ОТЧЕТ

о парусном походе по Балтийскому морю
7 июля – 26 августа 2001 г


Москва, 2001 г.



Оглавление

1. Справочные данные о путешествии

Парусный поход 3-й к.с. протяженностью 460 км (в том числе под парусом 320 км) проведен с 7.07 по 28.08 2001 г. на Балтийском море (Финский залив, Аландский архипелаг).

[Обзорная карта (100Кб)]

Маршрут проходит по территории Финляндии.

Экипажем К.Федорова путешествие было продолжено к берегам Швеции, о чем подготовлен отдельный отчет.

Состав группы:

СудноЭкипаж
Катамаран «Феникс» M99 (13 м2, самодельный) Федоров Константин (рулевой)
Казанская Жанна
Казанская Евгения
Федоров Иван
Катамаран «Сполох» M150 (10 м2, Ветер) Шмерлинг Григорий (рулевой)
Чернова Надежда
Катамаран «Флайт» M294 (13 м2, самодельный) Макаров Александр (рулевой)
Макарова Людмила
Макарова Мария
Макаров Андрей

Текст отчёта — Г.Шмерлинг.

Идея и план

Идея принадлежала Александру Макарову, уже бывавшему у финнов и делившемуся впечатлениями от хождения на арендованной яхте. Европа, сервис, нет воровства, мягкая погода, чистое море, тысячи островов, достопримечательности. Все замечательно, но... хоть были и карты и GPS, сбились буквально на несколько метров с фарватера, и пришлось ремонтировать погнутый баллер.

Так почему бы не походить по финским шхерам на катамаране, которому фарватеры не указ и можно ходить не только от причала одной яхтенной стоянки до причала другой? Последующее изучение вопроса показало, что вроде бы ничто этому не препятствует. Лодка, катер или яхта для финнов дело житейское (плавсредств там, наверное, столько же, сколько и жителей). Сведений о каких-то особых регистрационно-погранзонных запретах и строгостях не обнаружилось. Отмечены на картах зоны ограничения доступа, где нельзя стоять; есть полигоны, где постреливают — так туда в это время и не пропустят. Зато на Аландских островах обнаружились фирмы, выдающие всем желающим напрокат пластиковые каяки для самодеятельных плаваний по архипелагу.

Правда, не встретилось упоминаний о разборных парусниках. Наверное, незачем они финнам — при их-то яхтах, стоянках, Балтике. Но что ж мы, хуже байдарочников?

Слово «катамаран» было сказано, и идея насчет окна в Европу овладела не то чтобы массами, но еще двумя рулевыми головами: председателем нашего клуба Константином Федоровым, который по договоренности с Александром как раз занимался реанимацией (вернее сказать, постройкой заново) его катамарана, и Григорием Шмерлингом. Вознамерившись вернуться к активной парусной жизни, Григорий осенью 2000-го прикупил "Ветер" и жаждал снова подышать морским воздухом.

План

Первая часть плана состояла в том, чтобы проникнуть на финскую территорию под видом обычных автотуристов. План довольно рискованный: ведь до Финляндии можно было и не доехать. Особенно это касалось экипажей M 99 и М 150, которым предстояло вьючить в дальнюю дорогу заслуженные Москвич и Жигули.

Тем не менее, рассматривать всерьёз альтернативные варианты пересечения границы — ехать поездом или идти своим ходом из Выборга — мы не стали. Первый по причине очевидной тяжести и сложности добираться на перекладных с кучей барахла, и к машине-то едва подтаскиваемого силами семейных экипажей, а также многократного возрастания затрат на дорогу.

Второй вариант... внутренний голос твердил, что погранцы наши лодки не выпустят. Не из-за паспортов и виз, а потому что станут совмещать обязанности ГИМСа, Спортсудорегистра, ещё, пожалуй, и ЖЭКа. В общем, затребуют кучу бумаг и снабжения, у нас отсутствующего. Да и с финской стороны процедура прихода из соседних или нейтральных вод, естественно, требует соблюдения формальностей. Сначала следует идти в определенные пункты пограничного и таможенного контроля, а как быть, если погода или еще что потребует срочно пристать к бережку? Тут-то и окажешься нарушителем границы.

Итак, было решено ехать на машинах.

Вторая часть плана: куда ехать. Здесь все было ясно: на стоянку, в районе города Таммисаари (59°53'09"N, 23°24'09"E), знакомую Александру по плаванию на яхте.

Третья и основная часть плана — куда и как плыть, то есть, тьфу, идти, была расписана не столь чётко. Главное — добраться до Финляндии, до моря, а уж там… Самой заманчивой целью выглядели Аландские острова с их морской столицей — Мариехамном. Гавань Марии, город, основанный в 1861-м Александром II и названный им в честь супруги, императрицы Марии. Путеводители сулили много заманчивого и на других островах — маленькие городки, музеи, оставшиеся со времен войны со шведами развалины русской крепости Бомарсунд.

А там, совсем рядом, и сама Швеция. Один переход — как через Большое Онего. И с этого года шенгенская виза — позволяет! Но времени на все про все с дорогой у экипажей Макарова и Шмерлинга было 3 недели, и расстояние даже только до Мариехамна и обратно — километров 400 по прямой с учетом превратностей погоды казалось великоватым. Правда, имевшийся на М 294 4-сильный Mercury давал надежду хорошо идти в штили (полностью оправдавшуюся).

Федоров же, воодушевленный перспективой походить по Балтике и не стесненный временем, решил выжать из 50-дневной визы всё, что возможно, и вынашивал планы заглянуть к шведам.

Информация

Финляндия широко представлена в Интернете, и любая поисковая машина или каталог тут же обрушит на вас море ссылок. Свои сайты имеют муниципалитеты, отели, кемпинги, яхтенные стоянки. Но многие сайты рассчитаны на «внутреннее употребление» и не имеют англоязычных версий — лишенцам вроде нас, не владеющим финским или шведским, придется ограничиться просмотром фото-красот. Приводим главные сведения и несколько полезных ссылок.

Визы

Посольство Финляндии в Москве (Кропоткинский переулок 15-17; тел. 246 4027).

С марта 2001 г. Финляндия присоединилась к Шенгенскому соглашению. Для получения визы требуется приглашение из Финляндии. Совет последователям: ткнув пальцем в Интернет, выбрать кемпинг/марину, откуда вы решите стартовать, и попросить прислать факсом приглашение. Другой вариант — найти турфирму, которая за некоторую мзду сама устроит приглашение и оформит визы.

Для получения визы нужна и международная медицинская страховка на время пребывания за границей, причём обязательно без франшизы, т.е. без условия о минимуме расходов, начиная с которого вам причитается возмещение. На автомобиль потребуется приобрести международную страховку гражданской ответственности «зелёная карта»; сделать это можно уже перед границей. Виза и все страховки обойдутся примерно в $ 60 на человека.

Таможня

Таможенные правила (ссылка обновлена в 2007г.)

По правилам от 1.02.2001 г. на человека можно везти:

  1. 1 литр водки или иного пития крепче 22% ИЛИ 2 литра шампанского или вина <22%.
  2. Плюс к тому 2 литра столового вина И 16 литров пива.
  3. Начиная с 17 лет — 200 сигарет ИЛИ 50 сигар ИЛИ 250 г. табака.
  4. 60 см3 духов ИЛИ 250 см3 туалетной воды.
  5. 100 г чая И, если не менее 15 лет, 500 г кофе в зернах ИЛИ 200 г растворимого.
  6. На машину 10 л бензина в канистре сверх того, что в баке.
  7. Не более чем по 1 кг продуктов каждой из следующих групп: мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молочные продукты, яйца.
Общая стоимость ввозимых товаров, исключая чай-кофе-табак-духи-спиртное, но включая пивко, не должна превышать 1100 FIM (примерно 4500 руб.). Для подтверждения непревышения могут понадобиться чеки.

Как себя вести на природе

Правила для туристов, опубликованные в брошюре «Aland camping»:

...Вы можете скользить по спокойной воде и испытать открытые морские воды. Ваш собственный маршрут по архипелагу дает несравнимую свободу, но одновременно требует и высокой степени ответственности.

Даже вблизи населенных мест и летних усадеб берега островов и лес совершенно дикие — ни следов топора, ни чёрных пятен кострищ, ни бумажек и мусора. Разве что то, что выбрасывает море. По финским берегам можно ходить босиком, не боясь поранить ноги о битое стекло — пить пьют, а бутылки не бьют, такая уж национальная особенность.

Оказывается, совсем не трудно обойтись без костров и готовить на примусе; огрызки и какашки закопать, а банки и другой мусор собрать в пакет и довезти до мусорного бака. Вот и получается: благодаря тому, что цивилизация рядом (этот самый бак у магазинчика на стоянке) и люди цивилизованные — природа остаётся нетронутой.

Карты

Для точного ориентирования нужны карты масштаба 1:50000, продающиеся в книжных магазинах в виде альбомов-атласов. К сожалению, стоит каждый альбом около $40 (в Швеции немного дешевле) и притом охватывает небольшой участок Архипелага. На маршрут от Таммисаари до Мариехамна нужно три таких альбома. На подробных картах помечены все яхтенные стоянки, глубины, опасности, навигационные знаки; отдельно в еще более крупном масштабе показаны схемы портов и сложные участки.

Обзорные морские карты 1:200000. Цена листа ~ $25.

Автодорожные карты 1:200000. Цена листа ~ $20. Листы GT1 (Аланды — Ханко) и GT2 (Ханко — Порво). По-моему, они даже лучше морских двухкилометровок: острова показаны так же точно, притом с дорогами, населенными пунктами и даже домиками на островах. Сложены гармошкой, пользоваться удобно. Что плохо — нет фарватеров, географическая координатная сетка дана всего несколькими линиями, так что для нахождения точки по выданным GPS координатам надо вооружаться линейкой.

Туристская карта Аландов 1:100000 — примерно как автомобильная, но показаны и фарватеры; координатная сетка удобнее.

Район острова Hasto Buso на подробной карте Район острова Hasto Buso на обзорной карте Район острова Hasto Buso на автодорожной карте

Компакт-диски с картами. Дорогие. Пиратские копии могут быть в ларьке на заправке в Торфяновке (192 км трассы Скандинавия). Наверное, должны попадаться и в Питере. Функции программы включают просмотр карт (они хранятся в каком-то внутреннем формате), систему навигации по ним, показ различной справочной информации, прокладку маршрутов, работу с данными GPS. Диск «St.Peterburg — Stokholm» основан на обзорных картах, а серия «Merikarttasarja A, B, C, D, E, F» — на подробных.

При сопоставлении карт с данными GPS необходима сверка (сказано, что карты рассчитаны на традиционные способы навигации и не гарантируют ту же точность, что GPS).

Полезные сведения

Различная информация о Финляндии, по-русски. Есть разговорник (в Финляндии почти все, кроме людей старшего возраста, объясняются по-английски. На Аландах English уже не так популярен, там финско-шведское двуязычие).

Аландские острова (ссылка исправлена в 2011 г.). Портал для туристов. Имеются English и Deutsh. Можно заказать проспекты, которые действительно придут через неделю по почте. Кстати, в проспектах о маринах и кемпингах есть не только все сведения, включая цены и координаты, но и схема архипелага (двухкилометровка).

Maritime Administration Общие сведения, разные правила, телефоны и сайты морских служб, множество ссылок. English, но по мере углубления в ссылки, увы, больше финский или шведский.

График переходов

ДеньДатаУчасток маршрута кмПод
двиг.
км
Ход.
время
ч.мин
Скор.
км/ч
ПогодаВетер
(баллы, курс)
Волна
макс., м
1-27-8.07Москва – Таммисаари (авто) 1300
3-49-10.07сборка лодок, дневкаясно--
511.07— Breidablick [карта] 20-5.403,8ясно4–5 бейд0,7
612.07дневка 0,5---ясно~6-
713.07дневка ----грозы5-6-
814.07— о.Stenharu [карта] 32-6.304,9пер.4-5 бейд1
915.07— о.Skargarden [карта] 45 6.107,3пасм.4-6 глф-фд0,7
1016.07— о.Vidskar [карта] 25 4.405,4пер.2-4 бейд0,5
1117.07— о.Grano [карта] 58887,2пер.,туман2-3-
1218.07дневка ----пасм.--
1319.07— Мариехамн[карта] 45 67,5пер.пер. 3-5 -
 — кемпинг Mokelo 55~1~5пер.~61
14-1520-21.07дневки; экскурсии в Мариехамн и Стокгольм
1622.07— о.Foglo 5087.156,9ясно2-3-
1723.07— о. Kalo 50-5.309,4ясно3–4 глфдо 0,5
1824.07— о.Storon 484876,9ясно0-1-
1925.07— Breidablick 646497,1ясно0-3-
2026.07— Таммисаари 2064.154,7ясно0-2-
21-2227-28.07Таммисаари – Москва (авто) 1300

фд – фордевинд; глф – галфвинд; бейд – бейдевинд; пер. – переменный.

Пройдено по генеральному курсу 462 км, из них под мотором 139 км.

Дальше: как это было.