Первоисточник: Кают-компания, форум журнала "Катера и яхты"
Из:Хабаровск
Судно: «Риск» АЛ-550
Январь 2005
Хотим поведать о нашем путешествии по реке Амур к Шантарским островам Охотского моря. С началом зимы капитаны трёх яхт: Т-3 (швертбот Ленинградского проекта самостоятельной постройки) «Аралия» Кузьмин Сергей Андреевич, АЛ-550 (алюминиевый швертбот постройки КНАПО) «Тауди» Ценцевицкий Алексей и АЛ-550 «Риск» Лукьянец Станислав начали оформлять разрешения у пограничников на проведение дальнего спортивного плавания. Заказали новые недостающие паруса, чертили генеральные курсы на картах, измеряли расстояния, изучали лоцию и навигационную обстановку предстоящего района плавания.
Изначально планировали совершить этот поход тремя вымпелами, но чем ближе приближалось лето, тем отчётливее мы осознавали свою неподготовленность. За две недели до намеченной даты старта приняли решение объединить усилия по подготовке к предстоящему походу, сформировать один экипаж и пойти одной яхтой. Состав команды сложился следующий; капитан Кузмин Сергей, старший помощник Лукьянец Станислав, боцман Аносов Сергей и штурман Ценцевицкий Алексей, яхта была выбрана «Аралия» как наиболее подготовленная к походу и более вместительная. Приступили к комплектации яхты приготовленным оборудование, инвентарём, приборами, топливом и продовольствием. Решили запасы брать с расчётом пополняемости в портах Комсомольск и Николаевск .
13 июля 2004 г. в 11.00 был назначен выход из яхт-клуба «Водник» города Хабаровска, в 12.00 официальные проводы на центральной набережной рядом с утёсом. Пришло много провожающих: родственники ,товарищи по парусу, представители крайспорткомитета и пресса. 12.30 отошли от причала под сопровождением яхты «Роза ветров» с родственниками и соратниками по увлечению.GPS на экране зачертила наши первые километры пути, вот и началось долгожданное путешествие к далёкому загадочному архипелагу со сложной навигационной обстановкой суровой переменчиво погодой и великолепной причудливой природой.Ветер дул попутный, с первых дней пути стали устанавливать рекорды по скорости и расстоянию дневного перехода.15 июля в 11.00 причалили в яхт-клубе города Комсомольска-на-Амуре, пройдя 400 километров.
В клубе нас встретили очень тепло и радушно. Наши комсомольские коллеги по парусному спорту — неутомимые романтики, конструкторы и мастера яхтенного дела. Почти все яхты они построили или переделали своими руками, более 30 корпусов. Нам помогли пополнить запасы, дали ценные советы и напутствия. Подняв свои паруса, они вышли проводить нас в Амур. 19.00 мы легли на курс порт Николаевск-на-Амуре.
Пейзажи начались меняться. Знакомый по гонкам до Комсомольска, равнинный с большими песчаными косами Амур стал протекать в горных каньонах с высокими утёсами, глубины стали подходить к отметкам 40 и более метров. Высокие сосны и ели заменили заросли тальника. Тайга в плотную подступила к Амуру. По мере приближения к порту Николаевск всё чаще стали появляться рыбаки, промышляющие летнюю кету. Чем ближе к морю, тем более зигзагообразна становилась наша траектория, мы как будто участвовали в гигантском слаломе между сплавляющихся сетей.
20 июля вошли в акваторию порта. На следующий день занимались оформлением документов на выход в море и устраняли неполадку (по дороге у нас на ходу отлетела транцевая площадка, хорошо двигатель был привязан). Подошла яхта «Ассоль» из Комсомольска-на-Амуре, они тоже двигались на Шантары. 22 июля портнадзор дал разрешение на выход. Погодная карта говорила о присутствии в районе плавания шести центров низкого давления, это обычное состояние атмосферы в данной местности.
В мелководном лимане дул северный ветер, шли под двигателем. На короткой крутой волне расшатало швертовый колодец, начала поступать вода. Мы пошли северным фарватером Невельского. Когда яхта пересекла границу амурской воды, её цвет сменился с песчано-илистой на бирюзовую. Она стала солёной, температура упала с 19 до 4 градусов Цельсия. С гребней в ракушку срывает ветром пену, проскакивают неправильные двухметровые волны поперёк основных. Два раза яхту разворачивало на обратный курс, экипаж свободный от вахты вёдрами отчерпывал ледяную воду, поступавшую из колодца. 22.00 дошли до Петровской косы, зашли в залив Счастья. Здесь Невельской со своей экспедицией остановился на зимовку. Местные рыбаки помогли заделать течь, истопили баню, угостили деликатесами. Посетив памятные места, 26 июля мы продолжили свое путешествие. Теперь нас осталось трое, Алексей после крещения водами Охотского моря заболел. Начали проявлять себя приливы, не смотря на то, что у нас были таблицы, нам очень трудно давалась эта наука. Два раза при осыхании галькой расклинило шверт.
28 июля в заливе Рейнеке пополнив запас пресной воды и топлива у местного охотника, мы вышли в открытое море. Дул юго-запад 10 метров в секунду, шли под полными парусами. Ветер крепчал, туман усиливался. Зарифили грот до середины, стаксель убрали, скорость 8 узлов. В 14.00 вышли из тумана, засветило солнце, открылся остров Меньшикова и снова исчез в густой пелене, видимость метров 30. Свист в вантах стал понемногу стихать, поставили стаксель, отдали грот. В 1.00 29 июля пришли пролив между островами Большой Шантар и Прокофьевым, по приборам. В 4.00 вышли на расчётную точку якорной стоянки, перед входом в озеро Большое (солёное). Сверили показания компаса,GPS, эхолота и бросили якорь на десятиметровой глубине.
Утром туман рассеялся, перед нами открылась величественная красота островов. Отвесные красочные берега из разных геологических пород, с водопадами высотой более 100 метров, великолепные кекуры, напоминающие сказочные персонажи. Береговая линия усеяна разномастными птицами, кричащими на все голоса. Возле яхты попеременно выныривали любознательные мордашки нерп и котиков. Первозданность природы поразила нас, мы глядели как завороженные на всё это великолепие. Когда сошли на берег, нас изумил растительный мир этого северного оазиса. За короткий вегетативный период (плюсовые температуры на островах не более трёх месяцев) успевают отцвести множество трав и созревают различные ягоды, грибы. Мы попали в период цветения. Казалось что каждая травинка, каждый куст пытался выделиться из своего кричащего окружения. Ни один художник, наверное, не имел такую палитру красок. Воздух, был пропитан благоуханием множества ароматов, слегка дурманя сознание. Натоптанные медвежьи тропы как брусчатые мостовые проложены по склонам гор, они два раза в день выходят после отлива на побережье, чтобы полакомиться. При приливе вода оглушительным шумом горного потока проносится через устье в озеро, заливая всё на своём пути на высоту более четырёх метров. Потом замирает на какое-то время и с нарастающим шумом вытекает обратно в море, осушая в некоторых места на километры береговую линию. Теперь мы понимали, почему так манит к себе столь суровый и опасный уголок охотской заповедной земли.
Пробыв на островах шесть дней, 4 августа мы пришли в себя от переполнивших нас впечатлений и с чувством вселенского умиротворения отправились в обратную дорогу. При проходе участка открытого моря перед нами открылся весь архипелаг. Видимость была на десятки миль. Мы узнавали каждый остров, сравнивая его с картой. По дороге часто встречали котиков, нерп, белух, а однажды встретили даже китов. К этому моменту мы окончательно разобрались с приливом и очень быстро, используя его силу, оказались в порту Николаевск. Там нас встречала яхта «Петуня-28», они собирались пройти до озера Мухтель в заливе Александры. В порту нас застиг сильный шторм. На закрытой акватории лодки сорвало с якоря, прижало к пирсу и сильной прижимной волной со шквальным ветром размалывало бортами о причальную стенку. После шторма, приведя в порядок материальную часть, мы отправились в город Комсомольск-на-Амуре, где нас ждало печальное известие: яхта «Ассоль» с экипажем из трёх человек под управлением опытнейшего капитана Валентина Курбатова, с которой мы шли параллельно, потерялась.
В Хабаровск мы вернулись 16 августа, преодолев расстояние более 3000 километров, затратив на это путешествие 34 дня, 600 литров бензина, 200 килограмм продовольствия. Но никакие затраты не сравнятся с полученными впечатлениями, хорошей морской практикой и внутренней силой для свершения новых захватывающих походов.
Экипаж яхты «Аралия»
2004 г.
* * *
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
13 ИЮЛЯ 12:30 отход от речного вокзала Хабаровска
19:15 проходим село Малышево средняя скорость 10,4 км\ч ветер подкисает
00:30 причалили на 810 створах, ночлег.
Показания ПРИБОРОВ: прошли 126,33 км. Средняя скорость движения 10,7 максимальная скорость 17,5 км\ч время в пути 12:39 ветер юго-западный 3-5 м\с
14 ИЮЛЯ 5:55 отшвартовались. Свежий южный ветер скорость под парусами 15-16 км\ч Стас поймал плеть (рыба) на сыр.13:50 встали ниже Славянки. Прошли 90 км. Средняя скорость13 км\ч, ветер юго-восток 5-7 м\с. Обед. 19:40 вышли на радио связь с идущим на встречу судном «Тезей» он сообщил, что в районе Шантар 10 дней назад были льды. Давление упало до 757 мм\рт.с, гроза.
Показания ПРИБОРОВ: прошли 187,37 км. Средняя скорость движения 12,6 км\ч
Максимальная скорость 17,5 км\ч время в пути 14:50
15 ИЮЛЯ выход 6:40 кисляк, давление 768 мм\рт.с. погода ясная.
«15 июля 11:00 Пришли в Комсамольск. Встретили отлично!!! В 19:30 отход. Ветер норд 1-2 м\с дав.759 ( Написал Костя! Кэп. яхты «Надежды»)»
Прошли под двигателем два часа, раздуло. Поставили паруса, ветер южный 5-10 м\с. Идём под полными парусами , солнце «ляпота». 10:00 Комсомольский мост, символическую «за мост». С первого раза промахнулись не дошли до гавани яхт клуба. Звонок на сотовый, Комсомольчане волнуются, потеряли из виду. 11:00 яхт клуб Комсомольска-на-Амуре. Торжественная встреча. Встречающие лица: Александр Капустин, Костя «Магарыч», Ирина Жук, подьехали: Лобанов, Кухаренко, Эдик, Валентин, Олег. Кобедубыли все остальные. Обменивались подарками. Комсомольчане давали советы и напутствия, мне одолжили зимний флотский бушлат и брюки. Провели экскурсию по судам. Почти весь флот Комсомольска самострой или переделки. На 19:00 назначен выход. Обед, грибной супчик из вчерашних собранных грибов. Наварили целый казан. Трапеза на «Россе», суп, смородиновое домашнее вино, «Аралиевка». Суп приготовила Ирина Жук, чуть пальцы не проглотили вместе с ложками. Приготовление к отходу, закуп мелочей и продуктов в магазине. Пополнения баланса сотовой связи. 19:00 отход от бонов Комсомольского яхт клуба. Провожающие вымпела: «Лагуна», «Росса», «Блюз», «Надежда», «Малышка», круг почета вдоль набережной. Прощальная ракета. Остановка по «маленькой» на косе, за речным вокзалом. Последние пожелания, крепкие объятия и рукопожатия. 20:00 сново ложимся на намеченный маршрут. Прошли 30 км. 22:30 остановились на ночлег в турбазе «Нептун».
* * *
Фотографии в процессе подготовки. Хочу разочаровать, но только немного. Фотоаппараты хорошо работали до Никоаевска-на-Амуре дальше было море, после были проблемы с видео-фото техникой, точнее они начались сразу в Хабаровске когда мы отошли от центральной набережной и оставили на берегу одну из видеокамер. Капитан дал команду: "Не возвращаться!" Благоаря Розе ветров нам ее потом передали в пути, но она не сыграла большой роли, подвел лентопротяжный механизм. Камера Sony продержалась дольше и есть записи похода через весь Амур и до Николаевска, но это были ее последние кадры. В море вышли полностью без видео. Было два фотоаппарта: 1-й Самсунг он хоть как-то мало мальски отработал половину похода до Петровской косы. Снятые им фото сейчас готовлю на сайте. Второй фотоаппарат, русский, не автоматический, работал весь поход, но из-за постоянной сырости, сырого климата и течи в яхте соль осела на шторках, линзах и пр., из-за чего многие кадры практически не имеют резкости. Думаю что такой эффект получился из-за соли на оптики.
* * *
16 ИЮЛЯ отшвартовались от т\б «Нептун» 7:00 целый день прогона, поменялся пейзаж, стал больше похож на горную речку. Посёлок Максим Горький, утёс Амур прижимается между скал. Зашли в Цимермановку, сходили в магазин, отошли через 30 минут.Через час остановились на ночёвку (поругались, все в осаде).
Показания приборов за двое суток: прошли 267,38 км. Средняя скорость движения 11,6 максимальная скорость 20,9 км\ч время в пути 33:06
17 ИЮЛЯ завели двигатель и отошли 7:00. Сергей приготовил гречневую кашу с тушонкой. Поставили паруса. Задул юго-восточный свежий ветер. Прошли Быстринск и Софийск . Пообедали супом. Я разбил вахты до 12:00 Я с 12:00 до 17:00 Алексей с 17:00 Сергей Аносов. Вахта заканчивается готовкой еды и мытьём посуды, 5 часов бодрствует потом отдых. Капитан одобрил вахты. Пролетели в Мариинскую протоку. Полдня пробирались по ней. Вечером на Булаве к нам подошел катер с местными. Взяли их на буксир. Пол часа знакомились, разговаривали. Выпивали и закусывали копчёной калугой. Закис ветер, завели двигатель. Через два км. Оборвалась транцевая площадка. Хорошо, что двигатель бы привязан на два страховочных линя, на них он и остался полоскаться за кормой. Распустили стаксель в 22:00 зашли в протоку на ночёвку.
Показания приборов: Прошли 223,4 км. средняя скорость движения 8,3 максимальная скорость 15,3 км\ч время в пути 26:48 ветер юго- западный 3-5 м\с
18 ИЮЛЯ отшвартовались в 7:00. Алексей поймал: щуку, сома, плетей и касаток. Сергей приготовил омлет. К обеду раздуло. Ветер 13 м\с, началась смена Алексея. Яхта идёт под креном. Принял решение обед не готовить до стоянки. Зашли в озеро «Татарское» 17:00. Узкая горловина, двигатель не функционирует, глубина 1-1,5 мера. Озеро не большое, с утёсом у правого берега, заканчивается горной речкой. Идем галсами по озеру, скребём швертом. Я готовлю уху, отварил всех касаток потом плетей. В приготовленный бульон порезал сома. Обед задержал. Алексей починил транцевую площадку, завели двигатель подошли к устью горной реки. В озере видели гонцов кеты. Пообедали в 19:00, навели порядок на корабле. Капитан с Алексеем обследовали берег. Я пошёл ловить хариусов. Набрал жасминового цвета. Лес был великолепным. Острова рогоза, по берегам цветут лилии, ирисы, жасмин и шиповник. Ужинали талованными хариусами, Алексей пожарил картошку и рыбу. В 1:00 легли спать.
Показания приборов: Прошли 63,28 км. средняя скорость движения 8,4 максимальная скорость 17,3 км\ч время в пути 7:34
19 ИЮЛЯ вышли в 7:00 под двигателем из озера. Вошли в основное русло, задул крепкий ветер, поднялось волнение. Дошли до Сусанино стал заканчиваться бензин. Вопрос с топливом во время кетовой рыбалки в деревнях очень тяжелый. Мир не бес добрых людей, председатель рыболовецкого колхоза «Память Куйбышеву» Владимир Сергеевич выписал нам 40 литров бензина, большое ему спасибо. 14:00 отошли от Сусанино. Прошли Тыр, сфотографировали пушку на утёсе. Ветер окреп, на волнах стало отрывать транцевую площадку. Убрали двигатель и пошли под парусами. К 22:00 подошли к Тахте. Рыбаков которых мы протоку ниже речки Тахтинки. Раскрепились, поужинали и легли спать.
Ещё часть журнала.
20 ИЮЛЯ проснулись в 7:00. Выходили тяжело, ветра почти не было. Ночью прошел отлив, вода упала на 30 см. мы частично осохли. Нос ушел в ил. Перекачивая с борта на борт, еле ели вытолкали яхту на открытую воду из болотины. На протоке чуть ниже стоял полевой стан. Мы хотели подойти и отремонтировать транцевую площадку, но течение вынесло нас в Амур. (протока шириной метров десять, сильно не полавируеш) Поставили паруса и продолжили путешествие дальше. Чем ближе мы пробирались к Николаевску-на-Амуре, тем больше рыбаков появлялось со сплавными сетями. Одни подошли к нам и угостили свежей кетой. Прошли Инокентьевку 17:00. Капитан рассказал легенду про «убиенный камень» (каменная банка-останец с гротом) как одна девушка утопилась от несчастной любви, бросившись с него в Амур. В 19:00 появился Николаевск-на-Амуре. Амур стал мелкий, глубины 50-40 м. закончились. Ветер встречный с заходами. Последние 10 км. шли два часа. Рыбаки устроили нам слалом то слева то справа сплавляли сети. В 21:30 вошли в порт. Встали на лодочной станции, раскрепились на ночлег.
21 ИЮЛЯ стояли в порту, оформляли документы, ремонтировались, пополняли запасы.
22 ИЮЛЯ вышли в 14:00 из порта Николаевск-на-Амуре. По 14 каналу морской связи вышли на диспетчера порта, получили разрешение на выход. В порту взяли карту погоды, в районе нашего плавания шесть областей низкого давления, одна высокого. Идём по GPS, хороший встречный ветер и болтанка, работает Yamaha. Вчера проводили яхту «Ассоль», договорились выходить на связь с 12 до 13 часов. Давление падает, в 15:00 составляет759 мм\рт.с. прошли 31,51 м.м. среднее движение 3,9 уз. максимальная скорость 7,9 уз. время в пути 7:59 давление 752 мм.рт.с. бензина 120 литров воды 80 литров.Целый день шли под двигателем. В 18:00 выше Айзерпаха встретили яхту «Ассоль», стоящую на якоре, узнали есть ли у них проблемы и пошли дальше. В 21:00 стали подыскивать место под стоянку, остановились выше Пуира в заливе за мысом. Раскрепились, приготовились ко сну. К утру частично осохли.
23 ИЮЛЯ встали в 7:00 промерил фарватер, по пояс в воде вытолкал яхту в море. Штормит. Перешли границу амурской воды и моря Охотского, её температура упала от 19 до 4 градусов с промежутками 16 и 9. Идём северным фарватером Невельского. Сахалинский залив в этой части мелководный. Волна колеблется до 2 метров, частая. Проскакивают неправильные волны поперёк основных, некоторые в ракушку. С верхушек срывает ветром пену. В вантах стоит усиленный свист. 15-18 м\с юго-западный. Вода солёная, бирюзовая. В 18:00 закончился дождь и ветер, появилось солнечное окно. Плохая примета. Через полчаса задул северняк. Небо затянуло, волна встречная. Несколько раз волной и ветром яхту разворачивало и клало на обратный курс. В 22:00 дошли до Петровской косы, зашли в залив Счастья. Раскрепились на ночлег. Местные рыбаки истопили баньку, пригласили нас попариться.
24 ИЮЛЯ встали в 10:00. Осохли на 3/4. Во вчерашней болтанке раскачало швертовый колодец, который дал течь. Откачали 30 ведер воды. Начали ремонтные работы. Поймали «немного» рыбки. Пожарили камбалы и корюшки. Я прогулялся до мыска, который вчера огибали на входе в залив Счастья. Группа нерпы стережёт косяки рыбы. Огромные чайки и белоплечие орланы собрались на рыбный пир. На входе наблюдались небольшие сулои, был отлив и ветер северный. На обратном пути зашёл на обелиск приморским геологам, погибшим в 1974 году. Вечером пригласили к себе Сергея, старшего рыбака. Долго беседовали про местные течения, фарватеры, банки и мели. Спать легли поздно.
25 ИЮЛЯ встали в 10:00 стали готовить обед и сниматься с берега. На воде течь стала ещё больше. Приняли решение наложить бандаж. Алексей заболел, ещё вчера он жаловался на боли и рези в почках. Связались с николаевской больницей, они дали нам консультации. Напоили его 2 таблетками анальгина и но-шпы. Отправили его в баню погреться в горячей ванне. Течь более-менее заделали. Показания GPS до Петровской косы расстояние 42,85 мм средняя скорость 4,1 уз. максимальная скорость 9,2 уз. время в пути 10:22. Вечером вышли на памятные места Петровской косы, посетили стоянку Невельского. Вернулись на банку, остановились на ночлег. Вокруг плавают потревоженные нерпы. Пожарили шашлыков, приготовились ко сну.
26 ИЮЛЯ встали в 7:00, ругались, опять осохли. Прозевали отлив. До 11:00 ждали прилива. В 13:00 сошли в чистую воду, подошли к посёлку рыбаков. Определились. Алексей принял решение, что остаётся на косе и уезжает домой. Мы пополнили запасы воды и двинулись дальше. В 22:00 встали на ночёвку в речку Коль.
27 ИЮЛЯ встали в 7:00. Комары. Быстро свернулись и выскреблись в море. Мелкой галькой расклинило шверт в колодце. Идём под мотором. К 19:00 дошли до залива Рейнеке, встали на якоря возле берега. Сергеи пошли за водой, а я на рыбалку. Поймал несколько форелей (мальму). Поужинали. Пришёл местный охотник в гости. Угостили его сигаретами, он принёс нам штыри выбить шверт. На ходу подстрелили пару «дупелей» сварили шурпу (они оказались резиновые).
28 ИЮЛЯ 7:00 встали, подошли к домикам охотника. Взяли ещё 30 литров бензина и вышли в море. Прошли пролив между мысом Александра и островом Рейнеке. Дул юго-запад 10 м\с, поставили паруса и взяли курс на большой Шантар. В 12:00 попали в зону шторма, зарифили грот до середины, убрали стаксель. Скорость доходила до 8 узлов под зарифленным гротом. В 14:00 вышли из тумана, резко открылся остров Меньшикова на корме, засветило солнышко. Опять поставили стаксель. В 17:00 снова вошли в зону тумана, видимость метров тридцать. Свист в вантах стал затихать, отдали грот. Идём 5-6 узлов.
29 ИЮЛЯ в 1:00 подошли к проливу между большим Шантаром и островом Прокофьева. В 2:00 прошли пролив по приборам, ночь, видимость не улучшилась. Ветер скис, завели двигатель. В 4:00 подошли к расчётной точке 117, до входа в озеро Солёное 1 миля. Бросили якоря, легли спать. Проснулись в 10:00 уборка, помывка. Готовим завтрак, ждём прилива. В 12:00 прошли устье озера Солёного. Обознались с приливом, попали в отлив. В озеро не прошли. Встали на якоря, решили порыбачить. Ловили на спиннинг блёснами и воблерами. Сначала попадалась морская красноперка, потом пошла кунджа. Поймали несколько хороших экземпляров, остальных стали отпускать. Пожарили рыбу, поужинали. Я пошёл посмотреть проходы в озеро и заброшенную воинскую часть. Назад вернулся по побережью. Очень много следов медведей, есть даже часовой давности, а также следы сохатого и соболя. На озере табунится утка. По возвращении искупался, поставили лодку по средине протоки на якоря. Вода стала прибывать. Вскипятили кофе, приготовились ко сну.
30 ИЮЛЯ встали в 6:00 шёл отлив. Пытались пройти в озеро, пробовали все проходы, не прошли. Большие приливы только по ночам, утренние будут с 5 августа. Ночью не стали рисковать, по руслу разбросаны каменные глыбы. Вернулись назад, стали отдыхать.
В 17:00 решили подойти ближе к выходу в море, на перекате не прошли. Раскрепились на ночь. Приготовили уху. Сходил в воинскую часть, принёс «сувениры» (резиновые норвежские поплавки). На мысу достали записку из бутылки, привет от «Ассоли», оставили свою записку. Поужинали, пришёл в гости медведь. Ещё сегодня была радуга из того места, где стояла «Аралия» далеко в море.
31 ИЮЛЯ встали в 5:00. Направились на выход. Прошли перекат, дошли до омута перед баром. Обнаружили неисправность шверта. До 10:00 выбивали шверт из колодца. Дул северный ветер. В вантах стоял свист с завыванием. Выходить в море уже было поздно, шёл отлив, течение сильное. На выходе настоящий рафтинг. Перекаты с бурлящей водой, три валуна по средине русла прижим с поворотом у скалы и коса в море на выходе. Приняли решение отстояться да завтра. Надули лодку, переправились на другой берег протоки. Сходили на ручей набрали воды, форель в нем очень мелкая. Поставили снасть на крабов. Поужинали славно: макароны по-флотски, квашеная капуста, вяленая осетрина, кофе с коньяком. Раскрепились на якорях, приготовились ко сну.
1 АВГУСТА проснулись в 5:00 воды видимо, не видимо. Подняли якоря, стали выходить в море. Течение в озеро такое сильное (как вчера только в другом направлении), что мы еле ели, на полных оборота вышли в залив. В 6:30 легли на генеральный курс. Прошли пролив между островами большой Шантар и Прокопьевым. Погода благоволит. Ветер дует северо-запад почти ровный 10-12 м/с. Идём под парусами 5-7 узлов, небо ясное тумана нет. Весь шантарский архипелаг как на ладони. Видимость от острова Рейнеке до острова Меньшикова, всё побережье от мыса Александра до мыса Врангеля. Виды великолепные. В 20:00 ветер зашёл до юго-западного, свернули паруса, завели двигатель. Прошли пролив между мысом Александра и островом Рейнеке в 22:00, приняли решение идти до Петровской косы.
2 АВГУСТА в 3:00 прошли мыс Литке. В 11:30 вошли в залив Счастья к знакомым рыбакам. В 12:00 раскрепили лодку. Узнали, что Сергей уехал на три дня в деревню. Навели порядок, переставили яхту. На пристани по отливу работал бульдозер, планировал дно. Сходили в баньку, приготовили борщ. Капитан краболова дал нам точки Байдуковского перехода, по нему мы должны сэкономить пять миль. Провели прокладку генерального курса, заполнили баки, легли спать.
3 АВГУСТА 4:00 начался прилив, течение поменялось. Рядом стоящие ярославец, две баржи и краболов навалили на нас, чуть чуть не припечатали яхту в пирс. Весь караван сделал полоборота на якорях. Мы быстро завели двигатель и вышли из залива Счастья. Яхта легла на курс до порта Николаевск-на-Амуре. 7:30 возле посёлка Байдуков видели стаю белух, тут глубокое место, много рыбы, они видно кормятся. 8:30 прошли Пуир. В 16:00 вошли в порт Николаевск-на-Амуре. Встали на пассажирскую пристань, оформили приход, договорились на счёт транспортировки до Хабаровска. В 20:00 подошла «Петунья-28» из Комсомольска-на-Амуре. Они собираются пройти по побережью, через озеро Мухтеля в залив Ульбанский. Передали им на компьютер наш маршрут с GPS, обменялись впечатлениями, легли спать.
4 АВГУСТА 8:00 проснулись, позавтракали. В 9:00 подошли под борт СТ 6-38, ждём погрузки. 16:00 вернулись на прежнее место, договорились догнать их завтра. Штормило.
5 АВГУСТА Штормило. В 19:00 немного стихло. В 22:00 штиль, легли спать.
6 АВГУСТА проснулись в 8:00 позавтракали, решили транспортный вопрос. Добрались до Тахты в 23:00 встали на ночлег.
7 АВГУСТА позавтракали, двинулись дальше. В 10:00 дошли до озера Татарское, ночевали.
8 АВГУСТА 7:00 вышли из озера . 11:00 Богородское. Купили 140 литров бензина, продолжаем возвращение. 21:30 остановились на ночлег.
9 АВГУСТА 9:00 вышли, шёл дождь, дуло.21:30 остановились на ночлег, утёс Бальбийский.
10 АВГУСТА 6:00 встали. 10:30 Цимермановка. Купили бензина 100 литров и 5 литров масла. 21:00 остановились на ночёвку выше Новоильиновки.
11 АВГУСТА 7:00 вышли. 19:00прошли краем грозовой фронт. 21:30 встали под борт к толкачу «Бор» до Комсомольска-на-Амуре осталось 50 км. 22:30 остановились на ночлег. Ночью раздуло, пошёл дождь. Ветер навальный, волна прижимная, борт побитый.
12 АВГУСТА 5:30 толкач тронулся. 15:00 зашли в яхт клуб. Пополнили запасы воды, топлива и хлеба. Были гости.23:00 легли спать.
13 АВГУСТА 7:30 вышли из яхт клуба. Позавтракали, прошли Комсомольский мост. 9:00 «Капитан Бреус» взял на буксир, 585 створы. 23:00 остановились ночевать. Команда буксира предложила нам душ. Помылись, пообщались, пошли спать.
14:00 АВГУСТА 6:00 снялись с якоря, 680 км., двинулись дальше на буксире. В 23:30 остановились на ночёвку.
15 АВГУСТА 6:00 двинулись с 780 створ. Весь день идёт дождь. В 23:00 остановились на ночёвку. Запросили «Метеор-250» не видел ли он яхты поднимающиеся от Николаевска, он ответил, что нет.
16 АВГУСТА 6:00 тронулись с 885 створ. 10:00 вышли на связь с Хабаровском. 12:15 прошли мост. 13:00 подходим к рейду, отшвартовались от «Капитана Бреуса». В 15:00 зашли в затон, яхт клуб.