Маршрут: г. Беломорск (мыс Разнаволок) – о. Осинка - о. Бережной Сосновец – о. Голомянный Борщевец – о-ва Перхлуды - Кондостров – о. Коткано – Хедостров - м. Вардия - о. Бережной Сосновец о-ва Сосновцы (у Тумища) - г. Беломорск (порт).
За 10 ходовых дней пройдено по генеральному курсу 240 км (по GPS с учетом лавировки и радиальных выходов 350 км), максимальная скорость по GPS 18,5 км/час.
Тип | Название, номер | ФИО | Фото | Год рожд. | Обязанности | Опыт походов | |
Альбатрос | «Авось», Мо13 | Воробьев Петр Ильич | 1949 | капитан, фотограф | Белое море, Ладога (2), Онега (2), Сегозеро, Выгозеро, Селигер | ||
Воробьева Наталья Ивановна | 1950 | матрос | Белое море, Ладога (2), Онега, Выгозеро, Селигер | ||||
Зиновьев Антон Аркадьевич | 1996 | юнга (иногда рулевой) | Выгозеро, Ладога | ||||
Альбатрос | б/н , Мо16 | Дудов Владимир Петрович | 1947 | адмирал, рыбак | Белое море (2), Ладога (2), Онега, Сегозеро, Выгозеро. | ||
Дудова Мария Всеволодовна | 1947 | матрос, фельдшер | Белое море (2), Ладога (2), Онега, Сегозеро, Выгозеро. | ||||
Дудова Наталья Владимировна | 1980 | матрос | Белое море (2), Ладога (2), Онега, Сегозеро, Выгозеро. | ||||
Альбатрос | б/н | Журавлева Нина Алексеевна | 1951 | капитан | Белое море (2), Ладога | ||
Журавлев Антон Владимирович | 1983 | рулевой, фотограф | Белое море (2), Ладога | ||||
Альбатрос | б/н | Лифиренко Владимир Дмитриевич | 1952 | капитан, фотограф | |||
Лифиренко Валентина Алексеевна | 1954 | матрос | |||||
Альбатрос | Мо17 | Мотанов Юрий Викторович | 1952 | капитан, гл. фотограф, штурман эскадры | Белое море, Онега (2), Ладога, Сегозего, Селигер | ||
Мотанова Татьяна Александровна | 1952 | матрос, казначей | Онега (2), Ладога, Сегозего, Селигер | ||||
Альбатрос А-16 | LandTi М468 | Тихонравов Виталий Михайлович | 1965 | капитан | |||
Тихонравова Оксана Викторовна | 1969 | матрос, натуралист-наблюдатель | |||||
Тихонравова Татьяна Витальевна | 1988 | рулевой | |||||
Альбатрос | Мо18 | Чайка Валентин Алексеевич | 1949 | капитан, завхоз, фотограф | Белое море (2), Ладога (2), Онега, Сегозеро, Выгозеро | ||
Чайка Мария Ивановна | 1950 | матрос | Белое море (2), Ладога (2), Онега, Сегозеро, Выгозеро | ||||
Дудов Сергей Владимирович | 1978 | матрос | Белое море (2), Ладога (2), Онега, Выгозеро, Сегозеро |
Акватория Белого моря занимает площадь 90000км. Береговая линия имеет протяженность около 5000км. Белое море принято делить на три части: северную, среднюю и южную. Южная часть Белого моря, называемая бассейном Белого моря, является наиболее обширной и глубоководной его частью, В берега бассейна Белого моря вдаются три обширных залива: Двинский, Кандалакшский и Онежский, где, вдоль Поморского берега и был проложен маршрут.
Поморский берег Онежского залива почти на всем протяжении низменный, покрыт лесом и отличаются большей изрезанностью.
Климат района Белого является переходным от морского к континентальному и характеризуется значительными колебаниям температуры, большой влажностью, облачностью и частыми осадками. Лето короткое и прохладное, начинается с середины июня и продолжается до конца августа, оно, как правило, пасмурное, осадков выпадает много. Наблюдается значительное число дней с туманом.
Наиболее теплыми месяцами являются июль и август, средняя температура которых колеблется от 8-10 до 12-15 на юге района, причем в открытом море температура несколько ниже, чем на побережье. Относительная влажность воздуха высока и колеблется от 70-80% до 85-90%. В заливах, как правило, температура несколько выше, а влажность воздуха ниже.
С мая по август господствуют ветры от севера, северо-востока и востока с общей повторяемостью 40-70%. Штили наблюдаются сравнительно редко, средняя повторяемость их в течение года около 5%, а в заливах несколько выше. Штормы - явление довольно частое в бассейне Белого моря число дней в году с ними достигает 25-65, а в заливах не превышает 20. Штормы наиболее часты с октября по март, а с июля по август наблюдаются значительно реже, когда среднее число с ними повсеместно не превышает 1-3 за месяц. Штормы наблюдаются преимущественно при юго-западных и северо-западных ветрах. Преобладают штормы продолжительностью до 6 ч, реже наблюдаются штормы продолжительностью до 12 ч, и еще реже - 12-24 ч.
Туманы наиболее часты в северной части Белого моря, в заливах туманы наблюдаются реже. Туманы наблюдаются при ветрах от любых направлений, однако чаще всего они наблюдаются при северо-восточных ветрах. В открытом море при ясной и тихой погоде приближение тумана можно увидеть заблаговременно: если в той части горизонта, откуда дует слабый ветер, появляется полоса, похожая на синеву отдаленного берега, то в ближайшее время следует ожидать появление тумана, который через несколько минут станет очень густым. Продолжительность тумана редко превышает 6 часов. Туманы продолжительностью более суток случаются не чаще одного раза в десять лет.
В Белом море почти повсеместно преобладает видимость 20 и более километров.
Белое море относится к наиболее облачным районам России. Небо здесь, как правило, покрыто плотными слоистыми облаками. Средняя месячная облачность от 8-9 баллов с августа по февраль, до 6-8 баллов с марта по июль. Среднее годовое число пасмурных дней повсеместно составляет 160-220.
Осадки в Белом море распределяются неравномерно: от 300-350 мм в Горле до 400-450 мм в заливах. Наибольшее количество осадков выпадает в период с июня по октябрь, когда среднемесячное их количество составляет 25-50 мм. Среднее годовое число дней с осадками составляет от 150 до 200. Грозы бывают редко. Среднегодовое число дней с грозами колеблется от 4-6 в северной части моря до 8-13 в бассейне.
Гидрологический режим Белого моря определяется климатическими условиями этого района, характером водообмена с Баренцевым морем, сильными приливно-отливными течениями, стоком речных вод и расчлененностью побережья.
Колебания уровня Белого моря связаны в основном с приливно-отливными и сгонно-нагонными явлениями. Приливы имеют правильный полусуточный характер, в течение суток наблюдаются две полные и две малые воды. Приливная волна Баренцева моря входит в северную часть Белого моря. Часть приливной волны, достигнув Горла моря, следует вдоль Терского и Зимнего берегов. В Двинском заливе скорость приливной волны уменьшается. Величина прилива в разных районах Белого моря неодинакова и колеблется в значительных пределах. Время роста и падения близки между собой. Величина прилива от 0,6 м. в порту Архангельска и на Соловецких островах, до 2,3 м. на реке Онеге.
Из метеорологических факторов, оказывающих влияние на колебание уровня моря, наиболее существенными являются атмосферное давление и ветер. При повышении давления уровень понижается и, наоборот, при понижении давления уровень повышается. При резких изменениях давления колебания уровня могут составлять 0.3-0.5м. Вызываемые ветром сгоны и нагоны воды наиболее ярко выражены в вершинах заливов и зависят от направления, силы и продолжительности действия ветра.
В Белом море отмечаются постоянные и приливно-отливные течения. Скорость постоянных течений невелика и колеблется от 0.5-1км/ч в Двинском заливе до 0.8-1.2км/ч в Горле. В остальных районах скорость постоянных течений не превышает 0.8км/ч. В заливах бассейна Белого моря скорости приливно-отливных течений существенно ниже и не превышают 1-2км/ч.
Малые размеры моря и относительно небольшие глубины не способствуют образованию больших волн, однако в отдельных районах наблюдаются волны высотой до 6-7м. В течении всего года преобладает волнение 1-3 балла, повторяемость которого составляет 60-70%. Летом в связи с ослаблением штормовых ветров повторяемость волнения 5 и более баллов падает до 1-3. В центральной части бассейна моря самые крупные волны приходят с северо-востока или с северо-запада.
Волны на Белом море короткие и крутые. Наиболее часто встречаются волны до 2 метров, повторяемость которых в Горле и в северной части моря составляет 80%. Очень редко наблюдаются волны высотой 4-6м. Длина волны обычно колеблется около 20-25м. Волны длиной 50-100м бывают редко.
Температура воды на поверхности моря в июле в бассейне и в заливах достигает 12-16°C.
Прозрачность воды изменяется от 1 до 16м. В прибрежных районах прозрачность воды обычно меньше, чем в отрытом море, а заливах она уменьшается по мере приближения к их вершинам. Цвет воды в северной части голубовато-зеленый. По мере продвижения на юг вода приобретает свинцовый оттенок и становится более мутной.
Магнитное склонение на Белом море восточное и постепенно увеличивается по мере продвижения с запада на восток от 10° в вершине Кандалакшского залива до 16° у мыса Канин Нос.
В Белом море, как и вообще в приполярных районах, наблюдается довольно значительная рефракция, при которой отдаленные предметы могут быть видны с расстояний гораздо больших, чем обычно. Иногда вид берега искажается настолько, что даже при хорошем знании местности его трудно узнать. Предметы как бы увеличиваются и приподнимаются и нередко имеют перевернутый вид.
Миражи или марево также довольно часто наблюдаются на Белом море. Признаками наступления миража или сильной рефракции может служить кажущееся дрожание горизонта.
План похода
Продолжительность похода 20 день с 18 июля по 7 августа, из них:
- заброска и выход с маршрута 2 дня;
- ходовых дней 10-12;
- дневок 6-8.
При подготовке похода использовались дневники беломорских походов из библиотеки на «parusa.narod.ru» И. Лукомского (2003 г.), А. Хазицкого (2002 г.) и А. Симо (1988 г., байдарочники и старый, но очень подробное описание островов Онежского залива и даже с картами).
Первоначально намечалось начинать маршрут в г. Онега, затем, двигаясь на северо-запад вдоль Поморского берега по островам Онежского залива, от островов Тиунец или Осинка через о. Жумжуй идти на Соловки, а оттуда через Кузова на Кемь. Такое направление движения выбиралось исходя из господствующих летом восточных ветров. При неблагоприятных условиях, как запасной вариант, планировалось от посещения Соловков отказаться и с Тиунца уходить на Беломорск.
Однако жизнь, в лице ОАО «Российские железные дороги», внесла свои коррективы: начиная с 2004 г. отменены прямые вагоны Москва – Онега. Теперь в Онегу можно добраться только с пересадкой, а с нашим грузом…
Поэтому начало водной части маршрута было перенесено в г. Беломорск, далее вдоль южного (Поморского) берега, с возможным заходом на Соловецкие острова. Конец маршрута – г. Беломорск, при заходе на Соловки - г. Кемь (при неблагоприятных ветрах – г. Онега или пос. Малошуйка).
Снаряжение и обеспечение
№ п/п | Наименование снаряжения | Кол-во |
1 | Катамаран «Альбатрос» | 7 |
2 | Палатка трёх(двух)местная | 7 |
3 | Коврик спальный полиуретановый | 18 |
4 | Мешок спальный | 18 |
5 | Компас | 7 |
6 | Фотоаппарат | 5 |
7 | Ремнабор | 1 |
8 | Аптечка | 1 |
9 | Комплект карт Онежского залива | 7 |
10 | Топор | 2 |
11 | Двухручка | 1 |
12 | Таганок | 1 |
13 | Набор котлов | 1 |
14 | Тент | 2 |
15 | Набор аварийных ракет и фальшфаеров | 7 |
16 | Рации | 7 |
17 | GPS | 2 |
День | Дата | Участок маршрута | км (по GPS) | Ход. время | Условия плавания (погода, ветер, волна) |
1 | 19.07 |
|
|
|
|
2 | 20.07 | г. Беломорск – м. Разнаволок | 10 |
|
|
3 | 21.07 | М. Разнаволок – о. Осинка | 29,6 | 9 | ЮВ2-3 бейд СВ 2-0 бейд |
4 | 22.07 | О. Осинка – о. Тиунец – о. Бережной Сосновец | 30,9 | 10 | ЮЗ3-4 форд СВ3 бейд СЗ1 форд, 0 шт. |
5 | 23.07 | Дневка |
|
| СВ3-4 |
6 | 24.07 | О. Бережной Сосновец – Мягостров – о. Голомянный Борщевец | 40,5 | 12 | СВ2-3 бейд СЗ3-1 бейд |
7 | 25.07 | Дневка |
|
|
|
8 | 26.07 | Дневка |
|
| В4 |
9 | 27.07 | О. Голомянный Борщевец – о. Перхлуды – о. Кондостров | 44 | 15 | СВ3-4 бейд С1-2 форд-бакшт. |
10 | 28.07 | Дневка |
|
| СВ1-3 |
11 | 29.07 | О. Кондостров – о. Коткано | 22,8 | 2 | СВ4 бейд |
12 | 30.07 | О. Коткано – о. Хедостров | 12,14 | 1 | СВ5 бейд |
13 | 31.07 | Дневка |
|
|
|
14 | 01.08 | О. Хедостров – м. Кустов Наволок – м. Вардия | 30,7 | 10 | СВ2-3 форд-галф |
15 | 02.08 | М. Вардия – о. Березовец – о. Оленица – о. Бережной Сосновец | 67,4 | 17 | СВ2-3 все |
16 | 03.08 | О. Бережной Сосновец – о. Разостров – острова Сосновцы | 39 | 9 | СВ1-3 бейд |
17 | 04.08 | Острова Сосновцы – порт Беломорск | 16,8 | 7 | СВ1-3 |
18 | 05.08 06.08 | Г. Беломорск – г. Красногосрк |
|
м. Разнаволок | N64.58193 E34.91886 |
о. Осинка | N64.52003 E35.22911 |
о. Бережной Сосновец | N64.39190 E35.73243 |
о. Голомянный Борщевец | N64.38163 E36.11270 |
о. Кондостров | N64.23929 E36.59826 |
о.Коткано | N64.10635 E36.69010 |
о. Хедостров | N64.01596 E36.76192 |
м. Вардия | N64.05275 E36.26071 |
о. Бережной Сосновец | N64.39273 E35.72994 |
о. Сосновцы | N64.47327 E35.03694 |
Порт Беломорск | N64.53576 E34.79722 |
19-20 июля (понедельник-вторник)
Дудова Н.В.
Начали уезжать мы ещё 18-ого вечером. Поезд наш, который должен был нас увезти на Белое море к морским звездам и тюленям, уходил в 01-17 по московскому времени 19 июля, и приехать к нему надо было, ясное дело, заранее.
Воскресение у нас, как наверное и у всех, был апофеозом сборов. Это когда все бегают и собираются, но понятно, что обязательно что-то забудешь. В 21-00 приехала грузовая Газель, которая забрала наши вещи, оставив нам лишь ручную кладь, и отправилась дальше по маршруту за багажом остальных экипажей, забрав по пути папу, Сережу и Чару.
Я и мама отправились на станцию Павшино, где должны были встретиться с другими безлошадными участниками экспедиции, и уехать в Тушино. Смогли встретиться лишь с Чайками. Остальные, как выяснилось позже, уехали кто раньше, кто позже, все разными путями, но к 12-ти ночи все были на вокзале.
Вещей нереальное количество. Гора, которую они образовывали, пугала даже видавших виды походников. Но все знали - это все НУЖНЫЕ вещи!
Сережка, наконец-то вовремя об этом вспомнив, купил штабную колоду. Картежный клуб открыт.
На поезд погрузились без эксцессов. Но остальные пассажиры нашего вагона косились на гору наших вещей, не понимая "как все это можно запихать в плацкарт?" Они стали свидетелями чуда.
Все уместилось. Правда, в нашем купе из-за вещей не было видно потолка и пришлось натягивать веревку, чтобы они "неожиданно" не брякнулись на чью-то голову.
Поезд отправился вовремя, увозя нас навстречу морю и ветру.
У нас в вагоне не было горячей воды в титане, и пришлось пережить квест с притаскиванием кипятка из соседнего вагона. Поезд ехал с многочисленными остановками и даже казалось, что он больше стоит, чем едет.
Зато все вылазили на всех(!) остановках и пожирали мороженное в неприличных количествах. Путь главным образом так и прошел: ели, спали, что-то читали, спали, ели. Книжки в нашей эскадре уже в поезде стали пользоваться большим спросом. Журнал "Мари Клер" забраковали, кроссворды одобрили - эстеты и интеллектуалы одним словом.
Путь нашего поезда для нас завершался в Беломорске. Там нас должны были ждать машины (Примечание редактора: заказали по телефону из Москвы по наводке Ильи Лукомского, владельца Котаярви и знатока Беломорска), которые отвезут нас на побережье. Поезд пришел с опозданием в 1,5 часа, но машины нас дождались. Из вагона мы испарились, как призраки в тумане, мы почти никого не разбудили. Высадка прошла успешно. Покидали вещи в грузовик и, оставив при нем в качестве сопровождающего дядю Володю Лифиренко, сами отправились на поиски УАЗика, который домчит личный состав на побережье. Грузовик и УАЗик должны были встретиться, но они назначили друг другу свидание в разных местах, в итоге мы мерзли целый час в ожидании грузовика, перебрав в уме все страшные предположения, что могли сделать с Лифиренко и просчитав наше бомжатское будущее в Беломорске. Но в итоге все встретились и отправились на берег. Там наши водители еще почудили да повыпендривались (Примечание редактора: да и денег запросили несообразно) и отказались нас везти на место с родником. Мы остались собираться на окраине дачного поселка на футбольном поле в районе мыса Разнаволок.
Перетащив вещи, первым делом поставили палатки, и я, одев на себя половину своих теплых вещей, заползла спать.
Белое море встретило нас ночью, похожей на день, холодным ветром и обещаниями приключений, которые нам шептал тихонечко прибой. Сейчас отлив. Около 4-х-5-ти утра. Спать.
Примечание редактора (Воробьев П.И.): что-то тут разрыв времени получился, придется здесь и далее курсивом давать необходимые пояснения и исправления, заполнять пропуски.
20 в 5 утра уснули, в 10 проснулись, позавтракали и приступили к сборке катамаранов. На другом конце поля начал собирать свой крейсер Илья Лукомский (ИльяМГУ) с командой. К обеду в основном управились, а у него еще только баллоны надуты и наметилась рама. Как он сказал, на сборку надо дня 3 (жаль, не увидим самый большой надувной кат в сборе).
После обеда сходил с Наткой и Антоном на поляну, на которую нас не довезли ночью (или утром?). И чего шофера выпендривались? Оставалось километра 2-3, и дорога вполне приличная… Поляна огромная, хоть турслет собирай, стоит здоровенный деревянный крест с вырезанными на нем церковнославянской вязью надписями (новый, говорят здесь в прошлом году стоял лагерь скаутов, небось они и поставили) есть пресная вода – ручей из ближнего болота и карманы на скалах (а в дачном поселке тоже вода не очень, торфянистая, из «копанок» на уровне меньше метра от поверхности земли), есть заливчик с каменными «слипами», где можно собрать катамараны и отстояться или выйти в море, если ветер прижимный и накат, а с футбольного поля сложнее, берег ровный, при хорошем восточном ветре накатывать будет здорово. Правда в дачном поселке есть магазинчик, выбор невелик, но водка, пиво и хлеб имеются.
К вечеру на нашей поляне еще прибавление: 2 Альбатроса из Харькова и с Черкасс, встретился вживую впервые, а по И-нету вроде и знаком, тесен мир «надувастиков»…
Так что вечером пообщались с коллегами, сверили карты, поговорили о маршрутах и стоянках, посмотрели друг у друга лодки, кто, что, как доработал. Ну а за ужином как водится «жахнули» за погоду, а куда денешься, надо, завтра в море.
21 июля (среда)
Мотанов Ю.В.
Проснулся в 6 часов. На ясном небе какие то облака без движения, вроде пасмурно с голубыми дырами. Комары зверствуют. Размер комаров выше стандартного. Кусаются здорово. Сегодня ходовой день. Чтобы легче таскаться, нужно выйти вначале отлива, а это от 9 до 11 часов. Первый выход в море, упаковка катамарана. В семь дежурный Володя Лифиренко уже колдовал над кашей, в восемь основная масса народа завтракала. 2 ката с Украины вышли немного раньше нас. Счастливые владельцы катамарана "Котаярви" вышли на берег проводить нас. А на море почти штиль и возможность идти 14,7 км до острова Осинки на веслах уже не могла нас остановить.
Первые 2 часа при слабом встречном ветре мы бодро галсировали по заливу, пытаясь установить связь и выяснить, что-нибудь интересное. Еще через два часа возникло подозрение, что кто-то не дойдет. Возникла идея идти обедать на берег, а потом без галсов стрелять на остров Осинка. Мощные помехи, возникшие по неизвестным еще причинам, не позволили конкретно договориться и после шатания группа целеустремленно ринулась покорять остров. Ветер кончился.
Какие-то течения сносили катамараны в обратную сторону и только к 19 часам без единого выхода на берег в полном составе группа собралась на острове, где Лифиренки приготовили долгожданный обед. Придя в себя, мы перебрались на другой конец острова на ночевку. Я палатку поставил у самой воды, а катамаран завел в заливчик, который после отлива должен быть отрезан от моря. Вещи не разбирал. Утром мы должны выйти в море во время прилива. Надеюсь, все сработает. Сейчас будет ужин. Кое-кто и даже я искупались. По термометру вода ~18 градусов С. Так жить можно. Изредка пролетают утки.
После ужина попробую снять закат. Сейчас ветер попутный. В таких условиях за 2-2,5 часа мы бы дошли до Осинки, но жизнь должна быть разнообразной и интересной, и так хотелось начать поход... Ужин был потрясающий - картофельное пюре резко подняло настроение, а когда дошло до чая с 16-ю сушками на каждого, все были на седьмом небе острова Осинки.
22 июля
(четверг)
Журавлев А.В.
Проснулись сегодня несколько позже обычного, т.к. вчера из-за очень долгого перехода немного сбились с графика.
Позавтракав, вышли в море около половины двенадцатого. Ветер хорош, но по мере продвижения по направлению к острову Тиунец поменялся из фордевинда в бакштаг и усилился. Валы высотою до метра, обжигающее северное солнце и снопы соленых брызг дополнили картину настоящего морского приключения. Оказалось, что штатные баллоны Альбатроса обладают лучшими характеристиками восхождения на волну, нежели крутые баллоны с волнорезами - немного освоившись с управлением, мы даже обогнали экипаж Тихонравовых (Примечание редактора: речь об А-16 LandTi, Мо13, 17 и 18 на «Шандыбинских» шли впереди, и потом у Журавлевых самый маленький груз, их двое, худощавые, снарягой еще не обросли, у меня и LandTi килограмм на 70 в кокпите больше). У острова Тиунец ветер стал стихать и впоследствии совсем выключился после обеда.
Остров Тиунец представляет собою округлую скалу (Примечание редактора: ну это он не все видел, не одна, две горушки, между ними неширокий перешеек, западный залив забит лесом, восточный мелкий, большая песчаная осушка с валяющимися на ней бульниками, я туда было влез на приливе, еле ушел как отливать стало) с низкорослой растительностью по склонам и с берегами, заваленными крупными валунами. На ночевку встать негде (тем более нам с семью палатками). Поэтому мы пообедали, пособирали на отмели червей для предстоящей рыбалки и вышли в море примерно в половине седьмого, чтобы двинуться в направлении острова Бережной Сосновец - у нас была на него наводка.
Однако по причине полного безветрия, двинулись, в прямом смысле, только лишь три экипажа (те, кто дружит с веслом и считает полезной тяжелую физическую работу после обеда). После пары часов гребли и/или полного ничегонеделания поднялся ветерок, и отставшие быстро подтянулись. Тем не менее предполагаемое место стоянки оказалось занятым группой на самодельном катамаране и адмирал, подергавшись, отдал приказ вставать на ночевку в бухте по соседству (Примечание редактора: группа мне неизвестна, но какие-то они неправильные, негостеприимные, когда я причалился и вытащил через накат внука, они как раз рекомендовали адмиралу двигать на другой остров, а время было позднее… После такого прохладного приема мы не общались). Несмотря на свежий ветер в море, в нашем лагере абсолютная тишь и засилье комаров.
Ужин был готов к 11 часам.
Что будем делать завтра - пока неизвестно.
>23 июля (пятница)
Воробьев П.И.
С утра все по плану - завтрак в 9 и вроде можно отчаливать и идти дальше. Но... После вчерашней пробежки (18км. до Тиунца, причем скорость по GPS до 16км/час и 8 км по штилю до Бережного Сосновца) народ обленился, да и адмирал не настаивал, вроде из графика не выбиваемся.
И стоянка оказалась не такая уж и плохая. Стоим на северо-восточной оконечности острова за каменным взлобком, напротив маленького острова с избой. На скалах полно карманов с пресной водой вполне приличного качества; на осушке южнее лагеря нашлась наживка для рыбалки - черви-пескожилы. Дрова тоже есть. Да и ровный северо-западный ветер сдул всех комаров из лагеря. Солнышко светит. Палатки
удобно устроились у кого на скальных полках, у кого на пляже.
Посовещавшись, решили сегодня никуда не идти, а устроить дневку. Тем более, уже три дня на море, а рыбы не ели. А рыбалка, знамо дело, суеты не терпит.
По случаю дневки были проведены следующие мероприятия:
- в проливе между стоянкою и островом поставили сеть;
- накопали червяков-пескожилов;
- достали и наладили удочки.
Из не связанных с рыбалкой, мероприятии:
- Тихонравовы сходили на кате в деревню Юково (ну, там за хлебом, пивом...), но деревня оказалась нежилой;
- дамы нагрели воды и устроили головомойку;
- кто хотел, побродил по острову.
Мы с внуком, а также
Мотановы и Лефиренки слазили на гору посмотреть окрестности и пофотографировать
(вид исключительный), Валентин, Петрович и Сергей набрали морошки в низменной
юго-восточной части острова. После обеда по отливу проверили сеть. В ней оказалась
1 большая камбала и 7 штук маленьких (с ладошку).
Еще, поскольку остров с избой напротив нашей стоянки по случаю отлива превратился в полуостров,
"по морю аки по суху" сходили на него. Стоянка там тоже неплохая.
Изба хорошая, печка, даже не по-черному, с трубой, нары человек на 10. За избой
широкие каменные плиты уходят в воду, чалиться по приливу удобно. Лес чистый, не чащобный и комаров почти нет, с дровами порядок, вот только с водой плохо - карманы на скалах мелкие.
Ну, и поскольку
Серега и Петрович притащили морошку, женской половиной семьи Дудовых было сварено морошковое варенье, а мужская половина была послана за новой порцией
ягоды. А что делать? В прошлом году на Ладогу они не ходили, а на Выгозере в позапрошлом морошки почти не было.
Около восьми вечера мимо нас курсом на восток бодро прошел флагман надувного флота гигант "Котаярви".
Ужин был проведен в два этапа: первый по раскладке, без "огненной воды" и прочих излишеств. И все потому, что адмирал и завхоз, а также сопровождавший их Серега, задержались на морошке, а потом блуканули. Скомандовать было некому.
Потом, уже по команде вернувшегося с заготовки ягод начальства, сварили уху из камбалы и еще набранных на отливе мидий. Под это дело "жахнули".
В 11.30 вечера под гротом и мотором (судя пол треску - от газонокосилки) по приливу ушли соседи.
Сходили, посмотрели их стоянку - не супер, наша лучше.
В 12.00 отбой. Завтра
ходовой день.
24 июля (суббота Утро 24 июля, как обычно завтрак в 9.00.
С утра сняли сеть, рыбы (камбала) оказалось больше, чем вчера. Утро ясное, почти ни облачка, небольшой ветерок. Собрались довольно быстро, в 10.30 эскадра отошла от о. Бережной Сосновец. До свидания муравьи-гиганты и комары.
Плывем на мыс Белужий
Мягострова.
Во время плавания местами нас "плющило и колбасило" - менялся ветер, была короткая и резкая волна. Дальше мы в первый раз увидели стаю белух. Около 14.00 высадились на мыс Белужий и начали готовить обед. Пока готовили обед, почти все поднялись на каменную гору. Там очень живописные места, встречаются каменные ванны, озерца. По берегу дошли до избушки. В ней кроме стола и полатей ничего нет.
Пока обедали, начался отлив и катамараны пришлось постоянно спихивать в воду.
Около 16.00 вышли курсом на группу островов Борщевцы. Но пришлось взять значительно севернее, т.к. ветер ослабел и поменялся на почти восточный.
Наша эскадра разделилась совершенно случайно: Дудов и Чайка пошли длинными галсами вдоль
Мягострова, а остальные 5 катамаранов взяли мористее. По дороге мы видели несколько раз тюленей. Очень любопытные звери.
Основная группа вошла в пролив между островами Голомянный и Длинный Борщевцы в поисках стоянки уже в 22.30. Здесь мы увидели синий парус Чайки на
юго-восточном берегу Голомянного и причалили к нему. Стоянка оказалась очень хорошей.
Комаров совершенно нет. Расположена стоянка в распадке между двумя горушками. В распадке лиственные и сосновые деревья, небольшое болотце с морошкой. На берегу изба, довольно большая и чистая, с печкой и нарами. Рядом колодец-копанка, баня в исправном состоянии и стол с лавками. Вокруг остатки какой-то деятельности, видимо по заготовке водорослей. Единственный недостаток, это то, что причалиться можно только в прилив. В отлив пляж огораживает от моря гряда огромных камней.
О стоянке вроде все.
Ужинали уже в полночь, затем затеяли жарить утреннюю рыбу. Так что угомонились во втором часу ночи. Длинный получился день, и эмоций было много, пора спать.
25 июля (воскресенье)
Истощенный вчерашними приключениями народ пробуждался со скрипом. Завтрак начался в 9.30. Да и спешить на самом деле некуда. Отлив, бухточка осохла окончательно, и до прилива из неё все равно не выйти, а он будет около 13.00. Капитаны уточняют план перехода и порядок взаимодействия и связи.
В результате обсуждения выяснилось, что из-за встречного ветра и отливного течения, которое направленно тоже навстречу, осуществить переход не удастся, а если и получится, то его время превысит 10 часов. Учитывая, что стоянка прекрасная, а команда истосковалась по бане, решено сделать дневку.
Усилиями всего личного состава в кратчайшие сроки баня была подготовлена к эксплуатации и сразу после обеда началась помывка.
Одновременно была поставлена сеть, но рыбная ловля успехом не увенчалась, что не скажешь о парной
- она удалась на славу. Ю.Мотанов в странствиях по острову занялся фотоохотой и с трех метров подстрелил молодого тюленя, израсходовав на него весь имеющийся боекомплект фотопленки.
Вокруг Голомянного по-прежнему баражируют белухи, по одиночке и группами, видимо поэтому и с ловлей рыбы проблемы. На завтра решено в вечерний прилив перегнать катамараны за бар бухты и стартовать в отлив рано утром. Завтрак планируется выдать сухим пайком.
Вечером разгулялся ветер, поэтому решено не торопиться и каты за бар не выводить.
За ужином, как и положено после бани, продали последнюю рубаху (правда покупателей было немного), но по 100 грамм выпили. Ночью пару раз выходил смотреть погоду, так как из палатки хорошо были слышны порывы ветра и плеск волн. Ветер изменился на
юго-восточный силою 4-5 баллов. Волна невысокая, но много барашков.
Утренний выход под вопросом. Все-таки правильно сделали, что не вывели катамараны за бар.
26 июля (понедельник) Утром сильный ветер, но солнечно. Море довольно бурное - выходить страшно. После завтрака сделали обход острова. В результате патрулирования обнаружен тюлень-подросток, видимо тот же самый которого фотоподстрелил Мотанов вчера. Встретили Воробьевых, продолжавших это фотобраконьерство. Петр с внуком, как и положено потомственным зверобоям, заходили с подветра, произвели с 15 м. выстрел, но
Nikon дал осечку. Тюлень переместился левее, охотники продолжили его преследование, а мы продолжили патрулирование. Обнаружили полянку со спелой
морошкой. Всей семьей попаслись и вернулись на базу. Ветер начал стихать, готовимся к выходу после обеда.
После обеда ветер не стих. На "LandTi" на разведку ушли Виталик, Таня и Антон Журавлев.
Сходили на Сосновой Боршовец, где обнаружили двух «робинзонов» из Питера (Павла с женой Алиной). Они заброшены местными с деревни Кулежма на моторке и живут на острове уже 9 дней, добывая себе пищу рыбалкой и собирательством. На обратном пути Альбатрос красиво глиссировал на волне, оставляя за кормой внушительный бурун.
На "Авосе" Дудов, Мотанов, Лифиренко и Чайка ходили на рыбалку за остров. Рыбы поймали мало. Обратно шли трудно против ветра и сулоя, вызванного отливным течением.
Я, Наталья Воробьева и Маша Чайка загорали за баней; остальные скрылись в лесу и других неизвестных мне направлениях. Были замечены случаи варки варенья из морошки.
К вечеру ветер стих, но ужин и осушка выйти в море не оставляют никаких шансов. Голомянный Боршовец
- это ловушка для незадачливых туристов.
После ужина приняли волевое решение - отложить решение на завтра.
27 июля (вторник) Подъем в 7.00. Ветер северо-восточный. Позавтракав, мы спешно собрались и вышли в море, пока вода совсем не ушла. На воде разыгрались волны и проскакивали барашки, ветер встречный. Курс держали на о-ва Перхлуды (о. Южный, северная бухта).
На острове мне понравился песчаный берег, просто рай для купания. Сразу за пляжем лес, на тропинках много муравьев. Они большие и очень больно кусаются. Лес обжитой, там стоит стол и скамейки. Грибов нет, но это и понятно
- дождей нет уже больше недели. Обед готовили на камнях, т.к. ближе. Решили здесь только пообедать и идти дальше - ведь завтра дневка.
Примечание редактора: Пока дежурные готовили обед, неожиданно к нашему костру подошли три члена экипажа крейсера
«Котаярви» вооруженные фото и видео камерами. Оказывается, они стоят в бухте на
южном берегу (Петрович, когда шел через пролив между северным и южным
Перхлудами вроде видел за мыском мачту, мы шли мористее, не видели), часть
экипажа гуляла по острову, увидела, как мы подходим, и зашла поздороваться.
Когда наша эскадра в 7 вымпелов отходила, они снимали нас на видео, жаль посмотреть не удастся.
Следующий остров, который мы посетили - это Кондостров. Добирались до него долго, т.к. мешало отливное течение, хотя был благоприятный северо-запад, но потом сменился на северо-восток и, вскоре, вообще пропал. Пришли на остров в 23.30 поставили палатку, и нас позвали на ужин в 0.45. Это был самый поздний ужин похода.
Примечание редактора: Встали в западной части северной бухты напротив острова Абакумиха. Стоянка неплохая, оборудованная, со столом. Вода есть в карманах на скальном взлобке, разделяющем бухту на восточную и западную половинки, но мало и так себе по качеству. Но идти в южную
(Монастырскую) бухту, где по описаниям есть колодец и стоянка лучше, как планировали, уже нет времени, и так поздно. Постоим и здесь, только вот осушка большая, в отлив не уйдешь.
28 июля (среда) Как и многие годы,
этот день ознаменовался торжеством в связи с днем рождения Марины Дудовой. С
утра яркое солнце. В сети оказалось изрядное количество рыбы, в основном камбала.
Копали червяков, но, боюсь, они так и закончат жизнь в банке, не ощутив на себе "ласковые" губы трески (которую ещё не видели) или наваги. В плане рыбы север Белого моря значительно богаче. Вспоминаются ломящиеся от трески садки в заливе Кив и т.д. После завтрака была предпринята пешая экспедиция по острову в
Монастырскую бухту. Сначала нашли просеку и по ней вышли на заброшенную деревню
Абакуниху. Странное впечатление оставляют несколько полуразвалившихся изб, стоящих довольно близко друг от друга рядом с полузасохшим в это время ручьем. В них сохранились остатки печей, окна довольно большие, о крышах можно только догадываться. Просека вывела сначала на бывший артиллерийский полигон, весь изрытый воронками от снарядов, затем к остаткам жилищ, как предполагаем монастырских.
Лес здесь, на южной части острова, носит другой характер, растут пихты, иван-чай, малина. Отличный родник с прозрачной водой. Виталик пришел в Монастырскую бухту почти одновременно с нами (Примечание редактора: Виталий с дочкой пришли на катамаране по воде, в то время как мы пересекали остров пешком). Затарили его хорошей водой, Чарой и Антоном (маленьким) и отправили обратно. Назад возвращались дорогой, которая терялась где-то на середине острова. К сожалению,
у меня "ушла" штормовка, пришлось возвращаться на поиски (нашел её
Юра). А я пошел лесом, оставляя в стороне Абакумиху, и пришел одновременно со всеми в лагерь. Вечером банкет, подарки, тосты, рыба, грибы. Совсем поздно сняли ещё рыбы. Легли поздно. Черепа тюленей охраняли наш лагерь. (Примечание редактора: Тут тоже наверное нужно уточнить – штормовка отцепилась от сумки, к которой была пристегнута и была найдена только благодаря современной технике, искали по записанному на GPS маршруту и координировали поиски по рациям, без техники так и осталась бы штормовка на острове. А выбеленные солнцем и ветром большой и маленький черепа тюленей нашли на пляже,
установили на коряге у лагеря, а вечером зажгли в них свечи – ну прямо
языческое капище получилось).
29 июля (четверг) Сегодня ходовой день.
Первый раз за наше пребывание в этих краях нас встретило хмурое утро, Настроение у команды было подстать погоде, Позавтракали как обычно и стали собирать лагерь, Народ суетился около катамаранов, быстро их грузил, надеясь выйти в море до отлива, и все, кроме рыбака Валентина, забыли, что вечером поставили сеть и снять ее можно только на полном отливе. В результате почти все катамараны быстро были загружены и вышли в море. Остались только Чайки и Дудовы. Валентину пришлось срочно раздеваться и лезть в море за сетью. Кое-как собрав ее вместе с рыбой, сунули в катамаран и вместе с Дудовыми отплыли. Валентин рассердился на то, что так неуважительно остальные экипажи отнеслись к ловле рыбы. Путь нам был недолгим, с ветром сегодня повезло, и мы уже примерно через два часа были на о. Коткано, где и встали на стоянку
(Примечание редактора: встали в северной бухте, в ее восточном углу. Стоянка хорошая, оборудована столом и седушками. На восточном мысу большие карманы с пресной водой, чудный пляж, осушка не очень большая. Но бухта не сильно вдается в берег и совершенно открыта северным ветрам. При сильном северном ветре отсюда не убежишь, накат будет… Что и подтверждается тем, что весь верх пляжа забит выброшенными на берег бревнами).
Дежурные Дудовы приготовили обед, все поставили палатки и расположились на ночлег. После обеда команда разбрелась по острову, т.к. по описаниям здесь масса достопримечательностей: пещера отшельника, изба, колодец… Все это мы нашли и осмотрели. Остров действительно очень необычный, состоит из четырех горок, которые в прилив соединяются только узкими перешейками. Нагулявшись по острову, вернулись в лагерь (Примечание редактора: а вот другие три бухты в берег вдаются необыкновенно глубоко и почти соединяются, можно отстояться при любом шторме, а в случае чего и перетащиться в прилив в другую бухту – перешейки узкие, но в отлив там большая осушка и дрова на стоянке кончились).
Дежурные Журавлевы
уже почти приготовили ужин. После ужина Мотановы пожарили многострадальную рыбу.
Сегодня с нашей стоянки наконец-то виден закат, т.к. солнце весь день едва пробивалось из-за туч, закат оказался необычным, но очень красивым. Команда, полюбовавшись всеми красотами местной природы, разошлась по палаткам спать.
Завтра снова в путь.
30 июля (пятница) Сегодня мы встали и
увидели, что у нас сильный угловой ветер и сильная волна. Решили, что пойдем ближе к вечеру и позавтракали. После завтрака и до обеда свободное время.
Пообедали, собрались и отплыли. На половине пути установили рекорд скорости (раньше 16, сейчас 18 км/час.), приплыли на Хедостров на южную сторону, поставили палатки и некоторые искупались.
Примечание редактора: Путь от Коткано до
Хедострова 12км. эскадра проскочила за час (по последнему катамарану), включая маневры при отходе и движение в ветровой тени Хедострова - первый проскочил за
40мин. Ветер, по ощущениям, 12 м/сек., порывами до 15 м/сек., волны 1,2м, отдельные до 1,5м. Шли в полветра (галдфинг). Максимальная скорость по GPS до 18км/час. Очень мне понравились мои новые баллоны (от Шандыбина), собственно для таких условий и делались: в волну не зарываются, бурун не тащат, брызг почти нет. На скорости возникает небольшой бурун на внешней скуле подветренного баллона, но он летит мимо кокпита. Шел "змейкой", чтобы не рассекать вершины волн, всего раза три брызнул в кокпит - на порывах побоялся уворачиваться от гребней волн, и так мачта трещала. Пришел первым.
Сначала остановились примерно посередине западной стороны острова - с воды показалось, что там песчаный откос пониже и можно встать. Оказалось, что лазить по обрыву не очень. Скатились к южной оконечности острова и встали не доходя до нее - здесь обрыва почти нет, часть палаток поставили в лесу, часть на полянке над пляжем.
Остров необычный, весь из песка, сосны, мох... Камней нет вообще, не только скал, но и маленьких
- даже клеенку нечем придавить.
На восточном берегу острова, прямо напротив нашей обнаружили чистенькую, отлично оборудованную стоянку, но переходить не стали, там ветер и накат, а у нас тихо.
Уже с утра сходил туда, нашел копанку с пресной водой, теперь живем. Эта стоянка по описанию, видимо, жуковчан (Пихтарева).
31 июля (суббота) Дневка. Стоим на
южной оконечности Хедострова с западной стороны. Единственный среди встреченных нами островов, не имеет скальных выходов - сплошной песок, поросший соснами.
Ветер несколько тише, чем вчера, дует в направлении Нюхчи. Утром, после завтрака,
всей командой пошли смотреть оборудованную стоянку на восточной стороне острова. Все чисто, аккуратно. Стол, лавки, кострище, сложенные дрова. От стоянки идет несколько тропинок. Одна идет на просеку, другая на берег, третья к колодцу с водой. Вода тухловатая, обязательно нужно кипятить.
Вечером намечается ужин с оладьями и вареньем. Каждый должен поставить на стол по полкружке черники.
Пошел собирать.
Перед обедом полный отлив.
Осушка почти на один километр. По песчаной косе прошел от острова метров на
400, можно и больше. На отливе много крупных мидий, встречаются красивые раковины типа рапанов. После обеда жарили оладьи с Мариной и Наташей из 2кг. блинной муки. Команда загорает и купается.
Вода 20-24 градуса. При отливе после полосы песка идет галечная отмель. Вода в море перемешалась с песком, поэтому купаться можно только в прилив.
Сварили мидий. Если их после варки в подсоленой воде с лаврушкой и перцем промыть в теплой воде, то получается очень приличное блюдо. Раньше мы их не промывали, поэтому песок скрипел на зубах, что многим не нравится.
Вчера волной на стоянке мне провернуло руль влево так, что он перескочил через ограничитель, выгнув его. Если это случится на переходе, то катамаран станет неуправляемым.
Виталий посоветовал совсем спилить этот ограничитель, что я и собираюсь сделать.
01 августа (воскресенье) Подъем, завтрак - все, как обычно.
Вышли без пяти одиннадцать, с началом отлива. Мне стоянка понравилась - и вода есть пресная и много, и закаты видели дважды - очень чистые и очень красивые, а пляж просто замечательный.
Направлялись на остров Большая Корепалка, а оказались на мысу Кустов Наволок, причем в момент отлива - все оказались на мели и очень капитально.
Пообедали, поотдыхали и занялись делом - мужчины ремонтировали руль (Примечание редактора: у
LandTi перо руля стало здорово болтаться на ухе, слава богу не отвалилось, как в прошлом году а Валентина на переходе с Валаама. По уже отработанной технологии стянули полосками дюраля и шпильками) и шверц
(Примечание редактора: а это у Валентина, как у меня на Ладоге подломился, тоже отработано, укоротили), Мотанов - макнутую рацию (не совсем удачно), Журавлевы собирали чернику, кое-кто читал книги.
На мели повстречались с москвичами Александром Елиным (Примечание редактора: Хансен по «Таверне») и Степанычем - они плывут на Соловки, у них катамаран
"Альбатрос" с эмблемой "Смак" на парусе и с мотором (Примечание редактора: в строй эскадры они влезли еще раньше, я шел впереди и, в очередной раз оглядывая в бинокль идущую сзади эскадру, обнаружил «лишний» белый явно альбатросовский парус, несколько раз пересчитывал паруса, но пока не причалились, так и не понял, откуда он взялся).
В семь часов вечера с началом прилива пошли дальше, ветер хороший, волна тоже, мы как всегда отстали.
Москвичи со "Смак"а решили переночевать с нами - видно вдвоем плавать все же скучновато, плыли рядом и предложили подбросить нас на моторе, с ветерком. Нам даже удалось обогнать Лифиренко. На ночь остановились на мысу
Вардия.
Здесь есть два приличных дома, поделенных на две половины каждый, и цивильный туалет на задах,
хорошая пресная вода в обустроенном роднике. В одном доме отдыхает группа - двое мужчин, женщина и девочка лет 8 - 9, которую привезли сюда на неделю, а потом заберут. Кое-кто из наших решил переночевать в доме - видно романтики не
хватает, а жизнь в палатке вполне обычное дело.
Позвали ужинать. У
Оксаны сегодня день рождения, иду гулять.
Поздравили Оксану с днем рождения как полагается и пожелали слаженного плавания в родном экипаже, многократного отмечания этого дня в дальнейшем и т.д. Потом были воспоминания о былом, в которых наши гости со «Смака» приняли активное участие.
Комарья здесь на диво много (Примечание редактора: ну это понятно, первый раз на коренном берегу стоим, а то все на островах их там меньше), не спасает даже дым от костра.
На мысу стоят два креста. Под одним из них прибит щит, на котором написано: "16 августа 1702 года здесь начиналась первая государственная дорога в Республике Карелия
«Осударева дорога»". Видимо отсюда начинался волок Флота Петра 1, идущего из Архангельска воевать шведа в устье Невы.
Закат если и был, остался незамеченным.
02 августа (понедельник) Сегодня Ильин день.
Проснулись в избе. Еще с нами в избе ночевали Тихонравовы. Здесь у нас обеденный стол. Дежурные Воробьевы уже хлопочут около него. Позавтракали очень быстро, собрались и помыли свои миски. В 9-30 уже были на воде. Наши вчерашние попутчики - Саша и Степаныч отчалили еще раньше. Ветерок дул не сильный, но
хороший. Где-то около 13-00 дошли до острова Березовец, где и решили сделать обед. Саша со Степанычем уже загорают. На небе ни облачка, ветерок теплый, очень жарко. Многие полезли купаться, хотя начался отлив и мешали водоросли.
До обеда прошли 24км. Воодушевлены. Намеревались до ужина пройти до Бережного
Сосновца. Но ветер оказался ненадежным помощником - дул все время навстречу, и мы стали наворачивать крутые галсы, чтобы обогнуть остров Оленница. Ругаясь и чертыхаясь, наконец, в девятом часу вечера решили, что проще к нему причалить и больше не мучиться. Правда Юра Мотанов уже сделал очередной крутой вираж вправо, откуда намеревался послать ему прощальный воздушный поцелуй. Рация у него не работает, поэтому мы приготовили сигнальную ракету, если он предпочтет больше не обращать внимания на этот "проклятый остров". Но Юра понял наши намерения и вернулся.
На острове стоит избушка, высокая трава и море комаров. Поэтому решили тут поужинать и плыть дальше.
Солнце уже село, ветер почти стих. Вскоре позади нас появилась огромная розовая луна, на фоне которой очень красиво смотрелись наши парусники. Итак, почти в темноте, при слабом попутном ветерочке, мы наконец около двух часов ночи подошли к нашей старой стоянке на острове Бережной Сосновец, пройдя за сегодняшний день рекордное число километров - 67км по GPS и 44км. по генеральному курсу.
03 августа (вторник) Очень давно не писал
я дневник в турпоходах, не менее 10-11 лет. Поэтому заранее прошу прощения у возможных его читателей.
Душевные переживания, психологические драмы, муки, страхи, колебания внутри больших и малых коллективов я опускаю, поскольку все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо
(а автору может очень даже не поздоровиться). И так будем описывать факты и ничего более.
День начался, как было описано предыдущим автором, с ночи, ночи бурной при луне, лунной дорожке, сияющим флюоресцирующим светом, как на картине Куинджи "Лунная ночь".
В два часа ночи палатки были поставлены и всю лунную ночь променяли на жесткие постели.
Дежурили Мотановы, и к
10 часам все были побужены, умыты, покормлены. Командир определил (после небольшой дискуссии), что плывем сразу после завтрака на остров под названием Разостров и далее на острова Березовцы, которые рядом с материком. Отплыли дружно и после неспешного плавания все дружно приплыли на Разостров, где Мотановы побаловали народ настоящим супом-ассорти (рис, щавель, грибы, картошка, тушенка, куриные кубики) с настоящими своими сухариками.
А в это время прилив приливал, и идти по мелководью было неразумно. Решили идти в направлении острова Осинки, в сторону острова Дальний. У нашей команды более мористого плавания не было. Временами горизонт становился полностью морским, и далеко впереди то появлялись, то исчезали точки, которыми были три паруса: два белых и один синий (Примечание редактора: это были Мо13, Мо17 и Мо18, все на баллонах от Шандыбина, причем влияние прокладки между румпелем и шкотом, во всяком случае, на Мо13 полностью исключено, меня в тот день в обед здорово прихватило, песочек видимо пошел, и рулила Наталья – впервые. Я наглотался обезболивающего, и перед тем, как отрубиться, велел ей держаться за Мотановым, так ведь не отстала, меня подняла лишь однажды, побоялась пройти самостоятельно частоколы камней в районе островов Парусниц). Спасибо Нине и Антону, что оставались у нас на виду. Иначе плыть пришлось бы по компасу, что в этом походе у нас так и не случилось.
Доплыли до острова Дальний и подождали Дудова. Остров голый, зато с него уже появилась телефонная связь, и кто хотел - отзвонились.
Дудов проскочил остров, все свалились за ним и после непродолжительных поисков на ближайшем острове группы островов под названием Сосновцы, остановились.
Ужин за командой Дудова. По случаю фактического окончания похода жахнули аж два раза: первый от
Ю.Викторовича за будущие походы, в которых море было бы мористей, а ширь морская еще ширистей; второй - за Ильин день по традиции, установленной
П.Воробьевым (Примечание редактора: по традиции проставляю в
Ильин день по случаю дня рожденья отца и именин сына, а тут пришлось перенести на один день, вчера после ужина шли от о. Оленица, а за рулем ни-ни, а встали на Бережном Сосновце уже в 2 ночи, не до выпивки, да и все равно Ильин день уже кончился).
Итоги дня: пройдено - 37км, а с учетом предыдущего дня - 105 км за два дня. Это наш рекорд. Заняли позиции для решающего броска к Беломорску.
04 августа (среда) Сегодня последний
ходовой день этого похода. Светит ласковое солнце, настроение замечательное.
После завтрака адмирал после некоторого колебания, объявил, что отплываем в
11-00. Часть команды решила пополнить запасы черники свежими ягодами, кое-кто пошел купаться, кто-то занялся археологическими раскопками и ботаническими изысканиями. Перед отплытием Виталий предложил сфотографировать всю нашу
флотилию, выстроив ее в одну линейку. После непродолжительного перестроения
фотограф запечатлел нашу большую команду на воде. Полнейший штиль, зеркальная гладь кругом, тишину нарушает лишь
шум моторки, и снова все стихает. Ветерок еле дышит, медленно-медленно проплывает группа островов "Сосновцы". Вдали виден Беломорск, который рассматривали в бинокли. Время близится к обеду, завхоз прелагает пообедать на большом плоском камне, от которого в прилив ничего не остается. Связь работает неважно. Виталий, не поняв наших маневров, проплывает мимо. После обеда, как обычно, плыть веселее, ветерок усиливается, и мы быстро приближаемся к гавани.
Войдя в порт, со второй попытки нашли вполне приятное место для ночлега.
Адмирал идет на разведку. Команда дружненько ставит палатки, разбирает герметичные мешки с вещами, капитаны разбирают и упаковывают катамараны.
Возвращается адмирал с двумя новостями: приятной и не очень приятной - поездка на Соловки откладывается до лучших времен, т.к. не успеваем по времени, а такси до вокзала заказано на 6 утра и всего лишь за 300 руб. Мы с Татьяной М. идем на
ж/д. вокзал, где без проблем и хлопот покупаем билеты. Все билеты в один вагон, правда не подряд, боковушки и верхние полки. Возвратившись на стоянку, видим
удивительную картину: все вещи - гора вещей! - аккуратненько сложены в рюкзаки, стоящие у палаток. За ужином, выпивая по 100 завхозовских грамм, выразив благодарность по поводу правильной раскладки и особенно жареной рыбы на ужин, все дружно
жахаем за успех нашего общего дела. Этот долгий день закончился грандиозным фейерверком из сигнальных ракет.
Примечание редактора: Мы влетели прямо в порт поперек судового хода – понять где ход можно лишь по бакенам, движения судов нет, за весь вечер одна «Ракета», видимо с Соловков. Встали на небольшой горушке, отгороженной от городских построек гаражным кооперативом, до него метров 150 по тропинке, а там уже и машина подъедет. А Виталий LandTi, как в общем то и договаривались с утра в одну ходку дошел до Беломорска и встал на внешней стороне северного мола, а мы, когда входили в порт, его в бинокли найти не смогли. К нам пришел ввечеру, увидев ракетный залп. Билеты у него тоже уже были (в другой вагон того
же утреннего поезда). По какой причине возникло такое разделение группы – случайно по недоразумению, или закономерно, в результате борьбы идеологий, которые можно кратко сформулировать как «пока дует куда надо, надо плыть» и
«война войной, а обед по расписанию», я так и не врубился. Сам я не являюсь
ярым апологетом ни той, ни другой, но укоренившееся с горного туризма «вместе вышли, вместе придем» никуда не денешь, да и спокойнее мне в кильватерной колонне.
05-06 августа (четверг) Подъем в 5-00 утра.
Вчера я договорился с водителем “Газели” о том, что он нас подбросит от побережья к вокзалу. Он согласился помочь нам сразу, так как в городе нет работы, а те, кто работают, держатся за нее руками и ногами. В отличие от Леонида с приятелем, которые нас подвозили в начале похода и взяли за 7 км 1800 руб., этот оказался скромнее и взял всего 300 руб., хотя я предлагал 500. На Соловки съездить не удалось, т.к. Ракета отходит в 8 утра от 3 или 6 причала порта. А эти причалы на другом конце города, куда можно добраться на такси, если поймаешь, а
автобусы ходят очень редко. Камера хранения открывается в этот день в 7-30, поэтому сдать вещи и успеть на Ракету мы никак не могли. Чуть раньше 6 часов подъехала Газель, которую мы и загрузили под самую завязку, а сами пошли на вокзал напрямую между домами. Идти около 1км. Путь по дороге через переезд вдвое длиннее. На вокзале к нам подошел мужчина, который оказался директором транспортного предприятия (Минин Алексей
Александрович, телефоны – (81437)-2-39-79, 921-7011711). Предприятие оказывает
услуги по доставке клиентов по суше и по воде. У него есть небольшой баркас, на котором можно доставить желающих на любой остров Белого моря, включая Соловки за 250 руб. с человека.
Поезд пришел вовремя, мы по быстренькому загрузились. В поезде ели, спали, гуляли на стоянках. Первый раз за все время похода пошел дождь, как только проехали Петрозаводск. В Москве тепло и сухо. Заказанный нами по телефону из поезда транспорт для доставки вещей не приехал, поэтому стали искать другую машину. Нашли машину “Почта”, которая и отвезли катамараны и рюкзаки в Красногорск, команда же добиралась на
электричке.
Выводы.
Поход показал, что данный маршрут по силам «схоженной» туристической группе, имеющей приличный туристический опыт и умение ходить под парусами. При лавировке расхождения между катамаранами достигали несколько километров, что ухудшило страховку. Наши рации на воде работали до 2-3 км, хотя заявлено, что они могут связываться на расстоянии до 5 км. Сигнальные ракеты горят 20-30 сек, что очень мало. Фальшфаеры не поджигали. В данном районе Белого моря из-за малых глубин сильно сказывается влияние приливов и отливов, при которых течение доходит до 5-6 км в час. Время и линию движения надо выбирать, учитывая эти факторы.
Катамараны
«Альбатрос» в очередной раз не подвели: всего две поломки, но уже известные,
шверц и руль, лечить умеем. И еще хотелось бы привести наблюдения по сравнению в походных условиях различных модификаций «Альбатроса». Из семи катамаранов
эскадры:
- 3 в штатном
«ташкентском» исполнении;
- 1 А-16;
- 3 с баллонами, изготовленными М. Шандыбиным, почти на 0,5 м. длиннее штатных, диаметр в миделе 0,55 м., корма у всех одинаковая, острая, с острием на уровне ватерлинии, нос у 2-х веретенообразный,
у 1-ого со штевнем и скулами, сформированными по методу Успенских.
Самыми «ходкими» на загруженных по-походному катамаранах в различных ветро-волновых условиях показали себя Шандыбинские баллоны, за ними А-16 (и по обтеканию видно – больше буруны и у носа и за кормой), за ними штатная резина. Причем разница заметнее при увеличении волны и усилении ветра. На слабых ветрах и ровной воде скорость больше зависит от загрузки катамарана. Мягкие штевни по методу Успенских заметной прибавки скорости не дают, но катамаран увереннее держится на острых курсах при усилении волны и при таких условиях существенно комфортнее – носы в волну не зарываются, меньше брызг летит в кокпит.
Разница между дакроном на парусах А-16 и «ташкентским» лавсаном на «Альбатросе» с полной загрузкой практически неощутима.
На островах морошка и черника, грибов мало из-за засухи, хотя по описаниям их здесь должна быть уйма. Рыбу ловили только сетью – камбала и навага. С погодой нам повезло!
Статья расхода Затраты на одного человека Машина от Красногорска до Москвы 66,7 руб. (1200 руб. на группу) Билет от Москвы до Беломорска 541,4 руб. Машина от Беломорска до стапеля 100 руб. (1800 руб. на группу) Питание в походе 992 руб. Машина от моря до вокзала Беломорска 17 руб. (300 руб. на группу) Билет от Беломорска до Москвы 522 руб. Машина от Москвы до Красногорска 72 руб. (1300 руб. на группу) ИТОГО: 2311 руб. Приложение
Объединение катамаранов для совместного похода дело сугубо добровольное. Каждый капитан, будучи владельцем лодки, как правило с семейным
экипажем, естественно сам отвечает за свои действия, подготовку и укомплектованность снаряжением, инструментом и запчастями своего катамарана.
Естественно, на каждом катамаране едет личное снаряжение
(спальники, коврики, палатка…), средства связи и аварийной сигнализации, компас, карты, нож, спички в гермоупаковке, зажигалка в кармане, индивидуальный
ЗИП для сборки-разборки и несложного ремонта катамарана, состав которого меняется исходя из опыта как своего, так и чужого.
Например, после того, как на одном из катамаранов сломалась мачта, каждый возит совместно заказанные точеные дюралевые втулки для ее ремонта, а еще работоспособное гнутое среднее звено этой мачты стало дополнительной задней балкой и заодно групповым ЗИПом; после облома шверца в групповой ЗИП включен полукруглый напильник нужного радиуса).
Конечно, каждый берет и возит личную посуду, свои лекарства, какие-то лакомства, чтобы погрызть их на ходу и многое другое, исходя из возможности и желания тащить все это к месту старта.
Функции адмирала состоят в основном в выборе маршрута и сроков проведения похода, предварительном расчете его прохождения, определении количества ходовых дней и дневок, выборе предполагаемых мест стоянок и т.д. Эти обязанности по своему желанию берет на себя один из наиболее опытных капитанов.
Причем, как правило, район плаванья заранее обсужден еще в предыдущем походе.
Маршрут заранее, обычно за 2-3 месяца обсуждается на совете капитанов, потом те, кто согласен и может принять участие в походе по предлагаемому маршруту, просто заявляют об этом. Если кому-нибудь такой маршрут или адмирал не нравится, он сам не захочет идти в этот поход. На этом же совещании обычно решается, кто что берет на себя в процессе подготовки - составление раскладки, закупка билетов, комплектование групповой мед. аптечки и др., и какое групповое снаряжение - тент, клеенку на стол, котловой набор, таганок, топор, двуручку, пехотную лопатку, сеть, баню, групповой ремонтный инструмент (дрель со сверлами, ножовку по металлу с полотнами, набор надфилей и напильников) и какие габаритные запчасти кто берет.
Естественно, бывают накладки, кого-то например не отпустили в отпуск, обязанность адмирала обеспечить чтобы функции отсутствующего кто-то взял на себя. За месяц до похода обычно организуются покатушки на Истринском водохранилище с проверкой техники, окончательным уточнением организации похода, раскладки и т.д., сбором денег на билеты и паспортных данных для их закупки.
В походе адмирал скорее первый среди равных, если кого-нибудь что-то не устраивает, вопрос будет обсужден, но его слово весомее –
хотя бы из уважения к человеку, который взялся за организацию похода. Ну и естественно при аварийной ситуации, когда митинговать некогда, командует он.
Это не значит, что остальные в ступоре будут ждать команды: кто ближе, тот и постарается помочь. Слава богу, опасных ситуаций у нас под парусом не было, на сплаве бывало, это другая песня, но на буксир при поломке мачты взяли сразу и улетевшие кепки ловили, иногда удачно.
Питание в походе горячее трехразовое. Завтрак – каша
(манная, рисовая, пшенная…) на сухом молоке, бутерброд с маслом и колбасой или сыром, чай или кофе. Обед – суп из пакетиков, заправленный тушенкой и картошкой, бутерброд с колбасой или ветчиной, компот или кисель, по дольке чеснока и осьмушке луковицы. Ужин – каша (гречневая, рисовая…) или макароны с тушенкой, чай, пряники, сухари или сушки. Ну и сахар, хлеб, это понятно.
Готовят дежурные, дежурство суточное, по экипажам, очередность разыгрывается. Закупка и перевозка продуктов на свои дежурства дело каждого экипажа. Задача завхоза – рассчитать количество продуктов исходя из количества туристов и длительности похода, распределить меню, чтобы ну не было например гречневой каши на ужин два дня подряд, довести раскладку до сведения капитанов. Ну и каждые дежурные в пределах раскладки стараются внести что-то свое, какой хозяйке не хочется показать, что она умеет вкусно готовить.
Котловой набор, клеенка и таганок передаются дежурному
экипажу. Но есть еще алюминиевые противни для жарки рыбы и блинчиков, которые ездят на катамаране владельцев. По крайней мере два экипажа возят с собой большие миски (или маленькие тазики?) и личные таганки для варки варенья. Да и без этого каждый экипаж имея на борту личные металлические миски и кружки и набор продуктов хотя бы на 1 дежурство в случае ЧП (если в нем не полные чайники), вполне может приготовить себе 3-х разовое горячее питание на столько дней, сколько экипажей в эскадре. Правда меню будет однообразное, но что делать
– ЧП.
Безопасность и координация совместных действий обеспечена в первую очередь наличием связи (одинаковые, совместно закупленные рации) и
аварийной сигнализации (сигнал охотника и фальшфейеры) на каждой лодке.
Где остановимся на обед (ужин) адмирал показывает по карте
(да и пальцем) перед каждым выходом, как идти к этой точке каждый капитан решает сам. Конечно бывает, что по ходу плавания вносятся изменения – ветро-волновая обстановка изменилась, намеченная стоянка не понравилась, а
увидели хорошую там, где не ожидали…
Но мы не первый год плаваем вместе и друг друга понимаем в общем то и без связи, а теперь и связь есть. Принято и неуклонно выполняется – пока к точке встречи не причалила последняя лодка, хотя бы один катамаран должен быть готов моментально выйти на поиск и помощь.
В ситуации чреватые гибелью лодок и экипажей пока слава богу не попадали, как в них себя поведем кто знает. Постараемся достойно. Но ситуации, чреватые для одиночной лодки сходом с маршрута или длительной задержкой (сложный ремонт, болезнь…) при групповом плавании уже решались даже без нарушения графика движения. Ну один раз потратили на ремонт резервную дневку, а так за вечер или время на готовку обеда справлялись.
Поломанных, раненых, больных и отставших мы никогда не бросали и не собираемся. Вопрос как то обсуждался у костра, присутствующие единодушно высказались, что при неремонтопригодной поломке пострадавший экипаж, груз и детали пострадавшей лодки загружаются на исправные. При болезни (как принято у сплавников и были случаи) формируется «ударный» экипаж, который на лучшем катамаране эвакуирует больного.
Ну и даже просто текущие вопросы с погрузкой-выгругкой, заказом транспорта и т.д, с трудом или дорого решаемые семейным экипажем (тем более при наличии в нем одного всего мужика) в группе решаются значительно проще.
Воробьева Н.
Тихонравов В. М.
Тихонравова О.В.
Тихонравова Т.В.
Чайка В.А.
Чайка М.И.
Зиновьев А.А.
Дудов В.П.
Дудова М.В.
Журавлева Н.А.
Лифиренко В.Д.
Лиференко В.А.
Дудов С.В.
Расходы на поход
В отчете использованы фотографии П.Воробьева, А.Елина, В.Лиференко, Ю.Мотанова.
Организация походов Красногорского парусного флота