О подготовке похода и начальном этапе плавания экипажа К.Фёдорова, который проходил совместно с экипажами А.Макарова и Г.Шмерлинга, можно прочесть здесь.

Предполагалось, что суда вместе дойдут до Мариехамна, но, когда 17 июля в конце ходового дня группа попала в туман, самостоятельно выбиравший курс К.Фёдоров оказался далеко от двух других экипажей и начал одиночное плавание.


К.Фёдоров


Поход к «надменному соседу»

17 июля, вторник.

Ночевали на о. Vidskar. Подъём в 8:30, вышли в 12:00. Сильный туман. В 17:00 встали на перекус на о. Кёкар, через полчаса подошли Гриша и Саша.

После перекуса вышли в направлении Аландского архипелага. Примерно через 2 часа хода с моря надвинулась чёрная хмарь. Саша с Гришей пропали из виду. Они шли мористее, мы жались к востоку, ближе к островам. Видимость упала до 30—50 м. Через некоторое время связь по рации с ребятами прекратилась и далее нам предстояло идти самостоятельно.

В 23:00 в сильном тумане и в сумерках встали на ночёвку на островке с отлогими каменными плитами. Недалеко стоял домик с ровной лужайкой, где мы поставили палатку. Потом поняли, что этого делать не следовало.

За день прошли 50 км.

18 июля, среда.

Утром опять стал сгущаться туман, соседние острова исчезли из виду. Мы поняли, что не знаем, где мы находимся и куда нам идти дальше. После обеда появились хозяева дома. Они показали где мы и вежливо попросили нас выйти вон. Как оказалось, встали мы на безымянном островке, который расположен восточнее о. Sommaro. В 16:00 мы покинули этот остров, а в 19:00 встали на ночёвку в сосновом лесу. За 3 часа при слабом (1 б.) попутном ветре прошли 11 км. Стоянка северо-восточнее о. Degerou.

19 июля, четверг.

Ночью была гроза (что повторялось довольно часто). Утро дождливое. Ветер сильный — 5 б., встречный. Вышли поздно, в 12:00, прошли мало — 25 км. Переход занял 5 часов. На стоянке встретили немцев, путешествующих на каяке. Ужин прошел на высоком международном уровне. Ночевали на о. Prasto.

20 июля, пятница.

На переход вышли в 11:00. Пересекли залив Лумпарн (к востоку от Мариенхамна) при сильном, до 7 б., встречном ветре. Около 18 км. Много яхт. С трудом преодолели канал со встречным течением и задвижной мост — помогла финская моторка. К обеду в 15:00 встали на берегу у кемпинга. До центра Мариенхамна 10 мин. пешком. Цена стоянки — 200 ф.м./сутки. Пробыли мы здесь 4 дня. Кемпинг расположен в городе на восточном берегу.

24 июля, вторник.

В 11:00 покинули это замечательное пристанище. Ветер 1 балл, юго-запад. Идём в Швецию.

За день прошли 55 км, на ночёвку встали в 19:00 на о. N.Oigestar — это самый западный остров Финляндии. Отсюда хорошо виден шведский маяк в ~30 км. остров необитаем, безлесный. На западной стороне много подходов с плоскими каменистыми плитами.

25 июля, среда.

Встали рано, вышли в 9:15. Ветер до 1 балла с юго-востока. В 14:00 пересекли пролив под названием Сёрда-Кваркен, и вот мы в Швеции! нашли местечко с плоскими камнями и встали на ночёвку на о. Byhoima. Он лесистый, много небольших лужаек для палатки. Северное побережье необитаемо (мы здесь и стояли). Невдалеке, в 4—5 км, видна дорога и мосты. За ближайшим мостом катерная стоянка и населенный пункт (на карте его нет).

26 июля, четверг.

Днёвка. Очень тепло. Солнце. Весь день купались, загорали. Общались с местными шведами — они на моторках приходят сюда загорать нагишом и купаться.

27 июля, пятница.

Подъём в 9:00. Отходим в 11:30. Большая прибойная волна, ветер с северо-запада 3-4 балла — попутный. Мы идём в направлении г. Стокгольм. Идём вблизи берега. Большие песчаные пляжи, сосновый лес. Очень много рыбацких сетей. Около 16:00 встали на стоянку. Песчаный пляжик. Невдалеке домики. Познакомились с местными шведами, они пригласили нас на кофе. В магазине цены ниже, чем в Финляндии. Водки нет. Начало фиорда, где мы встали на ночевку, обозначено маяками и вехами. Судовой ход забит яхтами, моторками. Часто проходят гигантские паромы типа «SILJA LINE». Много коммерческих судов со всех стран мира.

Только ни одного российского флага мы до сих пор не видели. Видимо, то окно на Балтике, что прорубил Петр Великий, или кто-то забил дубовыми ставнями, или оно просто не нужно России!

...За день прошли 40 км.

28 июля, суббота.

Встали в 9:00, вышли в 11:00. С утра слабый ветер до 1 б. с северо-востока. Значит, попутный. К 13:00 раздуло до 3 б. Встретили группу местных парусных туристов из 8 катамаранов. Они по конструкции типа «Хобби-кэт». Корпуса жёсткие. Барахло в герметичных рундуках-балках. Экипаж — 2 чел., идут в гидрокостюмах. Парусность до 15 кв.м., вооружение: грот, стаксель, спинакер. На всех лодках шведские флаги.

Мы с гордостью расправляем свой российский флаг на правой ванте. Экипажи на всех встречных судах сворачивают шеи, глядя на наш катамаран. Ещё бы, экзотика! Русские идут! Большая редкость!

Встали в 18:00. Пляжик, песочек. Соснячок, за ним поле, а там — коровы. Домов поблизости не видно. Ужин, как всегда, готовим на примусе «Калеман». Дорогая штука, но работает безотказно — фирма! (...а наш «Шмель» — дрянь!).

За день прошли 45 км. Ночью опять была гроза.

29 июля, воскресенье.

Утро. Встали в 10:00. Ветер поменял направление на 180є и резко усилился — до 5-6 баллов. Берём рифы и в 12:00 начинается изматывающая лавировка в довольно узком фиорде при интенсивном судовом движении.

Очень хочится день рождения старшего матроса провести в Стокгольме, а до него где-то 35—40 км.

Начинаем привыкать ко всеобщему вниманию со стороны других яхт. Фото, видео, бинокли. Все приветственно машут при встрече рукой — у них так принято!

Ходят иностранцы под парусами грамотно. Правый галс, левый галс, подветренный... Когда надо — уступают. Мы только с монстрами-паромами старались не встречаться. Уж больно огромные они — раздавят и не заметят! Встали в 17:00, за день прошли 20 км. По пути видели большое количество уютных бухт с песчаными пляжами. начинается пригород Стокгольма, дальше идти нет смысла: в столице Швеции палатку не поставишь.

30 июля, понедельник.

Днёвка. Сильный ветер.

31 июля, вторник.

У местного шведа узнали, что до города можно добраться автобусом, который идет от парома до станции метро. Быстро свернулись и пошли к парому. Там нашли уютную бухту с магазином. Рядом стояли частные домики. Продавщица позвонила хозяину, и мы получили добро на стоянку в частном владении. Быстро поставили палатку, привязали катамаран к пирсу. Сели в автобус и в 16:00 были в центре Стокгольма!

6 августа, понедельник.

Всю предыдущую неделю мы впитывали западную (скандинавскую) цивилизацию. Столица Швеции считается культурным центром Европы. От обилия впечатлений кружилась голова и быстро худел кошелек.

Погостили — пора и честь знать! Домой! В Россию!

Вышли рано, в 12:00. Тихое солнечное утро, встречный штиль. И тут, о чудо! Мы встретили две российские яхты Петербургского университета. Они тоже возвращались домой. Взяли нас на буксир, и мы под мотором прошли 30 км. Спасибо, земляки! Встали в 18:00 на острове, заросшем буйным лесом и малиной. Недалеко стояли частные дома.

Обнаружили пропажу ремнабора. Нет ни одной запасной гайки! Это плохо. Видимо, потерял на прошлой стоянке. Произвел технический осмотр катамарана, подтянул все соединения. Видимых дефектов и поломок нет.

7 августа, вторник.

Над Швецией циклон. Всё затянуло тучами, идёт дождь. Вынужденная днёвка. Собирали малину. В 16:00 дождь прекратился. Сегодня месяц, как мы в походе!

8 августа, среда.

Утро солнечное. Свернули палатку в 10:00, и тут возник швед с собакой. Он сказал, что мы не можем тут стоять. Попросил документы на нашу собаку — очень беспокоился по поводу прививки от бешенства. Мы его успокоили и покинули его частное владение. Ветер — бакштаг 1-2 балла. Через 2 часа раздуло до 4-5 б. Шли до 18:00 до точки, от которой будем пересекать пролив на Финляндию.

Встали недалеко от стоянки, где стояли в прошлый раз. Место хорошее, привычное. За день прошли 55 км.

9 августа, четверг.

Всю ночь лил дождь. Бушевал ветер, волны пытались утащить катамаран в море. Я «спал» на лодке под шум прибоя. Утром стало ясно, что пересекать пролив в таких условиях не следует: устроили днёвку. К вечеру стало стихать, появилось солнце. Решили стартовать пораньше, если продолжится улучшение погоды.

10 августа, пятница.

Встали в 5:00, в 6:10 вышли в море. Ветер 3 б., галфвинд правого борта. Идем по компасу. Ни маяка, ни берега Финляндии не видно. По карте до него более 30 км.

Несём один грот. Через час, т.е. в 7:00, ветер усилился до 5 баллов. Зарифили грот. Недалеко параллельным курсом идёт яхта под шведским флагом. К 9:00 ветер усилился до 6-7 баллов. Свистит в вантах, волна до 2 м. Соседняя яхта куда-то пропала, море пустынно. Одни волны с гребешками наверху. Шведский берег утонул в море, остался виден только маяк. Впереди к 10:00 стал виден финский маяк.

Скинул часть зарифленного грота, и все равно скорость по курсу большая. Гребни волн иногда забрызгивают кокпит. Показался финский берег. Надо немного привестись, чтобы укрыться в заливе между островами, т.к. прямо по курсу голый скалистый берег. Адреналин прёт из ушей!

В 11:00 нырнули в шхеры и нашли изумительную стоянку на очень живописном о-ве Torpo. За переход одолели 45 км. Катамаран и экипаж выдержали испытание штормовым морем превосходно! Только наша любимая собака Дашка тяжело перенесла переход. Её здорово укачало, но, ступив на берег, она быстро позабыла грозную стихию.

11 августа, суббота.

Подъём в 9:00 — это по Швеции, в 10:00 — это по-фински, в 11:00 — это по-русски.

Солнце, теплынь! Обнаружили, что шведские продукты на исходе. Нужен магазин, а главное — нет финских марок. На баксы здесь не продают. Вышли в 12:00. Нужно делать крюк, идти в Мариенхамн, чтобы поменять и затариться. По карте невдалеке значился какой-то населенный пункт. Зашли туда, а там нет магазина — зря потеряли время. В Мариенхамн пришли в 16:00. Ветер был встречный, 5-6 баллов, бейдевинд правого галса.

Встали у пирса яхтенной стоянки, пришвартовались на кранцах. Жанне удалось поменять баксы на марки (нас приняли за янки), но магазины были уже закрыты.

на ночь встали на противоположном берегу, напротив яхтенной стоянки. Попытались найти хозяев стоящего недалеко дома, но никого не нашли. Поставили палатку, катамаран ошвартовали у пирса и легли спать.

12 августа, воскресенье.

Днёвка. В 10:00 покинули стоянку и опять вернулись (через залив) к причалу яхтенной стоянки. Пока мы ходили по магазинам Мариенхамна, ветер очень усилился и изменился на встречный. Принимаем решение вернуться на прежнее место и завтра с утра отправиться в путь. Как только поставили палатку — пошёл дождь.

13 августа, понедельник (!).

Встали в 7:00 по-фински. День немного пасмурный, но дождя нет! Ветер изменился на попутный, 2-3 балла. Вышли в 8:30 и шли целый день. Только на о-ве Kokar сделали стоянку, чтобы размяться и облегчить жизнь Дашке. Она на ходу не умеет.

Созрела голубика, много черники! На стоянку встали в 20:00 на знакомом острове Vidskar. За день прошли 100 км. Это наш семейный рекорд! И вообще день прошел очень приятно, без проблем! Видимо, на море сухопутные приметы недействительны.

14 августа, вторник.

Вышли в 12:00. Дует ровный попутный ветер 3-4 б. По пути сделали остановку на очень симпатичном островке без названия. Матросы купались в прозрачной тёплой воде, ныряли в маске на дно. В 19:00 встали на стоянку на нашем старом месте, где мы стояли ровно месяц назад. Палатку поставили не в лесу у избушки, а на мысу под сосной, рядом с большим плоским камнем. Остров этот называется Pyssebb. За день прошли 60 км по генеральному курсу.

15 августа, среда.

Днёвка. Погода прекрасная. Жара 40є С на солнце! Лёгкий ветерок. Купаемся, загораем. Иван пытается поймать рыбу. Дашка пытается поймать пушстого чёрного зверя размером с кошку.

16 августа, четверг.

К 10:00 утра, когда мы уже собрались идти, опустился лёгкий туман. Но мы всё же пошли. Временами туман сгущался, видимость падала до 50 м. Идём по компасу. Ветер 2 б. встречного направления. Через 2 часа с трудом пытаемся определиться. В 13:00 встали на острове для перекуса. Увидели финского рыбака, он показал на карте этот остров. До Ханко оставалось 10 км.

После Ханко наша карта кончалась. Дальше идём по автомобильному атласу, где нет ни фарватера, ни островов, которые сплошняком обступили нас. Туман усилился. Идём по компасу, зная, что г. Таммисаари находится к северо-востоку от Ханко и где-то там наш яхт-клуб.

Где-то что-то гудит и тарахтит, значит, рядом судовой ход. Надо бы пристать к какому-нибудь острову, но где он? Вдруг из тумана выплывает финская яхта. Мы к ней. Жанна что-то лопочет по английски и лезет на борт этой яхты. Там белый от испуга финн что-то пытается показать Жанне на карте. GPS-ки у него нет, и он тоже не знает, куда идти. Мы решаем идти по компрасу до упора — до ближайшего острова. Финская яхта, включив движок, нарезает круги около буйка фарватера. Для неё шаг влево или вправо — смерть!

Кое-где из-под воды торчат камни. Нам, резиновым, плевать! Ну, шверт стукнет, ну, руль зацепит — не страшно! Через полчаса послышался равномерный шум прибоя. Значит, впереди земля! И вдруг перед носом показалась тёмная каменная стенка. До неё метров 25. Идём вдоль этого берега. Через 30 мин. туман стал жиже, видим соседние острова и удобную стоянку — плоские камни, где можно вытащить катамаран.

Через 2 часа туман исчез. Мы обследовали остров. На нем оказалась большая усадьба из нескольких домов, но хозяев нигде не было. Куда идти, на каком острове мы стоим — неизвестно. С этим мы и легли спать.

17 августа, пятница.

Вышли в 11:00. Ветер слабый, лёгкая дымка. Нашли по дороге финского рыбака. Он пригласил нас в свой дом и показал карту (наша-то кончилась), мы поняли где мы есть и куда идти. Раздуло до 3-4 баллов.

Через 2 часа мы были уже в «нашем» яхт-клубе, где нас очень тепло и радушно встретили Анеля и Эско.

Вечером мы всем экипажем наслаждались финской сауной и прощались с ласковой волной Балтийского моря. Из окна сауны потрясающий вид на море, где стоя красавицы яхты, белые катера, а за ними на багровом горизонте пылает закат уходящего солнца.

Вот и закончился наш морской поход! Очень здорово и красиво! За все время нами пройдено по генеральному курсу 850 км.

18 августа, суббота.

Катамаран в упаковках лежит на багажнике моего Москвича. Прощаемся с радушными хозяевами яхт-клуба. Впереди дальняя дорога домой.

Заехали в г. Таммисаари, купили всяких сувениров. Зашли в здешний яхтенный магазин. После Таммисаари поехали в аквапарк «Сирена». Наслаждались водными процедурами до закрытия. За 4 часа, что мы там были, успели обойти и попробовать только половину всех водных штучек. Остальное — в следующий раз.

Ночевали недалеко от Хельсинки в лесочке у проселочной дороги. Очень много грибов!

19 августа, воскресенье.

В 12:00 заехали почти в центр Хельсинки. Обменяли деньги и посетили сначала местный рынок сувениров, потом пошли гулять по городу. Спустились и покатались в метро. Очень красивый город. На пути к финской границе заночевали на площадке для отдыха. Поставили палатку и хорошо выспались.

20 августа, понедельник.

Утро. Откуда дует и с какой силой, нам знать не нужно. А жаль! Всё кончилось.

Тронулись к границе в 10:00. Приехали в 13:00 — граница закрыта... на обеденный перерыв (правда, только для русских) — финны едут без перерыва!

Наших собралась длинная очередь. Стоим, возмущаемся. Как же так? Они едут, а у нас закрыто на обед! Абсурд! В 14:00 открывают два окошка — паспортный контроль. Потом таможня. Потом Россия.

От границы до С.Петербурга мы насчитали 17 постов гаишников. За всю дорогу по Финляндии (~500 км, включая и города) мы только один раз увидели и были остановлены полицейским контролем (дули в трубочку на алкоголь).

Почему так? Криминальное государство... В Питере мы на три дня остановились у родственников.

24 августа, четверг.

На Валдае нас остановил местный гаишник... за неправильный обгон (!?). Это мой-то перегруженный Москвич мог кого-то обогнать? И тем не менее мой кровный стольник исчезает в кармане мундира с капитанскими погонами... а квитанции у него кончились!

В 17:00 мы уже были на «отсыпке» у г. Конаково. Через два дня соревнования — надо собирать катамаран!