Заметки о походе на парусном катамаране
по Онежскому озеру

c 25 июля по 8 августа 2004 г.

Это мы, а наверху ОН (наше транспортное средство). Нас было двое - Григал Павел и Тарасов Павел. Парусный опыт – поход по Байкалу от пос. Листвянка до пос. Хужир (о. Ольхон) в июле 2003г.

Катамаран – самоделка: длина – 5м, ширина в осях – 1,8 м, макс. диаметр баллонов – 0,5 м, форма баллонов – веретено, мачта и грот от «Простора».

Цель похода – ее полное отсутствие, то есть отдыхание, познание, испытание.

Маршрут – пос. Шальский – о. Мегостров – м. Рагнаволок – д. Тамбицы – о. Кижи – прол. Пиче-Сельга – о Липовские - Уницкая губа – о. Колгостров – о.Кижи – о. Ю. Олений м. Каткасинаволок – о. Лукостров – о-ва Лосьи – пос. Шальский.

Сроки (водная часть)– с 25 июля по 8 августа 2004 г.

24.07.2004 г.

Выезд из Сергиева Посада в 600. Приехали в Шальский в 1900 . После Вытегры было 10 … 15 км очень плохого грейдера. Остальная дорога нормальная. Ехали через Ярославль, Вологду, Вытегру.

В Шальском обратились к Николаю Ивановичу Козлову и его жене Татьяне. Живут в районе колодца (где берут питьевую воду жители поселка). У него переночевали, предварительно перекусив и попив водки с хозяевами.

25.07.2004 г.

Собрали катамаран к 16 00. Было жарко, не торопились, купались, пили пиво. Вышли в 1800 . Шальский (колодец) - 61° 47,457' и  35° 59,665'. Полный штиль, пришлось грести. Встали на ночевку на скалистом мысу против пролива между Лосьими островами (хорошо) в 2200. Тогда еще мы не знали о великолепном месте в проливе между означенными островами. Координаты мыса 61° 51,544' и  35° 50,193'.

Стапель у Шальского и первая стоянка

26.07.2004 г.

Вышли в 900. Попутный ветер. Перед мысом Каткасинаволок обнаружили прекраснаю бухту (как позже выяснилось это место известно как скала Пертище) и огромное количество  стоянок, насчитали 7 катамаранов, очень красиво! Координаты центра бухты 62° 02,474' и  35° 40,800'.

Там перекусили супчиком и пошли дальше. Хорошее место около Песчаного. Подходить к берегу надо аккуратно – протяженные каменистые мели, у берега – песок. Встретили большую компанию, которая сидя за накрытым столом готовилась к разборке катамаранов. В 1700 вышли в направлении р. Туба. Ветер кончился, река не понравилась, пошли дальше. Остановились на ночевку на скалистом мысу за м. Тоньский  Наволок в 2030. за день прошли по прямой 44 км. Координаты места ночевки 62° 15,580' и 35° 48,669'.

У берегов Лукострова

Южная бухта у м. Каткасинаволок.

27.07.2004 г.

          Вышли в 900. Попутняк. Первоначально шли в направлении на о. Сосновец. Не дошли, решили идти по прямой, а Сосновец посмотреть на обратном пути, если сложится. Повернули на Туибор. Ветер хороший, ход до 13 км/час по GPS. О. Хед прошли справа по ходу. Сняли координаты южной точки о. Заячий 62°28,976'  и 35°34,602'. На Заячьем искупались. Весь день ясно, жарко. Много купались. Вошли в пролив между Заячьим и Западной Челмужской косой – решили посетить знаменитый пляж на Восточной Челмужской косе. За 40 мин. на очень слабом ветре дошли до прекрасного песка. Координаты нашей обеденной стоянки на Вост. Челмужской косе  62°33,578' и 35°33,703'.

Попив пива в 1815 вышли к проливу между о. Заячий и Зап. Челмужской косой. Пролив прошли через 40 мин. Пролив каменистый, мелкий. На Мегостров дойти не далось, ветер встречный, слабый. Жарко. Грести нет сил (прежде всего моральных). Нашли хорошую бухту с песком и мелкой галькой на западном побережье Зап. Челмужской косы (координаты 620 33,029/ и 35° 32,503'). Искупались, снялись, едим.


Пляж Восточной Челмужской косы


Обед на косе

Жарко-о-о-о !!!

28.08.2004 г.

Проснулись рано -  Павел Тарасов в 500, я – в 830. В 930 вышли по прямой на остров Мег. Прошли вдоль южного берега в поисках ДОТ(а), надеялись увидеть его с воды. Не увидели, развернулись в направлении восточной оконечности острова, обошли ее и  зашли в лагуну со стороны Зап. Челмужской косы. Восточная оконечность о. Мег заканчивается подводной косой длиной около 300 м. Шверт надо убирать. Есть камни. Южная часть лагуны – песчаные пляжи, прекрасный сосновый лес, но есть старые окопы и проволока колючая со времен войны. Встали в 200 метрах от большого катамарана с сине-белым парусом – СП-50 (62°33,940' и 35°26,620' ). Никаких признаков жизни. Подошли (с самыми добрыми намерениями), слегка пошумели. Наконец, из палатки показалось заспанное лицо дамы и вылетел вопрос – «Что надо?»

Это была Анна – матрос «Лютого» (так называется СП50). Вслед не спеша вышел капитан – Алексей и дал добро на аудиенцию. Кратко обсудив маршруты и погоду разошлись. Но это была лишь пауза…


Хорошо тащит!

Пожарили с Павлом колбасу, съели её с пивом, сварили кофе в турке. Я остался в лагере, Павел пошел искать ДОТ. Вечереет. Вскоре пришли в гости питерцы – дальнейшее понятно, наш катамаран до этого был сильно перегружен водкой и пивом… . Особенно запомнились красочные рассказы Анны о змеях на островах в районе о. Кижи.


На Мегострове


Начало вечера…

29.07.2004 г.

Проснулись. Сильный ветер. Со стороны большой Онеги гонит хорошую волну. Попили кофе с сыром, сходили к знакомым на «Лютый», но они еще спали. Потом катались на разгруженном катамаране.

Собрались и вышли в 1240 в направлении мыса Рагнаволок. Ветер попутный, ход 10 … 11 км/час. В 1520  обогнули мыс Рагнаволок. Сразу за мысом прекрасная бухта, сосны, песок (координаты нашей стоянки 62°40,640'  35°15,702/  ). Решили далее не идти, переночевать и двигать обратно в сторону о. Кижи.


Место ночевки 29 июля за м. Рагнаволок

30.07.2004 г.

Проснулись в 700. Поели манку со сгущенкой. Вышли в 900. Пасмурно. Ветер слабый боковой, переходящий в бейдевинд. Через час усилился. Шли в направлении Клим-носа справа (по ходу) от островов (Заячий, Мудростров, Петростров и др.). Цель перехода – Тамбиц-мыс или далее в сторону о. Кижи. Примерно в 1500 вышли к д. Угольное. Закупили продукты. Ветер стих. Перекусили колбасой, булочками, кефиром. Вышли в 1600. Гребли, штиль. В 2015 подошли к маяку. Места в глубине бухт справа за маяком плохие: болота, хотя сам берег песчаный, очень много комаров. Решили поискать место за деревней Тамбицы. Поднялся хороший ветер, можно было идти дальше, но Павел Тарасов сказал, что настало время топтать твердую землю, тем более, что купленные яйца призывно и многообещающе постукивали в пакетике на передней палубе катамарана.  Встали в 2130 прямо у створов за деревней в высокой траве, координаты 62°13,249' и 35°34,223' . Пришлось хорошо поработать ногами, чтобы сделать в траве площадку под палатку. Пожарили роскошную яичницу с колбасой из купленных в Угольном яиц. За день прошли 54 км по прямой. Ветер попутный, надеемся, что сохраниться до завтра. Легли спать в 1200. завтра курс на о.Кижи.

31.07.2004 г.

Встали в 900. Прибой средней силы. Вышли без завтрака, ловили ветер. Шли в направлении мыса Лейнаволок (маяк). Ветер попутный. Скорость 8 .. 10 км/час. Около Кижей заметили маленький Альбатрос с зеленым парусом. Подошли, пообщались, узнали где удобно зачалиться около магазина. Оказалось, что это отец Алексея – капитана СП50. Вскоре вдали замаячил сине-белый парус «Лютого». Мы были очень рады опять встретить Алексея и Анну. После нескольких минут совместной любительской лавировки вместе с «Лютым» в 1500    приткнулись к берегу в 80 метрах правее пожарного причала прямо напротив магазина (координаты 62° 04,911' и 35° 13,490/ ). Закупились в магазине и поочереди походили по острову без входного билета (его стоимость, как выяснилось позже, 100 руб.) В 1700 вышли в шхеры в направлении м. Пиче-сельга. Шли сначала по фарватеру. В точке с координатами 61° 59,600' и 35° 11,820/ повернули прямо на пролив у м. Пиче-сельга. Между островов шли по камышовым зарослям. У входа в пролив опять встретили оба питерских катамарана. В 820 встали на ночевку на скалистом открытом берегу о. Леликовский (62° 01,787/ и 35° 05,554').  Ближе к выходу из пролива (в 100 метрах от нашей стоянки) есть небольшая бухта с прекрасными оборудованными стоянками. За день не спеша прошли около 45 км.

PS! После Тамбиц видели несколько хороших песчаных пляжей. Для ориентира координаты точек на траверзе этих пляжей на удалении примерно 300 метров и 400 метров от берега - 62°10,796' и 35°31,498; 62°09,938' и 35°29,682' соответственно.


На о. Кижи


Через камыши


У пролива Пиче-Сельга на о. Леликовский – место ночевки 31 июля.


Закат

01.08.2004 г.

Встали в 700. Вышли  в 800. Дошли до Липовских островов. В проливах между островами хорошие стоянки. Обследовали пролив между материком и последним (по ходу ) из Липовских островов. Весь пролив у д. Узкие Салма   забит топляком, двигаться можно, но очень осторожно.

Идем в направлении входа в Уницкую губу. На входе в губу есть маленький скалистый островок. У него стояли 5 московских катамаранов. Подошли, познакомились с ребятами, поделились впечатлениями о пройденном. Они, каки мы решили сходить в д. Пегрема и посмотреть на поляну идолов. Вскоре подошел СП50 с Алексеем и Анной. Опять встретились, хотя не договаривались. Поели. Москвичи ушли. Мы разленились и ждали ветра. Как слегка подул, мы  пошли в направлении д. Пегрема. Догнали москвичей у прекрасного острова в 1…1,5 км не доходя деревни. Они решили там встать на ночевку. Место прекрасное. Мы тоже решили отдохнуть. Ну и отдохнули. Так отдохнули, сначала в своей компании, потом вместе с москвичами, что в 100 ночи вместе с «Лютым» решили идти на Колгостров – очень захотелось в баню.

Начались ночные гонки. Сначала нашей весельной добавки хватило, чтобы догнать и обойти «Лютый», но потом в ночи взвился черный спинакер и нас стали решительно догонять. Гребли мы так, что катамаран выпрыгивал из воды, но это не помогло. После часа гонки решили пойти на крайнюю меру. Залезли в бар на носовой палубе и дружно проорали питерцам, что мы приглашаем их пить пиво и на ночное купание. Спинакер мгновенно потух. Наши корабли сошлись и были связаны бортами. Далее легкое чревоугодие, перемежаемое шлепками в воду. Кстати, очень помогла небольшая веревочная лестница для возврата на катамаран. После часа бурного отдыха на середине Уницкой губы тронулись в путь на моторе «Лютого». На рейде Колгострова разделились. «Лютый остался нас ждать, а мы через камыши рванули к острову. Там нас не ждали. Заночевали на другой стороне губы около  маленького островка прямо на катамаранах.


К входу в Уницкую губу


На маленьком безымянном острове у входа в Уницкую губу


Вперед-д-д… - опять вместе!!!


Кто парусом...


...а кто и веслом.


Начало короткого (очень короткого) отдыха перед ночными гонками на острове перед д. Пегрема.

2.08.2004 г.

Проснулись в 12 00 . Вышли в 1300.  «Лютый» ушел в глубь Уницкой губы, а мы решили двигаться обратно. Ветер встречный. Идем в лавировку. Встретили 6 байдарок, пересекающих губу. Обследовали маленькие острова в центре губы, все они оказались мало удобны для ночевки. Много мест на берегах. В 1800 пришли в точку 62°20,452/  и  34°45,216',   чуть не доходя (~ 1 км)  до  д. Пегрема.

На поляне идолов у д. Пегрема. Это заключительная фотография – последняя пленка не удаласьНас встретил Журавлев Анатолий Павлович – председатель научного общества «Пегрема». Как следовало из его восторженной речи, мы посетили научно-экологический полигон интеллектуалов Северной Европы – культурно-исторический центр «Пегрема» -  «Пегрема – Гиперборея – Лопария».

Посмотрели поляну идолов – фигня. Но лес – фантастика, строевые сосны, редкий низкий черничник, очень легко дышится.

В 1930 пришли на остров, где пытались остаться ночевать вчера. (62°18,591' и 34°47,581/ ). Это первый из группы островов перед д. Пегрема со стороны входа в губу. Поужинали в 930. Павел лег спать, а я сделал расчет обратного маршрута. Катамаран «Лютый» (Р33-71 ЛМ ) пришел к нам  около 23 00.

3.08.2004 г.

Пляжный день. Утренний чай, осмотр катамаранов, обсуждение моторов и вариантов кокпита. Стоим на острове, кругом скалисто-сосновые берега. Крым, но только солнце не такое злое. Роскошное купание. Пытались ловить рыбу на удочку. Кроме мелочи ничего не поймали, так что ухи не получилось.

Пьем водку с бальзамом, купаемся, треплемся. Ни комаров, ни мошек, ни слепней. В 2230 вышли в направлении Сосново-Уницкого маяка. До него 12 км. Сначала минут 20 гребли. Потом ребята нас зацепили и пошли под мотором. Дошли до маяка в 030. Привязали каты к берегу - и спать прямо на палубе.

4.08.2004 г.

Проснулись в 600. Сходили на маяк. Очень четко видны ветровые полосы, на них можно ориентироваться при выборе курса. Вышли в 630 . Прощальный салют из ракетницы,  как нам уже издалека прокричал матрос с «Лютого», в парус мы не попали. «Лютый» пошел на Чаж. Мы – к пляжу у Липовских островов. Ветер слабый, бейдевинд. Пришлось часть пути грести. Пришли в 1020, координаты места 62° 06,611' и 34° 59,275'. Рядом есть еще одна хорошая бухта. В нашей есть заготовка для бани. Очаг и шесты. В бухте стояли 3 катамарана из Московского парусного клуба туристов. Узнали много интересного по конструкции. Вышли в 1415 . Гребля. Пришли в пролив на стоянку (Пиге-сельга) в 1620. Вечером пили разведенный спирт с бальзамом и готовились к дню пьяного туриста.

5.08.2004 г.

13 день пути. Планы минимальные - на о. Кижи к магазину.

Проснулись в 900. Вышли в 1040. Солнечно. Легкая облачность. Пошли на веслах в шхеры в направлении точки 61°59,600/ и 35°11,820'. Не дошли, свернули несколько раньше налево. Вышли на фарватер. Прошли вдоль длинного «лысого» острова слева перед о.Кижи. Перед пересечение фарватера у о. Кижи пришлось пройти под ЛЭП. Прошли под самым берегом «Лысого». Там достаточная высота проводов. Пересекли фарватер напротив красного буя, поймали чуть-чуть ветра и в 1440 причалили у магазина, который у пожарной команды.

Берем пиво, водку, колбасу, пельмени, хлеб и др.

Паше очень понравилась девочка Лена, которая торговала в магазине. Сфотографироваться вместе не получилось, строгая мама, хотя пьет водку на задворках магазина. Пока Паша ходил на пристань (это туда где выгружаются «правильные» туристы с кораблей) я сварил пельмени. Поели. Выпили пиво. Фото. Посмотрели на небо. Темнело, раскаты грома. Впереди, над о. Б. Климецкий еще светло. В 1745 вышли, решив, что переход до о. Южный Олений много времени не займет и мы успеем закончить переход до грозы. Обогнули мыс. Гроза настигала нас у мыса Ярнаволок. Порывы, скорость по GPS 20 км/час и более. Но это не предел. Поздно включили GPS, я боялся потерять продольную балансировку катамарана из-за Пашиных маневров на палубе в поисках GPS . На предельной скорости я практически отпустил руль и катамаран приподнял нос и  вышел на глиссирование. При очередном сильном порыве ветра катамаран сам  повернул как надо, чтобы сбросить ветер. Эти обстоятельства прибавили нам уверенности и мы уже достаточно спокойно переносили тяготы и лишения связанные с грозой, проливным дождем и сильными порывами ветра.

Прошли о. Северный Олений. Порывы резче. Влетаем в пролив между о. Южный Олений и о. Б.Клименецкий. Камней и топляка немерено. Видимость плохая. Павел кричит куда рулить, а я рулю и ругаюсь. Но прошли. Увидели яхту. Они звали, но для нас там места не было. Пошли дальше. Через 100 м слева по ходу третья заводь – хорошее место.

Сначала тент. Сильный  ливень. Потом палатка. Потом одежда. Потом стол и водка. Потом оптимизация тента. Дождь усиливается. Тент укрепили веслами. Первая бутылка не взяла. Добавили вторую. Вторая пробрала – я пошел кормить катамаран. Время 2200 . Поставили кофе в турке. Искупался – освежился. Через час дождь кончается. Комары есть, но не агрессивные. Мимо нас шныряют яхты, но в море не выходят. Пока все. Завтра переход через Заонежский залив в бухту у скалы Пертище.

6.08.2004 г.

Проснулись в 800. Пасмурно. Слабый дождь. Попили пива и пошли смотреть яхты и остров. На острове длительное время из барита добывали известняк. Нашли огромный карьер, развалины дома управляющего.

Думали идти или не идти. Погода неустойчивая. Вышли в 1045 . Ветер боковой со стороны большой Онеги. В трех километрах от берега началась хорошая волна. Шли по GPS . Шверт не опускали, соответственно нас немного сносило к северу. Скорость по GPS 10…12 км/час, так что рулем удавалось компенсировать боковой дрейф. К левым скалам перед входом в бухту подошли в 1315. Тут на нас напало затмение – мы не узнали бухту у скалы Пертище (южная бухта у м. Каткасинаволок). Пошли осматривать берег севернее. Примерно в четырех километрах от первоначально нужной нам точки зашли за длинный узкий мыс Оровнаволок и обнаружили бухту с берегами необыкновенной красоты, очень удобными для длительного отдыха. Песок, мелко, пологие ровные скальные плиты. В средней части чистый сосновый лес. На земле удивительный мягкий мох. Много черники. В северной части бухты есть жилой дом с неким одиноким обитателем. Координаты  точки высадки – 62° 04,654' и 35° 41,517'.

Недалеко от берега есть каменный остров, идеально ровные слегка наклонные плиты, несколько сосенок и березок – райское место для принятия солнечных ванн в теплую погоду.

Пообедали и в  1725 вышли в направлении скалы Пертище. Ветер встречный. Волна. Идем галсами. В 1955 зашли в бухту  у скалы Пертище.

Итого за день ~ 30 км без учета лавировки.

7.08.2004 г.

Встали в 800 и решили идти на Лукостров. Вышли в 945. Ветер боковой встречный. Идем в лавировку. Пришли в северную бухту острова в 1250. Берег – длинный и широкий песчаный пляж, дальше от берега прекрасный сосновый лес. Лагерь, как обычно. Есть кладка для бани. Ширина перешейка, на котором встали, ~ 100м, с другой его стороны тоже очень удобное для стоянки место. Песок, сосны, ветер (слабый), тень. Дров много.

Координаты нашей стоянки -  61° 58,767' и 350 43,133'.

После обеда натопили баню. Получилось знатно, напарились по полной программе. Со стороны берега погромыхивала гроза, но до нас не дошла. В общем получился пляжный день.

8.08.04 г.

Около 10 00 покинули прекрасную стоянку на северной косе Лукострова и взяли курс на Лосьи острова, которые мы не обследовали в начальной части маршрута. Ветер неудобный, практически встречный, лавируем. К 14 часам вошли в пролив между двумя Лосьими островами. Красотища! На малом острове, примерно в средней части пролива есть прекрасное место для стоянки. Ровные, слегка наклонные скальные плиты, дальше от берега есть хорошая поляна. На берегу тоже можно поставить палатки. Место пользуется популярностью у местных жителей. Встретили целую семью, собирающую чернику. Искупались и пошли дальше прямо на Шальский. В районе островов Деда поймали хороший боковой ветер и быстро дошли до пляжа у пос. Шальский (колодец на берегу), где собирали катамаран две недели назад. На хорошем фордаке въехали в мягкий песчаный берег и … все… . Достали пиво, стулья, сели и долго молча смотрели в бескрайние просторы Онеги. В голове непрерывно крутилось – неужели все кончилось? Нет, еще не все. Кат был быстро разгружен и мы налегке пошли кататься. Совсем другое дело! Возникла проблема остойчивости – пива много выпили и очень, очень не хотелось уезжать. Возникла мысль на пару дней продолжить путешествие и сходить на Бесов Нос и обратно. Но как пришла , так и ушла. Во время катания налегке сильно повредили шверт. Оказалось, что к лучшему. На следующий день 9 августа 2004 года испортилась погода, похолодало, пошел дождь.

Утром 9 августа выехали в обратную дорогу через Медвежьегорск, Петрозаводск, С-Петербург.

Маленькое заключение

По нашему мнению, с погодой и комарами нам очень повезло. Комаров практически не замечали. В Подмосковье их больше.

По итогам похода решили строить новый катамаран с увеличенными размерами, с возможностью организации комфортного ночлега на палубе, с транцевой доской или иным креплением под мотор и с использованием других полезных технических решений, любезно подсказанных нам коллегами туристами, которых мы встретили в этом походе и на парусных гонках на Пироговском водохранилище. В настоящее время основная проблема – изготовление баллонов.

Особая благодарность Святенко В.А. за лекцию 6.08.04 г. по конструкции  узлов катамарана  на побережье Онежского озера у Липовских островов.

Места ночевок и общий километраж


п.п

Дата

Места ночевок

Расстояние, пройденное
за день по прямой (км)

1

25.07

Скалистый мыс напротив Лосьих островов

12

2

26.07

Мыс  Тоньский Наволок

56

3

27.07

Зап. Челмужская коса

40

4

28.07

Мегостров,   северо-восточная лагуна

6

5

29.07

Песчаный пляж за мысом Чурнаволок

15

6

30.07

Створный знак слева от д. Тамбицы

58

7

31.07

В проливе Пиче-Сельга на о. Леликовский

44

8

01.08

Плавучая ночевка напротив Колгострова

54

9

02.08

Ночевка на острове в 1 км от Пегремы

12

10

03.08

На острове с маяком Сосново-Уницкий

12

11

04.08

В проливе Пиче-Сельга на о. Леликовский

24

12

05.08

Остров Южный Олений, около перешейка к о. Б. Климецкий

28

13

06.08

Бухта у скалы Пертище (м. Каткасинаволок)

30

14

07.08

Северо-восточная бухта на Лукострове

12

15

08.08

Пос. Шальский

32

 

 

Итого

450

Координаты некоторых полезных мест по маршруту

1

Пос. Шальский. Место сборки катамарана.

61°47,457'  35°59,665'

2

Ночевка 25.07 (скалистый мысок напротив Лосьих островов)

61°51,544'  35°50,193'

3

О. Лукостров (восточный галечный мысок)

61°57,850'  35°46,000'

4

Прекрасная бухта перед мысом Каткасинаволок (Скала Пертище)

62°02,474'  35°40,800'

5

Песчаное

62°10,000'  35°45,000'

6

Ночевка 26.07 на мысу Тоньский наволок

62°15,580'  35°48,669'

7

Южная часть о. Хед

62°25,377'  35°38,280'

8

Южная оконечность о. Заячий

62°28,976'  35°34,602'

9

Пляж на Вост. Челмужской косе

62°33,578'  35°33,703'

10

Челмужская коса западная  (РК), ( со стороны пролива между запад. и вост.)

62°33,127'  35°32,542'

11

Стоянка 27.07.04 г на Западной Челмужской косе

62°33,029 35°32,503'

12

Северо – восточная бухта о. Мег (стоянка 28.07)

62°33,940'  35°26,620'

13

Бухта за мысом Рагнаволок. Ночевка 29.07.04 г.

62°40,640'  35°15,702'

14

Ночевка 30.07 у створного знака у деревни Тамбицы.

62°13,249'  35°34,223'

15

Точка на траверзе, примерно в 300м от берега после Тамбиц маяка. На берегу просматривался песчаный пляж.

62°10,796'  35°31,498'

16

Точка на траверзе, примерно в 400м от берега после Тамбиц маяка. На берегу просматривался песчаный пляж.

62°09,938'  35°29,682'

17

Точка причаливания у магазина в Кижах и около пожарной команды

62°04,911'  35°13,490'

18

Точка поворота в Кижских шхерах с фарватера на пролив Пиге-сельга

61°59,600'  35°11,820'

19

Ночевка 31.07.04 г. в проливе Пиге-Сельга (пролив между о. Леликовский и материком)

62°01,787'  35°05,554'

20

Южная часть одного из Липовских островов

62°06,498'  34°57,402'

21

Последний пролив между одним из последних Липовских островов и материком.

62°08,466'  34°54,724'

22

Возможная стоянка на Липовских островах

62°06,736'  34°56,819'

23

Место обеда 4.08.04 г. на отличном песчаном пляже напротив Липовских островов.

62°06,611'  34°59,275'

24

Маленький скалистый голый остров на входе в Уницкую шхеру.

62°13,704'  34°50,212'

 

Тамбиц маяк

62°14,000'  35°36,500'

25

Маяк Сосново-Уницкий

62°12,200'  34°49,200'

26

Ночевка 2.08.04 г. на острове у д. Пегрема. Очень удобное место.

62°18,591' 34°47,581'

27

Место на берегу , откуда удобно заходить к идолам в районе д. Пегрема.

62°20,452' 34°45,216'

28

Плавучая ночевка 1.08.04 г. у скалистого острова напротив  Колгострова

62°23,779'  34°38,403'

 

Остров Калгос в районе Мегострова

62°30,800'  35°25,000'

29

Маленький скалистый остров между д. Пегрема и Колгостровом, делали остановку 2.08.04 г.

 

62°21,902'  34°44,820 

30

Ночевка 5.08.04 г. на о. Южный Олений.

62°02,824'  35°21,384'

31

Место обеда 6.08.04 г. на берегу в прекрасной бухте в 4-х км севернее скалы Пертище.

62°04,654'  35°41,517'

32

Стоянка 7.08.04 на Лукострове (прекрасная)

61°58,767' 35°43,133'