С 9-го по 12-е августа 2002 г. я совершил небольшой парусный поход вдоль побережья New Jersey. Выбор маршрута для прибрежного плавания был достаточно очевиден. Простого взгляда на катру автомобильных дорог Восточного побережья достаточно, чтобы заметить два длиннющих острова в середине NJ, которые образуют достаточно большой внутренний залив (Barnegat Bay) с многочисленными островками и бухточками.
Острова в десятки миль длиной, а один из них так и называется (Long Beach Island), образованы в результате намывания песка океанским прибоем. Ширина островов в среднем несколько сотен метров, иногда до километра. Растительность в основном кусты, кое-где сосновые леса. Все чем-то напоминает прибалтийские дюны.
Местность, в целом, курортная, и довольно оживленная, но т.к. на значительной части островов находятся заповедники, заказники и национальные парки, то, в целом, ощущение малонаселенности иногда возникало, что в самом плотнонаселенном североамериканском штате весьма ценно.
Конечно, не сравнить, с безлюдьем и просторами штата Maine, где мы плавали с Вовой Еремеевым в прошлом году, но с учетом близости и доступности это, вероятно, лучшее место для плавания под парусом в NJ. Так или иначе, за все время пути ни мне никто не мешался, ни я никого не беспокоил. Всего маршрут составил около 250 км по карте.
Катамаран в этот раз у меня был Hobie Cat 16. Это достаточно популярная в Штатах лодка. Длина пластиковых корпусов около 5-ти метров, бермудский грот ( ~10 м2 ) и стаксель (~3.5 м2), ширина рамы ~2 м. Высота мачты ~8 м. Размер палубы примерно 2х2 м, т.е. комфортно плавать можно вдвоем, а кататься - втроем.
Лодка сделана для любителей скорости и брызг и предназначена для однодневных пляжных катаний. Для походов приспособлена мало. Мачта и рама сделаны из толстенных алюминиевых труб, корпуса из пластика, поэтому вес катамарана зашкаливает. “Чистый вес” лодки более 160 кг. Все это не проблема если пользовать трейлер. Ворочать же лодку около берега в походных условиях довольно утомительно, а вытащить из воды реально только на ровный песочек.
Весь свой груз я разделил поровну между поплавками, я брал 10 литров пресной воды (самая тяжелая поклажа), пакет яблок, несколько консервных банок с супом и мясом, хлеб, ну и водка, понятное дело. Для разогревания пищи у меня был бензиновый примус. Палатку я не брал, спал в спальнике на палубе, иногда натягивал через гик тент – от росы. Вставал я с восходом и отваливал где-то в течение часа. Питался я в течение дня, как правило, на ходу и всухомятку, основная еда приходилась на вечер. Вставал я перед закатом, втыкался в берег, убирал паруса, ставил якорь и уже в темноте разводил примус, грел чай. Потом, глядя на звезды, принимал по двести пятьдесят под суп, залезал в спальник и отрубался до следующего дня.
Я все время плавал на зарифленном гроте или вообще под одним стакселем. Ветра сильнее, чем 12 м/c, наверное не было, но уже при ветре 7-8 м/с в управлении лодкой требуется постоянное напряжение и откренивание каждого шквалика, а не то лодка норовит встать на поплавок и т.д. В принципе перевернутая лодка ставится на ровный киль в одиночку, но, скажем, на волне, в непогоду и с устатку я бы очень не хотел этим заниматься. Благодаря большой парусности лодка бегает довольно быстро, что, пожалуй, главное ее достоинство. Значительную часть маршрута я прошел со скоростью где-то узлов 7-8 (прикидки по карте с часами). Под одним стакселем лодка управляется довольно хорошо и идет всеми курсами, кроме крутого бейдевинда. Постановка и уборка парусов, во всяком случае в одиночку, может быть выполнена только на берегу, что серьезно ограничивает возможности рискованного плавания.
Начал я движение (точка 1 на карте) в пятницу 9-го августа с места стоянки катамарана. Все утро провозился с закупками последней необходимости, потом как всегда долго пришлось упорядочивать и привязывать шмотки. В три пополудни я оттолкнулся от берега. Дул умеренный восток-юго-восток. Бакштаг. Ну понеслась.
Довольно быстро я вышел из-за островков и пошел на север в залив Барнегат. Залив полностью закрыт, т.е. место вполне подходящее для подобного рода начинаний. Ширина залива около пяти километров, средняя грубина около семи метров, но есть большие отмели с глубиной около полуметра. Если дует вдоль залива, то волна разбегается весьма приличная. Но, в целом, плавание в заливе достаточно безопасное. Я планировал сначала походить внутри, чтобы попривыкнуть к лодке и немного освоится.
Справа по курсу на острове находится национальный парк (Island Beach State Park), а на островках, что напротив, – заповедник птиц. Подплывать к ним можно хоть вплотную, а вот причаливать и выходить на острова нельзя. Из тех, кого я видел, были орлы, скопы, цапли. Удивительно, но чайки почему-то не жалуют заповедник и торчат в большом количестве на заплеваных островках, что в сторонке. Десять миль заповедника пролетели быстро, ветер не слабел и я гнал на север. В скорости я прошел под большим автомобильным мостом (NJ 37), потом под мостками поменьше. Постепенно ветер стал стихать и уже в девятом часу я ткнулся в берег на стоянку (точка 2). Ночь была тихая и звездная.
В субботу (10-08-02) я начал суетится около 5-ти утра. Мне предстоял выход на открытую воду. Выход нашелся достаточно быстро, я прошел протоку, обогнул мыс и оказался в океане. Отсюда мне предстояло идти на юг по открытой воде. Выход на большую воду на крохотной лодочке событие весьма волнительное. Океан встретил меня довольно запросто и я, осмелев, повлекся на юг покачиваясь на громадных пологих валах.
Ровный ветер дул с берега. Я шел в галфвинд и, наверное, был счастлив. Через три часа хода я прошел Барнегатский маяк, который обозначает вход в одноименный залив. Туда-обратно весьма оживленно сквозили катера. Был выходной день и народ выезжал покататься. Таким же курсом как и я по открытой воде шли две яхты, которых я постепенно обогнал и они скрылись за горизонтом. Постепенно бриз затих и практически без перерыва задул встречный южный ветер, сначала слабый, а затем довольно быстро усилившийся до умеренного. Пошла волна, довольно беспорядочная и несовпадающая с направлением ветра. Волны были довольно короткими, примерно каждая пятая довольно сильно била по корпусам, отчего вся лодка болезненно вздрагивала.
Самое тошнотное сочетание – лавировка и зыбь. Последующие три часа я провел в этой болтанке. Катамаран ловит ветер, набирает скорость, так продолжается до следующей хорошей волны, в которую он врезается носами, тормозит, сбивается с курса, паруса хлопают как простыни и потом все начинается по новой. Примерно раз в десять минут попадались особо большие волны, которые залетали на палубу, так, что я все время был мокрый. Так я продвигался на юг. В качестве развлечения считал водонапорные вышки на острове Long Beach, что был милях в трех к западу от меня и все ждал увидеть дельфинов, которые весьма часты в этих краях. С живностью, впрочем, в этот раз мне не повезло, никаких морских зверей так и не увидел.
Постепенно на горизонте к югу от меня стали заметны здания Atlantic City. Затем берег несколько повернул на запад и бывший встречным южный ветер становится просто бейдевиндом, что означало конец надоевшей лавировке. Ветер немного поутих, а может стал ровнее, во всяком случае, мне так показалось и я поплюхал дальше. Городок Atlantic City практически целиком существует благодаря игорной индустрии. Эдакий Лас Вегас Восточного побережья. Мне доводилось бывать там посуху. Должен сказать, что вид играющих в азартные игры людей производит весьма угнетающее впечатление.
Хотя, объективности ради надо признать, что большинство признает ненормальным именно меня, готового болтаться сутками в лодке. Время, однако, было уже к вечеру, устал я порядочно и следовало искать место для ночлега. Я двинул в шхеры, расположенные к северу от города, где расположен национальный парк. Острова мне понравились. В принципе, хорошее место для якорных стоянок. Я пересек залив и ткнулся в одинокий островок (точка 3).
Следующий день (Воскресенье 11-08-02) я встал около 6-ти утра. За прошедший день я сильно обгорел, поэтому пришлось заматывать все открытые части тела. Около семи часов я двинул в обратный путь. Мне предстояло пройти внутренним заливом на север до места старта. Слегка усилившийся ветерок гнал мой кораблик вперед. Уже через несколько часов я подходил к проливу, отделяющему внутренний залив от океана. Ветер был попутный, так что в пролив я влетел на полном ходу. Пролив был шириной несколько сот метров, в котором, вероятно, сильное течение накладывалось на встречную волну, вызванную ветром и образовывало стоячую волну типа стиральной доски – сулой.
На столько, сколько я мог видеть вода словно кипела и я летел с приличной скоростью в эту мясорубку. Краем глаза ухватил, что громадный катер, идущий слегка впереди и в стороне от меня, здорово “просел” когда вошел в эту кашу. Как всегда все случилось так быстро, что не успело стать очень страшно. На большой скорости я влетал в короткие стоячие волны высотой около метра. Наверное так себя чувствуют в порогах на сплавных реках.
Какие то волны проходили над палубой и хотели смыть меня с моими пожитками, какие то волны норовили развернуть и опрокинуть лодку, какие то били со всей силой в трамплин снизу. Лодка прыгала во все стороны, все тряслось и скрипело, конвульсировала мачта. Наверх, впрочем, мне смотреть было некогда, я норовил удержаться на курсе, сохраняя скорость. Все кончилось может за пять минут, а может и за десять. Как только я понял, что прохожу стало полегче, была только одна мысль только бы не кувырнуться через носы, уж больно резко зарывалась лодка, прыгая по волнам.
В заливе я решил отдышаться, расслабился и достал посмотреть карту - так ее тотчас же сдуло. Ловить не поехал уж больно в лом было. Ткнулся в какой-то островок, весь заваленный крабьими панцырями и птичьими костями, скорее всего, от чаек. Зачалил кораблик, достал зубную щетку пошел умываться.
Пока заходил в воду наступил на камбалу (!), она отплыла. Немного покемарил на солнышке и решил больше никуда сегодня не ездить. Надо только найти островок получше, покрутился я в шхерах и, вроде, нашел, что-то подходящее в виде закрытой бухточки. Когда подплыл поближе оказалось, что берег представляет собой почти вертикальную земляную стенку, лодку не вытащить.
Стал заводить лодку на веревке в бухту, спрыгнул в воду и сразу же провалился по колено в илистую жижу. А тут неизвестно откуда налетел порывчик и лодка довольно резво двинула сама по себе. Я повис на поплавке и, хорошо, что ногами задержался, а то так бы и поехал. Месил я грязь в этой бухте еще с пол-часа, все пытаясь получше устроится. Потом плюнул и ночевал на воде, бросив якорь в середине бухты (Точка 4).
Понедельник 12-08-02. Мне предстояло возвращаться к месту стоянки. Хорошо вдувало с севера и я целый день утюжил в лавировку. Ничего интересного не произошло за исключением прохождения под мостом (NJ 72) при встречном ветре и течении. Потом я вылетел на громадную отмель и лодка встала, зарывшись в песок. Когда я спрыгивал, лодка принималась ехать, когда залезал обратно – поплавки зарывались в песок и она останавливалась. Так я и прыгал примерно с пол-километра. Потом отмель кончилась и, пройдя еще пару часов, я ткнулся в берег, откуда отходил три дня назад. Все.
В заключение. Это был мой первый одиночный поход. На мой взгляд, все получилось хорошо и я буду продолжать. Пройдя перед этим довольно много больших парусных походов, я окончательно подтвердил свои прошлые сомнения и убедился, что парус и море хороши именно в одиночку. По поводу лодки Hobie. Ну тут как всегда - брали, что было. Тяжелая она конечно. Жесткие поплавки и высокая парусность делают лодку очень быстрой, что, конечно же большой плюс. В дальнейшем, совершенно необходимо предусмотреть возможность постановки и уборки парусов на воде, в том числе и по аварийному расписанию. В прохладное время года нужна гидра.
Всем привет,
Александр Фадеев
New Jersey, Август 20, 2002.