Tретий поход на байдарке

2004: Азовское и Черное моря

Здравствуйте, мои друзья! В этот осенний вечер, обложившись картами и дневниками, попытаюсь превратить пару месяцев моей жизни в звании капитана судна КРАБ бортовой номер ХА 11-45 К (так называют пограничники мою байдарку) в набор компьютерных символов и графических образов, которые передавшись с помощью техники в ваш мозг помогут вам пройти с нами 700 км от Ялты (Донецкой обл.) до Коктебеля. По плану хотели до Одессы.

Воображение поможет вам ощутить вкус слабосоленой азовской и в меру соленой черноморской воды, унюхать аромат персиков и протухлый запах креветок на рынке. Ощутить прелесть ночи на берегу моря... Буду рад если мой дневник поможет вам избежать ошибок сделанных мною, и более удачно провести отдых..

Подготовку начали с весны. Изменил крепление аутригеров - на каждом узле по два хомутика диаметром 6мм. Все крепится поверх деки, для большей защиты от волн. Увеличил прочность гика, что дало возможность улучшить форму паруса. Поднял от воды румпель руля (на него наматывались водоросли) и установил ось вращения руля вертикально (а не под 45 гр. Как в оригинальном исполнении <Вуоксы>), Пошили спинакер с запасного парашюта, стаксель большей площади, и нацеплял где надо и не надо карабинчиков, в изобилии появившихся на рынке. На палатку пошили колпак из плотной, водонепроницаемой ткани.


Карта похода 2004 г.

О документальном оформлении похода говорить нужно долго и в грубых выражениях. На каждом шагу взяточничество и безразличие чинуш к твоим проблемам. Даже в родном Харьковском турклубе тов. Шостенко Алексей Юрьевич (получающий от меня зарплату в виде членских взносов) отказался подписать маршрутную книжку, мотивируя это опасениями за мою жизнь. Удержи Господи от сквернословия! А чего стоила регистрация байдарки... Но хватит о плохом. Как говорится, бабло всегда побеждает зло.

Хороших людей значительно больше, и о них гораздо приятнее писать.

4.08.2004 г.

Азовское море встретило нас дождем и ветром. С трудом удалось найти турбазу "Морская волна" где расположился лагерь туристов-водников собравшихся со всей Украины для проведения соревнований.

Это около 10 км на юго-восток от Ялты (Донецкой) или 15 км от Мариуполя. Кто не читал мой отчет за 2002 год, напомню: мы тогда прошли Оскол, Северский Донец, Дон, и по Азовскому дошли почти до Мариуполя. Теперь настало время продолжить этот маршрут. На берегу стояли собранные катамараны, палатки, навесы. Туристический люд общался, развлекался обменивался опытом, пил пиво:

Это был настоящий праздник несмотря на непогоду. Спасибо Крыгину Игорю и нас приняли в эту замечательную компанию. Нашлось место в вагончике, где мы смогли передохнуть.


Где же хорошая погода?

Есть кухня, кафе, прочие удобства. Прошлись по пляжу. Среди катамаранов выгодно отличается киевский красавец, удачные технические решения, высокий класс изготовления, потом окажется и ходовые качества у него очень высокие (впрочем, цена тоже). Однако конструкция легковата. Посмотрел и зарисовал некоторые технические решения. Удивляет деревянный корпус <Кита>, говорят начинает тонуть сразу после старта.

Вечереет. Вечер туристической песни... и спокойной ночи, малыши.

5.08.2004г.

Проснулись в 6.00. Утро дождливое. Перекус и в Ялту к погранцам. Ребята уже побрали добро на выход, как только наладится погода. Погранзастава находится на отшибе (ул. Степная 38), но нашли довольно легко - Ялта небольшая.

Командира на месте нет, где он - военная тайна, когда появится - большой секрет. Ждали долго. Лишь после того как мы начали обносить близлежащие (стоящие) яблони, нам дали секретный номер мобилы командира и мы договорились о встрече на 17 00. Посетили рынок, все дорого, кроме звонков по мобильному за 3 мин - 1 грн в любую точку Украины. По приезду в лагерь встретился с товарищами.

Женя Коротких только что вернулся из Турции и мы с интересом слушали о приключениях его команды на катамаране "Луганськ". Я позаписывал позывные пограничних застав, телефоны командиров, ориентиры, источники воды и т. п. Кроме бесценных советов Женя снабдил нас радиостанцией, гермоупаковками и хорошей картой Черного моря. Предлагал хороший компас, но я отказался - побоялся потерять. Я и так взял в этот раз три штуки, хотя и простеньких.

В 17 00 командир не появился. Прибыл только в 19. После некоторых распросов временно приписал нашу лодку к 15 причалу, поудивлялся большому количеству всевозможных документов которые мы ему предоставили, и разрешил отход при установлении погоды после телефонного оповещения его величества.

Нашей радости не было предела.

На базе нас ожидала печальная весть: от сердечного приступа скончался член судейской комисcии. Какая хрупкая человеческая жизнь! Посидели вечером с Крыгиным и Коротких. На такой печальной ноте закончился день.


Женя Коротких прибыл из Турции

6.08.2004г.

Утро. Ветер. Дождь. Собрали немного денег на похороны. Сын повез Крыгина в Донецк с дип. миссией и после поедет домой. Были планы попробовать кат "Луганськ", но по такой погоде нет. Вчера на море сломали мачту соседи, и теперь да поможет им Кулибин. Утром на берегу ветер опрокинул несколько катов, один с особо тяжкими последствиями. Мачта загналась в забор, согнулась.

Приехал Женя Боцман, мой давний знакомый, земляк. Без плавсредства, просто посмотреть, пообщаться. С 12 00 проблеснуло солнышко и ближе к вечеру провели две гонки. Впереди уверенно Киевляни. Не обошлось без поломок. Двое сломали шверты. Один почти потонул - это "Кит".

Я участия в гонках не принимал, а потому неспешно собирал свою байдарку.

Подходят ребята - распрашивают, дают советы. Огромное спасибо Медведеву Степану за подробный рассказ о маршруте по Азовскому. Он проходил его несколько лет назад и очень хорошо знал.

Несмотря на аккуратную сборку, мне не удалось избежать ошибок, о которых расскажу позже.

7.08.2004г.

Маленький дождик. Погода немного улучшается. Лодка почти собрана, вещи упакованы. Соревнования закончены, награждены достойные. Организаторы потрудились на славу. Несмотря на погодные условия, почти все удалось. Флаг опустить! А для меня только начало. Зона прибоя широкая, высота волны более полуметра. Пытаемся отойти, ребята помогают. Это удается не сразу. Лодку разворачивает бортом к волне, cлетают мои шорты и мешают мне запрыгнуть в лодку, а когда мне это удается оказывается не могу управлять лодкой. Сопли которые я провел от румпеля (и не закрепил) волочатся за лодкой и до них не дотянуться.

Когда удалось взять немного мористей и начать отчерпывать воду увидел что поплавки волной подбило к самой лодке, причем и левый и правый. Пройдя пару км пришлось выброситься на берег для устранения недостатков. Народ мы насмешили на славу. На ремонт ушло минут пятнадцать.

Концы от румпеля провел почти до носа лодки, теперь управлять можно с любого места. Поплавки надежно закрепил. Отойти удалось легко. В море волна пологая, при большой скорости удобно обходить крутые волны, но сманеврировать вокруг буя наверное не смогли бы. А впрочем без груза можно и попробовать. За косой как в раю: ветер сильный, а волны нет. Пошли прямо через залив в целях экономии времени. За три часа 17 00 - 20 00 дошли до Урзуфа. Остановились на границе пляжа дома отдыха и дачного поселка. Кинули палатку. Сушим вещи на заборе. Ближе к ночи увидели прекрасный салют, фейерверк, апофиоз китайской пиротехники. Все бахало и светилось, визжало и свистело, жаль что не в нашу честь. Так помпезно закончился первый день плаванья.

Прошли 20 км.

8.08.2004г.

Утром хорошая погода. <Лебедь 11> не отвечает, далековато для радиостанции.

Но по мобиле удалось сообщить о нашем убытии. С 8 00 до 10 00 прошли 10 км.


Люди - птицы

Потом поднялась волна и мы решили не форсировать события - спешить медленно, все-таки на отдыхе. Крутой берег близ Куликовского. После 15 00 ветер немного утих. Над нами закружили парапланы, красивое зрелище. Люди-птицы.

Правда один таки упал возле нас. Оказалось наши, Харьковские. Параплан легкий, стропы тонюсенькие. Собрал и полез на гору по-новой. Молодцы ребята.

В 17 00 продолжили наш путь. В сумерках дошли до Бердянской косы, но попали таки в заповедник. Егеря, почти вежливо, предложили нам протянуть еще пару км за протоку. Протоку мы так и не обнаружили, шли дальше от берега дабы не напороться в темноте на что либо. Пройдя некоторое время решили что уже можно и пристали. Берег хороший. Спать, спать, спать.

Прошли 28 км. Ну и ладно. Всего 48 км.

9.08.2004г.

Проснулись в 5 00, погода благоприятная. Вышли в 5 30, конец Бердянской косы 8 15. Перекус и дальше. Никаких достопримечательностей. Курс северо-запад. Переход до берега 19км. Ветер слабый. В 1200 вообще штиль на два часа. Зависли почти на средине фарватера, благо движняк слабый, прошел один кораблик и все. Порадовали пеленгасы. Стайки, особей по двадцать ходят кругами как в хороводе по поверхности воды. Спины сверкают на солнце. В бинокль различима даже луска. Но при приближении исчезают, после появляются поодаль. И таких стаек много. Хотел попробовать подплыть с ружьем, но жена не отпустила. К берегу подошли в районе б.Петровская. Что это такое я не знаю, по карте так. На берегу вагончик-магазин. Цены нормальные.

Немноголюдно. Приготовили поесть, поставил сеточку и отбой.

Прошли 39 км. Всего 87 км.

10.08.2004г.

Утром в сетке всего одна рыбка, не золотая - тарань, или плотвичка. Взял слишком крупную сеточку. Вышли в 6 30. ветер западный, слабый.

Поэкспериментировали с парусами, поставили максимум (кроме спинакера) и вперед. Ближе к Приморску людно. Идем по границе пляжей. Носятся моторки, даже видели желтый катамаран без опознавательных знаков на берегу. Причалили при первом удобном случае. Повалялись на песочке, сходил на базар, арбузы - вот наше слабое место (и пиво). После отдыха прошли еще немного и стали на косе. Научились проходить полосу прибоя - экипаж оперативно катапультируется и одним махом выбираем лодку. Чем быстрее тем меньше последствия. Кое где поодиночке машины с отдыхающими. Походил по косе: дорога, плакат <береги природу, мать твою:>, в озерцах дичь, есть следы и помет оленей.

Прошли 28 км Всего 115 км..

11.08.2004г.


Без ...... комментариев.

В сетке ничего нет, кроме нескольких килек решивших покончить с жизнью и крепко вцепившихся в нитку зубами. Вышли в 6 00 . Ветер плохонький, дождь.

Немного не дотянули до конца косы. Купаемся. Очень плотная стайка мелкой рыбешки проходит у самого берега. Людей вокруг нет, мы одни. Природа пожалела ресурсов на эти места. Пустыня на берегу моря? И в море.

Прошли 19 км. Всего 134 км.

12.08.2004г.

Вышли в 6 30. Ветер со стороны берега крепчает. Закончилась коса Обиточная.

Приемлемый курс удержать не удалось (хотя бы запад). Волны и течение сбивали нас в открытое море. Приняли единогласное решение - пока не поздно, прятаться назад за косу. Слава Богу это нам удалось. За невысоким берегом устроились загорать и ждать с моря погоды. Маяк - единственная достопримечательность.


Сыну от отца...

Через некоторое время подошли два парня, думал будут нас гнать, но они просто хотели узнать кто загорает возле их сетей. Ветер усиливался. Ближе к полудню опять пришли соседи и пригласили нас на обед. Меня долго уговаривать не пришлось. Как оказалось эти парни установили памятник трагически погибшему в этом месте генеральному конструктору "Моторсичи" Муравченко.

И строили небольшую часовенку. Попробовали отменной ухи, рыбы селявки и пеленгаса, помогли на стройке. Погода не улучшалась и мы прокантовались там целый день.

Прошли 12 км. Всего 146 км.

13.08.2004г.

Вышли рано, в 4 00. Курс 270 гр.(запад). Но ветер вскоре утих и мы болтались без движения. Вдалеке ползал тральщик. Когда ветер снова надул паруса, радости было немного, так как его направление а позднее и сила нас не устраивали. Изменив курс на 330-320гр (почти север) подошли 4 км восточнее Приморского Посада. На большой волне выбросились на небольшой участочек песка. С благополучным прибытием! Вода грязная. По берегу много машин.

Поставили палатку и к цивилизации по продукты. Пришлось ходить очень долго, 4 км до дома отдыха. Хотя были торговые точки и ближе, хлеб бывал у них только с утра. Небольшой базарчик, приятные люди, много товара, нормальные цены. Вот такая характеристика. (Так это вы подошли на паруснике? А вы не брат Конюхова, он же наш земляк. У Чкаловом його батько жив. Тильки вин до нього не ездит. Посварились. Вин ще малым переплыв Азовське на байдарке).

Назад идти тяжелее. Сумка и большой арбуз. Местами на берегу груды камней, приходится перелазить. Судя по обилию бычков сохнущих на низках возле палаток - рыба есть. К вечеру небольшой дождик.

Прошли 32 км. Всего 178 км.

14.08.2004г

Ветер такой же сильный и такой же встречный как и вчера. Волны. Стало быть день отдыха. Мелкий ремонт обуви, лодки и радиостанции (заклинила кнопка прием-передача). Подходят люди интересуются лодкой, у них <Катран>.

Понравилась конструкция поплавков. Показал все и паруса, и шверц, и руль.

Ребята подарили мне якорь. Спасибо.

15.08.2004г.


Волны валят с ног.

9 00 - вышли в море. Через три часа оказались почти в той точке Обиточного залива, где позавчера дрейфовали без ветра. Прошли до Степановки-Первой и параллельно берегу прошли Кириловку, Азовское и в 18 00 выбросились в начале косы Бирючий Остров. Как ни стараемся, а в лодку успевает ударить две - три волны и воду после удаляем с помощью отрезка шланга. Прибой сильный и лодку приходится оттаскивать далеко от берега. Но и этого сегодня оказалось мало.

Ночью поднялся сильный шторм. Жена меня разбудила - лодки нет. Хорошо недалеко отнесло, метров 40. Волны подходили почти до палатки. После этого случая всегда бросал якорь и дополнительно крепил за палатку. Если утянет то вместе с нами.

Прошли 54 км. Всего 232 км.

16.08.2004г.

Утром оказалось отойти по такой волне не сможем. Решили волочь через косу (метров 200) и дальше по Утлюкскому лиману. Ходки за четыре перетащили вещи и, спугнув десяток лебедей, понеслись по гладкой воде. Сделали остановку у санатория <Золотой берег>, подкупил продуктов, воды. Санаторий мне понравился. Дальше было приятное (до определенного момента) плаванье. Обходя мыс Кизиярский вблизи берега увидел осетра, на лодку он не среагировал, около метра длинной. А может он висел на браконьерском крючке. Прошли маяк, почему-то не обозначенный на карте и последние 14 километров до берега показались нам <последним днем Помпеи>. Выйдя из-за Бирючьего по ветру мы попали в настоящий шторм. Парус минимальный, лишь бы не потерять управляемость. Повернуть назад нереально. Идем по ветру к ближайшей точке берега. Одно радует - наши щепки по любому выбросит на берег.

После получаса мандража появилась уверенность. Лодку заливает не сильно. Волны хоть и высокие, но в большинстве пологие. Вода заметно холодней, чем в заливе. Мне-то терпимо, а вот Нине надо приобрести гермокостюмчик. Бинокль залило, и выбрать приемлемый участок для десантирования невозможно. Идем наудачу. В мыслях - только бы не сильно побить лодку. У берега разворачиваю влево почти на 90 и вылетаю за борт. Море выплевывает нас на берег, как мы выплевываем мошку, попавшую в рот. Люди, наблюдавшие за нами, помогают оттащить лодку.

Все живы, ну и славненько. Замерзли. А еще лето называется.

Отойти по такой волне невозможно и нам предстоит еще два дня ждать ослабления ветра. А пока переоделись, наша химзащита почему-то промокла.

Соседи предлагают горяченького - мы согласны. Накормили, обогрели.

Многовато пишу, дальше постараюсь лаконичнее.

Прошли 56 км Всего 288 км..

17.08.2004г.


Обогрели.... обобрали.

Оказались мы на Арабатской Стрелке у пос. Счастливцево. Ввиду плохой погоды люди помаленьку уезжают. Посмотрели поселок, посетили базар. Все как и в любом курортном местечке. Неподалеку обнаружил пограничный пост. Решил отметиться, чем вызвал у них переполох. Пришлось ходить к ним раз пять, заставляют ехать в Геническ на заставу. Чем ехать их не волнует. Больших трудов стоило уговорить командира передать штампик со сменой и оформить нам отход на месте.

Ветер.

18.08.2004г.

Погранцы дали отход до Керчи, где я должен отметиться через два дня. Мои доводы что я не успею не приняли. (Это твое дело). Попытался разведать волок на Сиваш, соседи обещали помочь. Но оказалось очень далеко через поселок и по неудобной тропинке. Запаслись водой, так как нас пугали отсутствием ее на стрелке. Отстаем от графика на три дня.

19.08.2004г.

Вышли в 7 00 несмотря на сильный ветер. На месте сидеть невмоготу. Соседи помогли отойти. Пропала одна штормовка. Сохла, сохла и... усохла. Идем в паре км от берега. Изредка видны строения. Прошли две газовые платформы, по-моему не рабочие. В 12 30 причалили на перекус. В широкой прибойной полосе нас изрядно побило, потеряли весло. Разошлись по берегу в надежде обнаружить пропажу (запасного то нет).

Через время нашел примерно в километре от места высадки. Остальную часть пути оно было надежно привязано к лодке. Коса безжизненна. Квадратные озерца, видимо оставшиеся после добычи ракушняка, по слухам в них бывает камбала, но проверить не захотел. 15 00 ветерок вроде бы немножко стихает, решаем двигать дальше. До 19 00 почти дошли до развалин старой крепости. Палатку поставили у разбитого пластикового катера.

Прошли 92 км. Это рекорд. Средняя скорость около 10 км/час. Всего 380 км.


Лодку подняли на камни.

20.08.2004г

Ветер слабый. Первый раз попробовали спинакер. Ход несколько улучшился, но не надолго. Ветер временами прекращается, спинакер падает на воду и уходит под лодку. Потом надувается, набираем разгон и все по новой. Пришлось убрать. Прошли Каменское. Дальше, как нас и предупреждал Степан Медведев, скалы, стать негде. Назад возвращаться плохая примета, так мы стали прямо на скале. Лодку подняли метра на полтора от воды, палатку поставили на пятачке.

Случился пожар с примусом, тушить нечем, стеклоткани нет. Пришлось ногой буцнуть его в море, но он ударился о камни и погнулся. Ребята, соблюдайте!

Понырял. Очень чистая вода, много мелкой рыбы, красивые разломы дна, трещины. И много людей в масках. Это пока лучшее место.

Прошли всего 17 км. Всего 397 км.

21.08.2004г.


Рыжая вдова.

Вышли в 9 00 на веслах (на одном). До 14 00 против ветра прошли 12 км. На горизонте мыс Китень, но двигаться тяжело и мы тормознулись на первом же песочке. Сфотографировал большого паука, дождик пересидели в красивом гроте и в путь. Развалины атомной электростанции проходили в сумерках, Щелкино в полной темноте. Только множество огней увеселительных заведений позволяли кое-как ориентироваться. В 22 00 подошли к п-ву Казантип. Озадачили несколько фонариков рыскавших взад вперед, вверх вниз. Как будто кого-то ищут. Осторожно проходя возле берега обнаружили миниатюрный пляжик, что еще нужно уставшим турикам. Палатку и спать.

Прошли 30 км. Всего 427 км.

22.08.2004г.

Утром оказалось что стоим мы в прекрасном месте: маленький пляж, а кругом горы. Людей нет. Одно плохо - много змей. Очень много змей. Взобравшись на скалу по мобиле связался с погранцами, доложил: <обходим Казантип>. Наверху встретил змеелова, разговор не сложился. Думаю ловят змей незаконно, а может просто не общительный человек. Вниз спускаться труднее. Узрев обилие змей, жене захотелось в море, но и при отходе рядом с ней проплыл огромный гад.


Казантип, много змей.

— Она на меня посмотрела и нырнула!

— Так они же своих не трогают...

Обходили полуостров очень тяжело. Сравнимо как в прошлом году Тарханкут. И здесь пока не вышли далеко в море, не продвинулись. Женя Тихомиров обещал здесь две газовые платформы, пока не видно. Может, дальше в море. На горизонте ползает какой-то кораблик. Казантипский залив прошли возле берега. За Золотым стали на хорошем песочке. Вдали несколько крутых машин. Новенький "Простор" без опознавательных знаков прошел возле нас, перекинулись парой фраз. Они здесь отдыхают.

Зажигалки от контакта с водой испортились. Огонь пришлось добывать при помощи лупы. На это ушло 45 минут. Только туалетная бумага с помятой травой, свернутая как сигара, загорелась.

Прошли 30 км. Всего 457 км.

23.08.2004г.

Берега крутые. Ветер переменных направлений и силы. Только прошли мыс Зюк, очень красивая и высокая гора, поднялся шквал. Имея некоторое отставание от графика плавания, решили не прятаться. Сильный ветер с дождем пронес нас через бухту Рифов. Волны были небольшие. Ветер затих так же внезапно, как и начался. Почти рядом вода покрыта рябью, а наши паруса обвисли как белье на веревочке. Так в погоне за ветром догребли до мыса Тархан.

По аналогии, если Тархан Кут - Чертов угол, то Тархан просто чертов. Здесь немного протянул лодку возле берега. Нашел красивый кусок - слюды? (кучка прозрачных слоистых кристаллов). Заночевали в начале бухты Булганак, недалеко от рыбацкого домика. Берег покрыт крупной галькой. Возле домика было бы лучше, но оставленные на берегу сети и следы машин подсказывали, что поспать здесь нам не дадут. Еще обнаружил мину времен Второй мировой войны, видимо сетями поднятую на берег.

Прошли 36 км. Всего 493 км.

24.08.2004г.


Где же Одесса?

Ветры все больше встречные. Медленно прошли мыс Хрони, мыс Бакланичный, мыс Фонарь. Керченский пролив оказался неширокий. Много кораблей. Нужно выйти на связь с пограничниками, но радиостанция запакована в вещах - не долезть. Иду возле берега. Много рыбаков. В заливчике за пляжем вижу три катамарана, подошел. Опознавательных знаков нет. Оказалось, просто за деньги катают всех. Далеко не ходят, погранцы не гоняют. Прошла небольшая яхта. Дальше прошли порт Крым. И как назло фарватер прошли перед носом парома. Место для ночлега нашли за старым пирсом. За обшарпанным парусником <Анна>, доживающим свой век на якоре. Мы забились в уголок небольшого пляжа.

Крутая тропинка ведет наверх к цивилизации. Два магазина, стихийный базарчик, что еще нужно усталому путнику. Одно плохо - нет связи и нет хлеба. Мобильник берет российского оператора, а на таксофон нет карточки.

Прошли 28 км. Всего 521 км.

25.08.2004 г.

Утром мы обнаружили что нас обокрали. Пропала колбаса, ряженка в пакете.

Как опытный охотник, я быстро вычислил вора, тем более что он пришел еще за одним пакетом ряженки. Это была дворняжка, пришедшая с синими мужиками ловить креветок. По утрянке сгонял за хлебом.

Выйдя в море, попытался связаться с границей, но на канале был шухер.

Какой-то пароходик стукнул другой параходик и пытается выйти в черное Море, и все разговоры только о задержании оного.

Керченский пролив прошли с сильным ветром. Радиостанцию подвесил над головой, слышал: <КОНТРОЛЬ, КОНТРОЛЬ> но ответить не имел возможности.

Большая волна не давала расслабится ни на секунду. Корабли выстроились у входа в пролив и стояли на якоре. Только когда мы нырнули за мыс Такиль, удалось перевести дух. Здесь наконец-то мы увидели дельфинов. Они сопровождали нас немного. Пора на связь. На вызов ответил <Лебедь20>, находятся на маяке прямо возле нас. Я объяснил что нас пронесло штормом как по трубе и мы не смогли зайти в Керчь для оформления прихода. Пограничники разрешили нам двигаться дальше, только не выходить на берег. Радио не выключать.

Позже обгонявший нас танкер <Березань> сообщил что нам велено прибыть на <Лебедь 18> для оформления переприхода! Это Феодосия. Все поняли, спасибо. Доползли до мыса Опук, остановились размяться. Невдалеке народ выкапывал кабель и кусками грузили на машину. До вечера еще куча времени, можно пройти еще немного. Остановились на следующем мысе (без названия). В море видна скала Корабль-Камень.

Прошли 76 км. Всего 597 км.

26.08.2004г.

Утро не предвещало ничего плохого. Умеренный ветер с моря подганял наш <КРАБ> на запад. Я рассматривал в бинокль пустынный берег, жена то загорала, то ставила стаксель, на ходу перекусили. Ветер немного поменял направление и пришлось идти под острым углом подгребая веслом справа. Без стакселя идем немного круче к ветру, но площадь шверца недостаточна. Нас прижимало все ближе к берегу. Заметил на берегу людей, машущих руками и требующих причалить к берегу. Полковник российской армии и майор проверили наши документы.

— Вы знаете что плаваете возле секретного объекта?

— Нет, если бы вы не сказали и не узнали бы.

— У нас через два часа испытание (не буду говорить чего, хотя я и пообещал им, что опубликую об этом безобразии все).

— Так отпускайте нас, чтобы мы вам не мешали.

Разборки затянулись на долго. Российские вояки вызвали пограничников из <Лебедя 19>, те в свою очередь вызвали еще каких-то людей, совсем не разговорчивых и мрачных. Оказалось море наше, а берег российской в/ч.

Претензия погранцов - почему вы стоите на берегу.

— Так нас же задержали.

— А вы не имели права выходить на берег.

— Если бы не подошли, мы бы притащили их на катере (майор).

После двух часов пререканий составили на меня протокол (предупреждение), который я не подписал, но изложил в нем обстоятельства происшедшего. Денег не дал. Записали наши данные и россияне, пообещав пробить нас по своим каналам. Настроение испортили на ближайшие пару дней. Нахрена нам их лазерный... (не скажу кто). Пройдя еще километров десять, стали за мысом Чауда. Маленький песчаный кусочек берега окружен высоким обрывом. Наверх протянут толстый канат. С высоты удалось позвонить домой. Все нормально.

Прошли 14 км. Всего 611 км.

27.08.2004г.

Дальнейшее плаванье с попутным ветром улучшило жизненный тонус. Дошли до Феодосии. Где застава неизвестно. На радио не отвечают. Взял левее, почти к мысу Ильи. Попал на 15 причал, охраняемая система гаражей, лодок, дач, вернее поселенцев гаражей. Связался с заставой по телефону. Сказали - к вам уже вышел представитель. Через час я уже был на заставе, она оказалась недалеко. Однако командира нет, где он - военная тайна, когда будет - большой секрет. Приходите завтра на 8 00. сходил в магазин, посмотрел старую крепость. На гаражах познакомился с жителями западной Украины. Замечательные люди. Помог им переделать тележку для вытаскивания катера из воды в бокс.


Тернополь и Харьков навеки...

Они жили здесь же, на втором этаже. Палатку и лодку мы поставили на их причале. Вечером отметили единство нации, Харьков и Житомир (или Тернополь, уже не помню) навеки вместе.

Отведали брынзу, рыбу на огнях в коньяке и еще что-то вкусное. Невзгоды забылись полностью.

Прошли 40 км. Всего 651 км.

28.08.2004 г.

Подъем. Фото на память и на заставу. Командира нет, где он - военная тайна, будет часам к 11 00. Делать нечего. Идем в город. Базар, магазины - все как везде. В 11 00 на заставе. Командир уже куда-то убежал.

Диалог:

— Могу дать отход только до Коктебеля.

— Мне бы подальше, чтобы не бегать на заставы.

— Это только с разрешения коменданта.

— А где комендант?

— Военная тайна.

— Когда будет?

— Большой секрет.

— Давай хоть куда-нибудь.

После проведения инструктажа и подписи в журнале меня выпустили.

Жена уже собрала вещи и мы пошли. Нет не пошли, еще сходила, набрала лечебной глины под горой, от всех болезней. Теперь пошли. Ветер слабый. На входе в залив огромный катамаран - немцы. На палубе кресло-качалка. Ни слова по-нашему, чуток английский, жесты. Вобщем спрашивают, куда идете камрады? В Одессу (Я тогда еще не знал, что ни в какую Одессу мы не попадем).

— Вы отсюда?

— Нет, с Азовского, Донецк Сити, мать вашу:

Немцы захлопали в ладоши, то ли, восхищаясь нашей дурью, то ли уловили знакомое словцо.

— А вы куда, товарищи?

— Айм гоу ту Одесса!

— Ну, догоняй тогда товарищ Ганс. (Болтать нельзя - заподозрят в шпионаже).

Ох и красивый же катамаран. Наверное дорогой.

Дальше по берегу пошли горы. На горах большие блестящие шары, или телескопы или локаторы. Небольшие катера с отдыхающими снуют взад вперед. Изредка гудят. Мегафонят гиды. Обошли мыс Киик-Атлама. Что бы это значило?

Орджоникидзе. Бывший секретный объект. Мыс лагерный. Опять дельфины, но близко не подходят - напуганные. Вот и Коктебель (Планерское). Гора Святая.

Подходим к левой окраине города. О катерах, дельтапланах и прочих лоховозах не пишу, много как везде. Доложил на заставу. Сказали, как к ним добраться.

Оказалось далеко. Около часа ходу, за городом. Командира на месте нет. Где он? Вы думаете <большой секрет>, нет, просто к нему приехала мать и он тоже человек, может отдохнуть:..завтра на 8 00. Назад меня подвез мой друг, работающий в гостинице возле заставы. Оказалось, они арендуют кусок пляжа, где мне выделили место и охрану. Всего в нескольких метрах от нас ряд ресторанов, кафе, игровых автоматов и бог весть чего еще. Ночь оказалась веселая, музыка, фейерверк, танцы-мансы до утра.

Прошли 26 км. Всего 677 км.

29.08.2004 г.

В 8 00 командира на месте нет (военная тайна, большой секрет). Вроде будет после10 00. Сидеть на месте или сходить на пляж? Дружбан уехал в Феодосию, возить меня некому. Пришел к лодке - привет жена, я иду на заставу. А где был? На заставе. Ну давай. В 10 00 появился командир. Отход дает только до Судака, но там сейчас шторм, выпустить не могу. А чтобы вы не рванули оставьте документы на заставе (да не поднимется рука на представителя власти). Притопал на базу в упадочном настроении. Погуляли с Ниной по Бродвею, запаслись коньячком в фирменном магазине. Отдегустировали его в соседнем кафе. День длинный и время тянется медленно.

Посетил нудистский (как же пишется это слово?) пляж и лагерь хиппи, детский кордодром. Все облазил и осталось еще куча времени. На нашем пляже нам выделили в безвременное пользование лежаки. Все окей (это не по нашему), но я запретил бы хождение торгашей с их воплями. Уж очень они портят общее впечатление о пляже и действуют на нервы. К вечеру появился мой земляк. Я попросил его поговорить со своим крутым босcом чтобы нас выпустили погранцы.

Поехали поговорили, цена вопроса 100 баксов, и хоть сейчас в море, и взвод 30 минут будет дуть вам вслед, мы так платим за катамараны и водные мотоциклы. Так они же окупают себя за полдня, а мы туристы - не коммерческая структура, у меня всего сотка осталась. А кого это небьёт.

Психнул я, разобрал <Краба>, и закончилось на полпути наше плаванье. В полночь пришел начальник заставы с солдатами, думал мы ушли в море. Лодка стояла на пляже, а потом исчезла.

На море мы теперь ни ногой. Что хотели посмотреть - узрели. Грязь почти везде ужасная. Рыбы мало. Вместо лечения нервов - психоз, вместо отдыха - беготня, челобитие. Позвольте мне проплыть по моему морю, разрешите ступить на мою землю. И это при наличии всех разрешений, регистраций, ходатайств, удостоверений, паспортов граждан Украины. Не волн бойся, а произвола чиновников. С точки зрения проведения соревнований - можно везде, вплоть до конца Арабатской Стрелки. Дальше хорошие места редко, скалы, и в случае аварии проблемы гарантированы. Не хотелось заканчивать на печальной ноте, ведь жизнь идет. Оранжевая революция обещает нам золотые горы. Так будем жить! Ходить по нашей воде. До новых походов.

Алексей Шматов
shmatov1@kharkov.ukrtel.net