Тимофей Сергеев

ОТЧЕТ

О походе по маршруту ст. Кузема – Соловки – Кемь


10.08

Ощущение, что сколько ни готовься к походу, все равно в последний день надо срочно что-то делать.

Сегодня наконец и собрались. До вокзала нас довезла Катя Раюшкина, СПАСИБО ей ОГРОМНОЕ. Поезд 134 Москва-Мурманск, едем до ст. Кузема.

Маршрута как такого у нас пока нет. Едем вместе с Леной Хилковой и ее группой, они нас и забросят. С ними и уедем, если повезет.

Чтобы впоследствии встретиться с Леной, она будет оставлять пирамидки с дальнейшим описанием своего маршрута на условных местах. (Заранее оговоренных мысах и в устьях рек)

Очень хочется морошки.

11.08

Сегодня добрались до места. Поезд 134 приехал на ст. Кузема в 18.06 с маленьким опозданием. Выбирая дальнейший вариант заброски, обратились к местным. Они и свели нас с Николаем Ивановичем д.5 кв. 9. У него УАЗик – буханка. Он и довез нас за 150 р. (5 $) до очень удобного для старта места. Нас было девять человек, три байдарки и катамаран. Место это от поселка на север и за первым мостом своротка вправо. Собираем лодки и ночуем.

Прилив был в 20-00. Отлив через 6 часов. За сутки цикл сдвигается на 45 минут.

Выходя на это место, не забывайте пресную воду. Вода в бухте почти пресная, но я чай из такой воды пить не смог.

12.08

Вышли утром, как и хотели, в 10-00. Шли час. Ветер NW 3-4 балла, волнения в бухте нет совсем (1-2 балла). Скорость хорошая, в среднем 8 км/ч. Через пятьдесят минут остановились на мысу, дожидаясь Хилкову. Ждали около трех часов. Наелись грибов и ягод. Есть, но не очень много морошка. Лес – классическая тайга, пресной воды нет, но, надо думать, после дождей появиться, т.к. берег каменный. Не выдержали ждать, и пошли лавироваться навстречу. У них одна «щука» умудрилась перевернуться два раза, а идут они со средней скоростью 3-4 км/ч. Идти вместе нам было тяжело, поэтому я поддался на уговоры Ксеньки, сказал Лене: «пока», и повернул на юг. В море волнение 3-4 балла. Ветер сменился на NNW, теперь и волна и ветер в нашу широкую корму, и скорость до 16 км/ч, а средняя 10 км/ч.

Через два часа решили вставать на берегу (берите средство от укачивания!), что и сделали в точке N 65° 15.585’ E 34° 32.326’. Место очень удобное. Это о. Бол. Медвежий, где есть рыб. изба, которая обозначена на карте. Там мы встретили Гуниных (Володя, Вероника их сын и друг из Питера, сами москвичи). Весь вечер пили чай, пели песни и разговаривали разговоры.

Гунины работают в фирме, которая занимается пошивом и продажей водного снаряжения. У них можно подешевле купить «щуки» кое-какое снаряжение они делают сами, а так же они продают Тритоновское снаряжение.

С их слов – здесь ходит электричка от ст. Кемь до ст. Лоухи. В Поньгоме эта электричка в 8-30 (в Лоухи) и в 17 (в Кемь).

Пик прилива сегодня в 21-00.

13.08

Высыпались, было от чего. Встали поздно и отошли от берега только в 13-00. Долго лавировали. Ветер противный во всех отношениях. SE балла 2, волнение слабое. К 17-00 дошли до Пячострова, напрямую здесь 4 км. Дальше решили не идти. Остров не очень большой, приятный, пресная вода в лужах после дождя. Расход пресной воды примерно 3 литра на человека в сутки. Пресную воду возим с собой с запасом на трое суток. Погода к вечеру исправилась, и мы решили отдохнуть – потому и причалили.

Координаты стоянки N 65° 14.628’ E 34° 36.808’.

На острове нашли олений рог (как он сюда попал?), чью-то челюсть и видели кого-то: мышь – не мышь, лемминг что ли?

Видели медуз – большие и красивые. Наелись на этом пячострове грибов. Много голубики, но мало черники и почти нет морошки. Стоянка удобная, только подходы мелкие, и нет пресной воды. Лучшая стоянка на южной стороне острова.

14.08

Проснулись опять поздно, и вышли в 12. Ветер все тот же – SE, и как он тут дует, когда облака идут с NW? Задолбал этот SE – шесть часов жестокой лавировки, а прошли целых 8 км 690 м. Хочу NW, а SE по дороге обратно. Остановились на острове Чернецкий. Между северо-восточным и восточным отрогами острова – бухта, закрыта с востока цепью камней с узким входом, и в любое волнение здесь тихо. Вход в бухту у северо-восточного мыса. На нашей стоянке много грибов, а еще здесь есть шалаш – добротно сделанный, но… разве здесь можно спать ночью в шалаше? Еще здесь очень много этих больших мышей.

Место стоянки N 65° 10.818’ E 34° 43.307’

15.08

С утра дождь, ветер SE силой 5 баллов, волна тоже баллов пять. Решили никуда не ходить, а ждать у моря погоды и устроить дневку. К вечеру ветер поменялся на NE, хоть бы и завтра дул он. Вечером к нам вышел волк. Тогда я подумал, что это такая странная собака, но потом проверил и понял, что волк – самый натуральный. Но остров безлюдный, это точно, хоть и большой. Эта собака-волк посмотрела на нас и убежала, подходить отказалась наотрез, несмотря на вкусную (по нашему мнению) еду. В прошедшую ночь был дождь и промокло то, что могло, т.к. он застал нас врасплох. А промокнуть умудрились болотники и гидро штаны.

Дождь решил нам проблему пресной воды, а питание нас устраивало двухразовое, больше и не хотелось.

16.08

Вышли в 12 утра. Холодно и мокро. Волны до двух метров. Иногда и больше. Дошли до островов с мыслью, что надоело и пора остановиться. Ветер NW, сильный, 4-5 баллов. Дошли до островов – голые, один камень, мох и ягода., надо идти дальше. Подходим к еще одному такому. Он побольше, но тоже – голый. Высадились, погуляли. Достаю GPS… ничего себе – остров мал. Ромбак. Хороша скорость, не заметили, как долетели. Вдруг на этом «необитаемом» острове появляется маленькая девочка и маленький мальчик. Это на голом, пустынном острове… Оказалось, что на южном склоне острова м. Ромбак есть маяк (на двухкилометровке маяки не отмечены), где живет смотритель с семьей.

То что это м. Ромбак – приятный сюрприз, поэтому решили идти до Кузовов и терпеть холод, голод и качку. Идем дальше галфиндом – крутым бакштагом, так что идти приятно, а волны почему-то идут сзади и это тоже приятно, даже удалось покататься на волнах.

Через полтора часа были около Немецкого Кузова. На карте все острова нарисованы безлесными, однако пости на каждом из них есть несколько стоянок. Деревья растут в ущелье между отрогами гор, которые образуют остров. Есть здесь и две избы на западной и восточной стороне острова. Встретили байдарочника Володю Косикина из Ниж. Тагила Калинина д.1. Идет с Соловков. До этого шел с друзьями от Сосновца до Соловков. Вместе провели вечер.

17.08

Слишком сильный ветер, к тому же еще и встречный. В проливе, где мы стоим, между Кузовами в северной части пролива слишком сильный ветер, подошел Володя и сказал, что в море ветер с Секирной горы и очень большие волны. Приняли решение просто переменить стоянку. Ушли по проливу на полкилометра. Здесь побольше леса и много грибов. Случилась и неприятность, пока загружали катамаран, он перевернулся и, видимо тогда мы и потеряли лату, удержать в одиночку его действительно было очень сложно. Так как был очень сильный ветер вышел покататься и поставить собственный рекорд скорости на микро-бризе. По GPS разогнался до 30 км/ч. Гнулась мачта и Бриз пытался перевернуться через нос (никогда такого стремления за ним не замечал). К вечеру поутихло. Сидели на берегу лопали грибы и ходили с Володей на вершину Немецкого Кузова смотреть маяки (уже в темноте). В Москве я узнал, что на вершине Русского Кузова есть знаменитые лабиринты, жалко, что я тогда этого не знал.

18.08

Кажется, вчера ветер выдул двойную (практика показала, что тройную) норму и сегодня отдыхает. Нас отливом вытащило из пролива, мы очень надеялись, что там есть ветер, но… Лишь течение носило нас от острова к острову. То, что бывает такой штиль на Белом море после вчерашней свистопляски (сдуло с головы кепку) не ожидал. Мы застряли на этом чертовом Немецком Кузове еще на один день. Пока мы болтались только выйдя из пролива нас догнал Володя и подарил новую кепку, которую он выловил в море. Вот так я махнулся кепками с Белым морем. Попрощались с Володей, он поплыл в сторону Беломорска и Онеги. Ему на байдарке хорошо, чап-чап, море тихое без всякого намека на волны. В 17 поставили палатку, за пять часов прошли целых четыре километра! Стоянка на Ю-В оконечности Немецкого Кузова оказалась ловушкой. В отлив вода ушла и обнажилась каменная гряда. Это не смертельно, но неприятно. Завтра последний день, когда можно идти на Соловки, время шепчет.

19.08

Сегодня решили или дойти до Соловков, или разворачиваться. Ветер, как ни странно попутный, но слабый. Как только вышли за Кузова ветер сдох совсем. Состояние ветра – попутный штиль. Начался очень мелкий и противный обложной дождь. Видимость сократилась до ста метров. Какое счастье иметь GPS!!! По этому прибору идем в сторону Топов.

Через некоторое время замечаем Топовый маяк (ну и словосочетание…). Ветер попутный (все еще штиль) нос смотрит на маяк, а GPS показывает снос на юг. Кстати очень сильный снос. Делаю вывод, что здесь сильное подводное течение. Володя нам, кстати, говорил, что здесь сильное течение, но куда, теперь мы это заметили. В четырех километрах от Топов нас встретили и стали сопровождать тюлени. На Топах у них лежбище. Молодые тюлени очень любопытные. Боятся звука мотора (со слов Володи), а на веслах или под парусом удалось подойти к ним совсем близко. Пока я лазил на маяк Ксенька подпустила тюленя к себе метра на три.

Незадолго до Топов обнаружил поломку – вылетел один из болтов крепления швертового колодца к продольной балке. Пришлось надрезать трамплин и держать его руками. На Топах поломку ликвидировали. На острове неработающий маяк. Рядом металлический чехол со значком радиации. Еще рядом две каких-то разломанных конструкции похожего содержания. Если кто там когда будет, поведайте общественности: насколько безопасны разгромленные там ящики? Не понятно, насколько взаимосвязаны те разгромленные ящики и чехол, но ночевать мы там не решились и пошли к Соловецкому острову. После 12 ночи ветер там появился, иногда порывами северо-западный.

Внимание! К Соловкам подходить в темноте очень плохо и опасно для лодки. Этот остров со всех сторон огорожен мелью и подходить безопасно можно в прилив и в светлое время!

Пару раз серьезно шваркнув баллоном по камням, мы встали в первом попавшемся месте.

Когда приставали к берегу, встретили ребят, которые ходили по Соловецкой отмели с фонарями. Они нам рассказали ( по говору видимо это были архангелогородцы), что так они ловят камбалу, которая подпускает вплотную, когда на нее светят фонарем, и ее можно проткнуть щупом. Действительно, пока мы разгружали катамаран, рыба кругом плескалась и «билась о борт корабля».

Шли сегодня рекордное время с 10 утра до 1 ночи, итого на воде 15 часов. Прошли по прямой 23 километра. Наши координаты N 65° 02,257’ E 35° 36,200’

20.08

Встали в 9, вышли в 12, как обычно. Дошли до Соловецкого Кремля. Прямо у Кремля в одной из бухт оставили лодку. Сходили в Кремль. Стоимость входного билета 70 (~2$) рублей! Вот вы приехали в такую даль и… хочешь – плати, не хочешь – возвращайся. Мы заплатили, входим и видим запущенный монастырский двор, где идет потихоньку реставрация. Запустение кругом, только монахи ходят, и двери кругом с табличкой «не входить». Не без труда нашли маленький музейчик, который с удовольствием посмотрели.

Потом походили по поселку. В нем есть больница, аптека, почта, телеграф, телефон, сбербанк и даже несколько магазинов. Летают рейсовые самолеты до Архангельска (стоимость 1048 р. ~ 36$), ходят (вроде каждый день) т/х до Рабочеостровска, до Кеми. Стоимость от 250 р. (9$) до 500р. (18$).

Вышли из Соловков, ветер NW, идти можно, но медленно, так что решили остановиться на острове, заодно и подсушиться. Остановились у избы с ручьем, дабы пополнить запасы пресной воды. На Соловках на побережье найти пресную воду тяжело. В приливы прибрежные озера «глотают» воду из моря, а этот ручей хорош тем, что в 10 метрах от берега сделана плотина и морская вода не доходит до него. Сушили вещи и отдыхали. Новое место стоянки N 65° 03,701’ E 35° 33,453’

21.08

Встали поздно. Ветер сильный WNW – обидно. Вышли в 12-30. Шли долго в направлении стоянки, где провели дневку 15.08. Волна высокая до 2,5 метров. Бриз такую волну держит замечательно. Идем ходко – 10 км/ч. Дошли до о. Ряволуда и повернули в сторону Кеми т.к. на север нас ветер не пускает, зато теперь ветер попутный.

Допустил две ошибки, характерные для севера. Сначала стал обходить остров с наветра, для этого привелся. Сначала считал, что ветер позволяет идти таким курсом, но потом оказалось, что встречная волна мешает разогнаться, а значит и снос большой силы. Вовремя заметил и метрах в 10 всего от прибойной полосы поменял галс и сделав необходимый маневр прошел в неприятной близости от наветренной стороны острова.

Примерно через час путь преградили несколько островов с кажущимся проливом. Это было время отлива, и когда я полез в этот пролив, я вляпался в мель. Попутная на тот момент волна протащила меня через первую мель, а на второй волна была существенно меньше, поэтому я вылез из лодки и столкнул ее руками.

Из-за того, что встречная волна здорово тормозит скорость лавировочный угол для Микро-Бриза состовлял не меньше 60 градусов. Вошли в Кемскую губу около 21 вечера. Идем со скоростью до 13 км/ч. Встали на левом берегу уже в темноте. Место грязное и паршивое. Вверх по течению можно пройти только до ЛЭП.

22.08

Встали в 5 утра. Поднялись вверх по течению и на правом (т.е. северном берегу) бухты разобрали наш милый Микро-Бриз около церкви в точке с координатами N64° 57,160’ E34° 37,077’ Церковь издалека очень не похожа на церковь на выделяется как белое здание. На ст. Кемь море проходящих поездов и электрички до Лоухов, до Идели и до Беломорска. Почтамт (телефон и телеграф) находятся в километре от станции. На вокзале неожиданно очень приятная закусочная.

Здесь и закончилось наше очень приятное путешествие.

Записки ботаника

На станции познакомились мы с Кириллом Мининым, студентом МГУ биофака. Он нам рассказал про то, что здесь водятся два вида тюленей: морские зайцы и нерпа.

Морские зайцы покрупнее, белое брюхо, темная спина. Когда плывут торчит морда, в анфас, чем-то похожая на зайца, впрочем весьма отдаленно. Морда сопит и фыркает. Когда ныряет, показывается спина и задние ласты которые бьют по воде.

Нерпа поменьше морского зайца; темно-серая спина, светло-серое брюхо. Бок слегка пятнистый. Когда ныряет, ласты не показывает

На Белом море еще можно встретить и Белуху. Это вид кита. Она раза в два-три побольше морского зайца. Взрослые особи целиком белые а молодые – бурые. Охотятся за сельдью, сопровождая ее по морю.

Это значит, что 19.08 мы видели морских зайцев и, издалека, белуху.

Список снаряжения

Фонарь, компас, GPS (Очень нужная вещь), топорик, спички (для примуса зажигалка лучше), 2 ножа, палатка KAMP, 2 пенки, 2 гидрокостюма, гидромешки, спасжилеты, одежда 2x2, обувь 2х2, 2 спальника, стропа, пассатижи, клей и т.д. (ни разу не понадобился. К счастью), проволока, изолента, скотч, ЧИП, лягушка, весла, батарейки, сухой спирт, бензин, карта, примус, куртки, шерст. Свитера, термос (очень оказался полезен. Попить чайку на воде и вообще запас горяченького), носки, костр. Тент (не понадобился ни разу, зря брал), перчатки, бинокль (очень пригодился. Там есть на что смотреть), кан, чайник, сковородка (жарить рыбу и грибы), емкость для питьевой воды (берите бутылки из-под газировки. Это удобно), книжки, мусорные пакеты (очень помогли), тетрадка – ручка, гитара (ну и дурачек же я что потащил ее), курвиметр, пила (не очень нужна), иголки-нитки, веревка 6 мм 10 м, часы-будильник, КЛМН.

Продукты

Наименование

кол-во

стоимость

Геркулес

600

20

Макароны

500

10

Гречка

1600

12

Пшено

800

0

Горох

500

0

Ячка

800

6

Чечевица

800

20

Рис

800

0

Чай

60 пак

64

Кофе

100 гр

0

Хлеб

3 бух

21

Сахар

2 кг

0

Соль

0,5 кг

5

Сгущенка

8 бан

100

Мясо

1,3 кг

117

Печенье

1,5 кг

41

масло раст

0,5 л

0

с/к колбаса

300 гр

51

сухофрукты

300 гр

68

Глюкоза

8 уп

60

Конфеты

1 кг

74

Сыр

300 гр

33

Халва

300 гр

16

Сало

300 гр

0

супы сух.

6 уп

40

пюре сух

6 уп

64

бульон. Кубики

10 шт

20

Лимоны

3 шт

13

Приправа

1 шт

20

Чеснок

5 головок

0

Таблица дневных переходов

дата

откуда

куда

км

примечания

10.08

Москва

Ст. Кузема

 

Поезд

11.08

Ст. Кузема

Берег Куземского залива

 

Поезд-машина

12.08

Куземский залив

о. Бол. Медвежий

20 км

 

13.08

о. Бол. Медвежий

Пячостров

6 км

 

14.08

Пячостров

о. Чернецкий

12 км

 

15.08

о. Чернецкий

 

 

Дневка

16.08

о. Чернецкий

о. Немецкий Кузов

24 км

 

17.08

о. Немецкий Кузов

о. Немецкий Кузов

1 км

очень сильный ветер

18.08

о. Немецкий Кузов

о. Немецкий Кузов

4 км

штиль

19.08

о. Немецкий Кузов

о. Соловецкий

24 км

 

20.08

о. Соловецкий

Кремль – о.Соловецкий

20 км

 

21.08

о. Соловецкий

Кемь

50 км

 

22. 08

Кемь

Ст. Кемь

2 км

 

23.08

Ст. Кемь - Москва

 

Приехали 24.08

 

Итого активным способом передвижения

163 км

 

Экипаж

Рулевой Сергеев Тимофей Владимирович

Матрос Субботина Ксения Сергеевна

Судно

Бриз-Микро

2001 года выпуска, второй сезон активного плавания.

Изумительный кораблик.

Грот – 5 м. кв.

Под загрузкой более 150 кг. Перевернуться не может. Т.к. низкое крепление вант при сильном ветре позволяет мачте изгибаться и «сбрасывать» ветер. Правда для такого похода сильно не хватало скорости. Средняя скорость передвижения (при нормальном не встречном ветре) ок. 6 км/ч.