Фотоотчет о парусном путешествии I к. с. по Телецкому озеру (июль 1991г.)

Маршрут: т/б “Золотое Озеро” - устье р. Самыш – зал. Идып – вдп. Корбу – м. Ижон – усть р. Б. Чили – устье р. Чулышман – сероводородный источник на р. Чулышман – устье р. М. Чили – м. Чедор – м. Куан - зал. Идып – устье р. Бия – сплав по р. Бия до пос. Турочак.

Схема маршрута:

Черным цветом выделен путь вверх, красным – вниз.

Протяженность парусной части маршрута – 150 км.

Продолжительность (со сплавом по Бие) – 18 дней.

Участники:

Ваулин Сергей Степанович - капитан

Ваулина Наталия Валерьевна - матрос

Ваулин Сергей Сергеевич, 7 лет - юнга

Ваулин Алексей Сергеевич, 5 лет - юнга


Специальное снаряжение:

1. Самодельная надувная лодка (4*1.1м) на базе НЛ “Славянка”. К “Славянке” пришита носовая секция из кордовой ткани с двумя вставными баллонами из прорезиненного капрона (из палатки ПСН). Секция обклеена прорезиненной тканью (из старых баллонов ПСН). Общее количество отсеков -4+надувные матрасы на днище.

К бортам приклеены обвесы из прорезиненной ткани “Олень” . В носовой части обвесы приподняты, в кормовой – опущены для обеспечения возможности гребли байдарочным веслом. Средняя часть дополнительно закрывается силовым фартуком из прорезиненного капрона.

Носовая часть полностью закрывается съемным тентом из такого же материала по подмачтовой треноге, образуется детская “каюта”. На надувные баллоны сверху крепится рама из труб 30x2 (2 продольные и 2поперечные балки) + более толстые подмачтовая и шверц-балки. Мачта 40x1.5 крепится тремя наклонными балками, штагом и вантами из капронового троса D8.

Использовано 2 набора парусного вооружения для лодки “Романтика”. Шверцы – симметричные фанерные из набора, руль – на базе байдарочной коробки с увеличенным алюминиевым пером. Парусное вооружение – гафельный кэт 4 кв. м. 2 ряда рифов.

2. Спасательные жилеты на всех, каски для детей и мамы, бросательный конец 20м. Дополнительно использовали выловленный из озера спасательный круг с НИС “Биосфера”.

Краткая характеристика водоема

Красивейшее горное озеро с чистой водой. Берега крутые, поросшие труднопроходимой тайгой. Остановка на ночевку возможна в основном в местах плановых стоянок, где достаточно тесно. На эти стоянки специально завозили муравьев, которые поедают клещей.

Восточный берег озера – заповедный, доступ туда запрещен. Единственное исключение – вдп. Корбу на одноименной речке. Граница заповедника по воде проходит по середине озера. Она патрулируется. Погода неустойчивая, как обычно в горах, быстро меняется, часты кратковременные дожди, в том числе ливневые (был случай, когда залило хорошо горевший костер). Ветровой режим также неустойчивый. При хорошей погоде обычно приличный ветер бывает утром и вечером, днем ветер слабый, вплоть до штиля.

Встречаются и сильные ветра. На последней стоянке напротив границы заповедника порывом ветра стоящую на кильблоках разгруженную лодку со спущенными парусами подняло в воздух и уронило рядом с костром. Волнение из-за небольших размеров озера обычно не превышает 0.5м, хотя местные жители вспоминают и штормы, когда рейсовый т/х “Пионер Алтая” отстаивался в укрытии.

На всем протяжении маршрута можно купаться, особенно в зал. Идып с песчаными пляжами. Температура воды в июле по информации гидрологов не превышает 8 град.

Краткое описание маршрута

Данное путешествие – уже второе, в предыдущем году ходили туда же, на той же лодке, но с деревянной одноразовой рамой и мачтой. Начинали с устья Чулышмана, добравшись туда на теплоходе. В этот раз активную часть маршрута начали с турбазы “Золотое озеро”, останавливались на поляне рядом с вертолетной площадкой. Далее – вверх до устья Чулышмана, где останавливались, как обычно, на песчаной косе. Затем прошли вверх по Чулышману до популярного лечебного сероводородного источника (там стояла изба и ванны для лечения. Затем – обратный путь по озеру.

С погодой, в основном, повезло. Были поломки. В районе р. М.Чили во время грозового шквала сломался пластиковый вертлюг гика, на стоянке у м. Ижон при переноске лодки сломался неудачно выполненный стык продольной балки (поставил лодку этим стыком на колено). Сплав по р. Бия (2 к.с.) особой сложности не представляет. Пороги представляют собой фактически широкие перекаты с валами до 1.5-2м. Проходятся по центру. Самый сложный порог - “Щеки” с правым прижимом проходится по левой границе струи.

Фотогалерея:


Парусная тренировка в начале маршрута


Каменный залив


Идут ялы планового маршрута


Укачало...


Водопад Корбу


Детей не вытащить из воды даже при ее температуре +8.


Встречный кораблик


После дождя в устье р. Б. Чили


Один из водопадов на побережье между Б.Чили и Чулышманом


Вода озера чистая и прозрачная


“Пионер Алтая” идет у противоположного берега


Мыс Чедор


Встречный воздушный транспорт


За кормой – м. Куан


Узкий пролив в северо-западную часть озера


Исток Бии. Вид на озеро.


Перед порогом Юрток. Парусное вооружение снято.


Утро на Бие


Бия ниже Турочака. Мы – на острове, по главному руслу идет рейсовая “Заря”