Размещавшийся на сайте http://radio.stu.neva.ru/~abris/ оригинал недоступен, здесь остались только общие сведения.

2019 - частично дополнено с помощью web.archive.org. битые ссылки удалены, на сколько хватило терпения. ГШ.



Белое Море

Общие сведения

С 17.07.95 по 01.08.95 мы прошли от Кеми до Соловков и обратно.
С 23.07.98 по 04.08.98 от д. Вирма до о. Кондостров, о. Коткано д. Колежма.
(Цветом выделено дописанное в 1998 году)
Нас было четверо: Саша и Таня Симо - на байдарке Таймень - 3
и Саша и Марина Сочавы - на байдарке "Таймень - 2".



Приложения:
Дневник 95 и 98.
Карта похода 96 и 98

(...) Ссылки на карты не рабочие, удалены.
Фотографии. Мозаика (...)
Наши другие походы.



Погода.
В конце июля 1995 года мы наблюдали следующее:
Погода меняется по несколько раз в день. На солнце 20-25 градусов - можно позагорать. В дождь 8-12 градусов. Бывает сильный туман. Может накрыть среди солнечного дня.
Ходили по компасу и GPS.  Много теплых вещей не помешают.
В 1998 году было в среднем много теплее. Загорали каждый день. Теплые вещи не пригодились.


Ветер.
Меняется медленно, но может начаться в любое время суток, даже вечером и ночью. Если начал дуть, то это на несколько дней.


Волна.
Большая и пологая. На байдарке можно идти по волне высотой несколько метров. Мы на Соловки вышли по полутораметровой волне. Все проблемы от приливов и отливов. Если высокая волна совпадает с волнами вызванными обтеканием островов, то море как кипит. Острые метровые плюхи бьют байдарку с разных  сторон. В такой ситуации легко перевернуться. Выгрести из такого места трудно т.к.  течение на краях островов и проливов быстрое (>1 м/с).  В общем надо избегать плыть в проливах между островами при максимальной скорости течения.  Идти по высокой волне легко, но приставать к берегу трудно. Волна у берега обрушивается и я сидя сзади получал волну в спину, которая была выше моей головы.
Оказывается бывает и быстро возникающая острая волна. Идти по ней неприятно. Первые дни был идеальный штиль, в последние шторм.



Приливы и отливы.
На Белом море приливы высокие, в некотрых местах говорят до 2  метров. Мы выше 1 метра с немножким не видали.(на о Коткано 1.5-1.8 м) Рядом с островами и берегом образуются зоны которые в момент отлива представляют из себя грязный и мокрый песок с водорослями, в момент прилива - море как море. Надо в общем на карту смотреть. Так можно вдруг оказаться посреди грязного болота в нескольких километрах от берега и глубокого моря. Нас так на Соловки штормом выкинуло. Пришлось по колено в грязи тащить байдарки и барахло до суши примерно километр. На юге в онежской губе приливная зона по 20 километров. Зона отмеченная как приливная в момент отлива не обязательно свободна от воды. Иногда она достаточна глубока и по ней можно пройти а байдарке.
Скорость течения в открытом море не велика, но в проливах островов очень высокая (несколько метров в секунду). На байдарке не выгрести. В проливах течение приводит к водоворотам. Они для байдарки совершенно безопасны. Мы прошли по центру водоворота, в центре которого была воронка 10 см глубиной не почувствовав ничего. Куда опаснее волны на выходе и входе в пролив. Если они накладываются на ветровые, то может получитья нечто ужасное. Идешь ты по большой пологой волне и вдруг волны становятся беспорядочными и в несколько раз выше, а байдарку несет непонятно куда, назад не выгрести.
Приливы происходят как понятно 2 раза в сутки. Увидев один прилив легко посчитать когда будет следующий. Отходить лучше всего в конец прилива или отлива.
В южной части моря скорость приливных течений даже вдали от островов велика. Надо ее учитывать, т.е. идти против течения трудно. В проливах скорость еще больше, например между материком и Мягостровом.


Стоянки.
Стоять можно почти везде, за исключением отвесных скал. Скалы занимают примерно половину периметра островов.  В бухтах бывают хорошие песчаные пляжи. Хорошие песчаные пляжи в момент прилива, в момент отлива могут оказаться далеко от берега. На мысах ровные каменные плиты, иногда поросшие мхом. На карте места наших стоянок отмечены номерами. Это тоже хорошие места.


Вода
Соленая. 35 г./л. (в три раза солоней чем в черном море). Даже больше чем в тропических морях. Пить как понятно нельзя. Температура: на ощупь 5-10 оС. В 1998 г была много теплее - 12-18 оС.
Холодно в общем, но мы купались. В момент отлива образуются небольшие лужи, некоторые из них глубиной примерно в полметра прогреваются в теплую погоду до  20оС. На Соловках есть много внутренних озер. Вода в низ темная торфяная, зато пресная. Температура 15 - 20 оС. 

Вода пресная
В сухую погоду большая проблема. Надо возить с собой. У нас уходило на четверых по 10 литров в день. Возили 40 литров в пластиковых бутылках. Добыть пресную воду можно на островах в трещинах скал или маленьких болотцах. На дне их можно найти воду. Чем суше, тем труднее найти, тем грязнее найденная вода. Устья рек впадающих в море на несколько километров в верх по течению могут быть солеными и за пресной водой придется плыть долго. Вода в трещинах есть не на каждом острове. Например на Немецком Кузове мы не нашли воды в радиусе 200 метров от стоянки, а на соседнем Вороньем воды много (не зря видимо на нем стояла изба). На Русском Кузове говорят есть колодец, но мы его не нашли, зато нашли родник. На Соловках пресной поды изобилие. На острове Топы есть небольшое озерцо не пересыхающее даже в сухие годы. Если кто готов продолжить этот список - напишите мне письмо. Для путешествий по Белому морю это жизненно важно.
В 1998 году каждый вечер были грозы и пресной воды было навалом, даже трудно себе представить, что могут быть проблеммы, однако в 1997 году говорят 60 дней небыло дождя и все пересохло.


Комары.
На  побережье и на Соловках, особенно рядом с болотами комаров много. Ночью рядом с палаткой плотный слой в несколько комаров толщиной. Гудение мешает спать. На островах летают, но мало.
Есть на больших островах: Сумостров, Мягостров, Кондостров и низких - Еместров.


Гнус.
Мало. Летом у меня в комнате (60 км от Питера) гнусу больше, чем на Белом Море  на улице.


Медведи
Говорят есть. На Русском Кузове нашли дохлого медвежонка.


Лесники.
Не встречали. Даже на Соловках о них ничего не слышно.
На Коткано объявлялся рыбнадзор.


Прочая живность.
В море тюлени. Много. На о.Топы лежбище. Тюлени очень любопытные. Высовывают морды рядом с байдаркой. Видимо они безопасны. В море плавают огромные страшные звери. Киты в общем. Метров 3-5 в длину. С черной спиной, белым брюхом, пускают фонтанчик. Думали , что это белухи, но не очень похожи по книжным описаниям. Когда такой выныривает рядом то очень страшно. Байдарку перевернет и поломает, а вода холодная. Все это правда в открытом море. У прибрежных островов никого нет.
Морских звезд говорят много, но под водой. На берегу чайки находят их моментально и мы находили только объедки. Водоросли зато красивые.
Находили скелеты крабов. Ели много устриц. Видели гнездо орла.


Местное население.
Весьма доброжелательно. На огонек периодически приплывает пообщаться.


Населенность берегов.
На Кузовах народ пасется постоянно. Лучшие стоянки заняты круглосуточно. В основном катамаранщики.
От Вирмы до Коткано не видели ни единой души. На Коткано народ бывает часто.


Монастырь на Соловках.
Стоит и выглядит хорошо. (...) Монахи ездят на велосипедах и моторках, жить не мешают. Стоит строяк второкурсников на реставрации монастыря. Лет 10 назад понаставили щитов с всякой дребеденью для туристов, понаделали дорожек из досок, чтоб организованный турист не топтал природу. Сейчас все это успешно догнивает. На горе секирной скит. Монахи по черному ругаются друг с другом матом.


Ягоды, грибы
Грибов так много, что сердце кровью обливается, когда очищаешь площадку для палатки сшибая ногами красные. Белых тоже много. Из ягод много морошки.
Грибы в большом количестве были на Боршовцах и на Кондострове.


Прочая растительность
На островах скалы и тундра. На Русском Кузове был пожар, теперь трудно проходимые заросли молодняка. На Немецком Кузове следы тайги. Соловки - смесь болот и темного хвойного и смешанного леса.
Сумострове, Мягострове, Кондострове - мощный хвойный лес. На Кондострове попадается лиственница. На Коткано, Боршовцах, и прочих мелких островах на лбах редкие сосны, в седловинах темный еловый бурелом. Мелкие острова - голые. В целом на юге Белого моря леса больше.


Топливо
По берегам много плавняка. Можно устроить очень большой и теплый костер.
Дров всюду много, за исключением островов близких к Колежме. (Местное население зимой собирает?) На Терском береге говорят дров нет.


Рыба
Мы ее не ловим, но и у местного населения ее было мало.  На Соловках рыба только в магазине и дороже чем в Кеми.
Народ ловил треску на Перхлудах. Местные рыбаки ловят навагу зимой, продают ее в Норвегию, тем и живут. В Колежме народ зарабатывает по 20000-30000 руб за 2 месяца, а остальное время ничего не ловит.


Транспорт.
В Кеми железная дорога. Билеты всегда есть. По городу ходят автобусы. Лучше ехать на ╧10 до Рабочеостровска. Остановка на берегу залива, вода в котором есть только в прилив. Можно собираться прямо в Кеми. На Соловки за 50 000 р. ходит катер (если есть кого везти). Изредка заходят другие корабли с туристами.  На Соловках много местных машин.
Дорога Беломорск - Сумской Посад - грунтовка, но ехать можно. Сумской Посад - Нюхча, много хуже, но говорят на Запорожце проехать можно. Сумской Посад- Колежма - грунтовка, ручьи пересекант без мостов. Автобус до Колежмы ходит раз в неделю колхозный.


Населенные пункты: магазины, почты.
Кемь. Можно купить все что угодно.  Город очень цивилизованный.  Цены почти как в Питере. Почта, банки, больницы, рестораны и т.д. Есть черный хлеб очень высокого качества.
Рабочеостровск. Есть  Магазин с довольно широким выбором.
Соловки(Кремль). Несколько магазинов. Цены чуть выше. Все необходимое имеется. Почта есть.
Исаково. Несколько домов. Магазинов и т.д. нет.
Беломорск. Можно купить все что угодно.  Город цивилизованный.  Цены почти как в Питере. Почта, банки, больницы и т.д. Есть черный хлеб. Бензин 92, шиномонтаж. Работает телефон GSM  и  NMT-450.
Сумской Посад - большой поселок, магазины вроде есть.
Вирма - небольшая деревня. Магазинов нет.
Колежма - большая деревня. Почта, магазины - при нас были закрыты. Во время войны там был аэродром.
Юково - маленькая деревушка. Ничего нет.

Сегежа, Олонец - места на трассе где есть 95 бензин.

На вершине Вороньего острова есть развалины избы. Может кто знает что там было. Сделана из таких кирпичей.



Интересные места.
Немецкий Кузов.