Главный редактор: П.Н.Новоселов
тел. (095)-488-8927


"Яхтинг в России", сентябрь-октябрь 2001 (56)

На «Луче» – по волжским просторам!

В летописи парусного спорта города Себежа перевернута еще одна страница. Она пополнилась новыми достижениями и победами.

Мастер спорта, неоднократный чемпион страны по морскому многоборью Юрий Щеглов недавно вернулся с берегов Волги, где было успешно завершено дальнее спортивное плавание на швертботе «Луч». Это не могло не вызвать у меня интереса, и я решила встретиться с Юрием Иосифовичем, чтобы узнать немного подробнее о первом в России экстремальном путешествии под парусом.

— Юрий Иосифович, скажите, пожалуйста, кому принадлежит идея, и в чем заключается смысл этого эксперимента?
— Для всех видов спорта характерна и вполне очевидна (особенно в последние десятилетия) тенденция усложнения, снижения до минимума комфортности достижения околопредельных нагрузок на организм спортсменов. Например, кругосветные гонки мореплавателей-одиночек, тысячекилометровые пробеги легкоатлетов, плавательные марафоны и многое другое.
Яхтсмены тоже идут в ногу со временем. Идея экспериментального путешествия под парусом принадлежит чебоксарскому яхтсмену Георгию Ванковичу. Я же, не раздумывая, принял приглашение федерации парусного спорта Чувашии на участие в этом эксперименте.

— А в чем заключалась сложность этого путешествия?
— Во-первых, отсутствие навигационных приборов, атласа реки Волга. Прокладка осуществлялась интуитивно, иногда нам приходилось пользоваться информацией рыбаков.
Во-вторых, отсутствовало какое-либо сопровождение. Мы могли рассчитывать лишь на свои силы и опыт.
Ну, и в-третьих, надо учитывать то, что судно, на котором ходили, лишено всякогo комфорта. Швертбот «Луч» – самое маленькое парусное судно для мужчин.

— Расскажите немного подробнее о «Луче», чтобы мы могли иметь представление о яхте этого класса и о том, в каких условиях вам приходилось плыть.
— Как я уже сказал, это самое маленькое судно, и естественно, на его борт нельзя загрузить достаточные запасы одежды, снаряжения, продуктов питания. В швертботе есть место только для ног, закрепленных в специальные ремни для откренивания яхты. Половина тела практически находится на весу, что требует больших физических затрат. Поэтому плавание на подобного рода яхте не просто катание, а настоящая работа.

— Интересно, какова же протяженность маршрута. Сколько километров вам удавалось пройти за день?
— За восемь дней нам удалось преодолеть 1050 км (от Чебоксар до Тольятти). Наш суточный рекорд составил 260 км.

— Юрий Иосифович, а Волга вам понравилась?
— Знаете, Маша, должен сразу оговориться: Волга не всегда была матушкой. Например, 17 августа в Куйбышевском водохранилище, на траверзе Вислой Дубравы километрах в тридцати от берега, мы попали в жестокий шторм, который «матушку» превратил в «тещу» (в не самом лучшем понимании). В этот день трехметровые волны вдоволь поиграли с нами. Думаю, что у меня и у Ванковича остались неизгладимые впечатления, и этот день запомнится нам на всю жизнь.

— Хотелось бы услышать несколько слов о труде и отдыхе.
— Как правило, на рассвете наши паруса были наполнены ветром. Примерно 12 – 15 часов мы не выходили на берег. Питание наше состояло из консервов и хлеба. Там, где нас заставали сумерки, мы пытались организовать свой отдых. За все время всего два раза разжигали костер. Не хотелось тратить время, а порой просто не было сил. Спасательный жилет под бок, и никаких сновидений. Под аккомпанемент прибоя или проливного дождя мы в предрассветном мраке уже ставили паруса и с какой-то непонятной жадностью начинали пожирать километры.

— Путешествие было увлекательное и оно наверняка не обошлось без интересных встреч?
— Вы правы, интересные встречи действительно имели место. В Ульяновске нас встретили замечательно, да и в Тольятти мы не были одиноки. С особенной теплотой мы будем вспоминать бpигаду рыбаков, которые после злополучного шторма обогрели и накормили нас.

— А как насчет экологии?
— Думаю, не ошибусь, если скажу, что Волга стала чище, много добывается промысловой рыбы. Вместе с тем, должен заметить, что колоссальные массы воды скрыли под собой не только тысячи деревень и поселков, но, к великому сожалению, и кладбища. Одна из наших ночевок была расположена на одном из них. В сумерках мы не заметили, а наутро обнаружили – некуда было поставить ногу, повсюду кости.

— Не жалеете затраченных сил, времени, средств?
— Что вы! Это – фантастика. Это – второе рождение. Утвердить силу человеческого духа над стихией – цель и желание каждого мужчины. К тому же, я люблю свою маленькую Родину – Себеж, и мне очень хочется, чтобы об этом прекрасном крае узнали и услышали все.

— Юрий Иосифович, теперь, когда все позади, считаете ли Вы, что на этом можно поставить точку? Или есть еще какие-нибудь планы на будущее?
— Планы, несомненно, есть. Федерация парусного спорта Карелии сделала заманчивое предложение – совершить на «Луче» круиз вокруг Онежского озера (около 1500 км). Этот проект существует давно, но желающих побывать у «черта на рогах» пока нет. Думаю, себежане не из робкого десятка.

Беседовала М. АКУЛОВА

(Перепечатано из газеты «Призыв» Себежского района Псковской области, №74, 15 сентября 2001 года.)