Серия "Литературные Памятники 21 века"

 

Посвящается потомкам,
живо интересующимся
наследием предков.

ЛетОписЬ

«Путешествие московитов по Онежскому озеру в 2002 году»

 

 

 

Если вы недостаточно уверенно разбираетесь в географии Онежского озера, то можете посмотреть другую карту

Восстановленная карта маршрута

 

 

Необходимые пояснения к юбилейному изданию

в редакции 2963 года

У любого, даже приличного, произведения должен быть редактор. Так считают потомки авторов -  школьники с многолетним стажем. Идя навстречу пожеланиям этих почетных граждан нашей Галактики, мы берем на себя смелость представить читателю жемчужину очередного издания Всемирной Энциклопедии – историю, настолько известную в современных научных кругах и настолько же отдаленную от простого читателя множеством филологических и, не боимся признаться, бюрократических барьеров.

Адаптация к современному языку просто необходима, чтобы вернуть всему Человечеству от Марса до Плутона практически единственное произведение, дошедшее до нас из "тьмы реформаторских веков", просто и правдиво рассказывающее о повседневной жизни наших предков.

Данное юбилейное издание, в отличие от многочисленных предыдущих изданий и переизданий, представляет читателю подлинный текст первоисточника, дает возможность насладиться всем многообразием языковых форм и фразеологических оборотов, безвозвратно утерянных в настоящее время.

По сути, нам пришлось выполнять не редактирование, а реставрацию всего произведения, поскольку качество носителей данных того времени до сегодняшнего момента лишало нас возможности изучать текст в подлиннике.

В сложных местах и при явных ошибках авторов мы сочли возможным снабдить исходный текст нашими прямыми комментариями. С учетом включения данного произведения в программу обучения средних и высших детских садов, из текста была убрана ненормативная лексика тех лет, в результате его объем значительно сократился. Появилась возможность откликнуться на замечания к предыдущим изданиям и дополнить текст интересными фактами из истории о нелегком пути книги к своему читателю, а также дать ответы на наиболее часто задаваемые читателями вопросы.

Редакция, тем не менее, не может гарантировать отсутствие в тексте ошибок, обусловленных полным пренебрежением древними авторами правил грамматики, орфографии, хронологии и хронографии.

 

Приятной визуализации!

 

 

Содержание

 

«Цели, которые редко достигаются, и средства, которых  всегда не хватает»

 

• Вступление •

«Сподвижники»

• Огласите весь список, пжалста!

«Прелюдия»

• 13 июля, суббота •    

Москва – Кондопога

«Час “Х” или точка отсчета»

• 14 июля, воскресенье •   

Кондопога – о.Нигриш

«Каменная сказка»

• 15 июля, понедельник •   

о.Нигриш – о-ва Мышьи

«Держим курс на Шардоны»

• 16 июля, вторник •    

о-ва Мышьи – о-ва Шардонские

«Вынужденная дневка»

 

• 17 июля, среда •    

о-ва Шардонские (дневка)

«Добро пожаловать, - сказало Большое Онего»

• 18 июля, четверг •    

о-ва Шардонские – м. Чажнаволок – м. Пиче-Сельга - о.Букольников

«День Рыбака»

• 19 июля, пятница •    

о.Букольников - о.Волкостров

«Русский Север образца XVIII века»

• 20 июля, суббота •   

 о.Волкостров - о.Кижи (дневка)

«Расставание с Кижами»

 

• 21 июля, воскресенье •    

о.Волкостров - мыс Пиче-Сельга

«По грибы»

• 22 июля, понедельник •    

мыс Пиче-Сельга - о.Макс

«Прощание с Большим Онего»

• 23 июля, вторник •    

о.Макс - о-ва Великие

«Настоящая дневка»

• 24 июля, среда •    

о-ва Великие

«Последняя смена галса»

• 25 июля, четверг •    

о-ва Великие - о.Раше

«Полдень. Возвращение в 21 век»

 

• 26 июля, пятница •    

о.Раше - Кондопога

«Дорога обратно»

• 26 июля, пятница - 27 июля, суббота •

Кондопога - Москва

«ИТОГО»

• Поход в цифрах, и не только •

«Наше с хвостиком!»

• Прощальные поклоны и по два раза «ку!» •

 

Цели, которые редко достигаются,

 и средства, которых всегда не хватает

 
"Не соврешь - красиво не расскажешь".
Павел Харьковский,
("40 лет на партийной работе")
 

Зачем все это? Просто захотелось поделиться тем небольшим опытом, который появился после двухнедельного похода по Онежскому озеру.

Надеюсь, он будет полезен тому, кто захочет провести несколько дней в тех замечательных местах или тому, кто собирается пройти другим маршрутом, а может, кто-то просто заинтересуется первым древнейшем занятием человечества - хождением под парусом.

Километраж переходов указан не очень точно, наверное, есть и другие погрешности, не судите строго. Больше всего хотелось передать впечатления, так что не ищите в отчете скорости ветра, времени восхода солнца и глубин, над которыми мы проплывали.

История, похоже, получается не слишком короткая - что ж, каждый сможет выбрать только то, что его интересует.

 

По предварительным данным целью экспедиции был мониторинг экологической обстановки, изучение местного фольклора, проверка ходовых качеств катамаранов, опробование новых прогрессивных рационов питания, знакомство с флорой и фауной, и т.д. и тому подобное.

Но надежных подтверждений этому нет, и истинная цель похода к концу текста так и не становиться ясной.

Еще более усугубляет ситуацию то, что на имеющейся в нашем распоряжении карте отсутствует третье и пятое измерение, а остальные два сильно повреждены.

Восстановленная карта маршрута

 

 

Сподвижники

(Огласите весь список, пжалста!)

 
«А мне говорили – приятные, умные люди».
«Ну, мало ли что о людях болтают…»
(«Тот самый Мюнхгаузен»)

 

Катамаран "Простор" по имени "Пожирающий-Ы" нес на борту:

Андрея Дубинского - рулевого (нет, пожалуй, так - Рулевого).

Именно о нем с гордостью вспоминают потомки: «Славяне всегда отличались свободолюбивым нравом и даже угнанные в рабство они не хотели работать».

Вячеслава Князева - матроса, мастера на всякие поделки и проделки («шустрый, однако, мальчонка» - как-то раз заметил Рулевой, когда при налетевшем шквале матрос не стал отдавать стаксель-шкоты, а терпеливо ждал команды).

Галину Князеву - женщину в футболке с выразительной надписью «Водка - враг, сберкасса – друг». Именно в ее честь был основан знак  «Почетный квартирмейстер», выдаваемый за способность находить места для стоянок в самых сложных ситуациях.

Катамаран "Простор" по имени "Время-не-ждет" был отягощен присутствием следующих лиц:

Андрея Донцова – еще одного рулевого.

Известен у малого пироговского народа, как "Змей Горыныч", нечувствительностью превзошедший учителей в разведении и поддержание огня; в компании для безопасности необходимо не менее 2-х раз в сутки остужать в воде, о чем и забыли жители теперь уже пустынь Сахара, Гоби и Каракумы.

Михаила Воронцова - штурмана всего похода.

Именно он окончательно отшлифовал, выбитый золотом на родовом гербе девиз - "Мало мы не можем, а можем мы немало".

Пожалуй, необходимо представить и еще одного человека, имя которого будет упоминаться, может быть, и чаще других. Это Дмитрий Шевелев. Именно он, собственно, составил нам маршрут, снабдил нас картами и дал немало ценных советов, касаемых пребывания в тех местах. Каждый раз, когда спор по какому-либо вопросу заходил в тупик, следовало восклицание: "А что об этом говорил Дима?", и вопрос решался сам собой.

 

Вопрос: После изучения состава участников так и не стало понятно, кто и за что назначает рулевых.
Ответ: Есть гипотеза, что в то время рулевыми рождались, в наше время их восстанавливают по голографическим матрицам.

 

Прелюдия

(13 июля, суббота)

Москва – Кондопога.

Автомобильная часть маршрута - 735 км по прямой, или 1025 км по кривой,

время в движении: 05:00 - 21:00.

"Автомобиль не роскошь,
а средство передвижения катамаранов".
(«Словарь туриста-водника»)

 

Дорога на Питер

 

Автомобильная часть маршрута для туриста-водника является, очевидно, только прелюдией к настоящему отдыху. Лично для меня все начинается лишь, когда над головой заполощется парус, да зажурчит вода за кормой.

Выехали мы часов в пять утра по маршруту:

• Москва • Тверь • Новгород • Чудово •

• Кириши • Н.Ладога • Лодейное поле •

• Олонец • Петрозаводск • Кондопога •

По спидометру от МКАД ~1100 км, время в пути - 18 часов. Качество дорог разное, в Подмосковье на многих участках ремонт, кое-где дорога разбита, кое-где просто прекрасная.

Впереди шли "Жигули" с "Пожирающим-Ы" в прицепе и командой в салоне (Рулевой - ясен перец - за рулем), сзади - "Вольво", везущая "Время-не-ждет" и его команду (Мишка за рулем, я - рядышком, кормил его бутербродами).

Машин на дороге в меру. Шли 110 км/час. "Жигули", раскочегарившись, бежали резво. Пару раз, правда, Мишке приходилось вмешиваться. Ну, обычное дело - "Жигули" начинают обгонять "девятку", которая плетется 90 км/час, та просыпается, а Андрею чуток мощи не хватает. Тут Мишка со словами "Маленьких обижать!?" выскакивает вперед, сажает "девятку" до 70 км/час, после чего Андрей спокойно обгоняет.

Заблудиться по дороге трудно, но умеючи - можно, мы умудрились два раза проехать через Кириши и только через 30 км поняли, что заехали не туда. Здесь основной принцип: внимательно смотри карту, сверяйся по проезжаемым населенным пунктам, сомневаешься - остановись и спроси.

Ну а Старую Ладогу – древнюю столицу Руси – мы, конечно, проехать не могли.

 

Гаишников мало, встречные машины исправно мигают фарами. С бензином проблем не было, газ тоже встречается регулярно, но его надо "пасти".

После Чудово остановились искупаться в реке Тигода. Андрей немного сомлел на жаре, и я предложил подменить его за рулем. Тут-то мы и поколесили по Кириши…

Да, выехав из Московской области, с удивлением обнаружили наличие отсутствия легендарной "Е-95", воспетой Кинчевым. Вместо нее - какая-то "Е-105". С чего бы это?

В районе Олонца подъехали к большому посту ГАИ ("Welcome to Карелия!"), постовой внимательно посмотрел на наши запыленные машины и… приложил руку к козырьку! Мы вытаращили глаза и заерзали, пытаясь рассмотреть форму - уж не к финнам ли нас занесло? Но первая же колдобина нас успокоила - не, мы дома.

На подъезде, кажись, к Петрозаводску (это когда я все еще был заместо Рулевого) меня тормознули на посту ГАИ (полтора года хожу пешком, от машины отвык, остановился интуитивно, на автопилоте). Что? Документы? Минуточку, они у меня убраны не близко - пакетик, еще пакетик, - погоди, дай потянусь - спина затекла, у нас сиденье, понимаешь, сломано, так, левой ногой потрясти, чай не "Кадиллак", круиз-контроля нет - пакетик перевязан изолентой, вообще, я и не думал, что мне придется их доставать, боже, а воздух… Ты, че, мужик, едешь за тыщу верст и думаешь, что документы тебе не понадобятся!? Пасиб, ребят… За что? Да вот, так просто, места у вас красивые, а газом заправиться где…? А-а… пасиб еще раз, ну ладно, бывайте…

Как ехать - с ночевкой или нет?

Будем считать: в дороге - 18 часов + 3 часа (минимум) - сборка лодок и погрузка + 2 часа идти до первой стоянки + 2 часа на непредвиденные обстоятельства = 25 часов. Водители выдержат?

Если нет, то рассмотрим варианты ночевки.

Первое - мотели. Народ решил с ними не связываться.

Второе - палатки. Прекрасные места между Олонцом и Петрозаводском - песок, сосны, много озер.

Место ночлега стали искать после Петрозаводска.

От Петрозаводска до Кондопоги приткнуться негде.

Перед въездом в Кондопогу свернули было на насосную станцию (прямехонько напротив какого-то мотеля), но не рискнули там ночевать.

Пришлось уехать за Кондопогу и искать место для ночлега там. Встали на какой-то вырубке. Не лучший вариант.

 

 

Задержите свой взгляд на простых древних фресках той эпохи, без объема и запаха - обратите внимание, какое щемящее чувство ностальгии они вызывают! А что может предложить нам современный низкокачественный синтетический смог, не способный вызвать ни удушья, ни даже легкой аллергии!?

Где вы, новые Менделеевы? Почему современная алхимия до сих пор топчется на месте над товаром первой необходимости, доступный даже самому последнему олигарху прошлого?

Восстановленная карта маршрута

 

 

Час “Х” или точка отсчета

(14 июля, воскресенье)

Кондопога - Остров Нигриш.

Ходовое время по воде: 13:30 - 19:30, прошли 6,5 км по прямой,

слабый фордак, легкая облачность.

"Когда распускаются паруса - душа отдыхает".
(Неизвестный Фрейд)

 

«Улицы Кондопоги по богатству и убранству не уступают лучшим городам Европы»
(«Словарь туриста-водника»)

 

Автостоянка находится в начале города. Как въедешь в Кондопогу - Ледовый дворец. Мимо не проехать. Рядом (на фото – слева) платная стоянка. Стоимость не помню, по-моему, рублей 30 в сутки.

Стапель. Есть там на берегу деревянная церковь (на карте она обозначена, все ее в городе знают), километров шесть от автостоянки.

Улица называется о-очень оригинально - Кондопожская.

Чуть дальше церкви - железобетонное здание библиотеки с большим козырьком.

Просторная поляна с травкой, народ почти не ходит (ходят тетки чуть в стороне стирать ковры).

Там мы и собирались.

Успенская церковь в Кондопоге 18 век.Фотоархив - дубликат #013

Могут набежать достаточно бесцеремонные детишки, так что изначально сильно шмотки и железки разбрасывать не стоит.

К нам подскочила стайка ребятишек, которые мигом стали щупать трубы, пробовать "лягушки" и обсуждать достоинства сплавных и парусных катамаранов. Я, признаюсь, слегка насторожился, услышав диалог двух юных пионеров:

   - Во, смотри, труба какая, люминий!
   - Сам ты люминий – железная!
   - Да ерунда это - обычный дюраль, - подошел и определил третий, знаток.

Интерес у народа пропал. Я позволил себе слегка расслабиться.

Каждый, кажется, час ходит автобус, который останавливается чуть дальше библиотеки и где-то в районе Ледового дворца. На попутки можно не рассчитывать - народ всего боится, наши водители чудом словили мужика, чтобы вернуться от автостоянки до стапеля.

Рядом со стапелем - сельпо, а в самом городе магазины не хуже, чем в столице.

На изнуряющей жаре процесс сборки явно затягивался, к тому же усугублялся он тем, что по ходу что-то еще и приклепывалось, привинчивалось и пришивалось.

Было принято решение закругляться к едрене фене и отваливать. На берегу громоздилась груда сумочек, пакетиков и мешочков. О переупаковке уже никто не вспоминал.

"Так покидаем, а там разберемся" - решили мы.

Спуск лодки на воду весьма сложный - крутой каменный берег. Но нас было пятеро - один держал спущенный кат в воде, четверо несли второй.

Здание библиотеки – бастиона передовой научной мысли

 

И вот, наконец, настал тот час…

…когда румпель удобно лежится в руку, гика-шкот выбран в самый раз и именно в тот момент, когда ветер заходит с нужной стороны и - вот оно - катамаран подхватывается с места и за кормой вырастают с характерным журчанием два бурунчика - поехали!

Не знаю, кому как, но мне всегда запоминается этот, самый первый, момент отхода от берега. Ты мокрый снаружи, потому что заносил катамаран в воду и оступился и не успел еще расправить закатанные штаны, мокрый внутри, потому что таскал эту чертову пропасть мешков со шмотками и продуктами, еще много чего путается под ногами, весло так и норовит соскользнуть за борт, чувствуя свою неуместность рядом с гордыми парусами, один из рулей, который ты забыл закрепить, так и норовит подняться на волне, и тебе приходится раскорячившись пауком дотягиваться до сорлиня и ставить его в стопор, все это не имеет ровно никакого значения - настал момент, которого ты так долго ждал: все эти дни ты существовал ЗДЕСЬ, в городе, а жил ТАМ, на воде, и вот сейчас ЗДЕСЬ стало ТАМ, они встретились, слились воедино, и будут вместе целых десять дней.

 

Водная часть маршрута была предложена Дмитрием и, собственно говоря, нами и не обсуждалась. Дима советовал так: Кондопога - Чаж - Сярь - Узкая Салма - Леликовский - Кижи - Леликовский - Шардоны - Кондопога.

Мы, конечно, немного переиначили: Кондопога - Мышьи - Шардоны - Чаж (получился крюк назад) - Леликовский (м. Пиче-Сельга) - Кижи - Леликовский (м. Пиче-Сельга) - Макс - о-ва Великие - о.Раше - Кондопога.

Почему переиначили, и что из этого вышло - об этом потом.

В принципе, описывать распорядок каждого дня, день за днем, занятие достаточно тоскливое. Во сколько встали, что поели, во сколько вышли, откуда дул ветер, какие галсы закладывали… Никому, кроме участников событий, это не интересно, да и участникам и без этого есть что вспомнить. Читать эти описания еще муторнее. Поэтому дневник велся вкратце, упор делался на личные впечатления, зато потом я попытался сделать некоторые обобщения.

Первая стоянка - о. Нигриш. У острова при входе что-то вроде залива, в устье которого расположен остров. Огибаешь его и чуть правее ищешь небольшую песчаную бухту.

 

Стоянка была запланирована как ближайшая к Кондопоге, чтобы перевести дух после дальней дороги и осмотреться перед походом.

Первый раз в жизни возникли трудности в установке палаток - ставить пришлось не там, где хотелось бы, а там, где есть более-менее ровное место. Колышки в землю не втыкаются (да какая там земля? скалы…), приходилось кое-как просовывать их в тонкий слой дерна, а кое-где - придавливать камнями.

Тесновато, зато красивые виды на скалистые берега.

Изумительно теплый вечер, комаров нет, вместо них на фоне чуть оранжевого закатного неба затрепетали… эльфы! По-другому и не назвать этих легких полупрозрачных мотыльков, порхающих между сосновыми ветками. Они встречались нам потом практически на всех островах и были предвестниками хорошей погоды.

 

Внимательный читатель наверняка уже обратил внимание на то, что произведение изобилует цитатами, рассыпанными щедрыми руками авторов зачастую безо всякого смысла. Цитируются как известные мыслители (Павел Харьковский, Михаил Воронцов), так и позабытые ныне Аристотель. Вергилий и пр.

Отношение авторов к литературному наследию человечества нельзя назвать бережным, поэтому редакция не несет никакой ответственности за неточности, ошибки, а зачастую и прямую подмену, встречающиеся в приводимых текстах.

Восстановленная карта маршрута

 

 

Каменная сказка

(15 июля, понедельник)

Остров Нигриш - острова Мышьи,

ходовое время: 12:05 - 20:00, пройдено 13,5 км по прямой,

перистые облака, слабый ветер с порывами до штиля,

ночью дождь.

"... Где природа чиста и невинна ..."
(«Необыкновенное чудо»)
 

Первая стоянка - о. Нигриш. Фотоархив - дубликат #025

Рулевые обмениваются верительными грамотами:

баночка пива в жаркий день – что может быть лучше?

 

Прекрасная погода для пикника - солнце, слабый ветерок. Вышли часов в 12. Уже не помню, куда собирались дойти, наверное, все-таки, на Чаж, но часам к восьми вечера, пробыв целый день на жаре, мы поняли, что на веслах идти дальше сил уже явно не хватит.

Как раз проходили мимо Мышьих островов. Снаружи - ничего особенного: ну, камень кругом, чайки орут как коты московские, подошли поближе… Такие ощущения потом приходилось испытывать не один раз: ты чуть приблизился - а там намек на бухточку, еще десяток метров - и бухточка расширяется, еще поближе, а она, оказывается, и вглубь уходит, и разворачивается…

Катамараны вытащили на каменный язык, разгрузили, и сразу побежали любоваться бухтой - захочешь сам такую сделать, и не придумаешь!

Вообще, этот остров оставил самые лучшие воспоминания. На нем есть все - и "джакузи", чтобы купаться и фотографироваться, и галечный пляж, отличающийся от ялтинского только отсутствием грязи и полной безлюдностью, и прекрасные виды на соседние острова и… да что я вам рассказываю, смотрите сами!

 

 

Вопрос: В чем причина такой бедной картографической поддержки отчета?

Ответ:  Как известно, катамаряне использовали карты, вырубленные зубилом на листах Д16Т (собственно этим и объясняется необычайная популярность данного материала). В ходе подготовки настоящего издания были проведены работы по глубоководному тралению Онежского озера. Из выловленных бутылок как раз и построено великолепное здание Международного Кондопожского космопорта. К сожалению, была найдена лишь одна карта, которую после соответствующей переплавки мы и представляем нашим читателям.

Восстановленная карта маршрута

 

 

Держим курс на Шардоны

(16 июля, вторник)

Острова Мышьи - Шардонские острова,

ходовое время: 12:00 - 20:00, пройдено - 15,5 км по прямой,

утром легкие перистые облака и слабый ветер.

Вся вторая половина пути, полный штиль, весла и чистое небо,

вода все эти дни 18°С и выше, воздух днем около 20°С.

 
"Меня смущает вот что, - сказал Быков.
- В моем маршруте есть Марс... Есть система Юпитер.
И еще кое-что. Одного там нет: Шардонов там нет".
(А. и Б. Стругацкие, "Стажеры")

 

Вчерашняя погода: солнце, с утра ветерок. Держим курс на Шардоны. Славка предложил идти через Чаж, но я почему-то был уверен, что через Шардоны ближе. С одной стороны - явная тактическая ошибка, с другой - могли бы и не увидеть эти великолепные острова.

На островах еще кое-где встречаются следы разумной жизни

 

Вообще, тяжелых переходов за все время у нас было три.

Как говорил классик: "Все легкие переходы похожи друг на друга, каждый тяжелый переход тяжел по-своему". Всем известно, что сие произведение было написано по пути из Ясной Поляны в Москву, который знаменитому яхтсмену из-за слабого развития парусного туризма в царской России приходилось проделывать исключительно пешком (единственная альтернатива - железная дорога, отвращение к которой красной нитью проходит через всю книгу).

Этот тяжелый переход был первым тяжелым. Вышли часов в 12. Часам к двум-трем ветер сдох окончательно. Кое-где по бокам виднелись проплешины воды с легкой рябью. "Ничего - утешал я Мишку - идем помаленьку!"

Мишка брался за спиннинг, чтобы развеяться - рыба явно издевалась над ним, полоскал в воде штаны и футболку, затем натягивал их на тело, изнывающее под знойным онежским солнцем - через десять минут одежда высыхала, и все начиналось сначала. Два года в Таджикистане, Кушке - самой южной точке Союза - даже такая закалка оказалась бессильной.

В итоге Мишка пришил тряпку к пятнистой военной кепке - я узнавал его потом только по красному облупленному носу - не помогло. Дня через два кожа на лице потрескалась, как земля в пустыне Намиб, а потом Мишка начал линять…

Славка, которого мы не видели вблизи целый день, вечером стал похож на Гойко Митича из фильма "Чингачгук против Лас-Вегаса" - такой же красный и такой же изможденный.

Я и Рулевой отделались легко - ушами.

Только Галка, как и положено женщине - существу загадочному - пережила этот день на удивление легко.

«Штиль - это, без сомнения, самое неприятное природное явление, препятствующее хождению под парусом. Кажется - нет препятствий движению, но лодка стоит»

(В. Калачихин «О тактике в парусном походе)

 

К Шардонам подгребали уже под вечер, красоту созерцать явно не хватало сил. Часов в семь начал потихоньку задувать ветерок. Внимания мы на это не обратили, и, как показал следующий день, совершенно напрасно!

 

Шардоны – земля обетованная

 

Если идти от Кондопоги, то Шардоны представляются разбитыми на три (кажется) группы. Самая ближняя группа, остров правее всех остальных и в глубине. Вот на его северной, прямо по ходу, оконечности и находится известная, наверное, на всем Онего, стоянка. Обессилившие от жары на нее мы и вывалились.

 

 

 

Тут просто клубок противоречий. Очевидно, что Л. Н. Толстой действительно проходил по этому маршруту, но это могло быть лишь значительно позже, где-то зимой, поэтому знать об этом наши герои не могли.

Кроме того, участники похода постоянно путают Шардоны и Канары, осталось всего три рабочих гипотезы: то ли это один и тот же географический объект, то ли Канары севернее, то ли Шардоны южнее.

Восстановленная карта маршрута

 

 

Вынужденная дневка

(17 июля, среда)

Шардонские острова, дневка

ночью - дождь, утро - кучевые облака, ветер прямо в бухту,

на открытой воде волны с белыми барашками,

вода 15°С, воздух ночью до 12°С, днем воздух 15-17°С.

Проклейка клапана, различные судовые работы. Попытка покататься.

 
"- Мы с тобой идем к Чертовым скалам, -
терпеливо напомнил Кандид. - Выходим послезавтра...
- А как же, - немедленно ответствовал Колченог.
- Сразу от меня налево..."
(А. и Б. Стругацкие, "Улитка на склоне")
 

 

Два предыдущих дня показали, что с погодой дела обстоят так - с утра дует ветер, к часу-двум он стихает, потом снова начинает дуть часов в семь вечера. Было принято решение подстроиться под этот график - подъем в 6.00, выход не позже 9.00, идем пока есть ветер, ну а днем, на самой жаре, лучше делать привалы. В противном случае, можно одуреть от весел и никуда не дойти.

Погода распорядилась по-своему…

Встав на следующий день ровно в назначенное время, я почувствовал, что в мире что-то изменилось. Во мне поднимались какие-то знакомые, но подзабытые и потому пока еще не осознанные ощущения. Я огляделся - то же небо, та же вода, тот же лес… Стоп, с лесом что-то не так. Он шумит. С утра пораньше. Ровно, спокойно, как будто деревьям не спится, как и мне, и они чем-то слегка взволнованы, чем-то для них привычным, но вызывающим определенный интерес. Вот оно - ветер!

Наша бухта достаточно глубоко вдается в берег, и ветру трудно пробраться между соседними островами и отыскать вход в наш залив. Но лес - наш союзник. Он всегда подскажет, что происходит вокруг. Надо только уметь слушать.

Взяв бинокль, я отправился на ту оконечность острова, с которой хорошо видно Онего. Так и есть. С ветром все понятно - ровный и сильный. Взгляд через бинокль на открытую воду заставил поежиться. Похоже, это и есть тот самый котел, который так любят изображать на картинах грехопадения рода людского. Бр-р-р. Никуда мы сегодня не пойдем. Это факт.

Народ, правда, был настроен более оптимистично.

"Да ладно, что там, на Московском море мы и не в такой ветер ходили!". Посмотрите на волны, говорил я им. "Да пока мы соберемся, все образуется!" Начали потихоньку собираться.

Один только "Время-не-ждет" поддержал меня.

 "Куда, хозяин, зачем!?" - и жалобно продемонстрировал спущенный баллон.

"Надо клеить клапан!" - бодро доложил я всем остальным. Возражений не последовало. Клапана на "Просторах" - это священная корова.

Андрей и Славка решили тем временем вывалиться на открытую воду, посмотреть на нее поближе и заодно отработать хождение с взятыми рифами.

Рифы-то они взяли еще на берегу, но вот выйти из бухты… Навальный ветер, хотя и несильный, и узкая бухта - разогнаться не успеваешь.

Минут через двадцать мытарств Славка, взяв "Пожирающего" под уздцы, вывел его из залива. Там тоже оказалось не все так просто.

У меня сложилось впечатление, что без стакселя, с взятыми рифами, слишком большая общая парусность всей конструкции не позволяет "Простору" идти достаточно круто к ветру - очень большой дрейф.

В общем, хождение под рифами надо еще отрабатывать.

 

Вылазка, правда, дала свои результаты. "Я туда не хочу! - заявил Рулевой - была там одна волна, нам ее хватило!". И ему сразу поверили. Причем, полностью из-за острова они даже и не вышли.

Ну что ж, дневка - так дневка.

Народ разбрелся по острову - ловить рыбу (безрезультатно), искать грибы-ягоды (аналогично), просто любоваться природой и фотографироваться.

Мишку и Андрея, заядлых аквариумистов, одолела каменная болезнь.

С каждого острова, на котором мы останавливались хотя бы минут на пятнадцать, они норовили увезти домой миниатюрную копию.

Копии попадались разные, поэтому на следующий день начинался мучительный творческий процесс: "И брал он в руки камни, и говорил с ними…"

Приводить приговор в исполнение обычно доверяли мне, в результате часть камней отправлялась обратно в Онего.

Мишка в сосновом бору

Ближе к вечеру, когда ветер начал стихать, была предпринята еще одна попытка просто покататься. Но тут взбунтовался "Пожирающий". Тихим сипением в районе перегородки внутри баллона он дал понять, что сегодня был все-таки не наш день. Дырку в баллоне мы так и не нашли, решили, что подтравливает именно перегородка из-за неравномерной накачки половинок баллона.

Засим успокоились и легли спать.

 

Вопрос: В тексте академического издания сплошь и рядом встречается выражение «Капнуть на шверты».

Известно, что оно употреблялось в основном перед выходом на воду, после возвращения на берег, а также во время длительного (более 30 мин.) нахождения на воде. Не очень понятен смысл этой идиомы.

Ответ:  В настоящее время наиболее популярны две теории.

Приверженцы первой считают, что для лучшей сохранности шверты, как наиболее важную часть катамарана, периодически поливали расплавленным  салом.

Другая теория гласит, что шверты вообще лежали привязанными к палубе и их время от времени смачивали забортной водой, чтобы они не рассохлись.

Производные выражения: «Сломать шверт», «Упустить шверт», «Вырезать шверт из доски (из фанеры)».

Восстановленная карта маршрута

 

 

«Добро пожаловать», - сказало Большое Онего

(18 июля, четверг)

Шардонские острова - м.Чаж – м.Пиче-Сельга - о.Букольникова

пройдено - 38,5 км(8,5 км + 19,5 км + 8,5к м по кривой),

общее ходовое время 13 часов

10:00 - 15:00 по всякому до м.Чажнаволок, жара, штиль, кормежка москитов;

17:00 - 19:00 до входа в шхеры (м. Пиче-Сельга), 20 км,

галфвинд-бейдевинд, волна к середине и дальше;

19:00 - 23:00 сильно петляя между островов до о.Букольникова

Утром: вода 15°С, воздух 13°С, малооблочно

 

«Опыт учит только тех, кто на нем учится»
(Олдос c Хаксли)
 

Вторая попытка покинуть гостеприимные острова. Солнечное утро, вчерашний ветер стих до вполне умеренного. Самое прохладное утро за все время похода. Температура воздуха градусов 12, воды, по ощущениям - градусов 15. Во всяком случае, во время погрузки (я стою в воде и принимаю вещи) ноги начинают мерзнуть.

"Пожирающий-Ы" берет рифы и уходит первым. Мы решаем рифы не брать - и правильно. Судя по всему, против ветра с рифами идти тяжело, и ребята решают обойти острова с подветренной стороны. Мы же спокойно обходим с наветренной и ждем "Пожирающего-Ы". Выходим на акваторию залива Большое Онего, чтобы совершить 20-км переход до пролива между материком и о. Б. Леликовский. Но ветер, забыв о вчерашнем буйстве, спокойно стихает к обеду.

Опять двадцать пять. Выходов два - спокойно сдрейфовать на самый крайний из Шардонских островов, благо, он рядом, или напрячься и уйти на Чаж. После ожесточенных споров (грести по жаре особо не хочется) было решено идти на Чаж. Оттуда и при безветрии, и при сильном ветре можно потихоньку идти вдоль берегов, а Шардоны - это ловушка.

С трудом догребаем до извилистой бухты на Чаже. Она закручивается, как улитка, по мере того, как катамараны проникают все глубже и глубже в тихую заводь. Это не Онего, это Амазонка... Жарко… Москиты… Лианы…. Обезьяны... Очень жарко… Колючая проволока вокруг полузасыпанного окопа. Все-таки Онего… Черника не радует... Купаться лень... Нет сил… Робкие предложения разжечь костер и приготовить обед отметаются - мы здесь застрянем, а ночевать в этом месте душа не лежит.

Наконец, часа в четыре, когда нормальные люди уже ставят палатки, накрывают стол и вообще готовятся к тому, чтобы достойно проводить уходящий день, мы вываливаемся из бухты. На открытой воде не так жарко и москиты сюда почти не долетают. По-моему, "москиты" - достаточно емкое слово, передающее все многообразие тех представителей мира насекомых, которые только и ждут момента, чтобы "засунуть в тебя свой хобот и вспрыснуть туда какую-нибудь гадость" (Copyright В. Князев).

Слабый ветерок. Решено идти вдоль берега вглубь залива Большое Онего и искать приличную стоянку. Замечаю, что начал подтравливать еще один из клапанов. Пришлось подкачать на ходу. Ничего страшного, до вечера доживет, но завтра придется клеить.

Ветер потихоньку усиливается. Заметив наши телодвижения вокруг клапана, подходит "Пожирающий-Ы".

   - Ну что - кричит Андрей - у вас все в порядке?
   - Да, все ОК. Пошли на Леликовский!
   - Куда!? У вас же клапан?
   - Да ничего, мы баллон уже подкачали…

А что? Погода хорошая, ветер ровный, бейдевинд, дойти можно одним галсом. Если сегодня не пересечь залив, то Кижам можно сказать "прощай".

 

Впереди – двадцать километров открытой воды. Душа радуется

 

Мишка достает компас, берет азимут. Противоположный берег, конечно, видно, но вот с ориентирами не густо - все сливается в одну темную полосу. Я на всякий случай забираю повыше с тем, чтобы потом можно было сдрейфовать по ветру. Удивительно, но к проливу мы вышли совершенно точно, сместившись только на величину взятого запаса.

Переход оставил самые лучшие воспоминания. Двадцать километров за два с половиной часа - для нас это был рекорд. Где-то на середине перехода, правда, закралась мысль - а не поторопились ли мы? Ветер свежел, волны разгонялись. К концу перехода я оценивал их высоту в 70-80 см (оценка ребят - до метра).

Идти становилось все труднее - под ударами встречно-боковых волн катамараны теряли скорость. Сначала я пытался как-то приспосабливаться - всходить на волну покруче, а потом уваливать и скользить по ней. Скорость удавалось сохранить, но такое движение требовало большого напряжения и постоянной работы рулем. В конце концов, я выбрал курс чуть круче - нас не слишком сильно колбасило, и скорость оставалась приемлемой.

Подойдя к проливу ровно в 19.00, решаем сгоряча идти дальше.

 

Последовавший за этим переход через шхеры отложился у меня как какое-то бесконечное движение то в лавировку, то полными курсами между бесчисленных островов.

Сказывались усталость от дневной жары и напряжение, оставшееся после перехода через залив.

Позже, на обратном пути, я все не мог поверить, что путь через шхеры был настолько коротким.

Кстати, шхеры мне представлялись как голые скалистые острова, а здесь - типичный подмосковный пейзаж…

 

Мишка следил по карте внимательно, так что ошибки быть не могло.

Явно же на карте изображен остров посередине пролива, мы его огибаем справа - а там камыш! Что это - залив или пролив просто успел зарасти?

Идем уже на веслах, возвращаться обратно сил нет.

Я на всякий случай встаю во весь рост - ура! за камышом метрах в десяти - чистая вода.

 Совершенно спокойно пробираемся сквозь жидкие заросли и выходим вплотную к фарватеру.

 

Пейзаж становится диковатым - дома, лодки, корабли… За несколько дней так успели привыкнуть к полной безлюдности, что близость цивилизации воспринимается чужеродным явлением.

Делаем последний рывок до стоянки на о. Букольников. Жестокое разочарование. Ожидали найти прекрасную во всех отношениях стоянку и сначала даже не поверили, что там вообще можно встать. Только подойдя почти вплотную к берегу, поняли, что приткнуться в этой бухте можно вполне.

"Комариная плешь". И никак по-другому. Они ужинали нами весь вечер, пока мы не ушли спать в два часа ночи, и завтракали нами все утро, пока мы собирались.

На следующий день чуть дальше увидели очень красивый остров - сосны, чистые пологие берега, который рассматривался нами лишь как запасная стоянка. Со стороны, по крайней мере, выглядело все на порядок лучше.

 

Вопрос: Поясните, пожалуйста, значение существительного весло, особенно в контексте выражений  «схватиться за весло», «вдарить веслами».

Ответ:  Анахронизм весло обозначал способ, с помощью которого  Рулевой, не имея возможности прибегнуть к услугам ментальной связи, активизировал некоторые, наиболее восприимчивые, вербальные центры членов экипажа. В некоторых экипажах практиковалось также применение голосовой связи: «Ща я тя веслом!»

Восстановленная карта маршрута

 

 

День рыбака

(19 июля, пятница)

о. Букольникова - о. Волкостров,

ходовое время: 11:00 - 20:00, пройдено 14,0 км по кривой,

легкие шквалики с дождиком утром и вечером перед стоянкой, вода потеплела.

Первый улов.

 
"Уничтожение одного есть рождение другого".
(Аристотель)
 

С утра, по всеобщему молчаливому согласию, полная расслабуха: не спеша встаем, не торопясь завтракаем, бреемся (!), моем голову (или правильнее - головы?).

Что интересно – утром стоянка показалась уже не такой неприветливой, как накануне. Этот эффект наблюдался практически всегда. Вечером – смотреть не на что, неуютно, тоскливо, а с утра – вполне даже ничего, а то и вообще прекрасно.

 

 

Но оводы пощады не давали, пришлось опять мазаться.

Часов в 12 отходим, сопровождаемые нескончаемым ж-ж-жужжанием и з-з-зудением хозяев здешних мест.

Дальше шли спокойно, по карте, вдоль фарватера и у самого о. Кижи его аккуратненько пересекли. ОСТОРОЖНО: обходя слева длинный остров перед Кижами, не проворонить ЛЭП. Если не спать, то можно заметить ЛЭП издалека. Мы проходили справа по ходу. На табличке перед ЛЭП написано то ли 4, то ли 4,5 м провиса. Над 6-то метровой мачтой "Простора" оставалось еще метра 3.

Фарватер узкий, пересекается легко. Один его рукав уходит налево - к пристани у Кижей, второй - направо, вдоль правого берега острова и дальше - в Заонежский залив. Пришлось пересекать его во второй раз и идти вдоль правого берега.

Надо повнимательнее смотреть на бакены и створные знаки. По левому рукаву ходят "Кометы". Их слышно издалека (как будто самолет взлетает), но и выскакивают они быстро (60 км/час). Как Дима говорил - ей сворачивать некуда, а тормозить бесполезно.

По моим наблюдения, "Кометы" летают в будни где-то в районе 14.00 и 20.00 за Кижи, в 14.30 и 20.30 - обратно. В субботу - каждые два часа. Но статистика, предупреждаю, у меня весьма бедная.

 

Панорама Кижей открылась издалека и неожиданно. Даже не верится, что мы наконец-то здесь.

 

Проходя мимо острова встретили трех "Альбатросов", которые бесцеремонно катались прямо на судовом ходу, один - с гербом родной столицы. На наши приветственные крики ответили вялыми взмахами рук.

На Кижах стоять нельзя, жечь костры - тем более, хотя тех же "Альбатросов" встретили потом в бухте прямо рядом с "белоснежным красавцем лайнером".

Справа от Кижей - Волкостров. Туда мы и отправились. Практически напротив северной оконечности Кижей на Волкострове есть шикарный залив, в левой части которого на берегу - прелестная стоянка. Но место известное и популярное, может быть занято, свои "Просторы" мы так и не смогли там пристроить (довольно высокий берег, а кругом - болото), полянка пропахла навозом.  

Чуть дальше (севернее) есть неприметный залив. При входе - камыш и мелковато, лодки цепляют за камни.

Поиски этой стоянки проходили долго и нудно, чуть было не собрались идти на противоположный берег, одна радость - Мишка наконец-то зацепил на блесну не камыш и не камень, а самую настоящую щучку, а потом и вторую!

Вечером, естественно, "ну, за рыбалку!"

 

Мы разгрузили катамараны чуть не доходя камней, загнали их в залив и вытащили на тростник, плавающий под берегом.

Я на этой стоянке даже клапан спокойно заклеивал!

Небольшая уютная полянка, море черника и что самое удивительное - минимум комаров! Хотя кругом болота.

Мы были просто приятно удивлены. Простояли здесь два дня с удовольствием (разве что купаться плохо).

Погода. Скажем так - изменилась. Целый день хлестали грозы, шквалило. Одна из них и загнала нас в залив, где мы не смогли найти место для "Просторов". По небу взад-вперед сновали тучи, напоминающие обглоданных селедок, каждая последующая все норовила догнать предыдущую и за ее счет слегка залатать свои дырявые бока.

 

Похоже, данная глава дает исчерпывающее представление о рационе наших предков: поедая холоднокровных животных и семена растений, они с трудом поддерживали силы, столь необходимые в этом тяжелейшем походе.

Однако некоторые из них уже выходили на современный уровень получения энергии. Обратите внимание на первую фреску, на которой запечатлена черная энергетическая дыра (справа от верхушки сосны). Что это – пресловутое НЛО или открытый энергетический канал в параллельный мир?

Восстановленная карта маршрута

 

 

Русский Север образца XVIII века

(20 июля, суббота)

Дневка.

Ремонт клапана, набеги с Волкострова на о. Кижи - пополнение запаса продуктов,

~5 км пешком на каждого, переменная облачность, во второй половине дня короткие теплые дожди, к вечеру опять разгулялся ветер,

Первый опыт применения сигнальных ракет. Щука третья и последняя.

 
"Всемирно известен остров Кижи
с 22-главой Преображенской церковью 1714 года".
(«Энциклопедия туриста-водника»)
 

 

Выходной, он, как известно, и в армии выходной. С обязательным 3-х км кроссом после завтрака, изучением очередной строевой песни и, наконец, долгожданным увольнением (для тех, кто еще способен самостоятельно передвигаться). Дневка, посвященная экскурсии на Кижи.

Идти решили в два захода. С утра отогнали катамаран к северной оконечности Кижей, высадили первую группу. Андрей остался с лодкой там же на берегу. Никто до него не докапывался - место безлюдное. Я сторожил лагерь и клеил третий по счету клапан. Славка же повадился ходить вокруг меня и едко приговаривать: "..а Андрей занимался своим обычным делом - клеил клапана…"

Идти через остров километра 4. Дорожка нормальная. Вход стоит 50 рэ с носа, можно и бесплатно, но надо быть внимательным.

 

 

Подходим к южной оконечности острова, где все самое интересное и находится. Справа - пристань, откуда валит интурист, там же - деревянный настил и, соответственно, при входе стоят кассы. Туда ходить не надо. Слева - на горке - еще одна дорога, для нормальных людей. Спокойно обходим все эти кассы, ларьки с сувенирами и идем впитывать в себя Красоту. А вот на обратном пути можно подойти к ларькам. Лично мне понравились шкатулочки из карельской березы по $10-$20. Я привез своей благоверной одну с картинкой, где на веточке - птичка и соболь, а она: "Ну вот, еще один хорек в доме!".

На пристани в ларьках кроме сувениров - спиртное, печенье, ну и всякий хлам. Надеялись в деревенском магазине запастись хлебом - ха! В России в 21-ом веке хлеб два раза в неделю по спискам. Пришлось брать булочки…

Кижи "работают" до 22.00, все можно осмотреть часа за три.

Впечатления у всех, естественно, разные.

Мне, например, понравились: чистый остров с ровными дорогами и ощипанной лошадьми травой, по которому можно ходить, не ломая ног о камни, пышное разнотравье, красивые виды с высоких берегов, крепкие крестьянские дома, на крыльце которых так хорошо стоять, оперевшись о почерневшие перила и дышать полной грудью, в таких домах люди и жили, и строили знаменитые лодки-"кижанки", аккуратные часовни с куполами, крытыми сверкающей серебром осиной, внутреннее убранство действующей церкви - скромная отделка, не давящие бесчисленной позолотой иконы, можно спокойно подойти, не торопясь рассмотреть, почувствовать, что человек - не винтик в сложнейшем и громаднейшем механизме Вселенной, а такое же равноправное существо, как и Озеро, и Остров…

 

 

Не понравилась свалка прямо посередине острова, не помойка, а именно свалка - с экскаватором, бульдозером и стаей орущих чаек. Тягостное впечатление оставил и центральный храм, внесенный в список Юнеско - его покосившиеся стены, стянутые изнутри стальным каркасом.

Храмом лучше любоваться издалека, с воды, когда ты видишь одновременно и само это великолепие, и чистый зеленый остров, водные просторы и безбрежное небо.

 

 

Расставание с Кижами

(21 июля, воскресенье)

Волкостров - м. Пиче-Сельга,

ходовое время: 11:00 - 20:00, пройдено 22,5 км по кривой,

t-воды - 18°C, t-воздуха - 19°C.

Облачно, просветы в конце дня, ветренно.

Легкий, приятный переход.

«Удовольствие.
Испытание, которому подвергает нас природа».
(Оскар из Уайльда)
 

Вот и закончилась обязательная часть программы - посещение Кижей. Теперь предстоял обратный путь. Можно было особо не спешить, но мы решили не расслабляться - идти пока есть ветер, лучше в конце подольше постоять. Абсолютно правильное решение.

В отличие от первой половины похода вторая протекала спокойно, размеренно и без напряжения. Похоже, что появился опыт, позволяющий правильно спланировать график движения, не рваться вперед в конце дня, пропуская мимо хорошие стоянки, но и не застревать на берегу, когда есть ветер.

 Расставание с Кижами прошло спокойно, без слез и фейерверков.

 

  

Обратно шли прежним маршрутом - вдоль берега, под ЛЭП и - в шхеры. Опять протиснулись сквозь заросший камышом пролив, остановиться решили на выходе из пролива между Б. Леликовским и материком - мысе Пиче-Сельга.

 

Выход из шхер. Вот на левом мыске мы и встали.

 

Приятное место - чистое, ровное, заросли черники. С самого мыса открываются прекрасные виды на Онего. Я, признаюсь, даже пожалел, что не было шторма - зрелище обещало быть захватывающим.

На подходе к стоянке встретили идущую нам навстречу группу на разномастных надувных лодках-плотах, а вечером мимо проходили два катамарана с московскими номерами. Я предложил им присоединиться к нашей стоянке, но у них на тот вечер были, видимо, другие планы.

 

 

По грибы

(22 июля, понедельник)

Мыс Пиче-Сельга - о.Южный - о.Макс,

ходовое время: 10:00 - 16:00, пройдено 22,5 км (10 км + 12 км) по прямой,

t-воды - 18°C, t-воздуха - 20°C.

Утром в 6-00 дождь, в 7-00 подъем, в основном солнце, ветренно.

В фотоархиве не обнаружилось ни одного кадра.
 
"- В обед вы получите суп. Грибной - сказал дядя Валнога.
- Здорово! - сказал кто-то".
(А. и Б. Стругацкие, "Путь на Амальтею")
 

Хотелось грибов. Очень хотелось грибов. Было просто неприлично приехать в Карелию и не наесться здесь грибами. До этого дня мы не нашли ни одного съедобного гриба, более того, несъедобных тоже не было. Мы, конечно, списывали это на счет сухой погоды, но все же… Оставалась надежда, что мы не там ищем.

Остров Макс на нашей карте был обведен кружком, и рядом стояла карандашная подпись: "Грибы". Славка сказал: "Как хотите, но наша следующая стоянка - остров Макс". Никто, собственно, и не возражал.

Солнце, хороший ветер, прекрасный ход - что еще надо? Сделали короткую остановку на Липовских островах. Там, похоже, был сильный пожар, весь подлесок выгорел, но кусты черники упорно тянутся вверх.

Вот и остров Макс. Ближе к концу острова со стороны материка. Наконец-то первая по-настоящему песчаная стоянка! Первый раз колышки от палатки спокойно втыкаются в землю! Самое смешное, песчаный пляж - не значит хороший для купания. Заход в воду пологий и долгий, а в воде полно топляка и коряг. Зато на берегу нас ждали сколоченный кем-то стол и пара скамеек.

На острове полно черники, я вспугнул стайку каких-то птиц, явно съедобных, а вот грибов… Но супчик мы все равно сварили: один подосиновик, один подберезовик и один бульонный кубик.

Народная примета: если Мишка идет ловить рыбу, то блесна обязательно зацепится в тот момент, когда ты только что искупался, обсох, согрелся, и вместо того, чтобы идти к огоньку, надо опять раздеваться и лезть в воду…

 

 

Прощание с заливом Большое Онего

(23 июля, вторник)

Остров Макс – м. Чажнаволок - о.Великие,

пройдено – 37 км по кривой, ходовое время: 08:50 - 15:20,

t-воды - 18°C, t-воздуха - 17°C.

Подъем в 6-00 по плану, солнечно,

8:50 - 12:00 о. Макс - м. Чажнаволок ~21 км,

не доходя примерно 1 км до м. Сярь накрыло сплошным фронтом без сильных порывов, сильная дымка - видимость до километра, изредка мелкий дождь, курс бейдевинд, ветер с юга до 7-8 м/с, в конце волнение усилилось,

12:00 - 13:00 м. Чажнаволок - перекус,

13:00 - 15:20 м. Чажнаволок - о. Великие ~16 км,

 облачность, мелкий дождь, курс фордевинд,

волну см. на фото,

 Напряженный, но тем и приятный переход.

 
"Повесть об этом стара, но слава нетленна".
(Вергилий)
 

Сегодня по плану - прощание с заливом Большое Онего, выход на Чаж, а еще лучше - уход в Кондопожскую губу. Но на воде все зависит не от наших желаний, а от погоды и от нашего умения под нее подстроиться.

Ветер задул уже с утра, немного встречный. Судя по небу, от погоды можно было ожидать всего, что угодно, поэтому решили так: выходим на Чаж, но не напрямую, а прижимаясь к о-ву Сярь. Будет все нормально - уйдем на Чаж, разыграется шторм - быстренько уйдем на материк гораздо раньше Чажа или вообще остановимся на о-ве Сярь.

Не знаю, почему, но идти в галфвинд на Онежской волне "Простору" тяжело. Здорово его лупит и кидает. Рука так и тянется немного привестись, тогда катамаран с удовольствием встречает волны скулой, переваливает, обдавая нас брызгами, и весело идет вперед. Довольно долго мы мучались, выбирая между осторожным, но муторным курсом и курсом быстрым, но проходящим вдали от берега. По краям горизонта тучи опять гонялись друг за другом, но собиравшуюся над дальним берегом пелену уже уносило в сторону. В итоге верх взял, нет, не авантюризм, а чувство спокойной уверенности в погоде, катамаранах, в нас самих, наконец.

 

Волна до 0,5 м / 1 м / 1,5 м (нужное подчеркнуть)

 

Хороший, напряженный переход. Подойдя к Чажу, стало понятно, что необходимо сделать привал, чтобы немного отдохнуть. Стали обходить мыс и увидели небольшую, но хорошо закрытую бухточку, куда аккуратно и вползли. Только потом я понял, какую ошибку мы допустили: заходили на фордаке, это уже в бухте ветер стих, значит, выходить придется против ветра, а выход из бухты узкий, да там еще и гряда каменная торчит из воды. Во, блин, мореходы!

Дальше - больше. Ветер усилился, и со стороны Шардонских островов поползла серая мгла. Видимость сократилась до полукилометра. Но нам повезло - то ли это были остатки каких-то небесных разборок, то ли, наоборот, предвестники, в общем, когда мгла прошла мимо нас, мы прыгнули в катамараны, быстренько выскочили из бухты и обогнули Чаж. Там, как и следовало ожидать, нас подхватил славный бакштаг, и мы понеслись вдоль Кондопожской губы по направлению к о-вам Великим.

 

Да, именно там, за правым плечом, остался залив Большое Онего

Расслабившись, народ клевал носом. Чем-то мне это напомнило долгую поездку по безлюдной ровной трассе, когда серая монотонная дорога под колесами так убаюкивающе действует на водителя.

Стоянку, обозначенную на карте, нашли с огромным трудом - она оказалась на другом острове. Но место того стоило, чем-то оно напоминало Шардоны в миниатюре.

Катамараны вытащили на песок, поставили палатки, и тут в первый раз за все время похода изменили своим жестким правилам - сначала обустройство лагеря, потом все остальное.

 

Видимо, этот переход через Большое Онего добавил к накопившейся за время похода усталости очередную порцию, оказавшейся критической, плюс сознание того, что мы уже пришли (на оставшийся последний переход у нас было в запасе три дня).

В итоге, поставив палатки и оставив разбросанные вокруг вещи без внимания, мы уселись за стол.

Дальше - больше: насытившись и сняв напряжение известным народным способом, народ расползся, кто куда, и попросту уснул. Воистину "hard day’s night".

 

Вопрос: Иногда создается впечатление, что часто употребляющиеся в древних текстах слова галфвинд, фордевинд, бейдевинд (особенно, крутой бейдевинд) означают совсем не то, что мы себе тут представляем! И куда только смотрит Министерство культуры?!

Ответ:  Вы совершенно правы! По последним данным, так назывались различные варианты популярного некогда алкогольного напитка.

Галфвинд – классический напиток умеренной крепости, позволяет  Рулевому долго сохранять равномерное и прямолинейное движение. Требует, однако, внимательности и умения вовремя «потравить шкот».

Фордевинд или фордак – крепкий, почти неразбавленный напиток.

Выражение «Уверенно лавировать на фордаке» означало высшую похвалу Рулевому.

Бакштаг – легкий, но очень коварный напиток. Действует убаюкивающе, в результате чего неопытного Рулевого может неожиданно бросить в брочинг, а затем и кильнуть.

Восстановленная карта маршрута

 

 

Настоящая дневка

(24 июля, среда)

Острова Великие - дневка,

переменная облачность, сухо, сильный ветер,

8-00 подъем - не всех, t-воды - 18°C, t-воздуха - 17°C.

Итоги дня: передняя дополнительная балка на "Время-не-Ждет"

переставлялась 16 раз,

на "Пожирающем-Ы" на гике установлен один стопор.

 

"Человек занят тем, от чего он ожидает счастья,
но самое большое его счастье состоит в том, что он занят".
(Ален не Делон)
 

Дневка. Полноценная, настоящая. Не потому что погода не велит, или клапан требует проклейки, или на экскурсию надо идти, а потому что просто ХОТИМ.

 

 

Как ни странно, народ заскучал. Заняться нечем: грибов нет, ягод мало, рыба не ловится, пойти, что ли, покататься на катамаране? Боже упаси! Любовались природой, купались, фотографировались, ну и конечно - сидели за столом.

 

 

Последняя смена галса

(25 июля, четверг)

Острова Великие - Остров Раше,

ходовое время: 11:20 - 14:30, пройдено 10 км по прямой,

переменная облачность, дождь, сильный ветер.

 

"Веселые люди делают больше глупостей, чем грустные,
но грустные делают, большие глупости".
(Вроде Е. Клейст)

 

В планах - не спеша подойти к Кондопоге и поискать стоянку на ближайших островах.

Стоянку нашли на о-ве Раше со стороны города. Прямо посередине острова - старый створный знак, а слева от него (если смотреть со стороны города) - прекрасная песчаная бухта.

Место, похоже, популярное - кострище, навес из веток.

Полазили по острову - очень красивые высокие скалы, расщелины.

 

 

 

Поскольку времени до вечера еще полно, решили с Мишкой сгонять в город и купить чего-нибудь вкусненького для прощального ужина. Ветер хороший, ровный, сейчас быстренько туда - и обратно.

Выходили с подветренной стороны острова долго, никак не могли на ветер выйти. Зато когда вышли! Это тебе не груженый катамаран, здесь не будешь сидеть спокойно по бортам при смене галса - запрыгаешь как миленький с баллона на баллон!

Долетели до берега мухой, Мишка побежал в магазин, а я остался стоять по колено в воде, чтобы катамаран о камни не побило. Тут как тут - пионеры:

    - Вы с регаты, да?
    - Какой регаты?
    - Ну, из Петрозаводска стартовала регата, здесь у них финиш этапа и награждение.

В голове сразу сложилось:

    - Да, конечно, головной катамаран.
    - Как остальные яхты?
    - Отстали. Проколы, поломки, энтузиазм населения. Все это задерживает.
    - Вы на командорском катамаране? Конюхов с вами?
    - Конюхова я снял с катамарана и пересадил на весельную лодку.
    - А вы на "Торнадо"?
    - Можете считать наш катамаран "Торнадо", но до сих пор он назывался "Простор"! И вообще, знаете, я утомлен переходом.
    - Но позвольте…

"Эй, чего размечтался!" - слышится голос Мишки. Пакеты с провизией погружены на катамаран и мы покидаем гостеприимный город Удоев, пардон, Кондопогу.

А вот теперь и попробуем, каково идти строго против свежего ветра, разгоняющего соответствующую онежскую волну! Это при переходе через Большое Онего можно было обойтись одним галсом - приноровился, и двигайся потихоньку. А в этот раз Онего мурыжило нас долго, напоминая напоследок, что здесь к любому выходу на воду надо относиться серьезно - сейчас тихо и спокойно, а через часок все по-другому.

При очередной смене галса раздался хруст, звон и гик упал. Первая реакция - мачта стоит? Стоит! Значит, все в порядке. Разлетелся пластмассовый стопор гика-фала, ничего, подтянули, подвязали к балке.

Перед последней сменой галса вышли из-за всех островов прямо на открытое пространство, вдоль которого разгонялся ветер - ну тут и волны!

Вечером в первый раз за весь поход достали тент. Дождик постучал по тенту минут тридцать, но, видя наше равнодушие, стих и больше не появлялся.

Пошли на другую сторону острова купаться и фотографироваться на фоне прибоя.

Море - оно и есть море, не важно как называется, жаль, нашего фотомастерства не хватает, чтобы это передать.

 

Вечером, как обычно, полезли в в воду.

Купаться за время похода я насобачился в кедах: спокойно заходишь по камням и также спокойно вылезаешь на берег, но в этот раз кеды остались в лагере… Это надо было видеть: два взрослых мужика голяком на карачках заползают в воду, скользя на камнях и соответственно выражаясь… "Playboy" с его красотками отдыхает…

А Озеро жило между тем своей жизнью… Им и окружающим миром постепенно овладела удивительная умиротворенность.

Онего немного успокоилось и в очередной раз преобразилось, но не перестало быть прекрасным, подарив нам на прощанье чудесный вечер. 

 

 

Обрабатывая исходный текст произведения, редакция столкнулась с трудностями в идентификации некоторых местных объектов. В частности, точка начала и окончания водной части маршрута в разных главах отчета носила у авторов разные названия:

Кандапога,

Кондаково,

Кондолупа

и др.

Проведя мозговой штурм матриц авторов, хранящихся во Всемирном музее катамараностроения, редакции лишь с огромным трудом удалось восстановить первоначальное название города: Кондопога.

Восстановленная карта маршрута

 

 

 

 Полдень. Возвращение в 21 век

(26 июля, пятница)

 

Остров Раше - Кондопога,

ходовое время: 09:30 - 12:00, пройдено 4 км по прямой,

переменная облачность, изредка дождь, ровный ветер.

 

"Где начало того конца, которым оканчивается начало? "
(Козьма Прутков)
 
Остров Раше со стороны Кондопоги

Вот и все.

Катамараны собраны, копеечка брошена, впереди - ночевка на трассе, горящие вдоль дороги торфяники, пробка перед Москвой, наконец, сама Москва, одуревшая от жары и пропитанная бензином, асфальтом и гарью, толпы изможденных людей, которые так никогда и не узнают, как пахнет в лесу черникой после дождя, как из скалистых берегов тянутся вверх наперегонки сосны, давая в своих ветвях приют эльфам, таким хрупким и нереальным на фоне суровой северной волны, как небо меняет свой цвет с розового на оранжевый, потом на малиновый, а потом снова на розовый, потому что ночь уже закончилась, а спать тебе еще (или уже?) не хочется, да какое тут спать, разговор только начинается… А утром - штиль, туман на воде, в нескольких метрах ничего не видно, того и гляди - выплывет из тумана лошадь, а с другой стороны Земли донесется "Ё-о-жи-и-и-ик…"

Еще одна частичка души осталась еще в одном хорошем месте…

 

 

Дорога обратно

(26 июля, пятница)

Время в пути: 14:10 - 20:55, Кондопога - р. Сигдлинка.

27 июля - суббота, р. Сигдлинка - Москва, время в пути: 07:40 - 17:15.

 
«Хорошее начало - только половина дела».
(Исправленный Платон)

Круглое носим, квадратное катаем

 

Вторая (обратная) часть автомобильного маршрута была ничем не примечательна. Разве что место для ночевки выбирали более придирчиво, да доехали чуть быстрее - часов за 16.

 

 

ИТОГО

(Обещанные итоги и не только)

 
"Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые;
иначе такое бросание будет пустою забавою".
(Козьма Прутков. «О статистике»)

 

Поход в цифрах

§                 По суше: ~ 2100,0 км.

§                 По воде всего: ~ 181,5 км.

§                 Максимум за день - 37,0 км, 18 июля, четверг,

§                 В среднем за день - 21,5 км без дней сборки и разборки и дневок,

§                 В среднем за день - 14,2 км за полные 13 дней.

§                 Минимум за день - 4,0 км, 26 июля, пятница.

§                 Фото - 162 фотоснимка на 3-х фотоаппаратах.

 

Природа…

…в тех местах пока еще благосклонна к человеку. Скалы, буйная растительность, чистейшая вода, любителям фотосъемки - прекрасные пейзажи. На маршруте наблюдалось полное отсутствие цивилизации, только трубы Кондопоги (или, как обмолвился Славка, Кондолупы, видны километров за тридцать).

 

Дары природы…

…не порадовали. Грибов не было вообще, к ягодам я достаточно равнодушен, черники было много, но, подозреваю, бывает гораздо больше. Лето слишком сухое.

Рыба попадалась редко, но тут все понятно - ее надо если не уметь ловить, то хотя бы просто ловить, долго и упорно. Поразило отсутствие малька - в средней полосе только войди в воду - сразу малек тыкается в ноги, а начнешь котелок мыть - хоть им и лови. Здесь же создавалось впечатление, что водоем мертвый.

 

Погода…

…была выше всяких похвал: загорели (сгорели), всегда ветер (только надо уметь поймать), дожди (скорее, дождики) были редко и не напрягали, температура воздуха: 19-22 град, воды: 18-20 град. Купались постоянно.

 

Маршрут…

…очень удачный: при слабом ветре – напряженный (по времени), при нормальном - просто приятный. Красивейшие места. Для двухнедельного похода - то, что надо.

Очень важно уметь подстроить график движения под погоду: если ветер с утра - нечего вылеживаться и тянуться, лучше встать пораньше, отмахать по ветру километров двадцать, а в обед встать и отдыхать до вечера.

 

Стоянки…

…были отмечены Димой на карте, так что нам оставалось только их найти. Иногда это было непросто :-). Создалось впечатление, что стоянку можно отыскать практически всегда (и везде), просто надо быть очень внимательным - иной раз дальше метров десяти ее и не видно.

Найти ровное место для палатки иногда сложнее, чем вытащить катамаран на берег - кругом камень. Спасало лишь то, что на одном месте больше одной ночевки не устраивали, поэтому бока болели каждый раз в разных местах.

Дров везде навалом, костры, по рекомендации Димы, заливали очень тщательно - если огонь уйдет вглубь сквозь камни, то утром можно и не проснуться. Следы пожаров видны повсеместно.

 

Снаряжение…

…было подобрано удачно: все на месте и ничего лишнего. Сделали выводы, что шмотки лучше перевозить в гермах, причем так: ночные вещи (коврики, спальники, запасную одежду и т.д.) надо паковать отдельно, а то, что достается в процессе (куртки, непромоканцы и пр.) - отдельно. Продукты и др. лучше убирать в небольшие сумки (лучше, наверное, тоже гермы), чтобы можно было легко грузить/разгружать.

В очередной раз порадовали раскладной столик и стульчики - мелочь, а приятно!

 

 «Я выращен на водке,
простой русской водке».
(Вячеслав Князев, "Рецепт моей молодости")

Продуктовая раскладка…

…была составлена нашим штатным натуропатом Славкой и выглядела так:

Исходные данные: продолжительность похода - 16 дней, без дороги - 14 дней для уничтожения продуктов, итого 40 приемов пищи (2 приема пищи пропадают в день приезда и отъезда). Три приема пищи в день - завтрак, второй завтрак, совмещенный обед-ужин.

За завтраком доедается ужин - поэтому остается 26 приемов пищи, второй завтрак приходится на дорогу.

На ходу можно только пить, остается 12 приемов пищи, но на ночь есть вредно и можно только пить, поэтому итоговый расклад выглядит таким образом: 40 приемов водки по 50 гр. на 5 человек - итого: 10 л водки на маршрут и 3 л пива в дорогу.

Затем Славка сделал поправку на наши организмы, ослабленные всякими излишествами, и добавил в рацион крупы, пюре, лук/чеснок/специи. На завтрак - каша на сухом молоке, сыр, колбаса, перекус в дороге - "Сникерсы", "Гематоген" и пр., сало, чай в термосах, ужин - суп/каша с тушенкой. Пойманная два раза рыба шла вне зачета - на десерт. Надежды на грибы не оправдались.

Купили на пробу экспедиционное питание "Норд-Трек" – гадость редкостная. Именно «питание» - помните, «Корейко не ел, а питался»?

Каждый вечер на стоянках Славка священнодействовал - что-то разливал по бутылкам, после чего бутылки начинали жить собственной жизнью и лишь недовольно шипели, когда кто-нибудь пытался заглянуть под крышку.

Оказывается, это был забродивший сироп шиповника, самодельный. Он понравился.

 

Профессиональным исследователям обычаев и нравов разнородного, но многочисленного племени туристов хорошо известно слово тушенка. Однако рядовой читатель может испытывать некоторые трудности при его толковании.

Попробуем в меру сил восполнить этот пробел.

Тушенка – это древнее языческое божество,  один из главных языческих богов, покровитель души и желудка. Сложные обрядовые ритуалы, связанные с этим божеством, заслуживают отдельного исследования, мы же здесь отметим лишь некоторые основные моменты.

У катамарян, например, широко практиковалось принесение этого божества в жертву в конце удачного дня. Жертвоприношение проводилось при участии всего экипажа - «выкушать баночку-другую тушенки». Проведение ритуала в одиночку считалось грубым нарушением традиций и приравнивалось к богохульству - «сожрать банку тушенки».

Существовала также и секта «вегетарианцев», избравшие в качестве покровителя души и желудка сгущенку.

Восстановленная карта маршрута

 

 

"Части изменяются, в целом же катамаран неизменен".
(Наш перевод Анаксимандра
 в изложении Диогена)

Катамараны "Простор"…

…зарекомендовали себя великолепно!

Доработки были следующие:

"Пожирающий-Ы": установлен штатный стаксель, укреплены стыки стрингеров, дополнительная передняя балка, сделанная из старого (гнутого) колена мачты. Рули и шверты - деревянные/фанерные. Надежные импортные клапана. Рифы на гроте. За время похода - ни одной поломки.

"Время-не-ждет": установлен штатный стаксель, укреплены стыки стрингеров, дополнительная передняя балка 40х1,5 (враспор стрингеров), рифы. За время похода пришлось переклеить три (!) клапана, в самом конце лопнул пластмассовый стопор оттяжки гика. С клапанами все было предрешено, я их не заменил на импортные сразу только потому, что подумывал о замене баллонов.

На обоих катамаранах были установлены сидушки из пенки, обтянутой тезой: сухо и комфортно!

С катамаранами мы всегда обращаемся очень аккуратно: на берег не выбрасываемся, баллонами по камням не елозим, по тенту на берегу не ходим. При вытаскивании на камни наловчились подкладывать под баллоны шверты.

Катамараны отвечают нам взаимностью.

Погрузку/разгрузку осуществляем так: катамаран наполовину спущен в воду, кто-нибудь стоит в воде, принимает вещи и укладывает их. В достаточно теплой воде этот номер проходит.

  

НашЕ с ХвостикоМ!

(Прощальные поклоны по два раза «ку»)

 

Дмитрию Шевелеву - за помощь в детальной проработке водной части маршрута и подробные карты;

 

Виктору Лукьянову, а также Aleksei Agaltsov - за помощь в организации автомобильной части маршрута;

 

Григорию Шмерлингу - за помощь в оформлении и публикации отчета;

 

Издательству "Изопроект" за высокопрофессиональную помощь в оцифровке фотоархивов.

 

Друзьям, родным и близким, которые всегда терпеливо ждут нашего возвращения и нетерпеливо - продолжения наших рассказов!

 

Всем, кто сумел в полной море, проявить мужество и силу волю, дочитать до конца этот отчет.

 

Третий, дополнительный том с перечнем тех, кто нам пытался мешать, практически готов и скоро будет опубликован.

 

Положительные отзывы и благодарности вы можете присылать авторам проекта:

·        Донцову А. – ответственному за восстановление читаемого текста, музыки и танцев, работу с архивами "Большого Онего" по выделенному темпоральному каналу.
·        Князеву В. – ответственному за восстановление нечитаемого текста и фресок, работу с виртуальными свидетелями через временной доступ.
 
  Или в Таверну надутых парусников, куда мы частенько заглядываем.

 

.

 

Если вам не удалось запомнить текст наизусть с первого прочтения, вы можете начать все сначала

 

 

Москва – Онего – Москва

2002 год

 

… двое подростков-андроидов решают совершить поход в пояс Онежских астероидов звездной системы Карелия на двухкорпусных нуль-гравитационных звездолетах. Целью их похода является проверка древнего предания о том, что, в точности повторив легендарный маршрут, андроид становится человеком. Эта легенда воспринималась общественностью как откровенная мистификация, пока…

Об этих и других удивительных приключениях читайте в очередной книге из серии «Литературные памятники 21 века» - повести «Евгений и Онега».