и железной дороге расположены города Онега, Беломорск, Кемь, Кандалакша. Выход к морю по губам и рекам возможен от многих станций. На Карельском и Поморском берегах имеется ряд сел и поселков, на Соловках – поселок у монастыря. Соловки связаны с Архангельском и Кемью самолетом и заходами рейсовых и туристских судов.

3. Цели и план похода

Целью похода было знакомство с природой и условиями парусных походов на Белом море, накопление тактико-технического и навигационного опыта переходов в море с приливно-отливными течениями. На Соловках планировался осмотр исторических памятников.

На прохождение маршрута по плану отводилось 11 ходовых дней и до 8 дневок для экскурсий, отдыха и пережидания непогоды. Запасные варианты предусматривали сокращенное окончание маршрута в Колежме или отказ от южной части маршрута с возвращением с Соловецких о-вов в Беломорск или Кемь.

4. График движения

Дни

Даты

Участок маршрута

км

Ход.
время
ч.мин

Погода, т-ра возд/воды, °C

Ветер
(напр, баллы)

Волна
макс., м

1-316-18.07Москва – Кузема (жел.дор.), сборка судов.
419.07Мост - устье Березовой
- о.Чернецкий
4
36
1:30
6:15
ясно, 17/17,5--
520.07Чернецкий - Нем.Кузов 349.20ясно, 17/14СВ-ЮВ, 0–3 галф.незначит.
621.07Дневка
722.07Нем.Кузов - Бол.Заяцкий
-Кислая губа
24
5
2:55
0:45
дымка, ../12ЮВ 1–2, бейд,галф.0,5
8-1023-25.07Дневки
1126.07Гб. Кислая – гав.Благополучия
- сев.берег Б.Соловецкого
- Анзер
4
18
29
0:30
1:50
4:10
перем., пасм., 15/12ЮВВ форд.
ЮВ 4-5
ЮВ 5-6 глф-лав
незн.
0,6
1
12-1327-28Дневки
1429.07Анзер – М.Жужмуй
-обход Жужмуя
62
4
6:10
1:05
ясно, ../12В-СВ 4-5 бакшт, форд1
1530.07М.Жужмуй - Береж.Сосновец 267:10легк. обл. ../15-20ЮВ 2–3 бейд0,5
1631.07Дневка.
171.08Береж.Сосновец - Мягостров182:25ясно, куч.обл.ЮВ 3–6 галф, лав.0,7
182.08Дневка.пер.
193.08Мягостров - Б.Сосновец
– Сумостров
18
25
2:40
4:10
перемВ, ЮВ 2–3 бакшт.незначит.
204.08Сумостров - о.Тумище182.35перемВ 4-6 бакшт1,2
215.08о.Тумище – Беломорск111:40пасм.В 6-7 форд1,5
22-236-7.08
08
Беломорск – Москва (ж.д)

форд – фордевинд; галф – галфвинд; бейд – бейдевинд; пер. – переменный.

Итого за 10 ходовых дней пройдено под парусами 336 км по генеральному курсу. Общее ходовое время составило 55 ч. 15 мин и средняя скорость движеия — 6,1 км/ч.

При ветрах 3 балла и менее пройдено около 190 км, 4 балла - 70 км, 5 баллов - 50 км, 6 баллов - 30 км.

4. Техническое описание маршрута

Подъезды, выход к морю

Доехать до ст. Кузема из Москвы можно поездами Мурманского направления. Справа и вперед по ходу поезда идет проселочная дорога, через 2 км пересекающая у жд моста р.Березовую. Не доходя моста под жд насыпью находится оборудованный родник с хорошей водой. Стоянка и сборка лодок возможны на болотистом кочковатом лугу за кустами справа от дороги. Речка мелководна и камениста, но во время прилива сплав вниз к морю не труден (около 4 км). Основное время на реке держится низкая вода, прилив проходит быстро.

Воможен подъезд из Куземы и стоянка непосредственно наберегу моря, но там вблизи нет пресной воды. В поселке у ст.Кузема в магазине можно купить хлеб.

Поньгомская губа - о.Чернецкий

После с. Поньгома (строения на берегу, стоянка судов на местном рейде) берега и островки не имеют приметных ориентиров. Даже далеко от берега попадаются отмели и камни, во время волнения хорошо заметные по мощным бурунам.

Переход начался со штиля и гребли, но только вышли к морю и подул ровный 3-балльный ветер. С Бассейна моря сразу же пошла крупная пологая волна высотой до 0,7 м, местами разбивавшаяся на мористых отмелях. К вечеру ветер ослабел. Наибольшую сложность вызывало ориентирование и прокладка пути; надежно определиться смогли при выходе к сравнительно крупным островам Кислухи - Пундинка -Колейцела. Обходить о.Чернецкий с севера при малой воде рекомендуем мористее мелких островков; мы шли мелководьем вдоль берега(искали стоянку) и вынуждены были местами проводить суда через гряды.

Остановились на южном берегу острова за лубоко вдающимся в него осыхающим заливом. Недалеко стоит избушка, но более удобное место для лагеря нашлось на лужайке за прибрежными камнями.

о.Чернецкий - о.Немецкий Кузов

Переход был совершен в хорошую погоду при легком благоприятном ветре. Удобными ориентирами служат видные издалека (даже с Чернецкого) высокие вершины островов Кемских шхер; Немецкий Кузов имеет характерный крутолобый вид. У о.Ромбак заштилели. В.Стрелков и М.Успенский высаживались на остров, на котором живут смотрители маяка. Рядом проходит довольно узкий фарватерв порт Кемь.

Около Кузовов мы встретились с неожиданным ветровым феноменом. На подходе к проливу между высокими берегами Русского и Немецкого Кузовов мы получили заход ветра на встречный, быстро усиливавшийся по мере продвижения вперед. 6, 8, 10 м/с! Дуло прямо из пролива, а вода в нем чуть впереди была... зеркально гладкой. Шел отлив, и войти в пролив против встречного ветра и сильного течения стоило некоторых усилий.

В самом проливе ветра действительно не оказалось, зато там оказался Владимир Байбаков, наблюдавший со стоявшего на якоре тримарана за нашими галсами. В уютной и хорошо защищенной бухт Немецкого Кузова с отличным пляжем в этот день собрался целый парусный флот — наша группа, Байбаков и пришедший, как и мы, из Куземы катамаран Ж-3 из г. Жуковский.

Необычный ветер на подходе к островам возможно имел природу фена, стекавшего с высоких скалистых берегов. Стоянка на Н.Кузове возможна также на восточном берегу (через лесистый перешеек от бухты) около избы. Вода имеется в нескольких ямах-колодцах на этом перешейке.

Немецкий Кузов - о.Бол.Заяцкий - о.Бол.Соловецкий (Кислая губа)

Переход был совершен во время прилива при ровном ЮВ ветре 5-7 м/с, средняя скорость катамаранов составила 8 км/ч. Утро было туманным. Ко времени выхода туман рассеялся, но дымка осталась и видимость на уровне воды была около 3 км. В начале перехода по створам островов группы Кузовов определили поправку к курсу на снос течением 20°, что позволило идти полнее к ЮВ ветру. Правильность прокладки контролировали по прохождению маяка на о.Топы. Вкоре за Топами открылись берега Соловков. На подходе к Заяцким островам встретили шедший на Соловки пассажирский лайнер, причем сидевший спинами к наветренному борту в непромоканцах экипаж катамарана 226, как выяснилось, не видел и не слышал подходившее судно до подачи им сигнала.

Большой Заяцкий остров — место заповедное, но, тем не менее, он оказался густо заселен. Здесь работали археологи из Соловецкого музея, экспедиция Московского института культуры, художники; стоял лагерь юных биологов. Нам разрешили провести на острове два часа, но самим никуда не ходить.

Предосторожность нелишняя: так, на вершине Немецкого Кузова пришлось разобрать и вернуть в основание триангуляционного знака каменную надпись «Повар Вася». Знакомство с древними лабиринтами и дольменами в обществе сотрудниц института культуры было и информативнее, и приятнее.

Переход на Б.Соловецкий о-в (в Кислую губу) занял меньше часа. Остановились на пляже в южном конце губы. Подходы к берегу мелководны, попадалось битое стекло. Рядом проходит дорога от Кремля на Переговорный камень, недалеко за ней озеро. На севере за осыхающей в отлив губой видны за лесом башни монастыря. Для стоянки на Соловках группа должна иметь разрешение.

Кислая губа - Анзер

Для посещения Анзера необходимо получить специальное разрешение в музее-заповеднике и в лесхозе.

Время перехода было рассчитано так, чтобы пройти на север вдоль западного берега Б.Соловецкого во время отлива, а в Анзерскую салму войти с попутным приливным течением. Переход проходил при 4-5, временами 6-балльном ветре, сначала попутном, а после огибания Б.Соловецкого о-ва встречном. По пути заходили в гавань Благополучия, чтобы взять в поселке чистой воды. На фордевинде при вымпельном ветре 5-6 м/с скорость судов составляла 10-12 км,ч относительно воды и до 17 км/ч относительно берега.

На северо-западной оконечности Б.Соловецкого сделали привал. По северному берегу острова местами попадались участки песчаных пляжей, в основном берега каменистые.

Прилегающая к Б.Соловецкому о-ву северная часть Анзерской салмы мелководна и изобилует опасностями. При сильном ветре и начавшемся приливе прохождение этого района было неприятным; не удалось избежать ударов швертом о камни. На глубокой воде течение и встречный ветер развели крупную нерегулярную волну. Пройдя в лавировку вдоль ЮВ берега Анзера, мы вошли в Капорскую (Капельскую?) губу. Ее вершина имеет осыхающее песчаное дно. По правую сторону от входа с моря — дом лесника, слева устье ручья, из которого выше уровня заливания приливом брали воду.

Губа удобна для захода на Анзер. За время нашей стоянки здесь побывала яхта «Надежда» и мотобот яхт-клуба ВМФ из Северодвинска, архангельское судно «Водоем». Не имевшим разрешения яхтсменам после вмешательства лесника пришлось покинуть остров.

Анзер - Малый Жужмуй

Этот переход предполагалось осуществить при благоприятном ветре и погоде. В противном случае было намечено обогнуть Муксалму и идти на промежуточную стоянку на южном берегу Большого Соловецкого о-ва. Юго-восточнее Муксалмы находится мелководный район Муксаломского рифа, украшенный на карте примечанием «водовороты и сулои». Наученные опытом Анзерской Салмы, риф решили обойти, что означало 5-8 км от берегов. Лежащие южнее Соловков о-ва Сеннухи рассматривались как возможные, но неудобные укрытия - по данным лоции они имеют каменистые берега и лежат в районе сильного волнения при сбое течений.

Время старта выбрали так, чтобы пройти район Муксалмы при смене течений, затем получить в корму прилив и пройти с ним большую часть пути.

Переход был начат в 14:40 при устойчивой ясной погоде, отличной видимсти и ровном свежем ветре от В-СВ (8-12 м/с) под зарифленными парусами. Вскоре ветер ослабел до 7 м/с. За первый час прошли 9 км, за второй - 8. Здесь, между Муксалмой и мысом Летний Орлов, повернули на ЮЗ (КК 210°) на Жужмуи. При вымпельном ветре 3-4 м/с катамараны имели ход 7,5 км/ч. За следующий час разница между счислимым и обсервованным местами составила 4 км - эту прибавку дало приливное течение. Оно было заметно и по состоянию поверхности моря - участки стоячих волн, завихрений, гладкой воды на выходе струй из глубины, местами буруны свидетельствовали о турбулентном характере потока. Благодаря совпадению направлений течения и ветра сильного волнения не возникало. Далее в заливе мы получили пологую попутную волну высотой до метра. Иногда наблюдался серфинг и стремление к зарыванию носов баллонов.

К восточному берегу М.Жужмуя подошли в 20:50. Берег оказался низким, лесистым, с рыбацкими избами и сушилами для сетей. Для высадки место не понравилось — на камнях разбивалась волна, далее берег зарос травой. Отойти назад против ветра и волны с каменистого мелководья было бы невозможно, поэтому решили идти на подветренную сторону острова. Там и остановились, обогнув островок Печак.

Подход и тут был не ахти: пришлось лавировать, считая швертами и рулями валуны на осушке; зато берег был песчаным, волны не было и ветер не доставал до лагеря.

Малый Жужмуй - Бережной Сосновец

Планом предусматривался переход с Жужмуя на Мягостров. Пр встречном ЮВ ветре было решено идти длинными галсами - на юг к о.Салма-Луда, затем на восток, оставляя справа Большую Мягостровскую мель, и снова на юг к Мягострову. Однако в 5 км к В от Салма-Луды на «Сталкере» сломался руль, и было принято решение идти под аварийным рулем (весло) одним галсом на юг к островам или берегу в районе Юково. Погода была благоприятна, проблем на полном бейдевинде не возникало. Через 5 часов мы высадились на северном берегу острова Бережной Сосновец.

Место оказалось удачным: быстро уходящий в глубину песчаный пляж, рядом место для лагеря, на скалах протечки и лужи пресной воды. Вода у берега показалась странно теплой, и действительно — термометр показал 23° и это после 12° у Соловков!

Расположенная напротив на коренном берегу деревня Юково нежилая.

Бережной Сосновец - Мягостров

Обширное пространство от Бережного Сосновца до Мягострова в отлив практически полностью осыхает. Наш путь проходил севернее осушки через пролив между о.Роганка и безымянным островком к югу от него. На берегу этого острова в проливе есть песчаный пляж, в самом проливе несколько каменистых гряд.

Переход начался при отличной погоде ходом в галфвинд при ветре до 5 м/с. Ближе к Мягострову ветер зашел и стал усиливаться, с берега угрожающе поползли грозовые облака. Последние несколько км шли в лавировку вдоль Мягострова при ветре 8-10 порывами до 12 м/с. Помогал попутный прилив, но он только начался и причаливать пришлось на мористом краю обширной осушки, плотно утыканной валунами. В прилив камни закрыты, и подход кажется чистым до самой кромки протяженного пляжа.

Мягостров — Сумостров

На обратном пути с Мягострова приближение грозы заставило искать убежища на уже знакомой стоянке на бережном Сосновце. Однако вскоре туча рассеялась, и после привала переход был продолжен в направлении Седостров - Разостров - Сумостров.

Северные берега этих островов скалисты, у Сумострова много луд и камней. Огибая Сумостров с севера, несколько раз подходили к берегу, но везде для стоянки нам предлагалось лишь болото и камни. Наконец, на крайнем западном мысу острова остановились на маленьком пляже между пологими скалистыми берегами.

Сумостров – о. Тумище

От Сумострова шли на СЗ по цепочке мелких голых островков южнее о-вов Парусницы, и далее на север к о.Тумище, подходы к которому также изобилуют мелкими островками и камнями. Переход проходил при свежем попутном ветре (сначала 5-7, а потом и 8-12 м/с) - тут уже пришлось брать рифы. Берега и островки не имеют приметных ориентиров. Защищенная от волн и ветра стоянка нашлась на сев. берегу Тумища, но тут катамараны пришлось втащить на пологий скальный берег и надежно раскрепить на нем.

Тумище – Беломорск

Короткий переход через Сорокскую губу в хорошо видимый с места стоянки пор Беломорска был сложным из-за сильного ветра. Выйдя на зарифленных парусах при ветре 10 м/с, почти сразу с подходом очередной полосы облаков получили его дальнейшее усиление. Под парусами около 5 кв.м катамараны шли со скоростью более 10 км/ч, при этом вымпельный ветер был 8-10 м/с.

При сходе с крупной попутной волны началось неприятное зарываниебаллонов, и паруса пришлосмь убрать, оставив минимальные «клочки». При входе в порт седует придерживаться основного фарватера на Беломорканал, и только оставив справа причалы и дамбу, свернуть направо по отмеченному бакенами судовому ходу к городу. Удобное место для высадки есть у самого конца фарватера (стоянка лодок) перед мостом, между двумя рукавами Выга. К берегу подходит дорога, рядом магазины, столовая, недалеко почта. До вокзала не более 2 км. На подходе и на берегу будьте осторожны - все покрыто битыми бутылками. Место для катамаранов пришлось расчищать.

Как протекало наше путешествие, можно прочесть подробнее в дневнике похода.

5. Снаряжение и обеспечение похода

Группа шла на трех разборных надувных самодельных катамаранах. Катамаран М 226 имеет тросовую конструкцию ферм, несет грот и стаксель общей площадью 13 кв.м. Экипаж В.Стрелков и М.Успенский. Катамаран М 150 «Сталкер» (Г.Шмерлинг – В.Дзюба) вооружен гротом 10 кв.м. Длина поплавков 5 м, ширина по осям 2,5 м, вес 90 кг. Катамаран М 294 (А.Макаров, В.Закладной) построен по образцу М 81 В.Святенко. Имеет трубчатые фермы баллонов, нес 12 кв.м парусов.

Все суда имели аварийные воздушные емкости. На М226 аварийные камеры вкладываются внутрь основных, на М 294 привязаны над ними под шпангоутами. М150 имеет поплавки с двухсекционными камерами и продольной диафрагмой. Катамараны были снабжены якорями, причальными концами, воздушными насосами, ремнаборами. Экипажи имели спасжилеты и непромоканцы, вещи укладывались в мешки из прорезиненной ткани. Для хранения пресной воды (30-40 л на судно) использовали канистру и бурдюки из ПВХ «бревен» и полиэтиленовых пакетов, помещенных в матерчатые мешки меньшего диаметра.

На всех судах имелись компасы и бинокли; М 294 и М150 вели измерения скорости с помощью мерных концов с легкостью, на М150 имелся анемометр.

Ремнабор включал дрель со сверлами, мечики, ножовку по металлу, напильники и надфили. Инструменты, ме\атериалы, крепеж, резина, клей, оснастка для шитья имелись на каждом судне. На каждом судне была аптечка (перевязочные, дез.средства, лекарства для лечения простудных и желудочных заболеваний, обезболивающие и др. согласно общим рекомендациям.

Лагерное и личное снаряжение - обычное для водных походов. Отметим лишь костровое приспособление - треногу из жердей 1,7 м с крючьями на цепочках, легко устанавливаемую даже на скале.

Группа располагала копиями морской карты 612 (Онежский залив) масштаба 1:200000, которую можно получить в ГПНТБ и б-ке им.Ленина, а также копией лоции Белого моря (ГПНТБ).

Прогноз по Белому морю передает Архангельск ежедневно кроме воскресенья в 14 ч. на волне 300м, в остальное время там идет "Маяк". Круглосуточная радиостанция «Мурманск – метео» на волне 43 м дает прогноз по Мурманской обл. и Баренцеву морю.

О походе сняты кинофильмы (В.Закладной, А.Макаров и В.Стрелков), фото и слайды (Г.Шмерлинг).

Мы использовали поэкипажную схему организации питания: каждый экипаж закупает и везет полный набор продуктов и в дни своего дежурства кормит всю группу. Пополнить запасы можно только в пос.Кремль на Соловках. Хлеб везли из Москвы, докупали в Куземе и на Соловках. При регулярном проветривании и подсушке сохранность круглых серых хлебов удовлетворительна. Не пренебрегали и блинами, часто с черникой. Попадалась и морошка, а вот рыбалка не принесла успеха - лишь несколько мелких наважек попалось на удочки.

Сумма расходов на участника без учета перевозки судов в Москве составила 76 руб., из них транспортные расходы 30 руб., продукты 40 руб., связь, багаж, услуги - 6 руб.