Андрей Бардин

На Волге под Казанью

Вместо предисловия

Начало

Началось все, наверное, давно. В то очередное лето 1968 или 69 г.г., которое я проводил у своего деда на Волге в Красновидово. Дед мой, к тому времени вышедший на пенсию кадровый военный, заслуженный фронтовик, прошедший всю войну, сохранивший бодрость духа и тела, работал там начальником дебаркадера (пристани). Естественно, половину детства я провел на Волге, а именно на Средней Волге, на ее отрезке от Казани до Камского Устья.

На чем мы только ее не бороздили, и на «омиках», и на «ракетах», и на «метеорах», на баржах-самоходках, на «толкачах», на пароходах-колесниках, и конечно на лодках-моторках.

Восхитительное всепоглощающее чувство управления судном я познал еще тогда. А первый опыт хождения под парусом получил, когда с заглохшим мотором, используя его как руль, укрепив на вертикально установленных веслах какой-то тент, возвращался на попутном ветре на дедовской лодке к берегу.

С тех пор желание ходить под парусом во мне боролось с железобетонно укрепившимся стереотипом — ходить туда, куда хочется, можно только с мотором, а под парусом можно ходить только туда, куда дует ветер. Борьба продолжалась более 30-ти лет.

Продолжение

Борьба закончилась тогда, когда летом 2001 года, буквально случайно, я увидел интересную конструкцию, весело "рассекавшую" и по ветру и против него, и вообще, куда угодно. Конструкция, впоследствии оказавшаяся "Простором", смотрелась легкой, достаточно вместительной, простой и, в то же время надежной. Конечно же, она пробудила во мне живой интерес, и я при первой же возможности прицепился к хозяину с расспросами. Хозяин катамарана, к моему счастью, оказался большим энтузиастом и любителем паруса, он подробно и обстоятельно ответил на все мои вопросы, а в заключение лекции предложил еще и прокатиться.

На воде я прошел курс парусного ликбеза, а самое главное, получил возможность поупражняться в управлении судном и, к моему величайшему восторгу, уже самостоятельно пришел в точку отправления с точностью до полуметра.

Я был сражен наповал, вирус парусной болезни размножался во мне со страшной силой, а в дополнение ко всему у этого приятнейшего человека оказался на продажу "Простор" в идеальнейшем состоянии и по умеренной цене. Рубикон был перейден, мосты сожжены.

Оставшаяся половина лета прошла в состоянии легкой эйфории.

Использовалась любая возможность для спуска на воду во всех уже знакомых и незнакомых местах, и одновременно с этим приходило осознание того, что надо учиться, учиться и учиться. Хотелось переходить от однодневных покатушек к более длительным плаваниям, хотелось почувствовать себя капитаном, а для этого нужна была подготовка и, причем серьезная.

Но как учиться и где? Яхт-клубы традиционные явно не подходили, там своя жизнь. И тут на помощь пришел всемогущий Интернет. Сайты Жуковского яхт-клуба и Московского парусно-туристического клуба оказались кладезями ценной информации, а размещенные на них ссылки на сайты Калачихина, Шевелева и других (всем спасибо) позволили мне накачиваться теорией все больше и больше.

На основе приобретенных начальных знаний и кое-какого опыта был определен и выбор новой лодки, затем последовала поездка в Жуковский, откуда я привез новенький Альбатрос-16, красавец на ПВХ-корпусах и с дакроновыми парусами. Там же состоялось очное знакомство с Сергеем Чайкиным, и впервые была затронута тема парусного ралли Казань-Тольятти.

Потом были длинные осень и зима 2001-2002 г.г., которые скрашивались штудированием литературы, дальнейшим изучением парусных сайтов, активным присутствием в Таверне и посильным участием в подготовке ралли.

Сезон 2002 года я не собирался начинать рано, хотелось основательно подготовиться, дождаться хорошей погоды, поскольку я человек теплолюбивый.

Однако 1 мая стартовала гонка, и личный пример участников ралли вдохновил меня на столь ранний спуск на воду. Провожал я их, правда, на своем старом, уже испытанном "Просторе" и со щемящим грудь чувством наблюдал, как скрываются вдали один за другим паруса корабликов уже не чужих мне людей.

Конечно же, все это ускорило спуск на воду и испытание нового А-16. Половина лета прошла в тренировках. Продолжал накапливать опыт, соединяя теорию с практикой, а желание совершить самостоятельный поход все крепло.

В общих чертах вырисовывался и маршрут предполагаемого похода: Казань - Васильево - Свияжск - Волжск - Свияжск - Казань. Маршрут намеренно выбирался несколько усложненной конфигурации, с целью приобретения опыта хождения на разных курсах, против течения и по нему, в узостях между островами, и ни разу не пройденный.

И вот, наконец, подготовлена материальная часть, подобран экипаж и принято решение стартовать. Местом старта выбирается набережная р. Казанка практически в центре города, чтобы пройти под двумя мостами (автомобильным и ж.д.) и выйти к пляжу "Локомотив"(оттуда стартовала гонка Казань-Тольятти) и дальше продолжать движение вверх. Определены дата и время старта - 22 июля 2002 г., 9-00.

Поход

Наступило утро дня "Ч". В предстартовом возбуждении еще раз проверяю экипировку и материальную часть, произвожу погрузку в машину, жду приезда матроса. Посматриваю на небо, солнышко проглядывает, но пасмурно. Температура 17 градусов, ветер дают 7-12 м.с., С, С-В. Нормально, главное, чтобы не было дождя.

Приехал матрос, старый друг детства, парусного опыта никакого, будем учиться на ходу. Выезжаем в 8-00, прибываем к месту предполагаемого старта к 9-00. Первый облом: хорошего знакомого, который мог принять машину на стоянку и обеспечить доступ к удобному пляжу, нет на месте. Мы не привыкли отступать, на ходу корректируем планы, решаем стартовать с "Локомотива" и едем туда. К 11-00 мы на пляже, договариваюсь с ребятами из яхт-клуба о стоянке машины.

По этому случаю приходится угостить их коньячком и некоторое время пообщаться. Как бы ни было дорого время, приходится соблюсти этикет. Разгружаемся на берегу, ставим на стоянку машину, приступаем к сборке. Вследствие того, что матрос видит такой кораблик в первый раз, да еще в разобранном виде (естественно у него возникает вопрос: "И мы на этом сможем плыть?!!), время сборки существенно увеличивается пояснениями вперемежку с разговорами за жизнь. Да и коньячок дает себя знать.

Рядом с нами в берег тыкается речной катер типа С-19, команда которого с любопытством, энтузиазмом и некоторым сочувствием наблюдает за нашими стараниями. " Вы, ребята, из Москвы?", - это они нам. - "Нет, мы местные".

"А куда пойдете?", - "Вот в нее родимую и пойдем". Наконец, бессовестно "перекрыв" все нормативы по сборке судна, закрепив груз, спускаемся на воду в 14-00, и, получив вслед пожелания попутного ветра от команды катера и экипажей яхт, стоящих поблизости, медленно и уверенно наращиваем скорость и с первой попытки на одном галсе вылетаем через узкую горловину выхода из яхтенной гавани. Затем, попав в "тень" от деревьев, растущих по всей косе пляжа, несколько снижаем скорость, что дает нам возможность полюбоваться видом на речной порт и помахать в ответ пассажирам идущего параллельным курсом "омика". Заканчивается коса пляжа, выходим из ветровой тени, ловим ветер и правым галсом в полный бейдевинд берем курс на остров "Маркиз", чтобы обойти его с подветренной стороны и таким образом миновать мель, которая, как мне помниться по первомайскому выходу, должна быть где-то здесь.

Естественно, по закону подлости, влетаю прямехонько на нее на полном ходу, что дает возможность слегка напуганному матросу провести параллель со всем известным кинофильмом "Волга-Волга". Опущенный шверц выбивает пулеметную дробь по камням, вздергиваю его вверх, проходим мель, отделавшись легким испугом, благо запас глубины все-таки оставался. Не хотелось бы в самом начале путешествия пропороть баллоны и бултыхаться посередь Волги, пусть и на мели. Проходим "Маркиз" с подветренной стороны, замечаем удобное место для швартовки и единодушно решаем, что "война войной, а обед по распорядку". Обедаем по-походному, получается неплохой пикничок, на Волге вдувает и разгоняет волну, а нам в затишье хорошо, тепло и вроде бы уже и идти никуда не надо. Видели бы нас сейчас яхтсмены и команда катера, вот смеху то бы было. Но, проверив материальную часть, стартуем снова и выходим на волжский простор.

Поддувает, беру курс вверх по течению, под обоими парусами в полный бейдевинд набираем хорошую скорость, подветренная ванта провисает, так и хочется выбрать слабину, что я с успехом и делаю.

Разгоняемся прилично, ориентировочно до 15 км.ч., за кормой буруны, возрастает нагрузка на руль, и сразу же проявляются недостатки серийного альбатросовского рулевого управления. Удержание лодки на курсе при такой скорости требует определенных усилий.

Зато мост и корпуса ведут себя прекрасно, по-луноходному обрабатывая волну, к этому времени разогнанную уже до 30-40 см. Обтекатель и надувной кокпит создают ощущение комфорта, хотя не жарко, и нам пришлось под непромоканцы надевать теплые вещи. Идем между двумя фарватерами, один из них слева по борту - пассажирский и для малых грузовых судов, а справа толкачи прут навстречу длиннющие связки насыпных барж куда-то на погрузку. Шугаемся поначалу и тех и других, а потом, пообвыкнув, с криком "банзай!" дуем по "белой полосе" меж двух фарватеров и ввязываемся в гонку с идущей по левому борту самоходкой типа "СТ".

Ветер устойчиво северный, задувает до 7-10 м.с., и после поворота Волги в районе Печищ на запад, получается нам в галфвинд. Это дает возможность удерживать хорошую скорость примерно 12-15 км.ч. и в течение примерно часа достойно соревноваться с самоходкой. Что нас радует, поскольку дает возможность наверстать упущенное в начале похода время. Единственное, что вносит некоторый дискомфорт, это короткая крутая волна, которая с нервирующей методичностью долбит в борт и окатывает нас брызгами, что на ветру не очень приятно. Оставляем по правому борту стоящую посреди воды громаднейшую конструкцию, похожую на форт Баярд.

Забираю правее к берегу, где волна поменьше, а ветер не ослабевает, и таким образом, сохраняя скорость, но более комфортно, продолжаем двигаться дальше. В отдельные моменты ветер крепчает настолько, что приходится сбрасывать стаксель, чтобы не перегружать конструкцию, а то она при всей своей надежности как-то подозрительно начинает скрипеть и стонать на все голоса.

В очередной прекрасный момент при попытке поставить стаксель обнаруживаю, что ходовой конец стаксель-фала соскочил с утки и улетел вверх, замотавшись за гика фал на недосягаемой для меня высоте (еще урок - крепи концы надежно). Принимаю решение, не теряя времени на причаливание к берегу, привести в порядок все снасти на воде и, передав управление матросу, приступаю к выполнению трюков на ходу. После непродолжительной балансировки над водой на носовой продольной балке и безуспешных попыток поймать болтающийся на ветру конец стаксель фала, решаю сделать все по науке. Несмотря на энергичные протесты матроса, принимаю решение спустить грот на ходу, что и проделываю успешно. Лодка со спущенным гротом и упавшим гиком сохраняет ход и слушается руля, а матрос, вцепившись в руль мертвой хваткой, держит ее на курсе.

Неплохо для новичка в первом походе. Я, распутав концы и подняв и отрегулировав оба паруса, беру управление на себя. В ветровой тени от насыпной дамбы автомобильного моста через Волгу относительно спокойнее, берег справа от нас лесистый, несколько гасит ветер, скорость падает, но все равно ухо надо держать остро, поскольку пошли отмели. Чтобы на них не нарваться, держимся ближе, к судовому ходу, и, прицелившись в облюбованный пролет моста, входим в него. Со стороны мост - красивое и величественное зрелище, когда проходишь под ним, жутковато от грохота несущихся над тобой автомобилей и зябко от постоянно стоящей под ним сырости, хотя пролеты довольно таки высокие. Во всяком случае «разборным туристам-парусникам» беспокоится не о чем.

За мостом начинается череда заросших островов, кое-где застроенных дачами.

Многочисленные протоки между ними образуют причудливые лабиринты. Это по правому борту. Начинающаяся за мостом мель тянется вдоль острова и теснит к судовому ходу. Русло в этом месте сужается и по левому борту ограничивается высоким крутым каменистым берегом, поросшим смешанным лесом.

Места очень красивые, но рот не разевай, приходится двигаться в сужении (до 0,5 км) против усиливающегося течения в опасной близости к судовому ходу, а иногда и по нему.

Ветер нам благоприятствует, так и продолжает дуть В, С-В, но за островами теряет свою силу, и скорость падает. Мы вынуждены держаться правее, чтобы аккуратно пропускать попутные и встречные суда самого разного калибра. В размеренном режиме, относительно спокойно после предыдущих 3 часов гонки подходим к развилке фарватера. Прямо по курсу лежит путь к Свияге, а основное русло Волги поворачивает направо и ныряет между островами. Сложное место, с обеих сторон закрытые повороты, только и гляди, откуда вынырнет очередное судно, да и ветер теперь ловим в морду, к тому же он к вечеру начинает слабеть.

Начинается нудная и нервная лавировка в этой узости, где нельзя разогнаться. Со стакселем идти круто к ветру не получается, а под одним гротом груженая лодка теряет скорость настолько, что мелкая и противная волна бьющая навстречу, сводит почти на нет выигранные метры. Радует то, что интенсивность движения судов к вечеру снижается, и нам не приходится уже шугаться очередной посудины, выползающей из-за поворота. Наконец мы проходим этот злополучный участок и, забирая правее к берегу, на остатках стихающего ветра берем курс на Васильево. Здесь намечена конечная точка первого этапа нашего маршрута. В наши планы входит застать на даче нашего друга детства и, преподнеся ему, таким образом, сюрприз, переночевать здесь, а на следующий день двигаться дальше.

Ветер предательски стихает, и хотя ближе к берегу уже нет волны, тащимся на его последнем издыхании к промежуточному финишу. Вижу уже знакомые места, здесь я бывал не раз, видел их и с воды. Наблюдаются знакомые ориентиры, но никак в зарослях травы и камыша не нахожу нужного мне места для швартовки, настолько меняется берег из-за перепадов уровня воды. Уже на веслах бултыхаемся вдоль берега в тщетных попытках найти нужное место. Вынужден прибегнуть к помощи сотового телефона. Здесь нас поджидает новый облом, – друг именно на этот вечер свинтил в Казань и не планирует появляться до завтра. Вот они — издержки сюрпризов. Смеркается.

Принимаем решение уходить ночевать на остров, пока еще окончательно не стемнело. На какой? Их тут множество. Предлагаю, чтобы не метаться в темноте, идти к проверенному месту, которое я разведал еще в прошлом сезоне в покатушках на «Просторе». Легко сказать идти! Ветра нет, и необходимо в сгущающихся сумерках на веслах перпендикулярно пересечь судовой ход, попасть в протоку между островами, найти нужный остров и найти стоянку. Но, глаза боятся - руки делают, откинув прочь сожаления о неудавшейся бане и ночевке в дачном комфорте, в два весла уходим от обжитого берега в ночь. После часа энергичной гребли на счастье с первого раза чутьем вывожу на нужную протоку. Выходим в широкую и спокойную заводь между островами и причаливаем к удобному для стоянки пологому песчаному пляжику в уже полной темноте.

Разгружаемся около 22-00, небо пасмурно, ветер опять задул, но благодаря удачному расположению стоянки нам тепло и комфортно. Катамаран с опущенными парусами затаскиваем прямо к месту, где будет ставиться палатка. Уютная поляна окружена со всех сторон деревьями и кустарником, густая трава образует мягкую подстилку. Споро ставится палатка, тут отличается матрос - турист со стажем. Дров в избытке, с костром проблем нет. Под водочку и мясо, приготовленное на решетке, следуют разговоры обо всем и ни о чем в уютной обстановке у костра далеко заполночь. Ночь проходит спокойно и комфортно, никто не беспокоит, спать не холодно, хотя температура за бортом около 12 градусов.


Место стоянки на следующее утро.

Утром даем возможность себе понежиться, из палатки не очень охота выбираться в утреннюю свежесть. Однако к 9-00 все же выползаем, следует утренний туалет, а матрос даже осмеливается искупаться. В 10-00 погрузка и старт.

Второй этап нашего путешествия начинается с блуждания в лабиринте островов, но особого беспокойства это не вызывает, поскольку мы намеренно захотели прогуляться по протокам. Чтобы не попасть в тупик, идем в ту протоку, из которой есть тяга ветра, правда, шьем, как швейная машинка, где позволяет ширина. В узких протоках выручают весла. В некоторых местах окружающая нас обстановка начинает здорово смахивать на эпизоды фильмов про путешествия по Амазонке. Крокодилов только не хватает, но кажется, что вот-вот они появятся, чтобы попробовать на вкус корпуса нашего кораблика, а затем и нас самих. Вместо крокодилов плещется щука, которой в этих зарослях раздолье.

Наконец выбираемся на свободную воду и берем курс на Зеленодольск, за которым уже виден железнодорожный мост. Ветер С, С-В 5-7 м.с., бодренько идем в галфвинд, иногда в бакштаг. Пасмурно, низкие тучи с просветами, но дождя не будет, а нам того нужно. Позади справа по борту остается пустынный пляж санатория "Васильевский", и уже видны пригороды Зеленодольска. Город взбирается вверх от берега по склону, и, проходя мимо, некоторое время наблюдаем за его, только ему понятной жизнью. Вот паромная переправа, похоже, сейчас бездействующая, а сколько помнится часов здесь было потеряно, пока не был сдан в эксплуатацию автомобильный мост через Волгу у Казани.

Наше путешествие продолжается относительно спокойно и без особых приключений, только оживившееся судоходное движение вынуждает быть внимательными. Рутинную работу на руле и шкотах скрашивает изрядно повеселивший нас эпизод, давший впоследствии пищу для шуток и взаимных подначек. И чего, казалось бы, смешного могло быть в величавом шествии слева по борту от нас на встречном курсе красавца, четырехпалубника с гордым именем «Капитан Пушкарев»? Ничего, если бы «Пушкарев» не была бы фамилия и моего матроса.

Естественно с этого момента и до конца похода он приобретает кличку «человек-пароход», а еще в его адрес звучат претензии за то, что он так долго и умело маскировался под юнгу, отлынивая от полноценной вахты. Так в шутливом выяснении взаимоотношений мы подходим к громаде железнодорожного моста и, невольно пригнув головы, ныряем под него. Головы есть от чего пригнуть, именно в это время, над нами проносится с жутким грохотом железнодорожный состав. Благополучно минуем мост, а от него уже видны острова у Волжска. Еще два часа хода со скоростью около 5 км/ч, да час на изучение островов у Волжска, а попросту на поиск нужной нам дачки, где нас ждет теплый прием, вкусная еда, баня и т.д.

Третий день похода начинается с неспешных сборов, хорошего завтрака, прощания с гостеприимными хозяевами. Стартуем 9-00, погодка нормальная, температура 16-17 градусов, небо с просветами, ветер также С, С-В около 5 м.с., но рваный, то поддувает, то почти стихает. Вниз идти нам помогает течение, поэтому без особых сложностей поддерживаем вчерашний темп движения и берем курс на Зеленодольск - Васильево с таким расчетом, чтобы подойти к Свияжску снизу. Расчет наш определяется тем, что на обратном пути мы не хотим петлять между островами, да и подходить к Свияжску снизу интереснее тем, что именно оттуда открывается наиболее впечатляющий вид.

За три часа спускаемся до Васильево и ныряем в протоку у острова Большой, которую в первый раз мы проходили на веслах. Сегодня ветер нам помогает, и мы сравнительно легко проходим между островами, отсалютовав месту нашей первой стоянки. Вырулив из-за островов к судовому ходу у правобережья Волги, берем курс на мыс, возвышающийся в месте слияния Свияги и Волги. Справа от нас остается «архипелаг» островов, среди которых мы ночевали, и при дневном свете мы наблюдаем достаточное количество мест для стоянки с удобными и красивыми пляжиками. Слева возвышается правый берег Волги, такой крутой и заросший такой густой растительностью, что, кажется, не могла там ступать нога человека.

Тем удивительнее обнаружить, что и эти места ухитряются обживать вездесущие дачники, пристраивающие на узкой полоске берега или прилепляющие на крутом склоне свои домишки. Для нас остается загадкой, каким образом они ухитряются возить туда стройматериалы, если ни на каменистом берегу, ни в лесу сверху не видно никакой дороги. Наше удивление усиливается и украшается еще и восхищением, когда нашему взору из густого леса на крутом склоне постепенно открываются монастырские сооружения. Это Свято – Вознесенский Макарьевский мужской монастырь.


Так и манит причалить к берегу, но вдали начинает вырастать из воды, как в «Сказке о царе Салтане», остров, и это волшебное зрелище завораживает и поглощает наше внимание полностью. Сначала это огромный каравай, удивительно правильной формы, возвышающийся над водой.

Подходишь поближе и видишь его высокие берега, действительно крепость неприступная, окруженная со всех сторон водой. Здесь войскам Ивана Грозного можно было спокойно наращивать свою мощь и готовиться к штурму Казани.

.

Ветер дает нам вдоволь насладиться величественным зрелищем, то поддувая из проток меж островов, то стихая в их тени, так что наш путь до Свияжска занимает около 2 часов. При ближайшем рассмотрении на острове наблюдаем строения Свияжского Богородице – Успенского монастыря, дивного по своей архитектуре и расположению. Остров также застроен и обычными жилыми домами, которые заселяет немногочисленный островной народ. В Свияжске есть даже свои дороги, на которых наблюдается автомобильно – тракторно - мотоциклетное движение, хотя весь остров и вдоль и поперек можно пройти, как мне показалось, за полчаса. Общий вид изрядно похабит здоровенная вышка ЛЭП, через которую подается на остров электричество. Для туристов-парусников, думаю, она не представляет опасности, так как провода находятся на высоте, значительно превосходящей высоту наших мачт.

Описать круг вдоль берегов острова нам не удалось, так как с тыльной от нашего курса стороны мы уперлись в по всей видимости искусственно насыпанную дамбу, полностью скрытую под водой. О ее наличии мы догадались, увидев издалека длиннющую шеренгу чаек, расположившуюся на ней. Первое впечатление было, что они плавают строем, поскольку суши не было видно совсем, но когда мы рассмотрели в этом строю нескольких цапель, гордо возвышающихся над чайками, все встало на свои места. Впоследствии нам рассказали, что эта дамба – единственный твердый путь, соединяющий остров с материком по малой воде.

Вдоволь налюбовавшись видами острова, а также, преодолев жгучее желание идти дальше в Свиягу, которая манила своими красивыми протоками и берегами, ложимся на обратный курс, как это нам предписывает график похода.

Время 16-00, погода не меняется, все также пасмурно, ветер 5-7 м.с. С благоприятствует курсу, и нам удается идти справа от судового хода ближе к правому берегу. Это позволяет уже вблизи рассматривать прибрежную жизнь дачников и отдыхающих, фантазии которых, кажется, нет предела. Встречаются даже плавучие конструкции на понтонах с застекленными окнами, печками и телевизионными антеннами. Без особых проблем в прогулочном режиме доходим до Пустых Моркваш, где ветер преподносит нам сюрприз.

Он по подлому стихает в этом самом узком и трудном для прохода месте, а если и поддувает, то безо всяких правил, откуда ему вздумается.

Начинается выматывающая борьба за ход, когда пытаюсь выжать из малейшего дуновения хоть какую-нибудь тягу. В довершение ко всему ветер начинает поддувать с С-З, З, то есть нам навстречу, и мы шьем этот участок как на старинном «Зингере», поскольку ветер штилит все время как раз при пересечении судового хода.

Так, где на слабой тяге на острейшем бейде, где на веслах домучиваем отрезок до автомобильного моста. Тут дело пошло повеселее, появляется тяга с севера, видимо дует вдоль автострады. Мост проходим уже галфвинд, теперь есть возможность перекусить в походном режиме продуктами быстрого приготовления. Посменно, сначала матрос, а потом и я трапезничаем.

Подкрепившись, повеселели, благо есть от чего. Ветер заходит полнейший бакштаг, кораблик весело бежит по волнам, впереди по курсу уже видна Казань. Несколько беспокоит то, что начинает смеркаться, но, похоже, при такой скорости успеем пройти оживленные судоходные участки засветло. И точно в небесной канцелярии были услышаны наши молитвы, ветерок при подходе к Казани наподдал еще веселей, так что последние километров пять до Локомотива мы делаем со скоростью около 10 км. ч., лихо расходясь с портовыми буксирами, омиками и яхтами клуба. Резво забегаем за косу Локомотива, а за ней, не смотря на то, что теряем ветер, где по инерции, а где и на энтузиазме проходим последний отрезок до входа в бухту.

Здесь нас ждет последнее испытание, ветер в узком входе бьет прямо в лоб, ни о какой лавировке не может быть и речи, по инерции как на яхтах тоже не проскочить, хватаемся за весла и на одном дыхании вталкиваем себя в бухту. А здесь уже можно лавировать, и через несколько галсов, принципиально не используя весла, с точностью до миллиметра причаливаем к берегу. Все, финиш, мы сделали это!!!

Итоги

1 этап - 32 км. 8 часов, 4 км/ч.
2 этап - 24 км. 6 часов, 4 км/ч.
3 этап - 72 км. 11 часов, 6.5 км/ч.

За три ходовых дня с 22 по 24 июля 2002 г. пройдено 128 км по маршруту Казань-Васильево-Зеленодольск-Волжск-Свияжск-Казань.

Карта: Казань — Васильево (75 Кб) ; Васильево — Волжск (75 Кб).