Азовское море - 1997



Команда

Стажёр КатяКапитан
- Калачихин Владимир, яхтенный рулевой второго класса, 35 лет отроду.
Со мной можно связаться по адресам 2:5095/35.15 aka stager@mail.lib.msu.su, или голосом (095) 133 80 83




Матрос
- Макухина Екатерина, просто красивая женщина.



Транспорт

В начальную точку маршрута - г. Таганрог судно было доставлено багажом, а команда - поездом. Багаж с Павелецкого вокзала отправлялся за два дня до отъезда команды, в соответствии с рекомендациями багажной службы. Всё доехало в срок и в исправности. Вес багажа составил 120кг, два места. Стоимость доставки оказалась примерно равна стоимости плацкартного билета.

Обратно лодка была также отправлена багажом, из Новоросийска. С тем же результатом.

Вообще, если не считать мелкого жульничества вокзальных служб - взять "за обслуживание", "за хранение", в отсутствии и того и другого, перевозка яхты багажом довольно удобна. Есть, конечно, и проблемы. В первую очередь - это таможня. По опыту прошлого года известно, что сроки путешествия багажа через Росийско-Украинскую границу совершенно непредсказуемы. Да и хлопотно это - с бумажками бегать.
Перевозка же такого груза с собой формально требует выкупания целого купе, что в четыре раза дороже багажа (и в два - грузобагажа), а длинную тяжёлую упаковку пропихать в купейный вагон весьма сложно. Можно, конечно, разделить всё на большее количество мест...

Ещё про транспорт - между водой и вокзалами вещички возили на специально нанятом грузовике. В Таганроге это обошлось в 50тыр, из Анапы в Новоросийск - 150.


Маршрут

Поход проходил с 21 июля по 22 августа 1997 года, по маршруту Таганрог - Бердянск - Арабатская стрелка - Северный берег Крыма - Анапа.

Нитка маршрута с датами, расстояниями, временем движения и прочими подробностями представлена здесь.

А без подробностей - вот:
Общие цифры

Скорость, км/ч
за день, час
за день, км
за день, км/ч
Min
1,76
1:30
5
2,29
Max
13,00
11:30
70
12,00
ave
6,19
6:02
33,2
5,95
Total 664 км.
28 Дней
23,71 Км/день


Судно

Переделки рамы и стоячего такелажа Катамаран прогулочный "Простор", разборно - надувной. Вернеее сказать, что яхта сделана из деталей катамарана "Простор", хотя и с максимальным их использованием.

Технические данные

Длина, м
5.5
Ширина, м
2.5
Высота мачты, м
6.6
Площадь парусов, кв.м
Грот
8.5
Стаксель
3.5
Площадь рулей, кв.м
0.15
Площадь швертов, кв.м
0.35
Максимальная грузоподъёмность, кг
350
Собственный вес, кг
100

Стоячий такелаж

Форштаг заменён на топовый, и добавлена вторая, топовая пара вант. При сборке катамарана выяснилось, что топ мачты под тягой штага загибается вперёд. Для устранения проблемы были установлены краспицы в точке крепления внутренней (родной) пары вант. Положение исправилось лишь частично - в среднем прямая, мачта приобрела S-образную форму :-) Видимо, следует иметь для каждой ванты отдельные ван-путенсы, разнесённые вдоль борта.

Несущая рама

Штатный стык продольных полубалок усилен изнутри двумя коробчатыми профилями длиной 0.5 м. Сквозь квадратные отверстия в этих профилях проходит передний кронштейн крепления швертов.
К двум штатным поперечным балкам добавлены ещё две - в носовой части и в районе стыка продольных балок.

В результате этих переделок несущая рама катамарана приобрела необходимую жёскость и прочность. Усилия от мачты и швертов распределяются по пространственной конструкции из двух близкорасположенных поперечных балок, связанных усиленными участками продольных. Носовая поперечная балка увеличивает жёсткость конструкции и распределяет усилия от штага.

В целом переделка рамы получилась весьма удачной, единственная проблема состоит в том, что иногда случающиеся удары крутой встречной волны в носовую поперечную балку замедляют движения в бейдевинд.

Баллоны

Единственное, что в конструкции по-прежнему плохо - это баллоны. Их крепление не обеспечивает надёжной фиксации, и на волне они страшно ходят под катамараном, протираясь о балки швертового колодца. Кроме того, они сползают назад, и ещё сильнее начинают протираться о кронштейн крепления руля. И это весьма опасно, поскольку дырка норовит получиться довольно большой.

Не имея возможности зафиксировать баллоны, мы боролись с их протиранием: на кронштейне руля закрепили пенополиуретановые подошвы от тапочек, найденные на пляже, швертовые колодцы обмотали скотчем. Помогло, но, в принципе, баллоны надо делать другие.Идеи о креплении баллонов

Конструкция и крепление баллонов может быть, в общем, таким же, как и для сплавного катамарана, но здесь требуется жёский острый форштевень и жёсткие борта - для обеспечения высокой скорости. Как должна выглядеть эта конструкция - я себе пока совершенно не представляю. Имеющиеся носовые обтекатели выглядят оптимально, но, поскольку необходимо увеличить объёем носовых секций, их использовать нельзя. И сделать такие-же обтекатели, но большего диаметра - тоже нельзя, их будет невозможно перевозить. В общем, здесь простор для конструкторской мысли.


Некоторые соображения относительно возможного способа крепления баллонов изображены на рисунке.


Неисправности

Особых неисправностей не было, за исключением вдруг начавших рваться баллонов. Видимо, три сезона на ярком солнце сказались на пластике, и в баллонах стали образовываться мелкие дырочки. Ну и протирались баллоны, естественно.

Наиболее значительные поломки произошли, когда лодку побило прибоем. Не знаю, скольео её там болтало, но разрушения были впечетляющие: сломаны оба пера рулей, задняя секция одного из баллонов лопнула сверху донизу - по половине длинны окружности. Лопнувший баллон оказался набит песком.

Детальный осмотр, однако, показал, что рама и мачта совершенно не пострадали, и ничего не унесло - всё было привязано. Таким образом, список потерь ограничился рулями и баллоном.

За рули я не беспокоился - в рембазе имелся запасной руль из фанеры, и ещё запас фанеры, достаточный для изготовления пера руля. Следовательно, для продолжения плавания надо было только :-) заклеить дыру в баллоне.

Дыра была зашита толстыми капроновыми нитками, а поверх положена здоровенная заплата. Материал для заплаты был отрезан от гермоупаковки - так задумывалось изначально - резать герму на критически большие заплаты.
После испытаний выяснилось, что заплата недостаточно хорошо приклеилась сверху и снизу - там много слоёв и неровности. Соответственно, поверх были положены ещё заплаты.
Выяснилось также, что клей вообще держит крайне плохо, особенно по краям, поэтому всё было ещё проклеено скотчем. А клей кончился.

Очередные испытания показали, что под заплатой, по шву, вздулся пузырь, но его распространение вроде остановилось. Спускает баллон умеренно. Поэтому принято было решение пройти около 20км до мыса Казантип, подкачивая баллон по мере надобности. У мыса находится посёлок Щелкино (очень маленький город - с многоэтажными домами, площадью и проспектом), в котором, без сомнения, есть магазины, и где можно попытаться купить клей. Или уезжать удобней.

Клей "Момент" фирмы "Хейнкель" нашёлся в Щелкино на базаре, а проходивший мимо ЗК поделился технологией его употребления : "Мы в гараже намажем, приложим, потом кувалдой как ё...шь пару раз, и всё - можно ехать".
Заплатка была без труда оторвана, отмыта бензином, после чего приклеена заново по указанной технологии, с последующим выдерживанием в течении 24 часов, согласно инструкции на тюбике.

Результат превзошёл все ожидания - заплата сидела мёртво, даже по краям, и в целом заклееный участок выглядел надёжнее целого. Испытания это впечатление подтвердили - баллон спускал по неведомым маленьким дырочкам, но не по периметру заплатки. Плавание было продолжено.


Снаряжение

Обычный общетуристский комплект, включая топор и большую ножёвку, плюс примус "Шмель 3" с запасом бензина.

Из специального снаряжения присутствовали непромокаемые куртки и водонепроницаемые мешки для вещей. Специальное спасательное и аварийное сигнальное снаряжение отсутствовало. Не было также и средств связи.

Для хранения пресной воды употреблялись 16 полуторолитровых пластиковых бутылок, размещённых в продольных балках, с кормы - 4 стека по 4 бутылки. К нижней бутылке стека привязывалась верёвочка.

В состав рембазы, кроме обычных инструментов и материалов, входили: ручная дрель с набором свёрел, приспособление для установки отрывных заклёпок и сами эти заклёпки в количестве 150шт двух диаметров. Имелось, также, не менее 300гр различных винтов с гайками и шайбами - от М8 до М4, разной длинны.

Кроме того, присутствовало запасное перо руля - фанерное, прошлогоднее, и водостойкая фанера толщиной 10мм, в количестве, достаточном для изготовления ещё одного руля.

Имелось некоторое количество клея, материал для заплаток, клапанные пробки и презервативы в качестве клапанов. На ремонт ушло около двух больших тюбиков "Момента", в том числе и на большую заплатку.

Всё хозяйство возилось на садовой тележке, которая развалилась вконец.

Фотосъёмка велась камерой ФЭД-50, делались слайды. Морская вода не пошла ей на пользу, и автоматика время-от-времени отказывала. Зато механика работала. Плёнка Fudji Provia качество показала приемлемое.

Камера носилась в кармане рубашки и никак не защищалась от окружающей среды, кроме как собственным телом.


Карты

В походе использовались карты:
           Украина. Масштаб 1:200 000.
           Листы            Донецкая область
                                  Запорожская область
                                  Херсонская область
                                  Крым
           Краснодарский край. Республика Адыгея. Масштаб 1:200 000

"Украина" издана на Украине, "Краснодарский край" - в России. Все куплено у лотошников напротив магазина "Атлас" на Кузнецком мосту, Москва, Россия. Печать комплекта "Украина" - настоящая картографическая, "Краснодарский край" - типографская. Соответственно качество печати украинских карт много выше. С содержательной точки зрения качество всех карт удовлетворительное, правда, отсутствие маяков на Российской карте неприятно.