— Cходите, посмотрите, научитесь, поймите, как там люди живут.
Как мы должны были бы жить. Приедете сюда, может быть, что-нибудь и здесь переделаете.
Е.А.Гвоздев, выступление в Московской яхтшколе в 2003 г.
Маршрут: Москва - Питер - Валимаа - Котка (авто) - Ловиса - Хельсинки - Котка (парус) - Таммисаари - Турку - Уусинкоски - Раума - Тампере - Валимаа - Питер - Москва (авто).
8 - 29 июля 2006 г.
Григорий Шмерлинг - шкипер, грузчик, кочегар по мотору и примусу и т.д.
Надежда Чернова - cтарпом, стаксель-шкотовый матрос, квартирмейстер и т.д.
Команда схоженная, уже 33 сезона - не фунт изюму (жаль только, не все сезоны были парусные).
Снова отправиться в Финляндию хотелось все время после нашего похода на Аланды в 2001 г., в компании с экипажами А.Макарова и К.Федорова. Но как-то не выходило: то не успели получить загранпаспорта компаньоны, то другие обстоятельства были против.
После регатного лета 2005-го было решено: на следующий год едем, хоть чучелом, хоть тушкой. Одной лодкой - значит, одной. Зато будем свободны и не будем зависеть от проблем, возникающих у других экипажей. Под Новый год получили паспорта, в феврале - визу. Для этого не потребовались ни услуги турфирм, ни приглашения. Куда едете? — в Котку, кемпинг Санталахти, на 20 дней. На обратном пути на паспортном контроле нас спросили - где были? - В Котке, и дальше по всей Финляндии. Ну, конечно не по всей. Осталось и на следующие путешествия.
Катамаран Ветер. Парусное вооружение - штатный грот и стаксель на рейке. Геннакер не брали, чтобы не усложнять управление. Грот имеет 2 ряда рифов (нашитая петлями стропа с одной стороны, крючки - с другой). Первый ряд применялся частенько, второй — ни разу. В качестве обвесов кокпита дополнительные надувные баллоны. Опробовали их на регате в Черкассах - удобно, и большая резервная плавучесть. На случай переворота на мачте топовая подушка из пенки.
Двигатель Suzuki DT 2,2. Горючка - 10 л металлическая канистра и 4-л пластиковая с готовой смесью. Канистра, а также бутыли с водой и катки для вытаскивания катамарана на берег удобно размещаются на внешней подвеске.
Надувные катки - замечательная вещь, помогают не только на песочке но и по приличным камням.
Палатка "Гвидон" - 3-х местная бочка с двумя тамбурами, просторно. ПВХ надувной матрац - комфорт хоть на булыжниках. Среди гермушек отметим две. Подаренную Владимиром UD, с завинчивающимся лючком, который позволяет легко залезть внутрь. И купленный к этому походу тритоновский баул, открывающийся не с торца а сбоку, что облегчает укладку и поиск барахла. Использовали его для одежды. Расходные продукты — в прямоугольном пластиковом ведре с плотной крышкой.
Продовольствие. Для быстрой готовки на газе запаслись крупами Nordic, пюре и прочими горячими кружками, не требующими варки. Ввоз мясных и молочных продуктов из России не разрешен, кроме детского питания - взяли несколько разных детских баночек и паштетов, а сыр-колбасу, рыбные консервы (мясной тушенки так и не нашли) докупали на месте. Продукты дороги. По этой части с 2001 г. Россия заметно догнала Финляндию, и все же... На обратном пути остановились в Питере у маленького магазинчика пополнить припасы и перекусить. Захожу - елки-палки, как тут все дешево! Особенно сильна разница в ценах на хлеб и овощи, включая картошку. Батон хлеба или кило картошки - около 100 руб. И бензин - около 50 руб. за литр.
9.07 После Выборга на пути к Торфяновке/Валимаа замечаем несколько машин с лодками, то картоп на крыше, то солидная надувнуха на прицепе. Кто обогнал, кто навстречу. Это внушает надежду что в отличие от украинской границы здесь сухопутная перевозка кораблей не в диковину. И правда. На нашей стороне вопросов нет, в декларацию мы ничего не вписываем (а зря как оказалось). На финской стороне, раз мы выбрали зеленый коридор, все ограничивается паспортным контролем - вообще не надо никаких деклараций!
(На обратном пути "наш" придрался было: плавсредства должны были быть задекларированы, докажите что не купили лодку в Финляндии! — Вот, судовой билет. — Проезжайте.)
И вот, наконец, мы снова в Финляндии. Планировали переночевать и отдохнуть после дороги в кемпинге Валимаа, но на радостях проскочили нужный поворот недалеко от границы. Попетляв немного по проселкам, ведущим к коттеджам, попадаем на берег моря. Небольшая стоянка: причал, стоят лодки (моторы спокойно висят на транцах), сушатся коврики-половики. Никого не видно ни на стоянке, ни у ближнего дома. По картинке похоже на марину Ukkosaari, смотрю координаты - да, точно.
Дело к вечеру, часов 9. Устали - как-никак утром из Москвы. Но можно ли тут остановиться на ночевку?
Подъехал на машине какой-то парень с девушкой. Пытаюсь выяснить есть ли тут где какой chief или там owner, нам бы палаточку поставить.
— Это общественная стоянка, нет проблем!
Раз так - поставили палатку, искупались, поужинали. Подошел катер, на нем пожилая чета. Мужчина подогнал машину, задним ходом загнал в воду трейлер. Через 10 минут катер был поднят, укатили. И снова мы одни и тишина.
10.07 Согласно принятому плану, отправляемся в лесной ботанический сад Mustila Arboretum. Почти доехав до Котки, свернули с автострады направо, на красивую неширокую дорогу. Карты на этот район у нас еще не было... но теперь есть Google Earth & Map. Сказка ставшая реальностью. Благодаря распечатке и нескольким точкам для GPS проблем с ориентированием нет. Более того, заранее "пролетев" над маршрутом ощущаешь себя почти как в знакомых местах!
Погуляли по красивым дорожкам среди каких-то особенных сосен (кора - толстые пласты серого цвета), в зарослях рододендронов и прочих лопухов (по ботанической части не силен, а надписи все на финском да латыни). В садовом магазине старпом только вздыхал, так как растения провозить через границу нельзя. Огородные семена, по идее, тоже... ;-)
При каждой скамейке в лесопарке висит на крючке полотенечко. Зачем - догадались, только заметив на одном пыль и сосновые иголки. Вытереть лавочку перед посадкой.
В Санталахти добрались уже в послеобеденное время, уставшие от жары. Первая рекогносцировка местности неутешительна: кемпинг действительно на берегу, но его территория отделена от моря дорогой и пляжем. Пляж оказался прямо под солидной высоковольтной линией, о чем проспекты и сайт деликатно молчат. Ну, нам наплевать, мачта не достанет. Хуже, что на припляжной бесплатной парковке висит плакат, что ночевать здесь и на пляже запрещается. А как насчет марины, которая должна быть тут же? Она рядом, там стоят катера и яхты, но по берегу не пройти - ограда входящей в комплекс маленькой гостиницы. В обход идет извилистый лесной проселок, и вот указатель: "Venesatama", лодочная стоянка.
Шлагбаум, который видимо никогда не опускается, стоит много всяческих корабликов, и опять никого. Ага, есть живая душа - за символическим заборчиком у домика с понятной табличкой Sauna за мощным деревянным столом сидит пожилой финн. В качестве тента растянут отходивший своё стаксель. Увы, переговоры не то чтобы заходят в тупик но дальше жестов и улыбок не идут.
Наконец, заметив что из большого катера на причал выбрались несколько мужиков, нахожу "шефа". Кое-как объясняю что мы хотим пару недель походить на надувном катамаране который вон, на крыше той машины - нельзя ли ее тут приткнуть? Широкий жест по всей береговой полосе: - You can leave your car at any place! - можете оставить в любом месте! А переночевать? — Вон там кемпинг.
Ну что ж, теперь со спокойной душой размещаемся в кемпинге, назавтра с утра гулянье по Котке а потом - беремся за сборку. Житье в 5-звездочном кемпинге обходится в 17 евро за день (расчет за палатку + 2 человека), но это не кажется особо дорого. Тут и туалеты и душ со всеми удобствами, и кухонный зал с отдельными секциями за загородочками. В каждой - стол, скамьи, электроплита, микроволнушка, кухонный столик с мойкой и надлежащими флаконами и принадлежностями. И еще куча включенных услуг до которых мы не добрались, включая сауну и сколько-то времени Интернета в кафе при ресепшн. Просторно, чисто, спокойно. Большая часть жителей кемпинга не палаточники, а "автокемперы" - стоит целый городок мобильных дачек из всяческих прицепов и специальных машин.
Кемпинг расположен за грузовым портом, в нескольких километрах от города, так что в Котку отправляемся на машине. Большая парковка у порта (подсказали девушки на ресепшн), а дальше пешком. Центральная часть города невелика, обойти ее нетрудно. Подальше от моря и ближе к трассе E18 - промышленные районы, там делать нечего. Заводы, трубы. На подъезде к Котке нам "повезло" попасть в какую-то хлорофосную вонь, вот так экологическая идиллия - видно выбросы случаются и тут.
А сегодня утром воздух свеж и чист, жара еще не началась. Мы в Sapokka - гавани местных сообщений, катеров и яхт. Ряды разных лодок, слип, большая парковка - наверное, можно приехать, собрать лодку и отправиться в путь прямо отсюда. Напротив набережной - соединенный с ней мостиком холм острова, на котором размещен "водный парк Sapokkа", куда мы и направляемся. По берегу острова тоже стоят всяческие лодки и машины.
Образцы камня из разных месторождений, каменные кресла и... каменная нерпа.
По улицам Котки. Вид с обзорной башни - бывшего маяка. Внутри башни маленькое кафе да выставка картин и разных поделок. Выше в ее пустом чреве оборудован зал, где шло некое аудиовизуальное представление "NEITHER innocent NOR damned" - возникающая в темной пустоте словно ниоткуда музыка прекрасна, но на экране из темноты проступают жутковатые слайды - тело на камнях, кровь... Впечатлившись, по узенькой круговой лестнице двинули скорее наверх, к свету.
Следующий экскурсионный объект - Langinkoski, "рыболовная дача" русских царей на лососевой реке Кумийоки.
Плакатик на доске объявлений с деликатным текстом: "Помните: если мы что-то принесли в лес, так же легко это можно и вынести. Здесь нет мусорных ведер".
Раму собрали еще вчера в кемпинге и привезли на багажнике, но сборку удалось закончить только где-то к трём. Машина отогнана к краю леса. Записку под стекло: мобильник в случае надобности такой-то, SMS in easy English please. Между тем запад вдувает вовсю. Здесь мы на подветренной стороне, а дальше видны бараны. Хорошо хоть идти сейчас не против ветра, первая ночевка запланирована прямо напротив Котки - на острове Lehmasaari.
Время 15.30. Провожающих нет. Заводим мотор, разворот, потихоньку идем между катерами, проход в боне, и вот оно,море. Стаксель вверх. Ого! Только высунулись из бухты, стало трепать вовсю. Волну разбивают острова, но и оставшейся хватает. Под одним стакселем идем где-то в галф к ближнему острову чтобы укрыться на нем с подветренной стороны. 20 минут полета, и первая стоянка: Vehkaluoto. Можно перевести дух.
Переводили его долго, до 18:20. Наконец анемометр напротив (пользоваться им можно в радиусе километров 10) показал что ветерок подстихает - оборот за 4 секунды вместо трех. Еще полчаса ходу, теперь и под зарифленным гротом - и мы на северном конце Лехмасаари. Место хорошее, напротив виден островок Koukeri с руинами форта. Завтра зайдем туда, а потом — на запад.
Северный берег Финского залива - берег крепостей, которые стерегли города и проходы. Около Котки два острова с крепостными руинами, мы побывали на одном, частично насыпном, где располагался русский форта Слава. Мало что осталось... Часть руин накрыта навесом, предохраняющим старые стены от непогоды и окончательного разрушения. Кроме нас, есть еще экскурсанты: у причала стоит катер, гуляет семейство с ребятенком.
— Вы правда из России?
— Да. Первый русский парусник после XIX века. :-)
Пока гуляли по острову, еще сильный с утра ветер ослаб, теперь не больше 4 баллов. Пора двигаться. Отдаем рифы и отходим. Снова проходим мимо грузового порта; догоняем и оставляем позади небольшую яхточку размеров микрухи, тоже лавирующуюся на запад. Пустячок, а приятно. Через пару часов останавливаемся на перекус на ровной каменной плите с подветра одного из островов; эта яхта догоняет нас и уходит в сторону берега. А наш путь - к острову Кауниссари, про который известно, что на его западной стороне есть песчаные пляжи, а населен он только в южной части. Действительно, песочек! На северной оконечности, мимо которой проходит фарватер для больших судов, видны вышка с вертящимся радаром, какие-то домики и лодки на берегу, и мы отошли чуть подальше, где пляж переходит в россыпь камней.
Потом зашел туда, гуляя по острову: домики - коттеджи для отдыхающих, весь северный мыс - сплошной песчаный пляж. А радар (таких потом попадалось немало) интересен тем что работает сам по себе без присутствия людей, как вышка сотовой связи.
Выходим в 10:17. Сегодня с утра пасмурно, ветер по-прежнему встречный, З-СЗ. Только всего 1-2 балла. Хотелось встретить на подходе к Ловисе участников Raid Finland, но похоже не успеть. Сделав несколько галсов, заводим мотор и за час продвигаемся на 7 км, потом когда рябь на воде становится заметнее - снова пара галсов, и снова на моторе. К середине дня проясняется и раздувает до 3-4 баллов. Теперь можно хорошо идти парусом.
Остров с крепостью Svartholm, закрывавшей путь к Ловисе, рекомендован как "хорошее место для пикников". И правда: вокруг крепости кое-где предусмотрены места для костров-шашлыков. Но мы на этот раз предпочли ресторанчик. Как выяснилось, разминулись с Raid Finland всего на 3 часа, флот уже ушел в Ловису. Жаль. Но дело к вечеру, мы в город уже не пойдем. Ночуем тут.
Тема сугубо бытовая, о чем тут говорить, но... финские общественные сортиры производят сильное впечатление. Здесь у лодочного причала оказалась не био-кабинка, а деревянная будочка. Ничуть не хуже скромного царского "трона" в Лангинкоски. Кроме рулончиков бумаги, стоит ящик с опилками и совочком — засыпать. Приятный запах смолистого дерева (есть вытяжка, и наверное стоит специально баночка со смолой). То что чисто, можно бы и не говорить - там это естественно. ... а впечатление такое: здесь люди живут достойно, уважая себя и друг друга.
Представить в кемпинге вопли и песни среди ночи невозможно. Днем впрочем тоже тихо и покойно, никто не мешает друг другу. У нас же слишком многие стараются погромче заявить о себе, "музыкой" ли на всю катушку, гудками на дороге стоит чуть замешкаться. В прямом и переносном смысле нагадить вокруг - всегда готовы.
Горькие мысли были лейтмотивом нашего путешествия, всплывали и при виде городков, неохраняемых лодочных и автостоянок, домиков на островах, вазочек с цветами, нарядных почтовых ящиков у дорог — вот ведь, стоят и ни одна сволочь не сожгет!
Не бывать такому в России. Чище на московских улицах стало, трудами дворников-гастарбайтеров. А вот чтобы чище и спокойнее становилось на душе... нет. Как там ответил Будах дону Румате...
— Тогда, Господи, сотри нас с лица Земли и создай заново...
А может не все так плохо. Изредка и у нас теперь водители стали пропускать пешеходов, а те бывает что ждут зеленого светофора.
Кстати, в Финляндии с 2001 года появились одиночные "перебежчики" на красный. Глобализация. Разный народ стал заметнее кроме скандинавов, причем не считая туристов. Как-то с грехом пополам объяснялся с тетушкой - продавщицей мороженого, типа "мне вот это желтое в тарелке", а она оказалась русской. И вездесущие вьетнамцы/ки тоже имеются.
Стартуем рано, в 8:42. Ветер разумеется в морду, зашел на север и дует из залива. Причем неслабо — 5 баллов верных. Выскочили с полными парусами, но налетающие порывы через полчаса заставляют взять рифы. Все равно лавируемся достаточно бодро, и в 11 мы в Ловисе. Издалека видно скопление лодок и флаги на мачтах - сегодня и завтра в городе главное событие года - Small Ships Race!
Очень похоже на наши гонки, только не на катамаранах. Здесь гоняются на более традиционных судах — деревянных парусных шлюпках разных видов. Совещание рулевых, буйки, спасатели, старт дается бабахом из пушки. Наблюдаю с умилением и завистью к организации всего действа. На берегу ярмарка, музыка и гулянье. Собственно спортивная часть даже на наших клубных регатах поинтересней будет, не говоря уж о Верхневолжской. А тут - и двух десятков лодок нет, а настоящий праздник для всего городка.
Нашел Майка, вдохновителя и организатора Raid Finland, тот конечно весь в заботах - но все же приятно было "отметиться", что не только в Инете языком молол что хотелось приехать на рейд. А вот русского участника (должен был участвовать Михаил Марков) обнаружить не удалось, хотя российский флаг на флагштоке развевался. И на нашей ванте! Для катамарана нашлось местечко с края причала, несколько человек подходили, интересовались - откуда и как, приветствовали, желали удачи. Не участвуем ли в гонках? — оно бы интересно, but we are cruisers! :-)
Кстати, как и Конаково, где проходят наши регаты, Ловиса тоже город энергетиков. Два цилиндрических сооружения, мимо которых проходили по пути к городу, оказались не нефтехранилищами, а... атомной электростанцией.
А еще в Ловисе, да и в других населённых местах, отличная рыбалка. Аппетитнейшие куски нежного лосося, копченого или зажаренного на гриле, великолепно клюют на 17 евро за кило.
Усугубили вчерашнюю рыбалку на рынке удочками, в основном усилиями старпома. Ушица из окуньков получилась.
Ясно, жарко, дует еле-еле, тем более что идем шхерами. Часа два шли на моторе. Тарахтит, но ветерок обдувает и километры бегут. Зато не киснуть на жаре в штиль, что есть сущее мучение.
После обеда вышли на опушку шхер, и тут вдуло! Направление то же, в морду. С моря накатывает волна. Взяли рифы, но все равно стремно, теперь впереди открытый простор. Старпом категорически захотел на берег. Капитан злился, но когда повернули назад под защиту островов, несколько раз вдувало так, что был рад старпомовой интуиции: смылись вовремя. Обогнуть мыс и о. Olandet и Pellinki снаружи не удалось, ну и ладно, есть шхерный фарватер. Это уже на завтра, а пока вот как раз отличный пляжик достаточно далеко от коттеджей. Мы на северной стороне острова Sandon.
Выходим в 8:30. Пасмурно, сильный встречный ветер. Снова на моторе: лавироваться в узких проходах удовольствие ниже среднего. А впереди ждёт расплата за спокойный путь: мост. Однако, сильно он нас не задержал, пройти удалось не снимая мачту а только сильно наклонив ее.
В маленьком магазинчике у пристани нам были рады. Запаслись свежим хлебом и молоком, набрали воды в две опустевшие бутыли. Дальше путь выходит на простор, пойдём под парусами. Погода похоже улучшается, и давление пошло вверх. Но ветра хватает - идем зарифленные и при этом прыгаем вдвоем с борта на борт.
Закончили переход в 17:40 на острове Furuholmen, найдя хорошее местечко с причалом - плитой на его северном берегу.
Вышли в 9:15 под полными парусами. Идем по фарватеру на З-ЮЗ, бейдевинд правого галса. В 10:30 пришлось снова рифиться: с четырех баллов засвежело до 5 - 6. Плохо, что по опушке шхер ветер очень неровный. То нормально, а то вдует так что становится очень неуютно. Моральный дух экипажа поддерживается классификацией текущей обстановки: только ли плющит в данный момент (ветром) или еще и колбасит (волной, наехавшей из какого-нибудь пролива).
Потом фарватер уходит в узости. Этим путем, только навстречу, прошел несколько дней назад Raid Finland. Впереди будет мост Hevossalmi, знаменитый тем что днем раз в полчаса его поворачивают, открывая проход для судов.
Тут нас поджидала неприятность: потеряли якорь. Как-то сразу подозрительно хорошо забрала кошка. Черт её знает за что забрала, но когда мост стал открываться, вытащить не удалось ни руками, ни дернув с ходу на моторе. Пришлось перерезать якорный. За мостом подошли к берегу справа — незаметно замерз с утра на ветру в одной штормовке, и тут вдруг (может, и от расстройства по поводу якоря) стал бить колотун. После поддевания свитера и выпитой "горячей кружки" жизнь стала налаживаться. А за мысом перед нами открылась панорама Хельсинки.
Громадные паромы, шпили, набережные, прогулочные кораблики, яхтенные стоянки. Направляемся в самый центр, где виднеются мачты большого парусника — авось там и для маленького место найдется. И правда - за "Катриной" видим свободный низкий деревянный причал, как раз для нас. Байдарочники тут тоже водятся, а никаких властей традиционно не видно. Только двое мужиков возились на корабле, что-то красили, но пока мы оправлялись и переодевались в цивильное, пропали где-то внутри. Накрыв катамаран тентом, отправляемся гулять.
У выхода на набережную висит схема этого парусно-исторического причала — хм, мы заняли место "Ингрид". Ну, если что - перевяжут веревку.
Для просмотра панорамы прокрутите окно >>
Обойдя ближние улочки и площади, припортовый рынок и несколько магазинов, возвращаемся на причал. Четверть шестого. Провели в городе неполных три часа, и, честно говоря, больше и не хочется. 17:15. Выходим под мотором; отойдя от разных причалов, ставим парус. Теперь ветер попутный. Вместе с нами Хельсинки покидает "Gabriella" компании Викинг-лайн, выписывая кренделя по фарватеру. Держимся подальше и почтительно проходим за кормой плавучего города. Выход в море для больших кораблей лежит мимо острова-крепости Суоменлинна. Проход узок, паром протискивается по нему как туристский автобус по узкой улочке.
Габриэлла уходит на юго-запад, а мы поворачиваем на восток. Назад пойдем по внешнему краю шхер. Да можно бы уже и остановиться, но... все эти острова помечены на карте как "Restricted Area", зона ограниченная для посещения иностранцами. И, в отличие от других подобных районов, на которые не особенно обращали внимание, здесь похоже реальная запретка. По всей береговой полосе регулярно стоят столбики с какими-то желтыми табличками, привычных красивых домиков, цепляющихся в шхерах как ракушки за любую каменюку, не видно. Вместо них кое-где строения военно-казарменного вида. Отойдя уже довольно далеко, свернули было за какой-то яхтой в пролив. Подходящий ровный берег, но и тут эта табличка! Двигаем дальше, а ветер доносит полигонную стрельбу.
Наконец берега снова покрываются мирными домиками, да в таком количестве что приткнуться между ними невозможно. Где не каменный лоб, там уже виден катер или причал. Ну что ж, дальше по курсу в стороне от берега маленький остров, попытаем счастья там. Время уже к вечеру, долго выбирать не приходится. Домик тут тоже имеется, но один, а другой конец острова свободен. Берег - сплошные булыганы, но высадиться можно. И вот мы на... ну не знаю, как его произнести. Pihlajahuoto Ronskar, причем часть гласных еще и с умляутами. Хорошее место оказалось: и палатка рядом, и как постриженные лужайки сухой травы меж сосен, и, как обычно, красивые каменные плиты.
После богатого событиями и впечатлениями вчерашнего дня поспали подольше и вышли только в 11:50. Сначала шли потихоньку, но около часа ветер отошел на SW и посвежел, и мы бодро помчались то фордаком то бакштагом. На волне скорость меняется от 7-8 км/ч когда мы на нее забираемся до 14-16 когда как с горки едем вниз. Махнув за 4 часа 35 км, увидели хорошее место и решили встать. Узкий, метров 30 пролив между островами - маленький с севера Masskar и большой вытянутый на ЮЗ Tunholm. Правда, все это помечено как природный заказник... но тут почти все такое, а раз на Масскаре виден в лесу у берега домик, заказник не строгий. Лодка, буек, солнечная батарея на крыше, хозяев не видно. А бережок Тунхольма напротив как специально для нас: песок, коса закрывает от волны, а край леса от свежего ветра.
Высадившись, делаем две находки. На камне разбитая пивная бутылка - первая и единственная за два финских похода. А уже не у воды, на краю леса, куда должен доставать только сильный шторм... обломки крушения серфа. Порванный парус, сломанный уишбон. Составная мачта с деревянным топом, конструкция явно несовременная. Наверное, это лежит тут много лет: дюраль изъеден коррозией, кое-где прицепились ракушки. Веревки ушли в землю, сверху успели вырасти трава и мох. Надеемся, что, бросив порванный парус, неизвестный виндсерфист спасся на своей доске.
Кроме многочисленных яхт, катеров и рыбацких сетей встретился один каякер и один боевой корабль, прошедший в сторону Ловисы и потом обратно по своим делам, оглашая море низким утробным рыком. Его мы из уважения к хозяевам фотографировать не стали.
Планировали остановиться на Mustaviri, где помечена яхтенная стоянка. Но там не понравилось: несколько катеров и правда отстаиваются в бухточке, но кругом одни камни и остров маленький. Надо посмотреть на соседний Pitkaviiro, он гораздо больше, и почему бы на западной стороне не быть пляжу как на Кауниссари. Так мы и нашли к вечеру замечательный остров: необитаемый, красивый, и притом не заповедник и не Restricted Area! Может он такой один на все шхеры. Все, завтра — дневка!
На горизонте — Гогланд. Территория, потерянная Финляндией после Зимней войны. Там были деревни и остались кладбища... жителей выселили на Кауниссари. Во время Второй мировой остров переходил из рук в руки, причем одно из сражений уникально: выходя в 44-м из войны, финны повернули оружие против гитлеровцев. Пока шли переговоры о перемирии с СССР, хорошо подготовившийся к обороне финский гарнизон разгромил вчетверо превосходящие силы десанта вермахта.
Итого: Гогланд оказался потерян и для финнов, и для нас. Жизни на нем не стало - погранзона. Процитирую яхтсменов из Ассоциации Л6:
Сейчас режим помягче, остров осваивают турфирмы, при желании попасть на Гогланд можно и своим ходом (см. отчет А.Беликова). Пишут о проектах туркомплекса, яхтенного порта... дай бог.
Увы, больно было смотреть - прямо при нас на Гогланде произошел еще один лесной пожар. Поднялся и потянулся в сторону Питера огромный шлейф дыма. Ночью было видно зарево, почти подходившее к маяку на вершине. Наверное, сгорела вся восточная часть острова. Хорошо хоть утром 22-го пошел дождь и шел полдня (единственный за весь поход).
Дневка. Прогулки по Питкавииро.
Отсюда до южной оконечности Кауниссари рукой подать. Там поселок и туристский центр: марина, рейсы катера из Котки, магазинчики, ресторанчик, краеведческий музей.
...а для нас здесь точка принятия решения. Время еще осталось. Можно пойти дальше в море, к островам Национального парка восточной части Финского залива - Хаапасари, Таммио, Улько-Таммио. Или уйти на знакомый западный берег, поваляться полтора дня на пляже, погулять по острову. А потом - в Санталахти. Как-то там поживает наша Нива? За оставшиеся дни можно, пересев на колеса, проехаться по стране, побывать на западном побережье.
Капитан вздыхает и произносит: — знаешь, я кажется уже накатался...
Команда единодушна.
Санталахти. Флаг спущен. Машина в порядке. Корабль разобран. Впереди еще полдня, кемпинг мы уже видели и делать там нечего. Вперед!
Хельсинки тоже видали, шпарим по окружной. А вот навестить ExBoat OY, где были пять лет назад, очень хотелось. Вот и Таммисаари, так же переправляемся на пароме на Skaldo, немного поплутали, и вот знакомый причал и маленькое кафе "У якоря".
Печальной оказалась встреча: нет уже гостеприимных Эско и Аннели. Он ушел в 2002-м, она - год назад... Отцовское дело продолжает Киммо с женой Мариной. (Так ее зовут, пояснил он. Нам-то мог и не пояснять, это у них что marina, что venesatama.) Сразу вспомнил нашу команду. Кое-как рассказал - Сашин сын поступает в институт, Костин рулит на новом катамаране который построил отец...
В Таммисаари очередной заход в сувенирный магазинчик, а вот наконец и книжный. Запасаюсь дорожными картами. Попадаются похожие на один и тот же регион, спросил в чем разница. Оказывается, одна для водителей, а другая для велосипедистов. What is difference? - улыбка и пожатие плечиками. Не велосипедистка, значит.
Взял из интереса велосипедную. Оказалось, на ней особо обозначены дороги и дорожки, входящие в Национальную сеть велосипедных маршрутов. Ни больше и не меньше. А интересно бы узнать про финскую организацию туризма и сравнить с нашей, категорийной. Увы, что узнаешь без языка - только кое-как объясниться на "инглише" с теми кто помоложе.
Следующая остановка — Турку. Здесь кончается трасса E18, дальше на запад - только морем. В другой раз.
Кирха и электростанция. Вывеска "PАRTURI" - парикмахерская по-фински. А весь этот район Турку называется... Порт-Артур.
Автострада — она и есть автострада, вперед и вперед. А вот небольшие финские дороги - большое удовольствие сами по себе. Машин немного, ям нет, хорошая разметка.
Картины вокруг радуют глаз: ни клочка пустошей, живописные домики, поля, как по лекалу очерченные вплотную к краю лесов и рощиц. Необычно, что на небольших дорогах практически нет обочин. Встать на дороге просто негде: полметра и кювет. Периодически попадаются специальные места для остановок - там как минимум информационный щит, а обычно пара деревянных столиков, туалет, иногда кафешка.
Из Турку - на север. Уусинкоски — можно сказать, город-марина.
Ночевали в кемпинге на полпути к Рауме. Попроще чем в Санталахти, но тоже совсем неплохо. Место должно бы быть тихое, даже небольшие городки в стороне. А народу - полно. Но и для нас уголок нашелся, прямо у воды. Хозяин сопровождал на велике, показывая дорогу. Сказал что потому народу и много, что тихое место. Открытого моря не видно: шхеры. А все ж отметились, окунувшись и в Ботническом заливе.
В Рауме знаменит старый деревянный городской квартал. Правда, нам к этому времени все достопримечательности, магазинчики, улочки и сувениры стали казаться на одно лицо. А вот понравилась "жанровая сценка" на городском канале.
Здесь мы погорели с парковкой. До этого благополучно оставляли машину по соседству с другими, конечно не на центральных улицах где явно обозначены платные места и стоят автоматы для оплаты. А тут подвел знак "P 4 h". По наивности решил что стой себе тут в пределах 4-х часов. А вернувшись с гулянья, обнаружили под дворником конвертик. Штраф 35 евро, за отсутствие парковочной карточки. Оплатить в банке.
Вот так попали! Не заплатишь - информация остается, в другой раз и визу не дадут. Вместо того чтобы ехать дальше, теперь еще искать банк... В расстроенных чувствах прошу совета у только что подъехавших на машине двух дам. Изучив бумагу и посоветовавшись, они объясняют: нужна была этакая синяя карточка с циферблатом, которая где-то (так и не понял где) покупается и должна стоять за лобовым стеклом.
— Попробуйте обратиться в полицию! Раз вы не знали правила, возможно штраф отменят.
Показали на карте где городская полицейская станция, и мы отправились плакаться. Дежурный на входе, приятного вида седой мужик в штатском, выслушал историю и нарисовал на карте еще один кружок примерно там откуда мы и приехали. Не полицейское это дело, парковками ведает муниципальная служба. Удачи.
Значит, наши добросердечные советчицы сами ни разу не нарушали порядок и не знали куда обращаться. Но, черт побери, где же этот офис? Один круг - не нашел, спросил в информбюро которое полицейский назвал как примету: за углом! Нет дома № 3 за углом. Второй круг. В деле появляется не только материальный, но и спортивный интерес. Опять на ту же парковку и иду искать пешком. Старпом остается стеречь транспорт от дальнейших санкций (за это время с помощью разговорника была сочинена вполне достойная объяснительная речь на случай если придут).
Блин. Оказалось, мы поставили машинку считай под окнами парковочной инспекции, не больше чем в 100 м. В офисе строгая пожилая дама.
— Так и так, про карточки не знали, утром приехали, думал что P 4 h значит что столько разрешается стоять бесплатно.
— Вы проживаете не в Рауме? (вероятно, парковка Нивы-крокодила - любимое развлечение жителей Раумы).
— Нет, в Москве. (сами то мы не местные...)
— ОК, забудьте про это.
На квитанцию поставлен какой-то штампик. Все. СПАСИБО!!
Приехав к вечеру в Тампере, не стали искать ни халявных парковок, ни непонятных карточек. Гордо встав в центре, скормили паркомату 2-евровую монету. Так как оплачиваемого времени оставалось чуть меньше часа, на выданном чеке нарисовалось, что мы полноправно завладели местом до утра.
PS - 2008
Парковочная карточка - это "часы" наподобие попадающихся в книжках-раскладушках для малышей. Круг-циферблат со стрелкой, которую надо поставить на время прибытия, чтобы парковочный контролер видел как давно стоит машина. Можно было и просто написать время на бумажке, оставив ее под стеклом. Всего навсего.
Аничков мост в Питере имеет второе историческое название "мост 18-ти яиц" (четверо юношей, кони, плюс городовой). На мосту в Тампере оных втрое меньше: в компании с тремя горячими финскими парнями почему-то оказалась одна барышня.
Интересно, что в центре города сохранены старые фабричные корпуса. Водосброс с плотины украшает зеленую набережную, где проводит время отдыхающий народ.
Дорожная видеокамера. Их не прячут, наоборот, щиты предупреждают о том что дорога под контролем. И никаких засад. Полицейскую машину на обочине мы правда тоже видели, один раз.
Последнюю ночь в Финландии провели на берегу озера. И мотору как раз полагалось немного поработать в пресной водичке. Место для лагеря подвернулось штатное только отчасти: отнорочек с придорожной кафешкой. Рядом конечно неуютно, а вот если перевалить через бордюр и съехать вниз к озеру - шума меньше, прибрежные кусты и слип для спуска лодок. Тут и устроились, на этот раз прямо в машине. Утром, когда заведение открылось, от его дверей кто-то свистнул и стал махать ручкой — похоже что был недоволен нашим расположением. За это пить кофе мы в его заведении не стали, тем более к этому времени и позавтракали и попили своего. Въехали наверх, выкинули мусор в заведенческий бачок и двинули дальше. На границу.
Такую картинку никому не пожелаю увидеть. И опять между нашими и финскими погранцами, прямо мистика!
Пять лет назад наша четверка не хотела выезжать из России - погасло все электричество. Нива не захотела обратно: долбанул аккумулятор. Крышку разворотило с двух сторон, все в кислоте... хорошо вода была и сода в походном хозяйстве. Въехали на родину на буксире. Нет худа без добра - упросили пропустить буксируемый состав без очереди, а то на границе был затор, хвостище с низа горки и до ночи.
Выбросив долбаный аккумулятор, завелись с веревки и доехали до магазина в Выборге. Но это были еще цветочки. Ягодки настали глухой ночью за Новгородом, когда развалился шрус между раздаткой и коробкой передач, непонятные мужики на девятке хотели "тыщу взаймы", а потом тянули нас ночью 50 км до Крестцов, и была эта долбаная муфта одна в запчастях на двести верст вокруг, а теперь и после поправки в автомировском сервисе от нее вибрация на 40 км/ч.
Но это уже другая история, русская дорожная...
День | Дата | Участок маршрута | км | Под двиг. км |
Ход. время ч.мин | Скор. км/ч |
Погода | Ветер (баллы, курс) | Волна макс., м |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1-2 | 8-9.07 | Москва – Финляндия (авто) | |||||||
3-4 | 10-11.07 | Экскурсии | |||||||
5 | 12.07 | Santalahti - Lehmasaari | 8 | - | 0:50 | 10 | ясно | 6 бак Р | 0,7 |
6 | 13.07 | - Slava - Kaunissari | 17 | - | 4:20 | 4 | ясно | 4 бейд Р | 0,5 |
7 | 14.07 | - Svartholm | 32 | 14 | 6:30 | 5 | перем | 1-5 | 0,5 |
8 | 15.07 | - Lovisa - Lovon | 20 | - | 4:40 | 4,9 | пер. | 4-5 бейд | 1 |
9 | 16.07 | Дневка | |||||||
10 | 17.07 | -Sandon | 23 | 8 | 5:30 | 4 | пер. | 1-6 бейд | 0,7 |
11 | 18.07 | - Pellinli - Furuholmen | 33 | 4 | 8 | 4 | пер. | 5 бейд | - |
12 | 19.07 | - Хельсинки - Pihlajahuoto | 44 | 5 | 7 | 6 | ясно | 4-6 Р | 0,7 |
13 | 20.07 | - Tunholm | 35 | - | 4 | 9 | ясно | 4 фор | 1 |
14 | 21.07 | — Pitkaviri | 50 | - | 5:50 | 8,5 | ясно | 3-4 фор | до 0,5 |
15 | 22.07 | Дневка | |||||||
16 | 23.07 | - Kaunissari | 13 | 8 | 2:30 | 5 | ясно | 0-1 | - |
17 | 24.07 | Дневка | |||||||
18 | 25.07 | - Santalahti | 10 | 6 | 1:40 | 6 | ясно | 0-1 | - |
19-22 | 26-29.07 | По Финляндии и домой (авто) |
фор – фордевинд; глф – галфвинд; бейд – бейдевинд; пер. – переменный.
Пройдено по генеральному курсу 285 км, из них под мотором 45 км (бензина сожгли около 5 л).
...Удивляет меня только одно: любой житель России, выйдя за границей из самолёта, моментально становится европейцем. Точно так же, как он выходит в "Шереметьево", и первая фраза, которую он произносит, просто сшибает наповал.
Это ненормативная лексика, и непонятно, к чему она относится. Мне кажется, просто в пространство ее бросают...
Н.Фоменко, интервью в "Московском комсомольце" 14.11.2006