Отчет об экспедиции
по Северной Карелии – Мурманской обл.
(Кумское – Княжегубское вдхр.)

на парусных катамаранах типа «Альбатрос»
в июле-августе 2002г.

«...Бог весть, кто велел морякам лгать!
Вероятно в любой лжи заключен потайной смысл...
Но они говорят вздор! Моряки - это так, звук...
Корабли - чепуха, блажь... Ибо некуда им плыть.
География - бред, сын…»
М.Щербаков

Выбор маршрута экспедиции

Первое знакомство с озёрами Северной Карелии у капитанов обоих катамаранов состоялось еще в прошлом веке, в июле 1998 г. - в «кругосветке» по оз. Топозеро (входит в систему Кумского вдхр.) на Альбатросе «Аструительный». Этот поход серьезно заразил нас «Северным вирусом» и напрочь лишил иммунитета к безразличному восприятию неописуемых красот северной природы. С той поры возникло непреодолимое желание еще раз испытать кайф от контакта с Севером. Тщательное изучение географии северо-запада России натолкнуло нас на авантюрную идею о прохождении сквозняком всей системы Кумского и Княжегубского вдхр.

Единственным препятствием было прохождение волоков (обносов). Появление в 2002 г. второго катамарана «Supreme» позволило увеличить количество участников, способных без проблем осуществить запланированные волоки, и, в конечном итоге, осуществить мечту 4-х летней давности.

Для справки сообщим, что система Кумского и Княжегубского вдхр. образовалась в 1974 г. в связи с вводом в строй плотин и ГЭС пос. Кумапорог, Зареченск, Зеленоборский. В результате чего, оз.Топозеро осталось практически в естественных границах, оз. Пяозеро было поднято на 9 м., а оз.Кундозеро – на 12 м. Все это обусловило затопление прибрежных и низинных лесных массивов. Тем не менее, озера этой системы относятся к озерам I-й категории чистоты, что позволяло пить воду без предварительной обработки. К тому же, во всех озерах рыбы пополам с водой, поэтому рыбный токсикоз преследовал нас постоянно. В конце июля - начале августа по берегам уже в изобилии присутствуют ягоды (черника, голубика, морошка) и грибы (подберезовики и подосиновики).

Состав экспедиции

В состав экспедиции вошли экипажи двух парусных катамаранов:

«Аструительный» (Х 8877)

- Золотов Борис Юрьевич

- Драган Владимир Альбертович

- Солодков Александр Валерьевич

- Золотова Анастасия

Порт приписки г.Харьков

1963г., «Толстый», капитан, штурман экспедиции, г.Харьков

1959г., «Йог», старпом, , единственный в команде настоящий яхтсмен, г.Харьков

1964г., «Рыжий», матрос, начинающий, но удачливый рыбак, г.Харьков

1991г., капитанская дочка, летописец, дежурная фраза: ”Мамочка, забери меня отсюда…”

«Supreme» ( МА2 )

- Кравченко Сергей Николаевич

- Гребенюк Александр Евгеньевич

- Тихомиров Анатолий Витальевич

- Кравченко Сергей младший


- Гребенюк Женя

Порт приписки г.Черкассы

1966г., «Толстый», капитан, идеолог питания, г.Черкассы

1966г., «…нюк», старпом, г.Черкассы

1963г., «Тоха», фотограф, оптимистичный пессимист, капитан модифицированного Простора “Привет”, г.Харьков ,

1996г., «Андерсен», сын капитана, защитная реакция на невзгоды в лице воспитателей: «Я вам сейчас баллоны попротыкаю», г.Черкассы

1993г., сын старпома –– из категории тех людей, которые, имея два стальных шара в пустой комнате, один умудряются потерять, а другой сломать.

Маршрут экспедиции

Как уже говорилось выше, идея экспедиции состояла в том, чтобы пройти всю систему Кумское вдхр. – Княжегубское вдхр. Основным источником информации при подготовке похода был Атлас “Республика Карелия” М1:200 000, л.6-9,12-13. Поэтому, имея некоторый туристский опыт и памятуя, что самая прямая дорога – не всегда самая короткая, а самая короткая – не всегда самая быстрая, мы подготовили три варианта маршрута.

Вариант 1.

Оз.Пяозеро – оз.Ципринга – волок на оз.Соколозеро – оз.Рувозеро – оз.Сушозеро – р.Иова – обнос Зареченской ГЭС – оз.Ковдозеро – пос.Зеленоборский.

Вариант 2.

Оз.Пяозеро – оз.Кундозеро – обнос Кумской ГЭС – р.Кума - оз.Соколозеро – оз.Рувозеро – оз.Сушозеро – р.Иова – обнос Зареченской ГЭС – оз.Ковдозеро – пос.Зеленоборский.

Вариант 3.

Оз.Пяозеро – оз.Кундозеро – волок на оз.Шуоярви – волок на оз.Кукас – волок на оз.Челозеро – оз.Нотозеро – р.Тюлле – оз.Лопское – оз.Ковдозеро – пос.Зеленоборский.

Желание уйти подальше от цивилизации толкало нас к третьему варианту. Однако опыт лыжных походов по русскому северу подсказывал, что ключевым моментом, «точкой возврата» этого варианта является волок Кундозеро – Шуоярви – Кукас. Найдём ли мы обозначенную на карте просеку, сможем ли мы пронести по ней катамараны, проходима ли вообще эта просека? До последнего момента, пока мы не нашли просеку (а это было очень не просто), пока разведка не прошла по ней до Кукаса и обратно, мы были готовы вернуться к одному из первых двух вариантов.

Итак, наш маршрут:

г.Харьков - ст.Лоухи (поезд №140 «Симферополь - Мурманск», отпр.18.07. в 923, прибытие 20.07. в 405, стоимость плацк. 166гр (30$)) - пос.Софпорог (командирский УАЗик с прицепом по 8,5$/чел) - р.Софьянга - Кумское вдхр. (оз.Пяозеро - пос.Зашеек (есть телеграф, магазин) - оз.Кундозеро (северная оконечность)) - волок по просеке «север-юг» через оз.Шуоярви на оз.Кукас - оз.Кукас (восточная оконечность) - волок по дороге на оз. Челозеро - оз.Челозеро - р.Винча – пороги - Княжегубское вдхр.(оз.Нотозеро - дер.Моша - р.Тюлле - оз.Лопское - пересечение Северного полярного круга - р.Лопская - дер.Лопская Запань – оз.Ковдозеро) - пос.Зеленоборский - ст.Княжая - г.Харьков.

Техническое описание маршрута

Техническое описание маршрута будем приводить вкратце, т.к. всех красот и чудес все равно никакими словами не передать, а наличие хотя бы двухкилометровой карты и реальной ветровой обстановки позволят каждому самостоятельно спланировать продвижение по генеральному курсу. Единственное, о чем всегда следует помнить, так это о переменчивости северной погоды и наличии больших открытых водных пространств, где возможны штормы и внезапные шквалы.

График движения по маршруту

Дата / № ход. дня

Нитка маршрута

км, *

Преобладающий ветер

20.07

1 х.д.

Ст.Лоухи – пос.Софпорог – р.Софьянга – оз.Пяозеро – залив у южного склона г.Кукнуривара –

93

10

Штиль

Дождик

21.07

2 х.д.

– оз.Пяозеро (южный залив) – о.Талвишари –

– остров севернее устья р.Коло –

15

7

Слабый бакштаг

22.07

3 х.д.

– о.Лайдасалма – о.Малошари – устье р.Тавойоки –

9

15

Галфвинд

Штиль

23.07

4 х.д.

- Полудневка – “Золотой пляж” в узком проливе между безымянным островом и подножием г.Намовара –

5

10

Штиль

Галфвинд

24.07

5 х.д.

- траверс мыса п-ова Калиниеми – узкий пролив между южной оконечностью о.Лупчинга и островком –

пос.Зашеек – оз.Кундозеро – восточный мыс напротив дамбы у пос.Кумапорог –

21

16

Бакштаг

Фордевинд

25.07

6 х.д.

– северная оконечность оз.Кундозеро – поиск просеки “север-юг” –

12

Фордевинд

Дождь

26.07

7 х.д.

Разведка волока – начало волока по просеке

до оз.Шуоярви – пересечение озера –

1х5

Мелкий

дождик

27.07

8 х.д.

– конец волока – оз.Кукас – мыс при входе в южный залив (центральная часть) –

1,5х5

12

Фордевинд

28.07

9 х.д.

– устье оз.Кукас – обнос порогов и волок по дороге до западного залива оз.Челозеро –

16

3х5

Фордевинд

29.07

10 х.д.

– оз.Челозеро – р.Винча – прохождение порога –

– устье р.Винча –

9

Фордевинд

30.07

11 х.д.

– оз.Нотозеро – пос.Моша (летом живут 1-2 семьи) – траверс с зап. о.Рахка – о.Петров – полудневка(БАНЯ)-

5

12

Галфвинд

Бакштаг

31.07

12 х.д.

- р.Тюлле - оз.Лопское – Сев. Полярный круг - р.Лопская -дер.Лопская Запань – о.на оз.Пажма -

12

8

Слабый

бейдевинд

01.08

13 х.д.

– оз.Ковдозеро – пос.Северный – юж. мыс о.Великий –

12

Штиль

Бейдевинд

02.08

14 х.д.

- о.Ягодный – полудневка (рыбалка в пасмурный день)-

10

Бейдевинд

03.08

15 х.д.

– остров Лайдасалма (у входа в Княжую Губу) –

7

Бейдевинд

04.08

16 х.д.

– Княжая Губа – затон Лесобиржа –

– разборка катамаранов – ст. Княжая.

4

Галфвинд

* - расстояние указано по генеральному курсу без учета лавировок.

Общие рекомендации по планированию путешествия

Описание технической части маршрута хочется начать с ответов на вопросы, которые так или иначе возникают у каждого, желающего отправиться впервые в путешествие в эти края.

Подъезд в пос.Софпорог от ст.Лоухи не вызывает никаких проблем. Никаких предварительных договоренностей не нужно, т.к. в сезон любой поезд с Юга поджидают сразу несколько извозчиков, готовых доставить Вас в любое место, куда в состоянии проехать УАЗ. Кстати, наша группа ( 9 человек + 2 катамарана + шмотки) без проблем поместились в командирский УАЗик с прицепом.

Пограничного поста в пос. Софпорог уже нет. Его перенесли ближе к поселку Пяозерский, поэтому никаких проблем с пограничниками при выходе на маршрут, да и на всем маршруте, не возникло.

С егерями и инспекторами тоже никаких проблем не было (ни разу никого не видели), т.к. восточная граница Национального парка «Панаярви» заканчивается в устье реки Оланга. А весь рыбнадзор в это время года на Белом море – там настоящая рыба и все браконьеры.

Несколько рекомендаций по рыбалке.

Из-за невероятной чистоты и прозрачности воды в светлое время суток рыбе за 100 м удается разглядеть не только наживку, но даже клеймо производителя снасти. И хорошо если производитель именитый (типа RAPALA, KUUSAMO), а если какая-нибудь туфта, то рыба вообще может обидеться. Многие «чайники» этот момент списывают на бесклевье (типа: „не то атмосферное давление…“ или еще какая-нибудь научная байда). В связи с этим, напрашивается логичный вывод, что лучшим временем для рыбалки в период белых ночей является сумеречное время с захода по восход солнца. Также предпочтительными являются пасмурные дни.

Лучшим местом для рыбалки считаются устья рек и речушек, а также прибрежные участки, поросшие скудной водной растительностью. Отлично ловятся щука, окунь, язь. Попадается кумжа, но ее лучше ловить на больших глубинах на тяжелые колеблющиеся блесны. На порожистых участках рек неплохо ловится ручьевая форель на маленькие блесны-вертушки с мокрой мушкой на поводке.

Самой уловистой снастью признан спиннинг, вооруженный леской 0,25-0,42 и джиг-головками с джигами. Предпочтительный размер джига – 5-8 см., цвет – естественная окраска (под плотвицу, окунька, гольяна и т.д.). Очень хорошо себя зарекомендовали полупогружные воблеры средних размеров.

В своем арсенале также необходимо иметь подсак, т.к. постоянно «имеет место быть» вероятность поклевки крупной рыбы. После неудачного исхода поединка с десятикилограммовой щукой нам пришлось срочно изготовить подсак из Y-образной ветки и обрезков старого бреденька, найденного на берегу.

И в заключение, маленькое предупреждение. Тем, кто все-таки решится испытать рыбацкое счастье на озерах Кумского вдхр., следует помнить, что в результате поднятия уровня озер под водой оказалось громадное количество древесного материала. Все это “слегка” усложняет проводку снасти в придонной зоне. За первых пять дней путешествия группа рассталась примерно с сотней единиц снастей рыболовного арсенала. В результате чего, в поселке Зашеек пришлось заняться добычей свинца из старых баркасных аккумуляторов и изготовлением джиг-головок. Позже мы нашли выход, отдав предпочтение более толстой леске (0,40-0,42), которая позволила нам многие коряги либо обламывать, либо поднимать со дна. Кстати, утолщение лески практически не отразилось на качестве клева. Кардинальное решение проблемы зацепов – применение усовершенствованных джиг-приманок (для примера можно обратиться к статье в журнале “Рыбачьте с нами” № 10 за 2002 г. с. 36).

И последнее замечание, касающееся сложившегося распорядка дня. Учитывая условия рыбалки, а также тот факт, что 70 % группы – заядлые рыболовы, у нас выработался следующий распорядок:

11 00 – 12 00 – лёгкий завтрак, выход на маршрут,

15 00 – 16 00 – обед;

21 00 – 22 00 – остановка на ночевку;

23 00 – 24 00 – приготовление и поедание ужина;

24 00 – 5 00 – потрясающая рыбалка и созерцание невероятных закатов и восходов;

5 00 – 11 00 – что-то типа сна.

Краткое описание маршрута.

20.07
Ст. Лоухи – пос. Софпорог – р. Софьянга – оз. Пяозеро – залив у южного склона г. Кукнуривара

Наш поезд не успел еще окончательно остановиться, как уже последовало два предложения от местных извозчиков. После быстрого торга сговорились на 8,5 $/чел.. Девять человек со всем скарбом без проблем поместилось в командирском УАЗике с прицепом. И вот спустя 2.5 часа мы уже на окраине пос.Софпорог у моста через р.Софьянга. Прямо под насыпью есть отличное место для стапеля. На сборку катамаранов и обед ушло около 4-х часов.

На маршрут вышли в штиль под моросящий дождик. Сразу же бросается в глаза печальная картина затопления. Устье реки встречает нас лесом затопленных деревьев.

Двигаться и рыбачить следует осторожно, т.к. постоянно присутствует опасность наезда на корягу. Надо сказать, что уровень воды в Кумском вдхр. в этом году был примерно на метр ниже «ординара». Поэтому оголились замечательные песчаные пляжи и поднялись из воды стволы затопленных деревьев, обычно находящиеся вровень с поверхностью воды (это плюс), но зато пни спиленных деревьев, обычно покоящиеся на дне, оказались вблизи поверхности (это минус). Однако прозрачность воды позволяет, как правило, вовремя их заметить (+), если нет ряби (-) Двигаемся вдоль правого берега реки. В штиль кое-как доползли до мыса у южного подножия г. Кукнуривара. На первую ночевку остановились в 18 00

21.07
– оз. Пяозеро (южный залив) – о. Талвишари

Утро встретило нас ярким солнышком и слабым ветерком. За час прошли горло южного залива и вышли на оз. Пяозеро . Генеральный курс на ближайшие два дня - вдоль левого берега до п-ова Калиниеми, цель – устье реки Тавойоки. Слабый бакштаг. До обеда дошли до пролива у о. Талвишари. На обед расположились на левом берегу в уютной бухточке с золотым песком. На берегу обилие причудливых коряг, а в лесу – ягод и грибов.


После обеда двигаемся к устью р.Коло в надежде на интересную рыбалку. Предчувствия нас обманули. Речушка оказалась мелкой и узенькой (2-5 м.). Два часа облова разными снастями ни к чему не привели. Под вечер совсем зашпилело, а также стал доставать гнус с комарами. Слегка подкрепившись, в 22 00 мы решили перебазироваться на близлежащий островок, надеясь на отсутствие там кровососов.

Островок подарил нам не только отличную стоянку, но и потрясающую рыбалку. Жор щуки был сумасшедшим. Рыбачили на границе чистой воды и каких-то водорослей с мелкими беленькими цветочками. Остановило нас только неизменное правило всех наших путешествий: “не убивай больше, чем можешь съесть”. А съесть пришлось немало.


22.07
– о. Лайдасалма – о. Малошари – устье р. Тавойоки

Пока мы просыпались, пока завтракали, ветерок еще как-то дул, но к моменту выхода он постепенно сошел на нет. Медленное продвижение вдоль о.Лайдасалма позволило всласть налюбоваться красотами, напоминающими “13-й кордон Михалыча” (даже беседка на мысу есть). До обеда кое-как доковыляли до п-ова южнее устья р.Кити. Пляж полуострова опять встретил нас золотыми песками – куда тем КАНАРАМ!



Пообедав и вдоволь накупавшись, мы взяли курс на устье р. Тавойоки.

Пока подходили к о. Малошари, ветерок (галфвинд) еще кое-как дул, а потом и вовсе прекратился. От нечего делать взяли в руки снасти и начали рыбачить, мысленно осознавая всю бесперспективность этого занятия. Ведь мы находились посредине огромной акватории и под нами глубина более 50 м. (снасть до дна не доставала). Не давали покоя нам только чайки, которые то и дело плюхались в воду, подъедая за неведомым хищником распуганных им мальков. Заштилело окончательно и идеальное зеркало озера стало отражать в себе невероятную гамму акварелей затухающего северного дня. Тишина просто давит на уши. Такой тишины в цивилизации не услышишь…

И вот: “О ЧУДО!” Сильная потяжка согнула спиннинг в дугу. Слабая попытка приподнять рыбину ни к чему не привела. Ничего не оставалось, как протравливать леску. Но вот и леска кончилась. И началась долгая возня подматывания и сматывания лески…

Время остановилось. Все побросали свои дела и стали наблюдать увлекательный поединок между РЫБИНОЙ и ЧЕЛОВЕКОМ. Сразу стало сказываться наше советское прошлое – советовать стали все. Советовали даже те, кто о рыбалке знали лишь из курса “Древнейшей истории”, где термины собирательство и рыбалка упоминаются лишь вскользь.

Очевидно, в этот вечер удача была в хорошем расположении духа, и нам все-таки удалось поймать трехкилограммовую красавицу Кумжу. Спасибо ей огромное за доставленное удовольствие.

А тем временем сумерки спустились над озером. Предположительное место устья р. Тавойоки представляет собой сильно изрезанную береговую линию с громадным количеством проток и островков, заваленных древесным хламом. Забившись в очередную глухую протоку, мы вынуждены были встать на ночевку.

Заканчивая описание этого походного дня, хочется поделиться рецептом вкуснейшего блюда из кумжи. Мы аккуратно разделали тушку (промывать не надо), слегка подсушили ее, порезали на ломтики толщиной 10-15 мм.. Потом взяли чистый, сухой котелок и дно выстелили брусничными веточками (известно, что брусника содержит бензойную кислоту – отличный консервант). После этого ломтики пересыпали солью и плотно уложили их друг на друга. Сверху ломтики опять укрыли брусничными веточками. После такой обработки рыба готова к употреблению через 5-6 часов. Так как блюдо деликатесное, то мы баловались им в течение нескольких дней.

23.07
– Полудневка – “Золотой пляж” в узком проливе между безымянным о-вом и подножием г. Намовара

До обеда лениво искали в хаосе фиордов устье р. Тавойоки. Поиски не были обременительными, т.к. штиль и пасмурная погода позволяли нам от души наслаждаться рыбалкой. Запланированный обеденный борщ пришлось отложить, т.к. пойманные щуки навеяли нам желание сварить душистую уху и сделать румяную жареху с лучком. Что собственно и было сделано.

За гастрономическими излияниями мы как-то забыли поведать о тех красотах, которые нас окружали. “Крыша едет” от всего: от невероятных красок, от причудливостей ландшафта, от голубизны и прозрачности воды, от богатства природных даров, от не по-северному теплой погоды с огромным, длиною в сутки световым днем. Но, пожалуй, самое потрясающее – это редкая возможность почувствовать себя частью природы. И это чувство, как ни что другое дарит душевный покой и умиротворение.

После позднего обеда, огибая безымянный остров севернее устья р. Тавойоки, взяли курс на мыс п-ова Калиниеми. Кстати, на восточном мысу безымянного острова стоит свежерубленная просторная изба. На острове полно грибов и ягод.

Под вечер наконец-то задуло что-то напоминающее ветер, и мы решили покинуть гостеприимный островок. Ведь наши паруса уже так истосковались по хорошему ветерку.

Меньше, чем за час, мы долетели до мыса, но это оказался не мыс, а островок, отделенный от материка узкой, трудно различимой с воды, протокой. Надвигались сумерки. Северо-восточный ветер крепчал и, в итоге, превратился в шторм. Резко похолодало.

Мы не стали испытывать судьбу, зашли в проливчик и спрятались от ветра в тени островка. Выход на традиционную ночную рыбалку пришлось отменить, а ненастный вечер нам помогла скоротать благоразумно заначенная бутылка изысканного украинского напитка “NEMIROFF с перцем”.

24.07
– траверс мыса п-ова Калиниеми – узкий пролив между южной оконечностью о. Лупчинга и островком – пос. Зашеек – оз. Кундозеро – восточный мыс напротив дамбы у пос. Кумапорог –

За ночь тучи раздуло, ветер значительно стих и поменял направление. Нашему взору вместо угрюмого проливчика открылась уютная и очень красивая бухточка с “Золотым пляжем”. Островок обрывался к бухточке очень красивыми отвесными скалами. Любоваться красотами можно бесконечно, но походный регламент торопил нас вперед.

Бакштаг и среднее волнение позволили нам быстро и без проблем пройти траверсом п-ов Калиниеми и пересечь озеро в направлении южного проливчика между о.Лупчинга и безымянным островком. Огромное открытое водное пространство плюс болтанка, помогли некоторым участникам “насладиться” таким состоянием, как морская болезнь.

Больше всего досталось одному молодому участнику, из еды признававшему только чипсы и колу. Воспользовавшись представившимся случаем, пришлось его слегка припугнуть: ”Вот тебе твои чипсы и твоя кока-кола! Ел бы что-нибудь путное, ничего не было бы!” После этого случая ребенка трудно было узнать – ел все, что дают и еще добавку просил. Это ли не ЧУДО! И его я приписываю только на счет чудотворящей силы этих мест.

Обедали на траверсе пос. Зашеек в уютной бухточке, обрамленной красивыми каменными плитами. На склоне берега огромное количество черники и голубики.

После обеда двинулись в пос. Зашеек в надежде пополнить свой изрядно опустевший рыболовный арсенал. В магазин мы не попали, т.к. он работает до 17 00. Это нас не очень огорчило, т.к. по свидетельству местных жителей, из рыболовных снастей в магазине все равно ничего не было. Правда, говорят, что здесь пекут очень вкусный хлеб. Мимо него мы тоже «пролетели», т.к. продавщица как раз ушла париться в баньку. У нас рука не поднялась ее тревожить.

И, тем не менее, наша стоянка у пос. Зашеек оказалась очень полезной, т.к. в старых рыбацких баркасах, валявшихся на берегу, мы обнаружили свинец, из которого впоследствии были изготовлены джиг-головки.

На этом наше знакомство с оз. Пяозеро закончилось. Мы продолжили движение на север по оз. Кундозеро. Речку, соединяющую оба озера, пересекает ЛЭП, поэтому следует прижиматься к правому берегу, чтобы не зацепиться мачтой за провода.

Речка плавно переходит в озеро. Долго ищем место для стоянки. Вокруг мрачная картина затопления, усугубленная зловещими красками закатного солнца и надвигающимися черными тучами.

То и дело кратковременно брызгает дождик. Вода в озере уже не такая прозрачная, т.к. берега речки, в основном, глинистые. Хорошую стоянку удалось отыскать лишь на восточном мыске, расположенном прямо напротив плотины у поселка Кумапорог. Здесь же нам удалось увидеть огромного оленя. Судя по рогам, ему было лет тридцать пять.

25.07– северная оконечность оз. Кундозеро – поиск просеки “север-юг”

Главной задачей этого дня была разведка оптимального волока на озеро Кукас. Под словом «оптимальный» мы подразумеваем наличие места, где можно было бы протащить наши катамараны в частично разобранном состоянии (со снятой мачтой). На двух километровой карте отыскать просеку “север-юг” не составляет никакого труда. Гораздо сложнее обстоит дело на местности. Дело в том, что северная оконечность озера представляет собой хаос островков, заливчиков и затопленного леса. Правда, надо отметить, что такого дикого жора щуки и окуня как здесь, не было нигде.

Главная задача – пробиться сквозь частокол затопленного леса к материковому берегу северо-западного залива. Пришлось несколько раз останавливаться и делать разведку. Тайга вокруг девственная и непролазная.

Погода ухудшалась на глазах: опустилась низкая облачность и заморосил суточный дождик. Но нас голыми руками не возьмешь, т.к. мы изначально отдавали себе отчет в том, куда отправились в путешествие. Для таких случаев всегда следует иметь в походном арсенале большой тент, способный в любой момент превратиться в уютную кают-компанию для всей группы.

В этот день нам все-таки удалось пробиться в северо-западный залив и встать на ночевку на лысом островке, соединенном с берегом плавучим мостиком из болотных кочек. На карте это место обозначено как пересечение просек “север-юг” и “запад-восток”. Разведку волока перенесли на следующий день.

26.07
Разведка волока – начало волока по просеке до оз. Шуоярви – пересечение озера

Ребята, если бы вы знали, как здорово спится в теплой палатке под шуршание дождика! Утром, выспавшись вволю за все предыдущие дни, капитаны во главе двух разведгрупп отправились на разведку волока. Один по просеке «север-юг», второй по просеке «запад-восток».

Просека «запад-восток», которая, судя по карте, должна была вывести на лесную дорогу, ведущую на берег оз.Кукас, растаяла вблизи развалин двух изб. Судя по остаткам срубов, люди покинули их лет 50 назад. Наверное, столько же никто не ходил по этой дороге. Со второй просекой повезло больше.

Может быть, когда-то это и была просека, но сейчас она больше напоминала охотничью тропу по пересеченной и местами заболоченной местности. Обход озера Шуоярви даже налегке оказался весьма утомительным занятием, т.к. непроходимая тайга плотно обступала заболоченные берега озера. После озера тропа местами очень сильно заросла березняком, поэтому пришлось заняться расчисткой. Последнее препятствие - довольно крутоватый спуск к оз. Кукас (перепад высоты между озёрами – 15м), но это мелочь по сравнению со всем предыдущим. Увидев оз. Кукас и осознав реальную возможность осуществления волока, мы сильно воодушевились. Даже низкое серое небо и дождик уже не так омрачали наше настроение. А вообще-то, складывалось впечатление, что природа таким образом прячет от нас жемчужину этих мест – оз. Кукас.

Пока возвращались в лагерь, погода стала налаживаться на глазах. Задул ветерок и, слегка похолодало, что предвещало наступление антициклона.

Т.к. обходить оз. Шуоярви со шмотками на горбу аж никак не хотелось, то была принята следующая тактика волока: Разгрузили и частично разобрали катамараны (сняли мачты, рули и шверцы); вшестером за две ходки поочередно перенесли катамараны к озеру (нести в основном приходилось вертикально, т.к. ширина тропы не превышала 1,5-2м.); в третью ходку перенесли оставшиеся вещи и переправили детей; погрузились на катамараны и на веслах пересекли оз. Шуоярви. Мы и здесь не удержались от рыбалки. Слабо поклевывал окунек, и несколько раз снасть хватала мелкая щучка.




На ночевку остановились на другом берегу озера. Первая часть волока заняла у нас около 6 часов.

27.07
– конец волока – оз. Кукас – мыс южного залива (центральная часть)

Утро разбудило нас свежим ветерком, шумевшим в кронах деревьев и ярким солнышком. По отработанной методике за три ходки в течение примерно 5 часов мы перенеслись на оз. Кукас, которое встретило нас невероятно чистой и голубой водой.

Вдоль озера в нужном направлении дул довольно свежий ветерок. Здесь впервые за весь поход повстречали Питерскую группу байдарочников, которые собирались делать обратный волок.

Кстати, начало и конец просеки “север-юг” обозначены какими-то умельцами скульптурой из ярких пластиковых бутылок, напоминающей флюгер с указателем. Это является очень хорошим ориентиром, т.к. просто так заметить начало просеки с воды практически невозможно.

На сборку катамаранов потребовалось меньше часа (СЛАВА СОЗДАТЕЛЯМ АЛЬБАТРОСА!), и вот мы уже рассекаем голубизну оз. Кукас.

Малая ширина озера создает иллюзию, что здесь в принципе негде разгуляться ветру, но не тут-то было. Высокие, крутые берега придают озеру вид аэродинамической трубы, которая пальнула по нам самым сильным за весь поход шквалом, после того, как над озером появилась серая низкая одиночная туча.


Правда, надо сказать, что как только эта самая туча появилась над озером, и как только начал усиливаться ветер, мы приняли единственно правильное решение – пристали к берегу и занялись приготовлением обеда. Пенящаяся феерия шквала продолжалась не более 10 минут, но еще не известно, чем бы все закончилось, окажись мы на воде.

А так: и лодки целы, и участники сыты!

После обеда мы продолжили движение на восток. Надо отметить, что пригодных для стоянки мест в западной части озера практически нет. Виной тому крутые лесистые берега. На ночевку остановились на живописном мысу у слияния южной протоки с озером. На южной части мыса находиться уютный песчаный пляжик с самодельным походным банным комплексом.

28.07
– устье оз. Кукас – обнос порогов и волок по дороге до западного залива оз. Челозеро

Красота оз. Кукас необыкновенная. Особо впечатлительным людям надо быть осторожными, чтобы не ошпарить ноги кипятком. Поражают своей красотой крутые берега со скальными выходами, уютные бухточки и заливчики. Но самое уникальное – это невероятная чистота и прозрачность воды озера. Судите сами - с двадцати метров можно разглядеть металлический рубль. В связи с этим, рыбалка на озере - дело очень и очень непростое. Так слабо мы не рыбачили ни на одном озере, хотя без трофеев не остались. Этот факт нисколько не омрачил наших впечатлений от озера.

На следующий день мы пересекли озеро на север и вошли в сказочный восточный залив. Постоянно присутствовало чувство, что мы движемся по Угрюм-реке.

Высокие скалистые берега мысков, уютные заливчики с песчаными пляжиками не оставили никого равнодушными. С попутным ветерком на глазах у изумленных любителей ГРЕБАННОГО (от слова – грести) отдыха мы до обеда «долетел» до устья озера – порожистой протоки с водопадом, соединяющей оз. Кукас с оз. Челозеро.

Из-за обилия снующих туда-сюда туристов это место чем-то напоминает постоялый двор на столбовой дороге – оборудованные кострища, стол со скамейками, каркас бани.

Обед у нас слегка подзатянулся. Просто не хотелось покидать жемчужину этих мест. Сожалели, что так быстро проскочили это озеро. Но надо было двигаться вперед, т.к. походный регламент перевалил за половину, а нам еще предстоял немалый путь по неизвестной для нас акватории. К тому же неизвестно, какие погодные сюрпризы приготовит для нас северное лето.

После обеда предстояло повторить ранее отработанный в совершенстве волок. Подготовку к волоку мы начали прямо у водопада, в том месте, где начинается, а может быть, заканчивается грунтовая дорога. Волок начали в 20 00 и закончили в начале первого ночи. Конечно, этот волок – просто ШАРА по сравнению с предыдущим. Поэтому отбеганные 15 км., не помешали нам после плотного ужина отправиться на наше любимое занятие – РЫБАЛКУ. Вы спросите: ”Как прошла рыбалка?” Как всегда под рефрен «Мы вышли из дома, когда во всех окнах погасли огни-один за одним…». Опять же плотность туристского народа в этом районе максимальна и теплилась надежда, что где нибудь напросимся на костерок с гитарой и девчонками. Чуда не произошло, но чистить рыбу утром пришлось долго!…”

Что вам ответить, чистить рыбу пришлось долго!…

29.07
– оз. Челозеро – р. Винча – прохождение порога – устье р. Винча

Пасмурный день, а также бурная ночь позволили нам без всякого зазрения совести поваляться в спальниках дольше обычного. Из палаток нас выманил задорный женский смех – пристала к берегу очередная гребная братия и начала волок на озеро Кукас.

За завтраком был установлен новый рекорд по сверхбыстрому приготовлению и поглощению свежей солонины из кумжицы. Я, как обычно, приготовил ее по нашему традиционному рецепту (см. выше), и надо же, опрометчиво оставил котелок у места трапезы. Пока мыл руки, пока “расчесывался”, народ уже приступил к завтраку и традиционно потянулся к котелку.… Спасибо, что хоть кусочек оставили.

Оз. Челозеро напоминает перевалочную базу. Такого огромного скопления туристов-водников в одном месте мы больше не видели нигде.

Примерно за час при слабом попутном ветре мы дошли до места, где река Винча бурным потоком впадает в озеро. Надо быть очень безразличным к рыбалке, чтобы пройти такое место. Пришлось слегка (часа на три) задержаться. В итоге, к нашим походным впечатлениям добавилось впечатление от азартной рыбалки на порожистой реке. Да и поедание тушеной форельки - далеко не худшее времяпрепровождение.

А потом было еще одно потрясающее впечатление – прохождение порога перед устьем реки Винча. После осмотра порога было принято решение: детей и особо ценные вещи обнести, а самим пройти порог, не снимая рангоута. Паруса, правда, пришлось спустить, чтобы уж совсем не травмировать отдыхающую за порогом группу “навороченных” моторами, лодками и бензопилами новых русских туристов.

Порог проходили по-очереди, с поднятыми шверцами и рулем, в четыре весла. Низкая вода этого лета добавила адреналина в кровь. В большую воду порог был бы менее впечатляющим.

На ночевку остановились прямо за порогом в уютной бухточке. Слишком много впечатлений оказалось в этот короткий походный день. Но не для всех. «Аструительному» показалось, что он слишком много в этот день стоял уткнувшись носом в берег, и он решил прогуляться, сам, без экипажа.

Классика парусного туризма.

30.07
– оз. Нотозеро – пос. Моша (летом живут 1-2 семьи) – траверс с зап. о. Рахка – о. Петров – полудневка (БАНЯ)

Оз. Нотозеро Княжегубского вдхр. встретило нас жестким северо-западным ветром. Вдоль озера шли большие (по озерным меркам) длинные волны. Генеральный курс на восток вдоль наветренного берега показался нам, мягко говоря, стрёмным, поэтому было принято решение пересечь озеро на северо-восток в направлении пос. Моша, с тем, чтобы уйти под подветренный берег в зону более безопасного ветра.

Любителям гонок на катамаранах следует всегда помнить, что груженый катамаран при сильном ветре испытывает “несколько” другие нагрузки, чем пустой во время гонок.

Озеро пересекали с опущенным стакселем. Под одним гротом катамараны чувствовали себя очень уверенно (СЛАВА СОЗДАТЕЛЯМ АЛЬБАТРОСА). Боковая волна плюс сильный боковой ветер позволили нам насладиться прелестями нового кокпита катамарана «SUPREME» (см. главу, посвященную доработкам катамаранов). Выйти сухими из такой передряги! Ради этого стоило попыхтеть при пошиве нового кокпита.(Я уж призадумался: а не соорудить ли и себе нечто подобноеприм. А.Т., капитана Простора)

Княжегубское вдхр. резко отличается от предыдущих озер невероятным количеством островков, которые сливаются в сплошную береговую линию. Поэтому это озеро привнесло еще одно туристское развлечение – ориентирование на местности. Кроме явных островков полно каменистых банок с глубинами 0,2-0,5м. Рулевому следует быть очень внимательным, чтобы не лишиться шверта или руля.

Для стоянки мы решили подыскать уютное, скрытое от ветра, место с пляжиком, с тем, чтобы устроить полудневку с баней. Этим местом оказалась одна из южных бухт о.Петров.

Как строится походная баня, наверное, знают все. Залог успеха – грамотно сложенная и хорошо протопленная (не менее 3-4 часов) каменка, а также специально подготовленный полиэтиленовый полог. Не лишними здесь будут и березовые венички. Каменку следует поливать горячим отваром из хвои (возможны варианты, например, напар веточек брусникиприм. А.Т.). Для водных процедур должен быть удобный пляж. Ну что ж: ”С легким паром!”.

К вечеру ветер куда-то исчез, и мы смогли насладиться причудливой мозаикой отражений неземных красок закатного солнца.

Потом была интересная рыбалка, которая закончилась гражданской панихидой по последнему, очень уловистому воблеру чистых RAPALовских кровей. Какое-то подводное чудище в долю секунды отхватило снасть, не оставив времени среагировать на молниеносную и очень сильную потяжку. Потеря ни с чем не соизмеримая, но все равно надо как-то дальше жить, т.к. восход солнца подарит нам новый, полный потрясающих впечатлений день.

31.07
– р. Тюле – оз. Лопское – Сев. полярный круг – р. Лопская – дер. Лопская Запань – о.на оз.Беличьем

Продолжая нелегкое ориентирование на местности при очень слабом встречном ветре, отыскиваем среди хаоса островков пролив р. Тюлле. После этого начинается многочасовая лавировка по узкому руслу реки. Чтобы хоть как-то бороться с дрейфом, используем тактику двух опущенных шверцев. Но и она не очень спасает, поэтому приходится периодически брать в руки весла.

Как бы там ни было, к обеду мы дочухали к началу оз. Лопское.

После обеда по достижении географической широты Северного Полярного круга, устроили торжественное ее пересечение с непременным маканием личного состава и посвящением в ПОЛЯРНИКИ. Из всей группы только трём капитанам ранее случалось бывать в заполярье во многих лыжных походах по Русскому (и не очень русскому) Северу.

На оз. Лопское нами был встречен единственный за все время парусный катамаран - Тритоново детище, с велосипедом на борту и надувнушкой с двумя человеками на буксире. Очевидно, на катамаране им просто не хватило места. Наши Альбатросы казались просто монстрами по сравнению с ним. Приятно было обменяться парой фраз с такими же “ветреными” бродягами. Но им на юг, а нам дальше на север.

Вторая часть ходового дня по р. Лопская ничем не отличалась от первой. Разве-что, ближе к вечеру встречный ветерок совсем стих. В оз. Ковдозеро выгребли уже в сумерках. Деревня Лопская Запань жилая, но мы в нее не заходили.

01.08
– оз. Ковдозеро – пос. Северный – юж. мыс о. Великий

На ночной рыбалке нам удалось поймать много окуней и несколько мелких щучек. Т.к. поход постепенно подходил к концу, то была принята ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА подготовки к поглощению пива в поезде. Это означало, что весь излишек рыбы мы стали солить и укладывать под пресс в большой специальной миске. Рецепт засола традиционный, только с большим количеством соли. Забегая вперед, скажем, что к концу похода у нас образовалась солидная вязанка вяленой рыбы, которой нам и нашим соседям по купе хватило до самого Харькова, а уж сколько было пива выпито…

Но это было потом.

Дальнейший генеральный курс – о. Великий. До обеда нас испытывал на прочность штиль с ясным солнышком на чистом небе. По пути хотели загрести в пос. Северный за водкой (осталось немного спирта для растирания), но в километре от поселка мы встретили байдарку-двойку, идущую от берега. По их мрачным лицам мы поняли, что водка в магазине кончилась вместе с магазином примерно лет 15 назад.

Обедали на одном из многочисленных островков.

После обеда задул северный ветер, и поползла низкая облачность. Температура начала падать, что говорило о предстоящем ухудшении погоды. Да и сколько можно! Итак, вот уже который день как на южном курорте.

На ночевку остановились в одном из южных фиордов о. Великий.

Здесь под склоном горы находится рыбачья избушка с длинным помостом, спускающимся к воде. Желающие могут сходить на экскурсию на триангуляционную вышку и полюбоваться открывающейся с нее панорамой. Остров высокий, да и вышка представляет собой довольно внушительное сооружение, чего не скажешь глядя с воды. Не всякому хватит духа забраться на её верхушку, но оно того стоит.

Рыбалка по прежнему радовала нас и способствовала выполнению Продовольственной программы.

02.08
– о. Ягодный – полудневка (рыбалка в пасмурный день)

Утром северный ветер еще больше усилился и по прежнему продолжал гнать по небу низкие серые облака. Погода резко ухудшилась. Температура опустилась до 12 0 С. Как только мы высунули нос из-за южного мыса о. Великий, на нас обрушилась вся прелесть умеренно разгулявшейся северной стихии. Генеральный курс - на о. Ягодный. Пришлось идти в лавировку. На переход понадобилось 2,5 часа. Шли под полным парусным вооружением.

Остров Ягодный с лихвой оправдал свое название. В ходе путешествия мы не раз высаживались на берега, богатые ягодами и грибами, но то, что мы увидели здесь, превзошло все ранее виденное вместе взятое. На небольшом пересеченном участке суши находился сплошной бруснично-голубично-черничный ковер. Причем все ягоды были каких-то гигантских размеров. Даже безвкусная шипша – малопопулярная черная ягодка, имела особенный вкус. Как говориться, поели ягодок от пуза и домой гостинец собрали.

Наступившая холодина как-то не очень способствовала усилению рыбацкого аппетита. Поэтому, чтобы не демонстрировать свое слабоволие перед детьми, и тем самым, не подавать плохой пример в ослаблении усердия по формированию сильной личности, мы в этот вечер ограничились скромной часовой рыбалкой, сославшись на ухудшение клева в связи с резким падением барометрического давления. Проканало.

Заморосил спасительный дождик, и нам ничего не осталось, как непозволительно рано отправиться ко сну.

03.08
– остров Лайдасалма (у входа в Княжую Губу)

Температура опустилась еще на два градуса.

Т.к. билеты на поезд у нас были на утро 5 августа, то мы решили еще не торопить “радостный миг” встречи с цивилизацией. Поэтому было принято решение в этот день подойти на максимально близкое, но безопасное расстояние к населёнке. Этим местом оказался безлюдный мыс острова при входе в Княжую Губу. До пос. Зеленоборский осталось каких-нибудь четыре километра.

Сразу после прибытия на остров был сформирован продотряд из добровольцев, изъявивших желание сгонять в поселок за провиантом для прощального ужина. Спецвылазка прошла успешно. Правда, в магазине мы были слегка озадачены обилием “натур-напитков” по подозрительно низким ценам с разномастными наклейками типа “Уйдем в загул”. Тактичный допрос продавца тоже не прояснил ситуации. Вы скажите, что это все наше NEMIROFFское воспитание, а нам просто очень надо было проснуться утром ...

В общем, сошлись на “КАРЕЛИИ” с семью медалями – для взрослых, и “Золотой бочке” – для детей…

04.08
– Княжая Губа – затон Лесобиржа – разборка катамаранов и упаковка вещей – ст. Княжая

Температура опустилась еще на два градуса.

Так или иначе, но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Прощание с прекрасным – вещь сугубо индивидуальная, но, судя по серьезности лиц, накрыло всех, даже детей.

За 50 минут в жесткий галфвинд с опущенным стакселем, в сопровождении егерской “Казанки”, мы прошли Княжую Губу и высадились в конце залива. Здесь находится традиционное место сборки-разборки всех прибывающих и убывающих групп с удобным пирсом из природных каменных плит, плавно спускающихся в воду (трасса проходит в 50 м.)

Для всех хочется сделать маленькое предупреждение:

ОПАСАЙТЕСЬ МЕСТНЫХ ВОРИШЕК!

Как только вы оказываетесь на берегу, они появляются, как из воздуха, и постоянно наблюдают за вами из кустов, готовые подобрать всё, что плохо лежит.

Будьте бдительны!

От места стапеля до ст. Княжая добираться проще простого. Пока мы разбирались, к нам подходило несколько извозчиков и предлагали свои услуги. В итоге за 100 руб. на бортовом газончике мы были доставлены на станцию.

“…Вот и все, пора домой, в родные стены…” Но перед глазами еще долго будет стоять картина затухающего северного дня с огромной алой каравеллой на небе.

Доработки серийного Альбатроса

На сайте KATAMARAN.RU можно найти несколько статей, посвященных доработке серийного Альбатроса. Многие рекомендации были реализованы в наших катамаранах и хорошо себя зарекомендовали, за что авторам статей огромное спасибо. В этой главе мы коснемся своих доработок, ранее не обсуждавшихся в интернете.

1. Сделано усиление мачты. Для этого в центральную трубу плотно по всей длине вставлена дюралевая 50х1,5 (“Аструительный”) или титановая труба 50х1 (“SUPREME”). После этого отпала необходимость равнять мачту после каждого выхода на воду в свежий ветер.

2. Сделано усиление рулевого узла.

Для этого на обоих катамаранах консольную заделку рулевого узла, постоянно испытывающую сильные скручивающие нагрузки, подкрепили поперечной трубой. Труба имеет жесткую связь с центральной продольной трубой каркаса и стрингерами баллонов. На “Аструительном” пластмассовые детали рулевого шарнира были заменены на металлические. На “SUPREME” был сконструирован принципиально новый узел с применением баллерной коробки от катамарана “Простор” и нового пера руля (заготовка пера была приобретена в яхт-клубе г. Жуковский).


Поперечная труба полностью сняла проблемы с поломками в рулевом узле, к тому же, с ее помощью получается очень удачная грузовая палуба, если между этой и предыдущей трубой натянуть сетку. Т.к. в последнем случае поперечная труба позиционирует рулевой узел, то обязательно следует предотвратить ее перемещение вдоль стрингеров баллонов. Это сделано с помощью распорных дистанционных трубок.

3. Сделано усиление стоек шверцев. Для этого были разобраны пластмассовые законцовки стоек шверцев и вместо них изготовлены дюралевые законцовки с развитой опорной поверхностью. К тому же вовнутрь стойки была запрессована и “запенена” профилированная титановая трубка. После этой доработки стойки шверцев стали значительно жёстче. Вдобавок ко всему были переделаны законцовки поперечной подмачтовой трубы, обеспечивающие шверцам дополнительный угол атаки 3о.

4. Увеличен полезный объем кокпита. На каждом катамаране были изготовлены новые кокпиты из ткани типа cordura, но вопрос увеличения объема в каждом случае решен по-разному ().

На “Аструительном” увеличение объема получено за счет расширения кокпита. Для этого вертикальные стойки перил перенесены на внешние крепежные отверстия, а в заднюю трубу релинга сделана вставка. Такая доработка позволяет увеличить ширину кокпита примерно на 40см.

На “SUPREME” ширина кокпита осталась стандартной, а вот длину увеличили на один пролет между поперечными трубами каркаса со всеми вытекающими последствиями.

Для этого пришлось силовой треугольник каркаса перенести на один пролет вперед, удлинить релинг, а также добавить по одной вертикальной стойке релинга с каждой стороны. Также понадобилось удлинить бушприт и перенести точку крепления штага. В результате этой доработки пред мачтой получилась замечательная детская каюта. От борта до борта через мачту была натянута широкая стропа, которая выполняла функцию спинки. Эта доработка позволила очень комфортно разместить на борту троих взрослых и двоих детей. У смещения вперед брызгоотбойника кокпита есть еще один очень важный положительный момент – резко сокращается количество брызг, попадающих в кокпит.

Не менее красиво мы решили проблему с размещением походного груза. Ведь 16 дней автономного плавания его наличие предполагали.

На “SUPREME” задняя стенка кокпита выполнена двойной, что позволило получить полость с трапецеидальным сечением, подобную багажнику автомобиля. Полость герметичная. Ее заполнение производиться через широкий задний клапан на молнии. Заполненная вещами полость автоматически превращается в удобную мягкую спинку. В носовой части кокпита (волнорезе-брызгоотбойнике) тоже образовалась весьма вместительная ниша. Ну и, конечно же - гамак задней грузовой палубы.

Оба отсека кокпита можно закрыть тентами на дугах, благодаря которым катамаран мог продолжать движение даже в дождь, при этом неслась вахта, а груз и экипаж оставались сухими.

Особые благодарности

(Инициатор раздела – экипаж альбатроса “SUPREME”)

Первую благодарность хочется выразить Володе Драгану и Золотову Борису за то, что они втянули нас в это весьма ветреное и беспочвенное увлечение.

Особую благодарность хочется выразить в адрес Донецкой федерации парусного туризма, и лично Крыгину Игорю Михайловичу за его тлетворное влияние и неиссякаемый энтузиазм в деле популяризации парусного туризма на Украине.

Также хочется выразить особую благодарность ЧП “Амикус и Ко” за постоянную материальную и техническую помощь в соревновательной и походной деятельности.

Следующая особая благодарность адресуется Сергею Чайкину – администратору сайта KATAMARAN.RU и ребятам из яхт-клуба г. Жуковский. Огромное Вам спасибо за новые корпуса к катамарану, а также за Ваши консультации. Отдельная благодарность Борису за классную заготовку пера руля.

И конечно же огромную благодарность хочется выразить Городскому Управлению МЧС и ГО г.Черкассы, и лично его начальнику – полковнику Кулиничу Юрию Анатольевичу за моральную и техническую поддержку.



Автор сего опуса в основном Сергей Кравченко. Некоторые абзацы вставил Боря Золотов, и Анатолий Тихомиров слегка приложился. За хронологию отвечает штатный летописец, Капитанская дочка Настасья (у остальных летописцев на третьи сутки календарь сбился, дни-ночи перепутались, и только по прочтении заготовки отчёта с фотографиями. всё выстроилось в одну цепь). Фото в основном Тихомирова, а также Сергея, Володи Драгана и Саши Солодкова.



Описание нашего путешествия хочется закончить историей водителя УАЗика, которую он рассказал одному из участников экспедиции в форме старинной былины. Пересказывается с сокращениями из–за обилия ненормативной лексики с целью расширения круга читателей.


Таежный роман (судьба человека)

    Вздумалось как-то с похмелья мне рыбки-то поудить поутряни. Зенки протер, капусткой квашеной похрумал, рассольчиком ядреным сухоту снял, за удочки – да на озерко. Думаю, рыбки не поймаю, так хочь в доме половики не загажу. Токмо уды в воду забултырил – аж в башке замутилось – враз две щуки клюют, одна другой огромнее. Пригорюнился я: мне б рыбку золотую, да желание исполнить – стопочку поднести – а таперича переть енту живность, чистить, готовить….

    Морока, словом. Ан тута вспомнилось история про Емелю, да про щуку говорящую – и давай щук пытать. Молчат, курвы. Ну, думаю, молчите – дык на сковородку вас – закусь под беленькую.

    Завалил я к корешу лешему – его дом к озеру ближе, он, сиротинушка, у бабки своей полуграмотной кантуется, - и давай добычей бахвалиться. Усадил за стол их и по ушам, значица, езжу – как щук ловил, как тяжко из водя тянуть было, да поискать еще молодца такого же фартового! Гляжу, а бабка беспокойно как то ерзает, кряхтит, головой качает – недовольна, видать завидует по-черному. А нам с корешем до ее вздохов дела нет – смешно даже, чего взять с нее, деревни неасфальтированной.

    Порешили мы с корешем ентих щук в тот же час. Ан тока я с избы за порог, а старуха мне сурьезно этак: «Ждут тебя, сынок. две беды вскорости – одна побольше другой!» А мне ж побоку сказки бабкины – шасть за порог и забыл.

    А недельки этак через две одному хрону мозги вправил, а он, гад, к ментам – и получи полгода лесоповалу. Только прибыл лес валить, в ту же ночь две щуки снились – и кажну ночь так. Вот тут-то бабка и вспомнилась, накаркала старая. А тут и вторая напасть – жонка не сдюжила, уйтить порешила. Меня с лесоповалу – да в суд в Кестеньгу. Уломал я опосля суда конвоира к бабке заглянуть, неподалеку жила ведь. Зашли, а она с порога мне: «Ну, что, сынок, рыбки-то снились аль нет?» А что я сказать могу: «Снились, бабка, снились!…».

    Вот так житуха с колеи и свернула, а чего – так и не понял: из-за рыб ли иль бахвальства пустого?