Краткое описание
похода на парусных катамаранах
по Финляндии

в период с 27 июля по 13 августа 2001г.

Маршрут: Москва – Выборг – оз. Пуула – оз. Патаярви – Хельсинки – Стокгольм –Хельсинки - Москва

История

Данный опус никаким образом нельзя рассматривать, как отчет, это скорее заметки о прошедшем походе, да и то написанные год спустя по воспоминаниям, т.к. во время собственно похода никакие дневники не велись. Идея его написания возникла после одного из посещений сайта parusanarod.ru, когда стало понятно, что есть немалый интерес к зарубежным походам, но основной объем информации посвящен походам по территории России. Еще раз необходимо подчеркнуть, что это – просто попытка поделиться некоторым опытом, который может пригодиться тем, кто будет планировать аналогичные мероприятия.

Итак, собственно говоря, откуда взялась идея такого нетривиального варианта? Все началось весной 2001г., когда в марте или апреле мне позвонил Борис и сказал, что они собираются арендовать коттедж в Финляндии вместе с друзьями, которые после этого хотят недельку сплавляться по р. Кийминкийоки, и мне надо срочно дать ответ, будем ли мы тоже в этом участвовать. Поскольку в Финляндии никто из нас не был, а об отдыхе в коттедже с сауной, ягодами, грибами и горячими финнами вокруг слышали только положительные отзывы, то мы посовещались и быстренько согласились. В основном конечно потому, что ничего не надо было организовывать. Все собирался делать Борис и его старые знакомые ещё по Тушинскому клубу туристов – Алексей и Галина Кокорины.

После того, как был определен коттедж и сроки его аренды (4 –11 августа), возник вопрос о том, чем заняться кроме этого? Ехать в Финляндию всего на одну неделю конечно, нелогично. Обсуждали вариант присоединиться к Кокориным и сплавиться вместе с ними, но с одной стороны, наши дети гораздо младше (самому младшему - Кольке - тогда было 6 лет), у них нет сплавного опыта, а с другой - по срокам (после 11 августа) сплавляться уже пожалуй немного поздновато, если исходить из нашего опыта походов по Карелии. Поэтому был принят другой план поездки – добраться до коттеджа заранее – за 8-10 дней до 4 августа, оставить там все вещи, сделать круговой маршрут по озерам, а после этого провести неделю заслуженного отдыха в коттедже на берегу озера, наслаждаясь всеми прелестями домика в деревне. Тогда же возникла идея смотаться на денек в Стокгольм на пароме из Хельсинки (уходит вечером около 17, а приходит утром в 9), раз уж есть Шенгенская виза. В результате весь срок путешествия (т.к. назвать всё это походом уже никак нельзя) приближался к 2,5 неделям, что уже стало вполне приемлемо.

Состав

В той части, которая относится к парусному походу, группа состояла из двух семей. Семья Письменных - Борис, Наташа, Лёня (9 лет) и Коля (6 лет). И семья Черновичей – Миша, Мирра, Саша (16 лет) и Лена (14 лет).

Организационные вопросы

Составные части

Вся наша поездка состояла из четырех сильно различающихся частей. Первая часть – собственно поход по озеру Пуула (7 дней), вторая – отдых в коттедже на берегу озера Патаярви (7 дней), третья – поездка на пароме в Стокгольм и обратно (выходные) и, наконец, четвертая – посещение аквапарка под Хельсинки (полдня).

Коттедж. Вопрос с арендой коттеджа решился через агентство «Турфирма Нева». Правда, необходимо отметить, что забронировать коттедж можно через Интернет, а визу оформить непосредственно в посольстве. При этом цена будет немного ниже, а головной боли – намного больше. Стоимость одной недели аренды, в зависимости от размера коттеджа и его расположения колеблется где-то от 350 до 700 долларов США, а вместимость от 5 до 10 человек. Нам коттеджи обошлись по $600, но это – в южной части страны и только на 6 чел., т.е. у нас – на одну семью. Располагались они на маленьком (размером примерно 1х2 км) озерке, к сожалению, не сообщавшемся с большими озерами. Поэтому нам необходимо было разработать такой маршрут похода , который бы начинался и заканчивался недалеко от него. В результате было выбрано озеро Пуула (район Миккели). По идее (точнее, по карте) от места, где планировался стапель до коттеджей было 4 км, но на самом деле оказалось несколько иначе.

Визы

Делали через ту же турфирму. Некоторые сложности возникли со сроками. Поскольку мы арендовали жилье только на 1 неделю плюс поездка на пароме, то визу больше, чем на 10 дней, делать было не положено. Поэтому пришлось формально прописать нас ещё в другой коттедж, который сняли Кокорины на севере страны на следующей неделе – с 11 по 18 августа. В результате и мы получили визу на 18 дней. На самом деле, как выясняется, можно было отправить факс в пару любых отелей с просьбой забронировать на недельку места в каждом из них и подтверждение этой брони является достаточным основанием для посольства для выдачи визы. Именно так и делают турфирмы, когда им нужно оформлять визы, но слишком уж превышать сроки реального проживания они не любят.

Таможня

При выезде на границе надо заполнять декларацию и сохранять ее до возвращения. При въезде надо писать новую, но туда переписывать все, что было в первой. Вместо катамарана лучше указать – «надувная лодка», т.к. для наших таможенников это понятно, а катамаран – вещь необычная, может вызвать ненужные вопросы. Автомашина и ее номерные агрегаты должны быть указаны в декларации.

Продукты

Практически все везли из Москвы. Цены там все же заметно выше на все, за исключением почему-то апельсинового сока – в точности, как рассказывали Кокорины, побывавшие в Финляндии в 2000 г. и сразу загоревшиеся поехать туда ещё раз.

Рыбалка

По всем описаниям надо приобретать лицензию. Поскольку у нас никто серьезно рыбу не ловил, то мы ее не приобретали. Удочки доставали нелегально один раз ночью на озере, но никто не попался (в смысле рыбы). В коттедже выяснилось, что оплата лицензии уже входит в стоимость аренды, поэтому на том озере, где стоит коттедж можно ее ловить без ограничения. Там сын Кокориных Андрей выловил щучку, килограмма на полтора. Остальную рыбу пришлось покупать в магазине.

Гринкарта

Напуганные якобы очень жесткими требованиями Европы к автомобилям, купили её в Москве заранее вместе со страховками и визами. Оказалось, что в Выборге объявления о продаже «гринкарт» висят на каждом углу. В самой Финляндии никому в голову не пришло спрашивать ее у нас. Дорожную полицию видели только один раз за все время поездки, уже в Хельсинки, но и здесь мы её не заинтересовали.

Парковки

В городах в самых удобных местах или платные, или с ограничением времени стоянки (1, 2 или 4 часа), на каждой указан её режим работы. В Хельсинки мы попытались найти парковку для пассажиров парома, но никак не могли ее отыскать. Потом по словам одной из гидов, к которой мы обратились, таковой не существует в природе, но в выходные (с вечера пятницы до 8 утра в понедельник) ставить машину можно бесплатно на любой суточной парковке. Мы сказали, что наш паром возвращается в 9, на что она рассмеялась и ответила, что ее тоже, но она каждый раз так делает и пока никто ее еще не штрафовал. Действительно, мы нашли недалеко от порта проулок без всяких обозначений, забитый машинами, и приткнули туда нашу (в субботу днем – перед паромом). Забрали мы ее в понедельник около 11 часов - без всяких проблем .

Паром в Стокгольм

На паромных переправах работают две компании - «Силья Лайн» и «Викинг Лайн». Мы плыли на пароме «Мариэлла» компании ‛Викинг Лайн“. Отплытие из Хельсинки в 17:30, прибытие в Стокгольм – в 9:30. Ночью на один час переводятся часы, т.к. Швеция и Финляндия находятся в разных часовых поясах. Обратно из Стокгольма - в 17:00, прибытие в Хельсинки – 9:55. Покупали билеты заранее в Москве, т.к. летом, причём в выходные их может не оказаться, особенно для машин, если кто-то решит брать ее с собой в Стокгольм. Билеты продаются на каюту целиком (4 места) и нам обошлись в 206 долларов на семью. Мы ехали туда и обратно разными классами (B и C), такие уж были билеты. Разница в стоимости не очень велика, но разница в шуме двигателей существенная (каюты С находятся ниже, с верхних палуб спускаешься на лифте). Правда на обратном пути мы встретили шведских студентов, которые устроились на «пенках» и в спальниках прямо возле окна недалеко от стойки бара. По их словам такие билеты (без мест) стоят около $10. Как говорится, почувствуйте разницу.

Кормёжка со шведским столом (называется Buffet) стоила 24 доллара с человека, а для детей до 5-6 лет – бесплатно. На него лучше предварительно записываться у администратора, и стоит это сделать сразу же после посадки, т.к. туда запускают сменами по 2 часа – с 18 до 20 и с 20 до 22. Выбор блюд очень большой, хотя и без ресторанных деликатесов, но включая пиво и сухое вино. К концу второго часа новую пищу добавлять перестают. В общем на обратном пути мы уже знали, где что раздают и наливают.

Информация и карты

Попытки найти какую-либо информацию или описания дали следующие результаты. В магазинах есть общие путеводители по стране и карта автодорог масштаба 8 км, вполне подошедшая как обзорная, а в турфирме – много экскурсионных проспектов. В Интернете нашлись один-два сплавных отчета. С картами тоже было не густо, пока я не наткнулся на сайт, где любой гражданин Финляндии может посмотреть карту любого кусочка родины в масштабе аж до 40 метровки, правда это – за деньги. Зато бесплатно можно скачать хоть всю Финляндию в масштабе 1:20 000. Я страшно обрадовался, но выяснилось, что регистрация проходит только из домена «fi». Для регистрации надо согласиться с их требованиями, но это сделать никак не получалось, т.к. все, что не из домена fi – автоматически отвергалось. После долгих переписок с администратором, который писал, что предоставит доступ, но от меня требуется подтверждение того, что я согласен с их требованиями, а я объяснял, что рад бы, да никак не могу заполнить регистрационную форму, я получил наконец доступ к заветному сайту на пару недель. После похода уже обнаружилось, что на сайте есть отдельный вход, через который можно отправить мотивированный запрос на предоставление временного доступа.

Сайт Национального Института Земли

http://kartta.nls.fi/karttapaikka/eng/home.html (2008: ссылка не работает)

Отправка запроса на доступ

http://kartta.nls.fi/karttapaikka/eng/palaute.html (2008: ссылка не работает)

Другие полезные страницы

Аквапарк «Серена»

http://www.serena.fi/

Паромы Хельсинки-Стокгольм

http://www.vikingline.fi

Железные дороги

http://www.vr.fi

Общий по туризму

http://www.travel.fi

Озёрный край – юго-восток Финляндии

http://www.lakelandfinland.com (2008: ссылка не работает)

Большинство городов, даже маленьких, имеют свои страницы, озаглавленные по его названию, например, Миккели

http://www.mikkeli.fi

Благо, что на работе у меня был выделенный канал, поэтому я несколько дней злоупотреблял служебным положением и скачивал весь интересующий нас участок по небольшим квадратам, а затем «склеивал» их в одну общую карту. Впоследствии выяснилось, что карта получилась не только подробная, но, самое главное, абсолютно точная (для советских туристов это непривычно) . На ней нанесены даже с/х угодья размером с хоккейное поле и все коттеджи, в том числе и наш. На приведенном участке наши коттеджи видны на правой стороне треугольного полуострова (внутри красного кружка). Сами коттеджи обозначены точками, к которым ведут дороги. К нашим трем – через поле (обозначено желтым).

Карта расположения коттеджа

(1 фрагмент, скаченный с сайта Национального Института Земли)

Схема маршрута.

А вот где это на карте Финляндии.

Стоянки

Оборудованные стоянки встречались на озерной части маршрута. На берегу установлен желтый знак кемпинга – лодка и домик, который виден издалека. Карты, с обозначением маршрутов и стоянок нам не встречалось, хотя, как пишут, они там на каждом углу, зато на стоянках были щиты действительно со схемами маршрутов и указанием других стоянок. На стоянке – настил и навес для ночлега, очаг, запас бревен для дров, инструмент (пила, топор), чистый туалет с рулоном бумаги. При первой встрече со всем этим может наступить шок. Ощущаешь себя африканским аборигеном, прикоснувшимся к благам цивилизации.

Заброска

Осуществлялась двумя группами. Борис и я выехали из Москвы на Бориной «девятке», по уши забитой всем снаряжением – жратва, баллоны, лагерное снаряжение, плюс практически все личные вещи – в машине, а ещё две катамаранные рамы плюс две большие гермы из тезы (по 80 литров)-- – на верхнем багажнике. Свободным остались только передние сиденья. Вторая группа из женщин и детей, как белые люди, ехала до Выборга поездом Москва-Хельсинки. В Выборге на вокзале произошла радостная встреча и пересадка на «Газель», которая была заказана для трансферта в той же фирме «Нева». Трансферт стоил $150 и занял около 4 часов, плюс прохождение таможни. Поскольку в Выборге народ изрядно подрабатывает таким извозом, то водитель хорошо знал все особенности национальной таможни, и только благодаря ему нам удалось проскочить её (пропускной пункт «Торфяновка») всего за 1,5 часа.

Отъезд

Проходил, так же, как и заброска, двумя группами. Женщины и дети после посещения аквапарка «Серена» добрались рейсовым автобусом до вокзала Хельсинки и сели на поезд до Москвы, а мы с Борей прямо из аквапарка стартовали обратно по дороге в Россию.

Расходы

На одну семью (2 взрослых, 2 детей) составили:

Аренда коттеджа 600 $
Визы 2 чел. х 40 $ = 80 $
Медицинские страховки 1 $ х 18 дней х 4 чел. = 72 $
Трансферт из Выборга до коттеджа 150$ : 2 семьи = 75 $
Жел. дор. билеты из Мантюхарью в Хельсинки на 3 чел. 35 $
Паром Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки 206$
Билеты в «Серену» 53 $
Бензин 1000 руб. + 30 $
Еда 2000 руб. + 150 $

Итого около 1400 $

Здесь не учтены некоторые расходы, размер которых просто забылся ( 3 билета на поезд Москва-Выборг и Хельсинки-Москва, грин-карта, автобусные билеты в Хельсинки и Стокгольме, парк «Висулахти» в Миккели, и прочее мороженное с пивом), а также сувениры. Поэтому к этой сумме нужно прибавить ещё долларов 200 – 250. Курс доллара тогда был 29,5 руб., 6,8 финских марок и 1,14 евро. Поскольку сейчас Финляндия в зоне евро, курс которого к доллару вырос, затраты в долларовом исчислении (привычном в России) сейчас, возможно, немного бы увеличились.

Некоторые выводы

1. Во-первых, как это ни странно, ходить в походы по Финляндии тоже можно. Хотя их гораздо сложнее организовывать, а мероприятие имеет некоторую специфику и заметно отличается как от привычных нам походов (взрослых и детских) так и от организованного отдыха.

2. Безусловно машина является серьезным подспорьем при проведении подобных поездок. При ее отсутствии можно обойтись и трансфертом, но вот в коттедже без нее - как без рук.

3. Сочетание трех различных компонент (собственно поход, неделя в коттедже, посещение Стокгольма плюс аквапарк «Серена») существенно разнообразило поездку и сделало весь отдых гораздо более интересным.

4. По Стокгольму надо брать экскурсии, т.к. при «самодеятельном» хождении многое теряется

5. В нашем случае основную проблему при бронировании коттеджей составляла задача подобрать три коттеджа рядом. Поэтому пришлось всю поездку точно спланировать уже в начале апреля, когда ещё был достаточный выбор коттеджей, да и то ближайший к нам третий коттедж был уже занят (семьёй из Питера, кстати), поэтому Кокорины жили примерно в 1 км от нас. Если позволяют интересы и количество мест, то можно забронировать не два-три маленьких, а один большой двухэтажный коттедж. При заезде подальше на север стоимость коттеджа падает.

6. Можно сэкономить на заказе коттеджа (через Интернет + более северное расположение) и оформлении виз (самим через посольство). Нам поход обошёлся примерно по 1.5 тыс. долларов на семью)

7. Газовая горелка очень пригодилась, особенно в «цивилизованных» местах.

8. Мобильная связь (GSM) работает практически по всей территории Финляндии

9. Крайне рекомендуется получить доступ на сайт Национального Института Земли, т.к. там можно скачать очень точные и подробные карты.

10. Комаров было гораздо меньше, чем в прилегающих районах Карелии

11. Никаких претензий к отечественным автомашинам со стороны финнов как при пересечении границы, так и при передвижении по стране, не наблюдалось. Единственное требование во время движения - пристегнутые ремни, в т. ч сзади, и всегда включенные фары. Брошюру для российских водителей в Финляндии выдали в той же «Неве» вместе с другими проспектами.

12. Вся молодежь, а также вся сфера обслуживания владеет английским, поэтому при его наличии языковых проблем не возникает.

Воспоминания

25 июля. Вся закупка продуктов и их упаковка, а так же попытка распихать весь груз по рюкзакам наконец-то закончилась. Все это свезено к Боре, я приехал туда же под вечер. Решили выезжать утром, несмотря на страшную жару (температура в Москве стояла под тридцать градусов).

26 июля. Встали в 6 с копейками, Наташа накормила нас завтраком. Потом подогнали машину к подъезду, забили под завязку продукты и лагерное снаряжение и поехали в гараж грузить катамараны. Наконец, все погрузочные работы закончились, можно выезжать. Время приближается к 9. На улицах уже появилось достаточно много машин, поэтому едем относительно медленно. Погода – как на открытках с островов Тихого Океана. Выехали за окружную, но поток транспорта не особенно уменьшается. Боря за рулем, я с умным видом смотрю в карты, вроде как за штурмана. Днем стали возле какой-то великой русской речки на перекус. Позавтракали, точнее пообедали, сухим пайком, который взяли с собой из дома и вскипятили чай на горелке. К вечеру, часикам к 6, добрались до Питера. Там -- полный аут, все забито, самый час пик. В конце концов проехали колыбель революции и в 19.30. выехали на дорогу на Выборг. Сначала машин было много, но затем поубавилось. К Выборгу доехали ближе к 22 часам. Посмотрели на вокзал, поужинали, заправили машину и вернулись назад в поисках места для ночлега, напуганные рассказами о том, что в городе все машины каждую ночь «раздевают». Перед въездом в город (со стороны Питера) выбрали боковую дорожку, проехали по ней около 1 км, затем свернули на совсем уж тропинку и въехали по ней в лес метров на сто, с дороги – не видать. Комары очень обрадовались, как видно давно нас поджидали. А мы вымотались настолько, что перехватили по паре яблок и мгновенно уснули.

27 июля. Проснулись с трудом, чувствовалось напряжение вчерашнего дня. Встали, перекусили и поехали на встречу с семьями. На вокзале начиналась обычная жизнь. Пришел поезд, вместе с нами к вагону уже подошел водитель заказанной «Газели». Расселись, докупили воды, каких-то булочек и поехали.

Через полчаса добрались до таможни. Тут и сработала «плодотворная дебютная идея» нашего водителя. Дело в том, что для проезда таможни есть три полосы – для легковых машин, для грузовиков и для автобусов. Борю оставили одного в машине, якобы он – водитель машины с багажом, сопровождающую автобус – «Газель», а мы все как организованная группа в автобусе объехали длинную очередь легковых машин и выкатились на полосу для автобусов, где перед нами было всего 2 автобуса. Борис заполнил таможенную декларацию под диктовку нашего шофера. К пассажирам «автобуса» у таможни вопросов не было, а машину с грузом попросили заехать в специальный ангар для досмотра. Там пришлось открыть все двери, продемонстрировать тушенку внутри и трубы в чехлах на крыше. Кроме того, таможенники убедились, что количество долларов, указанное в декларации, имеется в наличии (хотя суммы менее $1500 можно было не указывать вообще). Навигатор GPS e-Trex, выложенный на стол вместе с деньгами и кучей бумаг, никакой реакции не вызвал (положенного разрешения на использование не было, но мы взяли все документы, выданные при его покупке,), возможно, его приняли за телефон. Вся процедура заняла минут 10. Тем временем остальная публика поменяла доллары на финские марки в обменом пункте, который находится прямо в здании таможни. Итак, всего через час мы уже стали в очередь перед финской таможней. Здесь все прошло быстрее и через полчаса мы уже мчались по финской трассе. Разительный контраст ощущаешь как только пересекаешь границу. Почему-то на финской стороне растет спелая рябина, комаров нет, хотя в накануне под Выборгом нас они просто ели смертным поедом. Домики – аккуратные, все покрыты пинотексом. Развалившихся сараев – нет в принципе. Все шоссе – промаркированы, совпадают с картами. Время от времени встречаются электронные табло, на которых указано два числа. С первым – все понятно, это температура воздуха, а со вторым –терялись в догадках, пока водитель нам не объяснил, что это – температура асфальта.

В конце концов сориентировались по карте и нашли наш поворот к ферме хозяина. Приехали на ферму (2 км вглубь леса от дороги). Хозяин, пожилой финн, по-английски не говорил, но позвонил сыну, и тот приехал через 15 минут. Нам тут же показали полянку рядом с их домом, куда можно поставить машину. После этого все сели по местам и поехали к точке, которую я наметил по карте в месте пересечения протоки с дорогой. Оказалось, что в этом месте образуется что-то вроде шиверки, шириной метров 25, по которой нам необходимо плыть против течения. Почесали репы и поехали в обход. Пробовали несколько мест, пока водитель не начал нервничать, т.к. ему еще надо было успеть вернуться домой в Выборг. В конце концов вывалили все на опушке леса, судя по карте в 500 – 700 метрах от края озера. Отпустили «Газель», соорудили быстро обед на газовой горелке и пошли на разведку. Тут в первый раз поразились точности карты, на которой даже повороты лесного проселка были указаны абсолютно точно. До воды и в самом деле оказалось недалеко, так что мы довезли туда вещи, добрели, разгрузили машину, и Боря с Леней отогнали ее назад, а сами потом вернулись пешком, пока мы ставили лагерь.

При этом в полной мере мы оценили мобильную связь. Дальше в каждом болотце были видны по крайней мере две вышки, с одного и другого конца. В общем покрытие – сплошное, связь работала даже на середине озера. Начали собирать катамараны, но до вечера не успели и оставили на завтра.

28 июля. Встали наверное не очень рано, т.к. все устали от дороги, особенно Боря, которому пришлось вести машину не сменяясь от самой Москвы. Постепенно дособрали каты, разложили всю кучу барахла по гермам и стали протаскивать катамараны сквозь лес к воде.

Отплыли, видимо, часиков в 16-17, никак не раньше. Погода стояла солнечная, с небольшим встречным ветерком. Вышли из залива и примерно через час - полтора встали на хорошем пляжике, там где к озеру сквозь лес подходит дорога. Женщины устроили заплыв среди уток. Вода очень чистая, дно озера песчаное. Мимо проплывала финка с ребенком в лодке. Поговорили на английском, она на чистом, мы – на корявом, но друг друга поняли. Финны гордятся свой чистой природой, чистой водой и стараются почему-то (?!) как можно дольше ее не загаживать.

29 июля. Погода стоит устойчивая, немного облачков и хорошее теплое солнце. Схема точная, ориентироваться – одно удовольствие. Проплываем залив, островки и подходим к протоке. Опять оказывается, что нам – против течения. Довольно узкая протока, длиной метров 200 с хорошим течением и валиками в струе. Пришлось снять мачты, чтобы не цепляться за деревья и мы с Борей начали протаскивать каты вдоль берега. В самом конце, уже на выходе из протоки оказалось дерево, лежащее поперек течения и не позволяющее протащить последние 10 метров. Пришлось его распиливать цепной туристской пилой.

«Промумукались» около часа, но расчистили проход и смогли дотянуть катамараны до стоячей воды. За это время остальная часть группы вдоволь нафотографировалась и насобирала грибов. Потом оказывались еще несколько проходов под мостами и низко весящими проводами, так что мы «насобачились» снимать и ставит мачту на ура. К вечеру (часиков в 9) подошли к тому месту, которое на карте обозначено, как протока в большое озеро. Но на самом деле это оказался искусственный канал (Киссакоски), который оканчивался небольшой ГЭС с нашей стороны канала. Удовольствие её обносить решили оставить на завтра и отплыв назад метров 500, встали на ночёвку.

30 июля. Снова добрались до ГЭС, разгрузили каты и вперед и с песней. На всякий случай обнесли весь канал, который был длиной метров 500. Под конец обноса начался небольшой дождик и налетели дохлые финские комарики.

После отплытия почувствовали себя на большой воде, но через некоторое время – мост. Опять разборка мачты и осторожная проводка. Погода несколько ухудшилась, ветер покрепчал и мы пристали к островку с каким-то непонятным знаком на берегу. Оказалось, что это – обозначение плановой стоянки.

С удивлением обнаружили навес со спальниками, курящийся очаг, отдельно стоящий навес с дровами, топором и пилой (по московским меркам инструмент тянул долларов на пятьдесят, не меньше) и шикарным туалетом с огромным рулоном финской бумаги.

Пока рассматривали щит со схемами маршрутов, цокали языками и проверяли в деле место общего пользования, показались финны, которые занимали эту стоянку. Поняв, что тут нам уже ничего не светит, а вставать лагерем рядом в лесу, как бедным родственникам, нам не хотелось, отчалили и под усиливающимся ветром пересекли пролив.

Встали на левом берегу в достаточно поганом месте, зато - без соседей!

31 июля. Плывем по узкому заливу и ждем, когда наконец, появится большой простор – Пуула. В середине дня пристаем, чтобы переждать дождь.

При попытке сесть на катамараны встречаем флегматичную финскую гадюку. Пытаемся отогнать ее палкой, но она не спешит уползать. Наконец убирается восвояси, освобождая дорогу к катам – явная флегма, как впрочем все финны. К концу дня, наконец, вплываем в Пуулу.

Ветер – сильный, хотя и попутный. Раскачалась волна и идти немного страшновато, особенно детям и женщинам. К вечеру пристаем на острове в небольшой бухточке. Женщины указывали на уже ставший нам понятным знак метрах в 300 дальше, но мы туда не пошли (на следующий день выяснилось, что эта стоянка была свободна). Поставили лагерь и отправились на сбор грибов и ягод.

1 августа. Ветер сильный, переменная облачность. Решили сделать дневку. Собирали грибы, ягоды, готовили блины.

2 августа. Ветер несколько поменьше, но все равно сильный. Прошли пешком вперед до плановой стоянки – там дует потише. Решили все же идти, т.к. главная задача – пройти метров 400-600 и завернуть под защиту острова, там уже не будет волны и ветра. Вышли наверное часов в 14-15. Справились с задачей нормально. Ветер попутный, солнце - светит, идем хорошо. Дошли до конца озера. Дальше – небольшой обнос через перешеек. На берегу – финские коттеджи. Двери – не заперты, все чистенько и опрятно. Сходили на разведку. Действительно тащить недалеко (где-то с полкилометра) и все время по дороге. На той стороне симпатичный залив, правда в 20 метрах от шоссе. Пока все перетащили – наступил поздний вечер. Вдоль берега стоят коттеджи, некоторые даже жилые. Готовили на горелке. Дети в ночь поехали ловить рыбу, но к счастью, ничего не поймали. Обнаружили халявный туалет, ничуть не хуже того, который был на стоянке.

3 августа. А утром выяснилось, что туалет-то – частный, и хотя хозяев сейчас нет, но есть соседи, и Мирра выслушала много ласковых слов в наш адрес. Но поскольку пожилая финка знала несколько языков, кроме русского, а Мирра, наоборот – только русский, то настоящего диалога у них, увы, не получилось. Возможно, этот конфуз слегка ускорил наши утренние сборы.

Отплыв, заметили, что рядом с одним из коттеджей на воде стоит даже не лодка, а самолёт-гидроплан. Через несколько минут он завелся, развернулся и медленно пересёк озеро прямо у нас перед носом, видимо, мотор прогревал. Затем снова развернулся и взлетел. В водных походах нам иногда приходилось разъезжаться прямо на воде с разными «устройствами» -- были и грузовики, и пароходы, но чтоб самолёт – в первый раз.

Затем опять проход в следующее озеро – через трубу под мостом со снятием и постановкой мачт. В трубе – специальные перила, за которые можно держаться и проводить лодку. Одно слово – буржуи..

Этот ходовой день был очень долгим, и в конце концов мы приплыли опять к каналу Киссакоски.. Хотели причалить на правом берегу перед мостом, но там оказался куст редких водяных лилий красного цвета. Неусыпно бдящий за ними смотритель послал нас ещё на 200 м вперёд. В результате встали рядом с ГЭС на левом по ходу берегу канала.

4 августа. Проснулись, отправили женщин и детей в ресторанчик но увы, -- он забронирован на весь день для детского дня рождения – понаехала на автобусе толпа народу с детьми. Ближайшая кормежка по словам официантки – недалеко, в 15 км. Но так как у нас машин не было, то приготовили завтрак, как обычно.

После завтрака приняли решение дальше не плыть, а закончить маршрут здесь, тем более, что с обеда наступало наше время заселения в коттеджи. До коттеджей – 15 км (по карте). Я с Борей вышли на большую дорогу и стали голосовать – ни одна «сволочь» не останавливается. Пошли по шоссе в направлении нашей фермы. Внезапно одна машина с пожилой парой остановилась. По-английски они оказались ни бум-бум, прямо как и мы -- по-фински. По карте показали, куда нам надо, и они подбросили нас километров на 10. Оставшиеся 4 км прошлепали пешком.

Подошли к нашей машине – она не подает признаков жизни. Позвонили Теппо – сыну хозяина, который говорит по-английски, он приехал через полчаса. Пытались «прикуривать», толкать под горку – все тщетно. На всякий случай через Теппо спросили хозяина, не работала ли сигнализация и получили ответ, который звучал примерно следующим образом: «да, в сред-дуу и чет-верг он-на из-давал-ла какие-то зву-кки». Стало ясно, что сработала сигнализация и посадила в ноль аккумулятор, да ещё и заблокировала зажигание. Промаявшись около часа, решили оживлять машину завтра, а сегодня решить главную задачу – заселиться в коттеджи. Помог нам тот же Теппо Укконен – хозяйский сын., на его машине смотались за остальными членами группы и вещами. Сделав три поездки, привезли всё, кроме катамаранов. Денег он, конечно, не просил, но мы отдали 100 финских марок.

Поздно вечером все устроились в коттеджах и тут наконец приехали Кокорины и их друзья. Радости встречи не было предела. Разместили вновь прибывших и угомонились уже поздней ночью. Завалились спать и даже сауну не топили. На следующий день машину завели и съездили за катамаранами в Киссакоски, но чувство неуверенности в аккумуляторе осталось до самой границы. Катамараны лежали на том же месте – никто на них не позарился. Создалось ощущение, что с таким же успехом можно было вернуться за ними следующим летом, и они так бы и лежали там, где мы их оставили.

Коттедж

4 -11 августа. Неделя в коттедже – заслуженный отдых после похода. В домике — горячая вода, кухня, посуда, газовая плита, холодильник, СВЧ печка, тостер, телевизор, камин и сауна. На полу – половички, на столе – салфетки. Сауна и камин – дровяные, наколотые дрова в сарае в 10 метрах от дома. Там же топор и газета для растопки. Вся процедура сводится к тому, чтобы принести дрова, зажечь печку, и через 40 минут температура в сауне доходит до 80 – 90 градусов. Через полтора часа – 100-120. От сауны до озера – 25-30 метров по каменной дорожке. Плюхнулся в воду и обратно греться.

Ягода растет прямо под окнами – собирай не хочу. Грибы – чуть подальше. Лодка и спасжилеты входят в комплект услуг. В нашем случае, кроме того, входила еще и стоимость лицензии на ловлю рыбы. Кроме них, где-то там жили какая-то змейка, которая периодически выползала на дорожку от дома к озеру. Местные «дикие» утки приходили кормиться по несколько раз в день.

Ближайшая цивилизация, кроме многочисленных коттеджей, – в 15-20 км, поэтому без машины было бы очень грустно, зато с машиной – полная свобода. Никаких полицейских, бензин – около 1 доллара в том же городке – Хирвенсалми.

Заезд в коттеджи – в субботу после 15 часов, выезд в субботу до 12 дня. Уборка производится только между заездами, поэтому во время проживания приходится убирать самим, но есть пылесос, щетка, совок, веник. Вода в кране питьевая. Электрический бойлер обеспечивает горячую воду. Правда, если кто-то моется в душе, то второму – точно воды не хватит. Приходится ждать, пока она опять нагреется. В узел «туалет-душ-сауна» вход есть как с веранды, так и из гостиной.

Практически вся жизнь в коттедже сводилась к «пляжному» отдыху: грибы, ягоды, поездки в ближайший городок (Хирвенсалми) за продуктами. Хотя основные продукты мы брали с собой (раскладка составлялась на 2 недели), все же было интересно попробовать мороженое, соки, пиво, различные виды хлеба и выпечки, овощи, свежую рыбу, которую с успехом можно солить, жарить, запекать и т.д.

Один раз всей компанией (14 чел. на 3 машинах) ездили в Миккели – довольно большой город, примечательный, в частности, детским парком «Висулахти», а для взрослых – музеем Маннергейма.

Коттеджи расположены на расстоянии 80-100 метров друг от друга в отдельных бухточках, поэтому из одного коттеджа практически не слышно и не видно, что делается в другом. Южнее нас жили питерцы, а севернее – финны. Но никто не жаловался – ни мы на них, ни они на нас. В общем, в каждом коттедже впечатление достаточной удаленности от других людей. И это не только здесь – по такому же принципу располагались все коттеджи, которые мы видели.

На пароме в Стокгольм и обратно

11-13 августа. Для поездки пришлось опять разделиться. Для женщин и детей взяли билеты на поезд от Мантюхарью до Хельсинки, а мы с Борей - опять на машине. Встретились в порту, т.к. от вокзала туда – совсем недалеко. Никаких проблем с ориентированием ни по дороге, ни в самом Хельсинки не было. Паром виден издалека – такая здоровая громадина, размером с 10-этажный дом. Машину можно либо брать с собой, либо оставлять в Хельсинки. Если брать с собой, то билеты на нее тоже лучше оформить заранее.

После регистрации запускают на паром. При входе стоит фотограф и снимает всех входящих. Отплытие в 17:30. Примерно через пару часов все фотографии вывешиваются в зале и желающие могут приобрети свои, если они понравятся. Каюта на пароме небольшая, но удобная, хотя и без иллюминатора. Что-то вроде купе поезда. Две кровати внизу, две – наверху. Туалет с душем, маленький столик. Дверные замки – с магнитными карточками. Верхние палубы – магазины, ресторан, бары, кафе, игровые комнаты. Есть отдельное помещение с автоматическими камерами хранения (как на вокзале). Там можно оставить вещи на время прогулки по Стокгольму, т.к. на обратном пути надо заново зарегистрироваться и получить другую каюту. При хорошей погоде можно выйти на самую верхнюю открытую палубу и полюбоваться окрестностями, пока совсем не задубеешь.

После посадки целесообразно подойти к ресторану Buffet, где будет шведский стол и записаться у администратора на ужин. Практически сразу же выстраивается очередь. В ресторан можно войти только один раз. После этого поесть можно в барах, казино и кафе. Работает обменный пункт, но курс очень невыгодный. В 2001 году для оплаты принимались шведские кроны, финские марки (цены указывались в обеих валютах) и кредитные карты (у меня с собой была сбербанковская VISА – и никаких проблем). В магазинах брали также доллары, а сдачу давали в финских марках, причем по хорошему курсу. Все магазины – tax-free, народ затаривается пивом прямо ящиками. Забавно, что в магазине со спиртным продают также складные тележки, вот как удобно. Кстати, хорошее спиртное оказалось почти вдвое дешевле, чем в Москве.

Паром прибывает в Стокгольм в 9:30 часов утра по шведскому времени. От причала до центральной части города вдоль набережной примерно 1,5 км. Дойти можно минут за 20-30. Сначала идет разметка на асфальте, а дальше – очевидно.

В магазинах и кафе принимают доллары. Стоит посмотреть смену караула у королевского дворца. По выходным это – целое представление. Вечером отплытие, и все то же самое, что и при посадке в Хельсинки. Из всей толпы, которая садилась в Стокгольме, билеты проверили лишь у меня одного – наверное, моя штормовка не вызывал доверия.

Аквапарк

13 августа. Поскольку поезд на Москву отходит около 16 часов, а паром приходит утром в 10, то было решено заехать в аквапарк «Серена», расположенный к северу от Хельсинки. От автовокзала, который рядом с ж/д вокзалом, туда идет автобус №339. Ехать минут 40. Автобус ходит примерно раз в час. В аквапарке можно и нужно провести целый день. Есть закрытая и открытая части. Если погода позволяет, то непременно надо посетить открытый участок. Стоимость билета на целый день с 11:00 до 20:00 – 15 евро, на полдня, с 16 до 20 – 11 евро. Из Аквапарка женщины и дети поехали на вокзал, а мы, на машине, уже прямо в сторону границы.

Схема проезда к аквапарку

Обратная дорога

13 августа. У женщин и детей, поскольку они ехали на поезде, никаких проблем не было – только самые благоприятные впечатления. У нас же было гораздо веселее. К таможне подъехали часам к 6-7 вечера. Что касается финской стороны, то вся процедура свелась к протягиванию паспортов из окошка, не выходя из машины и получению их обратно уже со штампом. Заняло это – не более 30 секунд. Затем добрались до российской стороны. Во-первых, выяснилось, что надо было сохранить старую декларацию, во-вторых, надо заполнять новую, в-третьих, наша машина показалась кому-то подозрительной и попросили ее всю разгрузить.

Мы возмутились, сказали, что если хотят, то пусть сами и разгребают наваленное под завязку лагерное барахло. В результате мы были вынуждены отогнать машину в тот же самый «досмотровый» ангар, открыть все двери настежь и продемонстрировать, что там только мокрое и грязное лагерное снаряжение. Таким образом, это все затянулось часа на два. Контраст с Финляндией – разительный. Как, впрочем, всегда, когда возвращаешься на Родину. Распрощавшись с таможней часиков в 9 вечера и дунули в сторону Питера. В Выборге заскочили на полчаса в придорожное кафе, перекусили и вперед и с песней. Благо, что от Выборга в Питер отличная трасса. Но фонарей на ней нет, начался мелкий дождь. Пропустили вперед грузовик и ориентировались по его габаритным огням.

Так в кромешной темноте добрались до Питера, где-то к часу ночи. Поскольку машин не было (в отличие от дороги туда), то быстро проскочили Питер и выехали на московское шоссе. Дождь то стихал, то начинался вновь. Около трех часов ночи поняли, что дальше ехать нельзя, надо вставать на ночлег. С трудом нашли какую-то дорогу в сторону от трассы. Съехали по ней мимо поля вглубь леса. Как раз опять начался дождь. Быстро раскинули палатку и залезли внутрь. Пропали без просыпу до 10 утра.

14 августа. Проснулись от какого-то гула. Когда выбрались наружу, то все стало понятно. Это – навозные мухи. В десяти метрах впереди в лесу - помойка, позади – колхозное поле, и не нём куча навоза, «а мы – посередине» . Радости этих тварей не было предела. Короче, мы повыскакивали из палатки и свернули вещи быстрее, чем они поняли, что их завтрак не состоится. Дальше до Москвы добрались без приключений. Погода прояснилась, ехать было не жарко, и мы не очень торопясь добрались домой часам к 5 вечера.