Материал был опубликован на www.10sqmeters.runa.ru, восстановлен из архива.
Неактуальные ссылки удалены.





Владимир Калачихин

Дневник.



13.08.2000


13-30 поезд Москва-Адлер. N 565 - и этим всё сказано. Впрочем, проводница трезвая, не ленится делать чай и даже разочек помыла пол.



14.08


Единственное развлечение, разнообразившее поездку,- остановка на разъезде в чистом поле на час. Народ вывалил из вагонов, заполнил собой пути, частично засел на рельсах, и проносящиеся мимо составы нервно гудели, подозревая стихийную акцию протеста.




15.08

 
Катя:
Стажёр:

4-30 вышли в Туапсе. Лодки в багажном отделении нет. Команда деморализована. Что за яхтсмен без яхты?! Это уже пострадавший получается, в крайнем случае - отдыхающий, а без палатки - типа курортник с большим мешком и тележкой.
Соорудили из этих предметов тент на гор. пляже. Рулевой в задумчивости и тоске бродит по окрестностям, шкотовый с аналогичными эмоциями на измождённом недосыпанием лице более 12 часов подряд читает романы для юношества Хайнлайна.
18-00 сняли комнату в глубине города, на одной из горок. Ушли нафиг с пляжа.

Прибытие в Туапсе было полно радостного ожидания. Впервые (почти) не было сомнения в том, что лодка на месте. Ещё бы - сам договорился, сам закатил в Москве в багажный вагон. Взятку дал. Не давайте взятки!
Поезд прибывал на редкость удобно - в пять утра, не жарко. Думал - возьмём лодку, сразу на пляж, по холодку соберём, а там разберёмся. Я стоял в тамбуре, высунувшись из окна и смотрел в ночь. Поезд ехал, извиваясь между горами, и я ждал, что вот сейчас, за той горой, покажутся огни Туапсе, а за ними - море. Воздух был то тёплый, то холодный, пах южным лесом, но морем совсем не пах.
Ожидание затянулось, и Туапсе, появившийся наконец из-за горы, был встречен мною почти равнодушно. Полыхал какой-то огромный факел на нефтезаводе, ночь серела, город расползался на склоны гор - и вот оно, море. Оно стояло в рассветной серости отстранённо, как будто не имело отношения к этому городу. Морем не пахло.

Выбрались из вагона, переползли на вокзальную площадь, легли в удобном месте. Всё, надо идти за лодкой.
Багажное отделение нашлось быстро, оказалось открытым, но - лодки не было. Ещё раз осмотрел пустую обшарпанную комнату и стал приставать с рапросами к дежурному. А был ил вагон, а выгружали ли что, а кто проводники. Вагон был, проводники те, лодки не было.

Ладно, до прибытия начальства решил ознакомиться с местностью. Сориентировался по карте, пошёл к устью р.Туапсе. Оказалось - близко, оказался городской пляж, полный по утреннему часу бомжей, вяло ползавших по гальке. Никогда не видел вшей, но думаю - похоже.

Разбирательства с багажным начальством, гордым пренебрежением к жалкому клиенту, успеха не принесли. Решили перебраться на пляж - всё же море, и повторить поиск лодки. Неожиданное участие проявил младший багажный персонал - их задело за живое то, что я денег дал, а проводник багажного вагоны обязательства не выполнил. Звонили туда, звонили сюда, но лодки не нашли.

Печаль по этому поводу разрасталась. Неясно, где лодка. Неясно, что делать. И эти бомжи...
Так или иначе, осмотр окрестностей и здравые размышления привели к выводу, что ночевать на этом загаженном пляже в обществе вонючей публики нет никакой возможности. И я снял комнату. На две ночи, за 150руб., очень приличную, хоть и от моря далеко.
С большим облегчением мы перебрались туда.




16.08

Катя:
Стажёр:

10-00 подъём. Накануне завалились спать без ужина и даже без чая, т.е. пренебрегли святым и вечным - едой.
Прошлись пешком до вокзала в поисках кофе, затем - до "дикого" пляжа в противоположном конце города. Отбыли на нём приличиствующее время.
18-00 вернулись в снятую комнату, предварительно заручившись согласием погранцов на поход. Велели только зафиксировать отход хоть от какого-нибудь причала.
Отбой поздний, т.к. теперь рулевой не мог спать, не узнав, чем кончится книга Хайнлайна.

День посвятили курортствованию и общению с пограничниками. Оказалось, что выпустить нас в море - нет проблем, но никто не знает как. Тем не менее, с условием, что найдётся какой-нибудь старший по причалу, который нас временно пропишет, нам разрешили плавание.

Оказалось, жизнь курортника приятна и легка. А "дикий" пляж Туапсе - очень мил, с приятной публикой, и никаких бомжей. Находится он с противоположного, северного конца города, в максимальном удалении от вокзала.




17.08

Катя:
Стажёр:

7-30 подъём.

С тележкой, но без особых надежд отправились на вокзал.
Багаж наш пришёл-таки ночью, как ни странно. Доволокли его всё до того же гор. пляжа.


19-00 яхта оснащена, вещички в сборе. Идёт погрузка и попытка зарегистрировать отход от причала. Хрен. Удалось лишь дорваться до телефона и сообщить погранцам, что мы переползаем на дикий пляж. 20-00 спустили яхту на воду. Отчалили.

20-20 выползли, наконец, из речки в море, сопровождаемые неоднократными криками: "Тапочки забыли!"
За целый день мы отвечали на такое количество реплик, что эту хотели было игнорировать. Не удалось! Пока рулевой не рявкнул:"Не наши это тапочки!" - не отстали, так и бежали вдоль берега.
В темноте пересекли акваторию порта. Упражняемся в чтении световых навигационных сигналов. Решили даже свой фонарик вывесить спереди на гике. Через 15 минут его убрали и причалили на пляже. Ветер лёгкий, бриз. Поужинали в кабаке, окунулись в море и - спать.


Всё же мы выспались и отдохнули накануне, и ранний подъём не был тяжёл. И волнение подгоняло - ночью должен был придти следующий багажный вагон. Я решил, что если лодки и там нет, то дальнейшая жизнь бессмысленна, поэтому в поход на вокзал мы взяли тележку.
С волнением в душе мы подходили к знакомой двери багажного отделения, первый взгляд - нет, но... - указующая длань приёмщика направлена в угол. Лодка пришла!
Как бы то ни было, пляж в устье Туапсинки - ближайшее к вокзалу (800м.) и вполне удобное место для стапеля. Отправив Катю в "нашу комнату", я принялся крутить гайки.

Порядочная жара переносилсь спокойно - акклиматизация, видать, наступила. (А вот Зенит АПк не выдержал - расклеилась пентапризма. То-есть, шов стал виден. На функциональности, в общем, не сказалось. Кстати, единственная поломка этого фотоаппарата. А досталось ему порядком.)
От завинчивания гаек я был отвлечен забавным проишествием: на пляж приехал большой чёрный джип, распугивая отдыхающих, подъехал прямо к воде. На прицепе у него был роскошный водный мотоцикл. Из джипа вышли, натурально, чисто правильные пацаны при цепурах и всех делах, сгрузили мотоцикл в воду и первый из них ринулся в морскую даль. Оставшиеся вместе с присоединившимися к ним дамами вяло оглядывали окрестности.
Пока братаны сгружали мотоцикл, я к ним подошёл и поинтересовался - как они будут решать проблемы с пограничниками, и не скооперироваться ли нам в их решении. На что получил ответ, что, мол, у них нет проблем с пограничниками, и решать они ничего не собираются.
Ладно, я вернулся к своим гайкам и через непродолжительное время увидел очень аккуратного пограничного офицера, вычищенного и отутюженного, с папочкой в руках неспешно направляющегося к браткам. Проходя мимо меня, он заметил, что "прежде, чем монтировать лодку, следует получить разрешение в погранслужбе", на что я его заверил, что с разрешением всё в порядке. И он двинулся к чёрному джипу...

Понятно, что крутые пацаны стали кидать пальцЫ, что, мол, они тут..., да вообще в гробу видали... К тому же они чисто покататься. Акуратный пограничный офицер столь же неспешно проследовал обратно.

Покататься пацанам не дали. В знойный щебет полуденного пляжа ворвался рёв двигателя, и на пляж влетел 66-й с нарядом в кузове. Погранцы посыпались из машины, охватив джип кольцом. В круг автоматных стволов вошли два милиционера, и, козырнув, потребовали документы...
Понятно, под дулом автомата пальцЫ не покидаешь, и пришлось браткам изображать из себя законопослушных граждан. Мотоцикл был погружен на трейлер, женщины загнаны в машину, главный из братков разделил с пограничниками жёсткую скамейку 66-го, и все уехали. Последними ушли милиционеры. А я продолжал крутить гайки.

К вечеру закрутил, снарядил лодку и пошёд на лодочный причал искать тамошнего начальника, с тем, чтобы он меня к себе приписал. Нашёл. Этот зануда после долгой канители высказался, наконец, в том духе, что он в гробу видал такие развлечения и для чего это ему надо. Сказал бы сразу, чего целый день мурыжить?
Ладно, позвонил пограничникам, получил разрешение на переход на дикий пляж, мимо всего Туапсе.

Выползли в начале девятого. Естественно, весь день дул лёгкий ветерок. Естественно, к вечеру он затих. Стемнело. Мы торчим напротив нефтяного порта и думаем, что будет, если вон тот огромный танкер двинется в море.
Пока думали, что-то дуло, и фарватер мы миновали. Поглядывая назад, я увидел в серых сумерках огромный форштевень, направленный в море, туда, где мы недавно были. Он, вроде, не двигался. Или двигался? Спустя несколько минут стало ясно, что тот длинный проспект с яркими фонарями - вовсе не набережная Туапсе, а гигантский танкер, теперь медленно выходящий в море! Наблюдать уезжающюю набережную было забавно... Тем более, что от форватера мы ушли уже метров на пятьсот :-)

Однако ночь становилась всё темнее, а движение ночных судов - всё страшнее. Вывесили, наконец, белый круговой фолнарь на мачте. Наверное, нас увидят...

Решено подойти к берегу в том месте, где более-менее пляж переходит в узкую полосу камней вдоль моря. Высадились нормально, но палатку ставить было решительно негде. Пришлось передвинуться ближе к городу.
Тем не менее, ночной дикий пляж Туапсе являл редкий пример доброжелательства и миролюбия. Гуляющие и купающиеся парочки, лежащие и сидящие кампании - выпивающие, курящие, спящие... Абсолютная темнота, тёплая ночь, всеобщее миролюбие, разлитое в воздухе.
Еду готовить не стали, пошли в пляжный кабак. Хорошо и вкусно поели, выпили крепкого пива, и - спать. Наконец в своей палатке, наконец - в походе.




18.08

Катя:
Стажёр:

7-30 подъём. Перед рассветом прошёл небольшой дождик. С восходом солнца пляж стремительно заполняется народом. Рулевой, сходив на причал, произнёс:"На колу мочало - начинай сначала". Ему снова переться на заставу. Позавтракали творожком на палубе в тени специально для этого поднятого грота. Стало-ть ему снова мотаться по г.Туапсе, а мне - расслабиться на пляже на полдня.
?13-00 Ура! Штампы на судовой роли проставлены самими погранцами взамен на клятвенные уверения, что мы каждый день им будем звонить, а то вот ночью они нас потеряли и очень волновались
?15-00 сборы закончены, бензин дОбыт, картошка засыпана. Ветер слабый, встречный. Панорама радует глаз зеленью гор, а, главное,- г.Туапсе удаляется и скрывается за м.Кадош.
19-00 миновали грандиозный санаторий МВД, причалили у спортлаг.Электрон, позвонили - застава уже другая, следовательно, проблем пока будет меньше.
20-00 миновав м.Грязнова, причалили у ближайшего распадка. Стоянка из порядка восьми компаний с автомобилями, но также с туристским опытом. Поужинали в первый раз нормальной едой и в приемлемой обстановке.

Не тут-то было... Формальности с пограничниками всё не улажены. И, хотя добровольно приписать нас к своему причалу вызвался начальник гнезда водных велосипедов (у него там и несколько яхт было), но пограничники вдруг напрочь забыли, кто я и что мне надо. Пошёл на заставу.
Оказалось, что доблестные стражи границы вчера нас потеряли. Ну вот была лодка, ушла в ночь - и пропала. Нехорошо. Ночью нельзя. Ну, я, конечно, говорю, что вышли засветло, что стихия, однако белый круговой фонарь был, как положено, а если ваши бойцы фонарь проглядели - я ли виноват? И вот после таких разговоров и подписания бумаги, что "в светлое время суток и две мили от берега", и что я буду им звонить каждый день бумаги были выданы. И приписка не понадобилась.
Потом - бегом по базару, куплены помидоры, картошка, бензин - и, о счастье, город Туапсе исчезает вдали за кормой.

Вечером, как честный человек, специально подошёл к берегу и позвонил пограничникам. Они очень удивились. Но обрадовались и похвалили за сознательность.




19.08

Катя:
Стажёр:

8-30 подъём. Профилактика судна, фотографирование, сборы.
12-30 отчалили при тихом ветре. Постепенно он перешёл в лёгкий, курс фордевинд/бакштаг. Соответствено, ставится/убирается "бабочка", команда купается, загорает, расслабуха дошла до кульминации: оба шкота закреплены, рулевой лёг спать.
17-00 ветер зашёл, совершён непроизвольный поворот через фордевинд, гиком разбужен рулевой.
Свежеет до умеренного, порывами сильный, с востока, что навевает грустные мысли: ох, не пустят нас в Цемесскую бухту! На траверзе - Джубга.
Подошли поближе к берегу - ветер стал тише. Теперь порывы умеренные, и стакселем легче работать. В бух.Джубга - небольшое усиление. Катер с прицепным надувным бревном не смог нас обогнать. Т.е. он бы обогнал легко, да бревно кильнулось, и катальщики попадали в воду.
После Голубой бухты к нам подъехал катер на подводных крыльях, и мужик поинтересовался: откуда мы и всё ли в порядке. Ответами удовлетворился и уехал. Но мы решили зайти в бух.Инал и маниакальной честностью заслужить одобрение погранвойск. Бедные пляжники! Их и так-то давят водными мотоциклами, брёвнами с катерами и прочими средствами, а тут ещё плохо управляемые на вялых порывах у берега мы. Поиски причала результата не дали, и наша яхта, дрейфуя на мелководье под стакселем и развернувшись, как океанский пароход, с помощью весла рулевого, такой-то матери, а в основном благодаря доброму дяденьке, толкнувшему катамаран в корму, отчалила.
Ветер тихий, с вялыми порывами. Пройдя пару распадков в красивых скалистых берегах, причалили у самого крупного, как оказалось с пресной водой.
Отдыхающих с палатками много, они стоят на лесистом берегу ручейка. Мы встали на пляже. Детишки скачут на палубе и под ней. Особенно активна девочка Варвара 2 1/4 лет, она приносит камушки и палочки, а мальчишки постарше скидыавают их с бортов на пляж.
Вечером все романтично гуляют по пляжу от "Архипки" до Инала с фонариками. Ну, может, не все, но ночуем мы на набережной, это точно. Ясно; звёзды, метеориты и спутники хорошо видны.

Ветер то задувает, то ослабевает. Нервно. Помнится, как в прошлом году нас не пустили в Цемесскую бухту из-за погоды. Теперь кажется, что стоит миновать Новороссийск - и всё получится.

Вечером подходили к какому-то оазису пляжной цивилизации в надежде позвонить пограничникам. Телефона не оказалось. Все удивляются - зачем вам пограничники? Решили больше не напрягаться.




20.08

8-20 попытка подъёма. Я прошлась вверх по ручейку, там прохладно, пахнет сосной. Палатки по склонам, но в лесу это больше похоже на слёт, чем на толкотню отдыхающих.
9-00 подъём Стажёра, инициировано приготовление завтрака, я пошла за водой. 11-00 позавтракав, Стажёр пошёл прогуляться по ручью.

13-45 отчалили. Отдыхающие принимали активное участие и фотографировались на фоне парусов. У берега ветер лёгкий, порывы переносят лёгкие предметы.
В море ветер умеренный, порывами свежий. Взяли риф на гроте. Миновали Архипо-Осиповку. При подходе к м.Чуговкопас один сильный порыв рулевому не понравился, и он убрал стаксель. Через 10 минут после этого мыс прикрыл нас от ветра.
16-00 решено подойти к лаг.Кубань с целью купить арбуз и вино. Подняли грот. В умеренный ветер маневрировать с ним приятней,если стаксель не мешает. В бухточке, кроме традиционных брёвен и велосипедов с мотоциклами,- серф и шверботик. Оба обошли нас впритирку, но серфист необычайно крут и сурово борется за жизнь, а рулевой швербота - на отдыхе,а потому приветлив и разговорчив. Он рассказал, где пограничники, и откуда можно позвонить.
Причалили на пляже, рядом с мотоциклетным бизнесом. Дети здесь с хулиганскими наклонностями - тормозили наше движение, хватаясь за корму в ответственный момент подхода. Пришлось мне ловить лодку по пояс в воде, шортики намокли. Мужик из Новосибирска помог вытащить лодку на берег. Битый час вели с ним светскую беседу, пока Стажёр упорствовал в поисках торговли. Мотобизнесмены развлекались, катая друг друга.
Ветер слабый, при отчаливании поставили стаксель. Когда отчалили, выяснилось, что детки навалили нам камушков на палубу. Я рассердилась, и, боюсь, при очистке палубы случайные камушки летели в сторону их загоравших родителей.
19-30 миновав щель Красную, причалили на пляже за ручьём перед м.Идокопас. По берегу ручья - хижины на сваях ( видимо, дачки местных), выше по склону - палатки. Ночных гуляющих по пляжу мало.




21.08

9-00 подъём. Ночью, из-за близости прибоя, попеременно просыпались и выглядывали: не унесло ли яхту? Завтракая, видели дельфина, довольно близко от берега.

13-00 отчалили. Ветер слабый. Обогнули м.Идокопас. Ветер перешёл в умеренный, порывистый, и напротив ск.Парусной беспорядочные волны стали тормозить движение: носы слегка зарываются.

У Джанхота подошли поближе к берегу - штиль. Отползли подальше - волны с барашками. Ветер зашёл, и приходится идти в крутой бейдевинд, а на волне и при порывистом ветре то и дело самопроизвольно приводимся. Взяли курс поположе - усвистели далеко от берега. Заложили галс в сторону Джанхотского бора пицундской сосны. Развернулись у самого пляжа. Ветер постепенно отходит и слабеет. Волнение улеглось.

18-00 сфотографировали маяк Толстый. В море несколько прогулочных катеров с отдыхающими. У Геленджика пасутся яхты. Миновав Голубую Бухту, ищем место для ночлега. Как правило, от приютившихся на склоне палаток спуск к морю частично по отвесным щелям в скалах.
Нашли распадок с пляжем. Причалили. Масса детей, развлекающихся киданием в море камушков. С темнотой взрослые потянулись купаться, катамаран частично загородил им торную тропу.




22.08

Катя:
Стажёр:

8-30 подъём. Семейство, шумно купавшееся накануне ночью, с утра подарило нам часть своего грандиозного улова бычков. Они называют их ершами и трудолюбиво делают из них котлеты.
Профилактика судна отложена, идёт чистка рыбы. На требуху выползают крабы из-под камней, креветки, мелкие бычки, похожие в воде на ящерок, а также необычайно активная "аквариумная" рыбка. Один крабик трагически погиб, спрыгнув с ладони изучавшего его Стажёра. Экологически задвинутый Вовочка в компенсацию реанимировал одну рыбку из улова и отпустил её в море. Видели дельфинов у берега.

14-00 Наше экзотическое отчаливание привлекло фотографа из "Starline" (или что-то в этом роде). Обозвал, как водится, Стажёра Конюховым.
В море выяснили, что потерялась фиксирующая перо руля резинка. Прицепили жалкую замену, разве что не из трусов.
Ветер умеренный, в морду, волнение частично с барашками.
Огибая м.Дооб, разошлись с яхтой, шедшей из Кабардинки. Экипаж гордо воротил от нас свои носы. Галсами, рокируясь с парой прогулочных катеров и очердным бананом на прицепе, причалили к гор. пляжу.
Дети сразу полезли на палубу, но обещали ничего не отвязывать. Их мордочки показались мне внушающими доверие.
17-30 сходив на базар, вернулись. Яхта цела. Залились водой.
18-10 отчалили. Курс на Мысхако, вполветра, ветер слабый.
19-30 миновали Цемесскую бухту в идеальную погоду. Вода гладкая, ветер слабый.
20-00 проехав пос. Мысхако и приятные на взгляд новорусские дачи, причалили на диком пляже на м.Мысхако. Темнеет. На ужин - уха из утренних бычков.
0-00 отбой.

Зашли в Кабардинку. Забавно снова посещать места, где был нескоько лет назад, и тоже как праздный турист. Прошли пол-села, прежде чем я узнал местность и сориентировался. Но, вообще, люблю курортные города и поселки...
Но пива хорошего не нашли.





23.08

8-30 подъём. На завтрак пожарили всё тех же бычков, уже порядком с душком (ночи жаркие, раскалённые камни остывают медленно).
13-15 отчалили. Чем занимались столько времени - непонятно. Ветер тихий, встречный. Первые часа два шли в крутой бейдевинд, уехали от стоянки на километр - бросили это дело за бесперспективностью. Пошли в лавировку, так, по крайней мере, хоть какое-то движение происходит.
Соответственно, галс к берегу - давим купающихся, галс в море - начинаем опасаться буксир, который малым ходом тащит понтон в Широкую Балку. Там идёт какая-то стройка века. У базы отдыха Черномор он понтон бросил, а подхватил его какой-то навороченный большой красный буксир "Pacific" Italia, но почему-то под российским и турецким флагами.
Ветер чуть-чуть отошёл, и стройку мы обогнули в два галса. У Южной Озереевки пограничник на вышке нас заметил, мы ему помахали, он нам - тоже.

На закате ветер снова зашёл, и мы долго и занудно объезжали мысок после Южной Озереевки, старались разминуться со швартовочной бочкой в море, а затем причалить на заранее выбранную точку длинного пустынного пляжа. Впрочем, пляжем здесь и не пахнет: отвесная стена, а перед ней - полоска беспорядочно наваленных камней разнообразных размеров и форм. В воде они, по меткому выражению Стажёра, не просто скользкие, а скользкие с особым цинизмом.

Прислонившись к огромному бревну на берегу, готовим рис на примусе. Ясная звёздная ночь.



24.08

10-00 подъём (чуть более ранняя попытка подъёма провалилась). 13-00 отчалили. Ветер тихий.

14-00 причалили у спортлаг.Лиманчик. Бросив лодку, пошли в Абрау-Дюрсо. У ворот лагеря поймали машину с небольшой семьёй. Они базируются в Анапе, здесь им берег не понравился. А кому бы он понривился! Мы, например, заползали в море на четвереньках. Рассказав, что и как, высадили нас у поворота на Новороссийск. Сходили на экскурсию в заводской музей с дегустацией.

Обратный путь пешком 1.5 часа, купались в озере Абрау. Пресная вода! Волосы снова частично отклеиваются друг от друга...

18-00 отчалили. Ветер сильный. Сразу взяли риф. Миновав базу отдыха Спутник, убрали стаксель. Всё равно на порывах требуется откренивать. Ветер с материка, волны у берега невелики. Причаливаем за базой отдыха Сухая Щель, на пляже. Под берегом ветер оборотный, что делает маневры интересными. Впрочем, и от Лиманчика было интересно отходить, но мы приписывали все трудности моря нетрезвому состоянию шкипера.
Ужинаем с шампанским при свете примуса. Ближе к ночи ветер зашёл и разогнал облака. Снова звёзды.




25.08

7-00 коровы подбираются к моркови. Разрешили им сожрать очистки и прогнали. 8-00 пограничники. Проверка документов.

9-30 подъём. Завтрак. Выставление мачты чуть вперёд, подкачивание баллонов, зашивание стакселя.
14-00 отчалили. Сразу взяли риф и убрали стаксель. Ветер всё тот же, умеренный, неопределённого направления, изредка сильные порывы. Поравнявшись с заставой, подняли грот полностью.
На порывах яхта жестоко приводится. Выставили стаксель и за Малым Утришем подошли к берегу. Мачту наклонили чуть назад. Убрали стаксель.

17-00 Остров Утриш хорошо виден. Решено причалить чуть не доезжая бухточки у м.Утриш.
Причалили на пляже, с точностью до миллиметра вписавшись между донками и греющейся на берегу водой.Вода оказалась многодетной матери с четырьмя достаточно симпатичными детьми. Они мыли головы, и было им холодно (ветер свежеет),поэтому мы решили, что от немытой головы ещё никто не умирал.
Толпы народа идут через нас от Бол.Утриша, видимо, с покупками.

Ветром опрокинуло котелок с супом. Сварили по второму разу.
Закат медный, переходящий в малиновый, едва-едва не в тучу, а в море.
С темнотой рыбачки (из отдыхающих) вышли в бухточку на байдарке. Полчаса поборолись со стихией и причалили. До сети своей не доехали.
Мы прогулялись по пляжу. Пахнет самшитом. Ясно, ветер свежий, порывы с СВ и СЗ.




26.08

Катя:
Стажёр:

9-00 подъём. Ветер слабеет.

12-30 отчалили. Штиль. От прибрежных камней нас раза три добрая тётенька из Самары отталкивала, да сами раз пять.Пришлось-таки взяться за весло. У выхода из бухточки - та же фигня. Я даже поплавала, надеясь, что по закону подлости яхта получит ход...

14-00 при лёгком ветре миновали о.Утриш. Он соединён с мысом, Утриш же, насыпью, на которой находится дельфинарий.
Пока вытащили лодку, пока дошли до него - полпредставления пропустили. Дали нам за это один билет. Дельфины упитанные, не то, что в море.
16-00 отчалили. Сразу же выяснилось, что фал левой ванты выскочил из стопора, и мачта накренилась. Легли в дрейф, подтянули ванту, даже сеть рыбацкую смогли объехать и в экскурсионный теплоходик не впаяться.

Ветер умеренный, бакштаг. Над высоким берегом у окраины Анапы - стая парапланов. В бухточке много серфов и 2-3 яхты.
19-00 причалили у яхт-клуба. Решено ночевать здесь. Ужин в кабаке.

Что делать, когда конец талрепа выскакивает из такого ненадёжного стопора и мачта падает? И вокруг - море?
А ничего - не больно то быстро она падает. Но я очень удивился, и некоторое время тупо смотрел на рушащююся мачту. Потом одновременно ухватился одной рукой за конец талрепа, а другой - совершил оверштаг, разгрузив ванту. Мачта встала. Талреп набили. Никого не задавили. Поехали дальше.







27.08

Катя:
Стажёр:

9-00 подъём. Сходили на рынок, там же позавтракали. Запивали запомнившимся с прошлого раза молочным коктейлем в магазине "Молоко".
В яхт-клубе запаслись водой. тем временем облаками всё затянуло, дождик, штиль. "Давление упало" - говорят нам. Решено всё-таки дойти до Витязевской косы.
При отчаливании рулевой сразу грамотно воспользовался веслом, что позволило обогнать отчаливающую яхту, которая набирала ход путём раскачивания мачты.
И в дальнейшем мы без проблем держали её в кильватере. Тем более, что они девок катали на одном стакселе и через полчаса назад повернули.
Ветер понемногу свежеет. Яхта из военного порта под большим красивым спинакером медленно почапала в порт.
Второй завтрак на палубе. Сожрали полкило местного сыру с зеленью, запили остатками шампанского из Абрау-Дюрсо.
Волны достигают 1м. Только один водный мотоцикл выехал на воду, да и то, чтобы догнать нас и поговорить. Баркас с дайверами сперва шёл за нами, потом обогнал, подумал-подумал, посмотрел на прибой, развернулся и поехал в порт.
18-00 решено причаливать. Опустили грот. Миновали полосу прибоя, но, увлекшись подниманием руля, отпустили стаксель - тут-то нас лагом и развернуло! Впрочем, катамаран удалось удержать и вытащить на песочек, правда, носом к волне.
Дальнейшее вытаскивание катамарана разделилось на несколько этапов: после разгрузки, после ужина, после затопления палатки (ну, дождём, понятно), после рассвета и самопроизвольного восстановления из положения "лёжа" (ну, катамарана, ясный пень) за счёт парусности палубы... В результате яхта оказалась метрах в 60 от прибоя, причём часть пути проделала самостоятельно, но без потерь. А палатку от штормового ветра мы перенесли за дюну, но ветер на другой день отошёл, правда, был уже просто сильный.

Анапа! Все же, очень особенный город. Как-то солидно-курортный. Мы не могли себе отказать в удовольствии пройти по вечерней набережной, поесть в кафе, поглазеть на отдыхающих. Всё очень забавно, особенно если смотреть со стороны и отстранённо, как мы. Потому что мы сегодня пришли, завтра уйдём. А эта суета - останется.





28.08

Катя:
Стажёр:

Подъёма нет. Днёвка.

17-00 попытка подъёма. Попытка завтрака. Попытка чтения... Сон, сон, сон... В палатке мокро и много песка.

Ночь можно было бы считать кошмарной - при более эмоциональном взгляде на вещи... Нет, я, конечно, беспокоился, и весьма. Не улетит ли лодка, или наоборот, не смоет ли её разволновавшимся морем. Выдержит ли палатка. А уж и парусом палатку накрыл (полиэтилен дырявый порядком), и оттяжечек штормовых навязал с обеих сторон - кучу. Много раз выходил смотреть, каково там...
Но на самом деле это всё от нервов - опасности реальной нет, лодка далеко от берега, палатка укреплена...
Понимание того, что всё нормально, пришло к утру, и весь день мы проспали. Но всё равно хочется палатку комфортабельную, непромокаемую, и чтобы о ней не надо было беспокоится в штормовой ветер. Увы, таких не бывает :-(





29.08


Прибой в человеческий рост.
Днёвка.



30.08

Катя:
Стажёр:

Ходили на виноградник. Дождь, ветер.

Прогулка на виноградники. Оказывается, море кончается едва в 100 метрах от линии прибоя. На суше тихо, только пасмурно и дождь. Просто плохая погода, никакой стихии.





31.08

Дождь стал реже, прибой утихает. Ветер зашёл.




01.09.2000

7-50 подъём. Солнечно. Ветер ЮЗ, слабый. Прибой невелик.
11-50 отчалили. Пройдя полосу прибоя, привелись в процессе опускания руля. Пришлось снова набирать ход и поворачивать уже в прибое. Идём вдоль косы в лавировку. Ветер встречный.

15-45 миновали Благовещенскую, ветер отошёл, идём в бейдевинд.
18-00 миновали Бугазскую косу, ветер снова зашёл, прибой усилился, идём в лавировку, то и дело уворачиваясь от прибоя.

У г.Круглая берег повернул, прибой уже не мешает причаливанию. Выбрали пляжик, к которому нет съезда с берега. Лодку оттащили к яру, палатку поставили на горизонтальной травянистой площадке на высоте 3м над пляжем.




02.09

7-30 подъём. Солнечно. Ветер южный, слабый. Прохладно. Прибой сильный.

11-30 попытка стартовать. Рулевой пытается удержать лодку носом к волне (не с помощью руля, а стоя по грудь в воде), шкотовый - с помощью стакселя увалиться. Не удалось. Прибоем откинуло к пляжу. треснуло левое перо руля.
12-00 вторая попытка. На мой взгляд, более удачная. Лодка не привелась, и даже начала набирать ход, но волной сломано правое перо руля.
13-00 оба руля заменили на фанерные, возимые с собой. Они сломаться не должны, но опасаемся погнуть балку.
Подождали. Сходили в село за водой. Там же купили помидоры. Оказывается, это так же легко и приятно, как на Волге. Диалог с бабкой примерно такой: -У нас есть 20р, хотим помидоров, поесть.

Набирается 3кг или больше, частично снимаются с грядки. -Ещё луковичку бы...

Приносятся 4 огромных луковицы, предлагается чеснок и яйца. Отказываемся. Протягиваем 2 зажатые в потный кулачок бумажки. -А чего это так много? Это 10р стоит.
Забирается одна бумажка. Мы остаёмся на улице с открытыми ртами.
Вернулись к своему прибою, плюющемуся пеной по всему пляжу. Так никуда и не поехали. К вечеру на двух разномастных микроавтобусах приехала толпа с Украины - парапланы у них и серфы.




03.09

9-30 подъём. Ветер южный. Переменная облачность. Прибой на слух тот же, поэтому долго не вставали.
Приехавшие накануне парапланеристы радостной стаей парят в небе. 7 парапланов. Правда, один произвёл вынужденную посадку в камыши, а другой - и вовсе в прибрежные воды.
Впрочем, в море сегодня купающихся больше и резвятся они живее. Исходя из этих фенологических наблюдений, решили ехать.
13-00 при отчаливании выяснили, что на гроте порван карман средней латы. Рулевой шьёт.
13-30 попытка старта. Отдыхающие тоже помогали. Но ветер слабый, заходит на ЮЗ. Развернуло лагом, садануло волной.
14-00 отчалили. Идём в крутой бейдевинд сперва в опасной близости от прибоя, затем, очень постепенно наконец-то отходим на безопасное расстояние. Берег - отвесный яр и крохотные пляжики местами.
У м.Железный Рог видим первого дельфина. Надо сказать, что при отходе была утеряна резинка-фиксатор правого пера руля. Это вызвало оживлённую, но малоплодотворную, ввиду занятости всех 4 рук, дискуссию на борту, после которой лишь шорох волн ласкал слух, так что дельфин, возбудивший интерес экипажа, был кстати.
К тому времени правое перо было успешно фиксировано той самой подозрительной резиночкой, что с 22 августа заменяла первую потерянную.
Во время вынужденных днёвок была любовно сплетена из тонких резиночек, приобретённых в ларьке "Рыболов" на анапском рынке, новая, почти похожая на стандартную. Теперь же вторая стандартная погибла в пучине, и нет больше высоких образцов для прикладного искусства...
После м.Железный Рог повернули на курс поположе, и вовремя, т.к. чуть посвежевший ветер на остром курсе вынуждал нос подветренного баллона неприятно зарываться. Идём в бакштаг, чуть отдалились от берега. Волна приобрела впервые после Витязево приятную синеватую прозрачность.
Теперь целое стадо дельфинов - штук 5 - некоторое время плывёт очень близко к нам. Парочка даже любопытые мордочки показала. Затем они взяли мористее, а мы, уже в фордевинд, прошли между скалой Парус и скалой Панагия. На севере блеснула Керчь, но затем Крым затянуло каким-то маревом и он по цвету стал сливаться с водой.
Миновав м.Тузла, помахали пограничнику, но он был суров и не ответил.
В Таманском лимане массы травы стали цепляться за рули. Спасибо хоть, курс попутный, и шверты не нужны.
После Тузлинской косы вспугиваем не только толстых глупых уток, но и чуть более грациозных лебедей. По крайней мере, взлетевший лебедь - это птица в полёте, а взлетевшая утка - это корова, бегущая по волнам.
На траверзе - коса Чушка. Мы миновали первый мол порта Кавказ, и сзади взревел какой-то двигатель. Поскольку нынче вечер воскресный, трудно заподозрить работников порта в активной деятельности. Ура! То, чего мы подспудно ожидали уже третье путешествие, свершилось.
Ревя мотором, разбрызгивая воду из каких-то таинственных раструбов в бортах, на полном ходу за нами гонится пограничный катер. В мегафон велено подойти к борту. Даже кранцы у них наготове.
Мы с третьего раза, приведясь, увалившись и развернувшись, подходим к борту.
Матросы держат нашу яхту небрежно за гик. Они мрачны. Наверное, их подняли по тревоге.
Пока рулевой сидит у погранцов в рубке с документами, шкотовый с болью в сердце наблюдает, как обрезок трубы в носовой части борта катера шкрябает по нашему ценному баллону. Пришлось стать чем-то средним между кариатидой и кранцем и телом своим, стоя на носовой части балки, а двумя руками держась за поручень пограничной посудины, защищать кровную свою яхту от поругательства. Правда, матросики, быстро сообразив, оттащили нас малёк назад, и баллон шкрябал теперь просто о борт катера.
В рубке, меж тем, у рулевого буднично переписали данные паспортов и судовой роли и, послушав вяканье рации в ответ на доклад, попрощались.
Солнце клонится к западу. Обогнув странное судно "Волго-Дон", стоящее на якоре в проливе, берём курс на м.Ахиллеон. Пока на траверзе коса Чушка, трава продолжает собираться на перьях рулей. Волна очень слабая и пологая. Ветер всё тот же ЮЗ, слабый. Курс фордевинд, ход средний, а иногда удаётся и на волне проехаться.
Солнце садится за облака. Подходим к мысу в сумерках, за маяком причаливаем. На высоком берегу какие-то странные люди. Вроде бы у них ружья. Даже выстрел один прогремел. Решили считать его салютом и не брать в голову.
Встали на пляже, развели костёр. С палатки течёт ручьём, простынку можно выжимать, на мокрый местами спальник давно решено не обращать особого внимания - юг, не растаем.
За ужином рулевой отказался вести себя великосветски и считать свой ножик банальным столовым прибором - притомился, видать. У него завтра первый рабочий день после отпуска, да вот стихия не пускает на любимую работу. Да и Варвара наша уже почитай месяц как вынуждена воспитывать родственников и их животных.
Высушили коврики, подвялили на костре простынку и легли спать.




04.09

7-30 подъём. Жаркое солнечное утро. Прогрессивная часть команды вымыла голову - она к этому событию морально готовилась 2 недели. Ещё в Кабардинке по её просьбе шампунь купили.
В Азовском море вода зеленоватая, чтобы разогнать волну, нужен достаточно сильный ветер. Пока же он западный/СЗ, слабый. Море идиллически спокойное.
8-00 Рулевой наблюдал, как в море к рыбакам подвалил неугомонный погранкатер. То ли у них месячник проверки документов, то ли есть захотелось.
12-00 отчалили. Курс - восток. Ветер зашёл к северу к Кучугурам. До Кучугуров берега высокие с пологими зелёными склонами. Отдыхающих нет. Вообще пустынно, единичные рыбаки, а браконьеров что-то не видно.
Рыбхозовские рыбаки, естественно, на просьбу-намёк о рыбе советуют наловить.
Подошли к пляжу в Кучугурах. Там есть отдыхающие, но раз в 10 меньше, чем на Чёрном море. В селе куили хлеба и сахара, рынок нас не соблазнил. Настроившись на копчёную осетрину, купили с горя костромского сыра на перекус. На почте выяснили, что бортовой хронометр отстал за 3 недели плавания на 30мин. 17-00 отчалили. Ветер тихий, постепенно заходит к югу.

Мучительно ливируя в штилевой обстановке, объехали рыбаков с их сооружениями.
18-00 ветер снова южный, слабый. Постепенно он чуть свежеет. Хотели было прокатиться за Темрюк, но с заходом солнца решено причаливать, чуть не доезжая до Голубицкой. Немного выше нас по склону - шоссе. За ним - виноградник. Палатку поставили под единственным на берегу деревом.
Море тихое, тёплое. Ясно. Маяк у Голубицкой необычайной яркости - наверное, он ещё и прожектор.




05.09

8-45 подъём. Жарко, солнечно. Купались, как на юге. Стажёр принёс винограда, прятался от сторожа, партизан-добытчик. 12-45 отчалили. Ветер тихий. Отходим вполветра.

На гор. пляже увидели катамаран, поехали к нему. Оказалось, яхточка для катания отдыхающих "Эдельвейс". И, впрямь, катамаран. Наверное, со швертами, раз у берега тусуется.
Выбираться пришлось в лавировку. Отдыхающие, мотоциклы, рыбачьи сооружения... Отойдя, таким образом на километр отвсей этой клоаки, до Темрюкского рейда шли в бейдевинд, видели странную заброшенную платформу в море, грандиознейших размеров.
У устья Кубани въехали на мелководье, там на отмели пасутся бакланы, чайки, серые цапли. Кстати, с утра по пляжу ходила одна цапелька, забавно охотясь на рачков. Объехали мель, снова в бейдевинд пошли.
18-00 проехали бОльшую часть домов рыбака и охотн. У Перекопки коса стала поворачивать, приходится идти в лавировку, то и дело натыкаясь на мель. Пугаем лебедей и бакланов.
Дело к закату. Решено встать сразу за рыб.Бол.Жестери. Ковыряемся в лавировку, объезжая вешки от сетей. Теперь коса повернула на север, а ветер отходит к СВ, так что левым галсом идём вдоль, объезжая домики, стремительно удаляясь от берега, а правым - подходим к мели.
Закат. Бол.Жестери объеханы, но берег - сплошь камыши, суши нет. Ковыряемся в этих камышах в сумерках, а затем - в темноте, заглянули в протоку - то же; стали ехать назад, к домикам, объезжая камышовые островки и вспугивая уже спящих цапель. Цапли взлетают и орут дурными голосами.Рулевой материт берег, ветер, а заодно - команду, которая-де не так на него глянула в 6 вечера, а то бы он уже давно причалил. Один раз он даже героически прошёлся босиком в этих камышах, чтобы убедиться, что ни жить, ни ходить там невозможно.
Наконец, вернулись к песчаному берегу на границе камышей, где дорога только начинает поворачивать от моря. Море крайне мелкое, дно травянистое, комары!!! Они ещё на палубе начали, а здесь кидаются на всё подряд, особенно на свет фонарика.
Поужинали идиллически, затеплив дымовуху от них в палатке. Как грамотно она была куплена в Анапе! "Off" на воздухе помогает мало, даже ветерком лучше их разгоняет. К тому же лезут в глаза, туда "Off" не вбрызнешь, даже от ненависти к комарам.
Ясно. Месяц хорошо светит. Звёзды. Движок в рыб. На суше горят факелы. Нефть и газ кубани? Ну-ну.




06.09

Катя:
Стажёр:

8-30 подъём. Солнечно, жарко. Берег не столь ужасен, как казалось в ночи. Но - мелко! - до самого горизонта воды меньше, чем по колено. Вода спокойная, прозрачная. Всюду цапли. Каждая охотится на своём участке. Та, что с нашего пляжа, сперва вспугнулась, но потом со склочными криками вернулась и перестала обращать на нас внимание.
11-30 отчалили. Ветер, поначалу тихий западный, вскоре стих совсем.
до 15-00 купались и загорали на жаркой палубе. На траверзе - буровая. Затем подул, постепенно усиливаясь, северный ветер. Опять ломимся в лавировку. Волны маленькие, но крутые, с барашками. Одна снесла нам нафиг левый носовой обтекатель. Пока телились его спасти, он утонул. Два балла команде. Зато, когда вскоре отломился удлинитель румпеля, это было обнаружено оперативно, и он был спасён ещё на палубе.
Миновали факел, с вечера ошибочно принятый за маяк. Потом - базы отдыха и рыб. домики - частично просто вагончики, особенно забавны железнодорожные в голой степи на берегу пустого моря.
На закате, миновав все домики, в т.ч. и последний, очень аккуратненький, с антеннами, катером (в кустах) и свежевыкрашенным сортиром, стали искать место для стоянки. Облом! Снова камыши, но теперь с моря берег выглядит как песчаный пляж, а в воде - всюду острые камышовые стебли. То ли их штормом сломало, то ли н/х деятельностью.
Плюнули на пляжные радости и в сумерках встали, не доехав километра два до маяка на м.Ачуевском. В темноте всюду по горизонту полыхают зарницы, видно, как молния бьёт в косу, и, хотя гром почти не слышен, жутковато. Готовимся к стихии. Уронили мачту. Набили колышков немеряно, привязали полиэтилен. Поднимается ЮЗ ветер.
0-00 спать.

Подход к берегу был ужасен - всюду в воде острейшие камышовые пеньки, а с воды не видно - пляж как пляж. Но всё же нашли более - менее чистый пятачёк.
К вечеру стал подниматься ветер, прямо с моря, сверкает молния, уже со всех сторон. Глядя, как грандиозные разряды долбят в берег вдали, становится непосебе - берег вокруг на многие километры абсолютно плоский, самое высокое растение - стебель камыша. Палатка над этой плоскостью возвышается бугром, а мачта торчит безумной вышкой. Раздумывая, что лучше - когда молния ударит в мачту или в палатку - решаю мачту опустить: если в мачту, то лодки мы точно лишимся посреди этой пустыни, а в палатку может и не ударит.
Успокоившись насчёт молнии, я всё же покоя не обрёл. Прогноз на силу ветра неясный, а прятаться некуда. На Витязевской косе мы хоть за дюной палатку ставили, а здесь - ничего. Хотел было в камыши забраться, но там вода...
Поэтому штормовые оттяжки были устроены с особой тщательностью, пока погода позволяла. Предусмотрительно возимые с собой колья забиты, палатка накрыта парусом, который аккуратно привязан. Из чехла длинной упаковки также устроен навес - обтекатель, тщательно растянутый. В общем, подготовились. Но беспокойство не отпускало - надо было пройти ещё 4 километра. Там берег поворачивает, значит, есть защита от прибоя. Там маяк, значит - громоотвод. Там нарисованы развалины, значит, есть где укрыться от ветра... Но - мы там, где есть. Значит, остаётся спать, раз остальное сделано.





07.09

Катя:
Стажёр:

Грозы так и не было. Вроде бы был дождик и ветер, но мы спали в палатке с так тщательно раскреплёнными дугами, что она не шелохнулась. На рассвете ветер стихает, прибой невелик. 8-00 подъём. Ветер ЮЗ, умеренный. Облачно, прохладно.
11-00 сборы заканчиваются, ветер свежеет.

11-30 стартуем. Ветер свежий, прибой значительный. Стартовали со второго раза. Ещё на берегу зарифовали грот и изобразили из стакселя штормовой.
Отойдя от берега и встав на курс фордевинд, поняли, что парусов многовато. При глиссировании на волне скорость становится опасной. Ветер свежий, порывами сильный. Для затравки, дабы привлечь к себе внимание, стаксель-шкоты отстегнули карабин крепления к стакселю. Видимо, сильно его полоскало при отходе. Слазила на нос,пристегнула. Некоторые волны тоже сильные.Впрочем, море мелкое, поэтому совсем из прибоя не уедешь.
Сперва шли в фордевинд левым галсом, вдоль косы. Когда на траверзе показался маяк, решили сменить галс, т.к. коса стала загибаться на восток. Опустили грот ещё на 50см. После поворота через фордевинд берег стал несколько приближаться. Пытаясь скользить по склонам волн возможно положе, дабы не разогнаться до зарывания носа, мы, видимо, даём большую нагрузку на шверты и руль. Для начала с треском отломался левый шверт. Опустили грот ещё ниже, почти до верхней латы. Затем сломали крепление оси левого руля. Но это оказалось не так радикально, как шверт. Руль продолжал работать. Вместе с поворотом косы ветер стал снова просто свежим, а прибой - небольшим.
Подошли к берегу для ремонта. Едва разминулись с нарядом пограничников, идущим пляжем. Мы объезжали рыб. сооружения, а они шли на запад, не обращая, впрочем, на нас внимания.
Ось руля закрепили такой же проволочкой, какая только что сломалась в море. Отчалили.
На траверзе - Ачуево. Ветер усилился. Прибой на дельту, ориентированную на север, просто грандиозен. Решено спрятаться за дельту и ждать погоды. Объезжая отмель, прошли через линию прибоя, отделяющую вынос протоки от моря. Сразу в ветровой и волновой тени полегчало. Впрочем, на сильно зарифлённых гроте и стакселе скорость движения всё равно заметная, только успевай лавировать между коряг и сетей.
Причалили у рыб. домика. Пообщались с хохлами, рыбачащими здесь. Подарили они нам судачков и хлеба. Сварили на костре уху.
23-00 отбой.

Утром оказалось, что шторм не состоялся. Молнией не ударило, ветром не сдуло.
Но, пока собирались, ветер усилился, прибой тоже. Тем не мене стартовали.





08.09

8-00 подъём. Ветрено. холодно. Правда, ветряк на доме рыбаков не крутится сегодня, значит, ветер умеренный. Юго-западный.
11-00 вещички собраны. Пришёл рыбак, велел взять судачков и краснопёрок из утреннего улова. Заодно, предложил перец и помидоры на уху.
Так что купить рыбу возможностей на побережье нет, а так - дают.
11-55 отчалили. В заливчике вода спокойная, ветер слабый. При выходе из заливчика - прибойные волны довольно крутые, и ветер свежий.
Взяли риф. Для этого привелись, и самый противный прибой продрейфовали, заодно и рыб. сооружения проехали.
Затем пошли в бакштаг вдоль косы. Волны высотой от метра до двух. Но упорядоченные, и барашки редки.
14-00 ориентируясь по карте путём отсчитывания домиков на берегу, пришли к выводу, что мы уже в Приморско-Ахтарске. Волны пологие, настроения радужные, но выводы, конечно,- ошибочные.
Меж тем, ветер, было затихнув, стал порывами снова свежим. Волны отреагировали мгновенно, барашков стало больше. Ветер отошёл на фордевинд, что уменьшило нашу скорость и ухудшило управляемость на крутых волнах.
Наконец сориентировались на местности, опознав МТФ на косе по окужившим её стогам сена. До этого, опираясь на свои архитектурно-эстетические воззрения, мы видели почти в каждом некрасивом удлинённом доме коровник, что неверно.
После МТФ и рыб., а также рыб.пункта N6, расположенного среди рощицы, коса стала загибаться на восток. Мы инстинктивно последовали за линией берега и попали в полосу прибоя. Одна волна приподняла корму так, что катамаран встал градусов на 60. И, хотя носы не зарылись, было жутковато.
В дальнейшем ещё пару раз попадали под похожие волны, но элемент неожиданности пропал, и воспринималось это несколько спокойнее.
Разглядев, наконец, Приморско-Ахтарск и совершив повород через фордевинд, пошли к косе попутно волнам прибоя, но вполветра. Прибой, как и вчера, закончился спокойной водой на мелководье. Причалили не доезжая до м.Голенький, на краю оливковой рощи. Берег симпатичный, но дно илистое, и глубина меньше, чем по колено.
16-00 облачность переменная, то дождь, то солнце, но и при солнце не жарко, в свитере и синтепоновке вполне терпимо.
Устроили полуднёвку для прокопчения рыбы и набирания сил перед поездкой домой.
Поужинали очень вкусной "двойной" ухой из судака и краснопёрки. Первый раз за поход ночуем в лесу, да ещё таком экзотично-романтическом...
Но оливковые деревья очень твёрдые и колючие, и Стажёр наколол себе подошву до крови, наступив в темноте на дрова. Умываясь перед сном на пляже, я снова услышала жалобные вопли, но это кричала какая-то местная живность. Покричала минут 5 и перестала.




09.09

9-30 подъём. Сборы идут крайне неспешно - понятно, что сегодня плавание завершается.
Ветер свежий, порывами сильный. Холодно. Переменная облачность.
Наконец, позавтракав жареным судаком, отчалили около 13-00.
Курс - фордевинд. Идём к мысу по мелководью, вспенивая воду и изредка цепляя на руль траву. Обогнув м.Голенький, стали вглядываться в Приморско-Ахтарск потщательнее, дабы причалить поближе к ж/д вокзалу. Прицелились левее белого здания на набережной, смахивающего на мор. вокзал. Справа оставлен мол с маячком. С облегчением выясняем, что прибой бьётся всё таки не непосредственно о парапет набережной с лестницами, а выкатывает нас на довольно пологий пляж, насыпанный из щебёнки.
Ожидая, судя по карте, дыру хуже Геническа, с пиететом воспринимаем явные признаки ухоженого города. Стажёр, вернувшийся из города, куда сходил сразу после вытаскивания катамарана на берег и переодевания штанов, с вестью о найденном ж/д вокзале, рассказывал чудеса о его чистоте и красоте. Но электричек здесь нет, как нас и предупреждал любезный местный парень на берегу, а поезда ходят 2 раза в неделю до Тимашевска. Раз в день туда же ходит дизель из двух вагонов, в него мы, даже имея на то желание, лодку не впихнём. Багажного отделения тоже нет.
Не раз и не два за последующие сутки жалели мы, что с вещичками нам возиться, а не шести здоровым мужикам.
Вначале был нанят единственный частник с багажником, на "копейке", и заказан его рейс в г.Тимашевск на 18-00.
Затем были попытки связаться с пограничниками из того самого красивого здания, оказавшегося правлением рыбхоза. Пограничники, как водится, по субботам отдыхают. Трубку никто не взял.
До Тимашевска напрягли мужика доехать до 20-00, надеясь, что багажное отделение ещё работает. А оно здесь до 19-00.
Ночёвка на вокзале в обществе катамарана и милиции, а также немногих, но вонючих пассажиров.