Московский парусно-туристский клуб

Рыбинка

июль 2002 года

д. Бадачёво – г. Весьегонск – Дарвинский заповедник –
г. Череповец – п. Шексна

Отчёт о парусном туристском походе

Составитель Виктор Белоозеров (М-22)

Оглавление

Общие сведения
Параметры маршрута
График движения
Вахтенный дневник
Замечания post scriptum



Москва

2002



Общие сведения

Состав экспедиции

Суда: Катамаран 10 кв. м. «Катафей» М-145. Проект Виктора Дзюбы (М-1), владельцы — В. Белоозеров (М-22) и А. Антопольский (М-135?), шкипер — В. Белоозеров (М-22)

Байдарка «Нептун» в фирменной модификации с самодельным парусным вооружением — бермудский шлюп общей площадью 3 кв. м.

Байдарка «Большая» - самостоятельной постройки вместимостью с два «салюта». Владелец, конструктор и шкипер — А. Уманский.

Байдарки участвовали в плаваниях только на бадачёвском этапе экспедиции.

Экипажи — Виктор Белоозеров (М-22), адмирал, капитан «Катафея». Юля Косарская (М-221), первый помощник адмирала. Алексей Уманский (Лёша) — капитан байдарок. Маргарита Литвинова (Маргоша) — первый помощник капитана байдарок. Экипаж байдарок участвовал только в плаваниях по бадачёвским акваториям.

Сроки — от 3 июля до 26 июля 2002 года.

Общая диспозиция: Экипаж «Катафея» приезжает в д. Бадачёво возле Весьегонска. (Деревня отделена от города широким разливом устья реки Рени). Здесь его встречает экипаж Уманского и сам «Катафей». Уманские живут здесь в собственном доме с апреля по октябрь. «Катафей» был оставлен в подвале их дома в прошлом году, где он зимовал. В Бадачёве мы собираем и ремонтируем «Катафея» и плаваем по окрестным акваториям с Уманскими. После этого «Катафей» без Уманских идёт вниз по р. Мологе, на которой стоит Бадачёво и Весьегонск, выходит в открытую Рыбинку, огибает полуостров Дарвинского заповедника, входит в реку Шексну у г. Череповца и поднимается до пос. Шексна. Тут мы отправляем «Катафея» в контейнере в Москву, а его экипаж едет домой поездом Череповец-Москва.

Параметры маршрута

Пройдено км. — 223 (или с учётом возвратов на радиалках — 232); в т. ч. в бейдевинд и лавировку — 126

Полевых ночлегов — 22 ( в т. ч. 6 в деревне)

Ходовых дней — 14 (в т. ч. 2 радиальных выхода)

Полных днёвок — 8 (в т. ч. 3 для сборки судна, 2 для ремонта и ожидания погоды, 3 для отдыха)

Время в пути — 64 ч 40 мин

Самый длительный дневной переход — 9 ч 45 мин (два раза)

Самый длительный непрерывный переход — 9 ч 40 мин

Самый ранний выход — 6:50

Самый поздний приход — 20:30

Самый дальний дневной переход — 36 км

Средняя скорость по маршруту — 3,6 км\ч

Максимальная средняя скорость за день — 5 км\ч (радиальный выход)

Максимальная средняя скорость за переход — 8 км/ч (в полный бейдевинд)

Максимальное удаление от берега — 6 км ( при ветре до 3 баллов)

Максимальная сила ветра в пути — 5 баллов (лавировка)

Максимум ходовых дней подряд — 3 (три раза)

График движения


День пути

Дата

Точки остановок

Время старта

Время финиша

Время в пути

Пройдено км.

Примечание

1

7-3

Поезд

 

 

 

 

Начало экспедиции

2

7-4

Д. Бадачёво

16:30

16:50

20’

2

На вёслах

3

7-5

То же

 

 

 

 

Сборка Катафея

4

7-6

То же

 

 

 

 

То же

5

7-7

То же

 

 

 

 

То же

6

7-8

То же

15:00

17:00

2h

4 и обр.

Ходовые испытания

7

7-9

То же

15:00

17:00

2h

5 и обр.

Радиальный выход

8

7-10

Весьегонск, Муравьиный остров

14:00

19:45

4h45

20

Вниз по Мологе

9

7-11

Вольный мыс

11:30

14:00

2h30

10

Раздумье перед заповедником

10

7-12

Заповедный мыс, урочище Яна

10:15

20:30

9h45

36

Бросок в заповедник

11

7-13

Урочище Яна

 

 

 

 

Ремонт, гроза

12

7-14

Мыс Горн, Большой пляж, убежище Ст. Двор

6:50

13:00

5h

15

Обход мысов

13

7-15

Копорье, Остров 105

10:00

19:45

9h45

15

Вдоль берега на север

14

7-16

О. Леушинский

9:15

15:00

5h15

22

Пересечение заливов

15

7-17

То же

 

 

 

 

Ждём погоды

16

7-18

Малый Леушинский о.

12:30

13:00

1h

3

По мелям

17

7-19

Череповецкий мыс, промзона

5:50

19:00

9h40

35

Через море в город

18

7-20

Череповец, буй № 99

9:40

15:30

4h35

30

Через город

19

7-21

Буй № 99

 

 

 

 

Днёвка

20

7-22

То же

 

 

 

 

Днёвка

21

7-23

Створы буя 84

11:00

13:00

2h

6

Перебазирование

22

7-24

То же

 

 

 

 

Днёвка

23

7-25

Шекснинский автомост

9:30

17:00

6h10

20

Вверх по Шексне

24

7-26

Вокзал, поезд

 

 

 

 

Разборка и погрузка


Вахтенный дневник

3 июля, среда. Начало экспедиции.

Мы ещё в Москве и вещи не собраны. Наш поезд № 602 до Рыбинска в 20:04 с Белорусского вокзала. Билет стоит 150 руб. Вещей набрали больше 2 рюкзаков — под 60 кг, включая всё питание в пути. Хотя катамаран со всем оборудованием дожидается нас в Бадачёве.

Погода — жаркая: +28 С.

18:30 Едем на вокзал в такси за 300 руб.

19:30 Приехали на вокзал. Поезд оказался на пригородной платформе № 4, II (второй) путь (не 2 путь!).

20:04 Поезд отходит согласно расписанию. Наши полки — верхние. Разместились свободно: большой рюкзак под нижней, малый - над верхней полкой. В вагоне вентиляции нет, кипяток есть, некоторые окна открываются.

22:30 Остановка в Савёлове. Стоянка 1 час (зачем?). Съели мороженое в стаканчике по 3,50 руб.

23:30 Едем дальше и ложимся спать.

Погода слегка похолодала.

4 июля, четверг. Прибытие к началу пути.

7:00 Я проснулся от остановки в Сонкове. Стоим до 9:20.

Погода — ясная

После Сонкова вагон начал постепенно освобождаться на каждой остановке.

13:20 Прибыли в Весьегонск. Наняли «жигуля» до Бадачёвского перевоза за 70 руб. Въехав в лес, на доезжая 2 км до места, «жигуль» загорелся ясным пламенем: произошла вспышка в карбюраторе и загорелась изоляция на проводах аккумулятора. Погасить удалось быстро, но ехать ни дальше, ни назад «жигуль» уже не может. Шофёру недоплатили 10 руб. и пошли пешком. На перевозе не оказалось ни кого, кто бы мог перевезти в Бадачёво. Ждём, перекусываем. Вешаю на дерево штаны в качестве сигнального флага и свечу гелиографом в сторону Бадачёва.

16:00 Замечаем, что к нам от Бадачёва гребёт Леша Уманский на «Большой» байдарке. Быстро погрузились и догребли до деревни за 20 мин, 2 км.

Поход таким образом начался!

Погода жаркая. Ветер 4 — 5 б. SW от берега. Волны нет. Облака Cu 20%.\

18:00 Поставили свою палатку под яблоней в саду.

Обед в доме Уманских.

20:00 Купание в Холодном ручье (так называется гавань и залив возле Лёшина дома)

Вечером. Поливаем огород вёдрами из колодца.

23:00 Отбой.

Погода тёплая, ясная. Ветер 2\3 б. S. Форма одежды — в шортах с рубахой.

5 июля, пятница. Начало сборки «Катафея»

Ночь: штиль да гладь 0\1 б. S. Ясно

7:00 Я проснулся.

9:00 Купание в Холодном ручье

Ветер 3 б. S. Ясно. Вода оказалась заметно ниже уровня прошлогоднего лета.

13:00 Купание на мысу Холодного ручья.

Погода жаркая. Ветер 5 б. S. Ясно.

Собираю «Катафея». Дефекты следующие: Перебита правая передняя диагональ паука. Баллоны слегка заплесневели. В остальном ОК. Диагональ обрезал, починил. Дома надо будет её удлинить. Укоротил правую заднюю диагональ паука для равномерности натяжения. Заменил более коротким тросиком левую растяжку баллера. Огоны все плету «голландские» или просто обвиваю ходовым концом коренной и ставлю зажимы.

Жарко.

18:00 Купание в «детской» купальне Холодного ручья.

Ветер 3\4 б. SW. Ясно.

Вечером. Поливаем огород вёдрами из колодца.

21:00 Солнце клонится в тучу. Штиль 1 б. S.

24:00 Отбой.

Штиль. На западе — туча.

6 июля, суббота. Отъезд женщин.

4:30 Начало моросить. Я поставил тент. Тучи идут с юга. Штиль

5:40 Дождь пошёл посильнее. Ветер 2 б. SW. Обл. 100%.

10:15 Мы проснулись, а дождь вдруг перестал, так и не промочив почву.

Погода тёплая. Штиль. Обл. 100% Cu, St.

Утром. Продолжаю собирать «Катафея»

15:30 Купание

Стало жарко. Ветер W 2\3 б., Обл. 80% Cu.

Днём. Продолжаю собирать «Катафея»

19:00 Лёша вооружает «Нептуна» и на вёслах отвозит в город Маргошу и Людмилу — их невестку. Они поедут в Москву. Жалко что Людмила так и не увидит «Катафея» в сборе.

Погода тёплая. Ветер NW 2 б. Обл. 20% Cu, St.

Вечером. Поливаем огород вёдрами из колодца.

24:00 Отбой

Погода холодает. Штиль. Обл. 10% Cu, St.

7 июля, воскресенье. «Катафей» собран.

5:00 Восход. Ветер 2 б. W / NW. Обл. 10% Cu, St.

7:00 Я встал, побрился. Экипажи спят.

Прохладно, но штаны надевать не хочется. Ветер 2 б. W. Облака St висят на западе и северо-западе.

9:00 Проверяю латы. Оказались все целы, зря вёз запасные. Но заменил верхнюю лату на более гибкую.

Ветер 2 б. NW. Ясно.

10:00 Купание.

На море — штиль. В саду — ветер 2 б N. Обл. 20% Cu.

Утром. Продолжаю собирать «Катафея».

13:00 Купание на открытом морском берегу за деревней.

Погода жаркая. Ветер 2 б. Ost / NO (бриз?). Обл. 30% Cu.

18:00 «Катафей» поставлен на баллоны в гавани Холодного ручья.

Жара проходит. Ветер 1\2 б. N. Обл. 80% Cu, Ci.

21:00 На «Катафее» воздвигнута мачта.

Погода тёплая. Штиль. Обл. 80% Ci.

Вечером. Поливаем огород вёдрами из колодца.

8 июля, понедельник. Ходовые испытания «Катафея».

6:00 Тепло. Штиль. Обл. 20% CuSt, Ci.

9:00 Становится жарко. Штиль 1 б. S. Обл. 10% CiCu.

11:00 «Катафею» ставим палубу. Местные отдыхающие приходят на лодке посмотреть на катамаран и получают разъяснение, что это не «простор», а «Катафей» и гораздо лучше «простора». Местные жители сетуют на то, что приходится долго шнуровать палубу.

Погода ещё жарчеет. Бриз 2 б. N. Обл. 10% Cu, CiCu.

15:00 Поставлен грот. Перекусив, мы вышли в море вместе с «Нептуном». Шли по руслу Рени до фарватера и обратно. Лёша удил и поймал рыбку.

Погода жаркая. Ветер 2 б. Ost \ NO. Обл. 30% Cu, Ci.

17:00 Вернулись в гавань.

При этом ветер сначала выключился, а потом задул в обратную сторону — W 2 б., мы еле вошли в Холодный ручей. Обл. 10% Cu, Ci.

Вечером. Поливаем огород вёдрами из колодца.

22:30 С запада пришли облака AlSt + AlCu 80%. Штиль.

9 июля, вторник. Поход за ягодами и плавание с Лёшей.

6:00 Ранний подъём. Идём с Юлей по холодку в лес за ягодой, чтобы сварить варенье.

Погода прохладная, форма одежды — штаны и рубашка с рукавами. Ветер 3 б. N. С севера ползут плотные Al, 90%.

10:00 Вернулись не солоно хлебавши. Ягоды совсем нет. Черника замёрзла, голубика не созрела, брусника ещё цветёт.

Погода потеплела.

12:00 Прохладно, но Солнце жарит сквозь облака Al, Cu 90%.

15:00 Перекусив, выходим в море на «Катафее» с Лёшей.

16:00 Прошли до фарватера. В лавировку идём плоховато. Нужно отставить назад стаксель-кипы.

Ветер до 4 б. N. Волна умеренная, но крутая. Тепло, в штормовке и без штанов — в самый раз.

18:00 Возвращаемся в гавань.

Ветер раздул до 5 б. В устьи Рени он дует порывами и с разных сторон. Обл. 20% Cu.

Вечером. Поливаем огород вёдрами из колодца.

23:00 Стал штиль. Ясно. Тепло.

10 июля, среда. Сегодня уходим в море.

7:00 — 8:00 Утренний туалет.

Штиль 1 б. NW. Ясно, но на севере — жидкие Ci.

Утром. Грузим «Катафея» и готовимся выходить на Весьегонск.

14:00 Приехала автолавка, где мы смогли купить лишь два чёрствых батона. Они в дальнейшем оказались очень хорошими: вкусными и не плесневели. Сразу же отчаливаем. Нас провожают Лёша, сосед Боря и их собаки (4 хвоста). Местные отдыхающие салютуют «Катафею».

Ветер 2 б. NO. Обл. 10% Cu.

Сделали 3 оверштага лавировки по Рене и тут настал штиль. На весле пересекаем гряду островов и травы, отделяющих Реню от фарватера. На просторе встретили ветер 3\4 б. NO. Идём левым бейдевиндом, затем галфвиндом и бакштагом, огибая острова и травы вдоль фарватера.

16:30 Фордевиндом подходим к Зелёной гавани Весьегонска.

На самом деле это называется «Весьегонский мастерский участок пути», о чём гласит вывеска на конторе, покрашенной в голубой цвет и разрисованной сигнальными флагами, имеющими, видимо, какое-то не опознанное нами значение. Здесь хорошо видно, что уровень водохранилища в этом году ниже прошлогоднего: где раньше было мелководье, теперь на 30 метров — болотистая литораль. Но место всё равно удобно для подхода. Находится эта гавань в излучине берега сразу южнее порта перед каким-то подобием короткого и высокого мола.

Ветер 2\3 б. NO. Обл. 10% Cu.

17:30 В магазине взяли 3 буханки, 1 батон, огурцов, мороженое. Всего на 25 руб. Грузимся и отходим.

Ветер 3 б. NO. Обл. Cu 10%.

Сначала курс - галфвинд. За травой — лавировка. Сделали 5 оверштагов. Встретили яхту, идущую вверх к городу. Шла под мотором и стала ставить паруса. Помахали друг другу рукой.

Дальше пошли несудоходным проливом с запада от большого острова в галфвинд. Прошли его благополучно, не задевая грунта.

19:00 Ветер стал штилеть.

19:45 Высадились для ночёвки на песочке северного конца Муравьиного острова (между 110 и 109 буями).

22:00 Закат жёлтый. Это к хорошей погоде. Ясно. Штиль.

11 июля, четверг. Дошли до Борка

7:00 Муравьиный остров. Ни комаров, ни оводов. Муравьи есть, но не донимают. Нужно выбирать место, где их меньше.

Мёртвый штиль. Ясно

8:00 Подъём.

Штиль продолжается.

11:00 «Катафей» загружен.

Потянул попутный бриз 1 б. Появились Cu 10%.

11:30 Выход. Бриз оказался встречным. Сделав 2 оверштага, дальше пошли бейде- и даже галф-виндом вдоль реки при ветре 0\2 б..

13:00 Ветер стал усиливаться и заходить на юг.

14:00 Вышли на Борокский разлив и получили встречный ветер 5 б. SO. Пристали для обдумывания и перекуса у южной оконечности последней вольной косы перед заповедником, почти в прошлогоднем месте. Сейчас с местами для подхода проще: перед кустами имеются песчаные пляжи. Безлюдно.

Ветер не меняется. Облака Cu 10% все — на северо-востоке; вот вокруг них и дует юго-восточный ветер.

Решили здесь ждать благоприятной погоды для штурма заповедника. Может быть, удастся найти чернику, как в прошлом году.

19:00 Палатка стоит, костёр горит. Черники нет. Комаров нет, овода и мухи есть.

Ветер скис до 3 б. и менее. Направление то же SO, мордотык, а на открытой Рыбинке должна быть неслабая волна. Обл. рассеялась.

21:30 Экипаж поел. Грот убран. Здесь очень сухо. Черника мелкая и её мало. Муравьёв нет. Комаров нет. Овода есть. Из Борка ездят моторки. Прошёл «простор» в Противье из Борка (парус с красной полосой вверху). Раньше этот «простор» стоял в Потивьи.

Ветер заштилел, но не изменил направления. Ясно. На западе какие-то Ci.

12 июля, пятница. Бросок в заповедник.

6:30 Всю ночь и сейчас стоит мёртвый штиль. Ясно, тепло.

Пришёл на траверз мотобот и, казалось, ставит сети. Но мужики на нём оказывается удят.

7:30 Общий подъём. Штиль.

9:00 Позавтракали. Грузимся.

Штиль. С запада пришло одно перистое облачко.

10:15 Выход. Бейдевинд справа 1 б., затем галфвинд и лавировка против штиля.

13:00 Прошли Борок. Лавируем вдоль заповедного берега. Здесь же проходит фарватер. Возле Мшичинских створных знаков встречаем катер путеустроителей, который что-то починял на берегу. Мимо нас в Весьегонск и обратно прошел рейсовый «метеор».

Ветер стал 3\4 б. навстречу, SO. Обл. 20% Cu.

16:00 Встали для перекуса на мысу за буём № 94 в берёзах, уже на территории заповедника. Судя по карте это уже не материк, а острова. Заменил сломавшуюся верхнюю лату на прежнюю жёсткую.

Погода та же. Волна умеренная.

16:30 Выход с перекуса. Продолжаем лавировку и огибаем последний мыс.

Погода та же. Ветр 3\4 б. SO. На севере висят Cu. Над озером ясно.

После мыса ложимся на правый бейдевинд, который ведёт прямо через море на далёкий еле видимый мыс с горкой деревьев. Идти туда в безбрежную даль страшновато, и мы уваливаемся до полного бейдевинда на более близкие острова в центре залива. Эти острова вряд ли пригодны для высадки, судя по наблюдениям с моря.

После островов ветер скисает на балл и несколько отходит. Теперь приводимся на лавировочный бейдевинд и идем прямо на дальний мыс, который стал теперь ближе.

Ветер 2\3 б. SSO.

20:00 Осмотр приблизившегося берега показал, что можно надеется на благоприятную стоянку только возле урочища Яна, где на западной стрелке впадающей речки растут высокие кусты и угадывается пляж. Остальной берег видится лесистым издалека, но по берегу окружен полосой травы или ломаных кустов.

20:30 Увалившись и подобрав шверт и руль, сели на брюхо в небольшом мелком заливчике между кустами и травой перед песчаным треугольником пляжа среди торчащих коряг. Оказалось, что это чуть ли не единственное место высадки в округе.

23:00 Лагерь устроили, примяв тростник возле кустарника. Костёр разожгли на плешке в тростнике. «Катафея» вытащили на осушку и спрятали за высокой травой. Берег и дно — мелкий песок с глиной и илом, очень мелко. Чтобы окунуться, нужно уходить на сотни метров. На берегу — непроходимые кусты. Безлюдно, никого не видно, иногда слышен шум мотора с моря.

Ветер выключили. Комаров включили. Овода отстали. Облака растаяли. Солнце зашло в редкие Ci.

Сегодняшний день успешно решил задачу внедриться в заповедник.

13 июля, суббота. Штопание обшивки.

4:30 Ветра нет. На море рябь. Комары есть. Облака 10% Ci.

6:00 Я прснулся.

Что-то подуло. Обл. 10% Cu грядами. Ветер попутный 1 б., на море — сильнее.

6:30 Общий подъём.

Ветер W 2 б. Обл. 10% Cu.

8:00 «Катафей» стал на погрузку.

Ветер 2 б. W. Облачность рассеивается.

9:00 Только закончили грузить «Катафея», как заметили большую аварию баллона: расклеилась треугольная вставка внешней скулы левого поплавка. Всё обратно выгружаем на берег. «Катафея» выносим на сушу и демонтируем поплавок. Юля занялась швейными работами: левый поплавок прошиваем так же, как и правый, который был прошит в прошлом году после аналогичной расклейки. На фото «Катафей» без одного баллона:

12:00 Швейные работы закончены.

Ветер SW 2 б. Клубятся высокие Cu.

Убоявшись развития грозы, и в ожидании близкого перекуса решили не торопиться с выходом, а осмотреть местность. Оказалось, что берег, поросший мягкой травой (не тростником), вполне подходит для высадки: под травой довольно прочный, сухой и местами ровный глинисто-торфянистый грунт. Вполне можно ставить палатку. За западными кустами обнаружили ещё больший пляж с ещё большим мелководьем, но наше местечко — уютнее.

14:15 Делаем перекус.

Ветер 3 б. SW. Созревают грозовые облака.

15:00 Грозовое облако обошло нас стороной с севера.

Ветер стал N. Обл. 70% Cu, CuNb.

16:00 Грозы кажись растаяли. Сделался штиль с редкими порывами ото всех сторон. Но ветер вроде возвращается на своё направление SW.

Нужно было бы выходить сразу после ремонта, тогда бы мы уже шли полным курсом, обогнув дальний мыс. Другую обидную ошибку сделали около Борка. Опять же нужно было не ждать чего-то, а идти вечером с подкисшим ветром до выхода из Мологи и искать стоянку на западном берегу. Тогда бы мы начали пересекать заповедный залив с самого утра, и опять же были бы уже за мысом.

Сейчас обл. 30% Cu, в основном над сушей, на севере и востоке.

18:00 Всё-таки пришло чёрное облако, на 10 мин закрыло Солнце и капнуло 3 капли. Но на севере гремит. Раздуло до 4 б. SW.

Тем временем я перемонтировал рулёжку, которая была неправильно собрана, в результате чего руль ходил со скрипом. После ремонта стало нормально.

20:00 Обед-ужин.

Грозы рассасываются, но ещё имеют место в округе. Ветер стал N 4\5 б. Вот это уже нам не совсем по пути, но надеемся, что после гроз завтра всё станет на свои места.

21:00 Отбой. Весь день изнывали от жары и оводов. Вода в море — горячая.

Ветр стих: N 1\2 б., в море — сильнее. На северо-востоке стоит столовая туча. Остальное небо ясное. Однако дымка.

14 июля, воскресенье. Мыс Одинокого Лебедя и мыс Горн.

4:00 Я проснулся. Бужу экипаж для раннего выхода.

Ночью и сейчас ветер N 2 б., в море — сильнее. Волн нет совсем. Обл 70% AlCu + Ci.

6:50 Выход. Фордевинд. В стороне Мологи виден парус.

Погода прохладная. Ветер NW 2 б. Обл. 70% AlCu и др.

Фордевиндом и левым бакштагом дошли до леса на мысу при ветре 3 б. NW. Обходим затопленные пеньки и траву. На самом мысу стало вовсе мелко, а курс стал бейдевинд. Возле берега плавает белый лебедь и лидирует перед нами. Когда нужно было огибать мыс, лебедь улетел и сделалась лавировка. Без шверта это нереально. Пришлось спешиться и по колено и по щиколотку в воде вести «Катафея» за верёвочку навстречу ветру. Местами нужно было спешиваться обоим, иначе «Катафей» садился на брюхо. Обойти отмель было невозможно: в море в районе «плавающих торфов» видны кусты, а до них сплошные пеньки и поля плавучей травы. Обход «плавающих торфов» — это дополнительно 20 — 30 км пути в открытом море, и не ясно какие там условия. Это место мы стали именовать «мыс Одинокого Лебедя»

Пройдя косу, соединяющую берег с «плавающими торфами» (около 1 км), попали на более глубокое и вязкое место. Заложили галс в море с поднятым швертом и без стакселя.

Ветер стал до 5 б. NNO. Облака Сu идут зарядами.

10:00 На контргалсе подошли к берегу, чтобы зарифиться. Под одним зарифленным гротом и поднятым швертом «Катафей» оказался вполне способным лавировать. Лавируем между мелями у берега и крупной волной в море. Уходить от берега боимся и жалеем «Катафея», который на волне гнётся и скрипит. В море повороты оверштаг вполне проходят, а возле берега со швертом, волочащимся по грунту, приходится делать фордевинды, но всё равно движемся вперёд и проходим болотистый берег до лесистого мыса. Здесь на одном из поворотов оверштаг в море из баллера выскочил румпель от болтанки. Скидываем грот, «Катафей» без рули и без ветрил, на кусочке грота уверенно прёт галфвиндом в море, еле его своротили вёслами к берегу. Я хотел бросить якорь, но не стал. Быстро восстановили рулёжку и вздёрнули обратно грот. Потеряли на этом только одну лавировку. Это место мы назвали «мыс Горн» за его бурность и нашу нервность.

За мысом Горн мы получили чистый мордотык с ветром 5 б. N.

Подходя к следующему лесу, опять выскочили на непроходимую отмель и спешиваемся. В лесу открываются обширные песчано-глинистые пляжи.

12:00 Обследуем первый большой пляж. На песке следы различных зверей (лоси с лосятами, кабаны с кабанятами и волки с волчатами). В кустах за пляжем худо-бедно можно устроить лагерь.

Ветер NNO 5 б. Обл. 50% Cu, идущие грядами по ветру.

13:00 Бечевой огибаем этот лесистый мыс и останавливаемся на последнем большом пляже в начале залива, который в лоции назван «убежище Ст. Двор». Дальше идут болота. Здесь мы будем перекусывать и ждать погоды. Идти в мордотык на северный мыс Старого Двора лучше вечером с тихим ветром.

17:30 Решили, что ветер уже сегодня не скиснет. Ставим палатку, вытаскиваем «Катафея» и обнаруживаем пробоину в обшивке правого поплавка. Снова швейный ремонт: заводим пластырь на старые заплаты, приклеенные, видимо, каким-то нехорошим клеем, который сделал резину здесь ломкой. Она и порвалась от касания одного из пеньков.

Ещё небольшие ремонтные работы: Дюралевый носик на правом поплавке отцепился — прицепил. На левом баллоне отвинтился большой винт первого шпангоута и гайка потерялась — привинтил новую гайку понадёжнее.

Ветер однако 5\6 б. NNO или чисто N. Небо разъясняется. На отмелый берег накатываются многослойные буруны прибоя, правда на мелях эти буруны невысоки.

22:00 Ремонт закончен.

Солнце садится. Жёлтый закат. Но на горизонте Ci. Ветер 5\6 б. NNO. Сдувает со стола железные кружки, но в снастях не свистит.

15 июля, понедельник.

Всю ночь гремел норд-ост 5 б.

5:40 Ветер зашёл на восток, но кажется не ослаб — 5 б. Идти на дряхлом «Катафее» в такую погоду не хочется. Буду спать дальше. Восход ясный, но есть полосы Ci. Без штанов прохладно.

7:30 Срочный подъём.

Ветер 3 б. Ost. Обл. 80% Ci.

10:00 Выход.

Ветер 2 б. NO. Обл. Ci. С моря приходит крупная волна. Затем ветер усилился до 3 и 4 баллов и стал N. Волна великовата для этого ветра.

Лавируем вдоль берега — от морской волны до мелей с волочащимся швертом.

15:00 Обошли Копорье и встали на его северном мысу для перекуса

16:00 Выход с перекуса.

Ветер стал 2 б., в море — 3 б. NNW.

17:50 Заложив 1 контргалс, прошли Аньгову правым бейдевиндом.

Ветер 2\3 б. NNO.

19:15 Сделался штиль. На последних дуновеньях идём по мелям к берегу.

19:30 Взялись за вёсла.

19:45 Высадились почти на самом мысу перед населённым заливом (устье рек Хмелёвки и Искры), недоходя острова 105.

Здесь есть пляжик, сзади - ивняк, по сторонам - тростник. Выровняли площадку для палатки среди кустов на керамзитном грунте.

23:00 Отбой.

Штиль. Обл. 100% CiSt.

Весь день было нежарко: жили в штормовке и свитерочке, но лезть в воду и бурлачить было скорее приятно, чем холодно.

16 июля, вторник. Бросок на остров Леушинский.

5:30 Капитан проснулся.

Штиль. В море бриз от берега 1 б. Обл. 90% Ci, Al. Вдалеке временами слышатся шумы моторок.

7:00 Общий подъём.

Штиль. В море бриз от берега 1 б. Тепло.

9:15 Выход. Идём бечевой. Пролив острова 105 не нашли. Вокруг него мелко и торчат пеньки. Толканмся веслом как шестом.

Абсолютный штиль. Обл. 80% Al, Ci.

10:40 Прошли участок торчащих пеньков и подул попутняк. Берём курс на следующий мыс под парусом (галфвинд, перо и руль подобраны). Курс NNW 345°. Пересекаем залив.

11:20 Перед собой поперёк пути увидели низкую зелёную косу с кустами. Решили, что это осушенное мелководье, указанное неопределённым образом на лоцийной карте. Идём в обход косы, держа курс на пролив в её конечной части. Курс - в море, NNO 30°, галфвинд.

Ветер 1 б. SO.

12:50 Прошли пролив в островах. Перед этим прошли мимо разрушенных фундаментов, выступающих над водой на 1 — 2 м. Фундаменты сложены из битого кирпича и имеют соответствующий цвет. Потом оказалось, что это развалины Леушинской церкви. Шли фордевиндом. После пролива ложимся на курс NW 315° вдоль кустарникового берега.

Ветер 1 б. SSO. Обл. 100% AlCu, NbSt. Немного покапало.

13:40 Подул NW 1\2 б. и случилась лавировка. Обл. 100% Al, St. Капает

14:00 Ветер усилился до 3\4 б. Лавируем по мелям с приподнятым и волочащимся швертом.

15:00 Решили пристать и перекусить на пляже недоходя до дальнего «светлого» мыса. Заметили, что сзади нас догоняет и погромыхивает гроза. Но гроза прошла стороной с юга.

16:00 Перекусив, решили, что ввиду грозовой опасности и неведомых земель мы здесь останемся до утра.

Ветер 4 б. N. Обл. 80% StCu, Cu, CuNb.

18:00 По фарватеру прошла вниз яхта под одним стакселем. Постоянно идут самоходки. Отлично виден восточный берег, различаются чуть ли не отдельные деревья. Берег сильно населён.

20:00 Во время нашего обеда к нам на траверз пришла моторка и долго занималась чем-то рыбачьим. Наверно ставила сеть.

21:00 Поели. Пора поспать.

Ветер N 3 б., в море 4 б. Обл. 80% AlCu, St, Cu.

В тот день мы решили, что находимся на вновь намытой земле возле разрушенной церкви Роя. В дальнейшем оказалось, что мы при попутном штиле незаметно для себя проскочили район Рои, пересекли Леушинский залив и достигли конца Леушинского (полу)острова в районе затопленной церкви Пустынь.

17 июля, среда. Леушинская стоянка.

5:30 Я встал. Восточного берега почти не видно за дымкой. Пахнет дымом. Череповец виден на севере во всей красоте своих труб и дымов. На нашем пляже следы зверей.

Ясно, но по горизонту — облака. На юге - клубы Cu. Ветер отошёл — WNW, но не стих.

6:30 Общий подъём.

7:30 Позавтракали, собрали вещи, но решили подождать прояснения погоды, а не лавировать в бурю.

Ветер NNW 5 баллов (хотя здесь на берегу — 2\3 б.). С севера идёт циклоническое облако. Обл. 50%: полнеба ясное, полнеба закрыто тучей. Прохладно: штормовка и свитер, штаны.

11:00 Отгадали полкроссворда. Поспали.

Покапал дождь. Теперь — послефронтальная погода: с севера ветер гонит гряды облаков Cu, Ci. Прохладно даже в штормовке. Ветер в море - 5 б. (или выше) N.

13:00 Я сходил в экспедицию в пролив перед островом «светлого» мыса. Прошел одну треть пролива пешком, идти можно и дальше, но впереди ничего хорошего не видно. По берегам - трудно проходимые кусты и кочковатый луг, до леса далеко. В конце пролива виден лесистый мыс с буреломом, о который разбивается морская волна.

У Юли плохое самочувствие: её одолели лихорадки на губах. Наверное, это от перекупа в жару, солнечного ожога и последовавшего похолодания.

Погода прежняя.

15:00 Погода прежняя. Опять перекус на этом месте. За сутки вода отступила на 28 м, освободились сухие проходы на соседние пляжи.

22:15 Заход Солнца. Погода всё та же. Под вечер ветер раздувал до 6 б., а сейчас 5 б. NNO. Вода всё отступает.

Пора спать. Мы построили перед лагерем защитные стенки от ветра из коряг, стало в палатке потише.

18 июля, четверг. Вторая Леушинская стоянка.

6:00 Ветер приутих — WNW 3 б., в лагере —даже 2 б. Ясно, отдельные Al. Волна в море шумит, однако. Ночь была холодная: пришлось надеть подштанники и носки.

Подъём.

7:30 Позавтракав, решили послать разведку погоды на остров пешком.

8:30 Разведка показала, что в море ветер 5 б. NW. Идти вдоль берега — будет лавировка, идти в море одним галсом при таком ветре страшно. Решили ждать погоды.

Обл. 15%, мелкие гряды Cu.

10:30 Я сделал столик для перекуса из найденной фанеры, нарисовал схему берега. Через нашу лагуну из пролива на юг проплыла пара белых лебедей.

11:00 Вроде стих шум моря и ветра, и в бинокль не видно баранов на волнах. Сворачиваем лагерь и грузим «Катафея».

12:30 Ветер опять раздул, но мы пошли бечевой через мели , косы и брёвна на остров.

13:00 Остановились на островном пляже в полной готовности к выходу.

Ветер 5 б. NW. Обл. 10% Cu. Это — хорошая погода, но только дует!

15:00 Перекус. Погода та же.

17:00 Вроде бы потишало. Грузимся на «Катафея»

17:45 Под зарифленным гротом и стакселем выходим в море при ветре 4 б.NW. С моря идёт крупная волна, как для 6 баллов. Левый галс от берега. Правый галс — к берегу, внутрь залива, где волна должна быть меньше.

18:15 У северного конца острова вылетели на мель и, не справившись с поворотом, сдрейфовали на очередной пляж. Решаем, что это — судьба, здесь нам и ночевать. Пусть это будет Малый Леушинский остров.

21:00 Закат жёлтый. Ветер зашёл на N — 4\5 б. Ясно.

19 июля, пятница. Бросок до Череповца

3:00 Проснулись оба от тишины штиля. Подумав, решили вставать для раннего выхода.

Обл. 50% Ci. Холодно.

5:50 Выход. С западным ветром в крутой бейдевинд курсом NW пересекаем обширный залив. Мы тогда думали, что это Леушинский залив, но потом оказалось, что мы уже возле Раменья.

Ветер W 2 б. Холодно в двух свитерах и штормовке.

8:15 Достигли следующего берега залива (о. Раменье) и имеем возможность увалиться на полный бейдевинд, чтобы идти вдоль берега на север. Курс NNW 340°.

Ветер W 3 б.

9:00 Обогнули мыс. Видимо, будет лавировка. Пока сохраняем левый галс.

Ветер 2 б. WNW.

9:30 Дошли до фарватера у буя № 40. Заложили контргалс; вот теперь — лавировка. К сожалению на эти места у нас уже нет лоцийной карты.

Ветер 2\3 б. WNW.

10:00 Поворот на второй контргалс возле буя № 42. Здесь из воды поднимается фундамент затопленной церкви, вокруг которой кусты и пляжи образуют живописный остров. Мы было решили, что это — церковь Ольхово, но на самом деле — Любец (на 24 км севернее).

Ветер 3 б. WNW. Обл. 20% Ci.

10:35 Поворот из глубины залива. Здесь возле берега ходит лодка с парусом. Наблюдая за движением судов по фарватеру, мы наконец осознали свою навигационную ошибку и с удивлением обнаружили себя уже в конце пути. Здесь бы стоило одуматься и не переть дальше, а погулять по акваториям Раменья, но этого с нами не случилось.

Ветер 2 б. W.

11:30 Около буя № 44А сделался мёртвый штиль. Пересекаем фарватер между самоходками на вёслах. Далее идём порывчиками на лесистый мыс восточного берега прямо на Череповец. С западного берега доносится шум музыки какого-то рекреатория.

12:30 Потянул правый бакштаг 0\1 б. Курс 315° NW. Идём на Череповецкий мыс. Стало жарко, пришлось раздеться до трусов (а ведь было утром холодно!).

Ветер SW 0\1 б.

13:30 Из-за Череповецкого мыса получили такой же силы мордотык, но не на долго.

15:30 Причалили курсом фордевинд к пляжу на мысу для перекуса. Берег населён отдыхающими череповчанами на машинах, но не плотно: можно найти безлюдный участок пляжа..

Ветер 1 б. SО. Обл. 10% Cu. Жарко.

16:30 Снова в путь. Решили подойти к городу как можно ближе, чтобы завтра сходить в магазин и миновать город. Курс фордевинд, стаксель на бабочке со спинакер-гиком.

Ветер SО 1 б.

Входим в несудоходный пролив острова Вагранихи (здесь ходят моторки). Снова фордевинд. Так и идём до конца белого песка на южном берегу реки перед заливчиком с торчащими брёвнами.

Навстречу лавирует крейсерская яхта; мы приветствуем друг друга. Видны в отдалении и другие паруса.

Ветер SW 1 б.

19:00 Сходим на берег напротив фантастической панорамы череповецкой металлургии.

Ветер SW 1 б. Ясно.

22:00 Солнце зашло в циклоническую тучу на северо-западе. Ветер 1 б. SW дует вокруг неё. Облачность - разнообразная.

Отбой.

20 июля, суббота. Череповец.

6:30 Я проснулся. Здесь растёт берёзовый лес. Лежит белый песок. Плавает чёрный торф. Ракитовые кусты. Малолюдно. Дрова — сухой ивняк, в достаточном количестве. С водой проблемы: плавает мелкий торф.

Ветер 3 б. W. Обл. 40% AiCu, AlSt. Облака уходят на восток (?). Тепло.

9:40 Отход. Фордевиндом к центру города.

Ветер W 3 б. Обл. 60% AlCu.

10:30 На подходе к центральному городскому пляжу к нам подошла надувная моторка и пригласила на праздник Нептуна по случаю дня города в День металлурга. Мы подошли к праздничному людному пляжу. За одно сделаем покупки. Здесь на рейде выстроилась довольно большая группа довольно больших крейсерских яхт; ещё несколько яхт виднеются по берегам.

Ветер W 2 б.

11:45 Юля пришла из магазина. Мы приняли прохождение Нептуна, отвалили от пляжа и, чуть не попав в гущу морского сражения добра (Нептун) со злом (пираты), обойдя строй яхт зрителей и пожелав им весёлых праздников, пошли вверх по Шексне с южным ветром 1 б. S.

Постепенно ветер усиливался и в колено реки, где русло поворачивает на север, мы вошли с 5-балльным ветром от S. Предварительно пришлось сделать 2 контргалса. За коленом начался фордевинд-бакштаг справа.

15:30 Решили перекусить и искать хорошее место в лесу. Такое место тут же нашлось на левом берегу напротив белого буя № 99. Песчано-глинистый пляж, смешанный лес. Здесь у нас будет днёвка. На перекусе на полянку к нам приходил ёжик.

Противоположный берег (правый) — каменистый (валуны) и населён дачниками. Там есть подъезд для автомашин. Вдоль реки проходит железная дорога.

Погода жаркая, едят мухи. Облака 99% Ci сгущаются к северу. Ветер здесь 4\5 б. SSO.

22:00 Солнце заходит в тучу. Ветер 2 б. S. Обл. 99%.

21 июля, воскресенье. Днёвка у осиного гнезда на ёжикиной поляне.

7:00 Я проснулся.

Ветер 3 б. (или более) S. Обл. 100% Al. Тепло.

8:00 Не6о очищается. Обл. 20% AlCu. Ветер 2 б. S.

10:00 Экипаж всё ещё спит.

Ветер SW 2 б. Небо в дымке 100% (Ci?). Облака 10% AlCu. Становится жарко. Мухи пока не донимают.

12:00 Экипаж проснулся и все уже поели. Помывка портов. Мелкие судовые работы.

Ветер SW 3\4 б. Обл. 10% AlCu, дымка.

Установил на пляжу веху с запиской в бутылке о том, что мы здесь стояли, с адресом клуба и приветствием с днём металлурга. Оказалось, что наша палатка стоит бок о бок с кустом, под которым норы активного осиного гнезда. Но осы нас не тронули.

16:00 Перекус.

Погода та же. Обл. 10% Cu + 20% Ci. На севере воздвигаются башни Сu. Ветер SSW 3\4 б.

17:30 Снизу появилась яхта «2210 Flying» под парусами в галфвинд. На борту 6 человек. Проследовала строго по фарватеру вверх.

Ветер SW 2 б. На юго-западе что-то в роде грозового облака. Обл. 60% Cu, дымка.

19:30 Тучка с юго-запада ушла на север, но от неё покапало и погремело.

20:00 Прошли шквалики от NW. В остальном — штиль. Обл. 100%

Сверху по шквалику проплыл одинокий байдарочник. Помахали рукой.

22:00 Заход Солнца в тучу. Будет фронтальная гроза. Отбой.

22 июля, понедельник. Варка черники.

5:30 Фронтальная гроза не случилась. Ночью гремело, сверкало, дуло, но не мочило. Дуло с севера, где стороной и прошла грозовая туча. Сейчас ясно, но на горизонте St. Ветер S 1 б.

8:00 Я встал, экипаж спит. Сегодня опять здесь днюем.

Обл. — Al висят по горизонту. Ветер W или SW 2\3 б. Прохладно: надел штаны и штормовку.

У пера руля оказывается отломился верхний хвостовик. Дома нужно будет разобраться в его полезности.

12:00 Встали, поели, сходили в лес, набрали немного чёрной смородины.

Ветер усилился до 4 б. W, и оттуда гонит облака Cu 80%.

14:00 Пошли в другой лес, нашли обильный черничник. Будем варить варенье.

Ветер раздул до 5 б. W \ SW. Обл. 100% Cu.

16:00 Опять пошли в лес., но вернулись почти ни с чем. Зато съели перекус с удовольствием.

Ветер 5+ б. WNW. Обл. 80% Cu, Ci.

20:00 Ещё набрали черники — собрали всю, что тут выросла. Сварили 1 котёл варенья. Пообедужинали.

Ветер 3 б. NW. Облака Cu пропадают, но по горизонту остаются Ci и Al. Волны нет.

22:00 Солнце село в плотную тучу. Странно. Что день грядущий нам готовит? Сейчас штиль. Обл. 10% AiCu.

23 июля, вторник. Перебазировка стоянки.

6:30 Я встал.

Штиль. Обл. 30% AlCu. Тепло.

За время стоянки вода отступила на 2 м и более. Дно здесь — глинисто-песчаное, отмелое.

10:00 Все встали и поели.

Штиль. Отдельные порывы 2 б. со всех сторон. Появились Cu, 5%.

11:00 Выход. Штилевые порывчики от всех южных и западных румбов (это нам по пути). Обл. 60% Cu.

13:00 Прошли Дурасово и пристали к левому (южному) берегу Шексны между 63 белым и 84 красным буями, возле створных знаков. Здесь песчано-глинистый пляж, берёзовый лес. Место приятное. Днём и вечером — тень, утром - солнце. В русле и на берегу часты валуны. Противоположный берег людный; у нас же — никого. Здесь мы будем стоять, чтобы не слишком рано кончить маршрут.

Ветер S, здесь закрыт лесом и дует порывами, 2 б. Обл. 10% Cu, Ci.

15:00 / 16:00 Перекусили перекус и собираемся в лес.

Погода прежняя. Облачность рассасывается.

19:00 Сделался штиль. Кучевых облаков нет, однако 100% CiSt (дымка). Может быть, это не дымка, а просто дым?

22:00 Солнце зашло в тучу как вчера. Думаю, что это опять к хорошей погоде. Штиль. Обл. 90% Ci.

24 июля, среда. Варка смородины.

На старой карте вблизи нашей стоянки есть название «Пустошки». Так будем именовать и стоянку.

6:30 Я проснулся.

Штиль, но тянет сверху по реке 1 б. Ost. Обл. 99% AlCu.

8:30 Общий подъём.

AlCu ушли. Дамка сильно ухудшает видимость. Ветер 2 б. Ost. Обл. 100% CiSt.

12:30 Юля 2 часа ходила по лесу и собрала котелок ягод — смородины и костяники.

Ветер 2 б. Ost. Обл. 100% Ci, Cu.

Во время перекуса мимо проследовали два господина. Один грёб в надувнушке, другой шёл по берегу. Шли вверх по реке, спрашивали про большой залив. До него ещё примерно 6 км. Они тоже туристы?

После перекуса мы сходили в лес за черной смородиной вдвоём. Так что перед ужином сварили 4 литра варенья.

Ветер днём поднимался в свободном пространстве до 4\5 б., примерно S. На стоянке он чувствуется порывами от Ost или SO, сверху реки.

20:00 Сделался штиль. Обл. 99% AlCu.

22:00 Солнце опять село в тучу. Обл. 99% Al. Завтра нам нужна хорошая погода.

25 июля, четверг. Последний бросок.

Ночью был штиль.

5:00 Меня разбудил восточный ветер 3 б. Ost. Обл. 100% Al.

7:00 Я проснулся.

Ветер OSO 3 б. Обл. 100% Al, St. Облака идут с юга. Тепло.

8:00 Общий подъём.

Ветер 4 б. OSO. Облака те же. Видно Солнце. Однако стало моросить.

10:30 Погрузились. Зарифились. Отошли при ветре 4 б. OSO. Лавируем.

В море ветер оказался 5 б. Обл. 100%.

11:00 Подошли к пляжику переждать погоду около буя № 82 (красный). Покапал дождь.

11:20 Дождевая туча прошла и ветер потишал. Опять вышли в море с ветром SSO 4 б.

12:00 Подходя к отмеченной на карте пристани, увидели встречную яхту под мотором. Поприветствовались. Здесь дутьё выключили и острова правого берега мы огибали со слабыми порывами от S \ SO.

На уровне Починок установился постоянный SSO 2 б. и мы шли полными курсами до узости с островом.

В узости ветер стал заходить на восток, возле высоковольтки пришлось сделать несколько контргалсов на заходах ветра, а железнодорожный мост мы проходили уже прямо в лавировку.

17:00 Причалили в пазуху автомобильного моста с порывами до 5 б. от Ost. Здесь маленький пляжик и лодочный гараж среди травянистых и илистых берегов. Автодорога близко, но идти к ней далеко, метров 300. Палатку можно поставить на заливном лугу, который нынче совершенно сух. Вода в водохранилище всё время уходит.

23:00 Закончили разборку «Катафея». Но не упаковывали ещё.

Ветер стих. Обл. 100% Asl, St. Тепло и даже жарко.

26 июля, пятница. Конец пути.

Ночь была тёплая, пасмурная, штиль.

5:00 Стало моросить. Я поставил тент.

Обл. 100% Al, St. Тепло.

7:00 Общий подъём.

Моросить перестало. Обл. 90% Al, St.

11:30 Упаковались: 7 мест, не считая тележки. Напоследок — купание. Носим вещи на автодорогу.

14:00 Кукую на шоссе и вотще голосую машинам.

15:00 Лишь сейчас удалось найти машину до вокзала.

А в море ветер 5 б. SO.

15:40 Прибыли на вокзал слишком поздно. Со мной не хотят разговаривать о контейнере, предлагают прийти в понедельник. Однако Юля уломала девушек и всё успели сделать за 2 часа.

18:00 Контейнер погружен и опечатан. Документы получены. Деньги (360 руб.) заплачены. За машину заплатили ещё 50 руб. В Москве однако предполагаем, что за контейнер прийдётся заплатить ещё столько же. Плацкартные билеты до Москвы есть всякие. Билет стоит 250 руб.

22:00 Солнце опять садится в тучу, но мощные Cu, весь день громоздившиеся над головой и однажды пролившиеся кратким дождём, рассеялись. Ветер стих, но не совсем.

23:15 Поезд пришёл вовремя. Сели благополучно. Вот и окончился путь.

ЗАМЕЧАНИЯ POST SCRIPTUM

Населённость: На большей части маршрута, от города Весьегонска до города Череповца (15 дней), мы не встретили ни одного человека на расстоянии, позволявшем разглядеть его без бинокля. Если бы не заходить в магазины, то уединение можно было бы продлить.

Жара: У нас с собой к сожалению не было термометра и оценка температуры в отчёте даётся словесно. Соответствующие слова означают следующее. Тепло = трусы и майка - достаточная форма одежды. Жарко = трусы и майку хочется снять. Прохладно = к трусам и майке хочется что-нибудь ещё надеть. Холодно = сидя одетым в свитере на палубе катамарана при курсе бейдевинд, мёрзнут ноги. Общий фон температуры — жарко. Соответственно мы большую часть времени на суше проводили в воде (без никакой одежды), но и вода была почти горячая.

Обозначения облаков: Cu = кучевые, CuNb = кучево-дождевые (грозовые), St = слоистые, StCu = слоисто-кучевые, StNb = слоисто-дождевые, Al = облака среднего ярус («высокие»), AlCu = высоко-кучевые, AlSt = высоко-слоистые, Ci = перистые, CiCu = перисто-кучевые, CiSt = перисто-слоистые.

Дымка, неоднократно упомянутая в отчёте, в действительности оказалась дымом горящих лесов и торфяников. Но вблизи пожаров мы не видели.

Карты: Наилучшей оказалась двухкилометровка «Ярославская область. Рыбинское водохранилище», купленная в магазине. Лоцийная карта помогает точно ориентироваться по навигационной обстановке, но берега показывает плохо.

Берега Дарвинского заповедника довольно скушные, но не страшные. Лесистых участков мало, но высадиться можно почти везде. В этом году ни грибов, ни ягод не было нигде. Но и в урожайные годы врядли можно рассчитывать на особое изобилие их здесь. Вне заповедника хорошие сосновые и смешанные леса распространены повсеместно.

Плавать здесь лучше всего при среднем уровне воды, о чём хорошо бы заранее осведомиться. При переполненном водохранилище берега теряют пляжи и становятся неприступными. При очень низкой воде оголяются обширные мели, на подпускающие к коренному лесистому берегу. Уровень июля 2002 г. был близок к оптимальному. Уровень июля 2001 года был слишком высок. В течение июля уровень снижается ото дня ко дню, так что всё зависит от конкретных сроков путешествия.