Материал был размещен на сайте boatswain.narod.ru, более не доступном. Частично восстановлен с помощью web.archive.org.
О.Федоренко, И.Нефедьев
О маршруте. Мы прошли на доработанном парусном катамаране «Простор» по Белому морю вдоль Карельского берега. Шли под парусом и на моторе по маршруту Кандалакша – Кузема – Кемские шхеры – Соловецкие острова – Кемские шхеры – Кемь. Протяженность маршрута около 380 километров. Мы прошли его за 13 ходовых дней. У нас было пять дневок. Три на маршруте и два дня мы простояли на Соловках. Погода и ветер переменчивы. Южный ветер приносит ненастье и тепло, а северный ясную погоду и холод. Температура на палубе от + 8°С до +16°С
Подъезд - отъезд. Из Москвы на любом мурманском поезде до ст. Кандалакша. От станции на машине до берега моря. У г. Волосяная восточнее Кандалакши идеальное место для старта. Ручей и подходит дорога. Хорошо видно на карте двухкилометровке. От Рабочеостровска на машине до вокзала в Кеми и на любой московский поезд. Почти все поезда проходят Кемь в конце ночи или рано утром – ночевка на вокзале практически гарантирована.
О Соловецких островах. От ст. Кемь ходит городской автобус в Рабочеостровск - "на пристань". Регулярных рейсов на острова, кажется, нет или они забиты организованными группами, но подсесть на катер, похоже, не так уж и сложно. Кроме того, множество местных судовладельцев готовы отвезти группу на острова за 250 р. с человека (~ 10$). В прошлом году это стоило 150 р., так что в дальнейшем это, скорее всего, будет еще дороже. Выезд с острова происходит примерно таким же "диким" способом. В поселке несложно снять угол - комнату - дом. Заведение общепита - единственное, средней паршивости. Можно встать с палаткой, таких мест на острове несколько, одно в Кислой губе (где мы и обретались). Необходимо зарегистрироваться в лесничестве, это стоит что-то около 5-6 р. с человека в день. Местный егерь относится к людям с рюкзаками по-доброму - матом не орет, водки не вымогает и самодурством не занимается.
Дополнение 2002 года. В поселке появилась частная баня (Федоровская или Федотовская?) попариться пару часов стоит те же рублей 150-200. Кафе в поселке совершенно изменилось – теперь отличное место. Из плохих новшеств стоит отметить появление кавказских лоточников, наличие пивного павильона у входа в Кремль. У хозяина повадки мелкой бандитской шушеры. Все острова – Анзерский, Заяцкие и, видимо, остальные охраняются постами МЧС, которые, по большей части, блюдут интересы бандюков, не пуская туда никого. По впечатлениям Соловки активно осваиваются криминалом.
05.08.2002 Пн 9.00 Переменная облачность, прохладно. Ручей у г. Волосяной, недалеко от Кандалакши. Лежу у костра в ожидании чая, и не знаю с чего начать. Вчера началось наше, наверное, самое необычное путешествие. Мы выехали из Москвы в ночь на третье августа. Дорога прошла хорошо и не очень утомительно. Тяжелее всего оказалась погрузка – запихивать карандаши катамарана «Простор» на вторую полку в купе оказалось весьма нетривиальным занятием. Не влезают они, гады!
В результате мы кое-как запихнули их по диагонали, превратив купе в некое подобие пещеры, после чего стали планомерно переводить себя в состояние полных гоблинов. В Кандалакше у нас ушло пол дня на то, чтобы закупить недостающие продукты и снаряжение. Не удалось купить досок, на случай, если мы сломаем шверт, а мы их ломать очень даже собираемся. И нам не удалось купить запасных струн. Первая струна у нас лопнула еще в поезде при попытке настроить гитару. И еще кое-чего по мелочи не хватает. Поэтому сегодня мне выпало дежурить по лагерю, а ИН с ГК поехали в город. К часу должны вернуться, а часа в три, наверное, отчалим, на максимуме прилива. Катамаран собран еще вчера. Осталось поставить парус и накачать баллоны.
06.08.2002 Вт 11.15 Переменная облачность, тепло. о. Капша. Вчера отплыли в 15.45 при попутном ветре. Холодно, но от нервного состояния это не очень ощущается. Взяли курс на юг. При выходе из бухты вспугнули тюленя, который вынырнул метрах в трех от нас. Шли три часа, пересекли Кандалакшский залив и вышли за границу заповедника. На острове, около стоянки, ГК видел зайца. На острове есть пресное озеро. Идти к нему лучше по южному берегу острова. Полно грибов. Вчера не смогли доесть даже суп из одного белого (правда, он килограмма на полтора тянул). Сейчас жарим грибы на вечер. Вчера я поймал три небольших тресочки - с удовольствием их съели. Сегодня идем к м. Толстик, это километров 30 по прямой, а там видно будет.
07.08.2002 Ср 12.00 Пасмурно и прохладно. На траверсе м. Толстик. Вчера вышли в начале первого, ветер встречный. Пошли широким галсом, сильно уклонившись в сторону Терского берега и вылетев практически на середину Кандалакшского залива. Несколько раз видели нерп (или это были тюлени?). Под вечер совсем заштилело, пошел дождь, и последние два часа шли на моторе – заодно и начали его обкатку. Скорость при этом от 3 км/ч на минимальных оборотах до 7,5 км/ч на максимуме. При среднем ходе мы идем 6 км/ч – что совсем неплохо. Вечером дождь пошел сильнее, но это не помешало нам приготовить жульен и домашний борщ по рецепту И. Нефедьева. Я опять обожрался, а ужин опять доедали на завтрак.
После ужина единогласно решили денек от грибов отдохнуть. После чего отправились на пикник на берег моря. Тридцать метров – это немало после такого обжорства. Расположились на скале над морем, и пили чай с кофием и кровь шаманов, ведя непринужденную джентльменскую беседу. Сегодня ветер попутный, идем со скоростью 7,5 км/ч. За день запланировано пройти 35 километров.
09.08.2002 Пт 13.25 Переменная облачность, тепло. В море. 7-го числа прошли 43 километра и встали на острове Подкормежном. Недалеко от нас стоит моторка, на ней два мужика, что делают непонятно, их почти не видно. Где-то в шхерах стоит группа байдарочников. Вчера, отчалив от острова, пошли дальше, огибая с моря острова Кемские Луды и остров Сидоров. На дальней банке Кемских Луд стоит ржавое судно, специально подошли поближе, чтобы его сфотографировать. У о. Сидоров болтается «Ярославец».
Под вечер часа полтора пересекали пролив между Сидоровым островом и Пежостровом. Ветер в левую скулу и короткая крутая, невысокая волна сильно замедляют продвижение. На Пежострове встали ближе к его восточной оконечности. Нашлось даже место с небольшим столом и лавками, сделанными из плавника. Очень хорошо за столом сидится. Невдалеке от нас изба, но мы туда не ходили. Метрах в двухстах от берега, как раз напротив нашей стоянки, есть пресное озеро. Наполнили там канистры, теперь у нас полный запас. Сейчас идем на мыс Шарапов, а потом на мыс Шаломбродский, если получится. Ветер слабенький.
11.08.2002 Вс 11.30 Ветрено, солнечно. м. Орлов. Девятого числа прошли всего ничего и встали на ночь у развалин рыбацкой избы за Соностровом. Вчера при попутном штиле вышли и потихонечку пошли вдоль берега. Я решил поблеснить и удача! Через несколько минут вытащил треску, потом еще одну… И к вечеру у нас их было штук пятнадцать. Несколько вполне приличных – килограмма по полтора.
В тот день недалеко от нас плавала стая белух, штук пять, а может и больше. Все шло нормально, но часа в три у нас вырвало заклепки из левого ликпаза крепления задней палубы. Еще часа полтора мы так протянули, благо погода представляла собой «попутный штиль», но потом пришлось причаливать. Пристали к северной оконечности мыса Орлов. Пока ИН и ГК занимались ремонтом, я чистил рыбу – задолбался. Но зато получилась очень неплохая уха и жареха. Даже пожарили печень. Половина осталась на утро. Вечером в гости пришел рыбак. Пообщались, выпили. Потом договорились купить у него семгу. Отдали 100р (3$) за соленую рыбину весом килограмма два. Сейчас ветер и довольно сильная прибойная волна (мы стоим на наветренном берегу). Наверное будем пережидать.
12.08.2002 Пн 23.00 Ясно, холодно. м. Каменный. Вчера мыс Орлов нас не отпустил. Волна с барашком и сильный привальный ветер не ослабевали до семи вечера, и идти куда бы то ни было уже не хотелось. Весь день пили, ели, спали. ГК набрал черники – вчера была черника со сгущенкой и макароны под острым грибным соусом «а ля соус Болонез» моего изобретения и Гришкиного приготовления. Рецептура не представляет секрета, а вот технологию приготовления я обещал Бороде не разглашать. Утром ветер стих, и Игорь поднял нас в половине девятого утра.
Мы собрались за час и без завтрака ушли. При попутном ветре шли девять часов и прошли 53 километра. Пару раз чуть не налетели на мели при проходе мимо луд. Вывод – лучше обходить их морем, если есть возможность. Сегодня прикинули, что по прямой до Кеми километров семьдесят, а морем 90-100. Почесали то, чем думают и составили план, по которому через четыре дня нам надо быть на Соловках, провести там три-пять дней, после чего уходить на Кемь. Попробуем придерживаться.
14.08.2002 Ср 23.00 Затягивает тучами. о. Медвежий. Вчера вышли с мыса Каменный и пошли к губе Домашняя. В пути родилась мысль о том, что неплохо бы купить пива к семге, да и Борода хотел позвонить домой (я тоже не прочь). В результате вошли в Домашнюю губу и встали почти в Куземе – до поселка около двух километров. В этом месте заканчивают поход те, кто сплавляется по Воньге или Ундуксе (одновременно с нами пришло еще две группы, и утром мы видели еще одну). Сегодня утром я и ГК сбегали в поселок, позвонили, забежали в магазин и в 12.30 мы уже вышли. Ветер в морду – шли галсами, медленно.
Кое-как к половине пятого выбрались из губы и пристали к берегу пить пиво. Рядом стояли еще две байдарочные группы. Видимо мы их немного напрягли - три мужика, вывалились на берег, достали пиво, семгу и, не разгружаясь, полтора часа квасили. Наверное, они обрадовались, когда мы ушли. После пива отчалили очень красиво. Под двумя парусами, поставленными бабочкой, с белым буруном под поплавками мы убыли в открытое море. В результате у нас получился десятикилометровый галс.
Через час пиво выветрилось и двухметровые волны, на которые взлетал кат, стали пугать. Повернули к берегу – и шли еще полтора часа. В результате сегодня прошли шестнадцать километров за семь часов и встали на Медвежьем острове. Отстаем от графика.
17.08.2002 Сб 17.20 в море. Кемские шхеры. Вчера и позавчера мы отстаивались на Медвежьем – штормило, и ветер был встречным. Спали, ходили за черникой, пытались (безуспешно) ловить рыбу – поймали пару бычков. Ловить с берега не на что, а в море катамаран срывает с якоря. Вчера, около часа дня мы пошли в обход острова, и зашли в гости – посмотреть на судно, пришедшее на остров перед нами.
Познакомились с мужиком. Зовут Александр, тоже из Москвы. Путешествует в одиночку на самодельной надувной яхте. На Белом море в шестой раз, несколько раз был на Каспии и даже пересекал его. Вечером мы пригласили его на блины, которых у нас нет, но он обещал принести блинной муки. В результате просидели до часу ночи. Мужик – Кулибин, все от яхты до крепления фонарика сделано своими руками. Кроме всего прочего он порассказал об интересных местах Беломорья. Оказывается на острове Черемшиха (мы его проходили) есть трещина, шириной всего 1,5 метра, уходящая вглубь острова.
На острове Олений в Чупской губе есть старые каменоломни. Искать их следует с юга от старой разрушенной пристани, расположенной напротив маленького островка. С Медвежьего острова он собирался идти прямо на Соловки – может быть там встретимся и разопьем морошковый ликер, который у нас настаивается.
Сегодня мы вышли, и как только обогнули остров, налетели на сильный боковой ветер – страшно. Волны в среднем метра по два – два с половиной. Бывают и метра по три-четыре, тогда они перехлестывают через палубу и заливают прилично. В одном месте чуть было не выбросило нас на отмель – в метре проскочили. Наконец дотянули до Солонцовых островов. Встали в проливчике на перекус. Немного согрелись и пошли дальше.
Отчалили, и, подумав, сразу решили махнуть на Немецкий Кузов (Саша говорил, что там отличные стоянки). По прямой это около двадцати километров, и если все будет нормально, то часам к десяти доберемся. Пока я это писал, у нас на крутой волне сломало как спичку правый шверт. Заменили его запасным и пошли дальше. Обдумав ситуацию, решили, что он у нас треснул еще утром, при ударе о камни, а сейчас сломался окончательно. Ну ладно, потихонечку пойдем.
22.08.2002 Ср 10.45 Пасмурно, ветер, немного моросит. о. Немецкий Кузов. За прошедшие дни мы успели дойти до Немецкого Кузова, на следующий день по штилю уйти на моторе на Соловки. Простояли два дня в Кислой губе, предаваясь пьянству и безделью. Правда, мы с Игорем попарились в бане, а Борода походил по монастырю. Вчера утром пошли обратно.
Первая попытка оказалась неудачной – сильный ветер и короткая злая волна пригнали нас обратно на остров к мысу Толстик. Пришлось пережидать до семи вечера. Потом ветер поутих, и к одиннадцати ночи мы вернулись на старую свою стоянку на Немецком Кузове. Сегодня выяснилось, что рядом с нами стоит палатка Александра и еще чья-то, а их самих, как сказали археологи, уже три дня нет.
23.08.2002 Чт 13.25 В поезде. Вчера вышли со стоянки около двенадцати. На моторе вышли в пролив между Русским и Немецким Кузовами, но там такой вмордувинд, что пройти эти несчастные полтора километра не представляется возможным. Подумали, подумали и решили обходить Русский Кузов с юга, а потом идти на Кемь, прячась за островами от северного ветра. Если будет совсем плохо, то встать на Седельных островах. Но оказалось, что идти вполне возможно.
До о. Кильяков дошли под парусом, а дальше включили движок и потихонечку дошли до Рабочеостровска, правда попетляв у берега между мелями и островками. Разбирались около дороги. При выгрузке катамарана зацепились мачтой за провода. Отвыкли – в лесу проводов нет. Хорошо, что не зацепили силовой кабель и вовремя заметили. Потом Игорь нашел «Газель» и на ней доехали до вокзала. Уехали на четырехчасовом поезде. Через сутки в Москве – вот и все.
PS. А в поезде заговорили про Японское море… А на острове Олешин в Кемских шхерах тоже есть неолитические лабиринты…
1. Модернизация мачты. Целью работы было усиление конструкции мачты. Это вызвано необходимостью установки достаточно большого стакселя (5 квадратных метров вместо штатных 1,5), и соответствующего увеличения нагрузки на подмачтовую балку. Вместо штатной конструкции мачты катамарана «Простор» применена классическая для яхт конструкция парных вант, из которых одна пара проходит от топа мачты через краспицы, а вторая от основания краспиц до вантпутенсов. Специфичным для парусного катамарана дополнительным оборудованием является упор под подмачтовой балкой на четырёх растяжках (народное название «паук» или «краб»). Для претворения в металл данной идеи были проведены следующие работы.
2. На рынке рядом с Киевским вокзалом приобретены пластмассовые трубки для закрытия пяти талрепов общей стоимостью 160 рублей. В специализированных спортивных яхтенных магазинах, соответствующие пластмассовые стаканы по цене отличается на порядок, хотя и с внешними отличиями. Принцип экономичности применялся при приобретении всех товаров и комплектующих.
3. Крепление передних и задних балок. К третьему году эксплуатации «Простора» дали себя знать его классические недостатки. В одном из воскресных выходов передние и задние балки начали слегка качаться друг относительно друга. Поначалу значения этому не придали и совершенно напрасно. На расстоянии около 1 км западнее о. Могилевский (Московское море) левый задний баллон начал травить воздух. Пристали к острову, обнаружили дыру на верхней части под стыком балок во внешнем тезовом баллоне (штатные резиновые заменили после первого года эксплуатации) и внутреннем резиновом тоже дыра. Решили идти до Дубны 5 км при попутном ветре, на ходу подкачивая баллон. Дошли. Но при осмотре на сухом месте стало ясно, что надо жёстко скреплять передние и задние балки (лучше это делать сразу после покупки катамарана). Выяснилось, что на заводе-изготовителе («Энергомаш» г. Химки) уже придумали мощные пластины нержавеющей стали толщиной 3 мм с уже приваренными вантпутенсами. Каждая из пластин крепится восемью штатными винтами. Пластины установили. Баллоны заклеили. Приобрели 2 толстых резиновых коврика, который клали под входную дверь ещё во время Хрущёвской оттепели. При сборке катамарана эти коврики прокладываются между стыком балок и внешним тезовым баллоном.
4. Стаксель Применили достаточно крупный стаксель (5 квадратных метров). Ранее он служил штормовым стакселем (трикселем) на трофейном швертботе Т-16, взятым по репарациям у немцев. Спасибо немецким женщинам на верфях Бременсхафена - сшито на совесть. Укрепив на нём 5 ракс-карабинов для подъёма и пару карабинов для шкот и крепления к передней балке, стаксель был успешно использован. Естественно надо быть очень осторожным при совместном применении полного грота и стакселя, особенно при бакштаге и бейдевинде, особенно при порывистом ветре. Концы стаксель-шкот укрепляли в зажимах для штатных вант, при остром бейдевинде привязывали их к подмоторной балке. При этом угол курса уменьшали до 30 градусов, но менять стаксель-шкоты при повороте менее удобно. Возможно в дальнейшем продумать и изготовить крепление стаксель-шкот. Кстати, немецкий триксель дошёл таки до острова Немецкий Кузов.
5. Мелочи. К небольшим, но полезным мелочам можно отнести рукоятки для подъёма штатных швертов, изготовленных из стропы и пары шурупов.
В походе произошли две поломки, которые удалось устранить.
1. При подходе к мысу Орлов основная палуба приняла сильную нагрузку и ликпаз, в котором она крепилась, частично оторвало от балки. При этом вырвало восемь заклёпок, крепивших ликпаз к правой задней балке. Серьёзной опасности для плавания не возникло, ветер был слабый попутный. Шли спокойно, даже треска иногда клевала. Подошли к берегу в 16 часов. Сняли палубу, приклепали ликпаз, снова укрепили палубу, подшили некоторые разошедшиеся швы.
2. При переходе от острова Б. Медвежий к острову Немецкий Кузов неожиданно переломился правый шверт, его сразу же заменили на запасной, которого хватило до конца похода. Причина для меня осталась непонятной. Заметных камней под нами не было. Григорий считает, что в шверте появились микротрещины от прохождения по каменистым отмелям, а затем в результате колебаний шверта при сходе и подъёме на волну по этим микротрещинам произошёл надлом.
А.Наумов, 9.02.2019
Хорошо помню эту встречу. Классные ребята Игорь, Олег и Григорий. Хорошо посидели. Помнится, помог им разрешить спор, откуда взялись струйки дыма в нескольких метрах от их костра :-))
Парочка уточнений.
«Оказывается на острове Черемшиха (мы его проходили) есть трещина, шириной всего метров 150 и уходящая вглубь острова». Опечатка, ширина трещины около 1,5 метра.
«22.08.2002 Ср 10.45 …. Потом ветер поутих, и к одиннадцати ночи мы вернулись на старую свою стоянку на Немецком Кузове. Сегодня выяснилось, что рядом с нами стоит палатка Александра и еще чья-то, а их самих, как сказали археологи, уже три дня нет».
Про чью-то палатку не в курсе, а меня не было одну ночь – отмечал день рождения нового знакомого на Русском Кузове. Обидно, разошлись чуть-чуть. Ребята за меня волновались, оставили записку руководителю археологической партии Мартынову Александру Яковлевичу.
Правда, телефон мой указали неправильно.
Хорошо, что быстро вернулся, а то бы и впрямь, не ровён час, МЧС вызвали бы. Есть, что вспомнить… Гриша, ещё раз спасибо!