Отчет о спортивно-туристском плавании
третьей категории сложности
в районе Баренцева моря


по маршруту:

Губа Печенга – п-ов Рыбачий - Кольский залив (Мишуково)



СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ СХЕМА МАРШРУТА

СОСТАВ ГРУППЫ

ОСНОВНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ГРУППЫ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПАРУСНОЙ ЛОДКИ "КОРСАР"

КАК ОФОРМИТЬ ВЫХОД В МОРЕ И ДОБРАТЬСЯ ДО МЕСТА СТАРТА

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

ТАБЛИЦА МАРШРУТА ПО ДНЯМ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКТОВ НА ЭКИПАЖ ИЗ 2 ЧЕЛОВЕК

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ РАЙОНА ПОХОДА

Поход совершен группой туристов водного отделения Ассоциации Любителей Путешествий (АЛП) "Странник", г. Москва.

Время проведения похода - с 15 июля по 12 августа 1994 года.

Маршрутный лист N 1П-307.

Руководитель похода - Гуськов Виктор Константинович, тел. (495)-386-29-77,

почта gvk-korsar@rambler.ru .

СОСТАВ ГРУППЫ

№ п/п Ф.И.О. Год рожд. Обязанности в группе

1

Гуськов Виктор Константинович

1950

Руководитель, капитан тримарана "КОРСАР", борт. № ГР 54-43, парусный № М-246.

2

Буткевич Сергей Николаевич

1972

Матрос

ОСНОВНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ГРУППЫ

№ п/пНаименование снаряженияКолич.
на 2 чел

1

Парусно-гребная лодка (тримаран)

1

2

Палатка двухместная

1

3

Рюкзак

3

4

Печь твёрдотопливная походная

1

5

Коврик изолирующий

2

6

Мешок спальный

2

7

Комплект теплых вещей

2

8

Фонарь электромеханический

1

9

Спасжилет

2

10

Нож - стропорез

2

11

Гидрокостюм

2

12

Комплект гермоупаковок

1

13

Ремнабор

1

14

Аптечка

1

15

Комплект колесный для перемещения груза

1

16

Компас

2

17

Радиостанция “ПРИЧАЛ” (каналы 6,13, 14, 16) с двумя блоками питания

1

18

Фальшфейер

3

19

Барометр

1

20

Монокуляр 10х50

2

21

Государственный флаг

1

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПАРУСНОЙ ЛОДКИ "КОРСАР"

Тип лодки ………………………………………………….…многокорпусник, тримаран.

Тип конструкции …………………………………………………... каркасно-надувной.

Высота борта центрального корпуса, м …………………...….. 0,27.

Высота дополнительного борта, м …………………………….. 0,2.

Высота дополнительного борта с полной загрузкой, м …….. 0,27.

Длина центрального корпуса, м ……………………………….. 5.

Ширина центрального корпуса, м ……………………………… 0,85.

Ёмкость надувных элементов центрального корпуса, л …... 130.

Ёмкость бокового поплавка, л ……………………………..…... 90.

Количество боковых поплавков ………………………………… 2.

Габаритная ширина, м ……………………………………..…….. 2.

Пассажировместимость, чел. …………………………….……... 2.

Грузоподъёмность, кг ……………………………………………... 250.

Запас плавучести при затопленном центральном корпусе … 2.  

Площадь паруса грота, кв. м. …………………………………… 4,7.

Средняя скорость под парусом, км/ч …………………………………..… 5.

Максимальная скорость под парусом, км/ч ………………….. 15.

Номинальная скорость на веслах, км/ч ……………………….. 5.

КАК ОФОРМИТЬ ВЫХОД В МОРЕ И ДОБРАТЬСЯ ДО МЕСТА СТАРТА

Не позднее, чем за 3 месяца (в зависимости от расстояния), послать запрос на разрешение похода с копиями документов в три адреса:

  1. в штаб погранвойск соответствующего округа;
  2. в в/ч погранвойск, занимающихся охраной границы в данном регионе;
  3. в штаб соответствующего военноморского флота.

При получении положительного ответа (или после корректировки и согласования маршрута) явиться по адресу 2 за пропусками.

После завершения похода пропуска сдать (можно переслать по почте).

Необходимые документы (копии которых отсылаются по адресам):

Наличие радиостанции на 16 канал (156,8 МГц) обязательно на каждом судне. Остальное снаряжение и правила выхода и прохода по маршруту - согласно правилам, установленным в конкретном регионе.

Порядок оформления плавания в погранзоне может быть изменён, поэтому необходимо уточнять это заранее.

В Мурманск можно ехать любым из имеющихся поездов, но следует помнить, что не во всех поездах имеется багажный вагон и, следовательно, багаж может прийти позже (или раньше).  

Гостиница "Арктика" находится через дорогу напротив ж/д вокзала, за домами. Двухместный номер с телефоном, телевизором, ванной и прочими удобствами стоит 26 000 рублей (все деньги - на июль 1994 года).

Автовокзал находится непосредственно около ж/д вокзала. Автобус на Североморск отходит с нижней площадки (идет 1 час, билет стоит 2 500 р). Для въезда в Североморск достаточно печатей МВД и паспорта. Пропуска в штаб Сев. ВМФ следует заказывать в бюро пропусков (к начальнику группы режима Стрельцову).

В Печенгу можно попасть автобусом, идущим в Лиинахамари (идет через Печенгу два раза в день), либо автобусом, идущим в Заполярный (ходит часто, проходит около Печенги в 2 км от места сборки лодок). Два билета с багажом стоят 24 000 рублей. Время езды из Мурманска в Печенгу - 3 часа. Примерно на полпути, в Титовке, расположен п/пост, где происходит проверка документов.

Частники на машинах берут до Печенги 100 000 рублей со всех.

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

21 июля (четверг)

Приехали в Печенгу автобусом, идущим в Заполярный, выгрузились на площади у мемориала (танк на постаменте и большой солдат).

От этого места до места старта добирались пешком, а лодку и продукты везли на тележке (рюкзаки, конечно, на себе).

До конца посёлка около 2 км. Здесь есть хорошее и просторное место для сборки судов. Если ехать автобусом, идущим в Лиинахамари, то лучше доехать до КПП Лиинахамари и здесь, или чуть дальше по ходу, собирать суда. Дело в том, что от конца посёлка (где мы собирались) до КПП еще 2км, а река Печенга, впадающая в вершину губы Печенга, в отлив сильно мелеет и имеет узкое, сильно искривленное русло, которое трудно отыскать. Местами оно как бы расплывается с уменьшением глубины; так что от конца посёлка выходить на маршрут лучше во время прилива.

От того места, где расположен КПП, начинается собственно губа и глубина даже в отлив достаточна даже для опущенных швертов, да и местные ребятишки (которые поздоровей) не докучают.

Пресную воду можно набрать в домиках, самом конце (в сторону КПП) посёлка, ближе к реке. Вода в реке относительно тёплая; в хорошую погоду температура воды около 16 градусов. Здесь же у реки есть баня, которая работает по пятницам.

Лодку собирали целый день, не спеша, да еще не до конца собрали.

22 июля (пятница)

С утра закончили сборку лодки и укладку продуктов и вещей в гермоупаковки. Конечно же попали на полный отлив, но ждать прилива не стали и после обеда вышли на маршрут. Осушка сильная, ветер NE, 2...3 балла, волнение (после КПП) 0,3...0,5 м. Берега до мыса Крестовый и базы Лиинахамари высокие, поросшие низкой растительностью и мхом, ближе к урезу отлогие, выход на берег проблем не имеет.

 За мысом Крестовый губа имеет колено с поворотом на восток. На мысу расположен навигационный знак. На западном берегу губы, напротив знака, расположена база морских погранвойск и штаб Охраны Водного Региона (ОВР) Лиинахамари; при проходе этого места следует придерживаться восточного берега губы.

Берега севернее мыса Крестовый высокие, скалистые, крутые; высадка на берег возможна лишь в нескольких местах, но представляет большие трудности даже для одного судна, а при сильном ветре северных направлений опасна.

На западном мысе губы Амбарная на восточном берегу губы Печенга у самой кромки воды видны старые укрепления в виде вделанных в скалу амбразур дотов. На этом мысу стоит навигационный знак. Такой же знак стоит и на западном входном мысу губы Печенга.

На выходе из губы Печенга возможен запрос по рации с погранпоста. Лучше выйти на связь самим согласно установленным правилам радиообмена. За мысом Крикун повернули на восток и пошли к мысу Хирвасниеми.

Ветер NE до 5 баллов, волнение 5 баллов, волнение слабое, так как южный берег губы Малая Волоковая, на котором и находится мыс Хирвасниеми, очень высокая преграда для ветра (см. карту).

 Перед переходом губы грот зарифили и распустили его только у противоположного берега. Ветер к этому времени стих до слабый, поставили геную. Как выявили в дальнейшем иметь только грот и геную недостаточно, так как при усилении ветра геную приходилось снимать, а под одним гротом лодка сильно приводилась и плохо лавировалась (большой лавировочный угол). Очень не хватало хоть крошечного стакселька для центровки.

Из-за плохого контакта в соединении антенны радиостанции с разъёмом не смогли вовремя выйти на связь с п/постом, который направил к нам пограничный корабль, с которым мы тоже вовремя не связались.  

Пограничный корабль вызывает на связь по рации, затем показывает поочередно левый и правый борта, затем включает сирену (боевая тревога) и спускает на воду моторную лодку, которая подходит к судну и проводит досмотр (или задержание). П/катер может подходить и вплотную борт к борту, если позволяет погода. При подходе моторной лодки или п/катера к судну последнее должно убрать паруса и лечь в дрейф. После досмотра, при наличии всех необходимых документов, составляется протокол, один экземпляр которого дается капитану судна. Так было и в нашем случае. При проверке работы р/станции оказалось, что она работает на всех 4 каналах, а после отхода пограничников она опять забарахлила (по закону бутерброда). А надо отметить, что выход в море с неисправной р/станцией в территориальных водах запрещен.

Ветер после отхода пограничников (опять же по закону бутерброда) стих до полного штиля, так что пришлось нам (точнее матросу) выгребать до берега 4 км. К вечеру добрались до мыса Коровий. Коров на мысу не обнаружили (что очень странно).

Мыс Коровий представляет собой пологие скалы, покрытые мхом, лишь кое-где растут низкие кусты. На берегу устроены два дота, окопы, ходы сообщений.

25 июля (понедельник)

Вышли с целью дойти до губы скорбеевская. Берег до мыса Немецкий представляет собой чередование крутых скал и пологих выходов, причем скалистых мест больше. Есть здесь и маленькие бухточки.

Мыс Немецкий - самая северная точка п/о Рыбачий. На мысу расположен поселок, п/пост, маяк. За мысом есть удобная губа, а восточнее мыса километра на три есть губа Вайда, внутренний берег которой песчаный.

Сам мыс высокий и крутой, однако на эту кручу можно вылезти (разумеется без рюкзаков и, тем более, без судов).

На подходе к мысу Немецкий и восточнее мыса Кекурский берега скалистые, неудобные для высадки, однако аварийная высадка на берег возможна (поставить палатку, конечно, негде). Не доходя (3...4 км западнее) губы Скорбеевская берег отлогий, сложенный из скальных плит-ступеней, наклонно уходящих в воду.

Дрова в избытке. Метрах в 100 от уреза берег высокий, крутой, скалистый, поросший мхом. Со скал стекают ручейки. Кое-где на склонах лежит снег.  

Наверху, на скалах есть множество пресных бочагов. Внутренние берега губы Скорбеевская отлогие, песчаные, здесь расположен посёлок. Растительность - мох, трава. В 1,5 км западнее входа в губу Скорбеевская, на наклонных плоских плитах, мы высадились и, метрах в 50 от уреза встали на ночевку.

26 июля (вторник)

Вышли опять после обеда, с прицелом на губу Зубовская. Дело в том, что следует придерживаться маршрута и сроков, согласованных ранее с пограничными службами. Небольшие отклонения допускаются, а в случае вынужденных задержек (из-за погоды например) необходимо ставить в известность п/посты.

В районе мысов Большой скорбеевский и Малый Скорбеевский берег крутой, скалистый, но между мысами есть нормальные выходы на берег. В районе горы Май берег крутой, выход на берег затруднен, однако в хорошую погоду вылезти можно, но с постановкой лагеря в таких местах плоховато.

За мысом Май-Наволок (восточнее) начинается большая губа Зубовская. Эта губа довольно интересная. На острове Малый Зубовский помимо птичьего базара находится лежбище тюленей, если к ним потихоньку подойти с воды против ветра, то можно сделать хорошие фотоснимки. Тюлени здесь (да и во многих других местах) не особо-то и пугливые.

Внутренние берега губы отлогие, песчаные. На острове Большой Зубовский стоит разбитый вертолет и лежит выброшенный волнами корабль (выброшенные корабли встречаются не редко), а также мишени. Ходить по острову нелегко, так как он очень неровный (изрыт воронками), густо заросший ромашками, да и тучи чаек над головой особо не радуют. К этим интересным объектам лучше подходить с воды, тем более, что и находятся они у берега.

От почвы этого острова исходит ощутимое тепло. На ночевку остановились на западной стороне мыса Лазарь. Вообще мы всегда старались поставить палатку ближе к морю, на скале, на ветру, на открытом голом месте. Это в нехолодную погоду избавляет от комаров и кусачих мух, которые (гады) есть везде, правда не так уж и много.

Здесь на берегу есть дот, который не сразу можно найти ( его амбразуру видно с воды), разрушившиеся укрепления, а южнее по берегу расположено место зохоронения павших в боях солдат, представляющее собой каменные гурии, на вершине которых установлен большой камень. Между этим местом и урезом протекает большой ручей.

В километре восточнее мыса Лазарь в скалистый берег вдается щель, по которой можно выйти прямо к морю. На восточной части этой щели имеется арочный гротик, при попадании в который прибойной волны слышится низкий гул. Нам не повезло, так как погода была не штормовая. В шторм здесь, надо полагать, намного интереснее. На мысу стоит маяк.

27 июля (среда)

В этот день хотели дойти до губы Лауш, но из-за сильного встречного ветра прошли всего 5 км и остановились на берегу в 1 км западнее мыса Чёрный. Здесь есть небольшая губа с окатышами на берегу. Большой лагерь поставить здесь негде, но немного повыше, у подножья скалы места много. Здесь можно укрыться от ветров не северного направления. Недалеко от уреза берег крутой, есть осыпи из острых камней.

Лазить здесь нужно осторожно. На скалах наверху есть бочаги пресной воды, один из которых довольно большой. Можно даже искупаться (раздолье для моржей) или постираться. Здесь хорошо устроить банный день, но только в тихую погоду.

С дровами проблем нет. На скалах в 0,5 км западнее течет большой ручей. На камнях мы нашли железную бочку, из которой устроили импровизированную печь.

28 июля (четверг)

  С утра ветер был SW, 2...3 балла. Поставили геную и пошли в лавировку. Берег до губы Лауш представляет собой обрывистые скалы, чередующиеся с отлогими выходами. За мысом (юго-западнее) Лог-Наволок берег отлогий, но выход на окатыши.

Губу Лауш хотели промахнуть сходу, но ветер того же направления усилился до 5...6 баллов и пошла большая волна. Лодка, однако, под одним гротом продвигалась вперед с отвратительным лавировочным углом.

Здесь нам надломило (крупная трещина) правую заднюю балку и решено было прекратить переход. Вернулись немного назад, завернули за мыс Лауш и прошли вглубь губы в её юго-восточную часть. Здесь выход песчаный, на берегу растет трава, заросли кустов. Берег ровный, удобный для лагеря. На мысу находятся п/пост, военные метеорологи, посёлок.

В посёлке есть баня, но моются там только по субботам, вода привозная, мягкая, и за так большой компанией проситься помыться просто неудобно. однако при определенных обстоятельствах договориться можно. Познакомились с местными военнослужащими (моряки), поговорили о жизни, посетили п/пост и посёлок Цыпнаволок. На мысу Цыпнаволок находится метеостанция. На п/посту сведения о нас были. На метеостанции нам ничего не смогли сообщить, как и следовало ожидать, но подтвердили, что погода меняется самым жутким образом всего за полчаса. С тем и заночевали.

29 июля (пятница)

Днёвка в губе Лауш. отремонтировали балку и усилили разболтавшиеся места. В посёлке Лауш на высоком месте стоит большущий, очень приметный маяк.  

30 июля (суббота)

С утра сходили в гости на чаёк, приняли баньку и ещё раз сходили в гости. После обеда ветер S, 2...3 балла. До мыса Сергеева берег высокий, скалистый, отвесный. На самом мысу есть бухточки со сносным выходом, а западнее мыса есть вход в бухту Корабельная. Эта бухта имеет крутые скалистые берега и узкий проход к вершине бухты. В вершине губы берег пологий с хорошим выходом на гальку.

От мыса Сергеева до мыса Башенка берег очень высокий. В километре южнее губы Корабельная есть такая же по характеру губа, только размерами поменьше, а еще чуть южнее - бухта, в вершине которой тоже можно высадиться на берег. Дальше берег для высадки в общем-то пригоден, но ставить лагерь здесь нельзя, так как в 40 метрах от уреза поднимается почти отвесная скала, на склонах которой полно каменных осыпей, а места для постановки палатки имеются слишком близко к осыпям.

Высота береговых скал в районе мыса Баргоутный порядка 100 метров, и такие это красивые места, что обязательно здесь нужно остановиться и поглазеть. Склоны скал здесь поросли мхом, на скалах огромные птичьи базары, постоянно летающие у обрыва птицы и жуткий галдёж. Кстати размеры камушков на осыпях до полутора метров в поперечнике.

В 2 км южнее мыса Баргоутный берег пониже, но высадка на него проблематична, так как у самой воды начинаются скалы, да и палатку здесь не поставить. Очень приметен тут мыс Башенка, представляющий собой скалу в форме башни, только он хорошо приметен вдоль берега, на фоне же берега незаметен.

Такой берег тянется до мыса Шарапов и на всем его протяжении имеются каменные осыпи. Далее до мыса Городецкий берег без осыпей, кое-где даже можно высадиться, но палатку тоже ставить негде (разве что на верхней части скалы).

На мысу Городецкий установлен навигационный знак, а сам мыс является самой южной точкой п/о Рыбачий. В западной части мыса можно высадиться на наклонно уходящие под воду скалы, а вот для того чтобы поставить палатку нужно лезть далеко от места высадки, наверх. На верху скалы поросли мхом и есть места для палаток (вещи таскать далековато).

В 2км западнее есть хорошая бухта, а на скале там расположен п/пост. Из-за штиля немного не дошли до этой бухты, да для одной двухместной лодки найти местечко не сложно. Тут, на мысу, и заночевали.

1 августа (понедельник)

Утром подготовили лодку к переходу Мотовского залива. При ветрах направления E, NE, особенно во время отлива, волнение здесь беспорядочное. По известному закону (бутербродный) установился ветер E, 3...4 балла и начался отлив. Однако вышли. Основная волна была неизвестного (читай любого) направления высотой не более 0,8 метра, а вот пиковая волна почему-то всегда приходила с востока, как раз в левый борт, высотой до 1,5 метра. Но это уже ближе к другому берегу. Так что вышли мы на пересечение при небольшой волне (ветер еще не разогнал), а заканчивали переход при 1,5 метровой волне. Пиковые волны приходилось отыгрывать в лоб, теряя скорость, а в целом переход прошел без осложнений. Шли под одним гротом в течение 1,5 часов.

В южном направлении, напротив мыса Городецкий, на другом (южном) берегу залива расположен мыс Луковой.

Этот мыс представляет собой в меру круто спускающиеся к воде гладкие скалы, так же, как и скалы соседних с W и E мысов. Здесь есть хорошо укрытая от всех ветров бухта, но в ней большая осушка и слегка попахивает (но терпимо). Мы высадились в бухте, чуть мористее, на гладкую пологую (25 град.) скалу. Палатку поставили здесь же на мох. Берег в этих местах высокий, сопки, на сопках есть ручей, впадающий с юго-запада в вершину бухты. Растительность - мох, трава, кусты. Есть грибы, морошка. Красивые места, хорошо походить вокруг, полазать по сопкам. На скалах также есть и пресные бочаги, можно устроить баньку, а дров на берегу хватает. В таких местах мы не пользуемся сухим горючим, а складываем из камней печь и топим плавником (выброшенными на берег деревяшками). Здесь решили отдохнуть после перехода и подремонтировать лодку (старушка уже).

2 августа (вторник)

Вышли, как обычно, после обеда. Цель перехода - губа Корелинская или где-то в том районе. Берег скалистый, высокий, но местами есть выходы на гладкие скалы, а в ряде мест есть бухточки.

Заход в губы Ара и Ура запрещен, да и влезать туда желания не было, так как берега там крутые, особенно восточные, представляющие собой высокие отвесные скалы-стенки. Входы в губы обозначены навигационными знаками. На берегу, на острове Шалим, есть п/пост (мыс Толстик).

До губы Корелинская осталось 4 км, когда заштилело. Грести не хотелось и мы высадились на восточном берегу мыса Ворий. Здесь есть небольшая бухта, один берег которой скалистый а другой - крупные камни. Вершина бухты отлогая с песчаным пляжем. На небольшом возвышении - плоское место, поросшее мхом, травой. Местами растёт кустарник. Хорошее место для стоянки, но осушка большая.

На западном берегу в вершину бухты впадает большой ручей. Это место так же хорошо использовать для днёвки и бани. На сопках, подальше от пляжа, полно морошки. На пляже несметное количество дров.

Из этой бухты тяжело выходить в осушку при ветре NW более 3 баллов,

так как шверты не опустить, а на веслах не выгрести. Впрочем, если хорошо попотеть, то проблем нет. Ночевали здесь.

3 августа (среда)

Вышли опять после обеда, нарвались на отлив. Долго и здорово гребли (бедный матрос!), но все же вылезли. Ветер NWW, 4 балла. Волнение у берега не сильное. Так и шли, прячась, где можно под берегом. Прошли губу Корелинская. Она удобна для высадки, с пологими берегами в вершине. Губа большая. К востоку за губой в море выдается мыс Сеть-Наволок. Мыс высокий, скалистый, крутой. Высадка возможна только аварийная. На самом верху мыса расположены маяк и смотровая будка п/поста. Сам п/пост расположен дальше вглубь берега. При подходе к мысу имели запрос диспетчера п/поста. Потрепались на 14 канале, получили ДОБРО, но из-за сильного ветра и плохой лавировки решили дальше не идти.

Дело было к вечеру, улучшения характера берега не видилось, поэтому мы вернулись немного назад и высадились западнее мыса Сеть-Наволок в небольшой бухте.

Место здесь плохое, берег у уреза покрыт круглыми валунами в 1 метр диаметром. (Не хотелось идти обратно, а там, на восточном берегу губы Корелинская, места намного лучше). Радиосвязь с диспетчером п/поста на мысе Сеть-Наволок обязательна. Диспетчер даёт (или не даёт) ДОБРО на вход в Кольский залив и выход из него. Немного западнее нашей стоянки есть большое каменное ложе, заполненное морской водой. Здесь обычно купаются жители поселка, стоящего на сопке. Вода в этой штуковине прогревается на солнышке, а волны моря сюда не достают (в это время года).

4 августа (четверг)

Сегодня вышли пораньше, пока не начался отлив (при колебании уровня воды в 2 метра обнажается мно-о-го валунчиков, а прыгать по ним с лодкой, даже пустой, что-то не хочется).  При обходе мыса Сеть-Наволок нас опять запросил диспетчер. Тот же, что и вчера. Поговорили, получили ДОБРО и пошли в Кольский залив.

Южнее мыса Сеть-Наволок на 1,5 км есть небольшая бухточка с причалом и место для высадки на окатыши. Чуть выше есть места для постановки палаток. Ветер NE, 3 балла. Волнение не сильное.

До островов Лайновых дошли вдоль западного берега. Берег в этих местах крутой, скалистый, но местами есть бухты с пологим выходом. От островов Лайновых до мыса Тоня плавание вдоль западного берега не приветствуется пограничниками и Сев. мор. флотом, а высадка здесь на берег запрещена. На острове Торос расположен п/пост, который также может сделать радио-запрос. Как и с п/постом Сетьнаволок следует выходить на р/связь самим.

От островов Лайновых перешли на восточный берег залива (4 км). Восточный берег залива скалистый, высокий, но есть достаточно мест для высадки на покатые скалы или окатышы. Реже встречаются бухты с песчаным пляжем в вершине. Ветер усилился до 5...6 баллов. Волнение вблизи берега незначительное (скалы помогают), но из губы, расположенной в 5 км севернее губы Тюва, дует, как из трубы. Вошли в эту губу и высадились на ее южном берегу.  

Здесь есть старый причал, в который воткнулся выброшенный на берег траулер. Рядом - остатки какого-то корпуса, похоже - яхты. Причал расположен в бухте с песчаным пляжем. Дров полно. На берегу есть ключ, вытекающий из трубы, воткнутой в склон сопки. Вода отличная и очень холодная. В стороне находятся остатки склада ГСМ с цистернами с соляркой.

Сюда приплывают местные рыбаки и заправляют свои лодки. Здесь раньше на большой территории стояла часть ПВО, которую сократили. Военные ушли, что-то забрав с собой, а остальное разломали.

На берегу, недалеко от источника, есть большой стол со скамьями. Поставили палатку прямо на деревянном причале, благо тут никого нет. Ветер к этому времени зашел с юга и усилился до 6 баллов.

На сопках есть пресные бочаги, много морошки, грибы. Здесь мы заночевали с тёмными мыслями устроить назавтра грандиозную баню.

5 августа (пятница)

Днёвка в губе в 5 км севернее губы Тюва. В брошенном военными хозяйстве нашли железную бочку, разрезанную поперёк пополам. Прикатили её в лагерь и соорудили печь. На этой печи установили бочку и грели в ней воду, которую брали тут же из источника. Нагретую воду черпали канистрами и из них поливались горячей водичкой. Получилось совсем недурно. Заодно и постирались. После бани, естественно, полагался царский обед, что и было выполнено.

6 августа (суббота)

С утра дул южный ветер силой 4...5 баллов. Вышли и немного полавировались. Ветер усилился до 6 баллов, с северо-запада надвигалась тёмная туча и мы, не особо расстроившись, зашли в ближайшую бухту в 1,5 км южнее прежнего места стоянки. Посередине бухты есть островок, который защищает её от ветров с залива. В вершине бухты песчаный пляж, но при отливе обнажаются камни, в общем-то небольшие.

Вдоль южного берега в вершину бухты впадает ручей. На сопках очень много морошки, много пресных бочагов. Растительность - мох, трава, кустарник. Ночью был шторм, знатно задувало, однако волнение в заливе при ветрах южного направления сильным не бывает. Спали под ЛЁГКИЙ шелест тента из полиэтилена.

7 августа (воскресенье)

Вышли в тихую погоду. Ветер S, 1...2 балла. Восточный берег залива до губы Тюва скалистый, крутой. На северном входном берегу губы на скале расположен п/пост. Второй п/пост (своеобразные ворота) расположен напротив, на западном берегу залива в губе Кислая. Здесь расположен и закрытый город Полярный. При проходе этих п/постов следует выйти на радиосвязь с п/постом Тюва, в противном случае будет, как у нас (при подходе к острову Сальный нас заловил п/корабль и учинил проверку, а навёл его на нас диспетчер с п/поста Тюва, с которым мы не вышли на связь). Здесь все делается быстро и молча.

В глубине губы Тюва расположен причал с в/кораблями, а на берегу - посёлок. Здесь тоже можно высадиться, но нужно пройти внутри губы направо, в загиб губы, подальше от причала и строений. Берег здесь отлогий и проблем с высадкой нет.

Южнее губы Тюва берег скалистый, в меру крутой, но есть и места с пологим выходом, в основном на окатыши. Растительность - мох, трава, кустарник, невысокие деревья. В 8 км югозападнее губы Тюва посередине залива расположен остров Сальный. Этот остров является разделителем судового хода, его всегда следует оставлять слева. На острове расположен последний (при выходе из залива - первый) п/пост. Связь с ним также обязательна. Следует отметить, что при невыходе судна на связь, проводится его задержание и досмотр, после чего (при исправных документах) дается ДОБРО на проход. Но постоянно так делать не стоит ввиду создания дополнительных забот для погран-службы (что может повлечь за собой скрытое нежелание п/служб выпускать туристские суда в территориальные воды).

Радиостанцию "Причал" лучше использовать со штатной антенной Куликова, так как плечевая антенна (провод в плечевом ремне) не достаточно эффективна (действует только на близком расстоянии). Особенно это проявляется при подсевшем блоке питания (при загорании сигнальной лампы).

Южнее острова Сальный пошли вдоль западного берега залива. В 1,5 км югозападнее села Ретинское высадились на берег. Здесь есть крошечная бухточка с окатышами, а рядом - выход на покатую скалу. На скалу удобнее вылезать в высокую воду. Наверху этой небольшой скалы есть место для палаток. Растительность - мох, трава, кустарник, на склонах - деревья. Много морошки, черники. С дровами не очень хорошо, но их можно насобирать в других местах вдоль берега.

На противоположном берегу залива, напротив нашего места стоянки, расположен закрытый город Североморск. Высадка на берег в районе Североморска не разрешена, берег занят причалами, доками и т. д. У причалов много в/кораблей, которые можно хорошо рассмотреть в бинокль, а можно и пройти своим ходом поближе к берегу. Судоходство в этом районе не очень интенсивное (ближе к Североморску).

8 августа (понедельник)

Совершили последний переход. Берег до села Кулонга для высадки пригоден. На берегу - крупные камни. Места для палаток есть. Село Кулонга состоит из трех строений, не жилое. В момент нашего прохода мимо было кем-то занято. От Кулонги до поселка Мишуково берег залива абсолютно не пригоден для стоянки, так как палатку поставить негде, а вдоль самого берега над головой проходит автодорога с приличным движением. Берег сильно замусорен хламом, но высадиться можно (крупные камни).

В 1,5 км севернее Мишуково на берегу есть одинокий сарайчик. Здесь мы закончили маршрут.

Высаживаться здесь на берег лучше в высокую воду ( в отлив придется больше тащить лодки по крупным камням). Берег захламлен железяками и прочими нежелательными штуковинами (но бывает и хуже). Палатки можно поставить за сараем и около него. Оба берега залива отсюда до самого Мурманска заняты большими судами, доками, причалами, кладбищами кораблей и прочими неподходящими для высадки на берег элементами. В Мишуково можно высадится около причала (южнее южного причала), но в высокую воду при хорошей погоде. Разбирать (собирать) лодки можно на берегу, а вот ночевать здесь неудобно из-за близости домов. Отсюда (сюда) в Мурманск ходит пассажирский катер. Минут за 20...30. Катер ходит несколько раз в день. Стоит один билет 1600 рублей (без багажа, в августе 1994 года).

Из Мишуково в Мурманск ходит и автобус, но идет он дольше и стоит в три раза

дороже. Автобус приходит на ж/д вокзал, а катер - на пристань морвокзала, откуда до ж/д вокзала совсем недалеко (нужно пройти до эстакады метров 100 и перейти по ней прямо к вокзалу. Примерно посередине эстакады есть спуск к багажному отделению).

Здесь мы заночевали. Место спокойное, местные жители не мешали.

9 августа (вторник)

У сарая в Мишуково мы разобрали лодку и по шоссе (1,5 км) добрались до пристани, а оттуда (в 17.40) катером до Мурманска.

Сдали пропуска в п/часть. На поезд в 21.40 билеты взять не смогли, так как во всех расписаниях написано, что этот поезд отменен. Но этот поезд отправлялся на наших глазах (не верь написанному!). Пришлось ночевать на вокзале до следующего поезда (денег на гостиницу уже не хватало).

10 августа (среда)

Выехали в Москву поездом в 10.15. Лодка поехала багажом в другом поезде.

ТАБЛИЦА МАРШРУТА ПО ДНЯМ

Дата

День пути (ходовой)

Участок маршрута

Путь, км

Ветер, б

Волнение, м

22.07

1

Губа Печенга – мыс Хирвасниеми

24

NE

2…3

0,3…0,5

23.07

-

Мыс Хирвасниеми - днёвка

-

-

-

24.07

2

Мыс Хирвасниеми – мыс Коровий

34

S

5…2

0,3

25.07

3

Мыс Коровий – губа Скорбеевская

26

S

2…3

0,3

26.07

4

Губа Скорбеевская -- мыс Лазарь

27

NE

2…3

0,3

27.07

5

Мыс Лазарь - мыс Чёрный

7

W

1

0,1

28.07

6

Мыс Чёрный - губа Лауш

12

SE

2…6

0,5…2

29.07

-

Губа Лауш - днёвка

-

-

-

30.07

7

Губа Лауш - мыс Сергеева

10

NE

3…4

0,5…1

31.07

8

Мыс Сергеева – мыс Городецкий

22

N

4…5

1,5…2

1.08

9

Мыс Городецкий – мыс Луковой

13

E

3…4

0,8…1,5

2.08

10

Мыс Луковой - мыс Ворий

24

W 2…1

0,3

3.08

11

Мыс Ворий – мыс Сетьнаволок

10

NWW

4

0,5

4.08

12

Мыс Сетьнаволок – губа Б. Волоковая

14

S

1…2

0,3

5.08

-

Губа Б. Волоковая - днёвка

-

-

-

6.08

13

Губа Б. Волоковая – бухта за о. М. Берёзов

3

S…NW

4…6

0,5…1

7.08

14

Бухта за о. М. Берёзов - пос. Ретинское

20

S 1…2

0,2

8.08

15

Пос. Ретинское – пос. Мишуково

16

S 1

0,1



Количество ходовых дней ………………………….…… 15.

Количество дневок …………………………………..……. 3.

Пройденное расстояние …………………………………. 262 км.

Среднее расстояние за ходовой день ……………....… 17,5 км.

Средняя скорость на маршруте (без дневок) ……..…. 4 км/час.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКТОВ НА ЭКИПАЖ ИЗ 2 ЧЕЛОВЕК (на 28 дней )

Продукт

Масса, кг

Продукт

Масса, кг

Гречка

2

Изюм

0,5

Рис

2

Орехи грецкие

0,5

Пшено

1

Шоколад

0,4

Макароны

1

Печенье

0,4

Картоф. пюре

0,75

Зелёный горошек

0,4

Манная крупа

0,5

Чай

0,3

Мука блинная

1,5

Кофе

0,15

Мясо сублимир.

1

Сыр

0,5

Тушёнка

5

Лимон

1 шт.

Колбаса копч.

0,8

Соль

0,5

Супы

0,85

Масло растительное

2 л.

Кубики бульон.

20 шт.

Масло топлёное

1

Молоко сухое

1,5

Сухари черные

3 бат.

Сахар

4

Чеснок

4 гол.

Халва

1

Сода пищевая

0,1

Курага

1

Водка

1 л.

Чернослив

0,5

Продукты упаковывались в литровые (высокие) пакеты из-под молока следующим образом: в молочный пакет вкладывается полиэтиленовый пакет с продуктом и его верхняя часть закручивается и крепится резиновым колечком. Наружный пакет закрывается и закрепляется пластырем (после вскрытия не закрепляется). На боковую поверхность пакета наклеивается кусочек пластыря, на котором пишется наименование продукта.

Продукты не отсыревали и не намокали даже в воде.

Общий вес продуктов с упаковкой ……………….. 37 кг.

КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ РАЙОНА ПОХОДА