Отчет о парусном походе
пятой категории
сложности
в районе Баренцева и Белого морей
Общая схема маршрута
Состав группы
Основное снаряжение группы
Тактико-технические данные парусной лодки “Корсар 2”
Как добраться до места старта
Описание маршрута
Таблица маршрута по дням
Перечень продуктов на экипаж из трех человек
Состав ремнабора и ЗИП
Картографический материал
Поход совершен группой туристов г. Москвы от АЛП “СТРАННИК”.
Время проведения похода - с 15 июля по 5 сентября 1995 г.
Маршрутный лист № 1П-507.
Руководитель похода - Гуськов Виктор Константинович
тел.: (495)-386-29-77 д., 8-903-215-31-37 м.
№ п/п | Ф.И.О. | Год рожд. | Обязанности в группе |
|
Гуськов |
| Руководитель, капитан тримарана М-246 |
|
Зеленцов |
| Матрос - рулевой |
|
Костюковский |
| Матрос |
№ п/п | Наименование снаряжения | Кол-во на 3 чел |
1 |
Парусная лодка (тримаран) | 1 |
2 |
Палатка трёхместная | 1 |
3 |
Рюкзак | 3 |
4 |
Печь твёрдотопливная | 1 |
5 |
Коврик изолирующий | 3 |
6 |
Мешок спальный | 3 |
7 |
Комплект тёплых вещей | 3 |
8 |
Фонарь электромеханический | 1 |
9 |
Спасжилет | 3 |
10 |
Нож-стропорез | 3 |
11 |
Гидрокостюм | 3 |
12 |
Комплект гермоупаковок | 1 |
13 |
Ремнабор | 1 |
14 |
Аптечка | 1 |
15 |
Комплект колёсный для перемещения груза | 2 |
16 |
Компас | 2 |
17 |
Радиостанция “ПРИЧАЛ” с блоком питания | 1 |
18 |
Фальшфейер | 6 |
19 |
Барометр | 1 |
20 |
Монокуляр 10х50 | 2 |
21 |
Государственный флаг | 1 |
22 |
Комплект навигационных карт | 2 |
Тип лодки - многокорпусник (тримаран).
Тип конструкции -каркасно-надувной.
Диаметр центрального баллона - 0,65 м.
Диаметр бокового баллона -0,4 м.
Высота до грузовой платформы
от воды с полной загрузкой - 0,6 м.
Длина центрального баллона -6,8 м.
Длина бокового баллона - 5 м.
Ёмкость центрального баллона - 5,2 м.
Пассажиро-вместимость -4 чел .
Полезная нагрузка - 1,5 км под левым берегом, а далее - ближе к правому.
После прохода белого здания на левом берегу - мелей нет. Зашли в пос.
Лиинахамари на базу ВМФ, где я отметил (в смысле документов) выход в море. Делать это надо обязательно, иначе пограничники будут ловить (шансов убежать практически нет). Как оказалось, меня здесь помнят ещё по прошлому году (это, когда я не отметил выхода, и нас 2 дня ловили. Поймали конечно).
Вышли из губы в море уже поздним вечером. Ветер - бакштаг 5 баллов. На ночевку встали в 1 час ночи в маленьком заливчике перед губой Малой Волоковой.
Неудобное место; много крупных камней, на берег не вытащить. Пришлось оставить лодку на воде, на чалке.
Полный прилив ожидали к 16 часам. Вода сейчас ушла далеко. Ветер немного утих, но к вечеру снова усилился. Шквалы. Решили переждать до завтра.
Ветер стал потише. Прилива дожидаться не стали; сволокли лодку в воду по траве (морской, разумеется), загрузили ее и вышли в 1100, как раз по пику отлива. Ветер - левый бакштаг (ЮЗ). В районе о-вов Айновских сломался один руль, вернее - узел навески руля на рулевую балку. Поставили второй руль, но у него та же болезнь; долго не протянет, да и рама навески рулевой балки что-то подозрительно шатается. Решили, не дожидаясь поломки усилить раму. Для ремонта использовали подручный материал, которого здесь в изобилии, то есть пару жердочек диаметром по 70 мм. Это намертво, правда, всё это таскать нам; два раза в день как минимум. Погода обычная для этих мест; холодно, ветрено, часто идет дождь. На берегу губы Большая Волоковая, за мысом Земляной, встали на ночевку.
Здесь сильный накат, но у берега много камней плоской формы и травы, так что накат смягчается. Подходили в первой фазе отлива. Сюда лучше подходить в прилив, даже в сильный накат. Берег здесь от уреза повышается, состоит из колотых камней, а чуть дальше крутизна его увеличивается, камни осыпаются, но ходить можно без проблем, только не в штанах химзащиты. Выше этой осыпи есть ровный участок, который тянется далеко вдоль берега, но полосой шириной метров 15. За этим участком поднимаются небольшие скалы, а дальше опять ровная площадка и скалы, но уже повыше.
На этих высоких скалах берег - как плато, тянется далеко и ровно. На берегу много плавника для костра. Со скал стекает ручьями и водопадами пресная вода. Здесь вдоль берега есть несколько укреплений времен Второй Мировой. На этой стоянке выяснилось, что наш КОК (холера ему в бок) готовит так себе, средненько, но чувства меры не знает; сварил столько, что мы остались полуголодными. Зато потом он ударился в другую крайность, что нам всем дорого стоило (в самом прямом смысле), но об этом потом.
Проспали до обеда, благо дело это на свежем воздухе весьма приятное. Идет дождь. Ветер ЮВ, умеренный. Решили наверстать потерянное на ремонте время и сделать ночной переход. В 1930 с приливом вышли. Через некоторое время у мыса Немецкий ветер сдох и мы 2 часа болтались в море на одном месте, неприлично отзываясь о здешней погоде.
Затем (полезно ругать погоду) вдуло, как по заказу и мы пошли левым галсом с приличной скоростью. Шли так аж до 4-х часов утра и встали на ночевку (или как её там) в районе между мысами Немецкий и Май-Наволок. Берег для тяжелых лодок не удобный; камни, трудно вытаскивать лодку. Правда, впоследствии нам приходилось высаживаться в таких местах, что это место - просто райская благодать.
Выспавшись, как следует и, разумеется, откушав также (благо наш кок стал варить как на роту голодных солдат) - отчалили. И опять, как и вчера, в прилив. Поскольку цикл прилив-отлив длится примерно 13 часов, то ежесуточно происходит сдвижка пика прилива (отлива). Мы прилив застали еще на подходе к пику, но легче нам от этого не стало; отход был тяжелым из-за сильного наката. Лодку волной выбрасывает на берег, да и ветер не был нам союзником. Работая вовсю веслами, едва вырвались, а метрах в 20 от берега наката как не бывало. Идем в правый галфвинд.
Ветер устойчивый, средненький. На подходе к губе Зубовская второй руль сказал “ХРЮК”. Пришлось делать дневку. Попали аккурат на то место, где стоял в прошлом году. Лагерь поставили у дота. Прошлогодняя стоянка в таком виде, как будто только что её покинули; место под палатку, печка из камней - всё не тронутое. Нахлынули чувства. Всплакнул (под злорадное хихиканье матросов).
Погода весь день была хорошая, солнечная, но ночью начался мелкий затяжной дождь.
Дневка. Устроили банный день. На костре грели 20-ти литровую алюминиевую канистру с водой до горячего состояния, а разбавляли холодной из озерка. Уж чего, а пресной воды на берегу - море. Мылись по одному в доте. Весьма недурно. После мытья и обеда занялись изготовлением греби вместо рулей. Сделали её из бревен и доски, а привязали стропой на место правого руля. Получилось что-то страшное но внушающее доверие.
К вечеру погода наладилась. Тепло и солнечно, но комары зажрали. Всё-таки лучше иметь накомарник.
Вышли в 1400, правый галфвинд. Вдувает выше среднего, баллов на 5. Ход хороший.
Сперва прощупал гребь на прочность, но через некоторое время перестал за неё опасаться; неплохо работает. Однако ворочать гребью не шибко легко. Бревно - оно и в Африке бревно. На мысе Цып-Наволок зашел на погранпост, отметился. Оказалось меня там знают по прошлому году. Проверили рацию. Получается вот что: с антенной на плечевом ремне, сидя на трамплине, связь оценивается в1 балл, а стоя - 4 балла. Связь, стало быть, нужно держать стоя. А еще лучше - установить антенну на топе мачты. Вечером встали у мыса Городецкий, в 100-50 км.
Место весьма неплохое, правда, с постановкой палатки трудновато; то камни, то криво, то скала над головой.
Далеко же от места стоянки палатку и вещи тащить неохота.
В конце концов всё же нашли местечко. Красиво здесь. Высокие и крутые скалы. Рядом - водопад.
Отсюда открывается хороший вид вглубь Мотовского залива. Наверху, на скалах - каменистая тундра до горизонта.
Здесь мы держали совет; идти до Архангельска или закончить маршрут в Мурманске из-за поломки рулей. Решили рубиться до конца; мол, сломается одна гребь - сделаем другую, благо бревен и досок на берегах навалом. (Гребью ворочать, однако, мне придется). Ну, так тому и быть.
Ветер средний с переходом на сильный. В 1510 вышли. Перешли на материк через Мотовский залив с заворотом к востоку, к Ура губе. Далее мимо мыса Сеть-Наволок, мимо Кольского залива к о. Кильдин. Волны идут с северо-запада, высота их метра 2,5, но пологие до такой степени, что мы принимали их бортом. Лодка идет хорошо. Несём полное вооружение. При подходе к острову Кильдин ветер стал стихать и изменил направление на СВ. Идти решили Кильдинским проливом, т. к. мористый берег острова обрывистый, а в случае полного штиля махать веслами придется долго; длина острова 19 км. При входе в пролив нарвались на отлив.
Течение здесь достигает 4 км/ч. При слабом ветре, а ветер СВ направления в данном случае дует в морду, войти в пролив - -дело безнадёжное. Лавируя, мы мотались на одном месте в течение часа, пока не ослабло течение. Используя вёсла вдобавок к парусу прошли входную банку. Банка сея есть поднятие дна на входе в пролив; эдакая донная поперечная гряда. Вот через эту-то гряду переваливают воды пролива при отливе; течение здесь еще ускоряется. Зато после банки чувствуется облегчение. Дальше, однако, не пошли ввиду позднего времени и голода. В 2310 причалили к берегу Кольского п-ова. Здесь в полукилометре вглубь пролива на берегу есть как бы выемка между сопками, а ближе к скалам есть пресное озеро. Берег в выемке ровный, но сам выход на него затруднен из-за крупных камней, лежащих в воде. Подходили мы вначале прилива, а в отлив сюда подходить следует только в крайнем случае.
Кстати, большого прибоя здесь не бывает. Лучше причаливать у западной скалы. Здесь же и ставить палатку, т.к. это место защищено ото всех ветров. Дров в виде плавника как всегда навалом. Печь можно сложить из камней; этого добра тут не меряно. Похолодало. Температура в палатке опустилась до 8°С. Предстоит холодная ночевка. Прекрасно; проверим спальники.
Ночь провели нормально, спальники оказались теплыми. С утра потеплело до 20%deg;С. К обеду ветер стих. К выходу были готовы к 1400, но начался отлив. Россыпи камней, обнажившиеся в отлив, очень мешают; приходится тащить лодку к чистой воде и там ее загружать. Ходить за вещами при этом нужно по колено вводе и по камням. Ветер слабый встречный. Течение встречное порядка 3 км/ч. У восточного конца о. Кильдин пролив сужается. В этом месте при приливе/отливе возникают сильные водовороты, затрудняющие движение судов (здесь могут ходить только малые суда). Но под парусом на мелкосидящей лодке это не ощущается, нужно только вытащить наполовину шверты. Наблюдаются мелкие сулои; вода как бы кипит.
На восточной оконечности п-ова находится п/пост. Отметившись, пошли дальше. После выхода из пролива пошли быстрее; ветер усилился до 5 баллов с юга. Да, у погранцов выпросили алюминиевую миску, т. к. миска одного из матросов (из банки от сельди, оч-ч-чень легкая) улетела еще на п-ове Рыбачьем прямо с обеденного стола из-под самого носа дежурного и три здоровых мужика искали её 20 минут, но так и не нашли. Вывод: во всём нужно знать меру, а миски брать чугунные (вот лодка весит 250 кг пустая, так ее и не уносит). В 130 ночи нашли на берегу напротив о. М. Олений местечко. Не очень оно удобное, кочковатое какое-то, но от ветра спрятались. А ветер сильный. Имей мы палатку попрочнее, можно было бы встать наверху, где гораздо ровнее, хоть и продувается. Еще вывод: палатку лучше делать не одну на всю группу, а две, поменьше и покрепче, тогда проблем со стоянками не будет.
Ночью было тепло. Днем воздух в палатке прогрелся до 36° С. Ветра нет.
Зато есть комары. В 1400 вышли на веслах. Тюк да тюк. Так и дотюкали до конца о. М. Олений. Здесь и остановились. Место хорошее. Есть грибы и морошка, но пока ещё мало. Полное безветрие. Рядом - море солёной воды, вокруг - море комаров. Тепло-о-о. Все-таки нужно иметь антикомарин; это - сетка на голову и перчатки на руки. На ноги, конечно, сапоги.
С утра сделал ревизию поломок и недостатков лодки на настоящий момент. Получилось вот что:
Кое-что из обнаруженных дефектов устранили на месте. Остальное - дома и капитально.
К 1500 поднялся легкий ветерок и мы вышли. Через 2 часа хода были у мыса Териберский. По рации связались с п/постом, получили “Добро” и пошли дальше. Через полчаса ветер сдох. Решили половить треску на поддев. За 5 минут вытащили 4 рыбины приличного размера. Вечером придется пить. А тут и ветер задул. Прошли еще немного и встали во впадине между двумя последними мысами перед о-вами Вороньи Лудки.
Хорошее место; глубокая узкая бухта. Лодку в принципе можно не вытаскивать, однако на прибое ее слегка мотает. Второй лодке здесь места нет. Воды пресной - полно, но и комарики пошаливают.
С утра тихо. Погода солнечная, теплая. Пока чухались с вещами, задуло, подошла волна (очевидно от дальнего шторма). А лодка уже на воде на чалке. И не успели и глазом моргнуть, как низ бокового баллона протерло о камень, наквозь. Внутренний баллон вылез наружу. И всего-то за час. Лодку выволокли на скалы и через 2 часа всё было починено.
Но это еще не всё; пока мы ремонтировались вода ушла, а лодка осталась на скале, на 2-х метровой высоте. А склоны скал здесь круты-ы-ые. Думали, думали да и сбросили лодку вниз (чего ей сделается?). Привязать вот только забыли. Один из матросов стал уже раздеваться, чтоб, значит, вплавь. Я же побежал на другую сторону губы, где берег поположе. Поймал. Купания не получилось. Матрос очень расстроился; давненько не мылись, а без нужды в такую воду (6°С) какой дурак полезет?
В 1815, довольные приключениями, вышли. Но, хороший попутный ветер кончился и задул встречный, слабенький, баллов на 0,5. Течение здесь в отлив несёт на Запад (заодно с ветром), так что при напряженной лавировке до ночи продвинулись вперёд лишь на 1 км. А тут и попутняк задул балла на 4. Пошёл прилив. При проходе Гаврилово у берега попали в сулой. Течение попутное 1-2 узла. В 2300 ветер стих и нам пришлось остановиться на ночь. Остановились в бухте перед губой Ярнышной. Устали, поэтому готовить ничего не стали и легли спать. Утро вечера мудренее.
Выспались после вчерашнего, да и торопиться некуда; сильный встречный ветер. Всё же во второй половине дня вышли. Долго лавировались под зарифленным гротом. Зашли в губу Дальние Зеленцы. Здесь есть одноименный поселок и п/пост. Отметились, купили немного продуктов и вышли. Как раз вовремя, т. к. начался отлив. Вода здесь от берега в отлив уходит метров на 50.
Выйти, однако, из губы не смогли из-за сильного встречного ветра и слишком узкого выхода. Да и шверты полностью опустить нельзя было - мелко стало. Решили не тратить попусту время и остановились в восточной части губы. Берег здесь неплохой; камней мало и дно песчаное. Лодку оставили на чалке, а при повышении воды в прилив потихоньку её подтягивали к берегу; чего зря корячиться, коль прибоя нет.
Укрыться на берегу от ветра негде. Это я по поводу большого размера палатки и ветровых нагрузок на неё. Идёт дождь, вечером с грозой. Сильные шквалы. Температура воздуха 14°С. Ходим в непромоканцах. Есть грибы и морошка. В самой глубине восточной части губы на мели лежит какой-то корабль, вроде сейнера, и лежит глухо. Хотели его посетить, да борта у него дюже высокие - не залезть.
Переход сегодня был длительным и тяжелым. Ветер СЗ 5-6 баллов. Высота волн порядка 3-х метров, но они достаточно пологие. Правда, временами передний склон волны крутой; на скорости выше 75 км. Состояние берега на этом участке такое: вообще берег обрывистый и скалистый, но время от времени встречаются бухты с песчаным пляжем. В одной из таких бухт мы и остановились.
Всю ночь и утро дул сильный ветер с дождём. Прохладненько, 15° С, но при таком ветре с дождём кажется, что холоднее. Впрочем, жить можно, было бы что поесть (и попить...). Очень высокая влажность.
В 1700 вышли. Идём на фордаке вблизи берега. Волны здесь повыше, 3 км западнее Гремихи. В этой бухте дно из валунов, заросших травой, а посередине бухты лежит здоровенный каменюка.Так что войти в бухту просто, а выйти в навальный ветер проблематично; только на веслах - для лавировки места нет. Ну да нам после 17-ти часового перехода все было до феньки; лишь бы на берег выбраться. Разместить на берегу можно 2-3 лодки.
Укрытые места для палатки есть. Огромное количество грибов (подберезовики, подосиновики, сыроежки и пр.) и морошки. С верха берега вдалеке видна Гремиха. Ветер СЗ сильный. В палатке 12° С, а снаружи вообще дубак; без гидрокостюма продувает насквозь. Около скалы развели большой костёр, погрелись, пожарили грибков, тяпнули и легли спать.
Днёвка по необходимости. Отсыпались. Ветер всё тот же, холодно, хотя дождя нет. Температура в палатке упала до 10°С. Район Гремихи и Святого Носа является кузницей плохой погоды. Это район образования циклонов. Ух, как это чувствуется.
Опять встали рано. В 630 уже вышли и через 40 минут были в Гремихе. Ветер СЗ 5-6 баллов. Решили подкупить продуктов в посёлке, но не учли, что в Гремихе - база ВМФ, куда мы и влетели. Потом влетело нам. Всё, однако, обошлось. Это место вообще-то следует обходить на расстоянии; о-ва Витте и Медвежий нужно обходить мористее и идти сразу на мыс Святой Нос. Если все же возникнет острая необходимость в продуктах, то подойти к берегу можно восточнее о. Медвежий. Здесь есть гражданский порт. Можно также зайти и в реку Иоканьгу, где расположен посёлок поменьше, но это значительно восточнее Гремихи, в самой глубине Святоносского залива. Из Гремихи двинули на мыс Святой Нос. Ветер встречный 5 баллов. Волна 0,5 км на СЗ от мыса. Но это чисто визуально. Проверять не было желания. После поворота за мыс перешли в режим фордака и идти стало легче. Волна выше 2, 5 км. В 1900 были на реке Поной, вернее в её устье. В саму же реку войти не смогли из-за сильного течения и отлива. Нам нужно было причалить к левому берегу, где находится п/пост, чтобы последний раз отметиться (дальше п/постов нет).
Но лучше входить в реку вдоль правого берега. Здесь есть рыбацкий посёлок и тоня. Да и берега у реки крутые и высокие; только у посёлка и можно вылезти. Встали в заливчике на левом берегу, у складов. Здесь у людей и заночевали. П/пост находится в 3,5 км выше по течению на левом берегу. Берег здесь песчаный, высадка без проблем.
Вышли в 1630. Ветер северный средний, с порывами до сильного. Берег сперва хороший, пологий, с легкими выходами. Километров через 20 берег портится; большие каменистые осушки. Но выход на берег в прилив всё же божеский. Встали на ночь в 2300 у избы Синюха. Здесь можно спокойно подойти в прилив, а в отлив лодку нужно привязывать чалкой к камням и подтягивать по мере прилива. Осушка протяженная (метров 150), но прибойной волны здесь не бывает.
Встали в 1100. Небо ясное. Ветер южный средний. Море спокойное. В 1430 вышли. Ветер южный, но уже сильный. На траверзе о. Сосновец по левому борту при порыве ветра сломалась мачта. Причина ясна: не подтянули своевременно ослабевшие ромбованты. Соорудили из сломанной мачты эрзац-парус и добрались до берега.
Матросам, по-моему, это очень понравилось. Действительно; сколько идём, и ничего ещё на голову не упало. (А я думаю, что и слава богу; мачта весит 50 км). Ночевали в избе. Изба на троих, но четвёртому тоже есть где поспать.
В 730 с приливом вышли. Ветер ЮЗ, умеренный. Затем З, сильный с колебаниями на 15° к северу и к югу. Противоположный берег ещё не виден, но над тем местом, где он должен быть, видно скопление кучевых облаков. Километров за 30 увидели мутную полоску берега. Зимний берег Белого моря в этом месте невысок и виден в хорошую погоду с расстояния 25-30 км.
Самое узкое место в горле - с избы Погорелая (на Кольском) на маяк Инцы (на Зимнем). Истинный курс на маяк Инцы 135°, а с учетом магнитного склонения для этого района (13°Ост) - 123°. Приняв, с поправкой на течение, уваливание внутрь Белого моря 2°, получаем магнитный курс на маяк Инцы от избы Погорелой (знак Погорельский) - 125°.
Так оно и было. Теоретически. На самом же деле поправку на течение
следует делать не 2°, а 5°. Вдоль всего Зимнего берега, как выяснилось, действует постоянное течение на выход из Белого моря. Причем, независящее от прилива и отлива по направлению; а лишь по силе. При подходе к берегу почувствовали, как лодку “тащит” к маяку. Пришлось сделать дополнительное уваливание к югу.
В 1445 подошли к берегу в 5 км. южнее маяка Инцы. Берег, в общем-то, неплохой. Песок. Но полоса прибрежная очень узкая, а дальше берег уступом поднимается метров на 7. На самом же берегу только мох да морошка; продувается насквозь. В том месте, где мы причалили, ширина пляжа достаточная для лагеря, а ближе к маяку она уменьшается до 1 км, поэтому в этих местах крутые прибойные волны. Постановка судна бортом к волне чревата переворотом, а в штормовую погоду переворот катамаранов в этой ситуации неминуем.
Вот и накаркал; к вечеру небо всё затянулось, а ветер усилился. Похоже, грядёт шторм.
Ветер все еще сильный, ЮЗ, и накат идет приличный. Отойти, если и удастся, дак ЮЗ - это ж чистая морда. Но и на берегу сидеть не хочется. В 830 попробовали отойти. В 5 км южнее села Нижняя Золотица. По пути на берегу видели много избушек, но они все заняты. Берег повысился, стал покрываться лесами. На самом берегу у воды есть места для палатки. Пляжи песчаные или мелкогалечные. Отмелей нет. Есть, правда, приличный прибой, но полоса прибоя очень узкая.
В 800 разбудил мужиков. Просыпа-а-а-ются. Ветер тихий, почти морда. Вышли в 1100. Берег пошёл высокий, покрытый густым лесом. Пляжи песчано-галечные. В 2000 причалили к берегу у избы Никольская; больше телепаться почти на одном месте нет мочи. Рыбаки из Северодвинска, отдыхающие здесь, пригласили нас в гости на уху из красной рыбы. Вот когда я пожалел, что не верблюд; много не съешь, а назавтра надо уходить.
Зато наелись рыбы (надо бы сказать НАЖРАЛИСЬ) на весь год. После этого целый день ничего не ели.
Встали поздно, в 1330. Погода мрачная, моросит дождь. Ветер попутный, слабый. В 1500 вышли. Берег пошёл весьма оригинальный; узкий галечный пляжик и крутой высокий (метров 100), глинистый и почти без растительности склон, на вершине которого - густой смешанный лес. Здесь на берегу внизу поставить палатку негде (в шторм смоет), а наверх тащить её по мокрой глине - идиотизм. Хотя в самом крайнем случае есть возможность вытащить лодку немного на склон и привязать её к кустам или деревцу, а самим уж лезть вверх. По глине. Кстати отмывается эта глина серокоричневого цвета нелегко (проверено).
В 3 км от мыса Зимнегорский попали в туман. Берег пошёл еще интереснее; всё то же, только без пляжей; крутой глинистый склон - и сразу море. На Зимнегорском есть метеопост. Перед склоном глины, кое-где поросшей травой, здесь достаточно широкий галечный пляж, но он занят моторками.
В 1 км от мыса Керец. Да, именно; за целый день мы прошли всего 2 км, хотя налавировались по уши. Здесь в бухте два домика, правда, жилые. Песчано-галечный пляж.
Всю ночь и с утра шёл дождь. Ветер слабый встречный. Мужики приуныли; опять целый день лавировки. Но к обеду так задуло с Запада, что еле успели отойти; быстро стал расти накат. В 1130 вышли. Ветер усилился до штормового. Под наглухо зарифленным гротом просто летели. Тут мы заметили одну неприятность; внутренняя деревянная вставка в мачте просела, а талрепы ромбовант уже выбраны до конца. Ванты провисли. Ну что тут делать; смотрели на мачту и ждали поломки. Волна пошла высокая, метра 4. В общем - пологая.
Ну вот, на порыве мачта накрылась. Ёлки-моталки; опять чинить. А так хорошо шли. Причалили к берегу у деревни Большие Козлы. Правда, никаких козлов мы там не видели. Деревня небольшая. Почты здесь (уже) нет, но есть телефон, по которому можно позвонить в Москву. Сюда же ходит судно на воздушной подушке из Архангельска. Остановки такие: Куя, Б. Козлы, Н. Золотица. Два раза в неделю, если погода позволяет. От Б. Козлов до Архангельска проезд стоит 80 тысяч (по курсу 4500) - как на самолете.
Мачту, конечно, починили, но хороший ветер упустили. Получилась у нас днёвочка. Ходили в гости. Народ хороший, гостеприимный.
Местные знатоки сказывали, что под утро будет восточный ветер. Всю ночь караулили. Выходит и у местных бывает промашка; утром был ЮВ, умеренный.
В 600 мы вышли, но, пройдя 3 км, попали в полный штиль. А поскольку у течения штиля не бывает, то потащили лодку вдоль берега на бечеве. Берег здесь хороший; не очень высокий, кое-где даже низкий. На берегу лес. Много удобных маленьких бухточек. Больших камней у берега мало, в основном песок и галька. Тащили 5 км. Собственно тащили матросы по очереди, а капитан подбадривал.Погода прекрасная, солнечная. Очень тепло, даже жарко (когда тащишь лодку). Наконец подул ЮЗ ветер. Сначала тихо, затем разошелся до умеренного.
При прохождении мыса перед пос. Куя обратили внимание на то, что течение здесь очень сильное и, разумеется, встречное. В 1830 мы были уже у южной оконечности о. Мудьюгский. Его мы обошли с запада. Между островом и берегом относительно мелко и при С и Ю ветрах волна здесь крутая, хотя и не высокая. Но в отлив туда не стоит лезть.
На южной оконечности острова есть памятник жертвам лагерей. Место здесь хорошее. Можно остановиться здесь, а можно пройти на юго-восточную часть о-ва, где мы, собственно, и остановились. Дровишки и здесь есть. Дно вокруг всего острова песчаное. У южной оконечности острова расположен рейд. Здесь суда отстаиваются перед входом в рукав Северной Двины.
Детишки в школу пошли, наверное. Вечером отметим. А сейчас надо думать, как пролезть в этот рукав. Течение С. Двины в нижней части Корабельного рукава до 40 км. Погода солнечная. Ветер В, тепло. Про детишек не забыли, конечно.
А ещё интереснее, что Корабельный рукав был намного правее нас. По нему идти-то надо. А мы в Максатиху впёрлись, куда вообще маломеркам нельзя.
Но это нам потом объяснили…..
Вышли в 1200. Солнце, тепло, ветер ЮВ, В, умеренный. При проходе по этому рукаву С. Двины много поворотов. Местами довольно узко. Тем не менее океанские суда здесь ходят (по очереди), а поскольку за поворотами и за береговыми постройками их не видно, а двигаются они практически бесшумно, то тут нужно быть очень внимательным и самому заранее уступать дорогу кораблям (наоборот не получится). В отдельных местах, например, при максимальном отклонении к берегу корабли проходят всего в 2 км до него ближе к левому берегу расположен остров. На этом острове мы и остановились. Прямо напротив острова, на правом берегу рукава, есть небольшой выход на берег, где можно вытащить лодку и разобрать ее. Двигаться по рукаву удобнее в прилив, поскольку ветер здесь в это время года преобладает южный и не способствует чистым парусникам (маленький моторчик бы совсем не помешал).
Утром перешли на веслах на правый берег рукава и здесь разобрали лодку. Машину нашли здесь же за 30 тысяч. Ехать до вокзала 10 минут. Лодку сдали в багаж. Багажное отделение находится слева от здания вокзала в отдельном строении. Вход - с тыла. Лодка весом в 1150 км.
Среднее расстояние в день - 38,33 км.
Наименование
| Количество |
Гречка | 5,5 кг |
Рис | 2,75 кг |
Пшено | 2,75 кг |
Макароны | 2,75 кг |
Картофельное пюре | 2,1 кг |
Манная крупа | 1,4 кг |
Мука блинная | 4,1 кг |
Мясо сублимированное (супное) | 2,75 кг |
Тушенка | 14 кг |
Колбаса копченая | 2,5 кг |
Супы сухие | 2,5 кг |
Кубики бульонные | 55 шт |
Молоко сухое | 4,1 кг |
Сахар | 12 кг |
Халва | 2,75 кг |
Курага | 2,75 кг |
Чернослив | 1,5 кг |
Изюм | 1,5 кг |
Орехи грецкие | 1,5 кг |
Шоколад | 1,5 кг |
Печенье | 3 кг |
Зеленый горошек | 1 кг |
Чай | 1 кг |
Кофе | 0,3 кг |
Сыр | 1,3 кг |
Лимон | 3 шт |
Соль | 2 кг |
Масло растительное | 2,75 кг |
Сухари черные | 8 бат |
Чеснок | 12 гол |
Сода пищевая | 0,2 кг |
Водка | 100 кг. СОСТАВ РЕМНАБОРА И ЗИПКлючи гаечные боковые на зев: 8, 10, 11, 12, 13, 14, 17. Ключ разводной малый. Отвертка силовая (6х0,5). Пасатижы средние. Напильник плоский малый (10х100). Напильник круглый малый (Æ5х100). Надфили; круглый и плоский. Ножовка малая (полотнодержатель) с полотном. Коловорот малый. Сверла: 3,3; 3,5; 4,2; 4,5; 5; 5,2; 6,4; 6,8; 8,2. Метчики и плашки : М4, М5, М6, М8. Шкурка мелкая (100х100) и крупная (50х50). Молоток малый. Приспособление для заделки тросов. Медные трубки (L=30,10 шт). Трос Æ6 (10 м). Коуши (8шт). Стопор кулачковый. Заклепки алюминиевые (3х10, 50 шт). Крепеж разный ( 1 кг). Веревки разные (Æ6-8, 40 м). Прорезиненная ткань - БЦЦ (0,5 м2). Капроновая ткань толстая (0,5 м2). Тесьма капроновая (20 мм, 5 м). Клей резиновый ( 150 г ). Бензин ( 200 г). КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
|