Путешествие из пункта (А) Ахтубинск в пункт (А) Астрахань

 или   заметки   на   туристских    ковриках  *

 

Парусные суда они, как и птицы, всегда в бесконечном движении.
Когда все парусники собираются в стаи и летят на север,
наступает та благодатная пора, которую называют лето.
А с приходом холодов они стремятся в теплые места, кладовки, чуланы.
 Отдельные особи впадают в спячку в теплых норках под диваном или кроватью.
За зиму, накопив сил, они готовы раскинуть свои  крылья.
Лететь навстречу ветру, солнцу, морским брызгам.
Навстречу новым приключениям.

 

Любое путешествие начинается всегда с порога, но только это уже результат многочисленных вариантов и сомнений… и вот решение принято, маршрут утвержден. Предвкушение похода порой сильнее, чем сам поход. Бесконечные проверки снаряжения, закупка всего необходимого, переделки судна, доведение его до необходимых кондиций. Заявление об отпуске подписано, билеты куплены. Начинается столь томительное ожидание времени и дня Ч. 

И, наконец, поезд отстукивает время предстартовой лихорадки, с каждой минутой все ближе к началу автономного плавания, где только опыт капитана, надежность судна, слаженность  и взаимозаменяемость, если не сказать самоотверженность экипажа составляют успехи благополучное окончание похода.

Вот он миг, когда у реки была вывалена гора снаряжения, которая спустя 2 часа превратилась в белоснежного лебедя – парусное судно. Усталость пути спадает и наступает какая-то расслабленность, если не сказать самоудовлетворение, что первый этап выполнен. Теперь можно и встать на первую стоянку перевести дух, собраться с мыслями перед решительным штурмом. Начинается то, ради чего шла подготовка целый год.

Желание сходить куда-нибудь зрело всю зиму, планы были грандиозные, пришло лето и дальше Парусного берега ни как. Отпуск все время его отодвигали  и вот, наконец, 23 августа, тепло только  на юге. Азов или нижняя Волга??? Общим голосование туда, где больше рыбы.

Состав команды

Катамаран  «Пройдоха-2», он же Альбатрос на Тритоновских поплавках, клубный номер М-509 и гимсовский 27-24 кц.

Капитан — Лайзан А.Я

Умелый матрос — Ермолаева Е.Л.

Шустрый юнга — Ермолаева Т.М.

…Приступим к повествованию. Фирма «Ной» лихо доставила в Волгоград. Скоростной флот, раннее существовавший на Волге, успешно ликвидирован. Маломерные речные трамвайчики работают в основном как переправа или доставка к дачам.

Было принято решение начать маршрут с Ахтубинска, так как сплошная населенка от Волгограда не вселяла оптимизма. Наняли машину и через два часа за 1500 р. были на стапеле на окраине города Ахтубинска, где успешно пополнились продуктами и всем остальным. Главная особенность не уйти в Ахтубу, поэтому при подходе к парку не доходя до моста повернуть навстречу течению, пройти метров 500 и попадешь в главное русло или перед самым мостом также вправо. Далее по Владимировке через заброшенный порт Ахтубинск.

Самое интересное место на этом участке остров Вязниковский, если прижаться за поворотом круто  право, и перейти в через о. Крымские пески на фарватер или в левую протоку далее до пересечения с фарватером до окончания острова. Места для стоянок просто замечательные, особенно в конце августа в начале сентября, когда основной наплыв народа закончится.

Вот она Волга, теперь до самой Астрахани по створным знакам и бакенам заблудится не возможно.

…То ли благостное настроение, то ли ошибка в счислении нам пришлось метров  300 подниматься вверх против течения, ветер стих — картина «Бурлаки на Волге».



Но злой рок и тут подкинул очередную заморочу, по карте повернул  налево и успешно оказался в  Герасимовке…

Пришлось идти по Герасимовке. Места для маневра мало, но вполнее терпимо самое главное в этой ситуации повернуть во время на Винокуровку, далее в Матвеевку, а там в  Волгу.

И тут ветер скис, до полного штиля сразу стало жарко, местами замаячили кучевые облака. Команда под руководством старшего матроса дружно взялась за бечеву, благо температура воздуха 34 градуса вода 25 .Так от отмели к отмели с еле заметным дуновением ветра дошли до   поворота. Впереди Волга с простором для движения.


*Предпринимая путешествие по Волго – Ахтубинской пойме, сразу надо запомнить, что все реки впадают в море. Волга впадает в Каспийское море, и если в пути Вы вдруг обнаружите, что берег не наблюдается, то Вы добрались до конца своего пути, далее продолжение морской части Вашего путешествия.

Верить картам можно, но не всегда. Сверяя свой путь с картой, вдруг обнаруживаешь, что плывешь по острову, который был тут не далее, чем 10 лет назад или, пытаясь найти проход между островами, наблюдаешь коровью морду с любопытством рассматривающую пришельцев осмелившихся потревожить ее после обеденный отдых. Конечно, можно воспользоваться и корабельным фарватером. От этого путь станет не менее интересным потому, что всегда определенная доза адреналина вам гарантирована. Тихонько подкрадывающееся судно с кормы, своим мощным гудком выведет вас из состояния блаженного состояния нирваны и заставит весьма проворно, помахивая веслами стремительно убираться с пути столь серьезного конкурента. И поэтому расслабится, вам не дадут, держа вас всегда в приподнятом настроении и повышенной бдительности. Во всем остальном ваши приключении не будут отличаться от столь милых прогулок по Московскому морю и поэтому, в добрый путь мои друзья да пребудет с вами удача, попутный ветер, здоровый авантюризм, и хоть капля благоразумия.

Ну что ж, если судьбе так угодно, то пусть будет так « мимо Астрахани я не пройду и на Волгу попаду». Что поразило это протяженность пляжей в августе месяце 5-6 км чистого песка. В основном стоянки получались на песке, изредка предоставлялась возможность стоять в тени деревьев. Под обрывистыми берегами слишком много глины и корней деревьев, можно и пропороть баллоны. Самое красивое место и рыбное это, не доходя до села Никольское. Превосходные пляжи, есть места для стоянок под деревьями, просторно на некоторые места не могут добраться вездесущие автомобилисты, и поэтому не столь все загажено, где доступ им неограничен. Убегая от грозы, мы обосновались на траверзе острова Обливного. Рыба призывно плюхала под самым берегом, пора на рыбалку.

*Краткая характеристика Волги  между Атубинском и Астраханью - населена всего двумя видами Рыболовами  и рыбой, остальные виды малочисленны и промыслового значения не имеют. Рыболовы истребляют рыбу в неимоверном количестве, но рыба благодаря червякам, подкормкам, привадам размножаются быстрее, чем ее успевают вылавливать.

Рыболов – это не профессия

Рыболов – это не болезнь

Рыболов – это ДИАГНОЗ!!!

На червя привезенного с Москвы рыба брала весьма  охотно, проблема, как его сохранить.

10 метровая 40 -ка в дальнейшем обеспечивала рыбой 3-4 кг за ночь. В основном бель, реже судак и окунь.

Грозы долго крутились вокруг, даже позволили приготовить ужин. Еле успели запрыгнуть в палатку, как крупные капли забарабанили по палатке.

  Рыба ночью вытворяла такое, что сложно представить по всплескам ее размеры. Просто монстры какие-то. Под шум дождя  спалось просто превосходно.

 Утро было встречено молитвой о ниспослания ветра, и радуга  в дорогу вселяла надежду

  *Ветер странная штука его часто не бывает, когда нужен, а когда есть, почему-то дует в лицо, если он дует в спину или в бок, то означает только одно, что ваш курс проложен неверно или вам туда не надо.

Так и произошло, ветер стал набирать  силу, мелкий песок заскрипел на зубах, забиваясь во все щели. Сила ветра достигала такой силы, что над поверхностью  клубились, как снежинки миллионы песчинок.    С этого дня ветер дул как по расписанию включался с 8 и до 21 часа. За все время он не разу не изменил своего направления дул на север. Так и не удалось походить на свежее сшитом спинакере.

Впереди по курсу  село Никольское. Решив добрать немного арбузов, дынек, помидорчиков и.т.д... Берег, где расположено село очень высокий обрывистый высота  метро10-15. Под берегом бьют ключи и поэтому он весьма топкий и грязный. Бедный катамаран, после погрузки он осел по самое не хочу. Арбузы, дыни, помидоры, перцы, огурцы не только в кокпите, но и снаружи в сетках. Рынок в основном расположен на причале и с утора проходят большие теплоходы. Местное население этим и живет. Если не успели к последнему теплоходу, не отчаиваетесь, пройдите ближе к трассе та такой же набор, но продадут мешками ведрами и прочей крупной тарой.

Впереди лежала маленькая часть Калмыкии Цыган – Аман. Еще не доходя километров 10 до Цыган – Амана стали предлагать купить рыбу.

*Рыбой в здешних местах называется всего два вида это – стерлядь и осетр. Все остальное просто не рыба  и непонятно что же все остальное. Отдать незнакомцу леща 2 кг. просто так  и с ехидством наблюдать, как голодные до свежей рыбки, москвичи обсасывают все косточки, приводят аборигенов в неистовый восторг, «Там же костей не меряно то ли дело стерлядка и жереха и уха и даже рыбник, но деньги нужны, приходится вам скармливать»

  Цыган – Аман оставил не очень приятное впечатление, возможно не пьяные только дети грудного возраста. Отдать должное местному белому хлебу, такого вкусного  давно не ел. Похоже,  улутчшители еще не дошли до этих мест.

Далее дорога стала осложняться все усиливающимся ветром, который раздувал валы на Волге. Скоро и снасти запели, валы стали расти все выше и выше. Убрали стаксель, через не которое время зарифил и грот. К вечеру ветер подвернул и стал дуть просто с неистовой силой, с северо-востока поднимая тучи пыли и валы в Волге.

*Казахстанец - самый ароматный, жаркий и пыльный ветер приносит терпкий запах степных трав, неимоверное количество пыли, превращающий закат в буйство красной и черной краски. От жары приносимой с бесконечных просторов казахстанской степи все живое просит вод у могучей реки. И горе тому, кто хоть одним корешком недобирался до живительной влаги. Испепелит, высушит, разметает на тысячи кусочков, а след присыпит поминальной горстью песка. А ветер, перелетев, через реку полетит по просторам Калмыкии, подвывая, неся в себе следы животных и человека, смешивая их и рассыпая по просторам теперь уже калмыцкой степи.

К вечеру, встав на Шапошниковском острове,  поужинали, а рыбу просто накрыли тарелкой. К утру все было убрано и посуда чисто вылизана. Ночью посетили корсаки все съестное, что можно без труда стянуть было ликвидировано. Отдать должное Волге рыбы было достаточно и нам и зверью.

Еще одна особенность — комар.

*Комар в августе мелкий, гиблый, но жгуч. Летает не слышно во мраке ночи, нажжет, и нет его. Комариное время сразу после заката и вся ночь под его властью. Только еле слышный звон над рекой да плеск рыбы. Только с восходом солнца он прячется, не видно его, исчез. Пока жара комар набирает силы для вечерней трапезы. Кому  комар надоедливое насекомое, а кому лакомый кусочек и чем больше, тем сытнее и привольнее жизнь.

  На следующее утро проснулся от шума ветра, Шапошниковский остров обходили по Старой Волге, ветер в старом русле был вполне приемлемы, хотя и лоб. Как только вышли на основное русло, валы высотой  1-1,2метра  ветер метров 20 в секунду  отбросил назад, скорость снизилась до 3 километров в час. Попытка пройти  протокой по Старой Волге и Енотевке, окончилась неудачей. Пришлось встать на дневку на полуострове Скабенский Осредок. Пришлось стоять 1,5 дня

*Морена злой, упорный ветер с моря. Своей силой пытается остановить течение,  и река вздымается десяткам, сотнями валов и, несмотря на напор ветра, река прокладывает себе дорогу к месту своего слияния  с морем, породившим его противника,  став одним с целым с ним.

Наконец ветер стал стихать можно продолжить путь. Решили отметить первое сентября, как - то по особенному и придумали. Купили стерлядки, подготовили культурную программу.

Запуск фейерверков, огненные рисования, закат солнца в ручную

Песни под лунную дорожку

На следующий день зашли в Сероглазку и на удивление купили много груш, яблок, винограда. Сероголазка окружена валами  высотой метра 2 -2,5 и укреплена всевозможным хламом. Из каждого дома к реке проложен отдельный водопровод для полива огородов, поливается все от картошки до винограда.

Зато город Волжский защищен значительно солиднее, старыми корпусами барж на протяжении 2 километров. Вся растительность не уходит от воды более чем 200  метров, а за обрывистым берегом сразу начинается степь. Весь лес только в пойме. После, как отдула морена, установилась жара, небо безоблачное, ветер стал горячим.

.

*Степь в своем бессилии перед великой рекой вымещает свою злобу испепеляющей жарой, пытаясь испарить всю воду, дающую жизнь всем всему – от человека до последней былинки приткнувшейся на краю, где есть возможность хоть одним корешком добраться до живительной влаги. Но столь велика и могуча река, что степь отступает и в своем бессилии бросит горсть песка в воду в последнем припадке ярости и затихнет до следующей попытки покорить своенравную гордячку. Поединок реки и степи бесконечен как жизнь. Множество поколений и народов сменяли друг друга, а степь и река все также величавы в своем великолепии.

Позднее опробовали другой способ пополнения с\х продукции. Надо подобрать небольшую поливочную станцию и пройти по трубе. О своем приходе постарайтесь предупредить зараннеетобы не принятия вас за мародеров. Оплата разная в основном брынька, хотя и от денег никто не отказывался.

Сказать, что на Нижней Волге изобилие рыбы это просто скромно промолчать. Рыба ловится везде и почти на все. Даже золотая рыбка, как в сказке.

*Кто сказал, что золотой рыбки нет, она просто превратилась в простую рыбку и теперь оглохла от бесконечных просьб и желаний и алчности людей. Есть способ снова сделать ее золотой  это отпустить ее и выполнить ее три желания, только как понять, что она хочет.

Разевает - рыба рот,
Но никто не понимает
Что – она желает
И
куда нас посылает

Очень понравился остров Гусиный. Ночевка на этом остове и рыбалка оставила много приятного.

Если представить путь по реке, то город Нариманов с его просто удивительной вододелительной станцией это уже пригород Астрахани, а это означает окончание путешествия. Поражает сила и мощь такого сооружения, и красота. В городе весьма неплохие магазины, есть переговорный пункт. Сразу за Наримановым большая верфь и крутизна берега становится ниже, попадаются полузаросшие барханы.

.

Последняя ночевка это на острове  Большой. Далее начинается уже сама Астрахань. Какая то горечь, что все маршрут пройден,  и это уже не повторится, эти великолепные закаты, ночной треск цикад, хоры лягушек. Все плохое забудется, а в памяти только светлое и радостное. Вот разожжен последний костер, сварена последняя уха, поднята последняя рюмка за успешно пройденный маршрут ,12 дней великолепного отдыха ,10 дней на воде. Нас ждет Астрахань, а сегодня посиделки у костра допоздна...

*Спокойствие и тепло от костра действует успокаивающе, наверное, это от первобытных предков. Две вещи, на которые можно любоваться без конца – пламя костра и волнующееся  море. И то и другое, наверное, заложены  на уровне инстинктов – как бесконечность и неповторяемость в каждую секунду, где все по иному и никогда не повторится.

Наступил последний день, надо успеть многое сделать. Буквально сразу началась населенка, портовые сооружения, корабли сновали туда сюда. Все время приходилось прижиматься к левому берегу. Тут главное зайти в протоку городского пляжа и пройдя вдоль его устроить себе спокойную разборку за мостом.

На удивлении порядочные милиционеры в Астрахани. Как только поднял первый рюкзак на мост, тут же милиция подскочила. Кто, что думал, начнут вымогать деньги, а на удивление помогли с машиной и пожелали доброго пути. Чудеса. До вокзала тут совсем немного, 1,5 км. Вокзал построен новый, и переговорного пункта на 2004 не было, надо идти в город. Камеры ручной клади нет. Если вам надо багажное отделение, то поторопитесь.

На вокзале милиция также отнеслась хорошо, предупредили о воровстве бомжей и помогли с комнатой отдыха. Может это феномен, а может и такие люди есть. Огромное им спасибо за проявленную заботу. Эта смена работала с 5 на 6 сентября. Резкое изменение поездов происходит в самом начале сентября, поэтому изучайте расписание. Мне пришлось на поезде заехать в Казахстан, а там таможня даже две с всякими вопросами" что у вас на полке, че везем". От досмотра багажа спас судовой билет и корки от МАРИНС.

Поздно вечером были в Москве.

Краткие итоги:

Средняя скорость с учетом, что ветер не баловал попутными курсами, сплошным мордотыком от 25 до 53 км за день. Лучшее время для выходаа на этот маршрут, скорее всего последняя декада августа. Старт лучше брать в Ахтубинске. Для любителей можно и попробовать заброситься от Никольского, как сухопутным путем, так и водным. По воде примерно часов 12, если есть места. Все теплоходы останавливаются в Никольском. Способ заброски, пожалуй, проще от Баскунчака. Для отдыха лучше всего время прохождения увеличить до трех недель. С билетами с Астрахани в конце августа в начале сентября лучше согласовать с реальным расписанием. Возможны большие изменения. Весьма нелишним будет GPS.

За все время, проведенное на реке, один лишь раз видели парус. Номер не разобрал, но по буквам вроде СП понял, что швертбот с Питера.

Карты нашего пути: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7).

Москва, сентябрь 2004-10-26