Чирка – Охта – Кемь – Белое море

август 2000 г

Главные роли и исполнители.
1. Дракин Александр   – главный,
2. Демидова Инна      – наш парамедик.
3. Дыбенко Сергей     – штатный шаман и акын (это тот кто песни поет).
4. Сидорова Галина    – завхоз, без комментариев.
5. Криворотова Елена  - просто кэп
6. Морозова Наталья   - просто штурман
7. Куликов Никита     - просто каякер, соответственно.
Опыт участников: р.р. Кутсайоки, Тумча, Мзымта, парусные и байдарочные походы в Карелии.
Лирика.
В этот поход мы собирались точно так же, как и во многие другие: полгода обсуждений, гигантское количество вариантов, а в последний месяц те немногие, которые остались способными здраво смотреть на вещи (или наоборот) смотрят на карту и решают, что хорошо бы на самом деле попробовать такой вариант.… Такой вариант соответственно и пробуется. Получается из него примерно то же, что и всегда, то есть что - то получается. В целом хотелось большого похода и на байдарках, и при этом чтобы финансы не очень напрягали, и вариант поспортивнее, и в Карелии, в которую пятый год зарекаемся не ходить, и на море посмотреть, и чтобы хоть парочка интересных порогов была, и не перенапрягаться при всем вышеозначенном…


 
 

Лоция
(собранная из отчетов в www.lib.ru/TURIZM с изменениями и пр.)
 
р. Ледма - р. Чирка
стоянок и рыбы много, цепь плесов с порожистыми участками между ними, на плесах вода не течет. Большинство порогов проходится местным населением на моторных лодках – частично на моторе, частично в проводку, но для байдарок, да еще при хорошей воде бывают приключения. Ориентироваться несложно – все время вниз по течению, просмотр порогов сокращает целую кучу неприятностей.
1..9 пороги и перекаты на р Ледма – почти все в проводку
10 Ледмозерский1     2    стояки и камни,
11 Ледмозерский2     2    слив с валами
12 Кильбо            1
13 б/н               1
14 Омас              1
15 Нукутт            3    после километрового плеса
16 Железные ворота   1    красивый порог
17 Вигитус           1
18 Битуш             1
19 Ручей             1
20 Островной         1
21 Елоха             2     ряжевая стенка
22 Рокконен          3     сразу после 21,длина более 500м
23-25 Сосновые       1
26-30 Сотые          1
31 Олений            3    мелко
32-33 б/н            1-2
34 Горшок            3    стояки, ряжевые стенки,
35-36 б/н            1-2
красивые плесы в высоких песчаных берегах, через 2 часа п. Боровой.
 
р. Охта
Населенки на протяжении маршрута нет, все указанные на картах поселки выселены. Вначале Охта узкая, берега топкие, лес далеко.

Перед Куккомозером разрушенная плотина No1 (при высокой воде - небольшой перекат) и 4 несложных порога (1-4) на 2-х километровом участке, проходимы при высокой воде. Куккомозеро, длина 7 км, в конце скрытые под водой камни. Берега Куккомозера высокие, покрыты хвойным лесом; много ягод, грибов и рыбы.

Перед Муезером плотина No2 и 3 порога (5-7) на участке 1 км. Наиболее сложный - третий.

Исток Охты в северо-восточном углу озера. На выходе из озера - плотина. Участок до Юлеозера 20 км, берега низкие. 6 мелководных порогов (8-13).

Затем Охта впадает в большое Юлеозеро, по его берегам выходы гранита.

Поскольку основная протока в следующее - Алозеро мелка идти надо более длинной протокой через озеро Ригорека. Для этого выйдя в Юлезеро, держаться правого по ходу берега, а в протоке (в юго - восточном углу озера) придерживаться левого, северного, берега.

На выходе из Алозера - плотина No4. На участке до оз. Лежево 7 порогов (14-20), проходимы по основной струе в нормальную воду, пор. Кемес(15-16) - серия коротких порогов с интервалом 30-50 м на крутом повороте на 180 град. После Островного порога (19) Охта разливается, и до выхода в оз. Лежево берега ее низкие, топкие. Выйдя в озеро идти на северо-запад, на противоположный берег (на мыс). Перейдя на другую сторону, придерживаться правого по ходу берега, чтобы не пропустить исток Охты.

На выходе в реку - плотина No5 с крутым сливом и стоячими валами. Ниже плотины река узкая, но глубокая и быстро вливается в следующее озеро Терос. Между ним и Пебозером 3 порога (20-22) с ряжевыми стенками Мельничный, Тергепорог, Пебозерский, проходимы по основной струе если есть выходы в конце из - за обилия подводных камней. Выйдя в Пебозеро идти вдоль правого, по ходу, берега и, обогнув мыс пересечь озеро в северном направлении.

Короткая протока ведет в оз. Хизярви, которое соединяется со следующим озером - Вороньим, с изрезанной береговой линией и большим количеством островов, поросших лесом с удобными стоянками. Озеро проходить поперек ( на север ). Справа по ходу остров Добрых духов - ориентир - маяк духов (строение из жердей, иногда с флагами). На выходе из озера – плотина No6, а ниже ее короткие пороги (23-24) Нижнекошки, Пакин-Аканкари и Олений.

После порогов Охта впадает в узкое и мелкое озеро Карниз, последнее на маршруте. За ним два небольших островка, которые нужно обходить слева.

У первого острова порог (25), у второго сложный Пичепорог (26), длиной 400 м со скоростью течения выше средней, ряжевыми дамбами и интересным выходом. На этом участке берега невысокие, сухие, поросшие смешанным лесом.

От Пичепорога до Кивиристи встретятся 10 порогов. Из них наиболее опасны Кожаный(28), Ойнегайне(29) длина 100 м - на крутом повороте, осмотр справа, много подводных камней; и Лоунапорог(30) - длина 500 м, страховка, осмотр слева, остров обходить слева.

В левом повороте скального берега порог Хэмег(32) (!)- высокая скорость течения, стоячие валы 1 м, на выходе главной струи камень. За порогом Хэмег, после короткого плеса начинается узкое ущелье, в нем сложный Кивиристи(33)(!!) – 3 ступени, страховка с воды и берега, при наличии ряда обстоятельств (большой расход воды, страховка, технические возможности экипажей) его можно рассматривать как непроходимый.

Обнос по левому берегу 200 м, обнос порога Хэмег 400 м. Место удобное для дневки, много места для стоянок – все желающие могут уместиться.

На участке от Кивиристи до впадения Охты в Кемь 17 порогов

34 - Белый, проходим без разведки;

35 - Черный, проходим без разведки;

36 – Печко - порог (!), осмотр справа, длинна 1км

38 - Петрушка;

39 - 41;

37 - Бычий;

42 - Муравейный;

43

44 - Тютерин порог, непроходим (мелководный слив со лба), обнос по левому берегу 100 м. после него через 4 км

45 - Курнапорог и еще через 1 км, за поворотом красивый

46 Охтапорог (!!). "Грязный" слив с серьезной шиверой (200м). Обнос справа 200 м.

Ниже течение спокойное и перед впадением в Кемь берега сужаются. Ориентир – опоры ЛЭП.
 
 

р. Кемь

1 Подужемская ГЭС     (-)    обнос по правому берегу от лодочного причала - около 150 м
2 Большая ГЭС         (-)    идти вправо в канал основного водозабора, перед гидростанцией – мост, обнос влево, по дороге метров 350, охрана какая то нервная.
3 порог сразу за ГЭС   1     стоячие валы до 1 м
4 порог под жд мостом  1     стоячие валы
5 Морской порог        2+    скорее мощная шивера, камни, валы, быстроток
дальше было море …



Дневник
25/7/00

Выехали из Брянска, каяк едет в купе вагона – как выясняется его можно загружать через заднюю (торцевую) дверь вагона. Первый день достаточно веселый: после 1л «энтузиазма» попели песен до самой ночи. Проводы тоже произвели впечатление – толпа из 15 человек это круто!

Ник и Инна: День начался с мелких неудач: Елена Ник. Кр. чуть не опоздала на поезд, разочарование с погрузкой каяка – негабарит, встречи с ненасытным проводником, забыли жареную курицу в рюкзаке провожающих. А в целом день прошел отлично – все счастливы по поводу начала похода.

 

26/7/00 Петрозаводск, 16-30

Доехали без приключений, до нашего поезда 3 часа, сходили на экскурсию на Онегу, набережную, пристань, все это под постоянным моросящим дождем – к возвращению основательно подмокли. Да, за билетами и в Брянске и Петрозаводске серьезные очереди, т.ч. сии дела лучше оформлять заранее.

Ник и Инна:

Да, это явно не мой день. Нас не пустили в вагон с каяком, пришлось его с изрядным количеством нервотрепки сдать в багажный вагон за 50 р. Затем потрепал нервы командор – он забыл куда положил мой билет. Все эти неприятности были компенсированы двумя банками тушенки и банкой сгущенки на ужин. Теперь о хорошем: Посмотрели на Онежское озеро… Нашли курицу, которую считали утерянной.
 

27/7/00 оз. Няугуярви, 22-00

Богатый событиями день. В поезде встретили мужика из Петрозаводского морского центра (ул. Ригачина, 37, тел. 551929) Они строят деревянные суда и ходят на них по северам. Да, набережная Петрозаводска представляет из себя настоящий музей авангардного искусства.

Билет до Кижей и обратно стоит 130 р. На Соловки 310 р. С погрузкой каяка в поезд от Петрозаводска были небольшие проблемы, но вроде все обошлось – доставка в одну сторону на круг - 90 р. В Ледмозере нашли машину – за 100 р. договорились о заброске до р. Ледма – вроде недалеко (7-10 км), но ехали 40 минут. По словам водителя многие забрасываются к ж/д мосту на оз. Няугуярви, где мы сейчас и стоим.

Стартовали в 13-00 на р. Ледма, стали лагерем в 16-30, по пути около 10 перекатов - пара из них тянет на пороги.

Движение пока идет тяжело – лодки на перекатах слегка побили. Ленка сломала стрингер и фальшборт, Серега пробил дыру, мы вроде без потерь, кроме синяков и намокшего фотоаппарата. Интенсивно сушу фототехнику весь вечер. Получилась небольшая накладка с топором – кому то показалось, что мы его забыли – пришлось Сереге сбегать назад аж до первой стоянки – неплохая прогулка получилась, после ее окончания топор нашелся аккуратно упакованным в байдарке. Рыба вроде не ловится – восточный ветер и волна на озере. По словам местного населения дождей не было около 2 недель. Вода низкая, грибов нет, морошки нет, есть черника, голубика. Пока вживаемся в график (неразбериха с вещами, режимом, графиком) но чуть времени сэкономили – отыграемся позже, может получиться дневка на Чирке.

Никита:

Прибыли в 6-30, погода отличная, без особых проблем нашли машину. Быстрые сборы и вот мы уже на воде. Все байды перегружены, все экипажи «сырые». Река Ледма, приток Чирки отвратительна (надо забрасываться до ж/д моста). Все лодки порваны и поломаны. У Елены Ник. сгорела футболка. Вывод: не ходите дети на р. Ледма байдарками.
 
28/7/00 п. Кильбо, остров, 21-45

За день прошли два Ледмозерских порога (2)– первый немного сложнее второго, нужна лавировка, второй – прямой ход, валы.

 

Наш экипаж идет пока без фартука – чисто, но после каждого порога пол-лодки воды, надо меры примать. На острове строится изба. Намоченный фотоаппарат высушился, но пришлось выкинуть пленку. За день прошли около 15 км, слегка понапрягались – то жара, то ветер, но в целом все ОК. Все, хватит, завтра ставим фартук на байду! Хороших стоянок по ходу нет – единственная на острове. Рыба ловится – Серега поймал первую в походе щуку. Начали потреблять сухари – хлеба в Ледмозерском не купили, поскольку уезжали достаточно рано.

Никита:

Днем прошли два настоящих порога, радости и воды у всех полные байдарки. Шаман Серега прогнал плохую погоду (на фото видно).

 

29/7/00 п. Рокко (?), 23-00

Координаты по счислению, во всяком случае из встреченных порогов этот самый мощный. Общая оценка порогов по нашей воде субъективно на категорию меньше, по отношению к лоции, кроме Ледмозерских и тех, которые 1.5 кс. Ходового времени 4 часа, 12 км, все пороги осматривались достаточно основательно. Вчера, по уточненным данным пойманы 3 щуки и куча плотвы – я сие событие проспал. Речка представляет собой цепочку плесов с порогами между ними. Очень хорошая стоянка прямо на пороге. Понемногу нарабатывается опыт прохождения порогов – ошибок меньше, вода читается быстрее. Сделали фартук и юбки – полезные штуки, как выясняется. По берегам много рыбацких изб и лодок.

Никита:

Каяк купался как мог, ловил все камни и от этого еле таскал ноги. Оказывается проходить пороги на каяке проще, чем на байдарке. Гал. Юр. И Серега посадили лодку на единственный камень на всем озере и пробили ее. Но скотч спасает как всегда, и вот они как новенькие.

 

30/7/00 п.п. Сотые 21-00

За день 3 часа ходового времени. С описаниями порогов в лоции этого участка какая то нестыковка, но вместе с картой воспринимается вполне нормально. Сотые представляют собой шиверу длиной метров 800, воды достаточно много. Местное население говорит, что изредка ловится хариус и форель. Остров после п. Рокко лучше обходить слева, поскольку справа – мелководный порог, требующий проводки.

Наталья:

Уже вечер, примечательный тем, что сейчас мы будем пить чай со сгущенкой и вареньем из черники, которой здесь предостаточно. Стоим на высокой скале, а внизу шумит так называемый порог, который при низкой воде перерождается в шиверу. И все же пакости в виде бульников, которые трудно заметить, нельзя недооценивать. Но все это завтра. А в этот день мы прошли п. Рокко, возле которого была наша первая стоянка, и еще сколько то там порогов, в числе которых оказались Железные ворота (единственное название, которое я запомнила).

 

В этот день случились две страшные потери: кружка Инны не выдержала испытаний, выпавших на ее долю и сошла с дистанции в виде осколков, а Сашкина круженция просто сбежала в неизвестном направлении (по слухам ее утопили злые духи). А в остальном все хорошо. Да, вот еще одна забавность приключилась: Серега и Галка вылили остатки подсолнечного масла в бутылку, дабы не пропадать ценному продукту. Но выжить до следующей готовки ему было не суждено: Никита, решивший, что там чай сделал немаленький глоток и масла не стало, после чего он долго отплевывался и ругался разными словами. Это же пыталась повторить и Инна, но наш адмирал предостерег ее от столь опрометчивого шага.


31/7/00 Боровой

Оставшиеся пороги прошли без осмотра, ищем машину для переброски на Охту. На последнем пороге мы с Инной слегка пробились, но заткнули пенкой и вроде все нормально. Докупили продуктов (хлеб, масло) Нашли машину на Воингозеро за 400р. За время экскурсии на населенку местные собаки съели часть сала и конфет.

Никита:

Последний ходовой день на Чирко-Кеми. Как всегда быстро позавтракали, собрались и вышли на воду. Первых два часа река была быстрая и порожистая, а потом начался длинный и нудный плес. Хотя глаз радовали замечательные пейзажи. Ната первый раз села на каяк. На перекусе у Галины Юр. Собака стащила дневную пайку сала. Потом прибежала еще одна и тоже съела сала с конфетами. Приплыли в Боровой – поселок здоровенный, хотя и пыльный. Ларечная коммерция процветает. Байдарки в собранном виде не уместились в кузове, пришлось их разобрать на половинки. В будку (кузов) залезли четыре человека (не знали они куда попали) – Лена, Ната, Никита, Серега. С первых метров фургон наполнился пылью, и нас стало кидать из стороны в сторону (напрашиваются ассоциации с миксером). Водитель был пьян, по пути периодически добавлял, но вел машину очень аккуратно (по утверждению пассажиров кабины). Привез нас на место в 23 часа, когда мы вылезли, вид имели очень потрепанный, покрытые почти сантиметровым слоем пыли. На берегу оказался чудный домик, и мы решили не возиться с палатками, а спать в нем. Вечернее совещание решило, что завтра делаем баню и спим лишнюю пару часов.

 

1/8/00 оз. Воингозеро, изба в северной части, дневка

Доехали нормально - на МАЗе местного предпринимателя (Горохов Володя), можно обращаться при необходимости. Транспорт к перевозке людей и лодок не очень то приспособлен. Байдарки для транспортировки надо разбирать и упаковывать, поскольку на местных дорогах им достается не меньше чем в порогах (каламбурчик). Сходил на разведку волока: от развалин Воинги идет хорошая лесовозная дорога на Кевятозеро (2 часа). В конце дорога разветвляется - идти вправо, Кевятозеро находится слева от дороги (справа – это сплошная провокация, а не озеро) и его не видно – ориентир – второй съезд с дороги влево (сам не понял что написал, но вроде так…). На Воингозере много рыбы. Р. Воинга имеет глубину около 0,5 м – для частичной проводки вполне годится (вариант маршрута Воингозеро - р. Воинга- р. Чуруж - Охта). В лесу много ягод – люди приезжают на машинах из Беломорска на заготовки. Приехал на Жигулях хозяин избы - поговорили, ночует с нами (долго уговаривали не ночевать в машине).

 

Ната и Инна:

«Сегодня дневка и баня! Наконец то!» с такими радостными воплями выскакивали мы поутру из избы. Но оглядевшись вокруг признали: после недели 25-градусной жары, погода явно решила нас полить сверху холодным душем. Впрочем это нас не остановило, также и командора, который отправился на разведку в одиночку, где проплутал около 8 часов. За это время Серега с Никитой истопили баню, вызвавшую нездоровый ажиотаж у девчонок. К вечеру приехал хозяин избы со своим внуком. За ужином, чаем и пр. были съедены все припасы «гостей», в обмен на угощение кашей, которую, как выяснилось, дед не ест принципиально. Кроме всего прочего всю ночь им пришлось закрывать дверь, которую горячие головы открывали для проветривания. Тяжело им пришлось.



2/8/00 оз. Кевятозеро, западная часть Это просто волок – две ходки всей группой под небольшим дождем = намокли, но все у нас получится..

 

Дорога на Кевятозеро из Борового есть (идет по северному берегу Воингозера), но водитель ее не знал, а на карте обозначены ее какие то непонятные фрагменты, видимо для потенциального противника. Работенки на день получилось достаточно, вдобавок Наталья, оставшись с вещами после первой ходки, решила перенести стоянку, т.ч. плюс пару часов мокрой ходьбы, но в целом ничего страшного не случилось. Народ посбивал ноги в мокрой обуви на волоке – теперь ковыляет пингвиньей походкой на сбитых пятках, я тоже такой. Чернику в поселках принимают по 28 р./кг, финны в лесу заготавливают сухостой по цене много выше товарной древесины, т.ч. на данной стоянке дрова мы добывали практически из под мха.

 

Никита:

Волок. Проснулись рано – идет сильный дождь, поэтому все набились в домик и начали собираться. Переплыли озеро – быстро и без приключений. Первая ходка прошла на ура. Гал. Юр. Оставили с байдарками. На второй ходке было не до смеха, у всех сбиты ноги и еще пошел проливной дождь. Разбивали лагерь и готовили ужин под дождем. Сашина палатка насквозь мокрая и поэтому все девчонки сбежали в нашу, Серега и Саня остались там.

p.s. Дурак придумал рюкзак, а полнейший дурак придумал пеший водный туризм. Водник на волоке - пешеводник.


 

3/8/00 р. Охта, стоянка в левом повороте Окуневой протоки.

Всего пройдено 15 км (4 часа). Первая нормальная стоянка на протоке. Похолодало, но дожди вроде поуменьшились. Мост через Охту в истоке с воды не виден – ориентир поселок, перед ним влево в залив и дальше в протоку (7 км заболоченного берега). Препятствия – мелководье сразу за разрушенным мостом. Рыба ловится, дров на стоянках маловато. Завтра попробуем дойти до Муезера.

Никита:

Да, просыпаться после пешего перехода очень нелегко. Помятое настроение усугубляется необходимостью собирать байдарки. Серега и Саня сушат спальники. Погода плохая, но мы все равно выходим на воду. Меняюсь с Натальей местами (каяк на байдарку). Река Охта очень отвратная в начале. Все ее берега – сплошное болото. Но все таки мы нашли хорошую стоянку.
 

4/8/00 о. Троицкий, Муезеро

Пройдено 8 порогов – все в проводку (мелко). Куккомозеро представляет собой два озера с перекатом между ними – Верхнее и Нижнее, берега высокие, живописные. В устье Охты и на о. Троицком много хороших стоянок, но мало дров. Хорошо ловится рыба. Сходили в церковь, расположенную на острове – деревянная церковь, 2 часовни, кладбище. В храме служат 2 раза в год (Троица и Пасха). В одной из часовен огромный деревянный крест с резными надписями. Место очень красивое – травянистые полянки, заросли малины, черники, можжевельник.

 

Ната:

Стоянка была запланированная, ниже по течению мы бы такой не нашли. Муезеро оказалось очень красивым. На пройденных порогах самыми благоразумными оказались Сергей с Галиной – они провели лодку там, где экипаж командора царапал шкуру, а мы впервые ее серьезно продырявили. По сему поводу несознательными лицами (А. Ю., Серега) был устроен праздник с шаманскими танцами и песнями, но это было уже на Троицком острове в маленькой бухточке, где мы стали на стоянку. А еще мне очень понравилось кататься на волнах (даже с дыркой в байдарке).


5/8/00 о. Троицкий, дневка.

Всю ночь пели песни – сегодня проснулись к 12. День получился веселый – погода хорошая, мимо идут группы туристов. В церковь приехал местный лесник и священник из Зеленоборского – обет у него какой-то. Рассказывали легенду об основании храма: предстоятель помолился и вознесся на каменной плите на Соловках и оказался здесь, плиту теперь туристам показывают.

Галя, Инна:

День начался с жареной рыбы, продолжился коллективной чисткой опять же рыбы, обедом и ужином с рыбой. Но даже это не испугало наших рыбаков – вечером Никита с Серегой отправились на добычу ее очередной партии. Пошли на экскурсию в церковь. После небольшой прогулки по острову вышли на поляну с луговой травой и кустами можжевельника, очень похожими на кипарисы. Никита первым увидел среди деревьев небольшой дом с крестом на крыше , но открыв дверь испугался, т.к. увидел стоящий там гроб. Завернули за дом, а за ним деревянная часовня и церковь с красивым деревянным куполом. Возле церкви заброшенное кладбище. Встретили местного лесника – оказался почти земляком из г. Почеп и священника – отец Виктор. Они рассказали много интересного об истории острова. Мы сфотографировали церковь и необыкновенную ель, которую с трудом охватили Инна, Никита и Наташа. Таких елей в Карелии я никогда не видела. Возле Никольской церкви камень Касьяна – основателя монастыря. На обратном пути мы поели черники, которая растет здесь грядками, набрали травы всякой на чай. Рецепт мытья посуды от Никиты: решительно взять грязную посуду, невозмутимо подойти с ней к воде и энергично забросить ее подальше в озеро, из воды достается перед следующим приемом пищи. Саша видел спасработы – под берегом перевернулась байдарка, надеемся, что нас не постигнет сия участь.

 

6/8/00 протока из оз. Ригорека в Алозеро, 23-00

Дневной переход составил около 25 км, весь день светило солнце, жара, слегка устали. На порогах есть вода – все пройдены. Рядом стоят москвичи – общительный народ. С распределением паек проблем нет – пожирается все (завершение адаптации?). В Ленкиной лодке обнаружились очередные дыры – клеится второй вечер подряд.
 

7/8/00 мыс на оз. Лежево

Вышли в 11-00, стали лагерем в 17, пройдено 18 км. Стоянка ориентир – песчаные выходы. Дров много, удобное место для бани. Недалеко кладбище и заброшенный поселок Лежево с огромным малинником. В поселке сохранился один дом. Пришел фронт циклона, погода серьезно испортилась, – полило, задуло. Поставили палатку под групповым тентом, а то протекает во время ветра (2 пластиковых колышка каркаса сломались, т.ч. нормально натянуть ее не получается). До оз. Лежево Охта течет в низких болотистых берегах - стоянок практически нет. Все пройденные пороги очень мелководны, по уму надо проводить каждый. По карте троп и дорог на д. Лежево нет, возможно, все движение было по воде, или они заросли за заброшенностью.

Ната:

Утром собирались быстро и хмуро, поскольку все очень хотели спать. Переход в 25 км дался не так просто. Сегодняшний километраж ограничился в 18 км, которые прошли особо не напрягаясь. Никита: Река продолжает надоедать своими однообразными болотистыми плесами, мелководными порогами и большим количеством туристов, а Саня и Серега обещаниями, в которых река будет интереснее и красивее в конце, дальше,… Но в это слабо верится. Остановились для перекуса в самом мерзком болоте, которое нам когда - либо встречалось (при выходе из лодок все были по колено в грязи). Поев сало с конфетами и сухарями, отправились дальше. Стали на стоянку довольно рано на озере. После длительного изучения карты и компаса. Серега утверждает, что карта нарисована от руки и вовсе не для нормальных людей. На стоянке нашли большое количество малины и местный HOTEL в виде домика с большим количеством кроватей.

 

8/8/00 оз. Воронье, исток реки.

Вышли в 12-00, стали лагерем в 17. Переход около 12 км Заходили на остров Добрых духов – чудеса изобретательности братьев по разуму. Оказались не готовы – ничего своего не оставили. Весь день лил дождь, т.ч. к концу перехода стучали зубами. Пока ходили на разведку стоянки, девицы в порыве энтузиазма вытащили байдарки на берег даже практически не разгружая и с порядочным количеством воды. Стоянок на озере много. Пороги за день пройдены все, за исключением Пебозерского – проводка (на выходе струи мелко и негабарит). Поселок Пебозеро также заброшен, туристы разбирают развалины на дрова.
 

9/8/00 оз. Воронье, дневка, баня.

Сделали баню на нодье. Погода припугнула шкваликом с дождем, но основную облачность пронесло мимо – намокнуть не удалось (на баню сняли тенты с палаток). Едим галушки, пьем C2H5OH, короче праздник у нас сегодня. Вчера вечером Серега разбудил весь лагерь криками: «засолите это сволочь» – это была очень трудно ему отдавшаяся рыбина, номинальным размером сантиметров 15.
 

10/8/00 п. Хэмег

За день пройдены все пороги, практически без осмотра с берега. Мимо идет много групп, места для стоянок надо занимать пораньше. На п. Ойнегайне Никита проскочил первым и сигналами вывел Серегу и Ленку в хорошую бочку (рядом был аккуратный чистый сливчик). Серега попал туда без юбок (разгильдяйство в чистом виде). Лоунапорог – интересный слив с каменного лба и прижим в щель к скале, наш экипаж выручил хороший отбойник и крен в нужную сторону. Дожди продолжаются, периодически с грозой и порывами ветра. Берега вокруг в целом низкие, заболоченные, покрыты смешанным лесом, стоянки плохие.
 
 

11/8/00 п. Хэмег, дневка.

Последняя плановая дневка, перед броском к Кеми. Отоспались от всей души. Никита прошел 1, 2 ступень Кивиристи (4) со страховкой с воды и берега. Завтра постараемся пройти максимально возможное расстояние, чтобы не терять полного дня в г. Кемь, а ограничиться полудневкой и уйти на море. Дров на стоянках нет, но на другом берегу полно сушняка, т.ч. было бы желание. Поели жареных грибов – после дождичка их понавылезало предостаточно.
 

12/8/00 п. Мост

10:00-15:00 – событие дня – прохождение Кивиристи. Чисто пройден всеми судами, кроме Сереги – 2 киля на 2-х ступенях. От души потренировались в спасработах (морковка, живец). Никита дважды шел Кивиристи, поймал камень, – теперь скотчем и эпоксидкой клеит каяк. Вышли в 15, стали в 19, пороги пройдены все, со взаимостраховкой. Сыплет дождь, нервы и бицепсы устали. Интересная картинка – разрушенный мост, к которому не подходит никаких дорог, – все позарастало лесом.


13/8/00 р. Кемь, Подужемское вдхр.

Пройдены все пороги, кроме Тютерина (мелководный слив со лба) и Охта - порога (конец дня, мало времени, устали). Настроение конца похода. Допили спирт, поели пирожных. По правому берегу Кеми много хороших стоянок, дрова без проблем. Перед ГЭС справа удобное место для обноса и разборок судов, ходят автобусы на Кемь. Берега рек очень живописные, что нетипично для затопзон. Слева идут дачные поселки, справа населенки нет, идет крепкая грунтовая дорога, морошковое болото.
 

14/8/00 г. Кемь, р. Кемь 22-00

Участок пути пройден за 4,5 х.ч. с обносами двух ГЭС. Идет дождь – традиционная уже вторая половина дня второй половины похода. Планы на будущее пока неопределенны. Неясно ни сколько дней заложить на море, ни дальнейший состав группы – собирается сходить Галка, возможно кто-то к ней присоединится. Стоянка на окраине города, около дачного поселка, на скале. Дрова большая редкость, но Наталья нашла где то «никому не нужный забор», т.ч. какое то топливо у нас есть. Народ ушел «в город» без всякой определенной цели, но к мероприятию подготовился достаточно тщательно. Завтра делаем дневку – пишем дальнейшие планы, закупаем продукты, делаем ревизию и реквизию продуктов на общак. От ГЭС до г. Кемь 2 порога – серии стоячих валов до 1м.
 

15/8/00 г. Кемь, дневка

Город можно охарактеризовать так: много магазинов, пьяного народа с утра, мало транспорта, храмов, кинотеатров (может это погода виновата). На ж/д станции есть круглосуточный душ. Зашел в гости местный рыбинспектор, поинтересовался, чем ловим, куда идем. Рассказал, что инспекторов с других речек (Воньга, Кузема, Мягрека, ...) сняли охранять семгу на Кеми, но рыба пока в сети не идет – стоит на струе. Галка едет на Питер завтра в 14. Сдали каяк в багаж, сроки доставки неизвестны, стоимость 80 р (20 кг, обшитый, обвяз, габарит 3,5м). Продукты в магазинах можно купить практически любые, сало нашли с трудом, зато много хорошей тушенки.

  

16/8/00 о. Попадьина (Кашиха?)

4 х.ч., 2 часа до Рабочеостровска, 2 часа до острова по шхерам, по азимуту. В Рабочеостровске есть метеостанция, но прогнозов им не дают, есть только данные их собственных наблюдений. Наука порекомендовала узнать прогноз погоды у бабушек, которые смотрят телевизор, или рыбаков. Встретили двух стопщиков из Москвы (парень с девушкой), едут тоже на Соловки. Катера на остров ходят часто, возят за 100-150р. туда, обратно за 150. Природа изменилась очень сильно, буквально за один день. С водой на островах проблем быть не должно – острова скалистые, недавно были дожди. Сулой – ветро - приливные течения. Моряна – устойчивый холодный ветер 40-50 гр., с облачностью. Между Кемью и Рабочеостровском регулярно ходят рейсовые автобусы, поездов не бывает. Морской порог представляет собой шиверу с перепадом до 1м и значительным расходом воды. Общее впечатление – такое оно, море. Много рыбаков на моторках и баркасах. У капитана катера взяли карту приливов – приливы 2 раза в сутки до 1,5 м на устье Кеми. Вода в море ненамного холоднее речной. Рыбу ловят на червя – пескожила, которого собирают в отливной полосе.

 

17/8/00 о. Олешин, 21-30

За день пройдено 16 км (4 х.ч.) День начинался полным штилем, сейчас поднялся ветер до 8-12 м/с. Про море: оно все время разное, без повторов, и на каждом новом месте у него свой характер и внешний облик. С острова просматривается на горизонте Соловецкий архипелаг и о-ва Топы с маяком. Ночью виден маяк на Секирной горе Соловецкого острова. На Немецком Кузове и о. Олешин есть остатки древних (2-5 тыс. лет до н. э.) сооружений и просто куч камней, сориентированных по сторонам света (дольмены?).

Ветер воет в камнях, похолодало до 10-12 градусов. На Кузовах много грибов – набрали полную куртку. На Немецком Кузове есть удобные защищенные от ветра стоянки – мы видели их, когда забирались наверх.

Рыбу на червя ловят на глубине 6-15 м, также можно ловить на виброхвоста (блесна такая пластмассовая). Небо подзатянуло слоистыми облаками, кучевых не видно, т.ч. надежды на будущее пока не теряем. Сидим у моря и ждем погоды. Грустно и холодно.



18/8/00 о. Олешин, 16-00, дневка

Ждем погоды, ветер ослаб до 4-6 м/с, направление то же, пасмурно. Если ветер не усилится, то попробуем утром с приливом уйти на о. Топы. Основная проблема – практически встречный ветер. Днем в хорошую погоду с вершины острова можно рассмотреть Заяцкие острова. о. Олешин, 18-00, ветер 20 гр, 5-8 м/с Видимость улучшилась, хорошо виден на горизонте Соловецкий остров, можно увидеть купола церквей кремля. Выходим завтра утром

 

19/8/00 о. Соловецкий, 23-40

Вышли с о. Олешин в 7-30, пришли на о. Топы в 11-00,

ветер восточный 3-5 м/с, течение противоположного (юго-восточного) направления, посему до Топов мы ощутимо сдрейфовали и подходили к Топам практически с юга. Острова Топы - это два небольших острова примерно на полпути между Кемскими шхерами и Соловецким островом, на одном нет даже травы, только живут тюлени, на другом (дальнем от шхер) находится маяк и даже трава растет, можно непогоду пережидать, непроверенные слухи, что их заливает в сильные приливы скорее всего неправда, хотя всякое может быть. За островами Топы море обычно относительно спокойнее, чем до них – сказывается ветровая тень Соловецкого острова и Заяцких. На Заяцких островах есть остатки древних каменных лабиринтов.

  

На Б. Заяцком живет сторож и берет деньги за посещение острова (около 10 р/чел). Стоянки на них запрещены, но на М. Заяцкий ему ездить лень, т.ч. его можно осматривать бесплатно. Основные достопримечательности (каменные лабиринты) находятся на Б. Заяцком острове. Пресной воды на Заяцких островах похоже нет. Маяк на о. Топы работает на батарейках, через какой то агрегат со знаками радиационной опасности (местные называют его словом изотопный, но объяснить что это такое не могут). На море много живности – тюлени, белухи, медузы, рыбы всякие. Стоянок на Соловецком острове достаточно много, могут только быть небольшие трудности с водой в сухую погоду (прогулки 2-3 км). Анзер для посещения не закрыт, но билет туда и обратно стоит 150 р., плюс 40 р. с человека в день за пребывание на нем. В принципе осматривать можно все, но за деньги, хотя мы так ни за что и не заплатили. В 2 км от лагеря есть стоянка рыбаков – ловят рыбу, сушат ламинарию. Там же есть источник пресной воды.

  

20/8/00 о. Соловецкий, дневка.

Сходили на экскурсию в кремль – реставрирующееся строение, не слишком впечатляющих размеров, но достаточно интересной архитектуры. Сегодня какая то праздничная дата времен основания монастыря, посему – праздничный молебен с выносом мощей основателей – Савватея и Зосимы. Ночью зашел в гости местный егерь Алексей Шарапов (?) – рассказал, что на острове только четыре места, в которых разрешены стоянки туристов. Мы совершенно нечаянно попали на одно из них, чему он оказался сам очень удивлен, узнав, что мы здесь первый раз. Стоянка на острове платная – 5 р/чел. в день, места стоянок и маршруты надо согласовывать в местном лесхозе утром в 8:00. Денег с нас не требовал. Рассказал про здешнюю фауну и жизнь вообще. Тюлени, по его словам, после прекращения их промысла стали настоящим бичом местных рыбаков – рвут сети, забирают рыбу. Морем ходит достаточно много народа, но часты трагические случаи. Основная проблема – нестабильность ветро – волновой обстановки, что делает малую навигацию достаточно небезопасным занятием. Туристов на острове очень много, но в основном они группируются возле кремля и поселка на плановых маршрутах. Разрешение на посещение особо охраняемых территорий выдаются в лесхозе. Порт принимает практически все типы судов. Пассажирский теплоход ходит один раз в две недели. Рейсы катеров на Рабочеостровск –2-5 за день.

 

21/8/00 о. Соловецкий, мыс Толстик, полудневка

Сходили на экскурсию по пешему маршруту г. Секирная – Савватьево – Исаково – и назад .. Впечатление в целом – цель не оправдывает средств, возможно что с экскурсоводом все выглядело бы иначе, но в основе – достаточно типичные постройки севера, 19 в. Погода солнечная, штиль. Местное население ловит камбалу острогой на отмелях в период отлива. Места обжитые, лес проходимый для пеших переходов. Завтра попробуем уйти на Кузова, если повезет с ветром.


22/8/00 о. Немецкий Кузов, изба за о. Вороний

ходовое время : м. Толстик – о Топы – 1,5 х.ч. о. Топы – о. Олешин – 3 х.ч. о. Олешин – о. Нем. Кузов – 1,5 х.ч. Вышли в 14-30, стали лагерем в 21-00. Переход получился по практически штилевой погоде. Стоянка в очень удобном месте – бухта, защищенная от ветра со всех сторон, есть изба. Воды на о. Топы нет. Места очень красивые – скалы, лес, море, морское зверье всякое появляется. На Н. Кузове есть колодец с пресной водой, за дровами надо недалеко прогуляться.


23/8/00 о. Якостров, в виду Рабочеостровска 22-00

Вышли в 11-00, стали в 17-00. Ветер попутный (вост – сев/вост). В проливах между островами бывают очень сильные течения, 3-7 км/ч, против которого можно идти только под самым берегом в тени камней. Отливы могут сделать часть проливов с банками непроходимыми даже для байдарок, с чем мы сегодня и столкнулись – две лодки прошли в проводку, а отставшую пришлось обносить по берегу.

Последний день маршрута. Доели сухари и сгущенку, утопили в море сплавные брюки, забытые на берегу, кеды не уплыли – остались лежать возле камушка после отлива – придется жечь на материке.


24-26/8/00 Лодки собираем у ограды лесопильного завода – место очень удобное, но количество битой стеклотары под ногами тоже впечатляет. В автобусе на Кемь встретили мужчину, служившего в войну на Соловках – там была учебная база Северного флота. На Соловках сидела Фанни Каплан, Во времена СЛОНа историки – заключенные создали современную экспозицию Соловецкого исторического музея. Неолитические сооружения на Б. Заяцком острове и Соловецком реставрированы в наше время (сложили кучи из камней на нужных местах) Поезда ждали на вокзале. Шоу в виде сна на байдарках в зале ожидания продолжалось всю ночь, в программе: связывание шнурками спящих; укладка на байдарке, синхронный переворот; поедание мороженого в сонном состоянии и пр..

Вокзал в Кеми весь заполнен туристами – стоит около 10 групп, т. ч. совсем не скучно.

Про байдарки на море: В принципе - достаточно мореходные суда, при условии полной герметичности и наличии емкостей непотопляемости, а также комфортности (хотя бы относительной) расположения экипажа. Множество факторов, нуждающихся в учете (течения, приливы, дрейф, …) требуют достаточно серьезного отношения к подготовке подобных мероприятий. Клейка дырок скотчем и резиновым клеем требует предварительного смыва пресной водой, с последующей сушкой и обезжириванием. Серьезное усиление исправного кильсона у Т-2, видимо, не требуется, при наличии обвяза. Суп и кашу можно варить с использованием морской воды, разбавляя ей пресную, при нехватке последней, хотя это вкусовых качеств и не улучшает. В сухую погоду с пресной водой могут быть проблемы - приходится возить с собой. На скалистых островах вода есть в трещинах скал, на моренных - в пересыхающих болотах

Вот собственно и все – г. Кемь, поезд, г. Брянск.

 

Очень жаль, что кончилось лето..