Небольшое эссе о впечатлениях оставшихся от
поездки
(зеленым курсивом добавлены комментарии
Макса)
Как всегда планов громадье, составленное на теплом горшке дома, было серьезно скорректировано Озером. В результате вместо планировавшихся 300-500 км получилось от силы 170. Основные коррективы внесла погода: преимущественно шквалистый ветер до 10 м/с, холодно - в самый теплый день, когда мы с Максом загорали на Новой Тоне температура в тени была +15 С°, самая низкая измеренная температура утром +9 С°. Три дня без дождя, хотя в основном дожди были не сильные и кратковременные, однако некоторые грозы сопровождались градом (со слов Вити Корнеева, который в него попал на воде), а некоторые несли под собой «белую воду» (со слов Бека, который в нее попал). Ветер, который обычно в это время дует с южных направлений, тоже разбаловался и вдул сперва с северо-запада, перешел к западу, потом буквально пару дней низовой ветер был южный, а потом вдул север-северо-запад, который дул уже до нашего отъезда (как минимум 4-е дня). Больше всего погода напоминала осеннюю, как в октябре 95-го (http://rake.h1.ru/rake95_2.htm). Достаточно долго мы прокопались и на стапеле, что, впрочем, не удивительно в компании с семейством Корнеевых дополненном Анархистом, особенно если все это усугубить Днем Рождения Макса. Вобщем, слушать романсы в исполнении Риты и Сани Корнеевых было куда приятнее, чем возиться с кораблем под дождиком и куда-то плыть при шквалистом ветре.
Макс: После нервной дороги совершенно не хотелось суетиться. С одной стороны отпуска всего две недели отмерено, а с другой стороны провести его выпучив глаза и надрываясь над чем-нибудь вовсе не улыбалось. В общем, расслаблялись.
Первый выход случился 18-го июля и был краток: с материка ушли на Шардоны при западном ветре около 4-х м/с. Тут поползли скрытые для меня особенности катамарана Ветер, которые в дальнейшем и определили выбор тактики: на штатных «пулевидных» баллонах, великодушно данных нам в аренду Джонатаном, катамаран роет носом на 20 см волне. Обитаемость лодки в походе худшая из мною виденных, не считая Бризенка. Из преимуществ - очень хороший ходок, удобно откренивать при коротких переходах, с 8-миточечным пауком - лодка жесткая, что дает ощущение цельности кораблика, позволяет адекватно реагировать на волну и ветер. С большим швертом 433-й отлично лавирует - лучше, чем все мне известные лодки. Под любым парусом в состоянии выходить на ветер без шверта (шверт у нас все время полоскался в воде, может поэтому мы ухитрялись выходить на ветер с поднятым швертом даже под стакселем). Очень задумчивый процесс - упаковка барахла, при нашей с Максом общей медлительности время на сборку лагеря от подъема до отхода занимало до 4-х часов. Тут есть и просчеты по фасовке и упаковке барахла, допущенные еще дома, но и компоновка палубы накладывала на процесс свою специфику. Вообще всю поездку преследовало ощущение, что самое разумное решение - большие жесткие рундуки (деревянные ящики) вдоль бортов с замками и сидушками сверху. Думаю, что вес, который неизбежно вырастет при таком подходе, будет успешно компенсирован скоростью и удобством упаковки, кроме того в качестве бонуса появляется возможность поставить спинки, выносить ящики на берег к качестве лагерных сидушек... ну и вообще удобно. Надо бы попробовать.
Макс: Ну, не знаю что там на счет рундуков, но вне сомнений гермы с мягкими вещами, привязанные по бортам оказались весьма удобными. Мечтается о неких гермах с широкой герметичной крышкой в торце. И с возможностью надувать их до звона. Будут классные бортовые баллоны.
Совершенно понятно, что нужно сделать пару сумок, которые будут крепиться впереди, под козырьком. Сразу чтобы было удобное крепление, нормальный доступ в сумки на ходу. Может даже сделать сразу их гермами. Отстегнул одну, вынес на берег, вот тебе и все пожитки, нужные на ночлеге.
Два дня мы провели на Шардонах. Была попытка выйти 19-го, но когда мы уже скатали палатку, вдула гроза и стало скучно. Махнул рукой, остались слушать романсы. 20-го Витя собрался и ушел на Бесов нос, а я не рискнул, потому что пересечение Большого Онего при порывах до 8 м/с показалось не очень разумным. Думаю, что был прав, ибо Витя за этот переход попал в грозу с градом, волной ему налило через шпигаты в палатку, где сразу всплыли продукты и Рита... но одно дело когда все эти неприятности происходят на корабле 6х3 м с кокпитом из полуметрового баллона и палаткой, в которой можно как-то укрыться и согреться (по крайней мере мне так кажется), и совсем другое дело сидеть под градом на трамплине с жилой площадью 1,3х1,8 м.
Макс: О Шардонах – острова меня покорили. С большой воды затекли в глубокую бухточку с песчаным берегом. Тишина, покой и порядочек. Расслабляйся до упаду. В трех метрах от палатки растет черника. Стоит перевалиться через каменную гряду выходишь на каменистый берег, где красиво разбивается прибой, там камни, поросшие мхом, искореженные ветром низенькие сосенки-бонсаи… Красотища !!!
Вышли в 14:00 21-го, поехали в бакштаг на Клименецкий при ветре 2-4 м/с. Было небольшое усиление ветра часов в шесть-семь вечера, зарифились, во-первых, надо было посмотреть, что у нас с рифлением (схема себя оправдала), во-вторых, был шанс, что из под тучи вдует. Обнаружили, что зарифленная лодка проигрывает лодке с полными парусами не больше 1 км/ч при скорости около 7-9 км/ч, при этом комфортность плавания возрастает существенно. Макс обратил внимание, что Андрей Свадковский упоминал про то, что Ветер для походов перегружен парусами, с этим мы согласились. Хотя зарифленный парус тянул не намного хуже полного, так что можно считать, что правильно нести зарифленный парус при ветре от 4-5 м/с, а при волне возможно и раньше. Я бы, конечно, по своему опыту предпочел бы набор стакселей и грот метров на 6 квадратных с парой рядов рифов. Часов в восемь закинули блесну, вытащили лососика килограмма на полтора, к девяти воткнулись в небольшой островок напротив церквушки на южном побережье Клименецкого. Рыбки хватило на вечернюю трапезу «от пуза» и на утренний супчик. Прошли ровно 37 км.
Макс: очень кратко… Рифы – это ВЕЩЬ!!!
Единственная пойманная рыба была взята довольно случайно. Проходили узкий пролив и то ли на выходе, то ли на входе в него я говорю: «Дмитрий Сергеич, ну кидай уже блесну за борт!» Жутко мне хотелось посмотреть, как выглядит троллинг. Едва стравили какое-то количество лески, удилище согнулось дугой, удивленный Дима повернул ко мне лицо и произнес еще более удивленным голосом «О! Это рыба!» Почему и как я успел за секунду достать пакет со сложенным сачком, вытряхнуть его из пакета и развернуть его в боевое положение до сих пор не пойму. Вторая рука румпель не бросила.
С утра 22-го желание встать пораньше было сломлено дождем, но часам к 10-ти распогодилось и в два мы стартовали по направлению острова Новая Тоня (Унойские шхеры). Юго-запад 3-4 м/с, стартовали зарифившись, потом поставили полный парус. Ветер дерганый, но с тенденцией к ослаблению. Не дойдя до Лукострова километра полтора заштилели, часа полтора гребли. Встали на Новой Тоне. Прошли 28 км. Утром 23-го решили вымыться, списались с Витей, он шел с Шальского. Приезжали местные, пообщались со стариками, которые привезли на экскурсию своего сына с семьей. Бабка, решив, что у нас в пепсоиде лимонад, глотнула грамм 100 «коньячного спирта» и ушла в нирвану. Максу пришлось ее вести к лодке при поддержке её старика. В лодку их сын занес мать на руках и уложил в казанку. Попрощались, пошли мыться. Вечером пришел Витя.
Макс: Стоянка на Новой Тоне шикарная. Длинный и широкий песчаный пляж. По поводу загара – это был единственный полностью солнечный день. Выглядело это так. Выходишь из тени с пенкой, раздеваешься, загораешь. Потом заходишь в тень, одеваешь флиску, шерстяную шапочку на голову, оставаясь в пляжных тапочках, садишься в кресло и вкусно куришь сигарету, перемежая затяжки интеллектуальными беседами с напротив сидящим человеком во флисе.
Кстати, по поводу кресел. Те самые, которые раскладные. Если доставка до стапеля проходит на своей машине, то они стоят того, чтобы их с собой возить. Пусть меня заклеймят «зажравшимся турьем», но ужин превращается в приятное сибаритство и нормальный отдых!
24-го тронулись в районе часа, вышли на большую воду, ветер скис. Яша предлагал пойти на Скалу Петрище, но я не правильно его понял, думал, что это остров. Искали похожий остров, но тут подошла гроза, воткнулись в остров Ближний, решили подождать Байкал. Вместе с грозой подошла яхта «Курс», москвичи, просто катаются, в регате не участвуют. В заливчик прыгает рыба, покидал блесну. Видел, как за ней приплыл окунек, размером чуть больше блесны. Пожалел, что не взял мелких блесен. Увидели Байкал, побежал смотреть, куда они идут. Витя зажигал между островами - под шквал раскатили лодку до 14 км/ч, потом свернули стаксель и свалились к нам. Попили чайку, провели рекогносцировку, но то, что Петрище на материке я уже узнал от яхтсменов. Витя стартовал на Петрище под последний шквалик. Выскочил посмотреть, как они там... к этому времени ветер выключили. Витя дернул мотор и ушел, а мы с Максом немного подискутировали стоит ли идти, но в результате завалились спать - грозовые фронты продолжали наползать, время часов 8 вечера, а до Петрище было еще километров 7.
Макс: Эта «дискуссия» на самом деле представляла собой следующее. Я хмуро молчал, думая про себя «Какого хрена мы здесь торчим? На Бесов Нос не доехали. Не понятно поедем ли завтра на Петрище, ибо уже нужно выдвигаться потихоньку в сторону антистапеля – пошла вторая половина похода...» Дима пытался меня успокоить и доказать, что нет смысла куда-то сейчас ломиться. Единственный раз за поход я усомнился в решении капитана и не принимал его… Последующее покажет, что Димин опыт и его знания об ветро-волновых условиях и метеорологии Онего достаточно серьезны, чтобы в них сомневаться.
25-го наблюдали как по Озеру ходит туман. Видимость упала до 200-300 метров, потом туман удуло, очень красиво. Стартовали при северном ветре 4 м/с в 12:30, после двух галсов ветер скис и слегка провернулся. Поехали на запад со скоростью от 1,7 до 5 км/ч, часа через три ветер начал гулять, за полчаса 4-е раза не меняя курса шли разными галсами. Начал поддувать юг. Часам к шести раздуло метров до 5, полетели, при подходе к Кижским шхерам зарифились, пытались ловить рыбу, но скорость все равно была слишком велика (максимальная где-то в районе 12 км/ч). Вошли в шхеры, где-то час мотались в лавировку среди отмелей, камышей и прочих радостей. Пару раз чувствительно цапнули камни швертом и рулем. Ветерок усилился метров до 6-ти. Воткнулись напротив деревни Ямки на маленькой шишке километрах в трех от Кижей. Шли 7 часов, прошли 28 км с копейками.
26-го пытались встать в 7 утра, дождь охладил наш порыв. Поднялись в восемь. Ветер 6-7 метров, север, все поле до Кижей в барашках. Часов в 10 стартовали под стакселем. Галф и полный бейд при встрече с волнами, скорость до 7 км/ч минут через 40 воткнулись в Ямки. Макс ушел на экскурсию, я завернувшись в пуховку уселся его ждать. Мы с корабликом пользовались большим вниманием буржуев, которые кучами повалили на экскурсию с белого парохода.
Макс: Не могу сказать, что я сильно рвался попасть на Кижи, но так получилось, что именно туда я попал. Итак, я пошел на экскурсию. Когда воткнулись в Кижи, погода не баловала, а за неделю я уже привык одеваться с максимально возможным запасом. Настроение – боевое. Слава Богу, Дима все-таки уговорил меня снять оранжевые штаны от непромокаемого рокана. Подошел ко входу на территорию. И тут я понял, что я сейчас просто буду «отжигать в своем прикиде». Зашел на деревянный тротуар бодрым полувоенным шагом. Выглядело так: высокие армейские ботинки, засаленные камуфляжные брюки и оранжевая прорезиненная «рыбацкая» куртка. Навстречу идут итальянцы, немцы, французы… С теплоходов, цивильно одетые, вкусно пахнущие. Мда… Оценив изысканность парфюма нескольких пожилых иностранок, я принял решение быть гуманным к обонянию граждан других суверенных государств и следующие партии идущих навстречу пропускал отходя в сторону на метр от тротуара. Осмотрел Кижи. На прощание выглянуло солнце и я поразился. Деревянные купола СЕРЕБРИЛИСЬ на солнце. Сергеич потом объяснил, что их, дескать, делают специально из осины и поэтому они так смотрятся.
Где-то в районе часа тронулись под зарифленным гротом на фордаке. Мимо Преображенки пронеслись со скоростью 10 км/ч. Перелетели фарватер, проскреблись под ЛЭП, где-то через час повернули на запад за Букольниковым. В галфвинд проскреблись по камышам, когда вышли на чистую воду вдувало 7-8 м/с с порывами больше 10-ти. В лавировку за час пробились к северному мысу Леликовского, где обнаружили Альбатроса и Простора. Вечером зашли познакомиться. Ребята из Тольятти, на Озере второй раз, идут Петрозаводск-Кижи-Петрозаводск, огибая Большое Онего. Лодки штатные без переделок. Мы надулись, рассказали пару страшилок про Простор. 27-го вдувало, весь день сидел на лбу, мерял ветер - 6-7 м/с, в порывах до 10. С Узкой Салмы пришли Простор и Альбатрос, постояли за тольяттинцами и утекли в шхеры. По Онего прут барашки, некоторые очень возбуждают. Так и не рискнул выйти. Прикидывал варианты отхода - решил, если зажмет, уйдем в Сенную, оттуда на Комете скинемся в Петрозаводск.
28-го тольяттинцы засобирались и отвалили на север в лавировку вдоль берега, ветер до 5 м/с, мы начали паковаться. С Песков к нам затекли Бек и компания, порадовались встрече. Спросил, что на море? Говорят 5-7 м/с. Я усомнился, ибо со лба не видно барашков, ветер не сильнее 5 м/с. Ну да ладно, попрощались, тронулись: Бек в шхеры, а мы с Максом на Чаж. Стартуем в 12:00. Где-то через сорок минут я понял, что 5-7 - действительно было, точнее было от 3-х до 10-ти. Километрах в трех от берега начало раскачивать волну, шквалы пошли один за другим, смотали стаксель, пошли под зарифленным гротом. Скорость 5-7 км/ч. Волна в фоне 40 см, роем каждую, курс полный бейдевинд. Все чаще встречаются пачки волн высотой под метр и длиной метров по 15. Разгоняемся, уходим по грузовую палубу, на гребне носы выходят из воды до мачты, размашисто падаем в ложбину. Скорость слишком велика для такой волны, вырабатываем тактику (Макс на руле, я на шкотах), пока волна позволяет идем до галфа, перед большой пачкой волн приводимся до полного бейдевинда, скидываем скорость, особо крупные волны ловим почти в левентик, сразу уваливаемся, чтобы не терять скорость. Несколько волн вызывают нехорошие ощущения, что будь она чуть мощнее, да с гребнем, могло быть очень кисло. Все происходит при температуре воздуха +10 С°, руки без перчаток теряют чувствительность минут через 15. Макс жалуется, что невозможно плюнуть, ибо для этого придется отвлечься от управления. Я гляжу за волнами и корректирую Макса. Такая дребедень в течение трех часов.
Макс: Ну я позволю себе и здесь встрять. Бог знает, хорошо это или плохо, но относительно Онего все в моей голове встало на свои места в самом конце похода. Это был серьезный опыт. Очень хорошо помогает, когда на борту два более менее адекватных рулевых. Напряжение внимания такое, что действительно нет возможности не то, что прикурить сигарету, а просто плюнуть по ветру – этой секунды хватает, чтобы подошла следующая волна. Тактика была, как описал Дима – к цели нужно идти в галф, но принимать такую волну бортом совершенно не хочется. Если волна позволяет - едем в галф. Перед подходящим гребнем разгоняешься, потом приводишься, чтобы пройти ее чуть-чуть наискосок. На грани между бейдом и левентиком, так чтобы скорость лодки упала, но она сохранила способность слушаться руля. На волну взлетаешь носом, на гребне немного уваливаешься, чтобы не воткнуться прямо вниз носами под следующий гребень. «Такая дребедень в течение трех часов.» (с) DSSh . Непрерывно. Не то чтобы смертельно устаешь. Начинаешь терять концентрацию внимания. Тогда помогает дубляж партнера. «Волна! – Вижу!» Странное дело. Мозг отключается. Тело и мозг начинает действовать, как машина заточенная, под выполнение всего нескольких операций. Просканировать ближайшие волны на предмет их криминальности, сопоставить свою скорость и направление движение с волной, вычислить пройдет ли гребень стороной или его нужно будет отработать по полной, поймать лодку на грани левентика, но не застрять, грамотно увалиться, начав скользить вниз по склону… В присутствии второго рулевого можно позволить себе роскошь сосредоточиться на этом и только на этом. Отслеживать шквалы и общий прогноз – это на Диме, как на более опытном…
Когда затекли в Заячьи острова, расслабились, я пропустил отмель. Засели крепко. Макс одел сапоги, и, с помощью подбегавших волн, перевалил лодку через камни. Пошутили, хорошо, что успел запрыгнуть на борт, ибо сразу поехали за 5 км/ч, а с косы можно было попасть только на островок 5х5 м. Зацепились за Чаж в 15:30, перевели дыхание, сходили на экскурсию, поели супчику. Где-то в 17:30 повлеклись дальше. Волна в Кондопожской губе ниже, но злая и крутая. В пачках больших волн протыкаем волну, она разбивается о грузовой отсек, кораблик останавливается, опять разгоняется... Зашли за Суйсаря, встали на фордак, идем под стакселем, все тихо, спокойно, волны почти нет. Макс смотрит на GPS , ломаем 7 км/ч. Высаживаю Макса в поселке, сам иду к месту антистапеля, пытаюсь ловить рыбу. Блесна летит по поверхности, привлекая чаек. В 19:30 воткнулся в берег и одновременно подъехал Макс на машинке. Прошли где-то под 30 км. От Леликовского на Чаж - 18,7 км.
Выводы: для такой погоды Ветер как походная лодка не приспособлен, возможно на новых баллонах он и лучше пойдет по волне, но все равно, обитаемость лодки покатушечная. «Пулевидные» баллоны идут по волне хуже, чем штатные баллоны Альбатроса, не в смысле скорости, а в плане всхожести на волну и безопасности. Временами очень хотелось, чтобы баллоны были сантиметров по 55-60 диаметром, с наклонными штевнями и с более полной кормой. Баллоны от Тритона уже осуждали, мое мнение, что баллоны на грани криминальных - у нас начал травить транец, заклеили по надутому баллону, при прогреве, начало травить на стыке. Больше решили не рисковать, замазали клеем по холодному, бурный переход баллоны выдержали. Вобщем, нормальный район для Ветра - шхеры и водоемы не больше ММ. Лодка при усилении ветра очень нервная, требует большого внимания, что на 6-ти - 7-ми часовых переходах уже превышает лично мои возможности.
Дмитрий Шевелев (аки DSSh )
PS . Немножко об экипаже: очень доволен, что мои впечатления о Максе оказались верными, никаких осложнений и конфликтов, слаженная хорошая команда. Надеюсь, что для Макса эта вылазка была хорошим опытом... да и для меня последний переход был в новинку.
Макс: Алаверды – Когда-то три года назад Дима мне на Шевнице сказал «Макс! А пойдешь со мной матросом через три года на Онего?» Ну вот и съездили. Что сказать о Капитане? Есть о чем поговорить на берегу, есть чему поучиться на воде. Еще Дима приучил меня пристегиваться в машине, не ездить больше 60-ти, где это запрещено. И… и планируя, надо перебирать все возможные варианты исходов. И еще – не надо изображать из себя героя 24 часа в сутки.