Беломорские покатушки -2007


Долгие годы использовал для походов практически ничем не отягощенный «Простор», но прошедшей весной дозрел-таки до некоторых усовершенствований. Как говорится, ветром надуло.

Планов на отпуск было как всегда выше крыши – испытать улучшенную лодку и пр. снаряжение в разных условиях, а заодно по меньшей мере, добраться до Терского берега, а значит, пересечь Горло. Ну и, конечно, получить массу впечатлений.

Вкратце о том, что получилось. В лето 2007 г. удалось совершить небольшой поход, можно сказать, вылазку в район Белого моря. В конце июля- начале августа экипаж в составе 3 человек ( с пересменкой в Кеми), встречаясь с разными интересными людьми (правда, нечасто) и морским зверьем (постоянно) прошел по маршруту Кемь – о-ва Коловары – Б.Сеннуха – о-ва Жужмуи - Соловецкие о-ва – Онежский п-ов (устье реки Кега, напротив о. Жижгин) – о.Анзер – Кузова – Кемь - Поньгома – о-ва Солодушные луды – о-ва Студенцы – Кемь.

Общая протяженность маршрута составила около 500 плюс-минус 20 км (ЖПС не было) ходовых дней – 12, лучший суточный переход – около 90 км (о. Б. Сеннуха – м. Ухтнаволок, Онежский п-ов, с заходом на покушать на о.Муксалма).

Время похода: 28 июля – отъезд из Москвы. Первый переход 30 июля, возвращение на берег 16 августа, возвращение в Москву 17 августа.

Участники: Вадим Ракитин, капитан, штурман, бортмеханик, кок и по совместительству автор этой нетленки; Павел Демченко, адмирал, рулевой и матрос; Аня Ракитина, жена капитана, по совместительству рулевой и матрос. 10 августа произошла запланированная смена адмирала и рулевого на просто мою жену, с которой и прошла в романтических тонах (иногда) вторая часть короткого отпуска.

Плавсредство – слегка переделанный катамаран типа «Простор» - усиленные балки, передняя балка c палубой и простейшими багажниками, качающиеся шверты, новые поплавки от «Фрегата» под обтекатели, грот плюс дополнительный стаксель - ну, многие и сами все знают, что откуда растет - стало быть, общая площадь основных парусов 10 кв. метров, плюс штормовой грот 4,5 м.кв. В качестве вспомогательного движителя был взят с собой моторчик Tohatsu-2,5 л.с. Спасжилеты, гермоупаковки, швартовые, шлюпочный компас, плавучий якорь и прочее, все как положено. Снаряжение – палатка, спальники, непромокаемая утепленная одежда (куртка плюс комбинезон) по числу участников, посуда, термоса, газовая горелка на всякий случай, самонадувные тонкие коврики, фотоаппарат, мобильные телефоны. Кстати, как выяснилось, Мегафон в этих краях имеет зону покрытия чуть больше, чем МТС.

Впечатления от поездки самые приятные – теплая погода почти все пребывание на море, за исключением 3 сильномокрых и ветренных дней в самом начале, что и привело в результате к вынужденной стоянке и потере темпа. После этих природных мокрых дел и крушения планов оставалось только удовольствие получать – вяло перемещаться со скоростью 5-6 км час, едва касаясь рукоятки румпеля, ловить рыбешку на дорожку с отсутствием видимого результата, попивать кофе или чаек, наблюдать стада тюленей, нерп и белух, щелкать старенькой мыльницей все это, отмахиваться веслом от настырных крачек, и загорать, загорать на спокойном северном солнце.

Вечера, конечно, были комариные, но это терпимо. С топливом для костра в большинстве случаев сложностей нет. По причине отсутствия запаса времени и желания побольше пройти экскурсионно-тусовочная программа оказалась в стороне. Из встреч запомнились два питерских Альбатроса, один из которых, по слухам, проводит на море до полугода. Запомнились не сами Альбы, к которым по причине примерной соразмерности основных характеристик особый интерес много лет не испытывал, а интеллигентные их обладатели, семейная пара на новом кате и, конечно, обладатель дремучего латанного-перелатанного, но исправно функционирующего плавсредства.

Запомнился и отважный одиночка на Бризе со своими коробками в кокпите и вопросами про ближайшую торговую точку с пивом и водкой. Ну и, конечно, характерные местные колориты: рыбаки, охотники, паломники, сборщики даров моря, медвежьи, лисьи и волчьи (или все-таки собачьи?) следы около палатки, не мелкая девушка в тельняшке и десантной повязке с приталенном тесаком (видимо, медведей гонять, туристов стращать) в ножнах, одиноко прогуливающаяся по пустынному берегу и тоже оставляющая свои следы… И за всем за этим – глубочайшая история края…

Пограничники и гимсы не беспокоили, первые, видимо, по причине отсутствия интереса к неопознанным туристическим объектам, о наличии вторых в конкретных местах предупредили московские байдарочники и местные.

Насчет испытаний лодки и снаряжения. Испытать в этот раз удалось только то, что все усовершенствования в условиях, приближенных к тепличным, работают.

Не было ничего затруднительного, кроме одного короткого (около 10 км по курсу) перехода в лавировку на штормовом гроте и стакселе в шхерах в жесткий ветер и такую же короткую, иногда метровую, на течении волну, из которого выяснилось, что багажную палубу лучше иметь чуть выше. Не было почти никакой возможности что-либо сломать из конструкции, а специально искать эту возможность не хотелось.

Из-за длительных штилей пришлось чуть не 100 км пройти под мотором, иначе к пересменке не успели бы. Наличие качающихся фанерных швертов, установленных на щечки в штатных колодцах, полностью себя оправдало – при проходе по лудам, иногда и на приличной скорости, можно было не особо беспокоиться.

Один раз, фанера, правда подвела, но через час с несильно укороченным швертом можно было двигаться дальше. Ну и о новых поплавках. Новые клапана не травят. После резиновых поплавков, которые постоянно приходилось подклеивать, и поддувать на ходу, конечно, облегчение существенное. Подкачивал раза два за весь поход. Наличие обтекателей со штевнями как всегда облегчило преодоление встречной волны. Но! Отсутствует возможность жесткой фиксации к обтекателям. Проблема в принципе решаемая, но уже в порядке самообслуживания. А так – других погрешностей не обнаружилось. Остается следить только за температурным режимом, что на севере не столь критично.

…А вот ответ на вопрос, годится ли подобный корабль для большего, так и остался невыясненным.

Вадим Ракитин.

Маршрут и график движения
ДатаПункт выходаПромежуточные пунктыПункт прибытия, стоянкаПримечание

1

30 июля

Рабочеостровск

-

Ончеостров

Сборка, настройка. Пройдено
7 км

2

1 августа

Ончеостров

о С.Коловар

Пройдено

12 км

3

2 августа

о С.Коловар

о.Сеннуха, о. Б. Жужмуй,

о. Б. Сеннуха

Пройдено

53 км

4

3 августа

о. Б. Сеннуха

о. Муксалма, о. Жижгин

м. Ухтнаволок

Пройдено
90 км / из них 25 км под мотором

5

5 августа

М. Ухтнаволок

-

о. Анзер

56 км/из них под мотором 40 км

6

6 августа

о. Анзер

-

о. Б. Соловецкий

Пройдено
20 км

7

7 августа

О. Б.Соловецкий

о. Олешин, о. Немецкий Кузов

о. Русский Кузов

Пройдено
46 км

8

8 августа

о. Русский Кузов

о Ю.Коловар, Рабочеостровск

о-ва Студенцы

Пройдено 20 км

9

9 августа

о-ва Студенцы

Рабочеостровск

Пройдено
9 км

10

10 августа

Рабочеостровск

о-ва Студенцы

Пересменка

Пройдено
12 км

11

11 августа

о-ва Студенцы

Камостров, о. Зеленая луда, о. Медвежьи

о. Панфилов (Поньгома)

Пройдено 27км

12

12 августа

о. Панфилов

Колостров, Кузема

о-ва Солодушные луды

Пройдено 20км

13

14 августа

о-ва Солодушные луды

о. Чернецкий о. Камостров,

о-ва Студенцы

Пройдено
39 км, из них под мотором 17 км

14

15 августа

о-ва Студенцы

Рабочеостровск, Камостров

о-ва Студенцы

Экскурсия по шхерам. Пройдено
23 км

15

16 августа

о-ва Студенцы

Рабоче-островск

Пройдено 7км. Отъезд

Всего пройдено
из них под мотором

443км
83км