Главный редактор: П.Н.Новоселов тел.
(095)-488-8927 |
"Яхтинг в России", сентябрь-октябрь 2001 (56)
На «Луче» – по волжским
просторам!
В летописи парусного спорта города Себежа перевернута еще
одна страница. Она пополнилась новыми достижениями и победами.
Мастер спорта, неоднократный чемпион страны по
морскому многоборью Юрий Щеглов недавно вернулся с берегов
Волги, где было успешно завершено дальнее спортивное плавание
на швертботе «Луч». Это не могло не вызвать у меня интереса, и
я решила встретиться с Юрием Иосифовичем, чтобы узнать немного
подробнее о первом в России экстремальном путешествии под
парусом.
— Юрий Иосифович, скажите, пожалуйста, кому принадлежит
идея, и в чем заключается смысл этого эксперимента? —
Для всех видов спорта характерна и вполне очевидна (особенно в
последние десятилетия) тенденция усложнения, снижения до
минимума комфортности достижения околопредельных нагрузок на
организм спортсменов. Например, кругосветные гонки
мореплавателей-одиночек, тысячекилометровые пробеги
легкоатлетов, плавательные марафоны и многое
другое. Яхтсмены тоже идут в ногу со временем. Идея
экспериментального путешествия под парусом принадлежит
чебоксарскому яхтсмену Георгию Ванковичу. Я же, не раздумывая,
принял приглашение федерации парусного спорта Чувашии на
участие в этом эксперименте.
— А в чем заключалась сложность этого
путешествия? — Во-первых, отсутствие навигационных
приборов, атласа реки Волга. Прокладка осуществлялась
интуитивно, иногда нам приходилось пользоваться информацией
рыбаков. Во-вторых, отсутствовало какое-либо сопровождение.
Мы могли рассчитывать лишь на свои силы и опыт. Ну, и
в-третьих, надо учитывать то, что судно, на котором ходили,
лишено всякогo комфорта. Швертбот «Луч» – самое маленькое
парусное судно для мужчин.
— Расскажите немного подробнее о «Луче», чтобы мы могли
иметь представление о яхте этого класса и о том, в каких
условиях вам приходилось плыть. — Как я уже сказал, это
самое маленькое судно, и естественно, на его борт нельзя
загрузить достаточные запасы одежды, снаряжения, продуктов
питания. В швертботе есть место только для ног, закрепленных в
специальные ремни для откренивания яхты. Половина тела
практически находится на весу, что требует больших физических
затрат. Поэтому плавание на подобного рода яхте не просто
катание, а настоящая работа.
— Интересно, какова же протяженность маршрута. Сколько
километров вам удавалось пройти за день? — За восемь
дней нам удалось преодолеть 1050 км (от Чебоксар до Тольятти).
Наш суточный рекорд составил 260 км.
— Юрий Иосифович, а Волга вам понравилась? —
Знаете, Маша, должен сразу оговориться: Волга не всегда была
матушкой. Например, 17 августа в Куйбышевском водохранилище,
на траверзе Вислой Дубравы километрах в тридцати от берега, мы
попали в жестокий шторм, который «матушку» превратил в «тещу»
(в не самом лучшем понимании). В этот день трехметровые волны
вдоволь поиграли с нами. Думаю, что у меня и у Ванковича
остались неизгладимые впечатления, и этот день запомнится нам
на всю жизнь.
— Хотелось бы услышать несколько слов о труде и
отдыхе. — Как правило, на рассвете наши паруса были
наполнены ветром. Примерно 12 – 15 часов мы не выходили на
берег. Питание наше состояло из консервов и хлеба. Там, где
нас заставали сумерки, мы пытались организовать свой отдых. За
все время всего два раза разжигали костер. Не хотелось тратить
время, а порой просто не было сил. Спасательный жилет под бок,
и никаких сновидений. Под аккомпанемент прибоя или проливного
дождя мы в предрассветном мраке уже ставили паруса и с
какой-то непонятной жадностью начинали пожирать километры.
— Путешествие было увлекательное и оно
наверняка не обошлось без интересных встреч? — Вы
правы, интересные встречи действительно имели место. В
Ульяновске нас встретили замечательно, да и в Тольятти мы не
были одиноки. С особенной теплотой мы будем вспоминать бpигаду
рыбаков, которые после злополучного шторма обогрели и
накормили нас.
— А как насчет экологии? — Думаю, не ошибусь,
если скажу, что Волга стала чище, много добывается промысловой
рыбы. Вместе с тем, должен заметить, что колоссальные массы
воды скрыли под собой не только тысячи деревень и поселков,
но, к великому сожалению, и кладбища. Одна из наших ночевок
была расположена на одном из них. В сумерках мы не заметили, а
наутро обнаружили – некуда было поставить ногу, повсюду кости.
— Не жалеете затраченных сил, времени, средств? —
Что вы! Это – фантастика. Это – второе рождение. Утвердить
силу человеческого духа над стихией – цель и желание каждого
мужчины. К тому же, я люблю свою маленькую Родину – Себеж, и
мне очень хочется, чтобы об этом прекрасном крае узнали и
услышали все.
— Юрий Иосифович, теперь, когда все позади, считаете ли
Вы, что на этом можно поставить точку? Или есть еще
какие-нибудь планы на будущее? — Планы, несомненно,
есть. Федерация парусного спорта Карелии сделала заманчивое
предложение – совершить на «Луче» круиз вокруг Онежского озера
(около 1500 км). Этот проект существует давно, но желающих
побывать у «черта на рогах» пока нет. Думаю, себежане не из
робкого десятка.
Беседовала М. АКУЛОВА
(Перепечатано из газеты «Призыв» Себежского района
Псковской области, №74, 15 сентября 2001 года.)
|