Анатолий Харитонов

Дневник руководителя

Азовское море, апрель-май 1989

Предполагавшийся маршрут: Бердянск - Обиточная коса - пересечение на Казантип - Керчь.

Состав: катамаран 10 кв. м, экипаж А. и Сергей; Альбатрос ( Саша и Володя) (имена участников изменены).

21 апреля

Погода в Москве прохладная. С утра все идет по плану; провожать нас на вокзал пришли Оля, Хорлин и Костя. Были даже слезы. Обосновались в вагоне хорошо, он почти пустой и у проводниц хорошее настроение.

22 апреля

Сегодня праздник и погода за окном вагона праздничная. Вчера проезжали серый, унылый пейзаж, а сегодня все зеленое и сады цветут. В 13:00 прибыли в Бердянск. На станции сделали покупки и прочие дела, а также попили пива с шашлыками. Через час поезд отогнали на запасной путь; оттуда до моря 300 метров. Собрались на городском пляже под градом вопросов местных жителей.

В 19:22 отошли от берега и через 30 минут сели на мель посреди Бердянского залива: глубина 10-15 см. Постояли, пофотографировали и потащили суда на руках к более глубокому месту. Еще через 30 минут в сумерках пристали к необитаемому острову, потеснили колонию чаек, поели и легли спать. Охранную сигнализацию ставить не надо: чайки поднимают галдёж, стоит только выйти из палатки.

P.S. За ужином отметили начало похода и налили сто граммов Нептуну.

23 апреля

Сильный северо-восточный ветер. Солнечно. Встали в 7:00, делаем ревизию вещей и продуктов. В перерывах - экскурсии по острову. На берег выбрасывает много интересных и полезных вещей: две зимние удочки, канистру, бухту каната, наручные часы Ракета (работают, но сломан браслет), нож, бутылочную почту - две штуки! В одной молодая особа из Тамбова обещает любовь тому, кто найдёт бутылку. В другой ребята предупреждают, что это место занято ими. На первое отвечать не стали — далеко, да и нет фотографии, а во вторую бутылку вложили записку, что это место нам тоже понравилось.

Чайки к нам привыкли и сидят на гнездах в 10 метрах от палаток. Днем небо нахмурилось, но ветер стал потише.

19:00. К нам подъехали рыбаки и подарили свежей камбалы. Через час мы её уже съели вместе с бутылкой водки. Саша с Сергеем нашли сеть; пробовали ловить удочкой, но ничего не поймали.

Сегодня в гнездах появились первые птенцы. Смотреть на них одно удовольствие. Так в удовольствиях и прошел день. Ночью Сергей и Володя решили искупаться. Вода — +12. Володя зашел в воду по... и резко затормозил. В этот момент по радио заиграли "Интернационал", и уж тут они с криками "Ура!" окунулись в море. Нас с Сашей на это не хватило (мало приняли).

24 апреля

6:30. Солнечное утро. Ветер южный 2-3 балла. Цель перехода — Обиточная коса. Отошли от берега в 9:53, курс 330. В 10:38 с моря подошел сильный туман, видимость не более 200 м. Идем борт в борт курсом 360, к берегу. Ветер 3 балла. В 11:20 встали в центре Бердянска у памятника. Пополнили запасы воды, поели мороженого и пошли дальше. В сплошном тумане обогнули мол.

Волна и ветер усилились; отдельные волны больше метра. На Альбатросе согнуло шверт, идем к берегу. Через 30 минут он показался из тумана. На сильном прибое катамаран развернуло боком, но все обошлось благополучно, только матрос упал на рубку и сломал ее. Встали на территории турбазы КООП, чиним шверт и рубку, варим кофе.

15:00. Ветер все крепчает. Сильный прибой не позволит нам отойти, и решаем ночевать здесь. Нашли рядом убитую гадюку. Говорят их здесь много, но у нас есть сыворотка. Прошлись вдоль берега, ничего полезного не нашли, кроме речушки, которая впадает в море в 100 метрах от лагеря. Играючи наловили там целый кан карасей. Чистить рыбу охотников не нашлось, и мы их отдали гражданину, который сказал что у него четыре кошки и все беременные.

Отбой в 22:00. Всю ночь вдоль берега шумная компания подростков таскала бредень.

25 апреля

Подъем в 6:00. День начался с того, что завхоз Володя застукал в наших продуктах хомячка. Он тут же списал по акту на грызунов две банки сгущенки, сахар, конфеты и колбасу, однако члены комиссии акт не подписали. Отошли от берега в 9:15. Бриз, идем в сторону Приморска. Погода солнечная, но редкие перистые облака настораживают. Скорость 4 км/час. После 10 часов задул основной ветер, как всегда — в морду. Лавируемся.

Смотрю на Альбатрос и думаю, что через море с ним идти стрёмно. На шквалах он выглядит неважно. После полудня шквалы стали жестокими, тащим суда бечевой вдоль обрывистого берега. Сделали еще одну попытку идти под парусами, и снова шквал пригнал нас к берегу. Здесь с досады распили бутылку "Токайского", поужинали и легли спать.

26 апреля

Утро дождливое, мордотык. Вышли в море в 9:15. Погода меняется, можно ожидать всякой бяки. Далеко от берега не отходим. На траверзе Приморска Альбатрос ушел мористее. Приказу сменить галс не подчинился. Повторил приказ уже в грубой форме, на что получил ответ от Саши, что они отделяются.

Сейчас напишу, о чем раньше молчал. Этот разрыв должен был случиться. С Сашей у нас разные цели: он пошел не столько в поход, сколько ловить рыбу. Было уже: пора выходить, а у него клюет, и все тут! Володя своего отношения не к этому не показывает, а может, ему хоть так хоть этак — всё хорошо. Он пашет на Альбатросе за двоих, так как Саша отстранился от всех хозяйственных работ.

Пристали к берегу — что делать дальше? Сергей ни во что не вмешивается, он в нашей компании, да и вообще под парусом новичок. И в море идти тоже не хочет.

Тут я пошел на рожон и сказал, что они могут делать что хотят, а я пойду и один через море.

Да, дело не столько в плохих ходовых качествах Альбатроса, сколько в отсутствии большого желания у остальных членов группы. Дисциплина тоже оставляет желать лучшего, и раздражение плавно нарастало все эти дни.

13:00. Сейчас пообедал и сижу на пляже пионерлагеря. Сижу и думаю, что делать дальше. Ребята ушли втроем на косу, а я узнал что объявлено штормовое предупреждение.

Итак, первый вариант — идти одному через море. Второй — идти в Мариуполь встречать школу Флинтуши. Третий — идти в Геническ. Четвертый — остаться на косе, дождаться школы и далее идти с ними. Склоняюсь к последнему, хотя час назад готов был идти через море.

В общем, настроение — хуже некуда. Торчать здесь надоело, но в море не могу выйти из-за сильной прибойной волны. Ложусь в рубку спать; проснусь — решу окончательно.

17:00. Ветер чуть стих, но накат по-прежнему сильный. Добрые люди помогли отойти от берега, иду на оконечность Обиточной косы.

Дойду до рыбзавода и узнаю, как там с пресной водой. У ребят емкость всего 20 литров. В этом году нет путины, и рыбзавод без людей, значит, и без воды. Так что ребятам придется туго: на Альбатросе в поселок — 20 туда и 20 обратно — не походишь. Так что без меня им не обойтись.

27 апреля

7:00. Утро пасмурное. Ветер по-прежнему в морду. До конца косы 15 км. Сейчас лежу в рубке и пишу. Надо вставать и готовить завтрак, но не хочется. В рубке так тепло и уютно лежать с видом на море. В бинокль вижу, как рыбаки в море ловят рыбу, наверное бычков. Вчера не написал, напишу сегодня... Все пять дней пути у меня возникало чувство страха перед морем. Я не понимал, что со мной происходит. Вчера страх полностью пропал. В море, один — я был счастлив. Выходит, боялся не за себя, а за ребят. Сейчас море снова стало моим другом. Всё, выкуриваю сигарету и вылезаю на свет божий. Допишу вечером.

18:00. Сижу на руле и пишу. Судно идет под попутным ветром; час назад обогнул маяк на Обиточке. До него шел против ветра и волны 9 часов. Я погорячился, сказав что до конца косы 15 км — там были все 30. Сейчас всё хорошо. Тепло. Светит солнце. От волны я прикрыт косой.

Только очень хочется покушать, но останавливаться не буду. Сейчас мимо проплыли дельфины, ещё раньше видел выпрыгивающих из воды осетров. Рыбаки говорят, что так они сбивают с тела паразитов.

18:30. Иду вдоль пустынного песчаного берега. Море играет красками, полная тишина. Ветер стих. Зайду за мысок и поставлю полный грот.

Поздний вечер, пишу в рубке при свете фонарика. Шел по обратной стороне косы, покуда совсем не скис ветер. Остановил две моторки, сказал, что ищу друзей. Может увидят и сообщат.

Ветер кончился, когда садилось солнце. Море — зеркало. Линии горизонта не видно, так как небо отражается в море. Кругом одни болота, много уток... а ружья нет. Ткнулся в малюсенький кусок суши, так что сплю почти на плаву. Хорошо, что нет волны. Поужинал холодной гречневой кашей и запил водой из фляжки. Сегодня я вымотался в доску. Прошел 50 км в основном в лавировку и был на воде 14 часов. Всё, ложусь спать. Нет, сначала выкурю сигарету и заменю батарейку в фонарике...

28 апреля

16:40. Стою на территории турбазы, на что получил добро директора. Сейчас все уедут на праздники, и я останусь вдвоем со сторожем. Итак, все по порядку.

Проснулся я в 6 часов в том же гадюшнике, в котором уснул. Завтракать не стал; используя хороший ветер, пошёл к домику на косе. Мне повезло: вышедший на лай пса рыбак сказал, что видел ребят в 10 км западнее пос. Набережное. Это облегчает мою задачу. Не надо идти вдоль всей косы, курс 310. В том месте работает мехлопата, тракторист говорит, что ребята прошли примерно в 18 часов. Иду дальше. Рядом турбаза; сторож подтверждает.

Дальше берег — сплошные глинистые обрывы; подхожу ближе к тем местам, где можно встать на ночевку, но никого не видно.

Пос. Стогановка. Рыбаки говорят, что ребята здесь ночевали и 2-3 часа назад ушли. Я к ним приближаюсь. Ветер попутный, но сильная волна, более метра. Да, один из рыбаков сказал, что они пошли не вдоль берега, а в море. Второй — что вдоль берега. Прошёл ещё 7 км; тут посёлок, не отмеченный на карте. Матрос с буксира сказал, что видел парус, но далеко в море. Ещё 5 км. Рыбаки говорят, что сидят с 9 утра и никого не видели. Получается, что ребята пошли морем на косу Федотова. Втроем, на перегруженном Альбатросе в такую волну! Даже не знаю, как это назвать. Одно утешает, что ветер хоть и попутный, но всё же немного к берегу. И всё равно на душе тревожно.

Недавно пришлось здорово испугаться на ходу: сердце будто кто-то сдавил холодными ладонями. Случись что, раздолбает вместе с лодкой в прибое. Володя оставил часть аптечки, но до неё сейчас не добраться. Гуляю вдоль берега. Если что-то случилось, то увижу вещи... Ничего. Ребята пошли напрямую или я их проглядел. Думаю, что первое.

Саша рвался ловить рыбу в Крыму, а когда Крым накрылся медным тазом, он решил быстро дойти до Геническа и там до конца отпуска порыбачить.

18:00. Сижу в будке киномеханика и варю обед; сегодня с утра ничего не ел. Смотрю на карту и думаю, что, если их видели далеко в море с буксира, то рыбаки и я их видеть не могли. Значит, пошли напрямую. Но выигрыш в расстоянии не оправдывает риска, это ребячество! Искать их следы надо в районе Степановки, до нее 20 км. Если завтра не сделают дневку, то я их совсем потеряю. А до Степановки они могли встать только в одном месте, где нет обрывов.

...Сейчас пообедаю и сделаю постирушку...

...Лежу на койке, под языком таблетка валидола. Жутко захотелось домой, перед глазами родные, близкие, друзья. Черт меня дернул пойти на серьезное дело с непроверенными людьми... Пришел сторож. Поговорим "за жизнь"...

23:30. Проснулся от шума ветра. На море 6-7 баллов. Я к катамарану. Его уже подмыло, скачет на волнах и ветру как живой. Оттащил и хотел привязать, но в ракушечнике колышки не держат. Проволок катамаран еще 20 метров и упёр в навес. На море смотреть страшно, ничего не видно кроме белых гребней.

29 апреля

Утро, солнечно. Ветер ураганный. Шторм захватывает. Море стало белым до самого горизонта, над волнами летит срываемая с гребней водяная пыль. Отдельные волны более 2 метров с рёвом обрушиваются на волноломы. На месте, где вчера вечером стоял катамаран, берега уже нет. Волны там ослаблены волноломом, колышутся огромные хлопья пены. Забытые в спешке колышки от палатки достались морю. Не проснись я вовремя, быть бы теперь безлошадным.

8:40. Познакомился со сторожем, дежурившим ночью. По его словам, куковать здесь мне дня три. И правда: ветер медленно, но неуклонно усиливается. Гудят уже не только ванты, но и мачта. Интересно, будет ли этот шторм сильнее аномального шторма 1985 г., когда волны были более трёх метров. Хорошо, что тогда мы были на берегу. Сторож рассказал, что уже в этом году здесь же пережидали шторм Руслан и Алёна.

По радио пропикало 9 часов. Разогреваю завтрак и думаю — звонить на спасстанцию или нет. Если что-то случилось, всё равно поздно. А если всё в порядке, то представляю, как они за меня волнуются. Я же сказал сгоряча, что пойду один через море.

11 часов. Море из бело-голубого стало бело-коричневым. В бинокль хорошо видно, как к берегу идут "три сестры" — три волны особенно большого размера. Они мне знакомы еще с 1985 года.

...

Сегодня в Мариуполь должна приехать Корнева со своей школой. За 9 дней им предстоит дойти до Геническа. Шторм отнимет как минимум сутки. Очень трудная у них задача.

...

22:30. Два деда и я сидим за столом и пьянствуем, а по телевизору как раз разъясняют пользу антиалкогольной кампании. Прислушиваюсь и стараюсь пить меньше, так как ветер стихает, а значит, завтра рано вставать.

30 апреля

Ветер ночью вновь усилился до ураганного, пришлось одеться, бежать привязывать лодку крест-накрест и снимать рубку. Долго потом не мог уснуть. Будка киномеханика под ударами ветра качалась, скрипела, выла и плакала. За день успел сходить в посёлок за продуктами, поиграть в бильярд, поспать. Причём днём снятся потрясающие сны: будто я — Чарли Чаплин (кто будет читать пусть смеётся), командующий парадом, проводник иностранцев по родной тайге. А под конец такое, о чем и писать нельзя.

Ветер весь день то стихал, как бы даря надежду, то вновь задувал с такой силой, что можно было на него ложиться.

1 мая

С утра поздравил себя с праздником, побрился, причесался. В общем, выглядел на все 100.

23:12. Сидим в будке сторожа — я и трое мужиков. По-моему, меня хотят споить. Самогон льётся рекой, закусь обалденная! Говорим за жизнь... Сказал, что встретив своих ребят, первым делом извинюсь перед ними. Мужики говорят, что у них всегда есть страх перед морем. Услышали бы это Саша с Володей. Может, после шторма поймут, что и я был в чем-то прав, требуя дисциплины.

23:51. Поём: Ведь ты моряк, Мишка...

2 мая

Разбудили в 6:20. Погода тихая. Голова разламывается, но надо собираться, идти искать ребят.

В 9:15 прошёл траверз маяка Новоконстантиновский. На море штиль. Иду вдоль берега под бризом, а берег — сплошные обрывы. На много километров нет даже щели, чтобы выбраться.

18:45. Прошёл за день больше 50 км в крутой бейдевинд. У моста через Молочный лиман меня догнала моторка. Парень сказал, что ребята дошли до косы Федотова перед штормом и перетащились через перешеек. Ну и прыть у них! Расстояние между нами увеличилось. В шторм по мелководному лиману они могли уплыть черт-и-куда. Завтра перетаскиваюсь через косу. Одному Богу известно, как мне это удастся, но другого выхода нет.

19:50. Получил информацию, что ребята пошли через лиман на Геническ. Волки за ними гонятся что ли?!

3 мая

Подъём в 5:30. Ветер северный, солнечно. Приспособил телегу и перевёз катамаран через перешеек всего за час, но это мне стоило наверно полгода жизни. Сейчас иду курсом 240, отошел от берега на 12 км. Через час разойдётся утренняя дымка, и я увижу берег, к которому стремлюсь.

Опять из воды выпрыгивают осетры — хоть бы один запрыгнул на борт. Уж я бы тут...

Ветер медленно стихает, скорость не более 5 км/ч.

10:00. Скорость 3 км/ч. Загораю, слушаю радио. 10:30. Полный штиль. Во попал. Не грести же 20 км. 11:00 — по-прежнему штиль. Пишу от скуки дневник. Утром, когда перетаскивался, отошел посмотреть дорогу. Какая-то бабка, увидев катамаран, закричала: — Батюшки, самолёт сел!

Еще интересней: все думают, что баллоны алюминиевые. Когда доходит, что резина, говорят — смертник.

21:30. За день прошел 60 км, осмотрел весь берег Утлюкского лимана. Ребят нигде нет. В Москву они смотались что ли? Ночевать пошёл на Арабатскую стрелку. Людей нет, базы пустые, спросить не у кого. Наконец увидел группу людей, подошёл... и пожалел. Это компания торгашей устроила пикник. Пьяные торговки в три обхвата — зрелище не для слабонервных. Мужики на их фоне просто ангелы.

Иду дальше, тыкаюсь наугад в первый же дом отдыха и получаю шикарный номер со всеми удобствами, причем совершенно бесплатно. Сторож дядя Коля — душа-человек. Сейчас подъедет его племянник и пойдем в сауну...

4 мая

Солнечно, +25. С утра болит голова: не могу привыкнуть к самогону. Так с больной головой и начал разборку катамарана. Коррозия страшная. Намучился вдоволь, но нижние стрингера так и не разобрал. Вечером на пляже будет народ, попрошу помочь. А сейчас — в город за билетом.

18:00. Билет купил на 6-е мая, завтра целый день безделья. Как нормальный курортник, буду целый день валяться на пляже и купаться. Боже, какая тоска!

5 мая

Поджариваясь на пляже, узнал, что первого мая три лодки вдоль Арабатки ушли в Крым. Кто это мог быть?

На пляже много времени для размышлений. Я обидел Сашу, сказав, что с ним можно ходить только на Озерну. Почему же я так сказал? Смелости ему не занимать, а вот опыта и холодной головы... но опыт — дело наживное. И ещё он не умеет подчиняться, дисциплина его гнетёт: он лидер по натуре. Права пословица — двум медведям в берлоге не ужиться. Я думаю, мы помиримся, но в серьёзный поход нам вдвоем не ходить.

И еще сейчас жалею, что не пошел через море. В ближайшие год-два кто-то пересечёт Азов в одиночку, но это буду не я. Странно, Каспий в одиночку пересекали и не раз, а Азов только предстоит.

Вечером выходили в море рыбачить. За полчаса втроем наловили ведро бычков. Какая скука... Потом варили уху и опять пили вонючий самогон. С трудом заставил себя выпить стакан, чтобы не обидеть мужиков.

6 мая

До станции довезли на "Москвиче". Лодку и вещи оставил на попечение очень симпатичной дежурной по станции, а сам отправился в город попить пива, послоняться по магазинам.

Снова на вокзале, сижу и читаю дежурный журнал о сходе с рельс поездов, а также болтаю за жизнь с дежурной. Электричка до Новоалексеевки через 2 часа, а там кошмарная (с моими-то вещами) пересадка на симферопольский поезд, и через 20 часов я в Москве.

...Загрузился нормально, и только перед самым отправлением вспомнил, что забыл стойки рубки у дежурной. Вскакивал с ними в вагон на ходу. Пересадка в Новоалексеевке прошла гладко, только надоело, что все меня жалеют.

Соседом по купе оказался отставной военный, тугой на ухо и очень разговорчивый. В вагоне полно детей. Им некуда девать энергию, только на двери, которые беспрерывно грохочут. Наше купе крайнее. Хорошо соседу — он глухой. Дед оказался крепким орешком и ярым сталинистом. Наконец заснул, храп стоит на весь вагон. Сейчас подключусь и я, и мы им покажем, как греметь дверьми...

Ночью прошли контролеры, требовали билет на багаж. Показал им маршрутную книжку, и они отстали.

...

PS

Ребята, в полной уверенности что я пошел через море, рванули по периметру моря искать меня в Крыму. Втроем на Альбатросе за девять дней прошли почти 500 км; в шторм шли за косой, потом по Сивашу.

Встретились мы уже в Москве.

Этот поход дал нам многое...

Позже мы совершили вместе, этим же составом, и другие походы. А с Володей всё-таки пересекли море.