Парусно-гребной маршрут по Мещерскому краю

Маршрут:
Разъезд Тасино — ж\д мост через реку Бужа — озеро Святое — озеро Имлес — озеро Дубовое — озеро Шагара — озеро Великое — озеро Иванковское — озеро Мартыновское — город Спас-Клепики. Всего ~ 82 км

Время прохождения:
1 –4 мая 2002 года.

Состав экспедиции:
Лайзан Артур, байдарка каркасная тритоновская Вуокса, кличка «Пройдоха» оснащенная аутригерами и гротом.

Примечание: маршрут пройден еще раз летом 11-16 июля. Озера сильно зарастают, начались пожары на торфяниках, ориентирование затруднено камышами, мелким кустарником. Скорее Мещера хороша весной или в начале лета.



Зима закончилась. Кайт и лыжи убраны, общение с ветром по-зимнему остались позади, впереди две недели бездействия — пока сойдет лед и прогреется воздух. Почти всю зиму лежал парус с аутригерами в бездействии, дожидаясь своей возможности движения навстречу волнам, ветру, солнцу. Время тянулось бесконечно долго; чем ближе время старта, тем медленнее оно шло.

Наконец вся подготовка позади, намечено время старта, маршрут выбран, осталось одно: заказать погоду. Буквально за сутки до поездки остался один. Cтарый друг, с которым должен опробовать новое снаряжение, от поездки отказался. Селигер накрылся большим медным тазом с хорошим звоном. Что-то надо было предпринимать. Куда идти?

Слава Инету, выбор пал на старый маршрут — Мещера. Благо, воды много, травы нет, будет и ветер. Бужа –Мещерские озера –Пра более чем удачное сочетание, чем реки и озер не придумаешь. Ну что ж, вперед. Раннее майское утро, одногорбое животное, распугивая ранних пассажиров, ввалилось в электричку. Полчаса до Москвы, легкой рысью перебежал на Казанский вокзал, пронесся через сонных контролеров и плюхнулся на свободное место. В вагоне таких как, я половина — другая дачники с корзинами, тележкам лопатами и рассадой — «садисты».

С мыслями о предстоящим путешествии дорога пролетела незаметно. Черусти. Что-то пугающее в названии, одна отрада здесь можно пополнить запасы продуктов далее больше негде, в Тасино магазинов нет. Вперед на Вековку или Муром до станции Тасино поезда ходят весьма редко 3 – 4 в день. За определенную плату в 2002 году до моста было 100 рублей, если нет особого желания размяться с грузом 2,5 км до воды.

Пятичасовая дорога позади, я на месте. Каково же было мое удивление, когда на месте стапеля все занято собирающимися судами. Какого типа их там только не было: и байдарки, и каяки, и катамараны, и резиновые лодки. Ну что ж, найдется место и для моей «Пройдохи». Наскоро собрав лодку, отвалил от берега. С первым взмахом весла пришло всеобщее удовлетворение все позади, сладостное ожидание предстоящих приключений. Итак,

День первый

1 мая 2002 года.

Стартовая точка пройдена, мост позади. Красота: воды много, струя несет вперед мою легкую лодку. Пьянящий запах весны, птичьи трели, плеск весел. Берег на протяжении 7- 10 километров от моста высокий, так что тем, кто желает остановиться, стать лагерем нет проблем. Особенность заезда на маршрут: вечером последняя мотаня уходит в 18.30, хотя могут быть изменения в расписании.

Хотелось бы предупредить последователей вода на всем протяжении маршрута цвета заваренного чая и плохо утоляет жажду, для питья лучше взять воду с собой или из родников. Лениво размахивая веслами, двигаюсь вперед, вдруг слышу сзади грохот мотора. Откуда в такой глуши? Мимо, обдавая выхлопами, пролетел удалец на резинке с семьей и собака на борту для большего счета. Еле увернулся. Ширина реки местами не более 10 –12 метров, а то и уже: вода завалена стволами деревьев. Ну что ж, удачи тебе дорогой. Будь осторожней. Лодка исчезла за поворотом. Лес поглотил звук мотора. Благостное наслаждение звуками природы продолжается. Так незаметно прошло еще 3 часа. Пора пообедать, сноска в лоции говорит, что впереди берега станут ниже и пристать для полноценного отдыха будет проблематично.

На берегу открыл карту, прикинул, где я. Рядом озеро Спудненское, до удобной ближайшей стоянки не менее чем 5 часов хода.

Подкрепившись, продолжил движение. Посматриваю вверх, есть ли ветер. Место начало парусного движения определено: старый мост. Все чаще и чаще стали попадаться заколы. Благо ширина байдарки позволяет проскочить их без последствий . Катамараны не везде пройдут, придется обносить, что впоследствии и подтвердилось. Летом же Бужа вовсе непроходима для данных судов.

Стали попадаться маленькие балки местных рыболовов с окнами на закол, но рыбу никто не предлагал. А вот и мой старый знакомец. Лодка на берегу, мотор снят. Подошел поближе спросил не нужна ли помощь .Но когда увидел что оторвана вся подводная часть с мотора, понял что лучше вернуться ему назад к мосту. Впереди еще километров 15-17 до населенного пункта. Видно налетел на топляк. Поваленных деревьев в реке много, где река постаралась, где бобры, но завалов не было на всем маршруте.

Река петляет сильно, много стариц, особенно весной. Можно заблудится. Главным ориентиром остается течение, слабое на открытой воде, при переходах между озерами. Проток куда можно завернуть уймища, летом 2002, когда этот же маршрут проходили, то забрались в такое болото что пришлось выбираться волоком. Ил и ряска — вот главное препятствие летом.

В конце концов добрался и до развилки. Перед мостом необходимо свернусь в правую протоку, в левой нет прохода . Завал у моста можно пройти не доходя до моста буквально метров 30. Весной Бужа течет выше своих берегов т.к. создает валы из прошлогодней растительности и кустарника. Вода в русле выше общего уровня, местами они прорываются, и вода стремительно несется рядом. Поток поды перед мостом разливается по заливному лугу и глубина не более 30-40 сантиметров. Обратно вернуться в русло можно метров чрез 100.

Вот и пришло время установки парусов. Как я этого хотел, стремительного скольжения под парусами. Через 20 минут моя «Пройдоха» была готова к дальнейшему движению. Рано поставил парус, ширина ещё не позволяла двигаться под парусом. На крошечном острове стояла группа из 6 байдарок. Как они разместились на островке 4х3 удивительно. Пообщался с ними. Подсказали, что озеро Святое разделено на 2 части и на этом перешейке есть сухое место, но нет дров. Так оно и вышло.

Наконец-то и большая вода. Можно смело идти под прусами, благо ветер попутный. Лодка стремительно несется вперед, волн нет. С непривычки даже развезло: тепло, грести не надо, ветер в спину — красота. Озеро Святое весьма непростое, делится на две части островом и перешейком. Сухих стоянок на озере нет, за исключением в восточной части у охотбазы и перешейка. Наиболее удобная остановка на перешейке, одна проблема нет дров, так что не забудьте их прихватить с собой. Управление парусом на байдарке не сложное, через час уже уверенно нарезал галсы. Все ближе место первой стоянки. Прошло уже 4 часа хотелось размяться.

Разлив на столько увеличил площадь озера, что простор кажется огромным. Идя длинными галсами то и дело задевал за дно швертом. Благо он стоит на резиновом амортизаторе. Летом на этих местах сухо или заросли камыша с непроходимыми болотами. Дело шло к вечеру, вот он долгожданный поворот, и байдарка уткнулась устало в берег. С трудом, распрямив затекшие ноги, выбрался на сушу. Место сухое, проветриваемое.

Весьма довольный результатами первого дня, пришел к выводу: кто такие парусные туристы — да это те же байдарочники которым лень грести. Та же тяга к приключениям, вечное желание движения, неуемная тяга к воде и парусу. Мне показалось, что на первый день чего-то надо еще, чтобы завершить его по полной программе. Взял спиннинг, и на второй заброс попался здоровый язь грамм на 800. Прекрасно — лучше ужина и не бывает. Всю ночь развлекали соловьи, плеск рыбы, плюханье бобров.

День второй

Второе мая

Раннее, раннее утро. Следы ночного заморозка быстро съело солнце. Быстрые сборы, но ветра нет. Пойдем на веслах. Свободно стоящая мачта позволяет быстро снимать и ставить парус. К 9 часам слабенький ветер все же задул. Быстро поставил парус и вперед. Чем выше поднималось солнце, тем сильнее дул ветер. Стали выползать и другие байдарочники, но моя скорость позволяла их легко обгонять. В левом углу озера Святого находится крупная охотничья база, на нее и держал курс . Все чаще и чаще попадались охотничьи засидки, но птицы не видно, наверное поумнела или выбили всю.

Местные аборигены передвигаются на долбленках — кто с шестом, кто под маломощным мотором. Один такой шел со мной ноздря в ноздрю: он под мотором, я под парусом. Никто не хотел уступать. Так мирно и разошлись. Скорость передвижения очень высокая, быстрее, чем на веслах. Так подошел к протоке соединяющий озеро Святое и озеро Имлес. Огромное количество рыболовов и охотников на протоке и такое же количество джипов на берегу. Озеро Имлес маленькое озеро не более 1,5 километров и его проще пройти под веслами. Узкая протока, дробящаяся на множество ответветвлений — это переход в одно из самых длинных озер – Дубовое. Озеро мелкое, но при сильном ветре раздувается неслабая волна.

Весной прошел озеро быстро тем более ветер дул с востока, практически одним галсом. Подход к Дорофеево из-за мелкоты затруднен. Летом того же года при входе в озеро попали в такой грозовой шквал, что пришлось выбрасываться на берег и пережидать бурю. На расстоянии от берега 50-70 метров глубина не более чем по колено. Дно песчаное, вода прогревается до такой степени, что летом наблюдается замор рыбы.

От Дорофеево курс держать на разрушенную церковь. Рядом с ней деревня Подсвятье ,где можно пополнить запас воды и продуктов. Звонница разрушенная наблюдается, чуть ли не от Черкасово. Тут маршрут можно разделить на две части: на чисто байдарочный и парусно-гребной. Если уйти в озеро Святое–2, то махать веслами до самых Спас –Клепиков. Если уйти направо, то перспектива значительно интереснее можно и посетить озеро Великое. Но мне предстоит путь на озеро Шагара.

Под парусом пролетев Дубовое, вошел в протоку до Шагары. Предупреждение: держитесь правой стороны, дабы не попасть в тупик. Войдя в озеро Шагара, прижимайтесь к правому берегу, великолепная стоянка в сосновом бору на сухом берегу вам обеспечена. На берег ведут несколько подходов, весной их штук 5-6, летом 2-3: мель, подход затруднен. На самом кончике мыса облюбовал себе стоянку. Сухо, песок, сосна и возможность сделать радиальный выход на озеро Великое.

На столь оптимистической ноте и закончился второй день. Только шум дороги подсказывал, что первая часть пути пройдена.

День третий

Третье мая

Столь эмоциональное начало приключений имеет обратную сторону. Проспав до 8 утра, задержался с выходом до 10 часов. Небольшое отступление. Озеро Святое самое большое из цепи Мещерских озер, но оно находится в стороне от маршрута и поэтому лучше всего выделить на это дополнительное время. В это время ветер был благоприятный, юго-западный, и такой возможностью грех было не воспользоваться.

Был предпринят ознакомительный обход по Святому озеру. Летом не смог найти и протоку к нему: все заросло рогозом и кувшинкой. Во второй половине дня подошел к мосту. Дорога из Спас-Клепиков на Москву . Это один и пунктов как и конца маршрута так и начало движения на реку Пра. Буквально сразу за мостом прекрасная стоянка, но сплошь забитая автомашинами с владимирскими, московскими, рязанскими номерами. Дров на стоянке нет, так что доставка их ваша проблема или газ.

Впереди переход по Иванковскому озеру. Отдать должное, ветерок подгонял весьма не плохо. Держать курс надо чуть левее деревни Макарово. Озеро почти не зарастает и летом, но рыбалка только на протоке в, а самом озере рыбы мало. Теперь до самых Подлипок парус не потребуется: вода стремительно несет по узкому руслу, грести почти нет необходимости, только придерживай и ровняй. А вот и деревня Подлипки, мост; после него можно снова поставить парус и пройти вдоль пионерского (скаутского) лагеря. Место для остановки весьма недурственное. Тут же открывается вид на церковь деревни Чебукино, где сходятся два маршрута: озерный и речной. Далее они идут вместе.

Пра разворачивается на север и делает резкий виток на юг. До самого Мартынова озера река стремительно несет лодку меж узких берегов. Перед Русаново снова поднял парус, так добрался до пионерского лагеря на левом берегу. Место всем хорошо: превосходный сосновый бор, сосны просто великаны. Когда-то тут был спортлагерь теперь тишина и запустение, хотя купальня есть. Так прошел третий день. Под треск костра наступила ночь. Завтра последний день.

День четвертый, последний

Четвёртое мая

Осталось немного: дойти до Спас –Клепиков. Парус убран, далее только на веслах. Еще одно место для остановки — это при выходе из Мартынова озера через полчаса хода остров Березовый. Место — просто красота. Пра все уже и уже течение сильнее и сильнее. Вот показалась телевышка города, значит и конец приключениям. Миновав автодорожный мост, можно остановиться около недействующего узкоколейного моста в 20 метрах от автостанции. Последний автобус уходит где-то в районе 16 часов. Можно продлить маршрут далее до Брыкина бора или даже до Касимова, но это другая песня.

Вывод : всем хорош маршрут, но только весной от Бужи до Спас –Клепиков, летом же от Спас –Клепиков до Брыкина бора или до Касимова.

7.11.2002