Катамаран и его доработки

Серийный Тайфун-1 ôèðìû "Òðèòîí", Р97-39ЛБ «Киркенес» 2004 г. выпуска, со вспомогательным двигателем Johnson 3,5 ë.ñ.. На воде третий сезон.

За два предыдущих сезона на нем был заменен почти полностью бегучий такелаж (кроме гика-шкота), по разным причинам, но в основном из-за недостатков штатного такелажа. Были установлены шверт-тали с блоками, заменены верхний и нижний блоки грота-фала на изделия нормального качества, заменен грота-фал на малотянущийся, оттяжка гика оформлена талью из малотянущегося троса (та же Dyneema 6, что и грота-фал). Для шнуровки палубы с самого начала у нас применяется сантиметровая стропа вместо штатной веревки – она не требует подтяжки во время длительного сезона. Вместо штатных барашков всюду стоят самоконтрящиеся гайки.

На катамаране есть ходовые огни (комбинированный фонарь с одной лампой на 10 Вт), с питанием от герметичного свинцового аккумулятора Casil 12 V 18 Ah. Аккумулятор используется также (и в основном) для подзарядки мобильных телефонов. Подзарядка самого Casila – в деревне у добрых людей, поэтому возим с собой зарядное устройство. Надо бы специальный зарядник-автомат для герметичных аккумуляторов, он стоит немного дешевле и весит меньше, чем автомобильная зарядка, но не дошли ноги его купить, поэтому взяли свое автомобильное ЗУ, легкий Striver PW325 петербургского НПО «Орион».

В прошлых сезонах более или менее серьезные проблемы были только со швертовым устройством: нередкая отдача растяжек по разным причинам (от потери талрепа до обрыва троса), погиб оси шверта диаметром 12 мм и наконец, трещина по сварному шву, соединяющему ось шверта с шарниром. Причина, помимо ошибок рулевого (рвали оттяжки на боковой волне) – в слишком высоком расположении уголка крепления растяжек на самом шверте. В результате пришлось заменить ось, а заодно и переварить весь шарнир, увеличив диаметр промежуточных осей. Растяжки шверта заменены с «тройки» на «четверку». Больше проблемы пока не повторялись – впрочем, вышло так, что по Онеге мы практически не ходили острыми курсами на большом волнении, как это обычно бывало на Ладоге, и шверт испытывал меньшие нагрузки, чем обычно.

Другие поломки прошлых сезонов:

В 2005 по собственной неосторожности (не завели вовремя якорь) не смогли отойти от скального берега с прижимным ветром, и вытаскивая катамаран îáðàòíî, разбили огона короткого паука (они были самой нижней точкой катамарана). Нижний паук заменен, огона лежат теперь в плоскостях, близких к горизонтальной, и не боятся ударов о камни. Заодно удлинены кормовые путенсы короткого паука, ÷òî îáëåã÷èëî его настроéêó.

По результатам переходов 2006 года нам стало понятно, что штатного «фартука» или «обтекателя» недостаточно, и надо поставить укрытие из ПВХ, которое бы прикрывало носовой трамплин и часть основной палубы до мачты, и крепилось бы на мачте под нижней шкаториной стакселя. Была начата переписка с «Тритоном» об изготовлении этого укрытия (снять размеры с лодки, скроить два куска ПВХ и пробить люверсы), но переписка затянулась, а  весной фирме стало не до нашей палатки. Такие вещи все-таки придется делать самим, несмотря на отсутствие времени и квалификации.

До похода я еще надеялся, что мы смастерим что-то такое на одной из дневок, и взял с собой для этого обычный зеленый финский тент с люверсами, и бывшие под рукой куски тяжелого «виниплана» и легкой палаточной «таффеты». Но первые же сильные ветра показали наивность этой затеи – палатка должна быть сделана так же продуманно и надежно, как парус, иначе ее унесет с борта вместе с содержимым. Между тем, ладожская часть маршрута находилась в прямой зависимости от палатки – идти Ладогой «напрямик» надо было не менее 60- 90 миль, и без надежного укрытия, где можно было бы согреться и поспать, такой переход предпринимать не хотелось.

Не удалась и другая затея – пользоваться на борту примусом, укрытом в ведре с отверстиями. Во-первых, мешала топливная трубка к выносной фляге, которую надо было подсоединять через одно из отверстий в ведре, а соединение это легко дает течь, и лишний раз не хочется его разобщать. Во-вторых и в главных, на âîëíåíèè íàì êàê-òî òðóäíî áûëî ïðåäñòàâèòü ñåáå открытый огонь и легко открывающóþся посудó на трамплине (äàæå â âåäðå), à òàì, ãäå çàõîäèëè â óêðûòèå, ìîæíî áûëî ñîéòè è íà áåðåã. Â áóäóùåì õîòèì èñïðîáîâàòü ãàçîâûé êèïÿòèëüíèê, îïèñàííûé â êíèãå Ïåðåãóäîâà.

Наша загрузка с тремя взрослыми, двумя детьми, с двигателем и бензином была близка к предельной паспортной, 450- 500 кг. Было ясно, что катамаран нельзя будет форсировать и ходить мы будем не быстро.