Первоисточник: Кают-компания, форум журнала "Катера и яхты"

А.В. Станкевич

Москва

НЕФРИТ НА ТРОИХ
Одесса - Мальта нон-стоп на "Нефрите" в 1998г

Нефрит, это не болезнь, а небольшая парусная яхта длиной 7.25 м и шириной 2.25 м , расчитанная на четырех человек. Строились они в Польше из пластика. Так вот, звонит как-то мне Ветер, это фамилия такая, и говорит – послушай, есть яхта “Нефрит” в Одессе , предлагаю плавание из Одессы в Америку. Пойдем втроем, я, ты и Сергей – хозяин яхты. С Константином Ветром я был знаком уже несколько лет. В свое время это известный яхтенный капитан , ходил в одиночку на тримаране по Азовскому и Черному морям , печатался в журнале ,,Катера и Яхты”. Познакомил меня с ним Роберт Ряйккеннен. Это тоже человек известный узкому кругу лиц, связанных с парусами, как автор многокорпусных конструкций (полимаранов). Им были спроектированы и построены такие конструкции (не называю их яхтами), как семикорпусный “Cпрут” и большой, пятикорпусный (восемнадцатиметровый) полимаран “Гелиос”. На полимаране “Гелиос” К. Ветер в 1992 г в качестве капитана совершил интересный, сложный поход из Феодосии, где строился полимаран, через Средиземное море и Атлантику до Кубы. Не буду вдаваться в подробности этого похода, так как не был его участником, а перейду к описанию нашего совместного похода на “Нефрите” ,,Антарес”.

Хотя вкратце следует упомянуть, что за два года до этого у нас был совместный поход на яхте “Таурус” ,,Надежда” из Бердянска, что на Азовском море, ни много ни мало, аж в Австралию. Этот поход был благополучно разрушен самим капитаном К.Ветром в самом начале. После того, как мы с небольшим штормом прошли Азовское море, по настоятельной просьбе Ветра дважды останавливались в Феодосии, произвели кое-какой ремонт, но в конце концов, выдвинув некие смехотворные причины, Ветер все бросил, забрал GPS, кое какое снаряжение и уехал. Все попытки мои и других членов команды уговорить его продолжить поход не возымели действия. Понимая то, что вся идея похода рушится, я тоже отказался от похода.

Но вот спустя два года после этого Ветер снова выступил с предложением пойти в дальний поход, на этот раз в Америку. В Одессе он нашел яхтенного капитана Сергея Чернышова, у которого был “Нефрит” под названием ,,Антарес”. Я не сразу согласился, памятуя события двухгодичной давности. Когда я выяснил у Ветра, что капитаном будет Сергей, владелец лодки, то после некоторых раздумий я как романтическая натура поддался соблазну и дал согласие на участие в походе.

Понимая, что автономность плавания через Атлантику должна быть 40…45 дней решили, что из Одессы до Гибралтара пойдем без остановки, тем самым отрабатывая вопросы длительной автономки. Подготовка яхты в Одессе затягивалась, отъезд из Москвы несколько раз откладывался. И в итоге мы выехали в Одессу только в начале сентября. Лодка стояла еще на берегу в яхтклубе ,,Отрада”. Наш маленький ,,Антарес” до этого три года не спускался на воду. Необходимо было завершить ряд ремонтных работ.

Мы вручную пошили небольшой штормовой стаксель из старого брезента площадью 2.5м2, установили щелочную аккумуляторную батарею с выходом на 6, 9, 12 вольт. На сдвижной крышке входного люка установили привезенную из Москвы панель солнечной батареи. Запас воды размещался в пластиковых канистрах емкостью 4 и 5 литров, а также в пластиковых бутылках. Всего взяли на борт примерно 180…190 литров обычной водопроводной воды.

В качестве вспомогательного двигателя был подвесной мотор типа “Стрела” мощностью 2.5 л.с., подаренный кем-то из друзей Сергея. Сколько лет от роду было этому мотору не знал никто, но после определенных усилий он у нас завелся, и мы поработали на нем минут 30. На камбузе имелась одна алюминиевая кастрюлька 1.5 л, чайник, купленный за день до отхода, три кружки (пластиковы ), три миски (алюминиевые), три ложки и три вилки.

Незадолго до выхода Сергей Чернышов сказал, что поскольку К. Ветер является автором этого мероприятия, то он и должен идти капитаном. Чем все это закончилось, вы узнаете чуть позже.

Самой лодке ,,Антарес” в ту пору было уже немало лет, по неофициальным данным около 20. Торжественный спуск состоялся за четыре дня до выхода, и с этого дня один из нас всегда оставался на ночь на лодке. Мы совершили небольшой круг в бухте клуба и в первые же минуты выяснилось, что руль, переделанный в процессе предшествующего ремонта еще до нас, был настолько перебалансированным, что если его выпустить из рук, он тут же сваливался на борт самопроизвольно в течение одной-двух секунд. Создавалось такое впечатление, что перо руля перевернули вокруг балера на 180 градусов. Но факт тот, что на ходу румпель нельзя было выпустить из рук даже на короткое время. Большой ходовой стандартный компас 127 мм был установлен в кокпите на полу.

Тщательно подходили к закупке провизии. Большую помощь во всей подготовительной работе нам оказала жена Сергея Чернышова – Евгения Константиновна. Итак, после напряженных дней сборов наступил долгожданный момент. 30 сентября в 12 00, пройдя таможенный и пограничный контроль, мы подняли паруса и вышли в море. День был тихий, пасмурный, даже был небольшой туман. Проводы были скромными. На берегу нам махали только два человека; это жена Сергея и его сын Алексей, который в последние дни помогал перевезти все необходимое снаряжение на борт.

Часа через два, когда гостеприимная Одесса уже скрылась за горизонтом, решили попить чайку. Я взял наш новый блестящий чайник, налил воды, поставил на плиту и увидел, что чайник течет и использован по назначению быть не может. С досады зашвырнул чайник в самый нос яхты. Вскипятил чай в единственной кастрюле, в которой далее готовили и первое, и второе, и третье. Так начались монотонные походные будни. Первые дни погода стояла спокойная, держали скорость примерно четыре узла, постепенно приближаясь к турецким берегам.

Нужно сказать, что мы все трое имели к тому времени большой опыт крейсерских плаваний на различных яхтах, так что квалификация у всех была достаточная для самых серьезных плаваний. Возраст также был солидный 57…61 год. Вахты решили нести по три часа. Хотя неудобством было то, что время было скользящим и каждый раз, особенно ночью, приходилось долго вспоминать, когда начинается моя вахта.

Постепенно начали возникать трения между членами команды. В основном между Ветром и Сергеем Чернышовым. Ветер вел себя как-то нервно. Был случай при прохождении Черного Моря, дня через два после выхода из Одессы. К. Ветер стал предъявлять претензии к Сергею, что он рулит недостаточно строго. Был проведен тест в течение трехчасовой вахты Сергея с контролем по GPS, в результате которого Ветер сказал, что Сергей отклонился от курса на 1.5…2 мили. Тогда этот конфликт прошел без особого напряжения. Хотя впоследствии, вспоминая этот эпизод, я усомнился в выводах Ветра. За три часа было пройдено примерно 10 миль. И, зная великолепную подготовку Сергея, трудно представить, что он мог отклониться на две мили. Думаю, что уже тогда было предвзятое отношение Ветра. Но, тем не менее, поход продолжался, и через пять дней мы вышли к Босфору.

Уже был вечер. На подходе к проливу попытались запустить наш подвесной двигатель, который все эти дни был закреплен на кормовом релинге. В течение 45 минут Сергей безуспешно пытался его завести, но тщетно. После этого мы поняли, что двигателя у нас нет. Погода была свежая 6…6.5 баллов поэтому в пролив ночью решили не идти. Легли в дрейф до утра. С рассветом ветер немного утих, поставили паруса и пошли в Босфор. Прошли его спокойно. Очень поразила и удивила сплошная грязь и мусор в южной части пролива.

Огромное количество различных больших и малых судов, снующих от одного берега к другому. На поверхности воды окурки, сигаретные пачки, целлофановые пакеты и другой мусор. Вышли в Мраморное море, за день прошли его и поздно вечером подошли к проливу Дарданеллы. Без двигателя ночью в пролив решили не идти, легли в дрейф до утра. Утром поставили паруса и вслед за судами пошли в пролив. Погода снова стала ухудшаться. Ветер постепенно усиливался, но был попутным и мы довольно резво пошли по Дарданеллам.

К моменту выхода из пролива был уже вечер, ветер усилился до 7 баллов, начали уменьшать паруса. Взяли риф на гроте, поменяли стаксель на меньший. Через некоторое время совсем убрали грот. Постепенно выходим в Эгейское море. Ветер продолжает усиливаться, высота волны тоже увеличивается. Снимаем второй, малый стаксель и ставим штормовой из брезента площадью 2.5 м2. Хода по прежнему хорошие 3…4 узла. Ночью ветер усилился еще, по нашим оценкам до 9 баллов. Через некоторое время снимаем последний штормовой стаксель и продолжаем идти под рангоутом. Первое время была некоторая тревога, как поведет себя лодка в этой ситуации. Но скоро убедились, что ходов достаточно, управляемся хорошо. Ветер и волна попутные.

Высота волны достигает 4..5 м. Рубка полностью задраена, рулевой все время на руле. Ночью, когда характер волны виден плохо, иногда заливает кокпит примерно на половину. Сливные шпигаты из кокпита не очень большие и вода уходит медленно. С тревогой наблюдаю за уровнем воды, опасаясь, что за это время придет еще одна нерегулярная волна. Но такая ситуация происходила к счастью не очень часто, не чаще одного раза за час.

Утром идти психологически несколько легче, хотя ветер не ослабевает, идем по прежнему под одним рангоутом. Критических моментов не возникало. Но, находясь внутри и ощущая постоянные жесткие удары волны в корпус, отдыхать было трудно, приготовить горячую еду тоже. Обходились в основном бутербродами. Здесь хочется отметить, что все трое не подверженны морской болезни, что является весьма важным фактором при плавании в штормовых погодных условиях.

За сутки под рангоутом прошли почти 60 миль, что является нашим средним суточным переходом. Вскоре шторм начал медленно утихать, начали снова ставить паруса, уходим все южнее, погода становится теплее, но психологический климат на борту ухудшается. Ветер, в данном случае Константин, постоянно проявлял нервозность, вступая постоянно в конфронтацию с Сергеем Чернышовым. Показательным был такой случай. Шли где то в центре Эгейского моря на подходе к южной оконечности полуострова Пелопонес. Погода снова ухудшилась, дул сильный попутный ветер. Несли один малый стаксель. На ночной вахте вначале рулил Ветер. Идти по генеральному курсу 210 у него не получалось, так как был чистый фордевинд и парус периодически заполаскивал. Затем на вахту встал Сергей. Немного поменялся ветер, Сергей подстроил паруса и стал идти курсом 210 градусов. Затем на вахту встал я. При передаче вахты, это было 2 или 3 часа ночи Сергей доложил мне обстановку и сказал, поскольку до этого шли несколько левее генерального курса, то теперь пойдем несколько правее курсом 220…230. Направление ветра позволяет идти этим курсом.

К.Ветер , который не спал и слышал наш разговор, вдруг встал и начал жестко отчитывать Сергея. Мол я капитан, я решаю каким курсом идти, почему без меня вы меняете курс, и т.д. и т.п. Все это выглядело весьма странно и вызывало полное непонимание и у меня, и у Сергея. Но разговор принимал все более жесткий оборот. Тогда Сергей сказал, ну хорошо, что случилось? Что, мы оказались в сложной ситуации, или идем не туда? Давай посмотрим карту. После этого Ветер сказал, хорошо, я сейчас определю координаты. Он включил GPS и через пять минут показал точку на карте. Получалось, что мы сильно сместились в сторону, и это как бы опасно. Сергей внимательно изучил карту и сказал Ветру, что судя по этим координатам справа от нас находится маяк давай возьмем на него пеленг. Уточнили характеристики маяка, убедились, что перед нами тот маяк и взяли компасный пеленг. И здесь выяснилось, что пеленг по карте и пеленг по пеленгатору сильно различаются. Сергей резонно заметил, что у нас не сходятся концы с концами. Постепенно ссора затихла, они разошлись по койкам, а я остался рулить.

Утром какое-то время мы не возвращались к ночному конфликту. Но вскоре Ветер вскользь сказал, что он ночью ошибся. Неправильно прочитал данные с GPS, принял цифру 3 за 8, и точка оказалась смещенной на 5 миль. Позже несколько раз я анализировал этот случай и пришел к выводу, что это было сделано умышленно, так же, как и на Черном море. Но поход продолжается, мы постепенно двигаемся в намеченном направлении.

Сейчас, когда прошло уже достаточно времени, в памяти остаются наиболее острые или сложные моменты похода. Вот один из них. Идем рано утром на юге Эгейского моря. Очень тихая погода, почти штиль. Паруса еле держат форму, ход не более 1 узла. Находимся в довольно оживленном месте. В непосредственной близости проходят корабли и навстречу и обгоняя нас. Солнце уже встало, видимость хорошая. Смотрю догоняет нас сухогруз средних размеров водоизмещением 3…4 тысячи тонн. Идет прямо на нас. У меня ходов практически нет, как вы помните, двигателя у нас тоже нет. С тревогой слежу за приближающимся кораблем, надеясь, что на подходе он отвернет. Но расстояние стремительно уменьшается, а ракурс не меняется.

Понимая, что ситуация становится критической, начинаю что-то громко кричать, пытаясь разбудить Чернышова и Ветра. Было ясно, что в случае удара им спастись было бы невозможно. Тем временем корабль приблизился вплотную и, не меняя курса, прошел рядом с моим бортом, думаю на расстоянии не более 2 м. Мне казалось, что я мог бы дотянуться до него рукой. Носовой волной нас сильно качнуло. После того как корабль прошел, выглянули заспанные Чернышов с Ветром, недовольно ворча по поводу ранней побудки.

Запинающимся голосом я обрисовал картину. Было ясно,что корабль шел на автопилоте, на мостике никого не было, или рулевой дремал, что тоже вполне вероятно. Из всех моих многолетних походов считаю этот момент самым опасным.

Монотонно проходят походные будни. Потихоньку спускаемся на юг, справа осталась Греция, слева Крит, прошли пролив Китира и вышли в Средиземное море, держим курс в сторону Сицилии. Наш повседневный походный быт был весьма спартанским. Ограничены были во всем: в еде, в питье, в отдыхе. Психологический климат был тоже не очень комфортным. Как я уже писал ранее, из посуды была только одна кастрюля 1.5 л. Одна из трех пластмассовых кружек, после того как на нее случайно наступили, треснула. Ее склеили скотчем и продолжали пользоваться. Посуду мыли только морской водой, сами умывались тоже морской водой.

Вскоре произошло еще одно событие, которое существенным образом повлияло на весь последующий ход событий. Как-то в очередной раз сижу на утренней вахте. Спокойная теплая погода, легкий ветер, ход 1.5…2 узла, волны почти нет. Экипаж спит. Рядом с лодкой замечаю стайки рыб, некоторые экземпляры вполне солидные 40…50 см. Когда все были на ногах, высказываю пожелание, что не плохо бы позавтракать свежей рыбой. Рыболовные снасти у нас имелись, и Сергей занялся рыбалкой. Пытались ловить на крючок с наживкой, снастью под названием “самодур”, но ничего не получалось.

Потом Сергей вспомнил, что у нас есть ружье для подводной охоты. Он достал его из рундука, пошел на бак и собрал его. Первый выстрел был неудачный, гарпун прошел мимо. Сергей снова начал заряжать ружье. Через несколько минут я услышал его тревожный голос: «Арнольд, возьми нож и иди сюда». На руле сидел Ветер. Я взял из сумки в кокпите нож, подошел к Сергею и увидел, что его левая ладонь насквозь пробита гарпуном. Для тех, кто не знает скажу, что гарпун у ружья это стальной стержень диаметром 6 мм и длиной 500…600 мм, с раскрывающимися лепестками в носовой части. Задняя часть гарпуна соединена с корпусом ружья длинным линем.

Увидев такую картину, я испугался, в глазах у меня потемнело. Кто из нас двоих чувствовал себя хуже, не знаю. Мне казалось, что я. Сергей, слегка побледневший, спокойным голосом сказал, чтобы я обрезал веревку. Я ее обрезал и пошел в каюту за аптечкой. Сергей медленно протащил весь гарпун, после чего я сделал ему перевязку. Вся эта ситуация произвела на нас с Ветром очень сильное негативное впечатление. Прежде всего мы опасались осложнений с этой , как нам казалось, серьезной и совершено не своевременной раной Сергея.

Стали решать, что делать дальше. Изучив карту и еще раз посовещавшись, решили идти на Мальту. Это была ближайшая земля на нашем пути. До нее было двое долгих суток. Этот выбор был сделан, потому что Ветер сказал, что на Мальте у него есть знакомые русские, с которыми он познакомился в 1992 г, когда они шли на пентамаране ,,Гелиос”. У них тогда тоже случилось ЧП. Ночью, недалеко от Мальты, их таранило неизвестное судно. В результате оказались поврежденными два левых поплавка, это заставило их зайти на Мальту для ремонта. Тогда они и познакомились с Маликовыми Владимиром и Ирой, которые жили на Мальте уже довольно давно. Итак, идем на Мальту.

Первую свою дневную вахту Сергей по нашему настоянию пропустил. Но вечером уже сел за руль и отрулил свою вахту, благо погода по прежнему стояла спокойная. Самочувствие Сергея было неплохое, и вообще мне хочется сказать самые добрые слова в адрес Сергея Константиновича Чернышова. Ни разу не пожаловался, ни на боль, ни на что и продолжал нести свои вахты в полном объеме. Прошло два дня и во второй половине дня, 20 октября 1998 г мы пришли на Мальту. Справа от Ла –Валетты в глубине бухты нашли место у стенки между маленькими лодками местных рыбаков. Так завершился первый этап NON STOP Одесса – Мальта, продолжительностью 20 дней, без двигателя.

Первое, что мы сделали, это позвонили нашим знакомым Маликовым. Они вскоре приехали на машине. Мы рассказали историю, происшедшую два дня назад с Сергеем и попросили отвезти его к врачу. Они уехали, вернулись через 40 минут, повязки на руке у Сергея не было. На наши изумленные вопросы Сергей ответил, что сделали рентген, врач внимательно осмотрел руку и сказал, что все в порядке. Для нас всех это было невероятное исцеление всего за два дня после такого ранения. Хочется сказать слова благодарности нашим русским друзьям, которые приняли большое участие в наших делах. Дня через два они заехали к нам и сказали, что связались с местной прессой и завтра к нам должны приехать корреспонденты местной газеты, так как их заинтересовало наше плавание, да еще с приключениями.

На следующий день утром еще до приезда прессы снова возник жесткий конфликт между Ветром и Сергеем. Ветер стал настаивать на том, чтобы рядом с украинским флагом (мы шли под флагом Украины) был поднят флаг России, потому что в экипаже есть россияне. Сергей резонно ответил, что ни по каким морским и международным правилам это не предусмотрено. Спор разгорелся и достиг крайней точки. Ветер даже стал угрожать Сергею физической расправой, я тебя убью и т.д. Я конечно вмешался в спор, пытаясь образумить Ветра, но это не возымело действия.

Вскоре приехала пресса. Они взяли подробное интервью, сделали несколько, снимков и на следующий день в центральной мальтийской газете “TIMES” на центральном развороте была опубликована большая статья с фотографией, где излагались подробности нашего не совсем обычного плавания. Фотография из этой газеты представлена на титульном листе, где мы с трудом умещаемся в кокпите нашего “Нефрита”. Выражение на наших лицах после утренней ссоры совсем не радостное.

В статье, кроме всего прочего, было сказано, что российские яхтсмены нуждаются в помощи. И в ближайшие дни нам привозили продукты, кое что из снаряжения, которое мы с благодарностью принимали. Несмотря на некоторую разрядку, конфликт в экипаже не был погашен и потихоньку тлел внутри. Вдруг, на следующий день, Ветер резко изменил свое поведение, стал говорить, что это нехорошо, когда в экипаже разногласия, предложил забыть взаимные претензии и начать новую мирную жизнь. Я вначале этому очень обрадовался. Это вселяло надежду на дальнейшее продолжение нашего и без того экстремального путешествия.

Еще через день Ветер сказал, что он разговаривал с Москвой и ему обязательно нужно слетать домой. Через три дня он обещал вернуться. Мы с Сергеем почувствовали, что за этим что-то кроется еще. Тем не менее, Ветер взял билет на самолет и попросил меня проводить его до аэропорта. Характерным моментом было то, что, уезжая, он забрал с собой GPS и основной комплект карт по Средиземному морю.

Следующие два дня мы с Сергеем гуляли по Мальте, знакомясь с этим замечательным островом и страной одновременно. На следующий день утром заехал Маликов Володя и передал нам послание от Ветра в виде факса, присланное из Москвы на имя Маликова. В послании, размером на страницу, говорилось о том, что он не смог достать денег для продолжения похода. Далее он пытался убедить нас никуда не ходить, так как без его руководства мы все погибнем и потонем. Были какие то непонятные намеки по поводу каких то денег, которые якобы дают нам спонсоры.

По сути это было позорное трусливое дезертирство, когда капитан бросает корабль и экипаж, не имея смелости сказать об этом открыто. Это событие, конечно, резко меняло всю ситуацию, но не слишком огорчило нас с Сергеем, так как с течением времени ситуация только усугублялась, и продолжение похода в таком состоянии не имело большой перспективы. Первоначально вся идея похода в Америку базировалась на концепции, разработанной Ветром. К тому времени его младшая дочь, вместе с сыном от первого брака, жила в США замужем за американцем. Ветер несколько раз ездил в США, ходил там под парусом на большой яхте и на его контактах была построена вся идея похода.

У меня в Москве была своя большая (по Московским меркам) яхта типа “Таурус”. Мои два сына давно ходили со мной под парусами. После нескольких переговоров с Москвой мой младший сын Вячеслав предложил такой вариант. Он покупает прибор GPS, собирает необходимые карты и вместе со своим приятелем Алесем отправляет все на Мальту. И дальше мы втроем продолжаем поход.

Обсудив все, с Сергеем мы дали добро. Время шло быстро. Алесь прилетел на Мальту 10 ноября, привез GPS и карты. Через несколько дней мы вышли в море. Была вторая половина ноября и погода частенько была штормовая. Мы решили идти в сторону Сицилии и дальше в сторону Гибралтара. С самого начала, после выхода из Мальты, получили сильный встречный штормовой ветер. Ушли на соседний с Мальтой остров Гозо и встали в бухте. Денег на стоянку в марине практически не было.

Утром по требованию полицейского были вынуждены покинуть бухту. Пришлось укрыться от ветра под берегом маленького острова Камино в проливе между Мальтой и Гозо. Через два дня погода начала улучшаться. Мы снялись с якоря и взяли курс на Сицилию. Дойдя до Сицилии и пройдя немного вдоль южного побережья получили очередной осенний шторм и ушли в маленький порт Ликата. Бухта достаточно защищенная от сильных ветров и, что очень важно для нас, бесплатная стоянка. Вскоре рядом с нами ошвартовался сухогруз с цементом. Старпомом на нем ходил наш соотечественник Стас из Одессы. Проходя мимо нас он узнал украинский флаг, начал разговор, мы познакомились и в течение трех дней, пока они не ушли, мы активно общались.

Он организовал нам баню у себя на корабле, была встреча с экипажем. Команда на корабле была очень малочисленная, всего 11 человек, и очень разнообразная по национальному составу: греки, румын, русский, мальдивцы и др. Первое, что спросил Стас у нас при встрече, есть ли у нас что-нибудь читать на русском языке? Мы подарили ему несколько детективных сборников, которые остались после Ветра, чему Стас очень обрадовался. Когда цемент был разгружен, Стас ушел в море, а через день и мы продолжили наш поход. Пошли вдоль Сицилии на запад. Миновали западную оконечность острова, прошли еще немного, и снова начался шторм. Частые шторма в это время года это обычная погода для этих мест. Очередной раз укрываемся за островом. Простояли два дня на якорях, после того, как шторм утих, обсудили ситуацию и решили дальше вперед не идти, а сходить на остров Пантелерия. Сергей Чернышов на нем однажды был и уговорил нас посетить его.

Хочется несколько слов сказать об Алесе. Прекрасный парень. Он впервые оказался на яхте. Не имея ни какой даже теоретической подготовки в этом деле, он проявил себя с самой лучшей стороны, так как эа плечами у него был солидный туристический опыт. Однако, обучался управлению яхтой он очень трудно, и даже через месяц элементарные манипуляции на руле выполнял неважно. Уже в конце похода, на подходе к Ликате, он произнес крылатую фразу, которую мы и по сей день вспоминаем, как некий юмористический казус.

Находясь на руле он громко провозгласил:: ,,Арнольд Васильевич, я теперь понял, что команда < увались и приведись > не зависит от того на каком борту сидит рулевой”. Развеселило нас это надолго, и мы после такого монолога перестали строго покрикивать на него, когда он допускал ошибки. Был момент, когда 1 декабря мы снимались с якорей после шторма и нужно было забрать швартов со скалистого берега. Cильный прибой мешал подойти на яхте к берегу. Вода была уже достаточно холодная. На наше предложение сплавать до берега Алесь, не колеблясь, согласился. Раздевшись, он решительно бросился в воду и поплыл к берегу. Прежде чем он смог выбраться, его несколько раз бросило на скалу, в результате чего он получил серьезные ссадины и порезы. После благополучного возвращения на борт мы измазали его зеленкой и йодом, и заклеили пластырем многочиленные ранения.

Через сутки мы пришли на Пантелерию. Это небольшой остров вулканического происхождения в поперечнике не более 10 км. Имеется небольшая, хорошо укрытая бухта, поселок с небольшим населением. Вскоре задул очередной сильный ветер со стороны Африки, ,,Сирокко”, ну это и не удивительно, уже было начало декабря. Простояли на Пантелерии 5 дней. Это время, кроме всего прочего, запомнилось тем, что много ели фруктов, в основном мандарины, апельсины, лимоны, которых было в избытке в открытых садах на склонах острова. После того, как очередной шторм успокоился, решили возвращаться в Ликату. Вернулись туда 10 декабря. Сергей выбрал это место для своей зимовки.

Мы с Алесем начали готовиться к возвращению домой. Сергей оставался на лодке. До нашего отъезда решили переставить лодку в более спокойное и укрытое место в бухте. Наличных денег у Сергея практически не было. Оставался небольшой запас продуктов на первое время, крупа, консервы. Однажды на берегу к нам подошел молодой человек, не плохо говорящий по-русски. Это был Ахмет, выходец из Сирии. Он семь лет прожил в России, в Астрахани. Там у него осталась русская жена и ребенок, а он приехал на Сицилию и добивался здесь вида на жительство. Как-то в разговоре он пожаловался, что ему не хватает немного денег для завершения регистрации. Попросил одолжить ему 20 долларов и обещал их скоро вернуть. Сергей дал ему 20 долларов, при том, что это были его последние деньги. Отвечая на наши вопросы по этому поволу Сергей сказал, что эта сумма все равно его не спасает, а человек, может быть, решит свои текущие проблемы.

На прощанье устроили небольшой торжественный обед, выпили немного вина. Мы уезжали с Алесем 17.12.1998 г. на поезде до Рима. Проехали Сицилию, переплыли на пароме Мессинский пролив и поехали вдоль западного побережья Италии. В Неаполе Алесь сошел, чтобы посмотреть город, а я поехал дальше один. В Риме сделал пересадку. Взял билет до Будапешта и снова на поезде до Венеции, где предполагалась очередная пересадка. В первый день оказалось, что сегодня поезда на Будапешт нет. На следующий день справочная снова сказала, что поезда не будет. Выяснилось, что сейчас идет забастовка, и когда пойдут поезда неизвесно. Я, находясь четвертый месяц в походе, загрустил. На вокзале познакомился с небольшой группой соотечественников с Украины, оказавшихся в такой же ситуации. Они подсказали, что можно уехать на автобусе в Польшу.

Пошел сдавать железнодорожный билет, потерял 20% и купил билет на проходящий автобус до Варшавы, который должен был отправляться из Венеции в 19ч30м. Придя на остановку за 15 м до отправления, познакомился с двумя симпатичными ребятами из Москвы. Они возвращались автостопом из Испании с футбольного матча Спартак Москва – Барселона Испания. Ждем автобуса, но проходит один час, второй. Ничего выяснить нельзя. Офис, где покупали билеты, давно закрыт. Продолжаем ждать. В 23 часа автобуса все нет. Перспектива ночевки на улице нас не устраивала, и мы уходим в отель, где до этого жили ребята. Вселились в дешевый четырехместный номер, по 10 баксов с носа, открыли бутылку вина, поужинали и легли спать. Утром пошли в офис, где покупали билеты на автобус. Молодая, симпатичная итальянка узнала нас, очень удивилась, и стала выяснять обстановку. По ее словам автобус якобы был в 23ч 30м.

Нам перекомпостировали билеты на этот день, на вечер, и мы еще один день втроем бродили по великолепным Венецианским переулкам. Вечером, прождав, на этот раз, всего полтора часа, сели в автобус и отправились в Варшаву. По дороге познакомились с поляками, которые возвращались домой. В Словении меня чуть не сняли с автобуса, по причине отсутствия всяких виз, но у меня была копия судовой роли с мальтийскими и итальянскими штампами и в итоге мы доехали до Варшавы. Дальше на поезде Берлин – Москва доехал до Минска, где живут моя мать и брат. Отдохнул два дня и 21 декабря вернулся в Москву. Вот так закончился мой поход на яхте ,,Антарес” из Одессы в Америку.

P.S. В течение всей зимы вел переписку с Сергеем. У него была непростая зимовка в Ликате. На следующий год, в начале августа мы перегоняли большую парусную шхуну из Голландии на Мальту. Зашли в Ликату. Выяснилось, что Сергей две недели назад отправился в обратный путь. За два с половиной месяца он в одиночку вернулся в Одессу.