Поход на Вишеру


Михаил Поспелов

Летом 2000 года мною был организован поход на реку Вишера. Первоначальной целью похода было проверить возможность подняться на "Казанке-5" до Уральских гор, используя в  качестве движителя парус и весла, найти волок через Уральский хребет. Если верить книге С.Торопова "По голубым дорогам Прикамья", в 1581-1596 гг. по Вишере проходил старинный путь в Сибирь. Шел он из Москвы на Ярославль - Вологду - Великий Устюг - Кайгород - Соликамск, затем по Каме, Вишере и ее притокам Велсу и Посьмаку. Потом суда и грузы волоком переправляли в реку Тальтию - правый приток Ивдели, впадающей в Лозьву. Здесь начинался бассейн Оби. Этим путем в декабре 1583 г. гонец Ермака Иван Кольцо вез известие Ивану Грозному о покорении Сибири.

Когда стало ясно, что времени для поставленной цели не хватит, программу похода сократили до г. Красновишерск. Но уже в пути стало ясно, что имеющихся финансов не хватит дойти и до него.

В походе участвовали два человека: автор этих строк в качестве капитана и Владимир Соловьев из г. Кизел в качестве матроса и зама по всем вопросам. Оба электромеханики Березниковской дистанции сигнализации и связи.

Поскольку я бывший военный, то и распорядок в походе был ближе к военному. В шесть подъем, утренний туалет, завтрак и в путь. В тринадцать часов начинали готовить обед, когда на ходу, когда останавливаясь. После обеда короткий отдых и снова в путь. В восемь вечера останавливались на ночлег. Отбой в 22 часа. Иногда в распорядок дня вносила некоторые поправки погода.

Судовой журнал заполнялся три раза в день, после приема пищи.

12.08.00, суббота, день первый.

В 14 часов приехали на лодочную базу, пока носили в лодку все нужное и уносили все ненужное, начался ливень с градом. Ливень показал, на что годится мой новый тент из прорезиненной ткани. Ткань синтетическая, с белой подложкой, похожей на резину. За время летней жары, подложка местами отслоилась и повисла лохмотьями. Там, где ее не было, дождь шел на проход. Сторожа на базе сказали, что дождь на дорогу, хорошая примета. Часам к четырем дня вышли из базы и переплыли на моторе на другой берег Камы. Сварили обед из вермишели, добавив в нее тушенку "Пехотную". Вкус у этой тушенки был противопехотный. Вода в Каме, обычно темная, после прошедших дождей, стала мутная. При закипании в котелке, поднялась коричневая пена.

Пообедав, произвели в лодке уборку, все рассовали по углам, помыли слани, собрали мачту. Ровно в 18 часов подняли паруса. Время не выжидали, просто так совпало. Ветер дул попутный, балла 4. На приличной скорости двинулись вверх по Каме. Примерно через час прошли поворот, и ветер стал встречным, скорость заметно упала. В 20 часов встали на якорь около Усолья, примерно на километр выше дома князей Голицыных, владевших им до революции. Разогрели обеденную вермишель, поужинали, подключили приемник. Я сел заполнять бортовой журнал, а Володя читать "Катера и яхты" (это не подхалимаж, просто я взял с собой журнал, чтоб показать ему статью о моей лодке). За два часа прошли всего два километра, хотя от первого дня большего мы и не ожидали.

13.08.00, воскресенье, день второй.

Встали в 6 часов утра, по небу плывут серые тучи, температура воздуха 13 градусов, ветер дует вдоль речки, навстречу нам. Полтора часа ушло на утренний туалет, завтрак, уборку. Накануне забыли поставить на топе мачты флажок, который указывает нам направление ветра. Мачту пришлось опускать. В 7.30 подняли паруса и двинулись дальше. Сделав за час три галса, продвинулись не больше километра, при этом помогая ветру веслами. Ветер балла четыре, но течение сносит нас обратно. Решили попробовать тянуть бечевой, оказалось, что это намного эффективней. Прошли мост, между Березниками и Усольем, острова по левому берегу, проходя протоки на веслах. Напротив пионерского лагеря "Жемчужина" дорогу преградили кусты, которые росли прямо из воды. Тянуть по берегу стало невозможно. На парусах перешли на другой берег. Это было уже 13 часов. Володю оставил в лодке варить обед, а сам потянул дальше. Ветер заметно усилился, тянуть стало трудней. Пока готовился обед, дотащил лодку до устья Пыскорки. Бросили якорь, остановились на обед. До обеда прошли около восьми километров. Давление поднялось, светит солнце, но по небу ходят тучки, пугают дождем. После Пыскора река поворачивает, ветер стал боковым, баллов пять, шесть. Пошли с хорошей скоростью, вода за кормой кипела.

Около деревни Лысьва навстречу попалась шлюпка, которая тоже шла под парусами. В шлюпке находилось 6 человек, 5 школьников и на румпеле один старший. Поприветствовали друг друга, обменялись несколькими фразами. Это были юные моряки из Перми, ходили на Вишеру. От Перми до устья Вишеры около 300 км. В пути они уже десятый день. Спросили, не попадался ли нам теплоход "Юнга Камы". Он как раз находился в пределах видимости, в километрах трех ниже по течению, привез отдыхающих на пикник.

Немного ниже Лысьвы река поворачивает в другую сторону, ветер опять стал встречным, опять потянули бечевой. На ночевку встали немного выше Лысьвы, на противоположном берегу. Температура воды 17 градусов, воздуха 14, давление падает.

14.08.00, понедельник, день третий.

Встали в 6 часов, ветра нет, полный штиль, над фарватером поднимается полоска тумана. Умылись, верней умылся я, даже искупался, Володя подышал свежим воздухом через сигарету и убрал постели. Пока ели, подул слабый попутный ветер. Попробовали идти на парусах, но ветер вскоре стих и опять пришлось запрягаться в лямку, грести веслами. Гребли и тянули до обеда. Обед решили готовить на ходу, один тащит, другой варит. В одном месте дорогу бурлаку преградили густые кусты. Соловьев сел на нос, а я на весла. Обошли кусты, Володя сделал шаг на берег и по колено погрузился в жидкую глину, заполнив ею все свободное пространство сапога. В общем, плыли, плыли, вдруг остановка.… На промывку, просушку сапог и на обед.

После обеда большую часть пути шли на веслах. На парусе шли всего около часа, но зато минут десять из этого часа буквально летели, потому что рядом прошла грозовая туча и подняла сильный ветер. Думаю, что не любая моторная лодка нас могла догнать в тот момент. Когда туча ушла, наступил полный штиль. На веслах дошли до переката Устьмошевской. На перекате довольно сильное течение, идти на веслах можно только около берега, иначе лодка вперед не движется. К 20 часам дошли до переката Малаховский, встали на якорь в затонине, стали готовиться ко сну.

15.08.00, вторник, день четвертый.

Температура воздуха с утра 13 градусов, воды 15 градусов. Солнечно, но с севера наползают плотные облака, ветер пока южный, слабый.

До 11 часов с переменным успехом пытались ловить ветер, в результате опять гребли веслами, тянули бечевой. В 11 часов подул умеренный попутный ветер. Уверенно пошли на парусах. Чтоб не упустить ветер во время обеда, обед готовили прямо на ходу. На обед сварили кашу ассорти из рисовой крупы и ячменных хлопьев, заправив все это "противопехотной" тушенкой. Обедали тоже на ходу.

До обеда за кормой оставили два переката. Из-за очередного поворота показался поселок Тюлькино. В Тюлькино докупили продуктов: тушенку, масло, кильку в томатном соусе, сгущенку, спички.

От Тюлькино задул свежий ветер, с хорошей скоростью пошли вверх по Каме. Но минут через тридцать начался ливень. Пришлось приткнуться к берегу, натянуть тент. Поверх тента бросили два прорезиненных плаща. Плащи спасли нас от всемирного потопа, хоть кое-где все равно пришлось подставлять посуду. После дождя ветер попытался было подуть, но вскоре окончательно стих. Наступил полный штиль, пришлось опять садиться на весла.

В половине девятого вечера встали на ночлег напротив деревни Толстик, что в 4 км от устья Вишеры. Поужинали. Володя пошел искать грибы, а я стал готовить ночлег. Минут через тридцать он принес немного белых грибов в полиэтиленовом пакете. Почистили, отварили и легли спать. Давление падает, небо затянуто облаками, только на западе узкая полоска чистого неба, которая дает некоторую надежду на хорошую погоду. Налетели комары, пришлось выкуривать их импортным средством. За день прошли 17,5 км. Общий путь 67 км.

16.08.00, среда, день пятый.

С утра шел дождь, в половине седьмого закончился, все небо затянуто облаками, но появляются небольшие просветы, ветра нет.

После завтрака и небольшого ремонта пододеяльника двинулись дальше. Вишера встретила нас сильным течением и встречным ветром. Где на веслах, где на бечеве до обеда преодолели примерно семь километров. Лоция закончилась, теперь километраж придется вычислять приблизительно, по топографическим картам. На моем судне не оказалось даже линейки, не говоря уже о циркуле измерителе.

После обеда временами стал задувать попутный ветер, хватило его километра на два, а затем ветер стал налетать со всех направлений, опять перешли на весла и бечеву. Прошли мимо заброшенной деревни Кондратьева. В ней осталось несколько деревянных домов. В некоторых из них, в которых сохранились печки, останавливаются на ночлег грибники и ягодники. В предыдущем походе мы останавливались около нее, и нашли даже баню, вполне пригодную для мытья, но ни где не было колодца, а до реки метров семьдесят вниз. Деревня расположена на высоком берегу, из нее открывается великолепный вид. В хорошую погоду видна вся округа на десятки километров.

Вечером по всей реке стала играть рыба. Попытались ловить на искусственную мушку. Рыба несколько раз попыталась схватить, но выплевывала, а когда мушка намокла и ушла под воду, вообще потеряла к ней всякий интерес. Тогда я попробовал рыбачить на зелененьких комариков, которые во множестве плавали за лодкой, и которых тут же хватала рыба, как только они отплывали от лодки на метр. Проблема была насадить маленького комарика на большой крючок, при этом, не повредив товарного вида. После двух, трех попыток клюнуло. Воодушевившись, выловил еще трех рыбок. Но начавшийся дождь прервал всю нашу рыбалку. Поскольку рыбаки мы неопытные, названия рыб не знаем, то назвали их кильками.

17.08.00, четверг, день шестой.

Температура воздуха 14 градусов. Подъем проспали, встали в восемь часов. Тронулись только в 9.30. До 14 часов прошли на парусах около четырех километров, преодолевая сильное течение. Ветер неустойчивый. Прошел дождь. Во время дождя не останавливались, надели плащи и дальше. Пока готовился обед, заполнял журнал. Опять пошел дождь, пришлось все бросать и ставить тент. Володя где-то добывает грибы, а я варю уху из пойманных вчера восьми килек (еще четырех поймали после дождя).

После обеда подул встречный ветер, выглянуло солнце. Поскольку усталости за прошедшие дни похода накопилось много, решили устроить выходной, истопить баню. Я занялся баней, а Володя пошел снова собирать грибы. Набрал больше ведра, а потом сидел на берегу и долго чистил, проклиная себя за жадность. На ужин приготовили жареху.

Баня истопилась только к 10 часам вечера, была она прохладней, чем хотелось, но лучше, чем была в предыдущем походе. Представляла она из себя четыре доски, подобранных на берегу и вбитых в песок вокруг костра. На доски в последствии натянули полиэтиленовую пленку. Костер обложен камнями. Из камней на берегу оказался только мергель, причем влажный. По мере разогревания он начал взрываться и швыряться во все стороны каменюками. Одна, небольшая прилетела прямо в лоб. Так продолжалось пока камни не прокалились. Подкидывать дрова приходилось почти ползком.

Помылись и сразу почувствовали себя людьми. Спать ложились на ощупь. Из источников света остались только спички и зажигалка. В фонарике перегорела лампочка, аккумуляторы скончались через полчаса работы приемника. Но прежде чем лечь спать на ощупь доваривали грибы. Всю посуду, какая была, заполнили вареными грибами.

18.08.00, пятница, день седьмой.

Поднялись в шесть часов, на улице холодина, быстро поели, прибрались и тронулись в путь. Давление растет, хороший признак. Временами светит солнце, ветер то встречный, то ни какой. Используя весла как шест, прошли перекат у деревни Могильниково, дальше потащили бечевой к следующему перекату. Когда тащили, повстречали две березниковские лодки, стоящие на берегу. Народ ушел собирать грибы, оставив на берегу одного сторожа. Поговорили, позаимствовали соли (к тому времени у нас оставалась одна столовая ложка соли). Мужчина вытащил большой мешок, в котором было килограмм пятнадцать, велел нагребать сколько надо. На халяву надо стало много, нагребли килограмма два. Немного выше по течению на берегу стоял лагерь пермяков. Две палатки и микроавтобус. Приехали две семьи с детьми.

После обеда подул сильный попутный ветер, пошли на парусах. Река на перекатах бурлила, за кормой кипела вода. Чтоб двигаться вперед, приходилось помогать веслами.

На ночевку встали километра на четыре ниже поселка Редикор. На противоположном берегу расположился палаточный лагерь. Народ, приехавший на пяти машинах и трех лодках, устроил пикник. Из-за реки доносятся пьяные голоса.

19.08.00, суббота, день восьмой.

Подъем проспали, встали в 7 часов. Завтрак решили сделать легким. К 10 часам утра с приключениями добрели до Редикора. По дороге Володя принял водные процедуры. Местное население устраивает около берегов так называемые "козы". Это несколько бревен (обычно 2-3) закреплены так, чтобы стояли поперек течения. Сверху на них бросают несколько досок, на конце сооружают площадку для рыбака. Под "козу" бросают какое-нибудь дерево с ветками, чтобы получился тиховод. Обходя очередную "козу", очень длинную и хлипкую, лодка сдернула Володю в воду. Он набрал полный сапог воды, вымочил телогрейку и свитер. Пришлось делать короткую остановку.

В Редикоре купили хлеба и сигарет. Денег осталось 30 рублей.

Редикор нуждается в более детальном описании. Это небольшой поселок, вытянут вдоль Вишеры одной длинной улицей. Около центра пара поперечных улиц. В центре поселка полуразрушенная церковь, обнесенная новой оградой. На крыше церкви выросли деревья. В ограде стоит памятник, возможно борцам за революцию, надпись была закрыта свежим венком.

Недалеко от церкви контора какой-то организации, почта, сельсовет, клуб. Чуть выше большой белокаменный магазин - настоящий сельский супермаркет.

Из Редикора двинулись на веслах вверх. Примерно в километре, выше по течению, в Вишеру впадает речка (правда, сначала я принял её за протоку), с сильным боковым течением. Ширина речки около ста метров. Преодолеть это место на веслах с первой попытки не удалось, боковое течение сваливало нас в основную струю реки. Вторую попытку предприняли, отталкиваясь веслами от дна, подруливая рулем вдоль мели. На середине притока лопнул штуртрос рулевого управления. Срочно бросили якорь и начали ремонт. На этом деле потеряли добрых полчаса, а остаток пути до мыса преодолевали на веслах. Дальше пару километров лодку тащили бечевой. Дошли до поворота, течение стало медленней, подул боковой ветер. На веслах и парусе прошли еще около четырех километров. Тут нас нагнала большая черная туча. Чтоб избежать лишних водных процедур встали на якорь, закрыли лодку пленкой и занялись ужином. Примус категорически отказывался как следует гореть. Разобрали, почистили форсунку, но помогло слабо. Завтра, а может сегодня, чуть попозже надо заняться им основательно.

После ужина занялись примусом, разобрали чуть не до винтика. Правда, так и не поняли, как разбирается кран. Все, что смогли разобрать, почистили от нагара. Опять не помогло.

20.08.00, воскресенье, день девятый.

Встали в 6 часов, температура воздуха 13 градусов, густой туман. Прибрались, позавтракали и в 8 часов двинулись в путь, отталкиваясь веслами как шестами. Через полчаса туман начал конденсироваться и выпадать в осадок, капли все увеличивались в размерах. Решили дождь переждать. Накрыли лодку пленкой, забрались во внутрь. Через пятнадцать минут дождик перерос в ливень и продолжался 40 минут. После ливня подул попутный ветер. Стараясь идти около пологих берегов, помогая ветру веслами, до обеда прошли около пяти километров.

После поворота реки у озера Березовая старица, ветер стал встречным и довольно сильным. До восьми часов вечера в муках преодолели всего около трех километров. Шли то отталкиваясь от дна, то таща бечевой, борясь с ветром и сильным течением.

На ночлег встали чуть ниже деревни Байдары, на противоположном берегу, изрядно измученные, но не побежденные.

21.08.00, понедельник, день десятый.

Температура воды 12 градусов, воды 13 градусов. Ветер встречный умеренный. Плотная облачность.

Проснулись в половине седьмого, позавтракали и в 8-15 снялись с якоря. Около километра толкались веслами, потом потащили бечевой. Когда идти стало невозможно из-за свисающих в реку деревьев, перешли под парусом на правый берег. Пока плыли на противоположную сторону, уплыли метров на триста назад. Правый берег был ровный и каменистый, но вдоль него шла основная струя. Запряглись и потопали дальше. Вскоре хороший берег закончился, начался высокий, обрывистый, с узким, глинистым заплеском, который обрывался сразу у кромки воды. Иногда заплесок исчезал полностью, и берег превращался в обрыв, возвышающийся над водой метра на четыре и на такую же глубину уходящий под воду. Тогда приходилось карабкаться вверх и идти по кромке обрыва. К обеду, по колено мокрые, измазанные глиной с ног до головы, дошли до твердого берега, пройдя около шести километров. Пока Володя готовил обед, вермишелевый суп с тушенкой, я собрал ведро грибов и даже успел половину почистить. Пообедав, часов до четырех варили грибы.

Попытка протащить лодку бечевой у поселка Рябинино не удалась. Весь берег загроможден причалами, катерами, лесом. Под парусом перешли к другому берегу. Попытались и дальше идти на парусах, помогая веслами, но налетели на мель. Бросили якорь, стали убирать паруса, а когда убрали, заметили, что в лодке недостает одного весла.… Вся команда нашего парусника заметно приуныла. Володя закурил сигарету, а я стал почесывать лысину. На одном весле можно плыть только вниз по течению, да и с веслами в стране напряженка. Весло самодельное, а труб такого диаметра больше не найти. Покурив и почесав, решили медленно спускаться на якоре, обшаривая оставшимся веслом дно, вдруг повезет. И повезло, радость пришла, откуда не ждали. Когда стал вытягивать якорь, заметил, что рядом с ним лежит утерянное весло. Благо, что вода в Вишере прозрачная, и мы стояли на маленькой глубине. Достали, на радостях заменили на них сорванные ранее заклепки винтами и стали толкаться вдоль левого берега. До вечера прошли километра три. На ночевку встали напротив Рябинино, но после общения с местными жителями, решили подняться немного вверх на моторе, дабы к утру все запчасти оказались на месте. Мотор от длительно застоя никак не хотел нас везти. Сначала едва завелся, потом перестал глушиться от кнопки, сорвался тросик газа. Кое-как стронулись с места и поднялись на пару километров выше.

22.08.00, вторник, день одиннадцатый.

Плотная облачность, сильный встречный ветер.

На завтрак вчерашние грибы с рисом, остатки растворимого кофе. Открыли последнюю банку сгущенки.

После завтрака потащили лодку дальше, карабкаясь по крутым, обрывистым берегам, разгребая завалы из поваленных деревьев, выпутывая бечеву из веток, торчащих из воды. К 13 часам дошли до устья Колвы.

На обед достали последнюю буханку хлеба. Денег оставалось только на обратную дорогу, поэтому принимаем решение, разворачиваться в сторону дома. Фотографируемся на высоком Вишерском берегу, на фоне устья Колвы и виднеющейся вдалеке на пригорке Чердыни.

Наш экипаж: капитан
Матрос, старпом и зам по всем вопросам.

Поднимаем якорь и отдаемся на волю течения. На ходу разогреваем праздничный обед из трех блюд: вчерашний суп, вчерашние грибы с рисом и чай со сгущенкой. Пока обедали, ветром нас прибило к берегу. Около часа стояли без движения. Ветер дул с такой силой, что выдувал из ложки суп. Пришлось натянуть тент.

На подходе к Рябинино нас поприветствовал, бросанием каменюки с моста, юный абориген. Пролетев около двадцати метров, камень упал в двух метрах от лодки, а абориген сиганул на велосипеде. В Рябинино купили хлеба, чая и с попутным ветром пошли дальше. За четыре часа прошли расстояние, которое вперед шли два дня. В половине девятого опустили паруса и стали готовить ужин, дрейфуя по течению.

Рябинино запомнилось расписными автобусными остановками и высоким, деревянным крестом на берегу, с надписью "Спаси и сохрани". От воды до креста поднималась широкая деревянная лестница. В поселке есть пекарня, магазины, почта, сельский совет.

23.08.00, среда, день двенадцатый.

Ночевали на якоре, километра на два выше Редикора. Сплавляться ночью не рискнули, из-за опасности налететь на какую-нибудь "козу". Как умылись, подняли якорь. Пока завтракали, течение донесло нас до поворота, за которым река течет на юг. Ветер стал попутный. На полных парусах продолжили плавание. К 14 часам дошли до Кондратьево. По дороге Володя разобрал таки примус, а то в последнее время он стал нас сильно доставать. Пока разогреваешь пищу, он норовит погаснуть, когда разогреешь, горит замечательно. Обедали на ходу. Ужинать начали против обыкновения рано, в 6 часов вечера. Обычно после двадцати часов только начинали готовить, но сегодня у Володи червяк зашевелился раньше времени, видимо от безделья. Около Тюлькино ветер сделал какой то невообразимый кульбит. Сначала дул слабый попутный, вдруг налетел сильный порыв с правого борта. Пока перекладывал парус на левый, ветер с такой же силой налетел с другой стороны. Еще несколько секунд и наступил полный штиль. Часа два мы ловили малейшие порывы ветра, а потом собрали паруса и стали готовиться к ночлегу. Температура к вечеру стала падать, давление расти, закат розовый. Все признаки хорошей погоды на завтра.

24.08.00, четверг, день тринадцатый.

Проснулись в 6 часов, но до семи ни кто не решался высунуть нос из-под одеяла. Температура воздуха 6 градусов, светит солнце, над серединой реки клубится полоска тумана. Разогреваем вчерашнюю рисовую кашу с консервой из кильки.

Пока завтракали, дул легкий попутный ветер, а как только тронулись, ветер стал встречным, очень неустойчивым. Два часа пытались ловить порывы ветра, а потом решили идти на веслах. До обеда догребли до залива Курья.

Когда сели обедать, лодку пустили по течению. В это время подул устойчивый боковой ветер и прибил нас к берегу. Как только пообедали, ветер опять стал встречным. Еще час пытались идти в лавировку, но потом поняли, что на веслах получается быстрее.

Ниже острова Кобылий Володя заметил на берегу рябину и предложил собрать ее, чтоб умаслить жен дарами природы. В половине восьмого нас остановил дождь. Закрылись пленкой, решили сразу же и поужинать. Небо было затянуто тучами, и думалось, что здесь и заночуем, но дождь кончился и мы двинулись дальше. Вновь дождь начался часа через полтора и застал нас в протоке напротив устья Усолки. За день было пройдено 26 километров.

25.08.00, пятница, день четырнадцатый.

В путь отправились в 9.05 в тумане, видимость не более километра. Ветер встречный, умеренный. По очереди гребем, по тридцать минут каждый. Часам к десяти туман начал подниматься, превратившись в темные тучи. Еще через пару часов пошел мелкий дождик. Подошли к острову, чтоб переждать, а заодно и пообедать. Время было 12.15, за кормой с утра осталось 10 километров. Пока Соловьев готовил обед, я исследовал фауну на наличие грибов, чтоб сделать заготовку на зиму. Остров оказался очень маленький, весь поросший ольхой и непроходимыми зарослями шиповника. Грибов не оказалось.

После обеда задул боковой ветер, выглянуло солнце. Можно стало идти на парусах. В 14.15 подняли якорь, а в 19.15 пришвартовались у ворот родной базы. За пять часов, без приключений, наслаждаясь видами проплывающих мимо берегов и купаясь в лучах уходящего лета, прошли 21 километр. Всего за день было пройдено 31 километр пути.

Некоторые итоги путешествия. За 14 дней пройдено 246 км. Средняя скорость в пути составила 17,6 км в сутки. Средняя скорость вверх по течению 12,3 км в сутки, вниз 30,7 км. Уровень воды в верховьях Камского водохранилища и низовьях Вишеры в это время довольно низок. Однажды на перекате, идя на створные знаки, зацепили дно мотором. При этом нам на встречу попался буксир с баржей, который не мог не пройти мимо этого переката. Или со времени установки знаков русло немного сместилось, или местные речники знают секретный фарватер.


Карта маршрута (260 Кб. Красными цифрами показаны места стоянок).