Луганский туристско-спортивный клуб «Лугань»

ОТЧЕТ

о парусном туристском спортивном походе 6 к.с.
по Азовскому и Черному морям,
совершенном с 24 июня по 31 июля 2004г.
Руководитель группы Коротких Евгений Григорьевич

1. Справочные данные

1.1. Организация проводящая поход - Луганский туристско-спортивный клуб «Лугань»

1.2. Параметры похода:

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части

Продолжительность общая/ходовая

Сроки проведения

Парусный

шестая

1753 км

36 дней / 30 дней

24.06-31.07 2004 г.

1.3. Район путешествия - Азовское и Черное моря.

1.4. Нитка маршрута –г.Мариуполь – г.Щелкино – г.Ялта – г.Синоп – г.Ялта – коса Белосарайская

1.5. Состав группы:

  1. Руководитель похода, Коротких Евгений Григорьевич, 1.02.1954 г.Луганск, е-mail – korotkih@dsip.net
    Тур.опыт 5-Р 2001г Азовское море (750 км), 5-Р 2002г. Черное море (западная часть)(735км), 5 –Р 2003г Азовское море (740 км).
    Капитан катамарана

    Участники

  2. Алтухов Дмитрий Сергеевич 30.07.1978 г.Стаханов Луганской области
    5-У 2003 Азовское море
    старпом, фотограф
  3. Миненкова Людмила Ивановна 26.06.1979 г.Луганск
    матрос.
  4. Шевцова Ирина Владимировна 1962 г.Северодонецк Луганской области
    матрос (данный участник прошел участок маршрута г.Ялта - г.Синоп – г.Ялта (602 км, 12./ 8 дней)

2. Техническое описание прохождения маршрута

2.1. Описание прохождения маршрута (дневник похода, фотографии)

2.2. Сводный график переходов

переход

дата

маршрут

расстояние

время

примечание

1

24-27.06

Г.Мариуполь – Генеральская бухта

230 км

64ч (3 суток)

 

2

28-29.06

Г.бухта – п.Мысовое(г.Щелкино)

36 км

15ч30мин

 

3

30-5.07

П.Мысовое –г.Ялта

368 км

99ч10мин (5 суток)

 

4

9-13.07

Г.Ялта – г.Синоп

287 км

80ч (4 суток)

Одна ночь проведена в бухте Аклиман.

5

18-22.07

Г.Синоп – г.Ялта

287 км

93ч30мин (4 суток)

Одна ночь проведена на траверзе п.Алупка.

6

23-27.07

Г.Ялта – мыс Фонарь

256 км

85ч30мин (4 суток)

20 км прошли на веслах.

7

27-30.07

Мыс Фонарь – п.Ялта (Донецкой)

233 км

66ч (3 суток)

 

8

30-31.07

П.Ялта - Белосарайская коса

35 км

 

Схема маршрута

2.3. График движения. Гидрометеоусловия.

День
пути

Дата и время (киев-
ское)

Участок

маршрута

Расстояние от предыдущей точки

Ходовое время на этом участке

Гидрометеорологическая
обстановка

Характер действий

Примечание

1

24.06

18ч30

г.Мариуполь

0

0

Малооблачно, ветер ЮЗЗ до 3 баллов, волнение до 0,5м

Вышли на маршрут.

Взяли курс вдоль Белосарайской косы.

Пошли в лавировку (угол 120-150) с парусностью грот 12кв.м и стаксель 7.8кв.м, со скоростью до 4 узлов

Оформили в погранзаставе отход до г.Щелкино.

Экипаж из трех человек

21ч00

Траверз Белосарайской косы

 

 

Стемнело. Ветер стих до 1 балла. Небо закрыто облаками

Шли в лавировку. Скорость до 2узлов

 

2

25.06

00ч30

Траверз Белосарайской косы

 

 

Штиль.

Стояли на удалении от берега около 5 км

 

04ч.00

Траверз Белосарайской косы

 

 

Появился ветер ЮЗЗ до 3 баллов. Волнение до 1 – 1.5м.

Шли в лавировку. Скорость до 3 узлов

 

06ч30

Оконечность Белосарайской косы

30 км

12ч00

Ветер ЮЗЗ до 3 баллов. Волнение до 1 – 1.5м

Пасмурно.

Взяли курс на Бердянскую косу. Пошли в лавировку.

Левый галс до10 км, правый до 4 км. Скорость до 3 узлов

 

18ч00

Траверз пос. Новопетровка

 

 

Ветер ЮЗЗ до 3 баллов. Волнение до 1.5м

Пасмурно.

Шли в лавировку. Скорость до 3 узлов

 

20ч00

 

 

 

Ветер стихает до 1 балла и отходит к западу

Волнение до 0,8 – 1м

 

 

3

26.06

00ч00

Траверз Бердянской косы

 

 

Штиль.

 

 

04ч00

Траверз маяка Бердянской косы

N46*36, E036*44

50 км

21ч30

Появился ветер южный до 5 баллов

От оконечности косы берем курс 210 гр. на г.Щелкино (208 гр. 165км по GPS).

Взяли один риф на гроте, поменяли стаксель на 4 кв.м

 

09ч30

N46*32, E036*32

20 км

5ч30

Ветер повернул к западу

Курс 180гр.

 

12ч30

N46*21, E036*32,

22 км

3ч00

Ветер ЮЗЗ до 3 баллов волнение до 1м

Курс 189 гр. Скорость 3 узла

 

17ч00

N46*08, E036*35.

25 км

4ч30

Ветер повернул ближе к югу

Курс 147гр

 

20ч00

N46*01,220,E036*31,216

15 км

3ч00

 

Поменяли галс курс 210гр.

 

4

27.06

02ч00

 

 

 

Ветер подвернул к западу и усилился порывами до 6 баллов. Низкая облачность.

.Взяли второй риф на гроте. Убрали стаксель

 

07ч30

N45*34,89,E036*21,251

 

 

Ветер стих до 4 баллов

Прошли севернее 5 км газовой станции

 

09ч45

 

 

 

Ветер западный до 4 баллов. Волнение до 2м

 

Увидели берег мыс Зюк

13ч30

Генеральская бухта

N45*28,46,E036*07,25

80км (от Мариуполя 230км)

17ч30 (3 суток)

Ветер западный до 3 баллов. Волнение до 2м

Вышли на берег западнее 10 км м.Зюк

Заночевали.

5

28.06.

06ч00

Генеральская бухта

 

 

Ветер стих до 1 балла.

Волнение до 1 – 1.5м

 

 

17ч30

Генеральская бухта

 

 

Ветер западный до 2 баллов. Волнение слабое.

Отошли от берега. Курсом на г.Щелкино в лавировку.

 

20ч00

 

 

 

С севера-запада появилась громадная туча грибовидной формы.

Зарифли полностью грот, убрали стаксель

 

20ч15

Траверз мыса Чаганы в 5 км

 

 

Туча подошла к нам, налетел шквал силой до 7 – 8 баллов.появились невысокие ,но крутые волны. Позже пошел дождь. Ветер начал стихать. Дождь шел около 40 мин.,через минут пятнадцать появилась вторая грибовидная черная туча, из под ней сверкали молнии... Когда туча нас накрыла, ветер стих, и вокруг, рядом с нами били молнии. Через час молнии прекратились, стало холодно и налетели шквалы с дождем и градом.

Лежали в дрейфе с парусным якорем.

 

6

29.06

01ч00

Траверз мыса Чаганы в 5 км

 

 

Шквалы прекратились. Задул западный ветер силой до 3 баллов, волнение хаотичное до 2м. Пасмурно.

Подняли грот с одним рифом, взяли курс 210 гр.. Шли со скоростью до 2 узлов

 

09ч00

Пос. Мысовое

36 км

15ч30

Ветер стих до 1-2 балла. Пасмурно.

Вышли на берег

Возле базы отдыха вертолетчиков

7

30.06.

18ч30

Пос. Мысовое

 

 

Ветер западный до 4 узлов. Небо закрыто тучами. Моросит дождь.

Временами шел дождь.

Отошли от берега. Взяли курс на Керченский пролив. Пошли в бакштаг со скоростью до 7 - 8 узлов, под одним гротом.

Оформили на погранзаставе приход и отход до г.Ялта

23ч30

Траверз мыс.Фонарь.

70 км

Ветер стих до 2 баллов

 

Вышли на связь с погранпостом.

8

1.07.04

02ч00

Траверз г.Керчь

12 км

2ч30

Ветер стих до 0.5 - 1 балла. Пасмурно.

 

 

14ч00

Перед мысом Такиль

26 км

12ч

Штиль.

 

Были задержаны морской охраной Украины

15ч30

Траверз мыса Такиль

 

1ч30

Ветер западный слабый до 0.5 балла, небо прояснилось

Обошли мыс, вышли в Черное море.

 

23ч45

траверз мыс Кыз-Аул

10 км

8ч15

Штиль.

Нас взял на буксир парусно-моторный катамаран из Керчи.

 

9

2.07.04

03ч00

Мыс Чауда

44 км

3ч15

Штиль.

Отцепили буксир. Керчане пошли дальше, а мы остались.

 

06ч00

Мыс Чауда

 

 

Появился ветер западный силой до 2 баллов.

Пошли на Феодосию одним галсом

 

15ч00

г.Феодоссия

40 км

Ветер стихает

Прошли Феодосию, поменяли галс в море.

 

20ч00

Мыс Илья

 

 

Ветер стих

 

 

22ч00

траверз Двухякорной бухты

10 км

Штиль. Появилось восточное течение со скоростью около 0.5 узла

 

 

10

3.07.04

09ч00

Середина Федоссийского залива

10 км

 

Штиль. Восточное течение со скоростью до 0.5 узла

За ночь течение снесло назад.

 

10ч00

Середина Федоссийского залива

 

 

Появился ветер западный силой до 1 балла.

Под полной парусностью катамаран пошел быстро около 3 узлов, но течение тормозило. Шли в лавировку.

 

13ч00

траверз Двухякорной бухты

10 км

Ветер западный до 1-2 балла, безоблачно, солнечно, по горизонту туманная мгла.

Шли в лавировку.

Вернулись на место, где ночь провели.

11

4.07.04

01ч00

Траверз г.Судак

48 км

12ч

Ветер западный до 2 баллов

Шли в лавировку.

 

6ч00

Траверз мыса Башенный

20 км

Ветер стих до 0.5 балла

.

 

22ч00

Траверз п.Партенит

36 км

16ч

Ветер стих до 0 балла

 

 

12

5.07.04

7ч00

Траверз п.Гурзуф

8 км

Ветер юго-западный до 0.5 балла Восточное течение

 

 

12ч0

Подошли к грузовому порту г.Ялта

14 км

Ветер юго-западный до 0.5 балла Восточное течение

Течение относит на восток. Подходили с применением весел.

 

12ч30

п. Никита

3 км

 

Ветер юго-западный до 0.5 балла Восточное течение

Течение отнесло к п.Никита.

Возле берега встали на якорь. Позвонили в Ялту (друзьям-яхтсменам), запросили буксир.

На берег нас не пустили, везде чьи-то владения.

17ч

П. Никита

 

 

Ветер юго-западный до 0.5 балла Восточное течение

Подошла яхта «Елена» (капитан В.Г.Сарычев), отбуксировали в пассажирский порт Ялта

Здесь яхты ходят под моторами.

18ч

Порт Ялта

7 км

0ч40

 

Пришвартовались к яхте «Елена»

Оформили в погранзаставе приход.

6-7.07.04

Порт Ялта

 

 

 

Дневки

Подготовка катамарана, снаряжения

Включилась в экипаж И.Шевцова

8.07.04

Порт Ялта

4км

0ч20

Ветер восточный до 4 баллов

Переход в грузовой порт. Шли под мотором.

 

13

9.07.04

12ч20

Грузовой порт Ялта

 

 

Ветер юго-западный до 2-3 баллов. Волнение до 1.5м

Отошли от причала, вышли в море, взяли курс 120 гр.

Пошли со скоростью 4-5 узлов

Оформили отход на Синоп.

Экипаж из четырех человек

20ч00

 

 

 

Ветер юго-западный до 2-3 баллов. Волнение до 1.5-2м

Курс 125-130 гр

 

14

10.07.04

2ч00

 

 

 

Безоблачно, ветер южный до 3 баллов

Курс 135-140 гр.

 

16x34

N43*20,190,E034*31,216

 

 

Безоблачно, ветер южный до 2 баллов

 

 

15

11.07.04

02ч00

 

 

 

Безоблачно, ветер северный до 2-3 баллов.

Курс 270 гр.

Катамаран прыгает на встречных волнах

04ч00

 

 

 

Безоблачно, ветер северный до 3-4 баллов. Волнение с двух направлений хаотическое.

 

 

16

12.07.04

02ч00

 

 

 

Появилась облачность, ветер поменялся на восточный до 5 баллов. Прошел шквал до 6 баллов

 

Поломался вертлюг.

12ч00

 

 

 

Ветер восточный до 4-5 балов. Волнение до 2 - 2.5м

 

Треснула рулевая коробка

16ч00

N42*42,03,E034*50,68

 

 

Ветер начал стихать. Волнение до 2 – 2.5м

Курс 136 гр

 

21ч00

Бухта Аклиман

287 км

80 час

Ветер стих. Полный штиль.

Встали в дрейф под зарифленным гротом, перемещения катамарана нет.

Бухта закрыта от восточного ветра и волн.

Над Синопом сверкают молнии.

17

13.07.04

05ч00

 

 

 

штиль

 

 

06ч00

 

 

 

Появился ветер юго-западный до 1 балла

Подняли полные паруса пошли в обход мыса.

 

09ч00

мыс

 

 

Ветер стихает до 0.5 балла

 

Ветровая тень

11ч00

П.Синоп

15 км

 

Пришвартовались.

.

Оформили приход, визы.

14-16.07.04

П.Синоп

 

 

 

Дневки.

 

17.07.04

Бухта Аклиман.

Кемпинг «Marta»

 

 

 

Переход.

 

18

18.07.04

19ч00

Бухта Аклиман.

Кемпинг «Marta»

 

 

Ветер западный до 3 баллов, волнение до 0.5м

Отошли от берега, пошли курсом 330 гр. На Ялту

С Крыма пришло штормовое предупреждение

19

19.07.04

 

 

 

Ветер западный до 3 баллов, волнение до 1.5 – 2м

 

 

20

20.07.04

 

 

 

 

 

 

21

21.07.04

20ч00

Траверз Алупка

 

 

Ветер стих. Штиль.

 

Увидели землю

22

22.07.04

16ч30

г.Ялта

287 км

93ч30мин

 

 

С маршрута сошла И.Шевцова

23

23.07.04

17ч00

г.Ялта

 

 

Ветер северо-северо-восточный, временами подкручивал с порывами до 5 баллов

Отошли от причала, вышли в море . взяли курс на Керченский пролив.

Далее пошли троем

24

24.07.04

Артек

 

 

Ветер стих.

Ночь провели на траверзе Артека.

 

03ч00

 

 

 

Ветер северо-восточный переменный от 0 до 3 баллов

 

 

11ч30

Траверз Алушты

 

 

 

 

 

15ч0

 

 

 

Ветер западный до 1-2 балла, волнения нет

Паруса поставили на «бабочку»

 

19ч00

 

 

 

Появились тучи, пошел дождь, ветер северо-северо-западный до 1-2 балла

Убрали стаксель

 

 

 

 

 

К ночи дождь прекратился и наступил штиль

 

 

25

25.07.04

Траверз м. Меганом

 

 

Всю ночь - штиль

 

Вышли на связь с «Лебедь-16». Всю ночь рядом паслись дельфины

09ч00

 

 

 

Появился слабый восточный ветер

 

 

15ч00

Двухякорная бухта

124 км

46ч (37ч)*

Ветер поменял направление на южное

 

По указанию погранслужбы зашли в Двухякорную бухту (встали все суда)

16ч30

Двухякорная бухта

 

 

Ветер южный до 1 балла

 

Получили добро на дальнейшее плавание

20ч00

Феодоссиский залив

 

 

Ветер южный до 1 балла

 

 

26

26.07.04

01ч00

Траверз м.Чауда

40 км

Ветер стих.

Ночью штиль.

 

 

9ч00

 

 

 

Появился ветер южный до 1 балла

 

Вышли на связь с «Лебедь-19»

15ч00

Траверз м.Опук

 

 

Ветер южный до 1 балла

 

 

15ч30

 

 

 

Ветер южный до 1 балла

 

Вышли на связь с «лебедь-20»

16ч30

М.Такиль

54 км

15ч30 (7ч30)*

Ветер южный до 1 балла

Вошли в Керченский залив.

 

20ч00

Траверз порта Аршинцево

18 км

3ч30

Ветер стих.

Ночью -штиль

Сели за весла, погребли, пошли вдоль берега.

На судовом ходу чуть не попали под судно, оно успело свернуть

27

27.07.04

7ч30

М.Фонарь

20 км

11ч30

Штиль

Вышли на берег под маяком.

Вышли на связь с «Лебедь-23»

17ч00

М.Фонарь

 

 

появился ветер северо-северо-восточный до 2 баллов

Отошли от берега. Вошли в Азовское море, пошли курсом на 350-355 гр

 

28

28.07.04

 

 

 

Ветер северо-северо-восточный до 2 баллов

Курс 350-355 гр.

 

18ч00

 

 

 

Ветер северо-северо-восточный до 2 баллов

 

Увидели землю.

19ч00

Траверз г.Приморское

140 км

26ч

Ветер стихает.

Ночью –штиль.

Повернули на курс на оконечность Бердянской косы

 

29

29.07.04

06ч00

Траверз маяка Бердянской косы

35 км

11ч

Ветер северо-северо-восточный до 2 баллов

 

 

18ч00

Траверз п.Новопетровка

 

 

Ветер стих.

 

 

20ч00

Траверз п.Новопетровка

 

 

появился ветер северо-северо-восточный до 1 балла

Курс на Ялту Донецкой области

 

23ч00

Траверз п.Гурзуф

 

 

Ветер стих

Встали на якорь

 

30

30.07.04

Траверз п.Гурзуф

 

 

Всю ночь штиль

 

 

9ч00

 

 

 

появился северо-восточный ветер до 1 балла

Подняли паруса, пошли к Ялте.

 

11ч00

Ялта

58 км

29ч (17ч)*

Ветер северо-восточный до 1 балла

Вышли на берег

Оформили в погранзаставе приход и стоянку на Белосарайской косе

18ч00

Ялта

 

 

Ветер северо-восточный до 1 балла

Вышли на Белосарайскую косу

 

21ч00

Обход оконечности косы

 

 

Ветер северо-восточный до 1 балла

 

 

23ч00

Белосарайская коса

35 км

5ч.

Ветер северо-восточный до 1 балла

подошли к району Чемпионата Украины, встали на якорь.

 

31.07.04

Белосарайская коса

 

 

Всю ночь штиль

 

 

7ч00

Белосарайская коса

 

 

Ветер северо-восточный до 1 балла

Вышли на берег.

Поход закончен

2.4. Организационные мероприятия

2.4.1 Правовое обеспечение

Выход из г.Мариуполя оформлялся в Мариупольской погранзаставе. Были предъявлены документы: судовая роль 2экз., судовой билет, свидетельство о пригодности малого судна для плавания с отметкой о техосмотре, паспорта членов экипажа.

Приход и отход в п.Мысовое оформлялся в погранзаставе г.Щелкино. Были предъявлены документы: судовая роль 2экз., судовой билет, свидетельство о пригодности малого судна для плавания с отметкой о техосмотре, паспорта членов экипажа. Отход из г.Щелкино в г.Ялта был произведен в нарушении Закона

о границе. Плавание вдоль границы по Черному морю должно оформляться как каботажное с прохождением таможенного контроля в пунктах контроля. Данные пункты в Азовском море находятся в портах Мариуполь Бердянск, Керчь. Как показала практика, данного закона придерживаются не все.

Отход из г.Ялта за границу оформлялся в пункте контроля грузового порта. Согласно какого-то постановления, отход оформляет агент. Работа агента стоит 80 долларов. Нам разрешили оформляться самим.

8.07.04 позвонили диспетчеру порта с просьбой о назначении для нашего отхода комиссии. Комиссия была назначена на время, указанное нами 9.07.04 11.00. В комиссии были представители таможенного и пограничного контроля. Были представлены документы для таможенного контроля –судовые роли 2экз., грузовая декларация с отметкой, что груза нет, справки об отсутствии на борту оружие, наркотики, посторонние лица, справка о судовых запасах (мы указали только наличие воды), декларации членов экипажа (катамаран был записан в декларацию владельца судна) , для пограничного контроля – заграничные паспорта, судовой билет, судовые роли 2экз..

приход в г.Синоп был оформлен в полицейском участке. Были предъявлены документы: судовые роли, грузовая декларация, судовой билет, заграничные паспорта. Там был нанят агент за 90 долларов, были уплачен трансналог 80 долларов и приобретены визы на членов экипажа по 20 долларов.

Отход из г.Синопа оформлял агент. Были предъявлены начальнику порта судовой билет, турецкий бланк (заменяющий судовую роль, грузовую декларацию) с отметками таможенного, экологического контроля, в полицейский участок – заграничные паспорта.

Приход в г.Ялта оформлялся комиссией таможенного, пограничного, карантинного, экологического контроля. Были представлены судовые роли на приход, грузовая декларация, турецкий бланк (заменяющий судовую роль, грузовую декларацию) с отметками таможенного, экологического контроля, заполнены бланки экологического, карантинного контроля, загранпаспорта, декларации экипажа.

Отход из г.Ялта оформлялся в пункте пропуска в порту. Были представлены в пограничный, таможенный контроль судовые роли 4экз., грузовая декларация, справки об отсутствии на борту оружие, наркотики, посторонние лица, справка о судовых запасах (мы указали только наличие воды), обязательство, что мы не будем общаться с судами загранплавания.

Приход на Белосарайскую косу оформлялся в погранзаставе п.Ялта Донецкой области. Были представлены судовая роль.

2.4.2. Вахты.

Вахты были распределены по желаниям участников и их квалификации. 21ч00 вахту принимал Д.Алтухов. команда в спокойной обстановке ложилась спать, в сложных условиях – капитан остается на подвахте, остальные ложились спать в «штормовой форме», 2ч00 вахту принимал Е.Коротких, в сложных условиях Д.Алтухов оставался на подвахте, 7ч00 вахту принимала Л.Миненкова, в 14ч00 вахту принимала И.Шевцова. Практически в спокойной обстановке задача вахтенных сводилась к контролю за внешней обстановкой, обычно рулевое закреплялось и катамаран сам держал курс. В сложных ветровых условиях катамараном управляли Е.Коротких или Д.Алтухов, остальные принимали участие в рифлении, уборке, постановке парусов и других мер.

2.4.3. Штормовые условия. В сложных ветровых условиях после 4 баллов менялся стакселя на меньшую площадь, после 5 баллов рифили грот на 1-2 ряда (2 -4кв.м ), после 6 баллон грот рифился полностью (6 кв.м) и убирался стаксель, свыше 7 баллов убирался грот, катамаран «ложили» в дрейф с плавучим якорем.

2.4.4. Питание. В 9ч00 устанавливали в рабочее место печку, кипятили воду и засыпали в термоса 1 литровые чай, в 3 литровый крупу, картофель, специи, тушенное мясо и заливали кипятком. В 10ч00 пили чай с хлебцами, печеньями, в 13ч00 обедали кашей (суп, борщ) с хлебом (сухарями) (половина термоса), 18ч00 ужинали, доедали кашу (суп, борщ), 20ч00 пили чай и готовили чай, кофе для ночной вахты.

2.5. Сопровождающие документы.

4. Приложения.

4.1.Снаряжение

4.1.1. Групповое

Парусный туристский разборный катамаран - тип «Странник-2» (конструкция В.И.Феденюк г.Луганск)

длина-7.0м,

ширина- 3.15м

диаметр поплавков-0.53м

полное водоизмещение- 0.8т

вес порожний 230 кг

Паруса.

Грот площадью 11.5кв.м с двумя рядами рифов, каждый ряд уменьшает парусность на 2кв.м Основной стаксель площадью 7,0кв.м

Малый стаксель --- 3.6 кв.м

Штормовой стаксель 1.5кв.м

Запасной грот 7.5кв.м

Боцманское.

Якоря адмиралтейский 7кг, Матросова 4кг, плавучий 1м*.

Концы якорные д-8мм 60м, д-6мм 2 шт. по 50м, «бросалка»-25м, швартовые - 2шт. по 15м, для крепления снаряжения 60м.

Весла -2шт., пневмонасосы -2шт., ведро 5л, анкера (канистры капроновые) для воды 4шт. по 30л, сумки-упаковки для снаряжения 4шт.,

Мешок прорезиненный обьемом 70л (для береговой одежды, мягких вещей, спальников),

Бочки капроновые с широким горлом обьемом 25л для вещей постоянного пользования (штормовая одежда, карты, медаптечка, фотоаппараты и др. приборы,)

Бутылки ПЭТ 3литровые для сыпучих продуктов 15шт.

Фонари - мощный 6 Вт шт, средние (на светодиодах) 4шт.

Аккумуляторы по 0.9Ачас 2шт., по 12Ачас 1шт,

Зарядные устройства от сети 220В -5А, , солнечные элементы -0,5А -90шт.(с ампер и вольт –метром, кабелями питания, клеммами).

Источники энергия батарейки R20-15шт.

Топовый и бортовые навигационные огни (12-вольт, 3 Вт)

Электропроводка (провода, выключатели), освещение компасов.

Радиоотражатель (600мм)

Палатка – 4местная, карематы 2шт., тент влаговетрозащитный на катамаран, топорик, ножовка ручная

Упаковки для транспортировки катамарана..

Шкиперское

Компаса - морской КТ-М1Н

авиационный КИ-13

спортивный «Спорт-2»

Карты –морские Азовского, Черного морей, топографические – АР Крым, Донецкой, Запорожской, Херсонской Одесской Николаевской областей, Краснодарского края, ,

GPS –приемник «Garmin-12», бинокль 8*, часы (электромеханические 2шт.и электронные «Кварц» 2шт.),

Карандаши, транспортир, линейка, измеритель, ластик, набор стержней., гидропланшет , калькулятор, блокнот для записей

Документы на судно, Правила эксплуатации маломерных судов, маршрутная книжка, документы оформления отхода-прихода (судовые роли, карантинные свидетельства, таможенная декларация и пр.), судовой журнал,

УКВ-радиостанция «Причал», КВ-приемник «Меридиан»..

Флаги государственные (Украина, Россия, Турция, Болгария, Румыния, Греция )

Средства спасения.

дополнительные баллоны по 300л -2шт., буй.

Средства сигнализации.

Общие - Флаг карантинный, туманный горн, сигнальный фонарь.

Бедствия – флаги N, C, сигнальное зеркало,

Фальшфейера красного цветов 2шт.

Дымовые шашки оранжевого цвета 1шт.

Камбуз.

Плита газовая однокомфорочная в ветрозащитном кожухе (под газ, сухое горючее), баллоны под газ –1шт., шланг, редуктор, кран, запасная горелка, прокладки, брезентовые рукавицы 2пары.

Посуда (кастрюли (бидоны) 1л, 2л, с крышками; сковородка, миска-поднос).

Ножи кухонный., консервный, доска разделочная, половник.

Термоса -1л (2 шт.); 2,5л «Термо», сумка-упаковка 2шт., , ,

сухое горючее 50табл., средство от ожогов -2т., спички 10кор., зажигалки, средство для мытья посуды, брусок точильный.

Ремнабор.

Ключи рожковые 8*10; 10*12; 13*14; 13*17, плоскогубцы, мощные плоскогубцы, отвертки - маленькая, средняя, большая с разными жалами, зубило, ножовочные полотна и станок, дрель ручная, керн, сверла (3.2, 3.6, 4, 4.2, 4.8, 5.2, 6.2, 8.2) , мечики М4, М4.5, М5, М6, плашки М6, напильники мелкие: плоский средний, круглый малый, набор надфилей, наждачная бумага, свайка, иголки: цыганские 5шт., швейные -5шт., шило, гардаман, нитки капроновые толстые 3к., средние (для паруса) 3к., тонкие 1к, простые №40 3к. , ножницы

Куски ткани парусной, .PVC, прорезиновой, баллоновой

Клей для баллонов 0.5л, бензин «галоша» 0.5л, клей для PVC 2т., «Момент», эпоксидный 0.14л, «Скотч», изолента, тальк 100гр,

Паяльное жало, припой, канифоль пинцет, ножницы, тестер, лупа большая, проволка алюминиевая мягкая, стальная (нерж.) твердая, алюминиевые трубки для огонов, электропровод.

Запасные: троса 25м, втулки под балки, метизы, труба алюм.,диам. 50мм, лампочки 12В светодиоды

Солидол, перчатки рабочие, средство для мытья рук, сумка-упаковка

Медаптечка бинты перевязочные, стерильные, средние -5шт., вата стерильная- 100гр., лейкопластырь-1р. зелень брилиантовая-1фл., настойка йода-1фл., перекись водорода-1фл., марганцовка-1п., бальзам “Спасатель”-1т., синтомициновая эмульсия-1т., шприц 2 куб.см- 2шт., лидокаин-5амп., анальгин-1уп., но-шпа-1уп., димедрол-1уп., валидол-1уп., кофеин-1уп., бисептол-480-1уп., нашатырный спирт-1фл., пурген-1уп., сода пищевая-30гр.. уголь активированный- 3уп.. фталазл-2уп.. упаковка.

Фото- видеоаппаратура фотоаппараты «Зенит», «Киев-19», «Коника» («мыльница»), видеокамера «SAMSUNG» HI8, наборы объективов (35мм, 200мм), наборы светофильтров (нейтральные, поляризационные, УФ-2*) , бленды, штатив-струбцина, тросик, зарядное устройство, спирт, кисточка колонковая, тампоны, груша, набор отверток, пинцет, лупа, сумка-упаковка

Фотопленки 8шт., видеопленки 4к.

Рыболовные снасти.

Сеть среднеячеистовая 5м, удочка (удилище, катушка, лески 0.15 – 0.3мм, крючки №7 – 10), самодур (мотовице, леска 0.6мм 50м, поводки 0.3мм 10м, крючки №7, грузило 50гр), спиннинг ( леска 0.6мм 70м с блеснами, крючками-тройниками №7-12).

Средства досуга.

Ласты, маска, трубка.

4.1.2. Личное снаряжение

Спасжилет, свисток, страховочный линь -3м, карабин, нож яхтсмена

Гидрокостюм ( брюки, куртка с капюшоном, сапоги )

Ветрозащитный костюм (брюки, куртка, перчатки кожанные)

Теплый шерстяной (из флиса) костюм (штаны, джемпер, свитер, носки, шапочка лыжная)

Шелковая рубашка, солнцезащитные шапочка, очки, плавки, шорты, спорт.майка

«Выходной костюм» ( брюки, рубашка, носки х.б., сандалии)

кружка, ложка, миска, туалетные принадлежности,

удостоверения личности, загранпаспорт, карта вакцинации, удостоверения на право управления парусным судном.

4.1.3. Продукты:

Наименование

Кол-во на 1 чел. в 1 день гр

Кол-во на 4 чел. на 36 дней кг

Приобреталось в пути кг

Цена кг гривень

Стоимость гривень

Хлеб

300

43.2

23 кг

1.70

73

Сухари

100

14,4

 

1.70

24.4

Хлебцы (–молодцы)

50

7,2

 

5

38

Растительное масло

сало

30

50

4,32

7,2

 

3

7

12,96

50.40

Крупы гречневая, пшено, рисовая, овсяная, пшеничная

150

21.6

 

2.0

43.2

Приправа «Мивина»

10

1.44

 

1п. – 1.20

17.28

Лук.

30

4.32

 

1.50

6.48

Картофель

100

14.4

 

3.00

43.2

Кетчуп

 

10 бут

 

3.00

30

Сахар

100

14.4

5

2.7

38.9

Чай «Батик»,

15

2.18

 

50гр- 3.60

156.96

кофе

5

0.72

 

5гр – 0.80

115.2

Вода

3 литра

 

184 литра

 

 

Итого:

940

101.52

 

 

649.98

Хлеб и вода пополнялись в г.г. Щелкино, Ялта, Синоп


Смета расходов

Наименование

Кол-во

Стоимость, Гривень / $

1

Продукты

650

2

медаптечка

Комплект

80

3

ремнабор

Комплект

70

4

Батарейки ЭДС

30 шт

120

5

газ

8 кг

10

6

Фотопленки, видеокассеты

8 фото. 3 видео

200

7

Аренда автомобиля (в Мариуполь и обратно)

900

8

Подготовка катамарана

1000

9

Расходы в г.Ялта (проезд такси, стоянка в порту)

25

10

Визы (4*20), транслог (80), агент (90)

250 $

Итого

3055 / 250

На данное время курс доллара был 1доллар = 5.31 гривна

4.2. Схемы

Рис.1 конструктивная схема рамы катамарана

рис.2 схема размещения снаряжения на катамране

Приложение 4.3.

Е.Г.Коротких.

Рекомендации по подготовке спортивного туристского похода на туристских парусных судах.

Невозможно объять необъятное.

В любом деле должна быть цель. И не просто цель, а определенная, дающая ясный ответ на вопрос « Зачем это надо?».

Организовывая путешествие, необходимо правильно определится для чего оно Вам нужно. Путешествия есть спортивные, познавательные, учебно-тренировочные, исследовательские, экстремальные, отдыхающие и каждое выдвигает свои требования порой противоречивые для других.

Ясная цель, правильный ответ способствуют правильной организации путешествия, определению состава группы по интересам, улучшению психологической совместимости и активной заинтересованной деятельности участников, определению требований к маршруту, снаряжению, группе и т.д.

«Подготовка перед делом спасет тебя от раскаяния» гласит древняя надпись на Афрасиабе (Самарканд).

От подготовки зависит результат. Для качественной, плодотворной подготовки необходимо ясно представить (изучить) это путешествие, его характер, условия, требования и составить план подготовки, где необходимо учесть все до мелочей (в походе мелочей не бывает). Как показывает практика в основном все аварии это результат недоброкачественной подготовки, неграмотные, неверные расчеты, некачественное изготовление снаряжение, халатное, пренебрежительное отношение даже к мелочам, не понимание условий путешествия и даже бравада.

Для планирования подготовки желательно использовать сетевой график, хорошо описанный в книге В.Соколова «Велосипедный туризм». В данных рекомендациях рассматриваются вопросы связанные с проведением туристских спортивных путешествий на туристских разборных парусных судах-катамаранах по морским просторам.

Морское побережье Украины является пограничной зоной, где действуют свои правила, которые выдвигают свои требования к организации, проведению путешествий.

В соответствии Закона “Прикордонних війська України” пограничная служба осуществляет контроль и за водным транспортом, находящийся в их зоне. И без ведома (санкции) погранвойск запрещены выходы в море, плавания по морю, подход к берегу, хранение транспортных средств на берегу. Поэтому рекомендуется для удобства оформления переходов планировать начальный, конечный, промежуточные пункты в местах, где есть погранзаставы.

Под выбранный маршрут подбирается судно, снаряжение.

Туристское парусное судно должно:

-1. быть безопасным,

-2. обладать достаточными мореходными качествами и обитаемостью для данной сложности маршрута,

-3. транспортабельным средствами общественного транспорта и силами участников.

Условия безопасности это:

-прочность и надежная работа конструкции и всех узлов, оборудования. Прочность рамы можно проверить, нагружая на раму, установленную на две опоры крайние точки носа одного корпуса и кормы другого, весом полного водоизмещения. Прочность мачты можно проверять, приложив нагрузку в точке крепления штага (с помощью тросов), попытаться опрокинуть нагруженный катамаран, после аналогично нагрузить мачту в районе краспицы.

Прочность швертового оборудования можно проверить, приложив нагрузку на боковую сторону, установленного в рабочее положение шверта, на уровне нижней кромки (установить катамаран на боку). Шверт должен выдержать нагрузку весом F = 0.1 * S * P, где –S –площадь парусности,кв.м, Р – давление воздуха при максимальной силе возможного ветра. Кгс/кв.м (Н/кв.м), прочность шверта должна обеспечить возможность использовать шверт как рычаг для переворачивания катамарана весом экипажа.

Прочность рулевого оборудования можно проверить аналогично как шверт, приложив нагрузку в два раза меньше.

-наличие на каждом баллоне не менее двух (безопаснее не меньше трех) секций, каждая отдельно накаченная секция должна выдержать давление весом равным половине водоизмещения судна. Баллоны, сделанные в любительских условиях, должны иметь камеры, с наклеенными дополнительными полосами на клееные соединения и, желательно , чтоб штуцера имели обратные клапаны (наклеенный изнутри лепесток), и обшивку, прошитую не менее двумя швами на каждом соединении и желательно, чтоб после 10-15 стежков вязать контрольные узлы. Баллон должен быть прочным, выдерживать нагрузку весом полностью нагруженного катамарана

При плавании в большом удалении от берега, желательно обеспечить дополнительную аварийнную плавучесть: закрепить под палубой плиты пенопласта, закупорить трубы рамы, в качестве упаковок для снаряжения использовать герметичные мешки с возможностью их наполнить воздухом (надуть), капроновые бочки.

Мореходные качества катамарана должны обеспечить плавание при ветре до 6 баллов и высоте волны до 2м. Остойчивость и максимальную силу ветра для катамарана можно определить используя данные таблицы

Сила ветра Баллы

0

1

2

3

4

5

6

Скорость м./сек

0

1

3

5

7

9

12

Давление ветра на парус кГ/кв.м

0

0.1

0.5

0.2

4

6

11

по формуле-

Pв. * S * hцп = 0,5 * Д * B

Давление ветра на кв.м * площадь парусов кв.м * высота центра парусности м.=0.5 * полное водоизмещение судна кг . * конструктивная ширина м...

По правилам международной ассоциации IMMCA важным условием является проверка безопасности по формуле

W * Вmin/ hцп* MSA >= 11

Где W – вес, укомплектованного судна (без экипажа, запасов), кг, Bmin- минимальное расстояние между ДП корпусов, м, hцп высота центра парусности, м, MSA- обмерная площадь парусов, кв.м. При загрузке катамарана, следует учитывать, что осадка должна быть меньше половины диаметра баллона.

Критериями обитаемости служат это удобное управление судном, оборудованием, производством различных работ (навигация, ремонт, приготовление пищи и пр.) в различных условиях (метео-, и т.д.), возможность полноценного отдыха. Удачный проект укрытия у «Альбатроса».

Катамараны должны разбираться и упаковываться так, чтобы габариты и вес соответствовали действующим нормам перевозок и участники без перенапряжения могли их переносить, вносить в общественный транспорт, укладывать. Рекомендуется делать упаковку весом не более 40кг и габаритами, чем длиннее упаковка, тем меньше ее диаметр.

Если судно имеется, то маршрут прокладывается с учетом характеристики судна, его мореходности, обитаемости и т.п..

Для малых судов типа катамарана «Альбатрос», которые на высоких крутых волнах подвержены опрокидыванию, рекомендуется прокладывать маршруты вдоль тех берегов, где всегда можно укрыться при появлении шквалов, шторма ( на Азовском море опасными являются участки побережья между п. Каменское и г. Щелкино, от мыса Чаганы и до г.Керчь, на Черном море — берега полуострова Тарханкут ).

Большие тяжелые катамараны типа «Азов», «Странник-2» (В.И.Феденюк) могут штормовать в открытом море.

При выборе судна (проекта для постройки) рекомендуется исходить от маршрутов, по которым предполагается путешествовать. Приобретение катамарана не дешевое и необходимо точно определится с типом судна, чтобы потом не раскаиваться.

Туристские разборные катамараны не имеют комфорта крейсерских яхт и не рассчитаны на многосуточные переходы без выхода на берег. На практике на катамаранах обычно совершают переходы не более суток, были и недельные переходы. По мореходности большие катамараны типа «Странник-2» не только не уступают крейсерским швертботам, но и превосходят их при хождении в лавировку при высоких волнах, а более малая осадка позволяет проходить мели, подходить к берегу, а его вес позволяет силами экипажа переносить катамаран по суше. По туристским меркам данные катамараны тяжелые и их долго собирать и разбирать, но эти катамараны создавались не для однодневного похода, а для сложных длительных походов по морским просторам. На них совершены сложные путешествия по Черному, Белому, Каспийскому и Азовскому морям, а Азовское море пересекалось практически по всем направлениям и маршрутам в различных метеоусловиях (от штиля и до шторма). И везде катамаран продемонстрировал надежность конструкции, простоту управления, высокие мореходные качества и огромные возможности в познании окружающего мира.

При комплектации снаряжения рекомендуется стремиться к независимости, к полной автономии проведения путешествия, иметь возможность без посторонней помощи провести действия от мелкого ремонта до спасательных действий в экстремальных ситуациях, то есть по принципу «должно быть все и ничего лишнего» и повышать не количество запасных частей, а качество конструкции, снаряжения. Все снаряжение должно иметь свое "штатное" место и обязательно закреплено (линем, шнурком или др.).

Паруса - движитель судна. Как показала практика, если есть возможность рифить паруса, то вполне хватает одного комплекта парусов, в ином случае необходим комплект парусов для изменения площади парусности, и всегда обязательно иметь набор штормовых парусов и желательно стаксель меньшей площади, чем основной. Спинакер, гинакер и подобные паруса повышают скорость, но требуют соответствующей квалификации. Туристами эти паруса еще не освоены, но идет тенденция к их появлению в «гардеробе» парусов. Для катамаранов, на которых будут осуществляться сложные походы, паруса желательно должны шиться специалистами и из соответствующей ткани.

Для шкотов лучше использовать мягкие троса большого диаметра. Их удобнее держать в руках, они легче проходят через блочки. Для фалов лучше использовать специальные яхтенные фалы (металлический трос соединенный с синтетическим ). С мягким тросом сложно набить парус, а жесткий трос труднее проходит через блочок, что создает опасность при экстренной уборке парусов. Привязывать концы выбранных шкотов, фалов к элементам судна не рекомендуется. Это очень опасно. При появлении порывов, шквалов не всегда команда успевает развязать эти концы и рвутся паруса, ломаются мачты и даже переворачиваются катамараны. Самый безопасный способ — это удерживать шкоты в руках. Но в соревнованиях (в гонках одиночек-капитанов), в походах это неудобно и утомительно. Поэтому самое практичное это использование яхтенных стопоров, на худший случай - утки, которые необходимо расположить так, чтобы в любых ситуациях, идеально любому участнику, с любого места можно быстро и легко отдать фал или шкот. А если все же приходится шкоты, фалы подвязывать, то рекомендуется использовать узлы типа « шлюпочный», «разбойничий», «буксирный», которые, подтянув за ходовой конец, легко отдаются.

И еще важный движитель — это весла. На парусных туристских судах это не основное средство перемещения, но не вторичное. Потому что иногда возникают ситуации, когда благодаря веслам можно сделать маневр, подойти к утопающему, в безветрии пройти судовой ход, избежать опасности и т.п. То есть весла применяются в основном не для длительной работы по передвижению судна, а для экстренных случаев, когда нужно короткое, но быстрое перемещение, энергичные и мощные гребки. Поэтому желательно канойные весла с большей лопастью и с Т–образной рукояткой (ширина лопасти до 220мм, длина до 600мм). Рекомендуется весла подстраховать т.е. связать с катамараном 1,5-2 метровым линем, для крепления линя с рамой судна использовать маленький быстросъемный карабин.

Якорь — залог безопасности и гарант спокойствия. На туристских маршрутах грунт может быть разный. Если на Азовском море преимущественно песок и глина, то на Черном море встречается дно и песчаное, и глинистое, и илистое, и каменистое. Считается наиболее удобным, надежным на всех видах грунта адмиралтейский якорь. Его держащая сила создается не только формой, но и весом. Якорь Холла весом 7кг не смог удержать катамаран весом 500 кг без парусов при ветре до 6 баллов на илистом грунте.

На Азовском море местные рыбаки используют трех-четырехлапные кошки, весом 3-5 кг, сделанные из металлических прутьев диаметром 25-35мм.

Сейчас разработаны типы якорей, превосходящие по держащей силе лучшие образцы адмиралтейских якорей в 2-3 раза. Наиболее эффективные якоря Данфорта, Матросова Трайдера, лемеховый. Они держат на большинстве грунтов (песок, глина, галька). Но на каменистом грунте они не обеспечивают достаточной держащей силы, где более существенную роль играет вес якоря, а не его форма.

На практике туристы редко используют якорь. Обычно туристы подходят к берегу, выгружают снаряжение (вещи, вода, продукты и т.д.), а затем вытаскивают катамаран на берег, а при отходе спускают катамаран на воду, загружают. Снаряжение достигает в весе до 100 и более кг. Это не трудно, если нет волнения. А при сильном волнении, когда волна высокая и крутая, не то что загрузить, но удержать катамаран трудно. При отходе при таком волнении, волна поднимает катамаран и выкидывает обратно на берег. В это время на катамаран действуют самые максимальные, переменные нагрузки и создается опасная ситуация и для судна и для выталкивающих катамаран участников. И более опасно, если берег каменистый с трещинами, и острыми краями. Поэтому, как показала практика. иногда удобнее на тяжелых катамаранах отстаиваться на якоре, экономя силы и время на загрузку, и разгрузку судна.

Туристам нужны якоря надежные, легкие, удобные для перевозки. Можно сделать легкий адмиралтейский якорь с возможностью его утяжеления в походном режиме. Изготовить веретено из трубы большого диаметра, куда можно засыпать песок, гальку 2-3кг или подвязать мешки с грунтом (Веретено и шток у адмиралтейского якоря должны быть длиннее в 2.5 раза каждого рога). Но это пригодно для несложных, проходящих вдоль неопасных берегов, походов. Для сложных маршрутов компромисс исключается. Здесь нужны пусть тяжелые, но надежные якоря - адмиралтейский, если маршрут будет проходить в районах с каменистым грунтом, в остальных случаях - Матросова, Данфорта, Трайдера и другие якоря повышенной держащей силы, они легкие и удобные для транспортировки. Луганские туристы-парусники пользуются якорем, предложенным туристом-парусником А.Тарасенко (рис 1).

Вес якорей определяется согласно действующим нормам или из практического опыта.

Рекомендуется вес якорей

Водоизмещение Адмиралтейский Матросова

Для малых (типа «Альбатрос») до 0.5 Т 3.0кг 2.0кг

Для средних («Азов», «Странник-2») до 0.7 Т 6.0кг 3-4кг

Для больших («Странник-3») до 1.0 Т 10.0кг 5.0кг

В качестве якорного конца можно использовать синтетические троса диаметром не менее 8мм, (трос диметром 6мм тоже выдержит), такими тросами легче выбирать якорь и они меньше путаются. Длиной трос должен быть не менее для Азовского моря – 30м, для Черного – 60м (вдоль берега глубина не больше 20м)

Якорь плавучий (плавающий). Аккуратно сложенный, он не мешает, но в шторм, когда судно ложится в дрейф, он становится основным средством управления судном по обеспечению безопасности. При изготовлении следует использовать надежный материал – брезент, синтетическую ткань («Турист»), парусину, вытяжной парашют. Минимальный диаметр-300мм. Крепить якорь лучше концом длиной кратной длины волны и не менее 25м. Это повышает устойчивость катамарана, катамаран меньше рыскает.

Компаса. Даже при плавании вдоль берега, компас помогает идти прямым курсом. Самые удобные и надежные компаса морского исполнения (шлюпочные) и авиационные. Желательно иметь два компаса, по одному на каждый борт (баллон) или если один, то необходимо предусмотреть возможность переноса и крепления компаса на сторону к рулевому. Желательно иметь и компас-пеленгатор. С его помощью определяют положение судна, угол дрейфа, условия расхождения со встречным судном. В качестве пеленгатора туристы используют жидкостные компасы для спортивного ориентирования, к нему желательно приспособить прицельную планку, облегчающую визирование. Этим компасом трудно пользоваться при волнении, поэтому для морских условий лучше использовать яхтенный компас-пеленгатор или авиационный компас с пристроенной прицельной планкой.

Фонари. Даже если не планируются переходы в ночное время, это может случиться. Необходимо иметь фонари, один мощный для освещения паруса при расхождении со встречным судном, освещения берега, препятствий и несколько маломощных для подсветки на борту катамарана. Фонари нужны герметичные. Сейчас появились фонари, где источником света является светодиоды. Эти фонари очень дорогие, но очень маленьких размеров и двух пальчиковых батареек хватает на более 100 часов работы и излучают мощный белый свет.

Радиостанция. Для плавания в пограничной зоне необходимо иметь УКВ радиостанцию Морской подвижной службы (с 1999г.)

В данный момент положения о приобретении, использовании радиостанций на частных судах в Украине не определено.

Погранвойска требуют только обеспечение радиосвязи, то есть наличие радиостанции, документами на радиостанции не интересовались.

Самые удобные радиостанции современные переносные импортного производства, но они очень дорогие. Из дешевых пригодны радиостанции советского производства например – «Причал».

Выходная мощность – 1 Вт

Дальность связи до 6 миль

Ток потребляемый при приеме –46 мА, при передаче-600 мА

Погранвойска требуют постоянной радиосвязи, то есть постоянно включенной на прием на 16 канале радиостанции. Поэтому для работы радиостанции, питания топового, бортовых огней и других потребителей электроэнергии необходимо иметь источник электроэнергии большой емкости – мощный аккумулятор емкостью не менее 10А.час, а для его подзарядки, если маршрут проходит рядом с населенными пунктами можно иметь малогабаритное зарядное устройство от сети переменного тока, чтобы по договоренности заряжать аккумуляторы, но практичней быть независимым и иметь еще и свой источник электроэнергии - это солнечные элементы. В продаже имеются элементы, каждый элемент размером 85 х 85 мм выдает электроэнергию напряжением до 0.5 В и силой тока до 150 мА при среднем солнечным освещении. Батарея из 30 последовательно включенных элементов за день заряжает аккумулятор для радиостанции "Причал". В электроцепь последовательно необходимо включить диод, чтобы исключит разряд аккумулятора через солнечные элементы.

Часыудобнее электронные с подсветкой, но надежнее электромеханические. Их желательно загерметизировать в прозрачный резиновый или полиэтиленовый мешочек и держать "на цепочке". Надпись на часах "Влагозащищенные" указывает на защиту от брызг, дождя, но не расчитаны на купание, ныряние на глубину.

Бинокль позволяет визуально обследовать поверхность моря, берег. На катамаранах, с их низкой "палубой", особенно при волнении, сложно пользоваться биноклем. Поэтому нет смысла приобретать бинокли с большим увеличением, достаточно –8-12 кратное, но желательно с большим диаметром (40 и больше). Чтоб изображение не "прыгало" можно искуственно утяжелить бинокль или прислонить к жесткой опоре или использовать шнурок как делают фотографы.

Карты. Для прибрежного плавания достаточно иметь топографические карты с маштабом 1:200000 береговой линии, на них необходимо перенести расположение и характеристики маяков, буев, судоходных путей.

Спутниковый навигационный прибор ( GPS) не обязателен, но с его помощью легко определить местоположение, скорость, направление перемещения, направление, расстояние до заданого пункта, записать маршрут, он дублирует лаг, компас, часы, работу с картой, расчеты штурмана и... лишает какой-то доли романтизма.

Барометр. Правила требуют наличие на яхтах барометра ( барографа). Но туристы пока пользуются сводками погоды местных радиовещательных станций, наблюдением за погодой и конечно начали пользоваться услугами Интернета.

Узнать сводки погоды, новости можно с помощью любого радиоприемника, имеющий диапазоны длинных (150-300кГц), средних (500-2000кГц) волн.

В качестве туманного горна можно попробовать звуковой рожок спортивных болельщиков.

Для приготовления пищи удобно использовать газовые приборы. Горелку необходимо установить в ветрозащитном кожухе, который необходимо жестко закрепить к раме судна. Газовый баллон установить на удалении от плиты не ближе 1м в проветренном, прохладном месте, так чтобы появившийся газ стекал за борт в другую сторону от плиты, людей и удобно было управлять краном.

В качестве посуды, лучше использовать высокие молочные бидоны или подобное, так как с них при качке не выплескивается вода, пища. К бидонам приделать ручки, чтобы удобнее можно было пользоваться одной рукой.

Для удобства приготовления пищи и экономии газа или другого источника тепла, рекомендуется использовать термоса «Термо» с широким горлом и емкостью не менее 2.5литра (если 4-5 человек). В термос засыпать крупу (гречка, рис, пшено, овсянка, пшеничная), специи и залить кипятком и дать настояться. Через час каша будет готова и в течении не менее 10 часов будет оставаться горячей. (Во время дневных переходов на берегу утром готовили завтрак и закладывали в термоса обед (каша, чай). Во время суточных переходов готовили пищу на судне, используя термоса).

Сыпучие продукты удобнее хранить в пластиковых бутылках.

Воду – в больших емкостях, но не более 30литров. Чем больше емкость, тем меньше ( относительно) занимает место, но тем тяжелее носить. Удобны 10-литровые пластиковые бутыли и 30 литровые канистры.

Береговое снаряжение лучше упаковывать в гидромешки. Их удобно использовать как сидушки.

Снаряжение, которым необходимо часто пользоваться, или быстро достать или хрупкое, рекомендуется хранить в капроновых бочках с широким горлом. В них удобно хранить и теплую одежду, и карты, и фотоаппарат, и медаптечку и т.д..

Для накачки воздухом баллоны рекомендуется насос, предложенный донецкими туристами-парусниками (В.Ткаченко). Он представляет собой емкость ( ведро, котелок, любое цилиндрическое) - это цилиндр, к нему прикрепляется из резинткани тубус (прихватывается резиновым кольцом), а другой конец тубуса крепят на трубку с встроенными клапанами и шлангой – это поршень. При вдавливании трубки-поршня в ведро-цилиндр, выходит воздух

Для топового и бортовых огней лучше использовать линзу Френеля, но можно и стеклянные баночки с закручиваемыми крышками, только в этом случае нужно устанавливать лампочки большей мощности (3 Вт). Банка устанавливается крышкой вниз, крышка жестко крепится к топу мачты, в крышке монтируется патрон для лампы, в банку вмонтировать горизонтальные отражатели. Банка вкручивается в крышку и дополнительно крепится скобой.(из «15 проектов судов»)

Радиолокационный отражатель можно сделать из оцинкованного металлического листа в виде двух кругов диаметром каждый не менее 600м и соединенные друг с другом перпендикулярно посредством вырезов. При плавании в тумане, ночью он может предотвратить столкновение. Так как радары не «видят» мачты.

Медаптечку необходимо укомплектовывать средствами, которые экипаж знает и которыми может пользоваться. Медаптечку для удобства пользования следует разделить на части: часть –экстренная-при кровотечении, шоке, остановке сердца, дыхания и т.п., часть-лечебное-средства от отравлениях, воспалении и т.п.. Хранить «экстренную» под рукой.

Аналогично разделить ремнабор. Под рукой должны находится: ножи, запасные веревки. Инструменты комплектовать с учетом: - сборки, разборки катамарана, - ремонта труб мачты, рамы, швертов, рулей, - ремонта баллонов, - ремонт парусов, одежды, - ремонт электрооборудования (приложение7).

Буем туристы не пользуются, но как показывает практика, часто, упавшую за борт вещь мы теряем, потому что теряем ее из виду. Не то, что вещь, иногда человека не видно в волнах, поэтому для любителей плавания вдали от берега это необходимая вещь. Буй это шест, длина надводной части должна быть не менее 1.8м. На верху устанавливаются флажок и лампа-маячок, на уровне воды поплавок, внизу балласт, эл.батарея. К бую привязывается 3-метровый линь со спасательным кругом.

Средства спасения. В идеале катамаран должен быть и как спасательный плот. Правила Украины допускают для судов 4 категории навигации иметь вместо спасплотов «..альтернативу..», при наших маршрутах вполне подходит надувная лодка. На своем катамаране мы проектируем под палубой на поплавках закрепить 4 бочки капроновые 50 литровые. Они будут использоваться и как для хранения вещей и как спассредство.

Общетуристское снаряжение.

Палатки- служат не только как защита от ветра, дождя, солнца, пыли, комаров, но и для создания атмосферы уютного микромира для полноценного отдыха. В парусных путешествиях можно пренебречь весовыми показателями и выбирать палатку по вкусу и походно-бытовым характеристикам. Удобно, когда тент и палатка раздельные, т.е. их можно использовать отдельно. И рекомендуется поднять повыше порог палатки, чтобы не проникали ползущие, бегающие насекомые и пр.

Спальные мешки- основные требования это тепло спать и быстро сохнуть. Пуховые спальники очень теплые, мягкие, но когда намокнут, то на море они не высохнут. Более менее подходят спальники синтепоновые и силикованые с двумя слоями. Так проще регулировать температурный режим и сушить.

Мелочи, но важные. Линза стеклянная увеличительная (если вдруг спички отсырели), мыло хозяйственное, щетка- с палубы песок сметать, ведро капроновое-воду принести, овощи хранить, стирать и многое другое. Миска капроновая большая – в нее складывать хлеб, овощи, готовить пищу, использовать вместо стола, складывать инструмент во время работы и т.д..

Удобные спасжилеты с наполнителем из пенополиуретана, с пришитыми петлями обвязки для крепления страхлиня и вытаскивания из воды, с карманами для свистка, фонарика, страхлиня, ножнами для ножа яхтсмена. По сравнению с надувными спасжилетами они более громоздки, но зато не надо подкачивать и переживать за герметизацию (проколы), на них удобно сидеть.

В жаркую погоду хорошо охлаждает тело намоченная шелковая одежда.

В холодное время одевать теплый костюм из флиса.

Ветрозащитный костюм лучше из ткани болонья с капюшоном и длинный, чтобы закрывал поясницу в любом положении

В качестве гидрокостюма можно использовать костюмы для рыбаков и пр. Желательно костюм иметь просторным, чтобы можно было его одеть поверх спасжилета, так меньше потеешь.

Приложение 4.4
Витяг з закону України “Про Прикордонні війська України”

Стаття 6. Обов'язки Прикордонних військ України.

При виконанні покладених на них завдань, Прикордонні війська України зобов'язані:

4) здійснювати у встановлених пунктах і у встановленому порядку при наявності належно оформлених документів пропуск через державний кордон України осіб, транспортних засобів, вантажів та іншого майна.

8) здійснювати контроль за додержанням усіма невійськовими суднами і військовими кораблями встановленого порядку плавання та перебування в територіальному морі України, внутрішніх водах України, а також частині вод прикордонних річок, озер та інших водойм, що належить Україні.

Стаття 7.Права Прикордонних військ.

У межах прикордонної смуги, в пунктах пропуску через державний кордон України, а також на території, де прикордонну смугу не встановлено, але Прикордонними війсками України здійснюються дії щодо охорони державного кордону України –прилеглій до державного кордону України або до охоронюваного Прикордонними військами України узбережжя моря території району, міста , селища сільради, в територіальному морі України , внутрішніх водах , що належать України , Прикордонні війська України мають право:

1) розташовувати прикордонні наряди , пересуватися при виконанні службових обо’язків по будь-яких ділянках місцевості;

2) вести дізнання у справах про порушення державного кордону України, здійснювати оперативно-розшукову діяльність відповідно до чинного законодавства;

3) здійснювати адміністративне затримання осіб , які порушили режим державного кордону

України, прикордонний режим або режим у пунктах пропуску через державний кордон України ,на срок до трьох годин для складення протоколу , а в необхідних випадках для встановлення особи і з’ясування обставин правопорушення – до трьох діб з повідомленням про це письмово прокурора протягом двадцяти чотирьох годин з моменту затримання або на срок до десяти діб з санкції прокурора , якщо правопорушники не мають документів , які посвідчують їх особу , піддавати затримних особистому оглядові , а також оглядати і при необхідності вилучати наявні при них речі;

4) здійснювати на строк, передбачені пунктом з цієї статті , адміністративне затримання громадян України , іноземних громадян і осіб без громадянства, які порушили державний кордон України , при відсутності достатніх підстав для порушення проти них кримінальних

справ , а якщо щодо цих осіб прийнято у встановленому порядку рішення про передачу їх прикордонним властям суміжної держави , з санкції прокурора затримувати цих осіб на час , необхідний для їх передачі.

Витяг з Закону України “Про державний кордон України”.

Стаття 8. Визначення режиму державного кордону.

Режим державного кордону України- порядок перетинання державного кордону України, плавання і перебування українських та іноземних невійськових суден і військових кораблів у територіальному морі та внутрішніх водах України, заходу іноземних невійськових і військових кораблів у внутрішні води і порти України та перебування в них, утримання державного кордону України, ведення різних робіт, промислової та іншої діяльності на державному кордоні України- визначається цим Законом, іншими актами законодавства України і міжнародними договорами України.

Стаття 12. Пропуск осіб, транспортних засобів, вантажів та іншого майна через державний кордон України.

Пропуск осіб, які перетинають державний кордон України, здійснюється Прикордонними військами України за дійсними документами на право в'їзду на територію України або виїзду з України. Пропуск транспортних засобів, вантажів та іншого майна черех державний кордон України прводиться відповідно до законодавства України і міжднародних договорів України. Відповідно до міжнародних договорів України Кабінетом Міністрів України може бути встановлено спрощений порядок пропуску осіб, транспортних засобів, вантажів та іншого майна через державний кордон України.

Стаття 23. Прикордонний режим.

У прикордонній смузі в порядку, що визначається Кабінетом Міністрів України, встановлюється прикордонний режим, який регламентує відповідно до цього Закону та інших актів законодавства України правила в?ізду, тимчасового перебування, проживання, пересування громадян України та інших осіб, провадження робіт, обліку та тримання на пристанях, причалах і в пунктах базування самохідних та несамохідних суден, їх плавання та пересування у внутрішніх водах України.

Передбачений частиною першою цієй статті порядок обліку і тримання самохідних та несамохідних суден на пристанях, причалах і в пунктах базування, їх плаваня і пересуваня в територіальному морі і внутрішніх водах України пощирюється і на територію району, міста, селища, сільради, що прилягає до державного кордону України або до узбережя моря, яке охороняється Прикордонними військами, де прикордонна смуга не встановлена.

Забороняється тримати самохідні та несамохідні судна поза встановленими пристанями, причалами і пунктами базування або на них, але з порушеннями правил тримання, а також відходити від берега або причалювати до берега поза пристанями, причалами і пунктами базування.

Стаття 25. Особливості прикордонного режиму в частині внутрішніх вод України.

Частина внутрішніх вод України і розташовані в ній острови перебувають під контролем Прикордонних військ України.

Пересування по берегу і льоду прикордонних річок, озер та інших водойм поза встановленими для цього шляхами, стежками або спорудженнями правил пересування забороняється.

Витяг з Кодексу України про адміністративни правопорушення.

Стаття 9. Поняття адміністративного правопорушення.

Адміністративним правопорушенням (проступком) визнаеться протиправна, винна (умисна або необережна) дія чи бездіяльность яка посягае на державний або громадьський порядок, права і свободи громадян, на встановлений порядок управлення і за яку законодавством передбачено адміністративну відповідальність

Адміністративна відповідальность за правопорушення, пербачені цим Кодексом настае, якщо ці порушення за своім характером не тягнут за собою відповідно до чинного законодавства кримінальної відповідальності.

Стаття 12.

Адміністративній відповідальности підлягають особи, які досягли на момент вчинення правопорушення шестнадцятирічного віку.

Стаття 262.

Адміністративне затримання провадится:

2) прикордонними військами- при порушенні прикордоного режиму або режиму в пунктах пропуску через державний кордон України.

Стаття 264.

Особистий огляд може провадитись уповноваженими на те посадовими особами- прикордонних військ, у виподках, прямо передбачених законодавчими актами України.

Особистий огляд може провадитись уповноваженою на те особою однієі стати з оглядуваниямі в пристності двох понятих тієі ж статі.

Огляд речей, ручной кладі, багажу, знарядь полювання і лову риби, добутої продукції, транспортних засобів та інших предметів здійснюється як правило у присутності особи.

Про особистий огляд, огляд речей складаеться протокол.

Стаття 202.

Порушення прикордонного режиму або режиму в пунктах пропуску через державний кордон України-тягне за собою попередження або накладення штрафу на громадян до трьох неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.

Приложение 4.5.

Список документов необходимых для оформления прибережного плавання ( туристско-спортивное)

1. Судовая роль-2экз.

2. Паспорта экипажа.

. .

Список документов необходимых для пограничного оформления яхты.

1. Генеральная декларация (приход, отход)— по 2 экз.

2. Судовая роль (приход,отход) --по 2 экз.

3. Паспорта.

4. Визы (для яхт под иностранным флагом ).

5. Экологический сертификат Екология (приход).

6. Дератизационное свидетельство, санитарно-карантиная служба (приход).

Список документов, необходимых для таможенного оформления яхты.

Приход.

13. Генеральная декларация – 1 экз.

14. Грузовая декларация 1 экз.

15. Судовая роль-2 экз.

16. .

17. Индивидуальные таможенные декларации членов экипажа ( на отход).

18. Индивидуальные таможенные декларации членов экипажа (на приход).

19. Список судовых запасов-2 экз.

20. Справки об отсуствии на борту оружия, наркотиков, товаров, запрещенных вывозу за границу, постороних людей.

21. отход.

1. Грузовая декларация-1экз.

2. Судовая роль-1экз.

3. .

4. Индивидуальные таможенные декларации членов экипажа (отход).

5. Индивидуальные таможенные декларации членов экипажа (приход).

6. Список судовых запасов (отход).

7. Список судовых запасов (приход)

Приход из украинского порта.

1. Грузовая декларація с отметкой таможни отправления.

2. Судовая роль с отметкой таможни отправления.

3. Список судовых запасов с отметкой таможни отправления.

4. Индивидуальные таможенные декларации (приход).

Отход в украинский порт.

1. Грузовая декларация-2экз.

2. Судовая роль-2экз.

3. Список судовых запасов-2экз.

4. Индивидуальные таможенные декларации (приход).

Приложение 4.6.

КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ.
П О С Т А Н О В А
від 29 серпня 2002 р. N 1274
Київ
Про затвердження Порядку пропуску
яхт через державний кордон
Відповідно до статей 9, 11 і 12 Закону України "Про державний кордон України"
Кабінет Міністрів України п о с т а н о в л я є:
Затвердити Порядок пропуску яхт через державний кордон (додається).
Прем'єр-міністр України А.КІНАХ
Інд. 29

ЗАТВЕРДЖЕНО
постановою Кабінету Міністрів України
від 29 серпня 2002 р. N 1274

ПОРЯДОК пропуску яхт через державний кордон.

1. Дія цього Порядку поширюється на юридичних та фізичних осіб, діяльність яких пов'язана з експлуатацією яхт - вітрильних, вітрильно-моторних або моторних маломірних плавзасобів індивідуального чи колективного користування, що не застосовуються для перевезення вантажів.
2. У цьому Порядку поняття вживаються в такому значенні:
іноземна яхта - яхта, що належить юридичній або фізичній особі іноземної держави;
яхта закордонного плавання - яхта, що перетинає державний кордон з метою прибуття в Україну або вибуття з України;
морський агент - суб'єкт підприємницької діяльності, який відповідно до договору морського агентування виконує певні дії та формальності щодо сприяння капітанові яхти у виконанні обов'язків, пов'язаних з перетинанням державного кордону;
екіпаж яхти - фізичні особи, які під час рейсу виконують на борту яхти обов'язки, пов'язані з її експлуатацією чи обслуговуванням, і внесені до суднової ролі;
суднова роль - документ, у якому зазначаються відомості про кількість і склад екіпажу: прізвище та ім'я члена екіпажу, громадянство, звання або посада, дата і місце народження, тип і номер документа, що посвідчує особу, порт і дата вибуття (прибуття), а також назва яхти, держава та порт реєстрації;
список пасажирів - документ, у якому зазначаються відомості про пасажирів: прізвище та ім'я пасажира, громадянство, дата і місце народження, порт посадки (висадки), порт і дата вибуття (прибуття) яхти, а також назва яхти, держава та порт реєстрації.
3. Яхти закордонного плавання, члени їх екіпажів та пасажири підлягають прикордонному і митному контролю (далі - контроль), а також у відповідних випадках ветеринарному, екологічному, санітарно-карантинному, фітосанітарному контролю і контролю за переміщенням культурних цінностей.
4. Контроль яхт закордонного плавання, членів їх екіпажів та пасажирів здійснюється в морському порту, в якому відкрито пункт пропуску через державний кордон.
Контроль іноземних яхт закордонного плавання, членів їх екіпажів та пасажирів здійснюється у разі прибуття в Україну - в першому, у разі вибуття з України - в останньому на шляху прямування морському порту, що відкритий для заходження іноземних невійськових суден.
5. Адміністрація порту і морський агент зобов'язані надавати підрозділам органів прикордонного та митного контролю інформацію про час прибуття в порт і вибуття з нього яхти закордонного плавання, її назву, державу та порт реєстрації, з порту якої держави вибула (в порт якої держави прямує), кількість членів екіпажу та пасажирів не пізніше ніж за дві години до прибуття (вибуття) яхти.
6. Капітаном яхти надаються підрозділам органів, які здійснюють прикордонний, митний та інші види контролю в пункті пропуску через державний кордон, такі документи:
1) суднова роль (у разі прибуття яхти - 4 примірники, у разі вибуття - 2);
2) документи, що дають право в'їзду в Україну або виїзду з України членам екіпажу та пасажирам;
3) список пасажирів (у разі прибуття яхти - 4 примірники, у разі вибуття - 2);
4) довідка про наявність на борту яхти наркотичних засобів, зброї та боєприпасів - 2 примірники;
5) список яхтових припасів - 2 примірники;
6) загальна митна декларація - 2 примірники (для іноземної яхти);
7) митні декларації членів екіпажу - громадян України;
8) митні декларації пасажирів;
9) морська медико-санітарна декларація (у разі прибуття яхти);
10) свідоцтва про здійснення профілактичних щеплень членам екіпажу та пасажирам (у разі прибуття з держав/вибуття до держав, для яких обов'язкові профілактичні щеплення, - відповідно до затвердженого МОЗ переліку).
Документи обов'язково засвідчуються підписом капітана яхти (за винятком документів, зазначених у підпунктах 2, 7, 8 і 10 цього пункту).
7. Відомості про всі зміни складу екіпажу чи пасажирів вносяться до суднової ролі або списку пасажирів і засвідчуються підписом капітана яхти.
До початку здійснення контролю сторонні особи зобов'язані залишити яхту, що вибуває з України, а члени екіпажу та пасажири повинні перебувати на борту яхти.
У разі перебування на борту яхти осіб, які не занесені до суднової ролі або списку пасажирів, капітан яхти закордонного плавання зобов'язаний повідомити підрозділ органу прикордонного контролю про таких осіб.
8. Капітан яхти закордонного плавання перед прибуттям до першого порту України зобов'язаний надати адміністрації порту відомості про її санітарно-епідемічний стан.
9. Іноземцю або особі без громадянства, яким відмовлено у в'їзді в Україну, забороняється сходження на берег. Капітан яхти в цьому разі несе відповідальність за повернення таких осіб з України (з відшкодуванням витрат) відповідно до законодавства.
10. Після здійснення контролю і пропуску в Україну яхт дозволяється їх безперешкодне плавання у територіальному морі та внутрішніх водах України, а також перебування та тримання на пристанях, причалах і в пунктах базування (за винятком районів, закритих для плавання і перебування) у порядку, визначеному законодавством України.
11. Іноземна яхта, доставлена на узбережжя моря з використанням іншого транспортного засобу, береться на тимчасовий облік і здійснює плавання з додержанням вимог, визначених пунктом 10 цього Порядку. У разі вибуття з України морським шляхом яхта, члени її екіпажу та пасажири проходять контроль у пункті пропуску через державний кордон з додержанням вимог, визначених пунктами 4-7 цього Порядку.
12. Яхта, що належить фізичній особі - резиденту України і тимчасово вибуває з України, під час пропуску через державний кордон декларується під зобов'язання щодо її повернення в Україну.
Іноземна яхта, що належить фізичній особі - нерезиденту і прибуває в Україну з метою тимчасового перебування, під час пропуску через державний кордон декларується під зобов'язання про її вибуття з України.
13. У випадках, передбачених законодавством України, підрозділ органу прикордонного контролю може заборонити вихід яхти закордонного плавання у море.

09.10.2002

Приложение 4.7

« Постановлением от 13.11.1990. ГИЭ Минсвязи СССР разрешило приобретение и использование радиостанций «Сейнер», «Причал», «Рея», «Кама», РСД-70. Оформление разрешения на эксплуатацию РЭС производилось Главным центром ЭМС РЭС через местные органы ГИЭ:

если «Причал», «Рея» – как основное оборудование, то оформляется по форме 3-УЖ, как носимое РЭС.

Обязательные каналы –16- аварийный и вызывной

-72- для меж судовой (яхтенной) связи».

Приложение 4.8

Минимальные нормы снабжения маломерных судов для судов 4 категории плавания ( Правила пользования маломерными судами на водных объектах г.Севастополя. Утверждено решением Севастопольского ГорСовета. 2002г.).

1. Морские часы-1. ( можно ручные)

2. Барометр.

3. Морской бинокль.

4. Ручной лот.

5. Измеритель скорости.

6. Сигнализационное зеркало.

7. Национальный флаг.

8. Флаги N и C.

9. Навигационные карты, штурманский инструмент, книга " Огни и знаки".

10. Водонепроницаемая лампа.

11. Плавающий якорь.

12. Страховые пояса на каждого члена экипажа.

13. Бросательный конец длиной 16 м.

14. Туманный гонг.

15. Колокол.

16. Радиоприемник.

17. УКВ-радиостанция.

18. Магнитный компас морского исполнения.

19. Радиолокационный отражатель.

20. Навигационные огни для плавания в ночное время.

21. Медаптечка первой помощи с инструкцией.

22. Огнетушители.

23. Комплект гребных весел.

24. Топорик для обрезки тросов.

25. Сигнальный фонарь или фонарь с дальностью действия не менее 2-х миль

26. Водоотливная помпа.

27. Спасательные жилеты на каждого человека.

28. Спасательные круги с сигнальными буями –2 шт.

29. Спасательный буй (веха).

30. Одно-звездная красная ракета-3 шт.

31. Фальшфейер красного цвета-4 шт.

32. Фальшфейер белого цвета-4 шт.

33. Белое полотнище размером 1 х 0,8 м с нанесенными на нем регистровым №, названием, портом приписки, № причала.

34. Ремонтная киса с такелажным ножом и свайкой.

35. Запас питьевой воды не менее 9 литров ( в нескольких емкостях).

36. Якоря с якорными канатами-2 шт.

37. Комплект запасных парусов.

Приложение 4.9 позывные и номера телефонов погранслужб.

погранзастава (п.з.) позывной телефон

г.Бердянск 8 061 534-0468

г.Мариуполь 8 062 937-7205

г.Приморское 8 061 377-3163

пос.Белинское (мыс Чаганы) 8 065 576-2485

г.Щелкино 8 065 575-8741

г.Севастополь П.З. Лебедь-7 (0692) 234110

Яхтклуб " Юг" 415608

Гидрометеослужба 548328

Новоандреевка П.З. Лебедь-6 733190

г.Евпатория Лебедь-5 (06569) 92065

п.Поповка Лебедь-4

п.Окуневка Лебедь-3 97547

г.Черноморское Лебедь-2 (06558) 92065

г.Скадовск Лебедь- ((237)) 23388

п.Лазурное Лебедь- (237) 30834

п.Железный порт Лебедь- (237) 61280

г.Одесса П.З. Лебедь-071 (0482) 2877474

Яхтклуб Черноморский (0482) 252414

Гидрометеоцентр г.Одесса (0482) 634260

г.Щелкино Лебедь-24

п.Ялта Донецкой обл. Лебедь-011 ((279)) 92980

г.Мариуполь Лебедь-021 377805

г.Ялта. Диспетчер пассажирского порта 0654 325091

Диспетчер грузового порта 0654 352284

Г. Феодосия Лебедь-18 0656 232350

Г.Керчь погранотряд 0656 154 552

Прогноз погоды через ИНТЕРНЕТ http: //www2.gismeteo.ru/weather/towns/33991.htm

Литература:

Лоция Черного моря 1976г., корректировка 1978г.

В.М.Перегудов. Туристские разборные парусные суда. ФИС 1987.

Журналы : Катера и яхты, Шкипер, Яхта.

Правила плавания яхт во внутренних водах и в территориальном море Украины.

Правила пользования маломерными судами на водных объектах г.Севастополя.

Ю.Кужель. Парусный спорт и туризм.

К.А.Колс. Под парусом в шторм.