Маршрут: Хамина - Котка - Хельсинки - п-ов Порккала - о. Хаапасари - Хамина.
15.07 - 3.08 2007 г.
Возвращаясь в прошлом году домой, мы уже мечтали снова приехать в Финляндию. "Неисследованы" берега от Хельсинки до Таммисари, архипелаг Турку. Аланды, куда только заглянули в 2001-м! А весь Ботнический залив! У которого кстати есть и финский и шведский берег...
Но нашлось обстоятельство, которое при всем богатстве выбора определило: снова в Котку.
Вот оно: летом 2007-го в Котку зайдет Tall Ship Race. Гонка Больших Кораблей, ставших учебными судами. Крузенштерн и Седов, Дар Млодзежи и Кристиан Радиш, Лорд Нельсон и ...Фазиси! И множество других названий, звучащих как сказка.
В Котке будут и задумавшие большое плавание от Выборга до Стокгольма Александр Беликов и Илья Лукомский. Идти вместе с гораздо более мощными Попандополой и Котоярви мы конечно не рассчитывали, а все равно приятно: наш надувной флот тоже окажется представлен неплохо.
О судне пришлось задуматься. Как ни хорошо показал себя за все походы и регаты "Сполох", а хотелось лодку более мореходную и надёжную. Чтобы можно было устроить рубку-убежище, и меньше заливало брызгами. Наконец, просто немного побольше. Единственный вариант, отвечавший нашим потребностям и возможностям - тримаран Фрези Грант 18. Лодка была заказана фирме ЗАО Кулик осенью, получена в январе и испытана в июне. Получила имя ГРИНДА, составленное из имен членов экипажа и удовлетворяющее заветам капитана Врунгеля: для дельфинов-гринд море дом родной.
Подробнее о корабле ниже, после дневника похода.
Прочее снаряжение по сравнению с перечисленным в отчете о походе 2006 г. пополнилось радиолокационным отражателем, ручным анемометром, 4-килограммовым Данфортом вместо недееспособной округло-лапчатой кошки и, наконец, колокольчиком-рындой.
Путь из Москвы и пересечение границы прошли спокойно, без приключений. Единственное достойное упоминания впечатление связано с довольно длинным участком пути между Питером и Выборгом. Шоссе там странное - фактически две полноценные полосы в каждую сторону, но правая размечена как обочина, да еще с какими-то поперечными линиями в виде шевронов. Грузовики и те, кто едет помедленней, не гнушаются свернуть на эту обочинную полосу, уступая дорогу торопыгам. Удивительно, что все обгоняющие при этом исправно мигают аварийкой в знак благодарности. Такую "вежливую дорогу" редко где встретишь.
Доехав до Виролахти, завернули в поселок отовариться в супермаркете продуктами, а потом... не стали выезжать назад на Е18 и свернули на идущую ближе к морю местную дорогу 3513. И правильно сделали - замечательная оказалась дорожка. Взлеты и спуски, а вокруг или леса, или ухоженные финские поля и домики. Глаз радуется, едешь потихоньку, отдыхая - 40-60, больше и не хочется. Да и крутые виражи не дадут. И уже недалеко от Хамины на перекрестке заметили значок кемпинга - палатку.
В одном из путеводителей упоминалось о кемпинге около Хамины, но и только - ни на топокарте, ни в сети ничего найти не удалось. А надо было всего-то открыть карту-схему района, год назад взятую с прочими рекламными проспектами в Котке. Так мы и оказались в кемпинге у поселка с латышским названием Vilniemi.
По плану стапелиться намеревались как и в прошлом году в Санталахти, но были опасения что из-за TSR марина и кемпинг будут забиты, да и цены в кемпинге на время городских празднеств подскакивают. И не очень-то удобное там место. А здесь оказалось просто идеальное. Лесистый берег, песчаный пляж, кафешка-ресепшн, будочки раздевалок. С другой стороны дороги (только в кемпинг и на пляж, сквозного проезда нет) собственно кемпинг, где можно поставить палатку, есть кухня и все удобства.
Сразу бросился в глаза российский флаг на корме большой шлюпки, расчаленной у берега. Оказалось, это часть команды питерского "Штандарта", копии парусника петровских времен. Идут своим ходом в Котку. 10-весельный двухмачтовый катер, народу в нем человек 12, парни и девушки. Мотора нет. От Выборга шли 3 дня: в лавировку катер идет не очень, на веслах против ветра тоже не сахар. Потом встречали их в море, а на параде в Котке - еще одну лодку штандартовцев, гичку.
Подъехали и разгрузились прямо на берегу, тут же с краю дороги оставили машину - за ней обещал присматривать Йокки, житель кемпинга. Услыхав о надувном паруснике, он старался нам помочь чем мог, рассказал о ближних островах, даже готов был отдать свою морскую карту. Сам работает машинистом на железной дороге, в ночные смены. В кемпинге у моря проводит все лето, хотя живет неподалеку. А осенью едет в отпуск в теплые края, обычно в Венецию.
Интересно, где сейчас Попандопола и Котоярви? В Выборге они были за несколько дней до нашего отъезда, может уже в Котке? Звоню - есть связь! — Только выходим в море, говорит Александр - была целая история с выходом, ходили через шлюзы в Сайменский канал. До встречи в Котке.
Основная сборка корабля заняла 4 часа, а потом еще парусное хозяйство, всякие мелочи, что куда прицепить-привязать... Первый выход в море на новом корабле. Благо спешить незачем: никто и ничто не беспокоит, тучи ходят вокруг, не задевая нас, и вообще полное благолепие. Выяснилось назначение деревянного столика, стоявшего неподалеку прямо в воде - разделка рыбы! С моря к пляжу подошла лодочка, тут же слетелись чайки. Из лодки выбрались две дамы и на зависть нам достали несколько приличных щучек. Расправившись с ними, понесли кулинарить. Чайки тоже в обиде не остались.
Переваливаясь на катке с боку на бок, "Гринда" ползет по песку и впервые подставляет серый бок соленой водице. Неподалёку курсирует с рюкзаками к своей ладье штандартовская молодежь. Все уложено и готово. 11 часов - отходим. Флаги поднять! Российский на корме, справа на ванте флаг страны захода — финский, флаг МАРИНС и первый вымпел Московского клуба. Погода ясная, ветер 3 балла, правда встречный. Первые мили, первый привал на небольшом пляжике.
После обеда начинает раздувать. Берем риф. 5 баллов, на порывах анемометр показывает 10 м/с. Пробуем скрутить стаксель, но ненадолго - без него как-то скучновато. Котка уже рядом, мы подходим с востока - со стороны порта и заводов с дымящими трубами. Ближе к берегу попадаем в струю от какой-то трубы и чувствуем знакомую по прошлому году противную вонь. Ф-фу...
Успокаиваю старпома тем что раз тут люди живут (на берегу как обычно симпатичные домики), оно наверное не сильно вредно. Нет уж, хоть о домике в финской деревне так хочется помечтать, под боком у ЦБК или чего-то в этом роде мы бы жить не согласились. Скорей подальше, в море. Путь на запад идет через огороженный мощными буями узкий проход в цепочке островков и камней, и ветер точно оттуда, навстречу. Озираясь, закладываем галсы между буями - неохота в первый же день без особых причин заводить мотор. С яхтой и небольшим корабликом расходимся, а если со стороны порта появится кто посолидней, удрать за кромку фарватера успеем.
Вот и форт Слава, идем мимо него на знакомое местечко на северном конце Лехмасаари. 18:10 - финиш. Те же деревья, цветет шиповник, там же муравьи, здесь стояла палатка. Словно вернулись домой, словно и не было пролетевшего года. Чувство возвращения возникало потом всякий раз, когда приходили на прежние стоянки. Бывало такое и раньше — на Сельке, Лукострове, Кузовах... Но тут, всего через год, за который ничто как оказалось не стерлось в памяти и не изменилось здесь, ощущение было особенным: мы перестали чувствовать себя "в гостях". Знакомые пляжи, трава и камушки перестали быть чужой страной. Эти места стали немножко и нашими.
Трек первого ходового дня (синяя линия).
Сегодня первый день стоянки Tall Ship Race в Котке. Вчера, когда мы уже были на берегу, в порт прошел какой-то парусник, но основной флот уже был на месте: в бинокль вперемешку с кранами и трубами виден лес мачт. Идем смотреть! План - нахально влезть прямо в порт где стоит флот, а там найти местечко где-нибудь где кончаются пирсы, поставить лодку и погулять. Ну а если в акваторию порта нельзя, так жизнь покажет, куда-нибудь приткнемся. Дует на 4-5 баллов, идем зарифившись. Вот и берег, пролив и фарватер ведущие к порту. Теперь парус вниз, пришла пора поработать моторчику.
Навстречу, как в прошлом году в Хельсинки, попадаются не только катера, но и небольшие лодки и даже байдарочник - ну, значит путь в порт открыт для всех, и для нас местечко найдется.
...Но чтобы такое отличное и можно сказать почетное местечко! Между последним в ряду больших парусников питерским Штандартом (копия фрегата петровских времен) и стоявшими за ним яхтами показался свободный кусочек причала. Привязана надувнуха с надписью "Русский Стандарт" (спонсор, вестимо) и... там есть лесенка в метр шириной. Мозаика планов и неопределенностей, движения, ветра и мотора, встречных катеров и огромных мачт, хлопанья флагов и восторга сложилась. Ошвартовались и пошли гулять.
Фазиси. Конечно, давно слышал это имя. Но чтобы что-то знал толком или хотя бы интересовался в то время, когда она строилась и ушла в Уитбред - не помнится... Бесконечно далеки были гонки макси-яхт от наших костров, Парусного берега, Мев и катамаранов. Как космические проекты - да пожалуй еще дальше. О космосе хоть в газетах писали.
Потом где-то промелькнуло что никому в России нет дела до этой яхты. Ее продали, не то для рекламы колбасной фирме не то для переделки в круизер. С тех пор стоит мертво где-то за океаном.
А потом однажды на нашей клубной регате Виктор Белоозеров подарил книгу "Русская рулетка", где описывалась история Фазиси. Поразительная история. И вдруг эта яхта — в списке участников TSR! Неужели стала учебным судном?!
Вот она. FAZISI... USA. Заметно отличается от соседних крейсеров — низкий острый корпус с высоченной мачтой, ряды лебедок по бортам, вниз под палубу ведет не сказать чтобы проход - лаз с обтекателем.
Впервые после долгой стоянки снова пересекла океан, взяла в Польше курсантов мореходного училища, и вот - здесь, в Котке, на TSR. Принадлежит Польскому яхт-клубу Нью-Йорка. Но что же дальше?
Забирается внутрь парень с панковским гребешком на бритой голове, у стола на корме беседуют и потягивают пивко солидного вида мужики.
К счастью, оказалось, что один из них владеет русским получше, чем я английским. Вот что рассказал Павелус:
— Нет, Фазиси не будет учебной, это у нас один рейс. Хотим снова готовить ее к океанским гонкам, только на это нужна уйма денег. Все оборудование и паруса надо заменять. Пока стоят старые. Да-да, те самые, с которыми она ходила в Уитбред в 89-м. Заглядывайте на наш сайт, zeglarze.us - новости будут появляться там. Спуститься вниз? О нет, там ужасно тесно, как в подводной лодке...
Зато можно потрогать штурвал. Тот самый. А над головой - свернутый на гике тот самый кевларовый грот, надо сказать здорово потертый.
На плакате краткая история яхты.
...Built in 1989 in the former Russian state Georgia, Fazisi was designed by architect Vlad Murnikow... predatory lines give the appereance of a greate white shark... ocean challenges of the 1989-90 Whitebread Round the World... the first and only boat from the former Soviet Union... 386 nautical miles in 24 hours...
Фазиси навсегда осталось the first and only — первой и единственной из СССР. И стала легендой.
Грустно, что порт приписки Фазиси — Chicago. Но раз уж Абрамовичу интереснее футбол и яхты другого сорта, а Усманову — коллекция Ростроповича... Спасибо вам, поляки-американцы! Сохранили и яхту и имя, чтобы снова погнать эту алюминиевую стрелу через океаны.
Пока кэп крутился около Фазиси, старпом наблюдала жанровую сценку.
Маленькая надувная моторка с двумя парнями лихо подлетела к другой лодке побольше, и, заложив крутой вираж, обдала ее пассажиров потоком брызг. Раздались громкие возмущенные вопли. Откуда ни возьмись появился катер с надписью "POLICE", нахулиганившая надувнуха оказалась у его борта. Разбирались они довольно долго. Потом обратили внимание на эту лодку еще раз. Рулевой больше не выпендривался и шел на малом газу, а второй горячий парень победно слёг: над бортами торчали только ноги, буквой V — вверх босыми пятками.
Всё посмотрели, подустали... пора на ночевку. Только вот ветер вызывает большие сомнения в безопасности перехода не только до нашего острова, но и вокруг города, в "сапог" для маломерного флота (Sapokka), где стоят Попандопола и Котоярви. Днем видели как ветер "сдвигает с места лёгкие предметы" — полетели кувырком пластиковые кресла и стол в одном из заведений. По признакам Бофорта — порыв 9 баллов. Тенты не улетали только потому что края их были прижаты тяжелыми грузами, а каркасы раскреплены тросами на загнанных в асфальт мощных штырях. (На Котоярви, стоявшей с другой стороны города, анемометр зафиксировал дневной максимум 18 м/с. Совпадение очень неплохое).
Шесть часов. К вечеру должно подстихнуть, но пока баллов 6, а порывы и больше. Решаем уйти из порта и посмотреть что делается на выходе фарватера в море. Делается для нас ещё многовато, причалили с подветренного бережка к лесистому острову и стали ждать. До Сапокки рукой подать, но точно против ветра! И вот уже восемь. Ветер действительно стихает, заводим мотор и вскоре огибаем входной мол. Вот они, сразу у входа — Пола у пирса, Котоярви расчалена к ней. Гавань забита до отказа. Подходим, кричим — никого. Описываем круг, и тут выглядывает Илья Лукомский. Наверное, его команда отдыхала и мы их подняли. А "половцы" все еще в городе.
Илья приглашает на ужин и экскурсию по линкорам, но от ужина приходится отказаться, ограничившись чайком. Стоять тут, как предполагалось в крайнем случае, если сильно раздует, совсем неудобно. Привязаться третьими в ряд и ходить на берег (конец длинного голого мола) через две лодки... Тем более у нас нет ни камбуза, ни гальюна. Старпом и вовсе не вылезает из рубки, мечтая только о бережке. Ветер уже балла 3-4, так что отбываем к себе на Лехмасаари.
Эти дни экипажи Полы и Котоярви посвятили Котке, а мы - чернике, грибам, прогулкам по острову. На Лехмасаари нет домиков, остров отведен для стоянок и отдыха. С восточной стороны, в проливе, удобный подход для яхт и лодок; там стояли и несколько палаток. Но в отличие от других подобных мест стоянка не оборудована и, увы, берег изрядно замусорен. Пивные банки, пластик, бумажки. С нашей же стороны и на пляже со стороны моря чисто, валяется только то что выбросил прибой.
Неприятное событие: сел и даже вовсе лег при попытке ответить на Сашину СМС-ку аккумулятор телефона Xenium, который обязан был стоять до конца похода! Несколько раз забывал выключить трубку, кроме того, переключал разные сети - наверное, при этом был повышенный расход. Вот так-то, на емкость надейся а для автономной зарядки надо было что-нибудь взять. Зарядить телефон удалось у музыкантов на форте Елизаветы, когда мы отправились на парад, и с той зарядки трубка действительно продержалась месяц.
Сегодня TSR покидает Котку, уходя в Стокгольм. Это будет не гонка, а Cruise in company — совместное плавание несколькими группами, с остановками в Ханко и Мариехамне. Начнется же все парадом, которого мы и ждали два дня. Дальнейший план самый общий - насколько сможем, потянуться вслед, пофотографировать. Первая ночевка флота намечена на рейде в районе о. Pellinki. Далековато, но если ветер позволит, есть шанс тоже дойти.
Подъем в 6, а в 9 мы уже заняли позицию на острове Varisaari, где форт Елизаветы. Ждали и гуляли там довольно долго. Около 10 начали прибывать зрители, а первые корабли показались на выходе из порта около 12-ти и вскоре пошли мимо нас. Все-таки отсюда слишком далеко, видно плохо. Решаем присоединиться к скопищу катеров и лодок, стоящих на якорях или потихоньку дефилирующих вдоль фарватера. Тех кто лезет слишком близко, отгоняет полицейский катер. Лавируясь потихоньку под одним зарифленным гротом и иногда привлекая к делу Сузуки, стараемся ему не попасться и не подрезать другие многочисленным посудины, провожающие строй парусников. С форта Слава бабахает пушечный салют проходящим кораблям.
А это мы - с борта "Попандополы".
Флот уходит вдаль. Увы, под дизелями — точно против ветра. Шансов увязаться никаких. Ну что ж, все равно нам тоже идти на запад. Встречаем наших... Потом попадаем в ливень, то берем, то отдаем рифы. Когда проясняется, обнаруживаем вставший на якорь Крузенштерн и проходим неподалеку. Прикидываем, куда выйти - на Кауниссари, еще один остров неподалеку или может прямо на Питкавири. Галсы раскладываются так, что на него. Погода чертовски переменчива, но все-таки портится. Порывы уже до 10,5; ощутимо поддает волна около метра. Лавируемся под двумя рифами, а навстречу наползает туча... По курсу еще 4 км.
А не врубить ли нам железный фордак, как он себя покажет на волне? Хорошо показывает. 5 баллов в морду, на 2/3 газа идем 7,4 км/ч, а в тени острова 8,1. 20:10 - причаливаем меж двух громадных валунов. Этот остров - просто чудо, мечта. Таким запомнился в прошлом году, так же принял нас и сейчас. Крупные камни, нагретые дневным солнцем, еще теплые... наверное тут не было дождя. Надвигавшаяся туча куда-то рассеивается, к девяти ветер совсем стихает. Приходит прогнозная СМС-ка: завтра в Хельсинки ясно.
Трек выхода на Питкавири: лавировка и мотор.
Выходим в 10:50. Ясно, теплынь, легкий вест - увы, навстречу. На фарватере встретили российскую яхту "Альбатрос" из Питера. На борту написан и адрес сайта www.slotex.ru. По обычаю, как всем - приветствие взмахом руки. Но на яхте этим не ограничиваются - сменив курс, подошли, спросили как дела и не нужна ли какая-нибудь помощь. Спасибо, Альбатрос!
К часу раздуло, вымпельный ветер 9 м/с. Взяли риф. Залив ведущий к Ловисе остается справа. Однако вскоре рубиться против ветра надоедает - сворачиваем за о. Kuorsalo на шхерный фарватер. Тут и ветер начинает быстро стихать, и в 17:10 останавливаемся на прежней стоянке - скалистом берегу о. Lovon. Прогноз на завтра: ветер восточный, 3-6 м/с! Вот это да, если правда - повезет; восток тут дует редко.
Отход в 9. Ветер пока южный, что тоже неплохо. Зайдем в Kabbole - там марина и должен быть магазинчик. Он оказался закрыт, но хлеб, молоко и сыр нашлись и в кафешке. А также мясные шарики на палочках для барбекю, целая коробка за 2 евро. Пополнив припасы, в 10:40 двигаем дальше. Шарики пользовались успехом два дня и в холодном виде на борту и в барбекюшном. Секрет дешевизны открылся мелким шрифтом: мяса-то там и не было. Но в отличие от условно съедобных продуктов из "растительного белка", которые случалось пробовать раньше, вкусные были штучки.
Немного плутанули, проскочив мимо малозаметного пролива, пришлось возвращаться. Но вот выходим мз шхер в море... и понеслись. Восток, и каких там 3-6м/с! Взят один риф - 17 км/ч, взят второй, уже явных 5 баллов, а порывы под 6. Волна 1-1,2 м. На фордаке лодку начинает бросать, рулем приходится работать с изрядной силой. Проходим Пеллинки, впереди Тунхольм со знакомой удобной стоянкой, а потом открытое пространство; если к берегу — надо отклоняться далеко на север. Хоть и рановато, решаем остановиться здесь. Финиш в 14:10.
А вот обломков серфа, карданчик от которого служит теперь степсом у нас на Гринде, уже нет. И выброшенного морем мусора меньше: значит, на острове была уборка. Небо затягивает и ветер слабеет, в пять начинает идти дождь.
... и идет всю ночь, и до сих пор с минутными перерывами. Поели, сидим, лежим... Скучно. Нет, надо двигаться. Собираемся, готовясь влезть в непромоканцы, а тем временем дождик кончается. В 12:30 выходим. Ветер попутный, 4 балла, волна до 1,2 м. С одним рифом скорость 10-14 км/ч. Постепенно проясняется, ветер подстихает, но уже ясно что цель на сегодня - Хельсинки. Окончательно ветер скис километра за 3 до фарватера, проходящего у крепости Суоменлинна. Дальше идем на моторе. Движение судов тут довольно оживленное и болтаться почти без хода и скучно и нехорошо.
Поскольку надо устроиться на ночлег, идем не в город а к лесистым островкам, которые видны прямо по курсу. Пихьлаясаари - не один остров а два, соединенные мостиком. В проливе в бинокль видно что-то типа лодочной стоянки. Здесь тоже проходят фарватеры ведущие к паромным причалам и грузовому порту. Огибаем остров и видим большой пляж с рядом кабинок, но на всем пляже лишь одна фигурка. За пляжем в проливе причалы, стоит пара катеров, кто-то около них. На берегу типичная "зона отдыха" - столики, навесы, пара стендов, детская площадка - и никого. Видимо, отдыхающий народ прибывает из Хельсинки на катерах, а сейсас уже вечер, да и день будний.
Место для швартовки у причала поделено на секции качающихся металлическими рычагами, один конец которых подвижно закреплен на причале, а второй опирается на пластиковый буек. Швартуемся за ближним к берегу разделителем, так как для штатного места мы больно широки. Сегодня переночуем тут, в рубке.
Есть связь с Попандополой - оказывается, они еще здесь! Заход в Хельсинки планировался на обратном пути, но пришлось зайти из-за потери карты. И как раз сейчас уходят, спеша наверстать время - вот и встретились еще разок. Увы, встреча была коротка и только с чайком - мы-то встали ночевать, а команде Александра предстояли ночные вахты.
Изучение стенда у причала, а также прогулка по острову показали:
— что за стоянку полагается плата 7 евро в день (кому бы их отдать, не обнаружилось);
— что на острове есть и "кемпинговая зона" где можно поставить палатку. С этого же края отведено место и нудистам.
Место оказалось на высоком мысу напротив города, причём огороженное — не то от ветра, не то чтобы голяки не смущали остальную публику. Внутри все как положено: навес, очаг, стол, душ. А внизу у берега, где начинается ведущий во внутреннее озеро маленький канал - уютное местечко где удобно причалить. Для завтрака туда и перешли.
Только расположились с полным комфортом (столик, примус...), как вдруг вода пришла в движение и стала стремительно уходить от берега; дно обнажалось, из канала хлынул мощный поток! Пришлось вскакивать и держать лодку, чтобы не потащило на соседние камни.
Мимо, между островом и берегом потихоньку бесшумно проплывала какая-то громада. Потом вода хлынула обратно. Интересно, что это движение воды возникло, как только судно поравнялось с нами, а вот носовая волна от него пришла потом и была незначительной.
Позавтракав, взяли курс на культовое место: магазин "Maritim", находящийся как раз неподалеку. Как же не посетить, тем более нужны пара такелажных скобок и маленький блочок. А там конечно глаза разбежались по всяческим блочкам, стопорам и прочему имуществу... как в Царе и Моремане, только и зал и выбор на порядок больше. Как в супермаркете: ходишь и набираешь добро в корзину. По мелочи, но как удержаться? Оставив в кассе 70 евриков, покидаем обитель соблазна и идем за хлебушком и прочим пополнением продовольственных запасов. На прибрежной улице кроме Маритима и другие магазины по лодочной части; супермаркет за углом, в 15 мин. хода.
Вернувшись с припасами к маритимовским причалам, вытаскиваем столик и устраиваем пиршество с копчеными окорочками. Пасмурно, даже чуть-чуть накрапывает, но настроение бодрое и довольное: в Хельсинки отметились.
Трек 24.07: ещё немного вперёд.
12:40 - отход. Ветер попутный; выйдя из гавани глушим мотор. Пойдем еще немного на запад, на полуостров Порккала - как получится. То фордачок то бакштаг. Идем мористо, постепенно приближаясь к полуострову; ветер понемногу усиливается. Намечаем где можно поискать защищенную стоянку и поворачиваем в пролив за остров - перейти на внутренний шхерный фарватер. Несколько яхт и катеров стоят в проливе, кто у причала, а кто просто в затишке у берега. После морской шири - узенький проход между зеленой и красной вешками. И сразу видим хорошее местечко. Кольцо для каната в скале, красивый берег. Что-то виднеется наверху, неужели чей-то домик? - но это оказывается навес с очагом для отдыхающего народа. Чуть подальше в лес "теремок", как всегда чистенький, с запасом опилок и бумаги.
Нашлось и место для палатки - трава примята, кто-то тут уже стоял.
Здесь будет наша самая дальняя стоянка в этом плавании, дальше не пойдем. Надо оставить запас времени на непредвиденные обстоятельства, да и ветер меняется. Снова идти с попутным ветром - удача, которую упускать не хочется. Выходим в 8:55, пока дует с севера - бейдевинд. В 10:30 открылись шпили и дома Хельсинки, ветерок ослабел, зато действительно стал отходить на запад.
Час бежит за часом. Море вокруг, встречные лодки и яхты, бодро бегущий послушный кораблик... это прекрасно. Но что-то наш бег заметно ускорился. В три взяли первый риф, в пять, на подходе к Пеллинки - второй. Снова останавливаться на Тунхольме уже не хочется, решаем навестить еще одну старую стоянку в шхерах, где что ни творись с погодой, ей нас не достать.
Точка в GPS есть, но поскольку идем с другой стороны, узнать местность не удается. Знакомый берег открылся буквально за сто метров. Arriving destination. 0 м.
Утром снова сюрприз: все укрыто плотным туманом. Сильная роса. Полный штиль, в тишине слышен щебет каких-то пташек. Пока завтракаем и собираемся, туман начинает рассеиваться, показывается солнце. В 9:55 выходим. 3 балла в корму, вперед, на восток! Днем повторяется вчерашняя история, только гораздо раньше: второй риф взяли уже в 12. Фордак 5 баллов.
На волнах наша "Гринда" начинает показывать норов, не желая встречать ветер кормой и раз за разом порываясь броситься к нему навстречу. Старпом просит смениться с вахты ( — Гришка, бросай фотик, сам рули!), и правда — держать румпальник приходится уже не пальчиками, а с применением грубой силы. Но если не зевать, тримаран идет просто отлично!
Время три часа, уже рядом Кауниссари. Полсотни километров пролетели. Ну что ж, на знакомом пляже с восточной стороны сейчас должно быть тихо, идем туда. Финиш - 15:15. Да, тут за стеной леса тихо и тепло... даже можно искупаться, водичка у берега градусов 18. Не то что у Хельсинки, где на пляжном стенде было написано +14°.
Гуляем по Кауниссари. Море черники, грибы — прямо у дороги нашли даже несколько белых. Прогулялся в посёлок, правда не совсем удачно — хотелось рыбки, а за ней как оказалось надо было поспешить с утра, до 11-ти. Привозят свежий улов, коптят, продали - и лавочка закрыта до завтра. Зато обнаружилась достопримечательность, пропущенная в прошлом году: картинная галерея.
До Хамины и кемпинга отсюда один переход. Но, в отличие от прошлого года, мы не накатались! Значит, на этот раз пойдём туда, куда не решились прошлым летом - по "внешней дуге", островам Национального парка.
Полностью он называется довольно длинно: "Национальный парк восточной части Финского залива". Парк занимает мористые острова от границы с Россией на востоке до Питкавири на западе и, возможно, будет расширен в сторону Ловисы. Его "столица" - Хаапасари, там старая рыбацкая, а ныне туристическая деревня, а также пункт паспортного контроля. Здесь можно войти в финские воды с моря и уйти из страны. Однако сам этот остров и соседние, так же как Кауниссари, в собственно нацпарк не входят, видимо потому что там есть поселки и коттеджи.
Острова парка принадлежат птицам и туристам. Есть места где птицам отдан высший приоритет и высадка запрещена; на таких островах по берегам стоят желтые таблички. На другие острова нельзя высаживаться в гнездовой период. Зато на других оборудовано все что нужно плавучему народу: причалы, навесы и очаги, тропы, туалеты, места для палаток и костров, есть контейнеры для мусора и ящички со схемами достопримечательностей и буклетами. А написано там следующее: попасть в нацпарк можно на катерах, которые ходят по таким-то расписаниям из Котки и Хамины, но самый правильный способ - на своей лодке. Приятно сознавать что мы на правильном пути.
C Кауниссари даже в бинокль впереди видна только пара навигационных буев вдалеке. Слева со стороны Котки тянется гряда островов; вот когда они остаются за кормой, вскоре впереди на горизонте появляется земля.
Бейдевинд 3 балла, хорошая погода - шли без приключений и с удовольствием. На подходе к островам заметили лодку, пересекающую наш курс с востока. Издалека даже показалось, что это катамаран. Шел со стороны мелких островков и луд, где нет размеченного фарватера. Но нет, яхточка, притом российская! Финны без фарватера не ходят. Прошел соотечественник далековато, название прочитать не удалось.
Интересные берега встретились: сплошные гладкие скалы, хочется сказать- выглаженные. Есть лбы, есть совсем пологие, плавно поднимающиеся из моря.
Деревня Хаапасари расположена в закрытой бухте, в которую ведет узкий проход. До него пришлось сделать несколько галсов по проливам между островами. От причала пограничников отвалил катер (рацию на всякий случай держали на приеме); ушел в сторону по своим делам.
Как написано в памятке для яхтсменов, "во избежание дорогостоящей и связанной с затратами времени инспекции на воде" входить в терводы и уходить следует не абы как а по определенным путям, а также предупреждать по радио или телефону о своем прибытии.
Помнится статья в КиЯ про перегон роскошного катера из Хельсинки. Закрыв границу, полетели полным ходом, рассчитывая через несколько часов быть в Питере. Но погода решила иначе. Перегонщики сочли за благо не долбить по волне дорогую машину и себя, на время снова укрыться в финских шхерах. Были встречены вежливо, переждали непогоду и пошли дальше, но за заход в неположенном месте оставили солидный штраф.
Нам через границу не надо, так что прошли себе мимо и свернули в деревню.
Проход в бухту оказался всего метров 10, просто атолл на Балтике. Гостевой причал у церкви, туда и идем. Но решили не к самому причалу, а носом в травку рядом - показалось уютнее. Наш корабль и маневры вызывают живой интерес у команды стоящего у причала катера - что это мы лезем в камыши, не надо ли помочь? Все в порядке!
Заглянули в лютеранскую церковь. У входа не черные старухи фанатичного вида, а симпатичная девочка лет 15-ти, в скромном но вполне "светском" платье, ни следа косметики на лице. Взяли пару открыток на память. Внутри непривычная скромность убранства. После пышности, золочения, икон и лампад православных церквей тут кажется пустовато, но зато... открыто и чисто. Скамьи для прихожан как в соборах у католиков, деревянное распятие. Иконостаса нет; только кафедра, над ней изображающая Христа с мальчиком картина. Бросается в глаза парусный кораблик, висящий на нити рядом с люстрами. Непривычно, даже пожалуй неуместно. Церковь ведь, не судомодельный кружок.
А если без стереотипов... почему бы и нет? Ещё надо поискать лучший образ непростого движения души к Свету. Тем более на острове, да и во всей Скандинавии, где поколения прихожан проводили в море всю жизнь.
Обошли вокруг бухты - вот и практически весь поселок. Побывали в маленьком музее в здании старой школы, зашли в магазин. Интересно, что дорог как таковых тут нет - только дорожки пешеходно-велосипедного вида, местами идущие по скальному куполу, гладкому как настоящее шоссе. Нет и машин, видели только квадроцикл с тележкой. Ездить посуху собственно некуда, но ведь перевозить что-то жителям приходится.
Проведя на Хаапасари два часа, в 16:15 отправляемся дальше - на Улько-Таммио. Остров известен тем, что на нем сохранились укрепления времен последней войны. Между тем погода портится: громоздятся тучи, сбоку идет ливень. Ускользаем от атмосферных катаклизмов, и в 18 часов мы у цели. Издалека видна наблюдательная вышка, а вот узкий пролив, ведущий в самую глубину острова, открывается только когда подходим вплотную.
Встаем рядом с причалом, около него два больших катера. Точнее, катер или "моторная яхта" один - Saga. Второе судно - переоборудованный рыбак, под названием... POLA!
Со стороны моря стоянка защищена насыпной грядой. Беглый осмотр местности: рядом навес с очагом, все удобства имеются, лесенка ведет на каменный лоб из-за которого торчит ствол здоровенного орудия. Рукояти и шкалы целы. Можно покрутить, и пушка словно в бессильной злобе водит туда-сюда длинным рылом: затвор-то не открывается.
А вот с местом для палатки проблема: ровная площадка есть у навеса, прямо на дорожке. Если кто-то соберется на барбекю, будем мешать (вечером в самом деле там отдыхал народ с какого-то из катеров). Поставили палатку прямо у воды — удобно, и вещи таскать далеко не надо. А поскольку тут не окатанная галька а щебень с острыми краями, тримаран оставляем на воде, растянув концы от причала к береговым валунам.
Только расположились, как к нам подошел парень, представившийся работником, обслуживающим остров. Вообще-то, ставить палатки тут не разрешается, для этого немного дальше есть специальное место. Вы ненадолго, только переночевать до завтра? Тогда нет проблем, не беспокойтесь, пожалуйста. На наблюдательную вышку нельзя, там военные — но у нас есть своя, специально для туристов. Показал на принесенной схеме где какие достопримечательности и удобства и пожелал хорошего отдыха.
До "штатного" кемпингового места мы не дошли метров 100 - надо было обогнуть причал. Но берег там круче и каменист, да и комарики должны водиться. Зато под защитой еще и причального мола стоянка абсолютно закрыта от ветра и волны с любой стороны.
Во время войны этот остров был превращен в мощный оборонительный рубеж. На одном из рисунков изображены разрывы бомб и советские самолеты, кружащие над огрызающимся зенитками островом. Для показа туристам оставлены несколько орудий. В монолитной скале в центре острова пробит тоннель и вырублено довольно большое помещение, где располагались казармы гарнизона. Вид Г-образный зал имеет внушительный, а толща скалы несомненно была надежной защитой от любой авиабомбы тех времен. Однако возникает сомнение, пользовались ли в действительности этим убежищем или только успели построить к 44-му, когда война для Финляндии закончилась. Слишком хаотичны завалы каменных обломков на полу, не похоже чтобы тут размещались жилые помещения или склады. Да и входы должны были как-то закрываться для защиты от ударной волны, но никаких следов крепления брони или хоть ворот от ветра не видно, только грубо обработанный камень.
Нашли и вышку для туристов. Точнее, не просто для туристов, а для орнитологов-любителей, наблюдающих за птицами. Вышка невысока, метров 10, зато площадка на ней просторна и удобна. Видимо, наблюдать птиц в природе - одно из популярных в стране хобби, своего рода "тихая охота". Еще одну такую вышку на берегу морского залива мы потом видели недалеко от Вилниеми по пути из кемпинга в Хамину.
C Улько-Таммио можно было легко вернуться в кемпинг за один переход, но у нас еще были дни в запасе. Pешили сделать остановку на островах в районе Майясаари, рекомендованных Йокки как красивое место. Как Лехмасаари у Котки, они служат зоной отдыха в районе Хамины и потому не застроены домиками.
Войдя с юга в узкий пролив, почти сразу остановились на небольшом острове Kalasiika. Еще издалека приглянулся пляжик справа по курсу — и правда, славное оказалось местечко. Только вот плохо защищено от южного ветра, который как раз дует. Место на самом краю пролива, волна сюда будет доставать. Но... стоянка уж больно хороша: просторное и ровное место, кострище с бревнами, черничник, дальше ельничек, рядом живописные скалы. И мы встали. Вечерняя SMS-ка с прогнозом по Хельсинки от Билайна: южак 7-12 м/с, пасмурно, дождь. У нас пока только пасмурно. Лодка была привязана к дереву и якорь вынесен на берег.
Завтра настало по расписанию: в 0 часов ливануло как из ведра. А потом и вдуло. Прямо по пословице: если дождь, а ветер вслед, жди от шквала всяких бед. Сон был беспокоен — ветер шумел, пару раз доносилось звяканье висящей на гике рынды. Просыпаться и вылезать не хотелось. Сейчас стихнет, к утру рассосется... но нет, непохоже чтобы стихало. Наконец, пинок старпома похоронил надежду перекемарить это дело: - Звякает! Вылезай, смотри что с лодкой! Вылез, оттащил метра на полтора - волна доставала. Перевязал веревки, загнал якорь понадежней - под бревно. Укрепил оттяжки палатки.
Потом оттаскивал еще раз, потом, утром - вдвоем, пока кормовая балка не уперлась в елочку. И загрузили нос камнями. Как могли укрепили палатку, соорудив из тента ветрозащитную стенку. В 9:33 по рации штормовое предупреждение: «Security. Security. All ships, gale warning.»
Приехали.
На отдельных порывах все завывает и дергается так, что страшновато - не унесло бы вместе с сосной, к которой привязана палатка. Думали даже не придётся ли эвакуироваться в лес, но лагерь устоял, только столовую и кухню пришлось перенести со двора в подветренный тамбур. Рядом было еще одно убежище: в палатке на стоящем носом к ветру тримаране просто благодать. Теперь понятно, что не зря палатка сделана из толстого ПВХ: стенки не телепаются и не грозятся улететь, ниоткуда не задувает. Только надо слить натекшую с трамплина воду от ночного ливня.
Средний ветер 11 м/с, максимум минут за 15 измерений у лодки 15,8. Прогулялся на наветренный южный мыс - там 16,7.
Колбасило весь день, но после обеда давление начало потихоньку расти, а ветер — заходить к западу. Теперь нас стал защищать остров напротив, и накат ослабел. Прогноз на завтра - запад, 9 м/с, к вечеру прояснение.
С утра ветер еще силен, но к середине дня действительно проясняется и становится потише. В 15:15 выходим, взяв оба рифа, и потихоньку крадемся вокруг острова в ветровой тени. Открывается простор, с запада бегут волны, галфвинд — понеслись! Скорость 15-18 км/ч, и вот уже заходим на посадку на знакомый пляж кемпинга. Поход закончен. Пейзаж немного изменился: повалена пара берез. В кемпинге тоже было неспокойно, ещё бы: падающие деревья могли натворить бед. Но удар ветра приняла прибрежная полоса у пляжа, расположенная за ней через дорогу территория кемпинга не пострадала.
Наш маршрут с Кауниссари до финиша (29 07 - 1.08). Пунктиром показан генеральный курс на тех участках, где трек движения не записывался.
Как не побывать в городке, рядом с которым остановились — первом финском городе на пути от российской границы. Естественно, при таком положении история города богатая, но мы в нее углубляться не будем. Желающие легко найдут массу информации про Хамину. На нас старая крепость особого впечатления не произвела. Размеры ее внушают уважение - фактически весь город окружен бастионами, но как раз поэтому они не выглядят цельно и мощно, как старинный замок. Напоминают скорее облицованные камнем набережные. Крепостные сооружения использованы и под стадион, и для концертной площадки под громадным тентом. В центре окруженного бастионами старого города — ратушная площадь, от нее радиальными лучами расходятся симпатичные улочки с невысокими домами.
Главная достопримечательность Хамины - рыбный киоск на стоянке для дальнобоев, что на трассе Е18 с российской стороны. Рыбка солится и коптится тут же, всеми процессами включая и саму торговлю заправляют две русские тетушки, так что проблем с общением нет. Цены не сказать что дешевы: разная рыбка в готовом к употреблению виде идет по 17-20 евро за кило, самая дешевая икра (форель) - 7 евро за 250-граммовую баночку. Сырая вдвое дешевле, а посолить можно и самому. Шоферюги тащат целые лососевые туши. Можно и прямо тут расположиться за столиком и закусить стейком из лососины, что мы не преминули сделать. Сыты были весь день, а уж вкус...
Эта стоянка может послужить местом старта-финиша, хотя в отличие от кемпинга и неуютным. Зато прямо на трассе, магазины через дорогу. Прямо за стоянкой - лодочное "кладбище", а за ним причалы. И собраться, и сброситься на воду есть где.
В городе конечно есть музеи, причем даже... русских самоваров. Не зашли, самовар у нас и свой на даче. А вот в музее школы офицеров запаса мы побывали, оказавшись единственными посетителями перед закрытием.
Хамина была городом военным и военных как в старину, так и в новое время. Здесь работает школа офицеров, кующая кадры финской армии. В городе есть закрытый для штатской публики квартал, где размещается воинская часть.
Недалеко от школы офицеров стоит трогательный памятник бабке с корзиной пирожков. Много лет маркитантка бабка Варвара не только вела свой маленький пирожковый бизнес, но и по-матерински опекала и утешала будущих офицеров, чем и заслужила добрую память - деньги на памятник собрали курсанты.
А вот самоходка со свастикой. Коктейль покрепче рекомендовал товарищ Молотов на такой случай. Лучше бы ей стоять вместе с пушками и более современным танком на музейной площадке во дворе. На постаменте, хоть и скромном, место другой технике. Рядом значок парковки на три машины — припарковалась, значит. Ещё два места вакантны.
В музее представлено оружие разных времен. Был тут оказывается на вооружении и наш "козел" ГАЗ 69. Многочисленные награды и портреты офицеров-выпускников. Витрины с манекенами, показывающие сцены армейской жизни. КП, радист с допотопной рацией. Раненый под капельницей. Пулеметная засада в снегах. Современные погранцы на привале в лесу (присутствует единственная банка тушенки, увиденная в Финляндии). Расшитое знамя - тоже "За Родину", только на... латыни.
Музей офицерской школы пожалуй одновременно и музей всей финской армии, но не "боевой славы". Насколько можно понять осматривая экспонаты, экспозицию старались сделать политкорректной. Вот люди, их карьера, награды. Снаряжение и оружие. А с кем и как собственно воевали, это вопрос отдельный.
Подробно о Зимней войне с Финляндией можно прочесть здесь - в статье 1989 года, приуроченной к встрече Горбачева и Койвисто спустя полвека после событий. Можно заглянуть в Википедию. Малоизвестный факт — во Второй мировой, ставшей для финнов продолжением первой войны с СССР, под конец им пришлось драться и с немцами. Были бои в Лапландии и на Гогланде.
Спросил у дежурного, как служат в финской армии. По призыву, в 25 лет. Вот ведь - как все здесь, по уму! Cлужить идут мужики, а не школьники. Женщины — добровольно. Тьфу-тьфу, чтобы воевать финнам, как и их соседям по Скандинавии, больше не пришлось. Мир во всем мире очевидно не состоялся, но хоть в некоторых местах...
Григорий Шмерлинг - шкипер, грузчик, кочегар по мотору и примусу и т.д.
Надежда Чернова - cтарпом, матрос, квартирмейстер и т.д.
День | Дата | Участок маршрута | км | Под двиг. км |
Ход. время ч.мин | Скор. км/ч |
Погода | Ветер (баллы, курс) | Волна макс., м |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1-2 | 15-16.07 | Москва – кемпинг Piharanta (авто), сборка судна | |||||||
3 | 17.07 | Piharanta - Lehmasaari | 27 | - | 6:30 | 4,2 | ясно | 3-5 бейд | 0,5 |
4 | 18.07 | в Котку (порт, Сапокку) и обратно | 13 | 3 | ~2 | ясно | 5-6 галф | 1 | |
5-6 | 19-20.07 | Lehmasaari, дневки | |||||||
7 | 21.07 | - форт Елизаветы - парад - о.Pitkaviiri | 27 | 4 | ~8 | ~3,5 | пер. | 3-5 бейд | 1 |
8 | 22.07 | - о.Lovon | 30 | - | 6:20 | 4,8 | ясно | 3-5 бейд | <1 |
9 | 23.07 | - о.Tunholm | 28 | - | 4:30 | 6,2 | пер. | 3-5 повет. | 1,2 |
10 | 24.07 | - Хельсинки (о. Пихьясари) | 51 | 4 | 5:30 | 9,3 | пер. | 4-0 повет. | - |
11 | 25.07 | - о.Stora Brano | 24 | 4 | 3:20 | 7,3 | пасм. | 3 повет. | - |
12 | 26.07 | - о.Sandon | 78 | - | 9 | 8,7 | ясно | 3-5 повет. | <1 |
13 | 27.07 | - о.Kaunissari | 52 | - | 5:20 | 9,8 | ясно | 3-5 повет. | 1,5 |
14 | 28.07 | Дневка | |||||||
15 | 29.07 | - Haapasaari - о.Ulko-Tammio | 43 | - | 5:50 | 7,8 | ясно | 3-4 | - |
16 | 30.07 | - о. Kalasiika | 18 | - | 2:45 | 6,5 | перем | 3-4 | - |
17 | 31.07 | Дневка, штормит | |||||||
18 | 1.08 | - кемпинг | 9 | - | 0:53 | 10 | ясно | 5 глф | 1 |
19-20 | 2-3.07 | Хамина и домой (авто) |
повет. – попутный (фордевинд, бакштаг); глф – галфвинд; бейд – бейдевинд; пер. – переменный.
Пройдено по генеральному курсу 400 км, из них под мотором 15 км. Вместе с маневрированием в портах и маринах горючки сожгли 4 л.
Почему тримаран?
Больше ширина и остойчивость. И, главное, поведение более предсказуемо: видно, есть ли еще запас этой самой остойчивости. С тех пор как ходил на Янтаре Виктора Закладного, тримаранные ощущения понравились.
В самом худшем случае, случись что в море с баллоном, надувной тримаран превратится в катамаран. А вот катамаран...
Почему Фрези Грант 18?
Следующая модель, ФГ 22, вдвое тяжелей и дороже. На двоих по прикидкам и 18-й было вполне достаточно. А кроме надувных тримаранов фирмы А.Кулика других просто нет.
Почему нештатное парусное вооружение?
Была заказана только платформа, парусное вооружение делалось самостоятельно. Парусный мастер — Сергей Новицкий, его же закрутка стакселя. Ничего плохого о штатном вооружении ФГ 18 не хочу сказать, классический шлюп. Разве что маловата основная парусность 9,5 кв.м, тримаран парусами явно недогружен.
Но дело не в этом: хотелось поэкспериментировать! Вернуть в дело добро зарекомендовавшую себя оснастку "Сталкера". А заодно испытать схему аэрорига, обещающую максимальную простоту управления парусами.
Штатная палатка.
Пробный выход на Московском море. Палатка, баллон-каток, боковая шнуровка.
Трамплин имеет стягивающийся шнуровкой центральный разрез и, кроме того, ряды люверсов по бокам. Предназначены они для навески "грузовых палуб" между трамплином и аутригерами. Расстояние там всего около 20 см, и мы начиная с первой пробной сборки стали шнуровать трамплин прямо к аутригерам. Карманы под трубы обвязки не использовали. После весенних пробных сборок центральный разрез трамплина был просто заклеен. Таким образом, получили грузовые площадки на шнуровке (там у нас жила пара герм, вода, бензин), хождение по всему кораблю. Погиба стрингерных труб аутригеров, к которым стал шнуроваться трамплин, нет. Они достаточно прочны.
Удлинитель румпеля был удлинен вдвое, штатный (~0,5) м слишком короток.
В штатном варианте снасть для удержания пера руля в опущенном положении предусмотрена, но свою функцию выполнять не может. Оттяжка крепится к передней кромке пера руля внутри коробки и идет вертикально вверх вдоль транца - плечо силы получается всего ~5 см. Да еще никакой проводки не предусмотрено, конец просто перегибается через край жесткого транца центрального баллона: и не потянуть толком, и шкуру протер бы в два счета. Сделали проводку с огибанием пера - решение не очень изящное, но работает.
После похода на зиму намечено еще поработать над рулежкой; на трамплине надо бы сделать порожек, препятствующий заливанию палатки со стороны входа и увеличить шпигаты.
К сожалению, к качеству изготовления лодки много претензий. Весной оказалось, что некоторые детали надо подгонять сверлом и ножовкой, иначе невозможно полностью собрать лодку. А.П.Кулик, вернувшийся к тому времени из плавания по океану, был готов заменить часть труб и транцевый "самолетик", объясняя грех ослаблением контроля и проводившейся в это время унификацией деталей разных судов. Обмениваться трубами с Новосибирском... обошелся своими силами. Ну, это разовый случай. Но многое в механической части сделано кое-как, кустарно. Не фабричная работа.
На точеную ось пера руля пожалели лишних 2 мм длины, чтобы хоть пара ниток резьбы выглядывала из гайки, "самостопорность" которой обеспечена пластмассовой фигнюшечкой. Пусть не инженер-технолог, хоть бы толковый слесарь тут руки приложил. Все это очень досадно.
Самое страшное — после чуть солоноватой воды Финского залива уже появилась сильная коррозия. Трубы не анодированы, и это в морском исполнении! В пожарном порядке пришлось делать антикоррозионную обработку. Поможет ли...
В плюсе — хорошее качество баллонов, трамплина. Смотришь, как оформлены шпигаты для защиты от забрасывания воды снизу, и ясно: кто делал, понимал что делает и зачем. Вот так бы и остальное.
И все-таки отличная и проверенная общая идея, архитектура лодки перевешивают недостатки изготовления. Во всяком случае, мнение о том что для нас Фрези Грант 18 — лучший вариант, только окрепло. После дня скачки по волнам, когда расположились на Кауниссари и достали фляжечки (старпому коньячок, шкиперу горилка) - первая стопка была за помин добром Соловья, Владимира Николаевича Соловьева. Конструктора. Ушедшего год тому назад.
PS, дек. 2007 г. Как сообщают новосибирцы, сейчас проходит испытания специальное антикоррозионное покрытие, которое должно решить проблему с морской водой.
Прототипом послужило вооружение "Сталкера" (1986-2000 г.г.). Катамаран был вооружен кэтом 10 кв.м - старым гротом от швертбота 470, к которому были пришиты мачтовые карманы.
Грот ставится на мачте с вертикальной подъемной стеньгой (гуари). Основная мачта высотой 4м из трубы 70х2 раскреплена двумя парами вант, идущих на 1-ю и 2-ю поперечные балки. К её топу крепится и вертлюг штага стакселя, установленного на закрутке. На стеньге (50х2, внизу усилена) установлены два хомута (пластины с отверстиями под мачту) на которых она поднимается тросовым фалом.
Общая высота вооружения от вершины рубки ~ 7,25 м, от ВЛ ~ 8,75 м.
Верхняя часть паруса поднимается на стеньгу отдельным фалом, идущим на стопор установленный внизу стеньги. При рифлении паруса травится основной фал, опускающий стеньгу - таким образом, полная высота вооружения также уменьшается.
Грота-гик жестко раскреплен укосами как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, оттяжки гика нет (в штатном варианте гик проходит ниже - от вершины пирамиды, а оттяжка с погоном загораживает вход в рубку). Горизонтальные укосы при вращении грота-гика передают усилие трубам стаксель-гика, выполненного в виде треугольника. Его оттягивает вниз талреп, набивая штаг. Все усилия приходятся на мачту, каркас судна воспринимает только натяжение вант. При набивке штага, когда грот еще не поднят, заметен небольшой обратный прогиб мачты.
Таким образом реализована схема аэрориг. На ходу паруса управляются одним шкотом, палуба свободна от снастей.
Лодка лавируется уверенно, причем и с двумя рифами, против 5-6 балльного ветра и волны. В таких условиях не хуже зарифленного Ветра; а вот с полными парусами тупее. Но ведь с рубкой, барахлом, несимметрично стоящим швертом.
Заметна балансирность вооружения, особенно при рифлении грота. Усилия на шкоте невелики. Более того, оказалось что в острый бейдевинд при умеренном ветре зарифленный парус сам держится в рабочем положении - шкот может провисать! Надо поработать над установкой стакселя, нужен погон. Шкотовый угол просто скользил люверсом по веревке и для лучшего положения паруса угол все-таки приходилось отодвигать в крайнее положение вручную.
От первоначально задуманных мачтовых карманов пришлось отказаться, площадь парусов сейчас ~11,5 кв.м. Нижняя часть паруса поднимается на сегарсах, которыми служат регулируемые петли из стропы. Вверху, на стеньге, карман на молнии; он будет переделан на ликтрос.
В отличие от Сполоха (катамаран Ветер, был у нас в 2001-2006 г.г.), на мачте Гринды не было "гнезда аиста": предотвратить переворот тримарана мачтой вниз в случае оверкиля оно бы не помогло. Нужен слишком большой объем. Оставался способ, однажды спасший В.Соловьева: сдуть один из аутригеров. Но на крайний случай мы надеялись на помощь. Финские воды полностью покрыты сотовой связью, а в пределах видимости обычно есть другие суда. У нас было 2 телефона, а также морская рация, ракеты и фальшфейеры.
Сразу было понятно что крепить коротконогий мотор на кормовую балку нельзя: слишком высоко. Было предложение поставить выносной регулируемый транец-пантограф Ceredi. Устройство недешёвенькое. К тому же оно предназначено для яхт, где таки есть транец, а не только висящая над водой труба. Значит, надо еще и раскрепить дополнительной укосиной... Под лёгкий мотор (Сузуки ДТ 2,2) хотелось что-то попроще.
Получился не просто транец, а предмет особой гордости - ни у кого не видел, сам изобрел! Ежели кто воспроизведёт, на правах изобретателя прошу именовать транцем Шмерлинга ;-) Если обнаружится более ранний образчик - пардон. В этой области наверное уже были все мыслимые варианты, только найти удобное решение от этого не легче.
Итак:
Устройство для установки подвесного мотора на многокорпусных судах, отличающееся тем, что, с целью облегчения регулировки и расширения диапазона изменения положения мотора по высоте, доска для навески мотора установлена на качающемся подвесе, подвижно закрепленном на одной из поперечных балок или ином конструктивном элементе судна, отстоящем в нос от кормовой балки, а регулировка положения мотора по высоте осуществляется мягкой снастью, закрепляемой на кормовой балке.
Так как лучше один раз увидеть - вот фото. Это первые испытания; в походе вместо веревочки сооружение держал уже толстый поясной ремень от старого спасжилета. C помощью штатной пряжки и дырочек на ремне установить нужную высоту очень удобно. (Баллон на этом снимке приспущен чтобы тримаран меньше кренился, когда мы ночевали, стоя у берега).
PS, дек. 2007. Пардон! Увы, не удалось войти в историю :-) На год раньше аналогичный вариант предложил питерский конструктор Ю.Яковлев для заказного корабля П.Попова:
.
В окончательном варианте от тросовых растяжек отказались, конструкция жесткая. Эксплуатировалась с 5-сильным мотором. Ниже - ещё один вариант, Д.Шевелева. Здесь нет боковых растяжек, поэтому, если перекладывать двигатель на борт для маневрирования, то осторожно. Конструкция успешно испытана на Белом море.
.
Outdoors.fi Походы в Финляндии, национальные парки, информация для туристов.
Топографическая карта. Очень подробная (можно выбрать масштаб до 1:16000). Даже небольшие песчаные пляжики на островах показаны правильно. Однако карта выводится небольшими кусочками, поэтому хороша только для просмотра отдельных избранных мест. К сожалению, нет разметки присутствующей на дорожных и туристских картах - не отмечены кемпинги, марины, места стоянок, достопримечательности и т.п.
Для получения прогноза слушали радиопередачи, но ни немцев, ни радио Турку (сеть станций по побережью) поймать не сумел. Удалось принимать штормовое предупреждение на 69 канале из Таллина. Есть FM вещание на русском языке, но с прогнозами как-то не везло, все больше песенки да реклама.
Проблема с прогнозами погоды решилась на этот раз на троечку: ещё дома подписался на имеющуюся у Билайна рассылку SMS - погода в столицах мира на завтра. В большинство дней сообщения приходили. Но прогноз только на день и только по Хельсинки — маловато для морского похода. Была мысль купить финскую карточку и воспользоваться сервисом, предоставляемым только "своим" - прогноз по отдельным районам (каждая SMS - полеврика, но оно того стоит). Эта возможность осталась в теории.
Кстати, в 2009 году Tall Ship Race зайдёт в Санкт-Петербург.