Столько народу это пустынное место не видело, наверное, все 50 лет со времен школы юнг. Ордена, морская форма, улыбки, разговоры. Главный у юнг-ветеранов Сергей Сергеевич Шохин, он на снимке, да вот уже не вспомню, кто это из двоих моряков в центре. В деревянном доме размещался штаб, в келейном корпусе — классы, а жили...

Вот записанный тогда рассказ.

Попал по комсомольскому набору из цеха в 15 лет. Сам тогда давил на батю, чтобы пустил на завод. Привезли нас по осени сначала в Соломбалу в полуэкипаж, а потом — на Соловки.

В монастыре места уже не было. Построили — и пёхом по дороге сюда. Выдали палатки. И ведь жили в них до января. Рыли землянки. Валун попадётся — всё, пропала работа. Потом придумали накалять его костром и лить воду: если треснет, вытащить можно. Всю зиму вши заедали: озеро замерзло, стирать трудно было.


Морячки расставили для ветеранов столики с закуской, появился ящик коньяку (боевые деды уже были, ясное дело, весьма хороши). А вкуснецкий клюквенный морс всем желающим, и нам тоже, черпали бесплатно.

Закусили кулебякой с селедочкой, купили хлеба. Но пришлось прервать беседы и покинуть праздник жизни: закупающие хлеб небритые хари в штормовках привлекли подозрительный взгляд надзиравшего за порядком мента, и мы сочли за благо ретироваться: стояли-то на этот раз "нелегально", без разрешения из лесхоза.