ОТЧЕТ
о парусном походе 3-й к.с. по Онежскому озеру
19 июля – 9 августа 1996 г.

1. Справочные данные о путешествии

Парусный поход 3-й к.с. проведен с 19.07 по 9.08 1996 г. на Онежском озере.

На тримаране "Мираж" (Янтарь) за 9 переходов пройдено по генеральному курсу 350 км по маршруту:

Петрозаводск — Бесов Нос (пересечение) — Лукостров — Кижи — Уницкая губа — Заячьи о-ва - Ламбагуба — Петрозаводск.

Состав группы

Закладной Виктор Павлович
Шмерлинг Григорий Владимирович

— руководитель (капитан)
— участник (матрос)

График движения

День

Дата

Участок маршрута.

 км

1 - 4

 19-22.07

Москва-Петрозаводск, ожидание багажа, стапель

5

 23.07

пляж сев. Деревянного - Бесов Нос

80

6-7

 24-25.07

Дневка

8

 26.07

Бесов Нос - Б.Голец - Керсонь

25

9

 27.07

Керсонь - Лукостров

25

10

 28.07

Дневка

11

 29.07

Лукостров - Кижи - д.Сенная губа

40

12

 30.07

Сенная губа - о.Долгий

30

13

 31.07

о.Долгий - Мелойгуба

45

14-15

 1-2.08

Дневка

16

 3.08

Мелойгуба - о. Сосновец

35

17

 4.08

о.Сосновец - Заячьи о-ва

25

18

 5.08

Заячьи о-ва - Ламбагуба

20

19

 6.08

Ламбагуба - Петрозаводск

25

20

 7.08

Возвращение в Москву

Всего пройдено 350 км.

Cхема маршрута

Описание маршрута

Удобное место старта - с пляжа у пионерлагеря примерно в 15 км южнее Петрозаводска, не доезжая Деревянного. Шоссе рядом, есть автобус, подъезд возможен прямо на берег, чем и пользуются петрозаводские авто-отдыхающие. Но места хватает, с житьем в палатке проблем нет. Из-за задержки с доставкой в Петрозаводск нашего "Миража" железнодорожным багажом просидели лишних два дня, зато убедились в стабильности погоды - дул 3-4 балльный ветер с севера, что благоприятствовало задуманому пересечению.

Стартовали 23.07 в 14:40. Погода была облачной, с дымкой, но вскоре после отхода впереди появились просветы, затем висевшие над берегом облака остались позади и центральную часть Онеги прошли при солнце. Над восточным берегом ходили грозовые тучи; под конец ветер подкис. Финишировали в бухте южнее Бесова Носа в 23ч., встретившись там В.Стрелковым и В.Дзюбой.

Участок маршрута до Кижей прошли с ними совместно. В районе Шальского делали остановку на о. Большой Голец, осматривали каменоломни времен ГУЛАГа. Похоже, что работы были прекращены буквально в одночасье: штабель готовых к отправке но не вывезенных плит, отдельные нарубленные блоки, намеченные с клиньями. Еще Б.Голец примечателен как одно из нечастых на Онеге мест где есть земляника. (еще, например - Лукостров, на который мы пришли на следующий день).

После посещения Кижей спустились к Сенной Губе и на островке напротив заночевали. Следующая стоянка была в начале пролива у о.Долгий (северного из Липовских о-вов); пролив очень узок, на берегу остатки не то причала не то парома, врезавшиеся в деревья тросы.

31.07 прошли всю Уницкую губу; встали на внутренней стороне полуострова перед нежилой деревенькой Мелойгуба. Полуостров с хорошим песчаным берегом и сосновым лесом; есть узкий перешеек, через который можно перетаскивать лодки.

3.08 Заходили в нежилую деревню Пегрема. Недалеко на другой стороне, за большим о. Миж есть относительно жилая (летом) под названием Ламбасручей, называемая тут не иначе как "ламбасрУчий". За неимением более подходящего места встали на о.Сосновец у входа в Уницкую губу, на подветренной стороне. Берег каменистый, "Мираж" расчаливали на воде. Стоянка была примечательна более чем достойным жюльеном из собранных тут же грибов и тушенки. Под него была распита последняя бутылка пива, дожившая до этого дня в аутригере аж со старта.

4.08 Переход к п-ову Чаж вышел долгий, финишировали в группе мелких островков под названием Заячьи. Зашхерились, с трудом нашли ровный пятачок для палатки и еле успели ее поставить перед мощным ливнем. Тут матрос сразу отрубился, но в капитане, услышавшем с наветра накатик на камни, еще взыграл рыбацкий азарт - и Виктор вытащил-таки несколько хариусов! С удочки на сковородку - это было нечто...

В слабый ветер, не предвещавший ничего плохого, чуть не потерпели аварию. На небольшой зыби мачту болтало, и в конце концов отдалась шпилька, фиксирующая степс на рельсе, который на кильсоне. Но курс был бейдевинд и оттяжка выбрана. Мачта оперлась гиком на обвес кокпита - дальше валиться не могла назад, а угол наклона был недостаточен, чтобы степс сошел с рельса - посему и на борт свалиться не смогла. Далее ручками была выровнена и другими ручками шпилька возвращена на место постоянной дислокации. И что характерно, помнится, процесс не сопровождался ненормативной лексикой :-)

Более ничего особо примечательного не случилось - просто еще два дня на Онеге, под парусом, засыпая под шуршание-бульки накатывающей на берег небольшой волны... Финишировали в Петрозаводске чуть севернее конца набережной, полянка-помойка для разборки корабля с возможностью подогнать машину нашлась.

По общему мнению экипажа, поход доставил удовольствие.

Корабль

Секционный дюралевый тримаран типа "Янтарь"– "МИРАЖ" имел следующие особенности и дополнительное оборудование по сравнению со штатным "Янтарем":

Прочее снаряжение и обеспечение обычное и комментериев не требует. Жилеты, непромоканцы. Была фотокопия фрагментов морской карты - километровки, компасы. Обсервовывались (хм...), счислялись и прокладывались по мере сил - GPSок тогда не водилось. Камней и мелей на Онеге в достатке, а дюралевые бока и пузо Янтаря их не любят.

О походе есть видео; а здесь можно посмотреть небольшой слайд-фильм, включающий также несколько кадров из похода следующего, 1997 г. катамаранов Г.Шмерлинга и А.Макарова.