Путешествие к Горлу Белого Моря

Наш маршрут: Архангельск – Горло Белого Моря– Терский берег - Кузомень

Путешествие совершено группой туристов г. Москвы.

Время проведения путешествия – с 20 июля по 20 августа 2004 года.

Состав группы:

J Чвёрткин Лёша – руководитель похода, капитан катамарана «Гасконец», штурман, автор дневника;

J Чвёрткина Лена – старпом капитана, завхоз, кок, рулевой, медик, оператор видеосъемки;

J Пестунова Марина – матрос-рулевой, метеоролог, снабженец, разведчик, фотограф.

Катамаран: «Альбатрос» с гордым названием «Гасконец».

Схема маршрута

Открыть в новом окне (1108x1114, 100Кб)

График движения

Ходовой день

Дата

Участок маршрута

Расстояние, км

1

21.07.04

Южнее д. Подборки – Остров южн. д. Лапоминки

15

2

22.07.04

Остров южн. д. Лапоминки – юг о. Мудьюгский

25

3

23.07.04

юг о. Мудьюгский – мыс Куйский

30

4

24.07.04

Мыс Куйский – сев. д. Козлы

20

5

25.07.04

Сев. д. Козлы – южн. избы Ёрга

15

6

26.07.04

южн. избы Ёрга – южн. д. Зимнегорский

10

7

28.07.04

южн. д. Зимнегорский – сев. д. Зимнегорский

14

8

Ночь с 1.08.04 на 2.08.04.

сев. д. Зимнегорский – д. Ниж. Золотица

21

9

Ночь с 3.08.04 на 4.08.04

д. Нижняя Золотица– изба Могилка

22

10

Ночь с 4.08.04 на 5.08.04

изба Могилка – р.Пулонга (пересечение Горла Белого моря)

60

11

6.08.04

р. Пулонга – д. Пялица

20

12

8.08.04.

д. Пялица – д. Чапома

35

13

10.08.04

д. Чапома – вост. д. Новинка

19

14

11.08.04

вост. д. Новинка – изба Ударник

15

15

13.08.04

изба Ударник – зап. д. Чаваньга

20

16

14.08.04

зап. д. Чаваньга – д. Кузомень

36

Всего

 

 

377

Снаряжение

Перечень основного группового снаряжения и средств обеспечения безопасности:

№, Наименование снаряжения, кол-во на группу.

  1. Парусный катамаран 1
  2. палатка четырехместная 1
  3. палатка двухместная 1
  4. тент 1
  5. рюкзак 6
  6. коврик 3
  7. мешок спальный 3
  8. комплект теплых вещей 3
  9. гидрокостюм мокрый 1
  10. гидрокостюм сухой 2
  11. спасательные жилеты 3
  12. комплект гермоупаковок 3
  13. набор канов 1
  14. ножовка 1
  15. термос 1 л 2
  16. противень 1
  17. емкости для пресной воды, 2 л 10
  18. емкости для пресной воды, 5 л 2
  19. бинокль 1
  20. компас 1
  21. ремнабор 1
  22. аптечка 1
  23. комплект карт 1
  24. будильник 2
  25. набор рыболовных снастей 1
  26. фотоаппарат 1
  27. видеокамера 1
  28. навигационный прибор GPS 1
  29. радиостанции 2
  30. радиоприемник 1
  31. спасательный конец (морковка) 2
  32. обвязка для восстановления катамарана 1
  33. громоотвод 1

Предыстория

Команда «Гасконца» в прошлом 2003 году совершила интересный поход от Кеми, через Соловки, в Архангельск. И теперь перед нами встала новая, интересная, на мой взгляд, логичная задача: Пересечь Горло Белого Моря!

На треть изменился состав команды. Наш прошлогодний попутчик Геннадий Разинков в этом году купил катамаран и перешел из матросов в разряд капитанов и судовладельцев, с чем его от души поздравляем. Он уже принял участие в ряде соревнований. Пользуясь случаем, передаю ему горячий привет! Новый участник наших приключений Марина Пестунова нашлась в последний момент, с помощью объявлений в турбиблиотеке на Таганке.

Это было наше спасение! Сами понимаете - идти в такой поход вдвоем – это на грани безумия. Втроем – другое дело! Правда, мы честно пытались найти попутчиков с катамараном, чтобы идти двумя судами, но желающих так и не нашли.

Наша команда (справа – налево): Лена Чвёрткина, Лёша Чвёрткин, Марина Пестунова

Поход

Поход вышел успешный, но тяжелый. Прежде всего, из-за сложной погоды. За весь поход всего один день был попутный ветер и то баллов под 7 в неслабый дождь. В остальные дни – ветер четко левентик, прямо в нос. Из бейдевиндов, только 2 раза были силой менее 4 баллов. Из них один при пересечении горла Белого моря.

На одной стороне от горла (Архангельской) стоял устойчивый антициклон. Теперь я знаю, что это такое. Голубое небо, желтое солнце, жуткий ветер, страшный холод, волны под 3 метра с пенными громоздящимися валами! Только ночью ветер утихал. И мы шли ночью. Даже само Горло Белого Моря переходили ночью. Зато ночью начинался ТАКОЙ холод! Так холодно мне никогда в жизни еще не было.

На другой стороне от горла (Терский берег) стоял циклон. Ежедневные дожди. Ветер то баллов 5-6 встречный, то его нет совсем. Когда ветра не было, мы, конечно, гребли. Но в этот момент обязательно оказывалось встречное течение. Это течение мне все нервы потрепало. Из-за него можно идти не более 6 часов. А мы привыкли побольше - часов по 12 по 17, как в прошлом году.

Сам переход Горла Белого моря был ещё тот! Об этом подробно можно прочитать в дневнике, приведенном ниже.

И самое, пожалуй, забавное то, что из тундры Кольского полуострова не так уж легко выбраться! На карте нарисована дорога, а на самом деле можно проехать только по отливной полосе. Поэтому на машинах там никто не ездит, а только на моторке по морю. А где есть дорога, нам предложили проехать за такую плату: за 50 километров 10 тысяч рублей. Это в деревне Чаваньга такие жмоты живут. Просто на всем Кольском полуострове население избаловано норвежцами. Они скупают всё, даже морошку. Так что, если на Архангельской стороне нас постоянно угощали рыбой, причем по ведру, то здесь об этом речь не шла. В результате, выбраться можно только из Кузомени (либо через Варзугу, либо напрямую через Умбу), там ходит два раза в неделю автобус, но если есть денюшки, лучше договориться с машиной. Самолет же подорожал и стоит 5000 рублей за билет.

Вот такие основные трудности были в этом походе, поэтому занял он у нас не три недели, как мы предполагали, а месяц. Поэтому не удалось посетить в ходе путешествия Карелию. Поэтому часто вспоминалась нам пришедшая из сплава пословица: «Отдыхаем мы хорошо – только устаем очень!»

Но главное – цель похода достигнута – Горло Белого Моря пройдено. Повидали мощь и красоту моря, скалы на Архангельском берегу и бескрайную тундру Кольского полуострова. А еще большое количество тюленей, белух, птичек там разных, ну рыбок еще.

Ну и самое главное – жертв нет, все люди, катамаран и большинство вещей вернулись домой, в Москву, в столицу нашей Родины!

Ещё одно достижение этого путешествия, то, что походный дневник я заполнял ЕЖЕДНЕВНО. Это было очень непросто. Ну, очень трудно. Сил на это ужасно не хватало. Зато в результате, в нем не только информация (я бы даже сказал не столько информация) сколько свежие эмоции. Ведь даже на следующий день всё воспринимается по-другому. И, когда я делал свои записи, понятия не имел, что нас ждет в будущем.

Дневник похода

День 1. (Подъезд) 20.08.04

Ну что, вот мы и в походе. То есть едем в поход на поезде Москва – Архангельск. Честно говоря, до сих пор не верю, что начинается поход, что на ближайшие 3 недели мы будем в обществе природы. Сейчас на часах 19-03, стоим на большой станции после Ярославля. А едем мы уже добрых N часов, ведь выехали из Москвы мы в 12-47. Найдите, чему равно N. Как обычно при посадке не обошлось без приключений. Чуть не опоздали на поезд. Вещи надо было тащить в самый конец поезда (17 вагон). Немного поспорили с проводниками. Часть вещей по дороге загрузили в 10 вагон, а потом в 11-м вагоне втайне распихали по полкам. Короче говоря, даже толком попрощаться с родителями, которые подвезли нас до вокзала, не успели. Попрощались потом по телефону. (Провожали нас, надо сказать, как в последний путь)

Интересно, что принесет нам дорога. Что ждет нас в походе. Неизвестность. Ну вот, поезд поехал. До связи.

P.S. А народ подобрался хороший, я бы даже сказал – душевный. Команда общается во всю. И это есть – хорошо. Если девушки найдут друг с другом общий язык, то поход будет удачным. Шер шель ля фам, как говорят у нас, таджикских поэтов.

Прием… Как слышно… Едем мы, значится, в поезде и ни о чем не вздыхаем. Так как ночью перед дорогой толком поспать не удалось, а только нервы поиспортили, то глазки у нас всё более узенькие и моргаем мы всё медленнее. Я вздремнул, потом поели курочки и, не видя более сил бороться с дремою, легли в ночь. На часах 20 часов 50 минут. Срочно, срочно спать!

Попробую написать по этому поводу стихи:

В вагоне духота
- погодка еще та!
То есть жарко…
Хотел поспать с утра,
Уже поспал – Ура!
Наконец-то…
Теперь сижу на стрёме
Я в ожиданье дрёмы.

То есть, когда Не надо, так она есть, а когда надо, то ее нет! А пора бы – ведь уже 21 – 10.

Прием… Ну вот, день подошел к концу. Пишу, лежа в палатке. Только что потравили комаров, а чуть раньше почти доделали кат. Мачту ставить не стали специально, чтобы местные не сперли. А еще чуть раньше девчонки докупили в Архангельске продукты, а я, пока их ждал, поймал машину за 550 рублей до деревни Лапоминка. А потом мы организовали лагерь, много раз ели, так как Марина нашла семью с колодцем, и было много пресной воды. А еще мы пили вкусное вино, а Ленка, пока я собирал кат, разобралась с продуктами, а Марина приготовила еду.

Вот такое окончание дня. И никакого сумбура.

День 2. (Северодвинский конвой)

Не знаю, чем вся эта бодяга закончится, но сегодняшний день – это день под знаком «фиаско». Сначала ничто не предвещало беды – ночью, правда, орали чайки и местные молодые женщины. Так что лучше сказать так – день сразу не заладился, всю ночь плохо спали. Встали в 7-00 мы с Ленкой, а Марина еще раньше. Я стал доделывать кат, а девчонки готовить завтрак.

Долго собирались, но вышли, когда хотели – в максимум прилива, чтобы отлив нес нас в море. Набрали пресной воды, Марина принесла козьего молока; кат загрузили, кстати, с очень неудобного бережка, проявляя редкие качества экстремалов. Но, прежде чем выйти в море, мы поговорили с местной девочкой (лет 14-ти с грудным ребенком), у которых мы брали пресную воду, а взамен давали шоколад. Она нам сообщила интересную информацию, что эта деревня – совсем не Лапоминка. А Лапоминка находится дальше – вон вдали за поворотом виднеется.

Мысленно поругав водилу, мы тронулись в путь. Вода была за углом неспокойная. Мы шли на стакселе, и были кое-где барашки. Ветер 4 балла. Шли мы, шли, и была уже объявлена награда за увиденное море (в виде банки из-под сгущенки), как вдруг мы узнали, причалив к кусточкам недалеко от деревни, что эта собака водила не довез нас до Лапоминок около 30 километров (30000 м)!

То есть день пути потерян! К тому же вилять здесь кормою между берегов Двины при встречном 4-х балльном ветре и – это полная фигня! У берега ветер был слабее и поставили грот. Он у нас продержался минут пять. Сломался гик. Это я его делал! Видать недоделал…

Пошли на стакселе – ему гик не нужен J. Правда подтянул ванту, и скорость стала больше. Да, кстати, ветер стал 5-6 баллов. Волны – что надо! К тому же лавируем между огромных и просто больших кораблей! Атас! Когда мы обогнали сухогруз, стоящий на якоре, нас подозвал к себе флажками военный кораблик, типа ракетного катера. Когда мы подошли к нему, нас попросили дать отчет, куда мы идем, кто мы, и какого черта нас несет в штормовую погоду в море.

Сначала нам идти в море запретили L, но потом подозвали нас опять и мы, совершив пару крутых виражей, к ним подошли. Меня позвали на корабль в кают-компанию. Там долго заполняли документы, я подписал кучу бумаг (1 листок), о том, что я согласен с досмотром судна и т.п. Потом, послушав мою ужасную историю о дядьке с машиной, нас отпустили. Причем всё это время девчонки держали в 5-ти балльную качку весь их корабль у борта нашего катамарана J.

В результате нас не побили, денег не отняли, но ощущение осталось. После этого мы еще с два часика поборолись с волнами, но вскоре начался прилив, и нас стало заметно сносить. Мы решили встать у затопленного корабля на песчаном берегу, как советовали пограничники. Здесь мы пообедали, а потом решили и заночевать. Сходили с Ленкой на разведку – лес, болота непроходимые, впадает речушка. Решили взять из нее воды, когда будет отлив. Марина сходила купаться. Приготовили вино, сою, макароны – всё очень вкусно! Водичка прямо к палаткам подходит. Красота! Но в конце дня приехали погранцы, встали на якорь у нас перед носом и врубили громкую попсу! Чувствуем себя Вип персонами, хотя красоту всю попортили! Легли спать в 12-м часу. Подъем на 8-00.

День 3. (В море!)

Мы встали в 9-00, Марина в 7-00, успела искупаться. Приготовили еду, что-то вкусное. И стали собираться. Сегодня дойдем до Лапоминки или нет?! Очень хочется выйти в море. Собирались долговато. Я ещё вчера сделал новый вариант гика. Проверим. Стали выходить и пошли на гроте прямо на погранцов. А когда проходили мимо, они крикнули нам, чтобы мы к ним подошли. Мы в ответ крикнули, что уже вчера подходили. Они ответили, что сейчас пойдут военные суда. Мы, сильно ругаясь, пошли к берегу, сходили с Ленкой на разведку и вправду увидели, что идет корабль.

А то мы уже думали, что погранцы издеваются над нами. И когда корабль прошел (явно не военный), пошли дальше, причем я сказал девчонкам, чтобы они не смотрели в сторону пограничников и не слушали их назойливые голоса. Ветер балла 3,5 встречный, гик в новом виде выдержал. Дальше галсами, галсами. Встретив всё-таки настоящие военные корабли, мы прошли Лапоминку и вскоре увидели море! На нем были 1,5 метровые волны и покатушки были ещё те! Очень весело с явным экстримом дошли до Мудьюгского острова. Пристали у деревни, перекусили. Дальше пошли на веслах, так как мель, шверт цепляет. В результате, в середине острова Мудьюгский встали на стоянку. Ура! Мы вышли в море. С опозданием на 1 день, но главное – никаких вояк! Мы свободны!

Сытно поели. Допили вино. Попели песни под гитару. И легли спать. Сейчас при фонарике дописываю эту страницу в прекрасном настроении. Гасконец – наш герой! Команда отличная! В море, ура, вышли! Погода сложная, но идти можно. Вперед, друзья, вперед!

День 4. (С Мудьюгского острова на Куев мыс).

Не знаю, как умудряюсь писать эти строчки. Сил нет. Время позднее.

Сегодня мы сумели выбраться, наконец-то, с этого Мудьюгского острова. Но чего нам это стоило! Ветер 5 баллов мордевинд! Сходив за водой и прозевав начало отлива, вышли в море в 13-00. На стакселе при встречном ветре было очень хреново. Двигались туда-сюда, совсем не продвигаясь вперед. Когда нас прибило к тому же месту, где мы набирали воду, то решили тащить кат вдоль берега, идя рядом с ним по колено-пояс в воде. Все вымокли, а дело шло худо. Тогда решили бурлачить. Я и Марина шли по берегу, Ленка рулила. Так мы шли около часа. УХАЙДАКАЛИСЬ В ДЮПЕЛЬ!

Это наше с Ленкой свадебное путешествие

Дойдя до конца острова, пообедали, поставили стаксель и пошли на большую землю. Много было мелей… Затем поставили грот и дошли до мыса Куев. Уже заполночь. Господи, как это легко пишется, и как тяжело делается!!! Все вымокли, остыли, устали… На стоянке пришел рыбак, угостил рыбой. Все просто без сил. Марину укачивает на кате. Гасконец - молодец! Вот сейчас лежу в палатке, Ленуся почти спит, Марина из соседней палатки в уставшем состоянии каждые 5 минут бегает смотреть, не украл ли рыбак что-нибудь важное! Удачи всем нам…

День 5. (С Куева мыса до деревни Козлы)

После вчерашнего встали поздно. Приготовили рыбу (сварили). Слопали только половину. Вторую привязали к кату и ели в пути. Вышло вкусно. Даже слишком. Поэтому обожрались до коликов. Ещё пюре и бульончик – пища богов! Надо встать на стоянку пораньше. Пошли с ветерком хорошо. Ветер, конечно, встречный! Он уже три года как встречный! Солнце жарит. Я даже в воду влез, когда были на берегу. Шли хорошо до 20-00, когда ветер вдруг пропал. До берега километра 4 прогребли. Снова вспомнили про гальюн. У каждого при этом действе своя песня. Все её громко поют, пока человек занят. Получается очень весело.

Причалили к берегу физически уставшие – со вчерашнего всё болит, не выспались, идем без дневок. Прошли до Малых Козлов – это речка за деревней Козлы. Только пристали к берегу, как тут же рыбаки угостили нас ведром камбалы. (В качестве благодарности, сообщаю всему свету, что в названии деревни «Козлы» ударение на первый слог!) Поужинали тушенкой, до этого ели колбасы, да сало. Настроение хорошее. Через 2-3 дня будем у Горла Белого Моря. Уже постепенно к этому готовимся. Легли на спальники пузом записывать информацию в дневник в 1 час ночи. Прошли сегодня 20 километров. Это на четверочку, а четверочка – это хорошо! Спокойной ночи.

День 6. (Встреча со штормом)

Сегодня ночью был жуткий ветер. Он так выл и стонал, что мы с Ленкой поочередно, не сговариваясь, вылезали и смотрели, не удуло ли наш кат в море. У Марины сорвало верх палатки, и она немного замерзла. С утра разделали рыбу, приготовили поесть. Я сходил за водою к речке и озерцу. Это жуткое, вонючее место. Надеюсь, эту воду скоро заменим другой, и пить ее не придется. Все немного нервничали во время сборов. Сказывается накопившая усталость. Нужна дневка, но по графику мы и так опаздываем, так что надо терпеть.

Дул легкий встречный ветерок, и я подумал, что может быть придется идти на веслах. От этой мысли мне стало совсем дурно. Вышли в море в 12-35. Поймали ветерок, местами даже сильный. Шли под стакселем и иногда под гротом, в зависимости от силы ветра. Когда обошли мыс с маяком, стали появляться длинные морские волны до 1,5 метров высотой. Очень прикольно было по ним ездить.

Но ветер постепенно усиливался, и волны становились всё больше. Они дошли до 2,5–3 метров высоту! Причем гребни то и дело обрушивались белой пеной. Уже давно шли на стакселе при встречном ветре. ДжиПиЭс показывает при встречных волнах 5 км/ч. При этих волнах уже невозможно смотреть в карту – сразу укачивает. Рулил я. Все отказались. И правильно сделали! Я бы тоже отказался! Но когда стали подходить к следующему большому мысу, ситуация стала выходить из-под контроля.

Ветер настолько усилился, что я понял, что стаксель долго не выдержит, да и волны стали громоздиться и вид имели ужасающий! Я решил повернуть к берегу. И мы помчались на попутных ветре и волнах, которые так казались менее опасными. При этом нас не очень сильно снесло обратно. Максимум на пол километра. Мы, конечно, рады, что целы остались, но прошли по ДжиПиЭске всего 15 километров. Но теперь могу точно сказать, что даже если мы не пройдем маршрут, не пересечем Горло Белого Моря – всё равно поход удался! Теперь я точно могу сказать: «Плавали – знаем!». Вот оно! Белое море - красивое и могучее!

Стояночка хорошая. Попили какао, с супом. Сейчас будем есть жареную рыбу (когда девчонки ее пожарят). Хорошая у меня команда! С такими в огонь и в воду! Было страшно, но вели себя молодцом! Скоро там рыба будет готова?

День 7. (Опять шторм)

Сегодня встали в 8-00. Собрались и в 11-30 пошли бичевой до родника тянуть кат, чтобы запастись водою. Плохую воду вылили, исправили на хорошую. Затем пошли в море – оно стало чуть поспокойнее, чем вчера. Лена стала рулить. Это отважный шаг. Ведь волны под 3 метра, ветер то встречный, то неожиданно боковой. А надо носом встретить волну, чтобы не кильнуло. Я взял весло в руки – так спокойнее – если уваливаемся, то могу подправить. Иногда ветер совсем стихает, тогда мы с Мариной беремся за весла, чтобы была скорость. Один раз встретили 3-х метровую волну бортом. Я вспомнил из сплава подтяг, чтобы уменьшить вероятность переворота. И так мы дошли до полосы, где началась та же фигня, что и вчера (жуткое месево из волн и ветер баллов 9).

К тому же слетела резинка со шверта в ходе качки, и я вынужден был веслом держать шверт в вертикальном положении. Мы причалили к берегу. Время 14-00. У берега была длинная линия прибоя, где ветра не было, и волны были низкие. Там мы и погребли, задрав шверты и убрав паруса. Но больше километра погрести не удалось. Мы вышли из-за горки, и сильный встречный ветер совсем остановил гребцов, и мы причалили к берегу. Решили тащить бичевой. Ленка за руль – остальные на веревку. Но берег стал неровным, каменистым, и, честно сказать, ветер был гораздо сильнее нас. И мы бросили это дело. Я сказал делать обед и ждать погоды. Но волны так кидали наш кат, и я так торопился привязать его к дереву, что упал на камнях и содрал на ноге кожу площадью 10 на 7 сантиметров. Глупо. Ленка стала оказывать «последнюю помощь пострадавшему», но кровь никак не хотела останавливаться. В результате халявил всю подготовку к обеду – сидел, задрав ногу.

Когда поели, а погода не улучшилась, решили поставить палатки – лечь спать (было 5 часов вечера), а ночью, если стихнет, пойти дальше. Если не стихнет, то будем ждать. Честно скажу, меня беспокоит одна мысль, может быть здесь всегда такая погода?! Но в этом случае в отчетах Гуськова и Протаса об этом бы говорилось. Надо ждать… Место, правда, мягко говоря интересное!

От воды до отвесной скалы 4,5 метра. Ровно кат помещается. Везде камни, дров мало. Кусты на скале. В общем, думаю сегодня мы никуда не пойдем, а завтра, может дневку придется делать. В этом есть свой плюс. А маршрут можно скорректировать. Главное на море. Еще на каком море! В шестом походе выходим в море (3 сплавных, 3 парусных). Первый раз вижу такую мощь. Первый раз - такие покатушки. Я рад. А маршрут не всегда можно пройти, не при любой погоде. Я думаю, Вы со мной согласны. По крайней мере не будете сильно упрекать.

День 8. (Дневка с починкой капитана)

Ночью Марина устроила шухер. Что вода близко к палаткам. Подумаешь в 1,5 метрах. Встали в 8-00. Посмотрел на погоду – можно было бы идти. Посмотрел на людей - и решил делать дневку. Тяжело, нервы на пределе. Все оказались рады. Даже Марина, постоянно влекущая нас вперед, несмотря на погоду. Надо, главное, за сегодняшний день вылечить меня. Тогда дело пойдет. Ночью кровь продолжала идти, и я согласился на зеленку.


Лагерь между скалами и морем.

Приготовился орать. Сняли повязку, а рана уже почти зажила. Во как! Так что посыпали стрептоцитом, и стал прыгать, как зайчик в период гона.

И стали мы культурно отдыхать. Сначала поспали – до обеда. Потом пошли в горки лазить. Марина направо, а мы налево – она ходит быстрее нас. Залезли мы с Ленусей на какую-то глиняную «живую» гору. Еле обратно слезли. Сходили, посмотрели дальний мыс – что там за ним. А за ним – следующий! И жуткие волны! Как говорит Марина – «МЯСО».

Долго шли обратно. Славно погуляли. Как раз, чтобы готовить ужин. Марина в это время устроила чистку и химчистку. Под конец дня подклеил потертость на катамаране. У нас с ним, у обоих, потертости: у него - на левом баллоне, у меня – на левой ноге. Отбой сегодня в 22-00, подъем в 6-00. Как хочется отсюда уйти дальше. Дальше следующего мыса. Но уверенности в этом нет. Психологическая ситуация в команде сложная. Настроение у народа волнами – то отличное, то подавленное. Но, надеюсь, всё будет в порядке. Главное, чтобы погода была! На этих словах – пока.

День 9. (За Вепревский мыс)

Лежу сейчас пьяный в полутемной палатке и, собрав силы, пишу эти строки. День прошел, на мой взгляд, хорошо. Встали рано в 6-30. Собирались шустро и в 9-20 вышли в море. Пока море спокойное. По моим подсчетам до 13-00 должно быть без бурь. Ветер сильный, разумеется встречный. Везде барашки. Идем под стакселем. Шли около часа, но не прошли ничего – течение нас сносило, и мы продвинулись на 500 метров. Взялись за весла, и пошли близехонько к берегу. Так ветер меньше сдувает, течение меньше сносит, виден результат. Так мы догребли до мыса. Ура! Куда и причалили. На мысу нашли мою капитанскую кепку, которую я здесь потерял во время вчерашней прогулки. Там пообедали. Цитата дня: «Сидим на мысу – жуем колбасу!» Дальше идти нет сил и возможностей. Надо ждать отлив. Поговорили с местными метеорологами. Они в шоке от вида моей раны на ноге. Мы увидели, как кораблик подходит к местному причалу, то есть можно отсюда слинять в Архангельск.

Узнали важную информацию: здесь, оказывается, погода не всегда такая. Просто сейчас антициклон. Уже две недели как стоит и еще неделю, наверное, простоит. В любом случае эта новость меня обрадовала.

С началом отлива пошли под парусами. Идти холодно. Уронили в воду весло. С полчаса его спасали. Таки спасли! Продрогшие и промокшие, дошли до следующего мыса. Там встали. Прошли километров 14, но все равно молодцы! Чтобы укрепить организм, выпили по глотку водочки. Я и до этого плохо по камням ходил, а теперь – беда. Вот так прошел день. Хорошо, что слиняли с той стоянки. Мы молодцы! Все молодцы!

Северные пирамиды

День 10. (Именинно-тучная дневка)

Встали сегодня мы в 11-00. Выходить по расчетам должны в были часов в 16-00 – отлив, без штормов и всё такое. С утра штормить. Волны большие, ветер встречный. Хорошая собака – хозяина не выпустит. Погода разгулялась не на шутку. Вдали шел корабль и кораблик. Так их с такой силой колбасило – почти целиком заливало сверху водой. Качало их по страшному. Ждем улучшения погоды. Ходим по берегу пока. Одно но- нет здесь воды. Второе но – до палатки почти что доходит вода – дальше идет гора. Третье но – погода все хлеще.

Сидим, можно сказать, на чемоданах – только палатка стоит. Во время обеда отметили Маринины именины – съели кусок вафельного торта. Хорошо пошло после плова… Поиграли в кости. Вечером отлив начался в 21-00. Упс. Уже готовы были всё бросать и идти в море, поскольку ветер стал ослабевать. Но увидели огромную тучу, идущую на нас. Похоже на циклон. Хотя давление – на месте стоит. Короче, идти не стали, а плотно подготовились к дождю. И как следует отметили день рождения Марины. Хорошо поболтали у костра. Было темно из-за тучи. И легли спать. Море гремит, ветер холодный. В палатке прохлада и сквознячок. Дует с земли. Спокойной ночи.

День 11. (Штормовая дневка)

Сегодня встали, скушали омлет. Посмотрели на погоду – и пошли за водой в разные стороны. Стоять мы тут можем еще долго, а воды рядом нет. Буквально в 60 метрах от лагеря нашли ручеек с мутной водой. Пошли дальше, дошли до мыса, увидели пляжик, раненого альбатроса и пересохшую речку. Вернулись в лагерь. Марина нашла воду, но на какой-то непреступной скале, откуда она еле слезла.

Я стал окультуривать ближайший ручеек – построил 2 плотины и 2 водохранилища. Но вода течет медленно и ей нужно время (года 2), чтобы смыть всю муть. Но я не поленился, забрался в травку повыше и увидел уже готовое озерко 20 на 80 сантиметров с питьевой водой. Пообедали и легли спать. Встали, поужинали, при этом приготовили и съели морскую капусту. С майонезом даже ничего. В виде салата. Решили у моря погоды больше не ждать и завтра идти в ночь. Хотя сегодня ночью было на берегу ТАК холодно, что бедные мы завтра будем в море. Наметили поздний подъем, чтобы пообедать в 19-00. Попели песни у костра. Поболтали. Погрелись у костра, померзли у воды. Ложимся спать.

День 12 (Подготовка к ночному переходу).

Время близится к обеду. После обеда будем сматывать отсюда. Погода средняя. Всё море в барашках, ветер встречный. Волны не очень большие. Холод от ветра жуткий. Спасаемся в палатке. На нас куча одежды – включая зимние шапки, варежки, шубки…шевелиться тяжело, а все равно холодно. На сегодня план был такой: встать поздно, часов в 12-00 (выполнено), позавтракать в 13-00 (выполнено), собраться, пополнить запас воды (выполнено), завхозу проверить все продукты (сейчас сидит и проверяет), мне - проверить кат (сейчас всё брошу и пойду), пообедать, укутаться до носа в вещи, и с началом отлива уйти отседа. Вот так. До связи. Прием.

День 13 (Ночной переход в Рай)

Товарищи! Сегодняшний день – это чего-то особенного. Начался он, когда было трудно сказать, окончание ли это вчерашнего дня или начало сегодняшнего. Мы вышли в море ночью. Было холодно. Очень. Потом зашло солнце, и стало еще холоднее. Ветер был встречный неясной силы иногда с барашками, так что шли на стакселе. Петляли мы довольно долго, часа три, пока не увидели, что нас стало сносить встречным течением.

По расчетам еще три часа должен быть отлив, и тут на тебе! Пошли курсом на берег и встали недалеко от избы. Встали в 1 час ночи. Место плохое. Решили дождаться 6-00 утра и идти дальше. Всем хочется спать. Пока делали ужин и т.п., прошло пара часов. Потом немного попытались поспать на катамаране, стоящем на мели. Но сильно дуло, и уснуть не смогли. И холодно было, повторюсь, очень, очень. В 6 - 00 стали выходить и вдруг смотрим, а ветер попутный, то есть боковой. Первый раз за весь поход. Поставили все паруса и пошли! Скорость – просто вау! По ДжиПиЭске максимальная скорость вышла 9,9 км/ч. Это наша рекордная скорость на сильно загруженном кате.

Конечно, нам помогало течение, но факт остается фактом. Мигом долетели до мыса, а там ветер уже опять встречный. Солнышко стало слепить и чуть-чуть греть. Но холод – это ужас! Мой женский батальон по очереди, а потом вместе заснул. И я рулил под их мерное сопение. Чуть позже увидели деревню Нижняя Золотица, поняли, что до прилива ее не обойти и встали в 2 километрах до нее.

Место сказочное: большой песочный пляж, дрова, ручеек, сзади – зеленый холм, как в Швейцарии. В общем – стоим! Поставили палатки, и девчонки пошли готовить еду, а я лег и уснул. Когда проснулся, то услышал, что Ленка собирает Марину в деревню за продуктами. Я спросонья попросил мне батончик «Марса» и дать телеграмму родителям (очень они за нас волнуются). В течение пяти (5)часов Марина была в деревне. Купила столько всего! Картошку, капусту, лук, чеснок, огурцы, помидоры, яблоки, свежий хлеб, свежее молоко, сардельки и мне «Марс»!!! Дала телеграмму! В общем, молодец! Ленка сделала вкусный ужин. Мы все просто счастливы. Стоянка отличная, вперед двинулись, погода теплая, продуктов – море, и всё вкусное. Дали телеграмму. Такое появилось ощущение, что поход начинаем с чистого листа.

Готовы еще долго идти. Хотя, должен сказать, начал скучать по дому, по черепахе и родным. В конце дня, в довершение всего, Марина принесла грибов из леса! Я придумал, как играть в городки и чуть-чуть поиграли, пока не устали. Ощущение полного счастья! Кстати, в деревне все о нас знают: «Вы с той яхты, которая с утра пришла?» Между прочим, вчера был завоз продуктов в магазин, и если бы мы пришли сюда раньше – фиг чего бы получили! Так что мораль такая: «Всему свое время – всему свой черед!» Завтра будем выходить с вечерним отливом в 18-00, так что можно будет погулять по стоянке. Здесь классно! До новых встреч!

День 14. (Ночной переход из Рая к птичьему берегу)

В этом райском местечке продрыхли мы до 12 часов, все, включая Марину. Встали, вкусно поели, погуляли, помылись, в общем, вели себя, как на дневке. Марина, придя из очередной прогулки, принесла две вещи: 1. соленую семгу кусочками (угостил рыбак), 2. информацию, как определить прилив или отлив. Вы будете смеяться – надо бросить палочку и смотреть, куда она плывет. Как это не пришло мне в голову? Сразу заметили, что максимум воды, совсем не означает, что скоро будет отлив. И это, в принципе, легко объяснить. Но не здесь, не в дневнике.

Короче говоря, загулявшись в этом божественном месте, опоздали выйти в 18-00. И даже в 19-00. А вышли в 19-20. Полный штиль. Пошли на веслах. Чувствуется помощь течения. И гребли мы, гребли… Увидели много тюленей и белух. И снова гребли. Но в этот раз грести было легче, чем раньше – привыкли что ли? Догребли мы до 24-00. Как и хотели по плану (должен был начаться отлив). Но задул ветерок, и мы, не переставая грести, против слабого встречного течения делали 4,5 – 5 км/ч.

Тут была забавная картина: представьте себе, закат, бескрайнее море… И тут с берега, который километрах в 2-х, доносится голос, так тихонько, тихонько: «Приворачивай… приворачивай на уху!» Это был кадр, конечно!.. Но мы приворачивать не стали. Не было на это времени. По дороге встретили огромную стаю маленьких медузок. Они упорно плыли на юг. …Так мы прогребли до 2-40, когда мы уперлись в пляжик с птичьим базаром. Покушали вкусный суп и пошли спать. Марина обнаружила здесь озерцо. Отмахали сегодня 25 километров по ДжиПиЭске. Это очень хорошо! Меньше 20 километров до Инцов – перевалочного пункта на Кольский полуостров.

Сейчас на часах 4-00. Начинает светать, и просыпаются птицы. Боюсь, устроят они нам веселую ночку. Все сегодня молодцы! Марина гребла бессменно! Ленка гребла сильнее всех! Я - лучший руководитель! У меня замечательный бабский батальон! До встречи.

День 15. (Неожиданное решение)

Сейчас 15-45 … в 18-00 выходим. Сегодня пересечем Горло Белого Моря. До того берега 53 километра. На море штиль со слабым встречным ветром. Если что-то не заладится - повернем на Инцы. Надеюсь, эта запись в дневнике не будет последней. И даже предпоследней…

День 16. (Переход Горла Белого моря)

Пока еще жива Гасконь! Мы сделали это! Перешли Горло Белого Моря! И сейчас пишу эти строки на Кольском полуострове недалеко от мыса Пулоньга. Мы просто молодцы. Бесстрашный рулевой, помощник капитана Ленуся, бесстрастный матрос Марина, хитроумный капитан и штурман Лёша и неудержимый, отважный и надежный катамаран «Гасконец»! Пересекли Горло Белого моря одним катамараном, без мотора, ночью, при встречном ветре! Слава нам! Слава!

Как это было. Это было не просто. Честно говоря, я не хотел бы туда опять соваться. По крайней мере, в ближайшие два дня.

Вышли мы в 18-20. На море штиль. На небе облака, слышны раскаты (от самолетов). Я сильно волнуюсь, но вида не подаю. Отсюда до мыса Пу - 53 км. Начали идти на веслах. Прогребли часик. Потом появился ветерок. Сначала боковой, потом встречный. Балла 2. Шли по ДжиПиЭске и компасу, но он что-то заедал, и стали брать курс на облака. Так мы шли, пока не село солнце. Стало холодно. Потом Очень холодно. Ветер усилился до 3-х баллов, левый крутой бейдевинд.

Тут начало показывать себя течение. Мы шли левым галсом, и течение (отлив) вместе с ветром тащили нас направо. Нас снесло очень прилично – километров на 20 направо (Схема 1).

Чтобы компенсировать снос, я решил сменить галс. Было на часах тогда 23-00. Повернув налево, поймали ветер и пошли визуально со скоростью где-то 6 км/ч. Но когда я посмотрел на ДжиПиЭс, то меня чуть «Кондратия» не схватила: по прибору мы шли четко направо со скоростью 7,5 км/ч, не приближая ни к одному берегу (Схема 2).

Я подумал, что плохо в темноте сориентировался, поскольку берега уже давно скрылись за горизонтом, а ориентироваться по облакам – штука ненадежная.

Но вскоре понял, что это здесь течение такое – полностью компенсирует нашу скорость, да еще 7,5 км/ч назад нас несет. Причем, когда я стал рыскать и менять угол движения катамарана, то увидел, что направление не меняется (в сторону Баренцева моря), но немного снижается скорость, которая нас несет назад. Сразу пришла мысль, что очень нехорошо, что мы не приближаемся к берегу. Ведь в этом случае 6 часов нас будет тащить течение в одну сторону (отлив), а потом 6 часов в другую (прилив).

То есть мы попадем в ловушку, из которой будет тяжело выбраться. Но выход нашелся сам собой. Я не хотел пугать народ, поэтому никому ничего не сказал - всё это длилось не более минуты. Вдруг проснулась Марина, она на катамаране любит вздремнуть. Проснулась и говорит: «Мы не туда идем! Закат был от меня справа! Верните мне закат справа, а то мы сейчас идем в обратную сторону!» Чтобы не вносить панику на борт, я решил – поверну, как раньше шли, а сам подумаю, как быть дальше (благо секунды дела не решали). Когда повернул, как было раньше, увидел, что мы, идя направо левым галсом, по чуть-чуть приближаемся к берегу. А через несколько минут ветер усилился около 4 баллов, и удалось повести кат прямо на север. Единственное – до того берега было километров 46, а до ближайшего мыса Пу уже 35 километров.

Вроде бы всё наладилось, но я понял силу и опасность этих течений. Отдал румпель Ленке. Сам уткнулся в ДжиПиЭс. В 24-00 начался прилив. При этом на черной воде Белого моря стали появляться водовороты и поганки (это такие бугры на воде, вызванные вертикальным вращением воды). Но мы из сплава знали, что для каяка – всё это опасно, а для катамарана – нет. Но выглядело это зловеще. К тому же шли ночью, а ночью – всё кажется страшнее.

Идем дальше! Холод страшный! Оделись, как капусты. Укрылись по пояс полиэтиленом. Теплее, но все равно холодно. Тут я подумал, что пора бы подкрепиться и попросил Ленку, нашего завхоза и кока, достать положенный хавчик. Ленка влезла с головой под полиэтилен, и нет её минуту, две, почти три… Я говорю: «Эй, ты что - уснула?». А она отвечает: «Не уснула! Просто здесь ТАК тепло и классно!!!!!» Короче говоря, через минуту мы сидели все под полиэтиленом с головой, сквозь него смотрели на облака, куда идти. Это был просто кайф! Марина сразу уснула. Ленка рулила. Я с ДжиПиЭской командовал, куда держать общий курс. И летели мы с ветерком.

В дырку для румпеля, между полиэтиленом и катом, видно, как вода за кормой бурлит, оставляя на черной воде белую пену.

(Мы с Ленусей недавно поженились – в апреле. И это – наше свадебное путешествие. Я горжусь ею! Она отважный, добрый и веселый человек. Мы с нею и познакомились в походе. И вот сейчас румпель, катамаран и наши жизни в её руках! Если ветер сильнее – приводись к нему, чтобы не порвались ванты, чтобы не сломалась мачта, чтобы не остались мы здесь навсегда в этом холодном море! Рули, рули, моя женушка! А я скажу – куда…)

Видок у нас, конечно, был еще тот! Сидим, полулежа под полиэтиленом, волосы взъерошены, глаза – с полтинник. Вглядываемся через затуманенный полиэтилен на облака, по которым курс держим. В 3-00 стало выходить солнышко. Стало чуть теплее. Вылезли мы с Ленусей из-под полиэтилена (Марина спала). Прошли еще минут пять и вдруг звонкий Ленкин крик «Земля!» разнесся над морем. Далеко – далеко, но уже так близко, километров в 17, показалась темная полоска, не похожая на облака. Это было счастье! Появилось ощущение, что с нами уже ничего не может случиться, что мы уже практически на Кольском берегу.

Через два часа, когда на берегу были видны пляжики, проснулась Марина и спросонья спрашивает: «Ну что, какие-нибудь изменения есть?» Мы с Ленкой, заранее сговорившись, отвечаем: «Да нет, всё по-прежнему». Марина поворачивает голову, глаза у нее расширяются, она несколько раз протирает их руками и говорит: «А вот земля!» При этих словах ветер окончательно скис, и мы навалились на весла. Но сегодня это были не весла – это были крылья!!! За час дошли до берега. До Кольского полуострова! На часах 6 – 00. Причалив, по-взрослому пожали друг другу руки, и поздравили с этим переходом.

Нелегко он дался, честно скажу. Лично мне было страшно и не раз. Девчонкам, по их словам, страшно не было – вид у меня был уверенный, и они чувствовали, что я знаю, что надо делать. Ай, да команда! Ай, да капитан! Ай, да катамаран «Гасконец»! Сейчас будет в 10 – 00 праздничный ужин с отмечалками перехода. Причешусь и пойду есть салат овощной с водкой.

День 17. (от мыса Пулоньга до деревни Пялицы)

Встали мы в 9-00, чтобы выйти в 12-00. Была большая отливная зона – метров 100. Но, когда собрались, кинули палочку – течение налево. А нам надо направо, ясное дело. В 12 – 10 вышли, шли на веслах. Ветер встречный! Через 2 часа 40 минут остановились на пляжике, переждать течение. Съели воблу с орехами. Вышли в 16-00 с попутным течением. Скорость выше, но не бог весть какая. Так чапали, иногда гребя часами, до тех пор, пока нас течение не унесло в открытое море (шутка). …не стало сносить в рыбацкие сети на берегу. Мы дошли до деревушки Пялицы и встали до нее. У рыбака узнали, что здесь никаких путей нет. Есть лишь в Кузомени. Прошли сегодня 25 километров. Осталось еще 120 километров. У нас еще неделя пути. Сколько может быть встречный ветер? Доколе!?

День 18 (Рекордный заплыв)

Сегодня был установлен рекорд дальности перехода!

Произошло это так. Этой ночью плохо выспались – шуршали какие-то зверушки, и мы с Ленкой ходили их пугать. Наутро увидели, что дует сильнейший ветер. Конечно же встречный. Баллов 5-6. Всё море бело. Но волн больших не видно. Сходили в деревню за водой, поели, подождали 16-00. И собрали совет стаи. Каждого спросил мнение - идти или не идти. Каждый высказал свое мнение в целом следующее: время поджимает – надо идти, хоть немножко, но пройти; однако, однако, если пойдем, то сил потратим много, а толку будет чуть-чуть (грот ведь ставить нельзя).

В результате, выслушав всех, я сказал: «Кхе, кхе, идем!» Дождались отсутствия течения и стали загружать кат. Его при этом так било прибойной волной, что пришлось мне держать кат за веревки, а Марина подавала вещи Ленке, которая распихивала их в катамаран. Перед выходом, из-за сильного ветра, стаксель я привязал пониже, чтобы его не порвало ветром (в клочья, в клочья). И, когда мы оттолкнулись и поехали, я понял, что нас сдувает в обратную сторону. Решил причалить к берегу и перевязать стаксель повыше. Пока причаливал, прибойная волна несколько раз окатила девчонок в кате водой, намочив сухие вещи. Еще к тому же свернула перо руля (это легко исправить). Но я посмотрел на погоду, на воду, на людей и сказал: «Кхе, кхе, все на берег – разгружаемся!» Все восприняли мое решение на Ура! Много было бы мучений и мало результата. Лучше сегодня отдохнуть. Зато не будет разговоров. Зря, мол, не пошли, может, стоило пойти и т.п. Попробовали – не вышло – совесть чиста.

Так был поставлен рекорд дальности перехода – 100 метров в обратную сторону! Самый короткий переход. А чем не рекорд? Разбили лагерь в новом месте. Рыбаки из деревни этому очень удивились. Наверное, решили, что это нас прикалывает, каждый день палатки перетаскивать с места на место.

Потом мы сходили погулять. Марина нашла воду, помылась. Мы пока искали воду, на нас напали альбатросы, до этого сидевшие очень странно на столбах. Много болтали о наших творческих делах: о театре, о песнях и т.д. Потом ужин. И вот сейчас я залез в теплый спальник и надеюсь, мне перестанет дуть в спину. До новых встреч.

День 19 (С ветерком до Чапомы)

Пришла беда, откуда не ждали. Ночью пошел дождь. Я всегда говорил: «Нет большего экстрима в походе, чем дождь». И, хотя ночью мы встали, и Ленка повесила полиэтилен, он оказался меньше, чем надо, и нас подтопило. Марину тоже подтопило. Встали – погода жуть. Всё небо – большая туча. Идет дождь. Но ветер попутный! Я разжег костер. Честно говоря, это было маленькое чудо. Пучок сырой бересты, абсолютно мокрые дрова и на тебе – огонь.

Тут, я неожиданно вспомнил, что у меня 20-ти летний походный стаж. (Мне 26, начал ходить в походы в 6 лет). Собирались долго- искали сухие вещи вычерпывали воду из палатки. Когда стали выходить, дождь прекратился. На море попутный ветер баллов 6. Когда вышли, стали держаться вдоль берега, ветер мог повредить стаксель, а ветер отвальный – не выгребем если что. Шли быстро. В 16-00 стало попутное течение, а вышли мы в 17-00. Скорость была до 9 км/ч. Долго обходили мыс. Волны атаковали сзади. Было очень холодно – ноги замочили, когда выходили в море. Пока шли устали. Но дошли до Чапомы. Это значит, 35 километров прошли.

Встали за деревней километров в 2-х. Место странное – местность с элементами свалки. Настроение в команде среднее. Появилась мысль, что пора заканчивать поход. Мы как в гору поднимались к Горлу Белого моря. Вершина пройдена, теперь спуск вниз. Он не принесет славы, но он необходим. Мы уже на полпути домой. Хотим завтра отправить телеграмму в Москву. До завтра.

День 20. (Магазинно-почтовая дневка у Чапомы)

Сегодня вышла дневка. Мы с Ленкой с утра пошли в деревню. Там мы ринулись на почту, успели к часу (почта работала до 13-00). В деревне не видно было ни одного человека, только куча собак. Но когда мы пришли на почту, сразу по одной стали приходить местные женщины. Наверное, полюбоваться моей красотой J. В смысле на москвичей посмотреть. Удалось не только отправить телеграмму, но поговорить с мамой. Она очень волнуется за нас и была безумно рада звонку. Я, честно говоря, тоже почему-то волновался, как они там в столице, и мы были очень рады. Узнали, что магазин работает с 15-00, а к этому времени Марина в лагере умрет с голоду. И мы побежали обратно. Кстати, идти тяжело - по глубокому песку около часа. Придя в лагерь и посмотрев на погоду – солнце, ветер встречный и сильный, решили делать дневку. Полноценную. Это 1-ая дневка на Терском берегу, ведь дневка, это не когда не проходишь расстояние, а когда не собираешь лагерь. То есть отдыхаем. Марина сходила в магазин и принесла много всего вкусного. Настроение в команде хорошее. Вечером я почувствовал, что давление падает и попросил Марину доложить обстановку по давлению. Она проверила – действительно, давление уменьшилось на 2 мм. Тут же поползла огромная туча. Я сказал приготовить лагерь к дождю. Туча нас накрыла, дождя пока нет, наверное будет ночью. Мы хорошо подготовились. Но если подготовились отлично, то дождя не будет. Посмотрим. Завтра выходим в 16-00. Если что не так, то пойдем ночью в 4-00. До завтра.

День 21. (Гребля под дождем)

С трудом помню, как начинался сегодняшний день. Встали мы, хорошо выспавшись, в 12-00. Дождя не было. В 16-00 наметили выход. Успели поесть 2 раза. Второй раз при собранных вещах. В ходе сборов к нам прибежал барбос. Ленка скормила ему хлеб, и он остался с нами… до отплытия в 16-30. И пошли чесать… Сначала до мыса на веслах. Ветер и течение встречные. Час болтались около мыса. Несколько раз нас накрывал дождь. Один раз очень сильный. Непромоканцы порвались у меня и у Ленки, стыдно сказать в каком месте. Поэтому нас подмочило. Так, в целом, мы были сухие.

Тюлени обнаглели. Плавают в полный рост, как селедки на сковородке. А ветер все время слабый встречный, и мы гребем. И догребли мы до 21-30. Прошли около 20 км. Монстры! Пристали в полной темноте за мысом с множеством птиц. Съели пюре и чай, сою и хлеб, да еще печенье. Всё благодаря термосам. Палатки поставили без дождя и завалились спать. Сейчас мне худо – всё болит: спина, руки, ноги, лопатка чешется. Когда же будет попутный ветер? Наверное уже был. До завтра.

День 22. (Дождь и неожиданное спасение)

Сегодня мы проснулись и видим, дождь есть, а ветер попутный. Попутное течение должно появиться в 20-00, но т.к. ветер попутный, решили выйти пораньше. Марина наварила грибы, Ленка сделала завтрак и обед, а я, по мере своих сил, помогал все это кушать. Стоянка уже кажется хорошей. И этот овраг с обрывом не такой уж и страшный, как казалось с вечера. Стали выходить на веслах и вдруг, ать потять, румпелем рулю, а руль не поворачивается. Я командую - к берегу, но было уже поздно (шутка). Мы подошли к берегу, и оказалось, что винт на баллере сломался. Через 10 минут я все починил, и мы всё-таки вышли в море. Шли мы ничего себе – 4 км/ч.

Дождь постоянно идет. Ветер постоянно слабеет.В дыру непромоканца течет вода. В общем, мокры мы были весьма. Все-таки большую часть дня прошли под парусом, только в конце погребли. Уже темно – ночь и туча. Около часа ночи. Берега плохо видны. Подходишь ближе – непреступные стены, и вода о них шмяк! Мы оттуда дёру к следующем бережку, а там - тоже самое. Тут видим, на мысу избушка стоит, значит есть подход с воды. Подходим ближе – опять волны обрушиваются, и ни фигашеньки не видно. Подошли, выскочили, нас волнушками толкнуло. Руль сразу свернуло.

Мы посмотрели на берег и ужаснулись. Водоросли, камни огромные, ветер жуткий, дождь льет как из ведра. Ночь – всё плохо видно. Мы подошли к маленькой избушке. Фонариком посветили – там дверцы были открыты, а внутри стоят носилки, весы. И внутри - сухо и тепло. Короче, влезли мы в избушку. Влезли, вещи втащили. Стали воду в кружке кипятить, а пока что пить водку за хорошую погоду, за хорошую компанию, за то, что мы настоящие молодцы! В конце дня, поразмыслив, поставили в избушке палатку, поскольку дуло по низу. Одели сухие вещи и улеглись спать. Вот так.

День 23. (Домик с духами)

Проснулись – темно. Вышли из избы – светло. Уже 12-00. Солнце светит, ветер попутный 5 баллов, дождя нет. Вынесли всё на просушку. Сушились и готовили еду, пока не пошел дождь. Сейчас всё собрали в домике, сами сидим в палатке, чешем репу. Но чесать мало – надо идти. Видно вдали деревню Чаваньга, от неё 2-3 дня ходу до деревни Кузомень – нашей конечной точки. Спасибо тому, кто оставил избу открытой. До связи.

Прием. Вот день и подошел к концу. Не обошлось без прикола. С утра было солнце и попутный ветер, а мы никуда не пошли. Вот такие мы непредсказуемые. Просто решили немного поменять график, чтобы идти не ночью, а утром. Вчера так жутко было причаливать. Сейчас без 20 12-ть. Темно и домики похожи на какую-то жуткую сказку. Жутко здесь ночью. Кажется, что под скрипучими половицами лежит кто-то, закопанный в землю. Сейчас пойдем в домик спать.

Марина сразу в двух домиках

Зажжем свечи, может будет не так страшно. Хотим поймать поскорее машину и домой. А то уже пора. Кат стал часто ломаться. Сейчас немного подклеил свистящую дырочку. Он тоже устал. Счастливых нам снов. И удачного завтра дня.

День 24. (Деревня Большие Рвачи)

Начну с того, что этот день пятница тринадцатое. Проснулись в домике. Я встал последним. Не покидало ощущение, что я сплю в огромном бревенчатом гробу. Снился кошмар. А погода наладилась. Из-за вечернего вчерашнего приготовления блинов не видать нам сегодня попутного течения (встали поздновато). Я нервничал – дыру заклеить толком не удалось, уж очень она в неудобном месте, и со свистом выходит ветерок. Вышли в море в 12-00. Шли на веслах. Бодро так гребли. Появился ветер, и в 14-00 мы подошли к деревне Чаваньга. Пошли с Мариной на разведку обстановки с машиной. Встретили жену водителя. Договорились в 17-00 подойти еще раз, когда он вернется с работы. До этого времени поели в лагере. И когда, наконец, мы с ним встретились, вышел следующий диалог.

Мы – за сколько до Кузомени довезете? (до туда 50 километров)

Он – десять.

Мы – десять чего? (я подумал долларов, Марина подумала рублей за километр)

Он – десять тысяч рублей.

Вот такой анекдот. Причем, он еще долго удивлялся, почему мы не согласились. Мы, честно говоря, были в шоке. Тут же деревня Чаваньга была переименована в Большие Рвачи. По-правде, мы были расстроены. Думали закончить маршрут – всем пора на работу. У Ленки работа уже началась, по этому поводу мы уже отправили телеграмму из Чапомы. В дальнейшей дороге был дождь и обычное наше занятие – гребля при встречном течении. Стоянку выбрали в полутьме и долго по скользким камням таскали вещи на берег.

Настроение у всех неоднозначное: с одной стороны, думали, что уже будет антистапель, а с другой стороны эти 10000 рублей толкают нас вперед. Мы как команда Одиссея блуждаем в море, а обратно вернуться никак не можем. Осталось 36 километров. Вроде, один переход. Но эти течения, которые непонятны. Этот ветер, который либо встречный слабый, либо встречный слишком сильный. В общем, всё идет к 3-м дням пути. Отдельное спасибо избушке, её владельцу и духам, обитающим в ней, за приют в непогоду. За напоминание о доме.

День 25. (Последний переход - «наплевав на течение»!)

Ночью замерзли дико! Чуть не околели. До восхода солнца не могли уснуть. Как я и говорил, раз вечер холодный, то днем будет тепло. Не выспались, проспали, на попутное течение успели лишь на последние 2 часа. Собрались быстро и вышли в 13-00. И тут сразу же подарочек свыше. Пол неба солнце и голубое небо. Пол – туча почти без дождя. Но, главное, с ветром. Отвальным, правым бейдевиндом. Ветер был до 5 баллов. Но мы шли на всех парусах! При усилении – приводились. Шкоту и пузикфал ослабили, чтобы уменьшить нагрузку.

И летели мы весь день наплевав на течения! Дайте, ещё раз скажу: «Наплевав на течения!» Как они меня достали! Зарекаюсь ходить в эту часть Белого моря. Нормально не походишь. В прошлом году 70 км в день проходили. В этом году горло 60 км прошли. А тут по 10-15 километров и уже довольны. Но сейчас всё не так! Ветер о-го-го! И мы о-го-го! Единственное, травит левый задний. Но я на него посматриваю. Вроде ничего. В крайнем случае, на ходу подкачаем – опыт есть.

Короче, под этим ветром обошли мы все мели стороной и увидели Устье Варзуги и в 22-00 причалили рядом с устьем на ночлег. Вода сразу же ушла, как по волшебству, метров на 500 оголив песчаное дно моря. Сходили к речке, увидели Кузомень. Завтра туда отправлю команду разведчиков. На берегу, кстати, много авто, пасутся лошади. Пока я пишу, они бегают галопом, аж земля трясется. Надеюсь, отсюда доберемся в Умбу поскорее. Говорят, здесь ходит автобус или поймаем кого-нибудь. Но 10000 мы уже сэкономили. Поужинали в дождь. Ночью тоже явно будет. Да ведь уже ночь 0-30. Сейчас Ленка сошьет спальники, и мы будем спать. До завтра.

День 26. (Пора бы уезжать, на чём уезжать, когда уезжать, хватит ли денег, чтобы уезжать)

Сегодня день информационной войны, которая не знаю, чем закончится. Утром собрались идти в Кузомень узнавать про автобус. Марина сказала, что поговорила в владельцем автомобиля и узнала, что отсюда автобус не ходит, а ходит из Варзуги (25 км вверх по реке). Мы выберемся отсюда в конце концов или нет?!!? Что за дела.

Уже вот-вот конец похода, как вдруг раз – и еще немного, раз – и еще немного… Тяжело так психологически. Но для проверки пошли с Ленкой в Кузомень. 5 километров по глубокому песку. В деревне полно собак. Одна рыжая так к нам ласкалась, что хоть с собой забирай. В деревне от 2-х человек узнали, что во вторник будет автобус на Умбу (сегодня воскресенье). Но влезем мы в него или нет – это большой вопрос!

Настоящие морские волчары

Пошли из деревни в лагерь, а рыжая собачка за нами бежит и что-то вынюхивает. Но вдруг стала лаять. Мы обернулись, а она гонит по тундре зайца. Настоящая погоня! Шустро так бежали! И не лень им. Молодцы. Пришли в лагерь, а собачка с нами. Мы её подкормили – съела тарелку супа и ещё хлеба – всё ела. Тут появилась на небе чёрная тучища. Я говорю собачке: «Видишь, сейчас будет сильный дождь». И она убежала домой.

В общем, у нас планы такие: завтра собираем всё, кроме ката, а послезавтра (во вторник) с утра едем в деревню по реке (5 км), там разбираемся и пытаемся влезть в автобус. Если сядем, то дело в шляпе, а если нет, то допью весь запас водки один, темной ночью и закушу салом, и прийдет сразу в голову новое гениальное решение. Это шутка, я гениален без всякой водки. На этой жизнеутверждающей ноте, позвольте откланяться, расшаркаться и отправиться на боковую. Спокойной ночи. Что-то холодно спать. Весь день (уже не первый) идут дожди, а ночью холод. Мы бы еще в октябре здесь ночевали и удивлялись непогоде. До завтра. Кстати, мы без пресной воды, завтра в деревне возьмем. Ну всё, всё спать…

День 27. (Первые туристы на пути)

Вроде выспались. Хотя встали в 10-00. Хотим пополнить запасы пресной воды, но идти в деревню не хотим. Недалеко от нас лагерь какого-то турья. Это первые туристы на нашем пути. Марина к ним подошла, оказывается, Москвичи! Етидрёный хряп!!! Занесло же вас, ребятки. Они сплавлялись по реке Варзуге на Байдах. Оказывается, они (6 человек) наняли машину (батон) до Кандалакши (не плохо бы) за 6 тысяч рублей. Мы захотели им помочь выплатить часть этой суммы, но машина маловата. Зато ребята угостили нас пресной водичкой. После этого к нам подъехал рыбнадзор. Мы попытались с ним договориться о машине до Умбы за 2 тысячи рублей. Он ответил, что в 16-00 подъедет с ним водила и обговорим этот момент. Но пока что у нас сборы с расчетом на завтрашний переход по реке и штурм автобуса. Сейчас 13-30. Собираемся дальше. Прием.

День 28-29. (Окончание нашего удивительного путешествия)

День то ли тот, то ли этот. Вот мы и дотянули до утра. Это было не просто. В этой несчастной Умбе жуткий холод по ночам. Сидим с аккуратно сложенными вещами на лавочке и ждем автобуса. На часах 7-30. Ещё недавно и не предполагали, что окажемся так близко от Москвы. После нашего разговора с рыбнадзором, он подошел ещё раз с водителем и сказал, что за 100 долларов (2900 рублей) может поехать в Умбу или за 500 рублей в Варзугу. Мы сказали, что подумаем – денег у нас может не хватить на билеты из Кандалакши. Но уж очень хотелось.

Через полтора часа к нам подъехал УАЗик системы «Козел», а наш катамаран был уже разобран и вкладывался в мешки (быстро, но нежно). В 16-20 мы каким-то чудом влезли в машину, причем, кроме нас и водилы ехало ещё 2 человека. И поехали по дороге с кочками и ямами с водой. Вокруг красота необыкновенная. Особенно понравился лес. Тундра уже малость поднадоела. Приехали в Варзугу (отвезли мужиков). Пошли смотреть село. Церковь там очень красивая. 16 века рождения. В церкви поставили свечку Николаю Чудотворцу – покровителю путешественников. Чтобы благополучно закончилось наше путешествие, и было ещё много других путешествий.

Я сказал девчонкам молиться - не лениться. И через несколько минут мы поехали в Умбу. По дороге посмотрели часовню Неизвестного Монаха и к 21-20 мы приехали в Умбу. Автобус недавно ушел, и нас стали окружать водители с интересными предложениями - доехать до Кандалакши за 1500. Мы больше 500 давать не могли, даже если бы хотели. Поэтому стали кушать и ждать ночевки. Холодной. Сначала мы померзли просто так. А потом достали полиэтилен и накрылись, сидя на рюкзаках. Стало теплее, и сразу вспомнили переход через Горло Белого моря.

Это мы молодцы, что его перешли. Местным, когда рассказываем, они холодеют от ужаса. А мы холодеем от мороза даже под полиэтиленом. Но хуже всего то, что мы сидим в самом центре города, где местный Бродвей. Здесь гуляют наряженные парочки, а мы под полиэтиленом сидим. Ну, очень смешно получается. Вот так, подремав, померзнув, мы дотянули до утра. Это было не просто. Сейчас на часах 7-30, а в 10-00 откроется касса. Надеюсь, будет всё в порядке. Я, конечно, люблю приключения, но пора в этом походе ставить точку. Переходящую в восклицательный знак. Прием.

Прием. Как слышно. Дальше было вот что. Купив билеты по 110 рублей за человека и 12 рублей за вещь, мы с жуткой толкотней, спровоцированной толстой тётей, влезли в автобус. И поехали. И все бы ничего, но при повороте, шверты, заботливо положенные на верхнюю полку, упали вниз и ударили меня по голове. Удар был, честно говоря, Очень сильный. Первые мои слова были: «Нормального человека убило бы». Вторая фраза была такая: «Не такие уж они хрупкие – эти шверты».

Потом при разгрузке у меня пошла носом кровь. Был в этом падении и положительный момент – другой стороной шверты ударили ту толстую тетку по макушке. А нечего нас нервировать. Приехали в Кандалакшу в 14-00. Разгрузились. При этом я халявил, так как подозревали сотрясение мозга. Но тут было трудно дать диагноз – мы сутки не спамши, давно не емши, автобусом укачамши. В общем, самочувствие неоднозначное. Узнали, что поезд до Москва стоит 700 рублей за билет. Не может быть! Это значит, не верю глазам и ушам. Это значит, у нас хватает денег на дорогу домой! Это круто! Это более чем круто!!!

Гуляя по городу, кушая в столовой и т.п. дожили до 24-30, когда стали переносить вещи ближе к поезду. И сели в поезд без всяких проблем. Ни вещи, ни мой угрожающий вид, не вызвали у проводников негативных чувств. И мы шустро распихали свои вещи. И поехали. И вот сейчас утро, часов 13-05. Мы позавтракали. Едем в Москву!

Поход подходит к концу. Интересный, непростой и, без сомнений, удачный поход. Он занял у нас в общей сложности 30 дней (тридцатый будет завтра, когда приедем в Москву). Главная цель похода достигнута – пройдено Горло Белого моря. Погода была не сахар. Тяжело было забираться к Горлу и спускаться с него. Ну и сам переход Горла – 60 километров. Одним судном, без мотора, ночью. С замечательной командой из двух бравых девушек и мудрого капитана. И конечно на замечательном катамаране с гордым именем «Гасконец»!