Поход по Белому Морю
17.07.95 - 01.08.95

АС - Саша Симо (написано по памяти по возвращении)
    ТС - Таня Симо (написано на месте)

18.07
АС
Утром выгрузились в Кеми. Рядом с нами стояла группа собиравшаяся на Погоньму.День жаркий. Погода хорошая, правда начинается южный ветер. Местное население говорит, что уже целый месяц стоит жара.   Перекантовались на ближайший берег. Собственно это еще было не Белое море, а река Кемь. Вода  была пресной. Собрали байдарки, загрузились под завязку. Ящик пива, 40 литров пресной воды. Стало боязно. Неужели все это не утонет? В 1600 отчалили. Идем  пока по реке. Течение быстрое. В районе п. Латушка наплавной мост. В нем небольшие ворота для лодок, но стоят они вдоль течения. В результате нас прибило боком к бревнам, и мы полчаса пытались вырулить. Место на редкость гиблое. Течение несет под бревна, бревна с гвоздями. На них не вылезти, т.к. первые бревна не скреплены и свободно плавают. В общем выбрались. Идем дальше. Вода по-прежнему пресная, даже обидно. Держимся правого берега, хотим обогнуть мыс и войти в устье Мягреки. Неожиданно понимаем, что начался отлив и мы садимся на мель. Пришлось вылезать и по колено в воде толкать байдарку несколько километров. Пока толкал, наконец началась соленая вода и открылся вид на открытое море. Вскоре объявилась следующая напасть - сильный встречный ветер и встречное отливное течение. Вскоре мы совсем выбились из сил. Байдарку периодически разворачивает поперек ветра и несет назад, при этом совершенно не выгрести. Мы хотим добраться до места на берегу Мягреки, где мы с Таней познакомились ровно 5 лет назад. Там мы хотим праздновать. К 2020 наконец добрались. Наше место оказалось занято. Встали напротив на другом берегу. Воды пресной нет. Безуспешно пытаемся пополнить запасы. Засыпаем рано. Все очень устали.
ТС
Билеты 300 000 р. Выплыв 1600 (выпили 2 бутылки пива) Приплыв 2020 Мягрека (прилив 1 ч.) При выходе из р. Кемь - мель длинная Сашка был буксиром,  а другой продырявил байдарку. плюсы: морошка,  черника,  вермут 0.5 литра
минусы: комаров мало,    слепней много

19.07
АС
Утром жара. Ужрали бекон, выпили кофе. Собрались подняться в верх по Мягреке за пресной водой. По жаре очень хочется пить и запасы воды быстро тают. Говорят достаточно 1 литра на человека в день. Мы прикончили по 5 литров. Подниматься пришлось далеко. Первую воду мы нашли на небольшом правом притоке. На этой притоке небольшой водопадик, и в нем уже пресная вода. Заполнили все емкости. Комаров вокруг тьма. Перекусили и двинулись назад. Встали точно в том месте, где мы с Таней смотрели затмение в 1990 году. Мы этот день с Таней отмечаем, как наш "национальный праздник". Сразу по приплытию выпили 1.5 литра вермута на голодный желудок. Наредкость повеселело. >Купались. Праздновали до вечера, а вечером ветер принес грозу. Мы с радостью собрали выпавшую пресную и чистую воду, зря плавали за ней утром. После дождя похолодало и вылетели комары. У палатки стояло ровное гудение, а стая комаров тыкала носами в палатку. Комары не помещались в один слой и задние боролись с передними за право добраться до поверхности палатки. Интересно - палатка начала течь, видимо это комариная работа.
ТС
Выплыли за водой в 1210.  Приплыв в 1300 на старое место, где смотрели затмение. Выпили: вермут 1.5 литра, съели грибы с червями и кетчупом. Поймали одну рыбу (кружкой - Марина) и выпустили её на волю.

20.07
АС
С утра дождь. В палатке лужа. Спальники и барахло промокло. Кроме дождя туман - не видно в 100 метрах. По морю идти страшно. Ждем. Ничего не меняется. в 1330 выходим и собираемся двигаться вдоль берега. На море идеальный штиль. Как только по правому борту начинаются острова, сразу теряем ориентацию. Достаем компас и идем по нему. В итоге в 1700 дошли до о. Северный Кильяк. Встали на южном каменном мысу. Мы ради хохмы встали прямо на гранитной скале. Стало очень холодно. Одеваем все теплые вещи и сушимся. Разжигаем огромный костер. Дров вокруг завались. Наконец высушились и согрелись. Погуляли по острову, взобрались на вершину. Все очень довольны. Именно этот остров я увидел в 1990 году и долгих и тяжелых 5 лет мечтал до него добраться. Выпили "Алазанской долины". К вечеру туман начал рассеиваться. Мы увидели красивые скалистые острова. На огонек к нам подошла моторка. Отец с сыном возвращались с рыбалки. В тумане они заблудились, мотор сломался. Погрелись они у нашего костра и решились плыть дальше. Белая ночь, не темнеет. В полночь забрался на гору еще раз.
ТС
Дождь с утра.  Выплыв 1330. Туман.  Приплыв 1700 Остров Северный Кильяк. Обнаружили, что туман рассеялся. Всё было видно. На горе туман сгущается, на Соловки не поплыли. Сашка одел самый тёплый свитер. Другой Сашка засушил ( на память) грибы. Спим на скале. Ужин - картошка с тушёнкой, суп, "Алазанская долина".

21.07
АС
Ночью был дождь. Палатка опять промокла. С утра сушимся дальше. Холодно. Туман раздуло, но солнца нет. На море поднялась волна. Вышли в море и взяли курс на Коловар. Встали на небольшом острове южнее Южного Коловара. Сначала мы его приняли за Коловар и встали. Когда обнаружили ошибку, перекантовываться не собрались. Встали в проливе. Встали рано и осталось много времени на прогулки. Залезли на вершину нашего острова, погуляли по берегу, насобирали грибов, морошки и пресной воды. Дальше переплыли пролив на Ю. Коловар и долго гуляли по нему. Залезли на вершину. Обнаружили изобилие грибов. Сочавы набрали все пакеты и даже куртку. Подберезовики растут прямо среди камней на вершине. Вечером к нам подошла яхта. Мужики пришли со своим полешком (так тут принято, хотя дров вокруг навалом) и согрели чайник. Сказали что завтра "дунет". Вечером мы  купались.
ТС
Остров без названия, рядом с Южным Коловаром.
Грибы ..., много ..., очень на Коловаре, морошка. Саша (Сочава) снял куртку (брюки не снял), ругал жену, чтобы лучше чистила грибы. Марина наоборот сняла штаны, до грибов и пошла в воду по колено. Танюх потерял расчёску и злобно кусался. Сашка нашёл. Плывёт яхта, а вернее две. Марина опять моет ноги. Дождя нет. Идут люди с моря с яхты с чайником. Согрели чайник и ушли. Сказали, что мы отчаянные ребята, и что завтра дунет. Хотели выпить, но мы уже всё выпили. Купались.

22.07
АС
Утром дождь. Мы опять промокли. Волна и злобный ветер. Собрались плыть. Далеко не пройти. Программа максимум перейти пролив. Начинаем грузиться, дождь усиливается, ветер ураганный. К моменту загрузки мы уже мокрые насквозь. В момент погрузки пошел просто ливень и решили не выходить. Поставили нашу палатку. Влезли пуда вчетвером. Палатка течет, все вещи мокрые, дубак страшный. Долго боремся с течью палатки накрывая ее полиэтиленом, но полиэтилена мало, а дождя много. В полиэтилене, который был подложен под байдарку начала набираться вода. Теперь мы сидим в луже. Все по-прежнему насквозь мокрые. Читаем книжку про Болгар, которые Атлантический океан переплывали. Да - болгарам хорошо. Их достало то, что они несколько дней все мокрые, но у них тепло, а у нас - Северный Ледовитый океан. Так просидели 6 часов. Дождь утих и даже выглянуло солнце. Стали сушиться, выпили кофе. Стало жарко. Быстро собираемся, и выходим в открытое море. Собираемся уже на Кузова, но сразу после выхода из пролива  попадаем в острые полутораметровые волны. Байдарка скрипит. Ясно, что далеко мы так не уйдем. Выясняется к тому же, что к нам приближается страшная гроза. Надо срочно вставать. На берегу Коловара симпатичный пляжик, но перед ним, острые скалы. Волна с пеной об них рушится. Назад в пролив не охота, гроза уже близка. Решаемся выкинуться на берег. Вспомнился Одиссей и скалы, которые вырастают из моря. Волна у берега еще выше и качает байдарку. Впереди пена и шурум бурум, а перед ней периодически всплывают острые камни. Выбираем где их поменьше и с волной даем полный вперед. Волна накрывает меня с головой. Опять мокрый. Зачем только сушился, но мы на берегу. Потерь нет. Мы в мелководной лагуне. Волны рушатся сзади, а впереди свободный путь к солнечному песчаному пляжу. Быстро выбегаем на берег. Сплошные красные грибы. Расчищаем от них место под палатку, ставимся. Успели вовремя. Гроза подошла. В открытую дверь палатки смотрим как молнии бьют по островам и в море. Гроза быстро кончилась и начался приятный ясный вечер. Сварили вкусный суп. Опять просохли. Все в кайф. Есть надежда, что плохая погода кончилась. Пошли и обошли остров. Добрались до пролива между Южным и Северным Коловаром. Пролив чахлый. Можно в брод перейти. Опять набрали грибов. Собираем уже только маленькие красные и белые. Гуляем до 2300. Вечером, примерно в час ночи я забрался на вершину Коловара. Сфотографировал вид на север. Красиво. На душе птички поют.
ТС
Подъём 1000. Погода - чуть волнистая. Отплыв 1 - сильный ветер. Собираемся идти, кашу съели, погода ухудшилась. Нюх не почистил зубы, Марина не нашла расчёски. Пошёл дождь и было очень мокро. Решили плыть. Палатку сняли. Обругали Сашку. Танечку лапочку поставили в воду держать байдарку. Саша (Сочава) утопил ногу и упал в воду, после чего пошёл очень сильный дождь и мы опять поставили палатку, но всё было мокрое, капало с потолка. Сделали дренаж, стало капать с другой стороны, сделать второй дренаж сил не хватило. Сидим в луже. Дождь вдруг кончился. Стали сушиться. Стало жарко и вышло солнце. Стало ясное небо и кончилась волна. Всё высохло. Выпили какао и опять поплыли на Северный Коловар. Вышли в море, волна была не меньше метра с 0.5, Нюх издал писк. Сашка закричал "банзай", назад в бухту. Сочня сказал - "выбрасываемся на песок". Сзади шла страшная гроза. Песочек оказался с большими острыми камнями, но была такая хорошая волна, что мы переплыли их не заметив. Волна залила Сашке затылок, плечо, спину, поясницу и т.д. Приплыли без потерь. Сидим в палатке. Молния часто делает бух и страшно. Выпили клюквейну по глоточку и стало чудесно на душе и даже на улице показалось якобы солнышко ( по словам Сочня). Опять хочется жрать, из окна палатки видны грибы.

23.07
АС
Утром солнце, море, пальмы. Жарко. Утром гуляем, купаемся, загораем. Вышли на Кузова. Волна со вчерашнего дня еще не утихла. Идем по кратчайшему пути на Русский Кузов. Пока шли похолодало. Постепенно одеваемся. Вошли в пролив между Кузовами. По берегам довольно много народу. Навстречу плывут рыбаки и торжественно показывают нам рыбину. Рыбина одна длинной 30 см. Делаем вывод - если хвастаются такой рыбешкой, то рыбы здесь мало. Хорошие стоянки заняты. У избы на Немецком Кузове (отмечена на карте) стоят катамаранщики. Засняли нас на видеокамеру. (Хотелось бы посмотреть. Если Вы нас слышите - откликнитесь). Встали на небольшом мысу в проливе между Немецким кузовом и о. Вороний. Сразу полезли на вершину. Залезть не трудно. Высота примерно 120 метров. Вершина Кузова гранитная. Внизу нетронутая и труднопроходимая тайга. На верху прекрасный вид. Соловки видны. Так и хочется туда рвануть. Немецкий Кузов напоминает вулкан, и вообще похож на "Таинственный остров". Остров большой, но пресной воды не найти. Только на самой вершине. За водой переплыли пролив на Вороний остров. Там воды много. Видимо не пересыхает даже в самую жаркую погоду. На вершине развалины избы. Интересно, что это было. Печка сложена из кирпичей с надписью "Соловки" и "Завод УСЛОН". СЛОН это Соловецкий Лагерь Особого Назначения. Избу значит строили в 30 годы. Один такой кирпич мы взяли с собой. На острове много морошки. Пока мы ходили по острову у нас чуть не унесло отливом байдарку. Когда вернулись, пожарили грибы и вкусно пьянствовали. На стоянке был на редкость неправильный костер. Дым все время в морду.
ТС
Воскресение 2200 Немецкий кузов. Холодно, ветер, дым, солнца нет, оно за горой, костёр дымит плохо (в глаза). Плыли по волне, ветру и отливу. очень быстро, в середине покачало. Встали в 1000. С утра загорали, ходили в купальниках (1 штука) и плавках (1 штука). Приплыв в 1525.  Осуществили восхождение на вершину Немецкого Кузова (120 метров). Много фотографировались на фоне острова и Соловков. Опять не поплыли на Соловки. Потом вернулись в лагерь, Марина легла спать, а мы переплыли пролив искать пресную воду на Вороньем острове, ворон на нём нет, а есть много морошки, воды и изба. Байдарку сдул ветер, но она не уплыла, поэтому вернулись на базу. Порвалась любимая Сашкина сумка. Было много вкусных, жареных  грибов. Я интересуюсь, хотим ли мы спать так или выпьем вина или бдим. Марина предлагает сварить глинтвейна из шкурки лимона. Больше писать не могу, т.к. решили пить (испанское вино).

24.07
АС
Утром встали. Купались. Дно пролива песчаное и неглубокое. Купались всей толпой. Я еще раз залез на вершину Немецкого Кузова. Встретил еще одних катамаранщиков из Москвы. К вечеру переходим на Русский Кузов. Встаем на очень приятном и диком пляжике. По прибытии выясняется, что я забыл фотоаппарат. Один возвращаюсь на Немецкий Кузов. Фотоаппарат я оказывается забыл на камушке, когда купались. Пристал к берегу около избы отмеченной на карте. Изба пригодна для жилья. На ней надпись "Геодезический знак. Охраняется государством. ГУК 1964". Когда я вернулся настал идеальный штиль. Соловки видны. Народ собрался туда плыть немедленно, даже не сварив супу. В общем никуда не поплыли. Рядом со стоянкой нашли дохлого медвежонка. Воду нашли с трудом. Оказалось, что у пляжика на котором мы встали, здоровая отмель. В момент отлива мы оказались в 200 метрах от моря. Палатки поставили прямо на песке. Впервые мягко спать.
ТС
Утром дуло немножко, костёр чадил ужасно и не горел. Меняем стоянку на Русский Кузов. Перед оплывом выкупались и забыли фотоаппарат. Плыли хорошо, волна в бок, ветер в нос, сносило и выгрузились, как потом выяснилось на страшные камни. Одна часть пошла восходить на вторую по величине вершину Кузова в поисках воды, вторая четверть поплыла обратно за фотоаппаратом ( туда 30 минут, обратно 40). Я резала суп. Воду нашли далеко, а потом близко, но глубоко.  "Сашка, в байдарке ведро воды, это есть не порядок и я это зафиксировала и буду дальше ругаться весь поход. Вечером был полнейший штиль, но  была жуткая
ломота и опять не поплыли на Соловки ( а зря!!!).Нюху попало в глаз бревно, он жалобливо стонал весь вечер. Открыли шоколадный крем.

25.07
АС
Помня вчерашний штиль собрались на Соловки, с утра было солнышко и мы загорали в теплом песке, но потом подул ветер. Мы решили подождать вечера и пошли гулять по острову. Сначала вдоль берега дошли до северной части острова. Там было много грибов и Сочавы отстали. Мы с Таней полезли на вершину Русского Кузова. Это самая высокая точка в округе. В отличие от лысого Немецкого Кузова - Русский порос лесом. Лет 10 назад - был лесной пожар. Весь верх сгорел, и теперь по верхней части острова пройти трудно - бурелом и плотные заросли молодых деревьев. Вершина достаточно пологая и самую высокую точку найти трудно. Среди кустов - остатки знака. Вышка обрушилась во время пожара, из-за кустов ничего не видно.  Назад пошли напрямик. На восток от вершины обрыв, но как оказалось пройти по нему не трудно. Внизу обрыва болотце. Когда мы к нему спустились услышали треск. Животное в общем какое-то. Медведь что ли? Из болотца вытекает маленький ручеёк. В нем видимо и в жару можно найти воду. Дальше мы вышли на небольшую вершинку, на которой была большая ванна с водой. В ней мы вымыли голову. Для этого у нас был взят шампунь Elsev. Когда вернулись - нашли Сочав которые уже собирали только маленькие белые в куртку. К вечеру западный ветер только усилился. С восточной стороны, где мы стояли, он не очень чувствовался. Я забрался не расположенную рядом вершину. На верху ветер злобный, но в спину. Если плыть на Соловки, то откладывать нельзя. В итоге мы собрались. Первый час мы шли до острова Жилой и были в тени Кузовов, но потом мы вышли на простор с гигантской океанской волной, высотой метра два. Стало страшно, но поворачивать не хотелось, а волна была пологая и в спину, а если возвращаться, то пришлось бы выгребать против волны и ветра.  В общем мы рванули вперед. Наш курс пересек большой корабль. Через 2 часа 40 минут мы были у о. Топы. Пристать по такой волне не смогли. Перекусили на плаву. Выпили клюквейну и закусили шоколадкой Fazer. Топы прошли в 2240. Ветер дунул с новой силой. Волна стала острее. Взяли курс на холм Удачный. Волна стала острее. Всего за 120 мы прошли до Соловков. Посмотрев на карту я понял, что нас несет прямо на мель. Попытались повернуть, но волна была такая острая, что при малейшем развороте начинала переворачивать байдарку. После нескольких попыток мы смирились с тем, что нас несет на мель. Оставалось радоваться, что не промазали мимо Соловков. Но  впереди Прибрежные скалы. Прицеливаемся между камней, волной в затылок и мы стоим на земле, правда в километре от берега. Отлив быстро осушает отмель. Приходится тащить барахло и байдарки до берега по лужам и грязи. Это было злобно, ни я был рад. Мы наконец на земле. Примерно к часу ночи успешно перекантовались. Начался дождь. Берег был влажный, со следами тракторной дороги. Нашли полянку, ногами посшибали грибы (красные) расчистив место под палатку. Чувствуется близость болота - злобное количество комаров. Не смотря на все злобства сварили макароны, съели их и запили клюквейном.
ТС
С утра начался опять ветер, солнце и штиль кончились. Загорали полчаса. Перед нами большое болото - грязный и каменистый отлив. Песочек жёлтый и тёплый, но всюду сыплется и мешает.  1450 Сидим на высоте 123 метра, на вершине Русского Кузова, вокруг ни фига не видно, одни берёзы, чаща и дебря. Распить нечего, одни грибы, много белых. 1940 Отплыв на Соловки. Проверили ветер и волну с горы всё попутное (вроде). Поругались немножко и поплыли. Больше всего волна между островами, на открытом пространстве они длинные и не страшные. До Топов шли 240  минут ( 18 км).На Топы не высадились т.к. зашли с неправильной стороны. На втором Топе сидели тюлени, два тюленя проплыло рядом. На Топах мы подзарядились клюковкой и шоколадкой Fazer и поплыли по хорошему ветру и волне, переходящими в не хорошие. В конце разыгралась волна и мы пристали в очень не удачном месте с длинной отмелью. Сварили макароны, выпили клюквы и легли спать. (До этого перетаскивали байдарки и вещи по мели, босиком в холодной воде). Стоянка около холма "Удачный"  65° с.ш. 35°37▓з.д.

26.07
АС
Выспались всласть. Проснулись в 1100 - солнышко и волны нет. Отлив, нам не отойти. Надо ждать прилива. Я с Сашей пошел на разведку. Прошли небольшое болото. Комаров очень много. Нам удалось залезть на холм Удачный и осмотреть местность. На холме стоит вышка. С нее отличный вид. Вернулись к байдаркам, дождались прилива и пошли к пристани у монастыря. По морю это не далеко. У причала много яхт и туристический корабль "Ялта" из Архангельска. По очереди пошли гулять. От пристани до монастыря примерно 1 км. Рядом с пристанью колонка с чистой пресной водой. В монастыре несколько музеев, которые были закрыты, много студентов - заняты реставрацией. Монахи ходят, ездят с на велосипедах и моторках. Ведут себя мирно, не демонстрируя себе хозяевами. Есть много мирного местного населения. Довольно много машин. Не понятно куда они ездят на маленьком острове с фактически одним небольшим поселком. Кроме монастыря есть почта, магазины, дискотека. Электричество есть. Стоит дизельная электростанция. Повсюду видны следы попытки сделать из Соловков туристский объект лет 10-20 назад. Полусгнившие щиты с информацией и картами. Интересно, текст на русском говорит о том, что настоящее развитие Соловки получили только при советской власти, а на английском про монастырь до революции, лагерь и упадок после революции. По лесу проложены дорожки - деревянные мостки, по которым и должен ходить турист не нарушая первозданную природу. Доски уже основательно сгнили. У местного населения мы выяснили, что через день ходит кораблик в Кемь за 50 000 р. с человека. Кораблик частный и может и не ходить в зависимости от настроения хозяина и наличия пассажиров. К вечеру отходим на стоянку в район мыса который называется "Переговорный камень". Вроде на этот камне "Кемску волость" у шведов отняли, а может и еще чего. Мыс - первое место где не все истоптано организованными туристами. Встали правда почти на дороге. На самом мысу остатки блиндажей, окопов, ящиков от боеприпасов. Охрана лагеря или охраняли остров во время войны не понятно. Встали у самого мыса. Рядом с нами встали московские катамаранщики, которых мы видели год назад на Ладоге около Валаама. Вечером сварили глинтвейн из какого-то поганого испанского пакета и отравились.
ТС
Проснулись в 1100 солнышко.
Сохли. Сашки пошли на холм "Удачный". В 1600 уплыли в монастырь. Самое тоскливое место на Белом море. 2200 Встали прямо на дороге на туристской тропе к "Переговорному камню".

27.07
АС
Проснулись от шума трактора, который ехал на байдарку и чуть ее не задавил. Пришлось выскакивать и спасать ее. На тракторе местные ездят и собирают по берегу дрова. Мы с Таней собрались на гору Секирная. 12 км от монастыря и до монастыря еще не меньше 3 км. Вышли с утра. Сразу после выхода я нашел на дороге 10 000 р. и очень обрадовался. Если возвращаться с Соловков на корабле, то деньги кончались, а жрать хотелось. В поселке купили жратвы на день и выпили соку. День начинался жаркий. В магазине обычный набор товаров. Треска только в магазине мороженная, привозная. Местных рыбаков торгующих рыбой не видно. Дорога до горы Секирной - грунтовая и чем дальше тем больше луж. По обочинам много грибов. Дорога проходит рядом с озерами. Одно из них Нижний Перт. Напоминает какое-то марсианское название. В нем искупались. Вода теплая - 17-20оС, но торфяная. Я вылез весь черный. Через 5 часов мы добрались до горы. Гора очень крутая. На верху сделана смотровая площадка. Вид отличный. В самом скиту живет несколько человек с видом алкашей. Заняты заготовкой сена и коровами. Видимо монахи. Друг с другом ругаются матом по черному. На вершине скита маяк. Мы не видели чтобы он работал. Через полчаса отправились в обратный путь. Набрали отличных белых грибов. Пришли примерно в 2200. Очень устали. Съели вкусный грибной суп и жареные грибы.
ТС
Проснулись 1030 (от того, что трактор ехал на байдарку). Съели кофе, выпили кашу и пошли на гору Секирная (15 км.). Сочавы остались сторожить имущество.
1550 мы на горе. Ничего интересного. Бабка из скита ругается матом на дедку, комары жрут по чёрному.

28.07
АС
Проснулись. Увидели идеальный штиль. В голове мысль - по такой воде нам никакой корабль не нужен - 5 часов и мы на кузовах. Еще при переходе на Соловки Таня растянула руку. Идея перехода ей злобно не нравится и она на всех ругается. С другой стороны делать на Соловках больше нечего. Периметр Соловков 100 км. за 3 дня обойти - напряг, да и не интересно на Соловках - болота, комары, много людей. В итоге в 1300 Вышли в открытое море. Сразу после выхода заметили больших белых зверей. Китов в общем. Метра 3-5 в длину. Белое брюхо, черная спина, фонтанчик. Периодически раз в 5-10 минут всплывают. Когда они всплывают рядом с байдаркой - жутко. Вспоминаем, что одна из частых причин гибели яхты -  столкновение с китом. Байдарка меньше яхты. Кит ее не заметив разломает и перевернет. Страшно. Вдали появляется нечто похожее на плавник. Кричу - акула. С серьезным видом говорю, что раз есть киты - значит и акулы должны водиться. Маринка верит и пытается грести назад.  1525 мы на Топах. Топы состоят из 2 островов. Большой северный, на котором маяк и на котором мы были и маленького южного, на котором растительности нет. У островов много тюленей. Высовывают рядом с байдаркой довольные любопытные морды. Тюлень тоже здоровый - несколько тонн, но его почему-то не страшно. На Топах лежбище. Пытаемся сфотографировать, но телеобъектива нет, а на берегу они пугливые и быстро сматывают в воду. На острове маяк. Можно залезть на вершину. К сожалению на исходе пленка - панораму не снял. Маяк раньше питался от аккумуляторов. Их сотни валяются рядом с маяком. Теперь стоит атомная батарейка. Пока мы плавали маяк не включался. Может не работает, а может и белые ночи. Высота маяка примерно 20 метров. На острове есть большая лужа с пресной водой. Видимо не пересыхает даже в самые сухие годы. Деревьев на острове нет, но плавняк найти на костер можно. Много морошки. На южной оконечности острова - кварцевая скала. Мы отломали от нею кусочек на 5 килограмм и взяли с собой. Теперь в серванте стоит. Съели шоколадку, выпили клюквейну. Чуть не упустили байдарку. Примерно в 1600 вышли и взяли курс на Куричью Нилаксу. Погода постепенно портилась. Подул сильный встречный ветер. При подходе к Кузовам началась сильная встречная волна. Прилив создал встречное течение. Идти стало не возможно. Мы не смогли войти в пролив между о. Жилой и о. Средний. Просто не выгрести. Через полчаса борьбы вдоль самого берега, где течение меньше нам удалось прорваться через пролив. Обессилев мы дошли до вороньего острова, где и встали на ровной поросшей ягелем полянке рядом с гранитной скалой. Быстро уснули. Переход был очень тяжелый. Совсем выбились из сил.
ТС
Отплыв обратно в 1300. Я съела Сашку. 1525 Топы. Что мы видим: тюлени - много, любопытные, симпатичные и усатые. Страшные белые звери (большие, фыркают, живут стаями, считаем, что это белухи). Байдарка стала уплывать, но Сашка поймал. Меня не правильно выгрузили и промочили мне ногу. Дают клюквы и вкусную шоколадку.2100 Холодно. о. Вороний. Наконец доплыли. На буруне около о. Жилой чуть не утонули.

29.07
АС
Утром погуляли по острову. Засняли наше стойбище. В 1400 вышли. Прилив - течений нет. Волна небольшая, идем легко. Около о. Ольховый на мысу шурум - бурум. Мы его заметили из далека. Волна всюду есть но пологая, а у мыса море как кипит от барашков. Как мы не старались обойти это место, но желание пристать на Ольховом и перекусить нас подвело - попали в самую середину этого безобразия. Чуть не перевернулись, но выгребли. Экстренно по здоровой волне стали приставать. Выкинулись на безжизненный берег. Остров недавно сгорел. Сплошная скала и никакой ольхи. В прошлом году на Ладоге мы просидели в 3 км от берега на небольшом островке 3 дня ожидая конца шторма. Аналогия была очевидной. Начали представлять как и где мы будем на этой скале стоять. Пошли на разведку. Южная часть острова вполне приличная. Пока сидели и думали что делать отливное течение кончилось, волны у мыса улеглись, и мы  в 2100 вышли дальше. В тихий солнечный вечер без проблем дошли до Як острова в 2330. Встали у интересной гранитной скалы. Устроили отвальную. На стоянке было интересное место для костра. В граните как специальная ниша с сидениями. Вечер был холодный и на удивление темный. Даже здесь у полярного круга белые ночи кончались. Тоскливо. Путешествие кончилось, но после всех волн и бурунов счастливы, что живы.
ТС
Отплыв 1400. До этого залезли на гору и установили штиль. Рядом стоит яхта, и некуда ходить в кусты. Курс на Пёсью луду. До Ольхового острова плыли по солнышку, загорали. Решили перекусить на его мысу. За время подхода к мысу разыгрался маленький, но ужасный локальный шторм, на мысу всё кипело, а в этом "кипело" были мы. Обогнув мыс пристали к берегу и решили, что это банка. Пошли за грибами, на пустом месте Сочавы насшибали целый мешок, нашли лисички, белый и красные. Форсировали местную реку. Вернулись к Сашке и стали ругаться, плыть или есть. Есть не дали, чаю не дали, поплыли на Як остров. Плыли хорошо, по волне.
2330 приплыли, съели много: все оставшиеся овощи в виде блюда под названием "голубцы". Был интересный костёр под названием "long double" в нише.

30.07
АС
Проснулись. Ужрали все съестные припасы. Обожрались. Залезли на вершину Як острова. 19 метров и еще триангуляционная вышка. Долго не могли выйти. Жалко конца похода и не хочется назад. В 1400 вышли и обогнув без приключений пристали в Рабочеостровске. Попали под отлив. Пришлось Таню на руках выносить с середины бухты и долго перетаскивать байдарки. К 1900 собрались перекантовались на автобусную остановку. В Кеми сразу взяли билеты и через час уехали.
ТС
Проснулись от холода. Нюх съел много каши с тушёнкой и ему стало плохо. Отплыв в 1400. 1700 Рабочеостровск. Собака пописала на мою ёлку с Немецкого Кузова, зря её кормили. Сели в автобус и доехали прямо к поезду. В поезд купили:
1. Билеты в купе 4 шт.
2. Пиво "Балтика" ╧ 3 5 шт.
3. Лимонад 2 шт. (3л.).
4. Грильяж коробка (съели почти сразу)
5. "Wispa" 2 шт. (пошло плохо)
6. "Lion" 2 шт. (ещё хуже)
7. "Dirol", съели половину.
8. Тушёнка - 1 банка (ещё из запасов)
9. И кусочек хлеба (доехал из Кеми обратно)

31.07
ТС
Проснулись в поезде в 837. Хочется есть, очень, хлеб выбросили, сгущёнку съели.