Копия восстановлена (частично) с archive.org, 2022. Потеряны большинство фото и ссылки на видео.
Видеозарисовки об открытии сезона-2000 сохранились на < Youtube! Спасибо П.Попову за подсказку!



Сергей Лямцев

После долгой, снежной и морозной зимы, лишь только стало припекать мартовское солнышко, душу стали бередить воспоминания о прошлом лете с его парусными вылазками. Так получилось, что в мае предыдущего года я не рискнул идти на свежеприобретенном "Альбатросе", и как оказалось не зря. Погода для не обкатанного катамарана в мае 1999 года оказалась неподходящей, о чем он красноречиво заявил во время своего первого спуска на воду Можайского водохранилища в тепличных условиях начала лета.

В течение лета, особенно в отпуске на озере Пено, мой "Альбатрос" нареченный "Кузьмичем" прошел полный цикл обкатки с необходимыми по ходу дела доработками, и теперь после зимней спячки рвался в бой. Может быть конечно он и не рвался, сложно заглянуть в душу даже живому человеку, не говоря уж о 60 килограммах аллюминевого сплава, прорезиненной ткани, брезента и лавсановой тряпочки, но сам я усидеть дома не мог и надеялся, что "Кузьмич" со мной солидарен.

В течение зимы тусовка на многих парусных сайтах протекала довольно вяло, иногда лишь вскипая по поводу тех или иных технических вопросов, а чаще всего банально скатывалась на личности в стиле "Сам дурак...". Но это была зима. А теперь уже вторая половина марта и никто до сих пор не замолвил слово о майском выходе. Так больше продолжаться не могло (осталось то всего полтора месяца!) и я написал хозяину сайта "10 квадратных метров" Владимиру Калачихину (в форуме Стажер) с предложением открыть в разделе проекты обсуждение майского похода. В ответ Владимир высказал свое желание пройтись по Иваньковскому водохранилищу от самой его западной оконечности до самой восточной, на что я ему предложил пройтись от Твери до Дубны.

В таком виде план майского выхода был взят за основу, и началось обсуждение его деталей на сайте. Для транспортировки плавсредств предполагалось зафрахтовать вместительное авто, которое доставит нас в Тверь, а в конце похода заберет из Дубны. Но, как и в любом плане без изменений не обошлось. Выяснилось, что большинство экипажей смогут пойти только на первую половину майских праздников, и даже вариант с оставлением лодок под присмотр тех, кто идет на весь период (29.04.2000-9.05.2000) до второй половины праздников не прошел. Таким образом, из Твери в Дубну собирались идти только два экипажа - мой и Стажера, что делало нецелесообразным заказ автотранспорта (оплачивать приходиться дорогу в два конца, да еще дважды). Остальные экипажи собирались идти на 4 дня "вокруг Сталина" (стапель "у Сталина" - это место сборки разборки катамаранов находящееся в Дубне недалеко от шлюза, где на противоположных берегах раньше стояли здоровенные Ленин и Сталин, а сейчас от Сталина остался только постамент).

После недолгих обсуждений было решено изменить маршрут, который в окончательном виде стал выглядеть так:

Дубна - Тверь - Дубна

в период с 29.04.2000 по 8.05.2000 с доставкой лодок посредством моего автомобиля УАЗ 3741 ("буханка").

Ну, это собственно только лирическое отступление, самое интересное дальше. Итак...

29.04.2000

Подъем в 5:00. "Кузьмич" и основная масса шмоток загружены в машину с вечера. Быстрый, но плотный завтрак, окончательные сборы, прощанья и в 6:10 отъезд.
В 6:40 заезжаю за своей сестрой Ириной (это в первой половине похода мой боцман).
В 7:30 забираем катамаран Стажера и его экипаж Владимира и Катерину.
В 8:40 заезжаем за Юлей (это до 2.05.2000 мой матрос).

Дальше идет ничем не привлекательная дорога до Дубны с неудачной попыткой купить по пути мяса для шашлыка и одной единственной остановкой гайцами перед Дубной с целью проверки документов.

10:55 прибыли на стапель "у Сталина".

К этому времени на стапеле уже находилось три "Простора" Павла Попова, Виктора и Кирилла в полусобранном состоянии. Народ приехал, где то в два часа ночи и ввиду низкоградусности последней повышал свою градусность известным всем способом.

Бурные овации, очное знакомство (виртуально знакомы все давно) и за работу. "Кузьмича" я собрал часа за 1,5-2. В это время на стапель приехала "Ока" загруженная "Простором" (самое интересное они быстрее всех собрались и ушли). Легкий перекус бутербродами с чаем. Затем я отогнал машину на стоянку, заплатив за 9 суток 180 рублей. Часам к четырем Стажер закончил сборку своего "Простора", но тут обнаружилось, что он забыл дома полиэтилен для палатки. Сорвавшись, он побежал на экскурсию в Дубну, где любезные "экскурсоводы" подробно объясняли ему, что: "Полиэтилен Вы, наверное, у нас не найдете, но если зайдете в такой-то магазин, то там может быть...".

Потратив на экскурсию часа полтора и не попав ни в один открытый хозяйственный магазин, Владимир нашел на помойке кусок полиэтилена, с чем и вернулся.


Мой боцман Ирина (слева) и матрос Юля

В районе шести вечера, наконец-то спускаем катамараны на воду, грузимся и предварительно позвонив по Юлькиному сотовому (удобная оказалась вещь, как рацию можно использовать) домой - отходим. Минут через двадцать выходит Стажер. В принципе мы весь поход так поступали - я на "Кузьмиче", за счет его меньшей ходкости, выходил первым, а к концу перехода Стажер догонял нас и уходил в небольшой отрыв.

Место первой стоянки было заранее обговорено. Находилось оно в Коровинском заливе на острове чуть юго-восточнее о.Земляничный. Пол пути до места прошли при очень слабом ветре под палящими лучами вечернего майского солнышка (температура +20С°). Потом подуло и стало холодать. Сначала я опустил рукава рубашки, затем одел куртку.

Стоянка на острове оказалась занята, и мы встали на материке напротив острова. Чуть позже подошел Владимир с Катей. Встали лагерем, приготовили ужин и только после этого, в сумерках подошли лодки Павла и Виктора. Катамаран Кирилла в этот день так и не пришел, хотя его с нетерпением ждали, время, от времени пуская зеленые ракеты. Ветер к тому времени разгулялся до свиста в вантах.

30.04.2000

С утра моросил дождь, потом перестал. Ветер остался ночной силы, температура упала до +6С°. Мы со Стажером решили в этот день не выходить, времени у нас, чтобы дойти до Твери и вернуться в Дубну было достаточно. Позавтракали - мы с Ириной и Юлей кофе с бутербродами, а Владимир с Катериной кашку.

Часам к одиннадцати на "Прогрессе" прибыл Кирилл и рассказал душераздирающую историю:

Вчера вечером, вернее ночью, они не смогли найти нас и встали недалеко от острова Липня. Снаряжение (палатка, спальник и т.д.) осталось на лодках Павла и Виктора, и они провели "веселую" ночь. Проснувшись утром, Кирилл обнаружил, что парень с девушкой которые шли на его лодке, бросили его одного и ушли пешком в Дубну. Ветер был достаточно силен, а место, в котором они чудом в темноте пристали, оказалось ловушкой, из которой при данных ветро-волновых условиях одному не выбраться (слева был кустарник, а справа - полусгнившая стальная посудина, на которую при отходе сносило).

Поймав "Прогресс", Кирилл нашел нас. Помочь перегнать "Простор" Кирилла вызвался Павел. Минут через сорок их притащил на буксире "Прогресс", отойти от берега самостоятельно они не смогли. Лодка Кирилла представляла собой жалкое зрелище. Кормовая балка по левому борту не была закреплена и болталась лишь на одном и то незатянутом болте, вернее в этом случае его можно было назвать шпилькой. Правый баллон сполз к рулю, как потом оказалось, сорвало крепление ликтроса к баллону. Мое мнение, что всем этим приключениям Кирилл обязан процедуре повышения градусности своего организма во время сборки катамарана с последующим управлением им без доведения этой самой градусности в норму. Хорошо, что еще обошлось без трупов.

Остаток дня занимались по хозяйству. Владимир клеил баллоны (это его обычное состояние, когда он на берегу), Виктор ремонтировал пусковое устройство подвесного мотора "Салют-Э" (ну слишком хлипким оказался шнурок для его комплекции), я слонялся от одного к другому, а Ирина с Юлей ходили по лесу.

Вечером ребята пригласили нашу часть флотилии на шашлык. Шашлык был вкусный.

1.05.2000

Утром проснулись, позавтракали и решили идти дальше, хотя ветер так и не стих. Температура ночью была -4С° и вода в канах замерзла. К двум часам полностью собравшись наша часть флотилии предприняла попытку выхода.

Первым вышел Стажер, за ним наш "Кузьмич". Я решил идти без стакселя. Катамаран Стажера отнесло к острову напротив, где он не смог сделать оверштаг и, убрав грот в ветровой тени за островом, под стакселем ушел в глубь Коровинского залива. Мы отошли от берега, встали на галс, но в середине залива ветер резко усилился и "Кузьмич" стал приводиться к ветру теряя ход и не позволяя хоть чуть-чуть увалиться. На волнах нас славно "поколбасило". Сдрейфовав в ветровую тень за остров, смогли сделать оверштаг и вернулись к месту старта. Класс - лавировочный угол составил 180°. Высадившись на берег, я был уверен, что мы бултыхались минут 10-15, а на самом деле прошло сорок минут. Остававшиеся на берегу рассказали нам, что минут через 10 после нашего выхода ветром сломало здоровенную живую березу, да и при нас буквально после высадки сломало небольшую ольху.

Владимир чуть позже подошел пешком сказать что все в порядке и он ждет ослабления ветра , чтобы вернуться к нам. Вернулись они часа через три, совершив еще одну неудачную попытку, во время которой их унесло еще дальше в Коровинский залив. Ирина по случаю счастливого избавления достала из своих запасов коньяк, который мы дружно всей флотилией оприходовали.

Вечером снова ели шашлык и наблюдали за термометром - не поставит ли он новый рекорд, но ниже -4С° температура не опустилась.

2.05.2000

Утром и днем погода существенно не изменилась. Температура около +6С°, ветер порывами до свиста в вантах. Одно радовало - во всю светило солнце и дождя, а тем более снега не предвиделось.

Та часть флотилии, которая должна быть 3 мая на работе стала потихонечку собираться, в надежде, что к вечеру ветер ослабеет и им удастся дойти до Дубны. В этот день мы с ними поменялись ролями. Теперь мы были наблюдающими, а они развлекающими. На берегу, как нельзя к стати, лежало хорошее бревно, на котором мы устроились как в амфитеатре в ожидании зрелишь, вооруженные 15-ти кратным биноклем, вырываемым друг у друга из рук. В шесть вечера "Бегущие рядом" Павла Попова первыми отходят от берега. Юля пошла с ним матросом, понизив, таким образом, в должности Ирину с боцмана до матроса. Юле в принципе на работе надо было быть только 4 мая, но у нас не было уверенности, что 3 мая мы ее доставим до Конаково, да и Павлу в такую погоду матрос был совсем не лишним.

Второй отошла лодка Виктора, а затем катамаран Кирилла. "Бегущие рядом" достаточно неплохо дошли до противоположного берега залива и причалили к берегу в ожидании остальных. Виктора стало немного сносить в глубь залива, а Кирилла еще дальше. Вот цитаты из их писем и реплик в форуме:

Павел:
... А когда мы домой собрались, то бойцов на двух "Просторах" поволокло в Домкинский залив. Пришлось всем туда под стакселями пилить, там выбрасываться, искать машину и через паром в Дубну возвращаться....

Виктор:
...Ты наверно видел, что у нас случилось, когда мы дошли до острова -- я уже думал писец настал - ветер не поймешь с какой стороны, клало набок так, что от этого Мишку заклинило - не мог грот смайнать, Но слава богу обошлось, пришлось вспомнить старый боцманский метод, боюсь, что и у вас слышно было :-)))))))). Едва-едва не перевернулись......, как - до сих пор не понимаю и руль сломали. Понял, что нужно делать рифы в обязаловке. В общем, приключений хватило - и до и после. Добирались, разбирались, машину искали - слов нет. В Москве были в 5 утра, гаишники тоже пытались раздеть ночью, но отбазарились (обошлось в 50 р на две машины - сказали что деньги утопили...).

В восемь часов связались с ними по сотовому (Юлька оставила нам свой), поужинали, наблюдали хороший в зелень закат и легли спать.

3.05.2000

Встали в восемь утра. Погодка - блеск. Ветер еще не разгулялся, солнце припекает (+10С°). Позавтракали. Мы с Ириной даже умудрились помыть подогретой водой голову. В 11:00 вышли на воду.

Одним галсом выбрались из надоевшего уже нам Коровинского залива обойдя о. Земляничный слева, а о. Могилевский (Св. Елены) справа. Через два часа пристали около дебаркадера на о. Шевница. Владимир надеялся здесь встретиться со своими знакомыми, но их там не оказалось и следов их пребывания тоже.

Двинулись дальше. Ветер был достаточно ровный с редкими и не очень сильными порывами, но строго "вмордувинд". Галсируя, часам к шести-семи вечера дошли до места ночевки на северном берегу напротив дома рыбака ур. Корчевы восточнее Харлово.

На ужин была картошка с тушенкой. В бинокль рассмотрели новый "Парусный берег" с несколькими катамаранами. В общем - день был как нельзя удачным.

5.05.2000

Погода опять наладилась. Наверное, у нее график такой - день баловать, день издеваться. После завтрака и сборов часов в одиннадцать выходим. В два галса доходим до Плывучих островов. Дальше началось издевательство со стороны ветра. Его несвоевременные заходы в лабиринте остовов заставляли чаще, чем хотелось бы менять галсы. И каждый раз, когда кажется, что удастся разойтись с островком, не меняя галс, ветер решает по-своему.

Но, наконец-то обходим последний из Плывучих островов и меняем бейдевинд на бакштаг. Владимир пытался пройти между двумя крайними крупными островами, но вовремя заметил ЛЭП. Сам я рассмотрел наличие ЛЭП с помощью бинокля и не стал терять времени на выяснение достаточности ее высоты. Да, давненько я не бывал в этих водах. Скоро на каждом из островков будет стоять по коттеджу.

О, этот славный ход в бакштаг с быстро пролетающими по левому борту декорациями в виде изысков "новоришей" поселка конаковской ГРЭС. В голове застрял лейтмотив: "Конаковская труба - по тебе течет вода...". Ирина сделала бутерброды, поели, запили холодным чаем, сигаретку, шерстяную шапку и куртку долой - благодать! Есть время поснимать на видеокамеру. Но как все хорошее быстро кончается, так и заканчивается "Конаковская труба", а в месте с ней и бакштаг снова переходит в бейдевинд. Снова приходится надеть шапку, а затем и куртку.

В районе паромной переправы Стажер догоняет нас и на очередном галсе обходит, издевательски покручивая веревкой, предлагая буксир. Через несколько галсов удача оказалась на нашей стороне и уже Ирина стала размахивать веревкой, которая оказалась ходовым концом гика-шкота, да с таким усердием, что сдернула его со стопора, благодаря чему Владимир с Катей снова обошли нас.

Идя на солнце, к шести часам доходим до поворота водохранилища и встаем лагерем напротив Терехово и Свердлово. В этом месте много стоянок. Летом свободной не найти, а сейчас ни души, глаза разбежались в поисках лучшей. Наконец-то определились, и в ветровой тени не спеша, подходим к берегу. У нас с Ириной получается "адмиралтейское причаливание" без единого взмаха веслом (мы вообще им один раз пользовались, и то когда ставили стаксель "бабочкой"). Стажер в это время недоумевает: "Почему, когда ты причаливаешь, у тебя есть ветер, а у меня - его нет?".

Вечер, на ужин гречневая каша с тушенкой, чай. Делимся впечатлениями за день. Хороший был денек.

6.05.2000

День обещал быть хорошим. С утра ветра не было. Светило солнце, температура поднялась до +15С°. Мы шутили - еще пять градусов и лето. Учитывая, что сегодня уже шестое мая решили дойти до о. Низовка обойти его и повернуть в сторону Дубны. Дойти до Твери и вернуться назад к сроку мы уже явно не успевали.

После завтрака обнаружилось, что у Стажера левый обтекатель не только почти полностью разлетелся в предыдущий день, но и протер почти до дыр баллон, который к тому же не имел перегородки между секциями. Еще чуть-чуть и утонули бы. Ремонт обтекателя и баллона занял достаточно много времени, значительную часть которого мы потратили на поиски проволоки, чтобы стянуть обтекатель по форштевню. При таком большом количестве стоянок и различного мусора - проволоки, как ни странно, не было. Зато я ознакомился с местными достопримечательностями этих стоянок. Многие из них оборудованы капитально. Имеются не только небольшие летние погреба, но полноразмерные землянки, а так же волейбольные и баскетбольные площадки, а в небольшом удалении от всего этого выстроено большое количество туалетов.

В связи с ремонтными работами вышли только в 15:00. Погода к этому времени уже начала портится. Небо стало хмурым, ветер стал порывистым, начал моросить дождь. Мы успели сделать только один галс и только совершили оверштаг - а тут "как дунет". И мне и Владимиру в начале казалось, что это просто сильный шквал, который мы пропускали приведясь к ветру. Но через несколько минут стало ясно, что это не шквал. Почти синхронно на двух катамаранах были убраны гроты с элементами выработки "командного голоса". Мы с Ириной по сравнению с Владимиром и Катей, находились дальше от берега и поэтому, используя заходы ветра, сумели под одним стакселем продержаться на плесе. Стажеру же пришлось выбрасываться на берег, а берег около дачного поселка не подарок.

Через некоторое время ветер начал терять силу. Владимир отошел под стакселем и зарифленным гротом. Мы тоже подняли зарифленный грот. За это время ветер изменил направление на 90°. Борясь со стихией, не замечаешь времени. Субъективно казалось, что прошло минут двадцать, но часы показывали 17:15. Поравнявшись со Стажером быстро посовещавшись, учитывая время и отдаленность следующей потенциальной стоянки (идти снова пришлось бы "вмордувинд", а в районе Конаково останавливаться не хотелось) приняли решение вернуться на старую стоянку, напротив которой мы в данный момент и болтались.

При подходе к стоянке, снова повторилась сцена с "адмиралтейским причаливанием". Выскочив на берег, Стажер провозгласил тост "За московское море", сдобрив его сухим вином. Мы с Ириной поддержали его водкой. Дождик перестал и стихия порадывала нас радугой. На ужин снова, но уже в последний раз в этом путешествии, был плов. Посидели, поговорили, часов в одиннадцать легли спать.

Чем-то этот день напомнил мне неудачную попытку выхода 1.05.2000.

Проснулись в 8:00. Погода снова наладилась - светит солнце, птички поют, но ветер снова стал для нас встречным.

Вышли около 12 часов. Ветер ровный, северный, но из-за узости плеса выстраивается вдоль него. Успели пройти 2 часа, а тут "как дунет". Стажеру пришлось подходить к берегу и рифить грот. Мы шли впереди и отчаянно боролись с ветром. Ирина вся промокла и учитывая ее недавнюю простуду я выскочил на берег напротив Карачарово и развел костер. Через пол часа подошел Стажер. С первой попытки промахнулся, и пока оверштагили их занесло в кустарник, где они потеряли весло (так потом и не нашли). Согревшись у костра в принципе можно было идти дальше, но впереди после Конаково предстояла "Конаковская труба" с направленным точно вдоль нее встречным северным ветром, некислым разгоном волны и отсутствием нормальных стоянок. Решили подождать ослабления ветра, сварили супчик, поели, поспали, перемещаясь вслед за солнцем по полянке. Ветер так и не утих. Вернее утих, но слишком поздно и мы встали лагерем.

В этот вечер и половину ночи мы полностью прочувствовали все достоинства "цивилизованного" отдыха населения в праздничные дни. В двухстах метрах от нас отдыхала компания на джипе с мощной акустикой и единственной кассетой гоняемой на автореверсе. Акустика была настолько мощна, что кроме басов ничего разобрать было невозможно. Но ближе к середине ночи я уже стал различать басовые партии отдельных песен в обмен на начинающую раскалываться голову (интересно каково им самим было).

День, в общем, вышел неудачный.

...