Белоозерская экспедиция

14 июля — 7 августа 2000 г.

с. Горицы — р. Шексна — Белое Озеро (с. Ухтома — с. Троицкое — с. Куность — г. Белозерск) — р. Шексна — пос. Шексна (290) км.

Суда и экипажи

Катафей и его экипаж

«Катафей» — надувной катамаран. Длина 5,5 м, ширина 2,2 м, диаметр поплавков 0,45 м. Парусность 10 кв.м.
Виктор Белоозеров — капитан, он же Адмирал экспедиции; Юлия Косарская — первый помощник.

Юля на вахте
Триорлан

«Триорлан» — каркасный тримаран с надувными поплавками. Длина 7 м, ширина 2,5 м. Парусность 10 кв.м.
Энгельс Орлов — капитан.
Ольга Дудоладова — матрос.
Флаг экспедиции с Белоозерским гербом изображен на фото:

У флага

График движения

ДатаПункт, условия жизниПуть и ДелаКмХод. часовСкор.,
км/ч

14.07

Москва, Царицыно. Дома у адмирала. Ждём машину

15.07

Там же, то же. Дождались. Едем через Ростов, Вологду, Кириллов.

16-18.07

с. Горицы, лагерь на берегу Шексны. Собираем суда.

19.07

Там же

Выход в путь. Вверх по Шексне до 710 км.

26

7

3,7

20.07

710 км, Шексна.
Лагерь в кустах.

Из Шексны в Белое Озеро

17

3,7

4,6

21.07

Крохинское болото.
Лагерь на пляже.

Идём вдоль восточного берега Озера. Заход в Ухтому. Прошли Липин Бор и Вашки

27

5

5,4

22.07

р. Слободка, лагерь в устье.

Ремонт «Триорлана»; идём вдоль северного берега Озера.

4

1,5

2,7

23.07

р. Киуй, лагерь в устье.

Ремонт судов; вдоль северного берега Озера мимо с. Троицкого.

6

2,3

2,6

24.07

д. Монастырская

Экспедиция в магазин. Идём вдоль северного берега Озера

13

1

13

25.07

Торфяной берег; лагерь в болоте.

Ремонт «Триорлана»

26.07

Пересечение Ковжи и Мегры

24

4,75

5

27.07

Начало Обводного канала, лагерь на пляже.

Ремонт «Триорлана»

28.07

Прошли Кустово, Мондому, Куность

26

4

6,5

29.07

р. Куность, лагерь в устье.

Экспедиция в магазин. Днёвка

30.07

Заход в Белозерск

13

4,5

2,9

31.07

Южный берег Озера, лагерь на дамбе.

Из Белого Озера в Шексну

31

5

6,2

1.08

690 км, р. Шексна.
Лагерь на лугу.

Банный день.

2.08

Проходим Горицы, Кирсаново, Иванов Бор, Топорню.

40

8

5

3.08

Куприян. Сосновая стоянка.

Днёвка. Ремонт судов.

4.08

Пересечение разлива.

30

6

5

5.08

д. Левинская, лагерь в заливе.

Заход в магазин и вниз по Шексне за с. Ирма.

15

2,5

6

6.08

Перед последним разливом. Лагерь на поляне.

Пересечение разлива до Шекснинской плотины.

18

2,5

7,2

7.08

Пристань посёлка Шексна, лагерь на набережной. Упаковка судов. Отправка контейнера. Отъезд в Москву.

Итого:

290 

57,75

5


Карта маршрута с указанием мест стоянок.

Вахтенный дневник

14 июля

4 ч Подъём на квартире в Царицыне (Москва) и подготовка к погрузке в автомобиль, который должен прийти в 6-00. Автомобиль, однако не пришел никогда.

14 ч Адмирал поехал к автомобилю в Новоникольское (М. обл., Красногорский р-н) выяснять обстоятельства. Автомобиль действительно пропал с двумя шофёрами (после получения задатка оплаты). Другой машины не нашли.

15 июля

В полдень решено нанять автомобиль по объявлению о грузоперевозках.

16 ч Пришла «Газель» с двумя молоденькими шофёрами. Быстро погрузились и поехали: адмирал — в кабине, черная кость — в кузове вповалку.

Едем по Золотому Кольцу и хотим осмотреть, что можно. Но мимо Переславля Залесского промахнули, невзначай свернув на объездную дорогу.

На закате остановились перед воротами Ростовского кремля. Осмотр кремля снаружи, купание в озере шофёра. Погода ветреная (SO, 5б), временами дождь, но сравнительно тепло.

16 июля, воскресенье

Всю ночь ехали. Ярославль и Вологду проехали в темноте.

На рассвете остановились перед воротами Кирилло-Белозерского монастыря и осмотрели его снаружи.

4 ч 30' Проехали с. Горицы, уперлись в порт, свернули направо и на северном краю села возле первых кустов остановились на берегу Шексны. Выгрузка. Спидометр накрутил 680 км, что обошлось нам в 4800 руб.

Здесь начинаем плавание. До Белого Озера около 25 км, а пока можно видеть только Белоозерскую башню Кирилловского монаcтыря.

В полдень шофёры, поспав и посмотрев на нашу деятельность, уезжают в обратный путь. Адмирал с Юлей на машине вернулись в Кириллов и осмотрели кремль изнутри. Очень интересно. Дорога обратно пешком заняла ровно 2 часа.

Ехали мы ехали, наконец, приехали Белозерская башня Интерьер монастыря

17 июля

Весь день собирали корабли. При постановке мачты на «Катафее» по вине Адмирала сломался шпор мачты. Пришлось изобретать временную конструкцию.

К вечеру «Катафей» собран полностью. «Триорлан» весь ещё в процессе.

Сегодня и вчера погода одинаковая: ветрено (SOst, 5 б — попутный!), облачность переменная, температура — жаркая. Форма одежды — в купальниках. Однако Оля простудилась в дороге, сегодня болеет и ходит в теплом.

18 июля

Весь день Энгельс продолжает собирать «Триорлана», Оля продолжает болеть. Адмирал с Юлей осмотрели Горицкий женский вознесенский монастырь (Women's Convent of the Resurrection in Goritsy, now active again — так написано на информационном щите).

Монастырская гавань Вход в монастырь Интерьер монастыря Флаг поднять!

12 ч Торжественный акт подъёма вымпела экспедиции на мачте «Катафея».

19 июля

5 ч Энгельс поднялся доделывать «Триорлан».

Оля поправилась Катафеi к выходу готов! Триорлан к выходу готов!

8 ч Оля поправилась (см. фото). Общий подъем и завтрак.

Готовимся к выходу.

13 ч Выход. Ветер SOst, 5 б. На «Катафее» взяты рифы, на «Триорлане» - нет. В галфвинд выходим из залива на фарватер, где предстоит фордевинд. Однако для «Триорлана» погода оказалась слишком тяжелой и множественные неполадки заставили их спрятаться от ветра и высадится на высокий каменистый остров на правой стороне фарватера. «Катафей» конечно присоединился. Устраняем неполадки, обучаем Олю, берём рифы на «Триорлане», меняем стаксель на штормовой на «Катафее».

15 ч Отход от острова. Теперь на «Катафее» на бакштаге при порыве ветра лопнул тросик растяжки гельмпорта, и рулёжка грозит отвалиться. Скидываем паруса и заводим временную растяжку. Ставим обратно грот и почти без потери времени идем по курсу. Ветер SOst 5б.

Первый перекус15 ч 40' Перекус на песочке у зелёного луга левого берега. На «Катафее» заведена надёжная растяжка гельмпорта. Ветер SOst 4б.

16 ч 30' Выход с перекуса. Ветер начал скисать. Сначала «Триорлан» разворачивает стаксель, затем «Катафей» меняет штормовой стаксель на штатный, затем он отдаёт рифы на гроте. Суда идут ноздря в ноздрю. Ветер SOst 3б.

18 ч После с. Вондела (паромная переправа дороги Кириллов — Белозерск) берега становятся непригодными для стоянки. Ветер S 2б.

710 км от Москвы22 ч Нашли пляжик около знака 710 км: узкий галечник перед буреломом. Расчищаем место для судов, палаток и костра. Дров много. Ветер S 1б, жарко, одежда — купальники.

20 июля

8 ч Подъём. Моросит. Тепло. Завтрак в койку. Готовимся к выходу.

12 ч Выход. Дождь кончился. Ветер SOst 2-3 б. Фордевинд под полными парусами.

Исток Шексны12 ч 45' Выходим в Озеро мимо развалин грандиозной церкви, стоящей в воде справа от фарватера возле заболоченного левого берега. Здесь автомобильный паром дороги Белозерск — Липин Бор. Наш курс на север (в данный момент - NW) к селу Ухтома.

15 ч Постепенно ветер заходит на Ost, и после огибания мыса Крохинского болота курс становится полный бейдевинд. Раздувает до 4 б от берега, волны нет. «Триорлан» уходит вперёд и сматывает стаксель.

15 ч 40' По команде Адмирала подходим к песчаному пляжу с кустами — для перекуса. Однако с юга приближается гроза и решаем ставить лагерь. Места мало, за кустами — болото. Гроза прошла обильная, но без шквала.

18 - 22 ч Тихий ясный день. Отдых. Профилактический ремонт старого поплавка на «Катафее».

21 июля

9 ч Завтрак. Погода ясная, Ci. Ветер SOst 4-5 б. На нашем пляже тепло и тихо. Готовимся к выходу.

12 ч 15' Выход. Глухо зарифлены. Курс - правый бакштаг. Ветер SOst 4-5 б. 13 ч 15' Достигли Ухтомы. Подошли к берегу на песок севернее устья реки. Осматриваем село, это одна из целей нашего похода. Почта в 14 ч уже закрылась и отметиться мы не смогли. В магазины пока нам не нужно.

Братание с детьми Ухтомы Ухтомские храмы

16 ч Отход после перекуса. Ветер SSO 4 - 5 б. Курс фордевинд, на Липин Бор. На «Катафее» из-за волны поплавки ведут себя плохо: норовят разъехаться в стороны из-под катамарана; новый поплавок имеет плохую тенденцию сворачивать нос под ветер при выходе из волны.

17 ч Проходим устье безымянной речки. Здесь устроен затон и стоит баржа в заливе. Ветер скис до 3 б. Ставим штатные стакселя. «Триорлан» уходит вперёд.

18 ч Проходим пирс Липина Бора. Брызнул краткий дождик. Ветер скис до 2 б. «Катафей» ставит полный грот и догоняет «Триорлана».

19 ч Прошли Вашки — заглавное село здешнего района, центр которого в Липином Боре. Ветер теперь стал NOst 2 б, галфвинд. Стоянка у Слободки От старого села на берегу в качестве ориентира осталась разрушенная церковь, основное село — в глубине берега, но на пляже есть люди и автомобили.

19 ч 50' Прошли устье р. Слободка с одноимённой деревней в глубине берега. Причалили на ночь у первых кустов, миновав придеревенские луга.

23 ч Отбой

22 июля

1 ч Дунул шквал с моря и установился ветер S 5 б. «Триорлана» сорвало с расчалки, благо ветер прижимной.

7 ч Ясно. Ветер опять SOst , 2 - 3 б.

9 ч 30' Завтрак. Ветер S 5 б, сильный прибой. Решили выход отложить. Прогулка по лесу (300 м от берега по кустам).

Триорлан идёт первым 12 ч В лесу - черника, грибов мало. Жарко. Тем временем обнаружилась пробоина слева от форштевня «Триорлана» (результат ночного шквала или перегрева на солнце). Заклейка.

16 ч 30' Решено сворачивать лагерь и выходить. 18 ч Выход. Ветер SW 4 б, прибойные буруны на мелководье (100 м). Глухо зарифлены. С трудом проходим буруны, заложив два контргалса и помогая вёслами. Волна сильно мотает поплавки «Катафея». Курс WNW.

19 ч Заложив пару контргалсов, идём бейдевинд вдоль берега. Ветер скис до 3 б, ставим штатные стаксели.

Стоянка у Киуя 19 ч 30' «Триорлан» выбрасывается на правую косу устья реки Киуй из-за открывшейся новой течи с другой стороны форштевня. Остаёмся на ночь. Ветер скис до 1-2 б, переменно SOst - SW. Волнение улеглось. По горизонту ходят грозовые облака.

23 июля, воскресенье

Ночью ветер SW 5 б и волна с бурунами.

Утром погода сохранилась и решено отложить выход. Ремонт «Триорлана», укрепление «Катафея» жестким стрингером и пауком задней балки.

13 ч Ветер стихает, буруны пропадают.

14 ч 30' Перекус

16 ч Надо бы выходить, но у «Триорлана» потребовалось укрепить предыдущую заплату.

17 ч 30' Выход. Ветер WSW 2 б, волны нет. Тремя контргалсами проходим мимо с. Троицкого.

19ч 50' Пристаём на ночь между с. Троицким и д. Монастырской, чтобы утром сходить в магазин. Ветер SSW 3 б. Ясно.

21 ч Подплыли рыбаки, подивились на наши суда и подарили рыбы. Обещают, что ветер будет, но «то прижмёт, то отпустит».

24 июля

6 ч 30' Подплыли ещё рыбаки, посмотрели на корабли, но рыбы не подарили. Штиль, тянет бриз с берега.

8 ч Завтрак

9 ч 40' Экспедиция в магазин в Троицкое. Осмотр села и разрушенной церкви.

11 ч 30' В магазин привезли хлеб и мы отоварились. В магазине отметили маршрутный лист.

12 ч 50' Возвращение в лагерь

13 ч Перекус. Ветер ONO 2 -3 б.

15 ч 30' Выход. Берём рифы, так как в отдалении от берега бегут барашки. Курс W с ветром правого бакштага NOst 4 б. Очень хорошо идется под одним зарифленным гротом.

16 ч Раздувает до 5 б NO.

16 ч 30' «Триорлан» выбрасывается на берег из-за отклеившейся заплаты. Ориентир места высадки — западнее купы высоких елей на берегу среди низких кустов. Берег плохой: коряги, торфяная гмазь, болото, чистой воды нет.

17 ч Началась «5-часовая гроза» без шквала и вскоре кончилась.

18 ч С востока пришла новая туча и начался шторм баллов на 8 (NOst) без дождя. На нашем берегу тихо, но приходит крупная волна и размывает торфяной берег. С трудом выносим «Триорлана» из прибоя на сушу. Отыскалось таки сухое место для палаток и костра.

К ночи ветер подкис и отошел к OSO, но волна не уменьшилась.

25 июля

Утром волна продолжается, погода ясная, ветер попутный SO 5 б. Выход откладываем: прошиваем заплаты на «Триорлане»

Днём ветер стих. Отстоялась чистая вода в торфяных лужицах вновь намытого берега. Флагманский экипаж производит разведку местности: рядом рыбацкая заимка, от которой идёт на север по просеке весьма хоженая тропа с гатями через болотины.

16 ч Шквал с небольшим дождём от SOst.

21 ч Новый шквал от S.

Ночью установился ветер SW 3 б. Энгельс зашивал «Триорлана» до темна.

26 июля

Утро тихое, ветер Ost 2б (попутный). Волны нет. От юга движутся гряды облаков. Мы ожидаем, что днём опять будут шквалы.

9 ч Пришел информант и сообщил, что здесь заимка деревни Семенково, где живут 3 мужика и соответственно у берега стоят 3 лодки.

10 ч 15' Выход. Ветер SO 3 б. Курс — левый бакштаг-галфвинд, идём на пересечение залива Ковжи. Сзади берег туманится дождём. Идём зарифленные. «Триорлан» уверенно идёт впереди.

11 ч 30' Стало ясно. Ни дождь, ни шквалы не состоялись, но по горизонту клубятся Cu.

12 ч Твердый берег исчезает. Вместо него - травянистые острова. Оказывается, мы уже траверсируем устье Ковжи, которое сильно заросло и представляется не как указано на карте заливом, а травянистыми плавнями. Открывается церковь в устье Ковжи.

13 ч Пересекаем судовой ход. Он проходит между церковным островом и правым (западным) берегом Ковжи. Фарватер обильно обставлен буями и знаками.

14 ч Достигаем залива Мегры, который тоже сильно зарос травой. Курс теперь - S, но ветер тоже отошел - Ost 3 б. Галфвинд сохраняется.

Возле Челексы 15 ч Обнаруживаем вход в канал и устье Мегры. Причаливаем пройдя вдоль канала на юг до участка с кустами, где находим пляжик, прикрытый зарослями камышей.

16 ч Пока перекусываем, «Триорлан», качаясь на прибое, проколол поплавок. Приходится чиниться и ночевать здесь.

К вечеру пришёл фронт AlCu/CuNb и принёс сильный ветер от NO. Пришла крупная волна с бурунами. Сейнер в море зарывается носом и поднимает брызги выше рубки. Похолодало, но ещё тепло. Все надели брюки.

27 июля

Утро безрадостное. Ветер и волна продолжаются. Иногда брызжет дождь. Прохладно. Туманно.

Днём дождь брызгать перестал, всё высохло, но ветер и волна сохраняются (NNW 5 б и выше). Занимаемся мелким профилактическим ремонтом судов, Ждём погоды.

Вечером ветер стал скисать, начало опять моросить, опять пришел туман.

28 июля

Утро туманное, моросит. Ветер скис, дует с берега (W). Еще приходит зыбь, но из бухты выйти уже не проблема.

7 ч Подъём. За завтраком пошёл мелкий дождь.

10 ч 30' Отплытие. Дождь кончился. Ветер попутный N 2 б. Выходим зарифленные, опасаясь шквалов. Со штатными стакселями ход вполне хороший. Через 500 м проходим устье р. Чалексы и вход в обводной канал.

11 ч 30' Проходим поляну с пляжем и балаганом (людей нет).

На траверзе - Кустово 13 ч Проходим церковь села Кустово

14 ч Проходим порт Мондома. Вход в порт обставлен буями. Снуют моторки и рыбацкие катера. Курс стал Ost в галфвинд вдоль берега. «Катафей» обходит «Триорлана», но его стала мотать боковая волна, создавая перегрузки в такелаже. Ставим штормовой стаксель. Стало полегче, но теперь «Триорлан» ушел вперед.

14 ч 30' На «Триорлане» увидели дома села Куность, закричали «Магазин!!», и мы свернули к берегу для покупок и перекуса. Причалили с востока от устья реки, которое было перегорожено прибойным песчаным валом. Моторки здесь перетаскивают вручную по сухому прокопу 20 м.

15 ч 30' Энгельс с Олей пошли за едой в деревню

17 ч 30' Вернулись с покупками. Решено ночевать здесь. Погода: облачно (CuSt 100%), ветер N 3 б. Прохладно.

29 июля

6 ч Погода та же: облачно CuSt 100%, но с просветами, ветер NNW 3 б.

8 ч Завтрак. Оля сказалась больной и принимает пищу в койке. Ветер NW 4 б. Выход откладывается.

Днём ветер усилился до 5 б NW и развёл крупную волну с обширными бурунами на прибрежной мели.

После обеда ветер ослаб до 3 б, но зашёл к N или даже NNO.

Вечером ветер усилился до 4 б и стал моросить дождик. Оля вроде бы оклемалась.

30 июля воскресенье, День Военно-морского флота

6 ч Пасмурно, но сухо, хотя ночью дождь шёл. Ветер W - SW 2б (попутный!).

Белозерский канал 9 ч 15' Выход. Ветер W 3б, затем 2б, затем 1б. Вышли зарифленными, так как по всему небу громоздились угрожающие облака. Когда стало ясно, что облака живут своей жизнью, а ветер - своей, на «Катафее» отдали рифы и он ушёл вперед. Курс - на Белозерск.

11 ч Со скисающим ветром уткнулись в песчаный пляж перед входом в Белозерский порт. Ветер 1б W, облачность - грозовые CuNb, но облака стоят на месте и не дают ни ветра, ни осадков. По очереди экипажами осматриваем город, отмечаем маршрутный лист на телеграфе.

Белозерск - очень приятный чистый старинный город. Кремль огорожен высоким валом. Внутри - пруд выше уровня моря.

Вид через пруд 16 ч 15' Отход. Штиль или 1 б Ost. Отходим в лавировку от берега в море, чтобы обойти портовый мол. Дальше опять лавируем вокруг мола против ветра ONO 1б - 2б. «Триорлан» с зарифленным гротом при этом обошел «Катафея» с полными парусами. Так и идём крутым бейдевиндом вдоль берега на восток.

18 ч Ветер стал NO 3б. «Триорлан» отдал рифы, но при этом сильно отстал.

19 ч «Катафей» приткнулся к борту обводного канала в маленькой песчаной пазухе первых крупных кустов после последней деревни.

19 ч 30' Подошел отставший «Триорлан». Ветер NO 1б. Ясно.

20 ч Открывается праздник Военно-морского флота. На мачте «Катафея» поднимаем флаги расцвечивания.

22 ч 30' Отбой

31 июля

Ночью шёл дождь.

8 ч Подъём. Дождя нет. Ветер SO 1б (встречный), на акватории ветер видимо сильнее: приходит небольшая волна. Облачно: StNb 100%.

За завтраком опять заморосило. Собираем малину за палаткой в гидрокостюмах.

12 ч Дождь перестал, небо стало проясняться, ветер повернул на NO и раздул до 5б. Готовимся к выходу и берём рифы. Тем временем ветер отходит и подкисает.

15 ч 15' Выход. Ветер N 3б. Курс - на Шексну, Ost, галфвинд.

16 ч Ветер отошёл на бакштаг к NNW (3б), но волна почему-то бьёт спереди в скулу и очень мотает «Катафея». «Триорлан» уходит вперёд. Несём зарифленные гроты и полные стаксели.

16 ч 30' Проходим церковь в истоке Шексны. Курс теперь - фордевинд. Волна в реке улеглась. «Катафей» отдаёт рифы, однако догнать зарифленного «Триорлана» не может.

17 ч 30' Проходим столб 710 км. Ветер WNW 3б, курс - галфвинд. «Триорлан» забурился в какой-то залив и «Катафей» наконец его обошёл, идя по фарватеру.

Возле Волохова 19 ч Проходим паромную переправу шоссе № Р-6. Начинаем искать ночлег.

20 ч 15' Останавливаемся в углу обширного луга правого берега перед сужением Шексны, пройдя столб 695 км. Скорость таким образом была 5 км/час. Ветер W 2б. На берегу - штиль и жарко. Небо разъяснилось.

1 августа

Утро - тихое, ясное. Сильная роса. Тянет бриз от NW.

После завтрака сделался штиль. Решили не выходить, а погулять по лесу. Лес оказался плохим.

Полдень. Поблизости прошла гроза. У нас не капало.

14 ч Установился ветер NW 1б, но выходить не стали, а устроили банный день. Облачность переменная 80%.

К ужину пришла-таки слабенькая гроза, и дальше дождило до полуночи.

2 августа

6 ч Тихо, штиль. Облачность 60% St, отдельные Cu.

11 ч Выход. Ветер NW 2б. Кучевые (Cu) и слоистые (St) облака грядами - 50%. Ставим полные паруса.

Горицы с моря11 ч 30' Ветер NW 3б

12 ч 30' Выходим на Горицкий разлив. Ветер NW 4б. Обгоняем караван с землесосом. Под полными парусами ход очень хороший, волны нет, не мотает.

13 ч Проходим Горицы, любуемся монастырём. У причалов стоят 5 экскурсионных теплоходов.

14 ч Подходим для перекуса к створным знакам правого берега возле д. Кирсаново в виду начинающейся дальше индустриальной местности (пос. Иванов Бор). В сужениях ветер в среднем ослабел, но отдельные порывы дуют до хороших 5 баллов.

15 чВозле Иванова Бора Выход после перекуса. Сразу же из грозовой тучи пошел дождь и дунули шквалы 5б и выше. Сбрасываем стакселя и Иванов Бор проходим в непромоканцах.

16 ч Проходим вход в Северо-Двинский канал и пристань Топорня. Ветер скис до 3б, дождь кончился, и мы вновь ставим стакселя. Однако теперь никак не можем повторно обогнать тот же караван с землесосом.

17 ч По левому берегу после поворота русла направо начались прекрасные сосновые леса с популярными стоянками.

17 ч 30' Леса кончились, впереди неоглядные водные разливы с болотными берегами. Разведываем место возле створных знаков правого берега - сплошное болото. Возвращаемся для ночевки в сосновый лес. Тут как раз дунул навстречу сильный West (4б, порывы 5б).

18 ч В крутой бейдевинд достигаем соснового острова у левого берега, но там плохой подход и прозрачный лес. Заложив контргалс, идём дальше назад до леса коренного берега. Ветер W 4б.

Вечером ветер скис до 2б - 3б. Закат был красивый и тихий.

3 августа

Утром - туман закрывает фарватер, но облачности вроде нет. Ветер W 2б. Экипажи устроили забастовку и потребовали идти в лес, а не в море. Днёвка. «Триорлан» опять заклеивается, на «Катафее» переделывается паук по более разумной схеме.

9 ч Туман рассеялся.

Куприян Полдень - Ветер W 3б (был бы попутным). Облачность - Cu 60%. Приехали и стали на нашей поляне два «жигуля» из Вологды с семьями и детьми. Разведка Энгельса доложила, что в 800 м по просёлку - большая дорога, на которой поворот к нам обозначен указателем «Куприян».

Днём - Ветер W - WNW 3б с порывами до 5б.

19 ч Наползла сплошная облачность. Дунул шквал от S - 5б, покапал дождь. После дождика установился южный ветер 1б - 2б.

23 ч Зарядил моросящий дождь.

4 августа

Всю ночь шёл дождь.

6 ч Дождь кончился, но временами моросит. Высокие слоистые облака с просветами. Ветер S 1б. «Встречный штиль». Рыбаки, вернувшись с акватории, сказали, что ветер восточный.

10 ч 15' Выход. Отходим фордевинд (ветер NO 2б) с полными парусами.

10 ч 30' Выходим на стрежень. Ветер N 2б.

10 ч 45' Выходим на простор разлива. Ветер кончается, а тучи сгущаются. Берёмся за вёсла.

11 ч С севера надвигается стена дождя. Не успеваем как следует надеть непромоканцы. Ливень как из ведра без ветра. Резко поднимается ветер и «Катафей» смайнал стаксель. На шквале (5б) «Катафей» сбросил и грот. Триорлан замотал стаксель.

11 ч 30' Дождь кончился, и под полными гротами без стакселей при ветре 3б проходим берёзовый остров правого берега. Фарватер здесь делает резкие изгибы посреди безбрежного моря без явных ориентиров. Видимость плохая: вокруг отдельные полосы дождей и дымка. Адмирал командует пристать к острову, чтобы сориентироваться и переодеться.

12 ч Высадка на остров, Коряги, бурелом, цунами от теплоходов. Жить на острове можно, но он маленький. «Триорлан» опять зашивается. Берём рифы.

13 ч Выход с острова. Ветер попутный N 3-4б, крупная волна. На порывах - 5б. Идём напрямик вне фарватера к точке, куда скрываются теплоходы.

14 ч В конце разлива попадаем в саргассово мелководье. Шверты подбираем, но трава всё равно тормозит. Справа возникают какие-то буи. Ложимся в галфвинд к буям. На галфвинде сильно мотает боковая волна. Убеждаемся, что буи обозначают боковой фарватер и ложимся на прежний курс - фордевинд, на S. На этом манёвре у «Триорлана» отвалилась рулёжка и они рулят веслом.

15 ч Входим в сужение Шексны между лесистыми берегами с плохими подходами. Ветер и волна тишают.

16 ч Пристаём возле створных знаков левого берега у первой деревни. Разведка донесла, что ближайший магазин ещё в 5 км дальше в д. Левинская. Здесь устраиваем перекус.

18 ч Выход с перекуса. Начались заряды кратковременных дождей. Ветер N 3б.

Возле Левинской 19 ч Причаливаем в замечательно живописной бухте не доходя д. Левинская.

Вечер - спокойный, без дождя. Ветер N 2б - 3б.

5 августа

Ночь - спокойная, безветренная. Небо в зените чистое, но на севере - пелена туч.

Утром сильный туман. Теплоходы становятся на якорь. Ветер W 1б.

7 ч Туман рассеивается

8 ч Подъём. Опять затянуло туманом. Стало ясно, что стало облачно. Собирается дождь.

11 ч «Триорлан» выходит вперёд, чтобы отовариться в магазине.

11 ч 35' Выход «Катафея»

11 ч 45' «Катафей» присоединился к «Триорлану» возле магазина у паромного причала. Напротив — большое село Раменье, куда подходят «Заря», «Метеоры» и «Ракеты». Сюда ходит пассажирский паромный катер с того берега. Ветер N 3б.

12 ч 15' Отход от магазина. Вокруг по берегам впервые везде возделанные поля.

13 ч Проходим верстовой знак 625 км (на левом берегу). Опять начались леса (ольшаник).

14 ч Проходим версту 620 (знак на левом берегу). Открывается живописная деревня на горе правого берега. У деревни дебаркадер и экскурсионный 4-палубный теплоход. Курс: фордевинд и бакштаг правого галса. Ветер N - NNW 3б, порывы - 4б. Паруса у нас полные. Временами мочат заряды дождя, но не сильно. Едем в резине.

14 ч 30' «Триорлан» пристаёт к луговому распадку левого берега ещё в виду теплохода — для перекуса. Вблизи деревня, кажется, Пигрево.

15 ч 15' Отход после перекуса. На стрежне нас встречает шквал 6б NNW. Летим под полными гротами по всё укрупняющейся волне к широкому разливу. «Триорлан», идя впереди, направляется к подветренному (!) берегу и с поворотом фордевинд (!) утыкается в прибрежный бурелом у отвесного откоса, поросшего кустарником. Пришлось и «Катафею» крутить фордевинд (оверштаг не получился) и причалить рядом. Ждём стихания ветра и с горы просматриваем путь вперёд.

19 ч Ветер подкис до 3-4б и мы, поставив зарифленные гроты, в галфвинд перебрались на противоположный берег на уютную поляну. На акватории ветер NNW 4-5б, волна - значительная. На берегу — тишь да гладь.

Вечер — тихий. Ветер скис. Дождей больше не было, но с севера постоянно приходят гряды дождевых облаков.

6 августа. Воскресенье

Ночь — звёздная и холодная.

Утро — ясное. Ветер NW 3б. Облака — перистые (Ci), идут от NW.

11 ч Выход. Ориентир — труба в пос. Шексна. Ветер неустойчивый и переменный 2-4б, N - NW. Паруса: зарифленный грот и полный стаксель. «Триорлан» быстро уходит вперёд и идёт к подветренному левому берегу, следуя линии фарватера. «Катафей» спрямляет изгиб по правой наветренной стороне плёса.

12 ч Проходим д. Анисимово и выходим на середину обширного плёса. Ветер свежеет до 5б, волна пока умеренная. Курс - галфвинд и бакштаг правого галса.

13 ч Триорлан причаливает к подветренному берегу для поддувки поплавков. Катафей скидывает стаксель для ожидания «Триорлана» и поиска подходящей гавани.

Разборка судов 13ч 30' Оба судна одновременно подлетают на фордевинде с ветром 5 б и крупной волной к пристани Шексна. Возле самой пристани волна утихает, загороженная молом у входа в шлюз.

Вечер. Оба судна разобраны и упакованы. Ветер отошёл на W - SW.

На закате. Из-за мола вверх по Шексне ушли два катамарана с рыже-полосатыми парусами примерно 13 кв.м. На обоих по 5 чел, оборудованы уключинными вёслами. Ветер SSW 2б. Ветер им попутный, откуда они взялись — не понятно.

7 августа

Ночь была спокойная, никто нас не беспокоил, хотя вечером возле пристани гуляло довольно много народу. Пришла высокая облачность (Al) от SW — 50%.

Утро — тихое. Слабый туман. Ветерок тянет от SW.

В полдень пошли искать машину до вокзала.

14 ч Уже сгрузились возле багажного отделения станции. Этого не надо было делать! Нужно было сгрузиться с машины, не переезжая путей, возле контейнерного двора.

15 ч Оформили контейнер для судов и купили билеты для экипажей

17 ч Подгоняемые крановщиком, который заканчивал рабочий день, закончили таскать мешки через пути и сдали контейнер.

22 ч Сели в поезд до Москвы и на этом закончили путешествие.

FINIS CORONAT OPUS


Почитать и посмотреть о Белозерске

можно ЗДЕСЬ.