Байкал почти увиден

Отчет о походе

Байкальское – МРС, 15-28 июля 2007г

 

«Есть примета, вот я и рискую.
В первый раз – должно мне повезти»

 

Идея эта зрела у нас уже года три,  - Байкал, именно как море с большой буквы, давно манил своей недоступностью, а наша тяга к походу начинала оформляться постепенно в относительно внятный план действий.

У меня и моего друга Димки Малышева был опыт подобных походов на Ладогу-Онегу-Соловки на Альбатросах и самоделках как матросов, но своей лодки не было, да и нужды в ней вроде особо не ощущалось, - всегда находились вакансии. Но в этом году необходимость назрела, и мы вскладчину приобрели сильно переделанный Альбатрос с Шандыбинскими баллонами и центральным швертом. На скорую руку опробовав кат на 12 июня на Иваньковском и, сделав несколько доделок-переделок  на даче, мы решили, что корабль наш к Байкалу готов. Осталось название только придумать повнушительнее.

Стартовать было решено 15 июля самолетом из Москвы до Иркутска, потом ракетой в Северобайкальск. Катамараны, тушенка и часть вещей были отправлены заблаговременно поездом до Северобайкальска. Это была отдельная песня, отдельное спасибо РЖД за отмену на лето багажного вагона в поезде Москва-Северобайкальск. Выяснилось это в лучших традициях РЖД в последний момент, посему пришлось сильно заранее отправлять багаж прицепным багажным вагоном Тындинского поезда, который ходит раз в  10-15 дней – когда придется. Вообще, маразм организации РЖД нам еще не раз вспомнится в этом путешествии. Но, тем не менее, вопреки жуткому желанию отоспаться после командировки, прособирав вещи до 2 ночи у Димки в гараже, утром мы и Сергей Знаменский сдали наш груз на Казанском вокзале. Отдельный маразм: чтобы сдать груз надо сперва подписать у какого-то начальника специальную бумажку, а присутственные часы начальника принципиально не совпадают с часами работы багажного отделения. А в Питере – вообще груз принимают 5 часов в неделю, что, несомненно, крайне удобно.

 Коротко о группе:

М53   Александр Яковлев – это я

(Альбатрос, переделан)  Дмитрий Малышев – это Димка

 

Одиссей  Сергей Знаменский – командир группы

(Альбатрос, переделан)  Лена

 

Ветер   Дмитрий Тупицын

(просто Ветер)   Юля

 

Команда Ветра была найдена Сергеем через интернет, они встретились-списались, обсудили маршрут и решили идти вместе. Мы с Димкой присоединились чуть позже, вдохновленные Серегиным руководством. Предполагаемый маршрут: От Северобайкальска или села Байкальского до МРС или Онгурена (как повезет, если совсем не повезет – вернуться в Северобайкальск, но тогда нужен +1 день на обратную ракету или 36 часов на поезд до Иркутска).

 

14 июля, Суббота

 Наш самолет в 8 утра из Ш1, Димка с провожающими заехали за мной в начале седьмого. Долго пытались запихнуть мой рюкзачок в багажник в дополнение к Димкиному, зато, когда запихали, доехали минут за 20. В выходные, летом и в 7 утра, оказывается, такое возможно. В аэропорту встретились с командой Одиссея и отправились на регистрацию. Общий перевес составил 30 кг, оплатили-сдали багаж – сели – ПОЕХАЛИ! Отпуск начался.

 Получая багаж заметил, что мой рюкзак прилетел без бирки. Вот до чего же хорошо, что он все-таки долетел. Ракета только в 8 утра следующего дня, а прилетели мы в 8 вечера. Договорились снять двухкомнатную квартиру на ночь, но, пока летели, она трансформировалась в однокомнатную. Ну что же, поход можно считать начатым, - надо постепенно втягиваться, - сперва например, на полу поспать. Переночевали на окраине города за 1 т.р. Экипаж Ветра должен был прилететь утром и выкупить предварительно забронированные билеты на Ракету, которая впоследствии оказалась Кометой. После этого они планировали поехать в Листвянку, где впоследствии и подсесть к нам на Комету. Комета ходит от плотины по вторникам и пятницам, на июль вводится дополнительная по воскресеньям. Билеты надо бронировать заранее, - несмотря на цену (2т.р.), свободных мест по-моему не было. Дмитрий Т. Прислал смс, что наши билеты он выкупил, и их надо будет просто забрать в кассе.

 

 15 июля, воскресенье

 Водитель, который нас вез из аэропорта, сказал, что Комета идет не в 8:45, а в 7:30. На всякий случай приехали к 7, - больше часа любовались пустым причалом и ждали открытия кассы. В 8 касса открылась, и Сергей приступил к мучительному процессу получения выкупленных ранее билетов. Кассирша куда-то звонила, смотрела, отходила и приходила, но ни нашей брони, ни билетов так и не обнаружила (или делала вид). Минут через десять этого спектакля к нам подошел Дима Т., заглянул в окошко и попросил кассиршу открыть ящик в тумбочке, - там и лежал конверт с нашими билетами. По словам Дмитрия, кассирша была та же, у которой он вчера все и выкупал. А у Дмитрия Т. Задержали на 8 часов самолет, и ни в какую Листвянку он уже не успел. Погрузились в Метеор, и помчались. Наши рюкзаки едут на крыше, привязали вроде крепко. Красота. Хотя и пасмурно, дождик даже принимался минут на 20. В Листвянке через 2 часа хода надо сделать пересадку на Комету, и в ней уже пилить до 8 вечера. Комета попросторней, для рюкзаков нашлось место в салоне. Народ выходит ненадолго на открытую палубу между салонами – холодно не по- июльски, да и задувает не слабо. Часа через три Комета делает десятиминутную остановку на Ольхоне, и идет дальше в Северобайкальск и Нижнеангарск. Думали купить копченой рыбки на пристани в Ольхоне, но Комета пристает в чистом поле, высаживает людей и тут же отходит. Вид у высаживаемых несколько изумленный, они видимо тоже что-то другое увидеть ожидали. Довольно много едет и местных жителей, и интуристов – на поезде в Северобайкальск 36 часов ехать, а тут и быстро и интересно.

 Ближе к Северобайкальску пейзаж стал более величественный, виден снег на подступающих вплотную к воде горам. К вечеру наконец добрались, и, покачиваясь, вышли на пристань. Прям рядом с причалом воинская часть и парусный клуб. Договорились в клубе о ночлеге в туристических домиках, на скорую руку поели в кафе и рухнули спать, – все-таки разница в +5 часов дает о себе знать.

 

16 июля, Понедельник.

Приехали на вокзал получать багаж – очередной сюрприз от РЖД. Груз пришел 3 числа, и за хранение 10 мест багажа с нас лихо слупили 15 тысяч рублей (за саму перевозку меньше взяли). Нашли микроавтобус с багажником на крыше, закупили продукты и поехали собираться в Байкальское. Вместе с продуктами закупили две пластиковые 13-литровые канистры под горючее, по дороге залили их 92-м бензином.

 В Байкальском были около полудня, собирались на пристани. Во всех отношениях ничего хорошего – битое стекло, грязь. Правда, когда мимо табун лошадей в гору рысцой прошел, залюбовался,- в диковинку это городскому жителю. В селе есть магазин, мобильная связь уже не работает. Пока стапелились несколько раз подходили местные, интересовались нашим маршрутом. Начался и закончился короткий дождик, а мы все подгоняли точку крепления веревки для подъема шверта и транец. За время сборки ветер и погода менялись несколько раз.

Отдельно следует сказать про транец и мотор – мы с Димкой банально не успели купить мотор с длинной ногой (сюрприз с датой отправки груза аукнулся нам и здесь). Свой мотор и транец нам любезно предоставил вдохновитель и идеолог многих наших предыдущих путешествий Сергей Муравьев, за что ему огромное человеческое спасибо. Серега, ты настоящий друг!!!  Выдавая агрегат, Сергей провел со мной краткий инструктаж по пользованию девайсом (Selva, 3.5 л.с.).

Ближе к концу сборки на пристань три малолетних ублюдка, которые вели себя вызывающе, задирались и требовали водки. Были относительно вежливо посланы, но, тем не менее, умудрились спереть чего-то из еды и, что крайне обидно, Димкины спиннинги. В суматохе мы просто прозевали. Я вроде все попрятал, специально оставив пакет с едой на виду, - не жалко. Но вот тубус с удочками – Димка очень расстроился.   Опустим мои искренние личные пожелания  тому, кто это сделал, - это к походу не относится. Нисколько не хочу поливать всех местных жителей – очень хорошие и доброжелательные люди.  Подходили, общались, задавали вопросы и советы давали.

Около 7 вечера мы-таки встали на воду. Ветер встречный, не очень сильный. Во время одного из галсов заметили сильный крен мачты, сбросили грот и дошли одним стакселем. На берегу обнаружили, что штаг не закреплен. Причина непонятна мне до сих пор, - Димка отчетливо уверен, что крепил. Отошли километра на три и сразу встали, лишь бы подальше от села. Да и спать уже хотелось изрядно. Отужинали, попили чайку и рухнули спать.

 

17 Июля, Вторник

Сильный встречный ветер, волна, холодно. Вышли около 12, стали рубиться галсами вдоль гранитной стенки. Стенка не сплошная, через каждые 3-5 километров есть возможность высадиться. Изредка стоят зимовья. Очень красивые горы, в ущельях и распадках довольно близко к воде лежит снег. «Ветер» вышел чуть раньше, и, имея большую парусность, сильно ушел вперед. Интересная особенность – «короткая» волна при встречном ветре иногда не дает провести смену галса – катамаран попросту разворачивает обратно, несколько раз приходилось подгребать веслом. Часа через два прошли около 8 километров и пару каменных пляжиков с зимовьями, подходили к третьему. Катамаран постепенно перестал слушаться руля, и в какой-то момент корму стало просто крутить вокруг носа, а нос стал заметно зарываться в волну. Не от большого ума мы на носу на продольную балку и стрингера привязали два деревянных щита (фрагменты ящика, в котором путешествовали моторы по железной дороге).

Ящик треугольной формы был собран точно в размер в багажном отделении Казанского вокзала перед отправкой груза. Совсем не было уверенности, что в Иркутске при отправке обратно существует такой сервис, поэтому аккуратно разобрали ящик и решили возить его с собой. Зачем-то я решил обмотать два этих щита пенкой-подложкой (специально при отправке груза закупил подложку для ламината и обмотал наиболее хрупкие элементы – пластиковый шверт и т.д.).  Так вот,  будучи прикрепленной на носу, эта подложка набрала огромный пузырь воды, который и стал утягивать вниз носы катамарана. Димка заглянул на нос и обрадовал описанием здоровенного водного пузыря. Появилась осязаемая возможность улететь через носы. Особенно возможность осязалась где-то на спине. Сбросили паруса и стали выгребать к берегу, благо события разворачивались напротив небольшого пляжика. Не выгребли. Выгрести смогли только на следующий, через пару километров гранитной стенки.

Высадились, быстро разгрузили и вытащили лодку. Матюгаясь, стал отвязывать деревянные щиты. Поднять их не смогли, пока не вылили из пузыря воду. Сообщили по рации о возникшей проблеме, никто не ответил. Осмотрелись – очень красивый пляж, чуть в стороне - домик-зимовье, к одной из стен которого снаружи примыкает стол со скамьями. Минут через 40 увидели «Одиссея», который шел к нашему пляжу. Зачалившись  Сергей сообщил, что надломил правый шверц. Стало понятно, что идти сегодня больше вряд ли получится, вместо планированной нами часовой стоянки для перезагрузки вещей надо затевать серьезный ремонт. Еще несколько раз сообщили «Ветру» о поломке. «Ветер» не отвечал, но, скорее всего из-за того, что у нас и Сергея антенна на верху грота, а у них – штатная антенна рации. Так потом и оказалось, - слышали они нас превосходно, развернулись и подошли через часик на попуте.

Сильно замерзли, да еще и дождь пошел. Укрылись в зимовье, хлебнули водки, немного отогрелись. Дождь сразу кончился, выглянуло солнце, и вообще жизнь начала налаживаться. Серега снял шверц, и, путем консолидации всего инструмента, нам минут за 40 удалось выбить фторопластовую вставку.  За это время Димка с Леной развели костер и приготовили обед. Увидев разбросанные по берегу вещи, к нам подошел «Мотылек» под мотором и без мачты с двумя ребятами, предложившими помощь. Сам «Мотылек» - некий клон «Бриз-микро» от Тритона, умывает их на такой волне по полной. Группа из Екатеринбурга, путешествуют вместе с «Тайфуном», в основном на моторе. Парус им далек, они джиповоды и приехали на своих машинах, - больше 4 тысяч километров, а здесь катаются.

Слазили на ближайшие косогоры – красотища! Растут горные лилии и каменные розы. Когда вернулись, на зимовье приехали рыбаки. Поговорили с ними немного о житье-бытье, пока дождь не начался. Среди них был Анатолий Пак – имя, встречавшееся уже в каких-то отчетах. «Передадите от меня привет егерю на Елохин мыс, и пусть он вам посоветует, как лучше заповедник пройти. Сейчас порядки у нас ужесточились» - сказал он. На том начался дождь и закончился вечер. Ветер вдруг переменился на попутный, и сильным порывом унес в море пенку, брошенную возле нашего катамарана. Больше мы с ней не встречались.

По генеральному курсу пройдено 5 км.

 

 

  

 

18 июля, Среда

Утром ветер попутный, экипаж «Ветра» всех стал подгонять скорее выходить. Пока собрались – ветер опять сменился на встречный. Холодно, волна с барашками 80-100 см. Спустя пару часов хода прошли пляж, куда вчера пытались выгрести. Еще через час при смене галса стал прогрессировать странный стук под днищем при встрече волны. Еще через час раздался гулкий стук под днищем. Димка заглянул сзади под трамплин и сообщил, что шверта у нас больше нет, он болтается под одним из баллонов. Сбросили паруса и стали выгребать к берегу вдоль гранитной стенки. Успешно причалили-разрузились, вписавшись на небольшой каменистый пляжик – полосу прибоя. Что-то мне это уже напоминает. Сообщили по рации о поломке. Сергей видел наш маневр и подошел на помощь минут через 20.

Сняли грот-мачту, разобрали кокпит, добрались до шверта. Шверт двумя рычагами должен упираться в правый и левый стрингера. Каждый из рычагов состоит из двух вставленных друг в друга трубок (продавец сказал, что это ноу-хау Шандыбина, - такая конструкция и форма шверта). Трубки стыковались на 2 заклепках, заклепки благополучно срезало, и вся конструкция, выгнув центральную пластину, повисла на боку. Возможно, с одной стороны из заклепок не было изначально, поэтому и образовался люфт, который срезал другую пару. В любом случае сильно повезло, что в процессе выброски на берег не разбили о камни на прибое болтающееся пластиковое перо.

Как и вчера невдалеке нашлось зимовье и стол рядом. Очень удобно, да и теплее там намного – ветер не так вдувает. Рассверлили отверстия от заклепок, вставили сквозные болты, выпрямили топором на пеньке смятую пластину. Спустя четыре часа собрались и пошли дальше. Решили не повторять вчерашний день, и пройти еще хоть сколько-нибудь. Спустя час при смене галса резко накренилась мачта – серьга соскочила с крючка и повисла на контрящей веревке. Пока приводились против ветра, увидел, что с моего борта крючок тоже соскочил. Выправили ситуацию, и, спустя еще полтора часа, пришли на живописную стоянку в бухту, закрытую от встречного ветра.

Экипаж «Ветра» уже разжег костер и стал усиленно предлагать вставать чуть ли не в 6 утра. Сил с ними спорить уже не было – за день успели и устать, и поволноваться, и замерзнуть. Пошел мелкий дождь, поднялся сильный (но опять встречный) порывистый ветер. Прошло несколько крепких, резких порывов. Хорошо, что успели зачалиться, и в закрытой бухте встали.

По генеральному курсу прошли10 км, всего – около 30.

 

19 июля, Четверг.

Капитан «Ветра» действительно пытался поднять нас в 6 утра, но пошел дождь, и никто как-то не вылез. Встали в начале девятого, когда включили солнце и жизнь стала налаживаться. Фраза дня, сказанная Димкой при попытке вылезти из спальника: «По-моему, меня вчера переехал самосвал» и, через пять минут стонания, кряхтения и бесплодных попыток встать: «хотя, возможно, это был асфальтовый каток».

Хотя ветер все еще встречный, но уже не такой сильный. В бухте довольно тепло, и, при большом желании, можно даже окунуться (но только бегом J). Послушался советов старших товарищей, и побросал имеющиеся монеты в море, - типа за проезд. Может, хоть погода получше станет, да и пустит нас Байкал красоты свои посмотреть.

 «Ветер» самый первый отчалил, и, выходя из бухты, показал крайне эффектное зрелище – поворот на одном поплавке. К счастью, без переворота. Выходя из бухты,  Дмитрий Т. Начал ставить грот, отвлекся и пропустил сильный встречный порыв. Грота-шкот за что-то зацепился, и катамаран встал на один поплавок. Команда бросилась на поднятую часть трамплина, и переворота удалось избежать. Мы и Сергей, увидев это, решили выйти из бухты на одном стакселе. Час спустя ветер стал стихать, и мы с Димкой решили поднять грот. Еще час спустя ветер стал боковым, и мы шустро двинулись к Котельническому мысу. Справа стали видны корпуса навороченных коттеджей – явно для иностранцев строят, там нам и делать нечего. «Ветер» уже ждал нас на оконечности мыса, а «Одиссей» попал в штилевую зону, и мы стали быстро уходить от него – боковой ветер дул из распадка между горами и имел явно локальный характер. Прождав около часа на Котельническом «Одиссея» вместе с «Ветром», снова вышли и отправились дальше. Изумительная панорама вокруг, но на самом мысу делать особенно нечего, а горячие источники – это только для иностранцев и за бабло. Да мы в общем-то не затем сюда и ехали, чтобы в ванных сидеть.

Вышли с небольшим опережением «Одиссея», «Ветер» остался на мысу еще на полчасика. Как только вышли – из распадка справа включили крепкий боковой ветер, и скорость нашего передвижения стала определяться исключительно нашей безрассудностью и уверенностью в надежности катамарана. Фраза дня – 2: «Сломаешь сейчас шверт,  – и ты в Улан-Удэ» (С. Знаменский). Решили особо не рисковать и почаще сбрасывать порывы ветра, стараясь не разгонять кат больше 10 км/ч, - вчерашние поломки еще не забылись. Когда через полчаса это же место проходили две другие лодки, ветер стал более порывистым, и они решили идти ближе к берегу. А у нас тем временем он сменился на попутный (видимо из другого распадка), но тоже стал порывистым. И вот тут мы стали вспоминать про наш мотор – мы его так до сих пор не поставили  - транец в опущенном положении цепляет воду, так что так и возили мотор в носу,  завернув в одеяло и мешок. А каждый вечер, торжественно кряхтя, заносили его в тамбур палатки. А он ведь весит, и плюс бензин – тоже весит. И это все у нас в носу, так что в случае порыва имеем реальные шансы лихо кувыркнуться через носы. Зарифили грот, и две остальные лодки стали нас потихоньку догонять. Ну и ладно, «за рулем ученик», нам не до рекордов. Но идея опробовать-таки, и, главное, повесить мотор сзади, меня более не оставляла.

Хотели бодро дойти до мыса Коврижка, уже хорошо видели его, но ветер стих и мы дошли только до устья реки Молкон (мыс Болсадей). Устье очень красивое, при полном отсутствии ветра в воде отражаются снежные вершины. С заходом солнца сразу стало холодно. Мыс не сильно продувается, но, даже при его заболоченности, почему-то нет мошки и комаров. Суровая и дикая природа в своем великолепии

Тем не менее, на мысу попадался конский навоз, - видимо сюда ведет какая-то нигде не обозначенная вьючная тропа. Вообще, как не смешно, довольно полезно знать, как выглядит медвежий помет, - если встретил свежий – лучше поменять стоянку. (Это из бесед с мужиками на стоянке имени первой поломки, они же показали конский – его там в достатке было. И посоветовали особо по холмам босыми не шляться – чтобы щитомордник не укусил.)

Первый день прошел без поломок, да и прошли больше 30 км, - хороший день получился.

 

 

 

20 Июля, Пятница.

Встали в 8, и я, памятуя о вчерашних траблах с развесовкой, решил-таки поставить и опробовать мотор. Вот только не особенно верилось в успех этой затеи – очень хорошо помнилось, как хозяин несколько лет назад мучился с ним на Белом море. Правда, после этого он нашел к нему правильный подход, и даже передал мне секретные знания по управлению агрегатом.

Забодяжили бензин с маслом, залили в бак. Моя вчерашняя идея о возможности расстыковать транец и закинуть-подвязать его повыше вместе с мотором с треском провалилась – в таком положении из бака ручьем потек бензин. Отсоединили и сняли бензобак, стали сушить мотор. Поставили транец в боевое положение, закрепили, через час вернули просохший и вытертый агрегат на место.

«Ветер» ушел до полудня, а мы вышли только во втором часу – «Одиссей» ожидал результатов наших упражнений и очень рассчитывал прицепиться на буксир – ветер стихал, тепло, и никаких перспективных туч, откуда могло бы дунуть.

Отошли от берега, и, к моему огромному удивлению, мотор завелся со второго рывка. Правда сразу заглох, но потом завелся снова, и я за несколько минут нашел с ним общий язык. Прицепили Серегу, и потихоньку почапали в сторону Коврижки. «И началась у них в деревне сладкая жизнь» - мачта на голову не падает, ничего не отваливается, тепло, мирное тарахтение сзади, 5 км/ч и любование горами. Вообще это интересно – поход по горам под парусом и мотором. Лихо обогнали болтающийся на «встречном штиле» «Ветер» и пошли на мыс Большая Коса.

Зачалились, заправили мотор, и пошли смотреть впадение реки в Байкал.  Река тоже называется Большая Коса, так что изучение здешней географии сильно голову не грузит. Сергей решил, что рыбы здесь должно быть просто немеряно, Димка тоже погрустил об утраченных спиннингах. Однако Серега отвязал от заднего стрингера видавшую виды телескопическую удочку и попросил Димку выдать ему блесен на рыбу покрупнее. Удочку эту я видел раньше во всех наших походах, всегда исключительно в привязанном к стрингеру виде, а уж Сергея с удочкой я видел точно впервые. Мы с Леной уселись поудобнее и стали наблюдать за этим перформансом. К всеобщему удивлению, со второго броска он вытянул рыбку длиной 25-30 см. Димка определил, что рыбка эта называется ленок. Пока ждали «Ветер», Сергей натаскал штук 5 или 6 этих самых ленков.

«Ветер» причапал на веслах, штиль встал полный. Поскольку двигаться вперед все же надо, решили попробовать привязать к нашему тягачу уже два прицепа (хозяин мотора уже таскал нас так на Онеге, решил и я попробовать – вроде получилось). Когда отходили от Большой Косы, повстречались с яхтой «Ассоль», двигавшейся под мотором к нам навстречу. Капитан посоветовал нам обязательно заглянуть в бухту Заворотная – « там егерь – мировой мужик».

Так сцепкой и доехали до следующего мыса – Малая Коса. Как только солнце скрылось за горами, сразу резко похолодало, – изо рта отчетливо виден пар. Садящаеся за горы солнце удивительно раскрасило противоположный восточный берег в нежно-розовые и красноватые оттенки. С нашей стороны хребты стали черными, изредка на них белеют большие снежники. Вспомнилось:

«Служение стихии не терпит суеты,
К двум полюсам ведет меридиан.
Благословенны горные хребты,
Благословен великий океан»

                                                  В.С. Высоцкий.

За день пройдено около 30 километров, все на моторе.

 

 

21 Июля, Суббота.

Ночью было холодно. Под утро по ощущениям было около 5 градусов - когда вечером ложились, Димка намерял всего +10.  Зато утро – просто балдежное – тепло, солнечно, ветра, правда, опять нет. Лена с Димкой доготовили вчерашнюю рыбу, поскольку вчера устали изрядно, и сил хватило только ее почистить. «Ветер» в свойственной ему необъяснимой спешке бросился отходить – они увидели какой-то ветер. Мы продолжали неспешно собираться и наблюдали за их бесплодным бултыханием в бухте. «Кто понял жизнь, тот не торопится» (с). Сергей полез купаться, я решил совместить купание с помывкой, - солнце жарит, ветра нет. Вот только когда в воду окунаешься – аж дыхание перехватывает. Зато потом – просто как заново родился. Еще через часик и мы отошли. Завели мотор, подобрали отошедший метров на 300 «Ветер», и поехали дальше любоваться красотами.

Очень захотелось написать письмо хозяину мотора Сергею Муравьеву: «Серега! Еще раз тебе огромное спасибо! Без твоего аппарата хрена с два мы бы так далеко ушли и это все увидели. И вообще хорошо, что ты его в Белом море не утопил, когда он тебе подчиняться не хотел и заводиться начисто отказывался. Зато тут – как часики работает. Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. И уж совсем здорово, что ты – настоящий друг». И отправить письмо хоть голубем, хоть чайкой, хоть медведем.

Так и дошли до мыса Елохин – первого кордона начинающегося Байкало-Ленского заповедника. Передали привет егерю. Он велел, если мы собираемся идти дальше, (а мы собираемся, два дня-то первых ходовых потеряли практически уже), то обязательно дойти до следующего кордона, и там спросить разрешения, где встать. «Иначе и нас подведете, и мы вас обязательно оштрафуем приедем, - этот участок у нас в прямой видимости. А следующий кордон – вон на мысу возле горы Шишки». Сергей снова пытался ловить рыбу, но безрезультатно. Погуляли еще немного, да и поехали дальше.

Часа за 3-4 дошли до следующего кордона, зачалились. Кордон этот еле нашли, он с воды плохо виден – чуть в лесу дома стоят. По дыму поднимающемуся его и нашли. Егерь с семьей вышли к нам – видимо, наше появление здесь является некоторой диковинкой.

- Неужели тут есть дорога проезжая? – спросил я, увидев стоящий в кустах «козлик»

-Конечно нет. Только зимой, по морю, когда лед встает.

Заодно выяснилось: бензин можно попробовать купить в бухте Заворотной у Исайкина, у него есть запас. Медведя сейчас быть не должно, – ушел в сопки, а вот в июне его много было. И, самое главное, - из Иркутска уже выехала комиссия какая-то, и на территории заповедника нам сейчас вставать ну никак нельзя. (Как впоследствии, со слов одного мужика, выяснилось, некий генерал-кибернатор чей-то там не поделил с другим таким же м### … слугой народа, и вот по этому поводу изображается бурная деятельность и срочно ищутся всякие нарушения). Так что у нас есть превосходные шансы попасть  на внеплановую раздачу призов и грамот. Но зато через 2,5 километра территория заповедника отойдет в сторону – будет зона отчуждения до Заворотной бухты включительно. В Заворотной когда-то был рудник – добывался микрокварцит. Ну а рудник в заповеднике – это как-то странно, вот в этом месте заповедник и отходит от берега на несколько километров. Территория заповедника заканчивается двумя табличками – белой  «Заповедник. Вход Воспрещен!!!» и желтой «Лесничество». Таблички, мягко говоря, небольшие, - с воды их видно очень плохо, даже если их специально искать и идти прямо вдоль берега.

На официальное посещение заповедника требуется специальное разрешение, которое может выдавать только контора в Иркутске. Так что, двигаясь с севера на юг, нет никаких шансов официально посетить заповедник. У егерей на месте такое разрешение получить нельзя. Зато, когда собирались в Байкальском, через час после нашего приезда нарисовалась какая-то тетка пакетом и калькулятором и продала Сергею «билет в страну дураков» от Северо-Байкальского лесничества. Вроде и деньги небольшие, - 300 р за всех, но и совсем непонятно, за что заплатили.

Когда зачалились и развели костер, в сторону кордона прошел катер, - видать, комиссия приехала. День выдался хорошим, солнечным и теплым. Егеря произвели крайне положительное впечатление – приветливые жизнерадостные люди, любящие свое дело и хорошо его делающие в непростых условиях. Пройдено по курсу 35 км, мотор. Хороший день, нет повода не продегустировать водку «Байкал», купленную в Северобайкальске. Дегустация прошла успешно, наша комиссия осталась довольна.

 

 

 

 

22 июля, Воскресенье

Сам выпрыгнул из палатки в 8 утра – солнце жарит и сильно нагрело тент палатки. Вообще про палатку – это отдельная история. Димка обладает приличным ростом и желает в походе спать с комфортом. Требуется ему для этого 230см, чтобы улечься, - иначе ну никак не нравится. Но при этом и огромная палатка тоже не подходит – не всегда найдешь место, чтобы поставить, да и растяжки на ветру надо крепить как следует, что на голой каменной плите иногда затруднительно сделать. В страшных муках и корчах он нашел-таки – Verticale4, ярко-оранжевого цвета. Всем хороша, ничего не скажешь, но есть одно НО: собирать ее одному – дело тухлое. Надо 4 дуги разной длины под приличным сопротивлением заправить в нужные точки. Кубик рубика блин. Зато потом – действительно комфортно.

Отчалили около полудня. Все кроме Димки успели окунуться перед отходом. Вода бодрит лучше любого кофе, особенно когда выпрыгиваешь оттуда ошпаренный. За пару часов дошли до Заворотной бухты. Стоит довольно много домов, некоторые явно свежей постройки.  Лена даже подумала, что здесь может быть магазин, - очень уж ей яблок захотелось отведать.

Когда вылезли, стало понятно, что яблок видимо, не будет. Вокруг ни души, стоят несколько домов, но самый большой имеет явно недостроенный вид. Причем строить бросили явно несколько лет назад. Перед другими домами – тоже трава по пояс, в жилом доме так не бывает. Пошли по берегу вдоль пристани – там маячил кран «Ивановец» и еще какой-то грузовик с поднятой кабиной. Залаяли собаки, из-за сарая показался человек, - это и оказался Владимир Исайкин. Еще один хороший человек на Байкале – он и бензином выручил, и за баню денег не взял:

- Наколите сами дров побольше, воды натаскайте да и мойтесь сколько хотите. Только как наколите – позовите, покажу, как топить. И потом еще столько же наколите, сколько сами сожжете.

Баня оказалась почти «по-черному», что тоже интересно. Разговорились, оказалось, что живет еще один человек, он сейчас в тайгу ушел. А остальные дома – летние домики, заповедника-то здесь нет. Услышав, что хотим сходить на рудник, несколько удивился, - туда 15 км по серпантину в один конец, да и смотреть особо нечего. Показал дорогу и посоветовал дойти до пересечения дороги и горной речки. Пошли с Димой Т. и Юлей. В тайге полно мошки, дорога изрядно заросла. Потом уже вычитал, что рудник закрыт с 1993 года, - выгодней оказалось из штатов возить. Зато речка – просто восторг, вода вкуснейшая, - не оторваться. Мне правда пить пришлось из упора лежа, - руки облил бензином, но оно того стоило, - никакая вода не сравнится со вкусом ледяной воды горного ручейка. По возвращении поступили новые вводные, и было принято решение сегодня уже не выходить.

Вводные были следующие: в бухту зашел надувной моторный катамаран с двумя парами, идущий нам навстречу, и сообщил о своих приключениях. Они остановились и заночевали на территории заповедника, а в 5 утра к ним приехали с показательным рейдом – с участием прессы, представителей ЮНЕСКО и т.д. Штраф за такое нарушение – от 5 до 30 тысяч с лодки, и платить его надо официально по месту жительства. Это уже весомо, так что надо придумать, как пройти оставшиеся 75 км заповедника. Еще команда встречного ката рассказала, что изначально они планировали13 числа ехать на Комете до Северобайкальска, и идти нашим маршрутом, - с севера на юг. Однако 13 числа им сказали, что Комета сломалась всерьез и надолго, и неизвестно, когда починят. Катамаран у них был с собой, и они решили стартовать встречным направлением, - с юга на север. С одной стороны конечно хорошо, что Комету к 15 числу починили, но вот интересно, чего бы мы в такой ситуации делали?

Пошли к Исайкину – советоваться, как быть. Владимир предложил подойти к нему в 9:20, когда будет сеанс радиосвязи между егерями. На метеостанции есть 2 гектара зоны отчуждения, которая тоже не является заповедником (а это от нас почти 40 км). На том и ужинать-спать пошли, завтра пораньше вставать придется. Жалко, что до рудника не дошли, - времени бы как раз хватило.

Пройдено 14 км, только мотором, - полный штиль.

  

 

23 июля, Понедельник.

Вскочили в 7 утра, на завтрак – половина вчерашних щей, великолепно приготовленных Димой с Леной. Интересно, всего неделя отпуска, - и как здорово становится жить без города, работы, мобильников, машин, телевизора, новостей, интернета и прочей лабуды, - ну не нужно вот этого всего, причем совсем. По родным-близким скучаешь конечно, а вот по прелестям цивилизации – совсем нет.

Пошли на связь к Владимиру с Сергеем и Леной. Взяли с собой консервов разных несколько банок. Вот тоже блин проблема, - как отблагодарить хорошего человека, который точно ни о чем не попросит, и к спиртному заведомо равнодушен, а старается просто помочь, причем от чистого сердца. На связи Сергей предупредил егерей о предполагаемом маршруте следования, заодно спросив разрешения в аварийном случае остановиться на территории заповедника. Егеря сказали, что лучше конечно дойти до метеостанции. Но, мол, хорошо, что предупредили, а от аварийных ситуаций никто не застрахован. Вот интересно, это у Сергея опыт или предчувствие? По-моему нам и 70 км вполне проходимо, мотор прекрасно работает, бензин докупили, - чего еще надо?

«Ветер» сразу рванул, мы вышли через полчаса – в начале одиннадцатого. Догнали-прицепили «Ветер», и взяли курс на Солонцовые мысы. Еще экипаж встреченного вчера ката сообщил, что на Малом Солонцовом совсем недавно кого-то медведь задрал (это им комиссия при оформлении протокола радостно сообщила). Так что лучше бы нам этот мыс миновать. Немного не доходя до мыса мотор  чхнул и заглох. Непривычная тишина, начали потихоньку просыпаться сомлевшие от жары экипажи прицепленных катамаранов. Произвели смену тягача, и на Серегиной электрической Minn Kota поползли к берегу. Мы теперь в хвосте колонны. Штиль полный, без мотора – явно никаких шансов пройти оставшиеся 30 км. Перед берегом еще подергал стартер – никаких вспышек.

Зачалились, сняли мотор, открыли крышку, - ну, чего бы сейчас Муравьев сделал? Ведь он-то наверняка починил бы, надо только вспомнить его инструктаж подетальней, да основы жигулеводства. Все-таки отечественный таз – это школа аналитики, никакой немецкий-японский-корейский авто так логику не разовьет. Если сразу вырубился – либо перегрев, либо катушка, либо свеча. Катушки все рано нет, да и ломаться там особо нечему. Свеча легко вывернулась, я тихо прифигел. Стало удивительно, как мы вообще до этого заводились. Залил-то я ее уже последними попытками завестись, а вот такой нагар – это зрелище. Хорошо бы буржуи не додумались в обозримом будущем катализатор в лодочные моторы ставить. Поставили запасную свечу, отошли от берега. Со второго рывка мотор устойчиво затарахтел. Прицепились, пошли дальше. Уже перед Большим Солонцовым мне показалось, что движок изменил тональность. Пощупал вытекающую воду – температура вроде как и раньше, попробовал чуть сбавить обороты – заглох... Подергал для порядка – вспышек нет.

На веслах дошли до берега, встали. Вывернул свечу – мокрая, что понятно, но чистая вроде. Такое ощущение, что что-то перегревается на жаре под такой нагрузкой – бензонасос или еще чего, карбюратор например, тоже водой не охлаждается. Принял решение пока глубже внутрь не лезть, погулять минут 40, - раньше мы по стольку просто не ходили, да и погода много прохладнее была. Отошли от берега - снова завелись, решил поменять скоростной режим. Может, так лучше охлаждаться будет? Так в итоге и почапали дальше. А на полпути к Саган-Моряну включили ветер – встречный, причем резко. Отвязали всех, а сами рванули к мысу – паруса ставить да мотор снимать, а то транцем на волне очень сильно цепляем. Ткнулись в мыс, стали любоваться маневрами судов на море – «Ветер» явно обходил «Одиссея». Дмитрий Т., спросив, все ли у нас в порядке, двинулся дальше, а мы решили подождать еще Сергея и двигаться уже вместе. Рядом с берегом обнаружили сухой помет медведя – похоже, не сказки это. Димка полез на скалу, вид с мыса на горы – просто загляденье. Горы уже не такие холодные и суровые, все меньше снежников. Хребты пониже и более покатые. А на море – ветер и небольшая волна поднялась.

«Кто в океане видит только воду,

Тот на земле не замечает гор».

- как раз про такие моменты. Решил пока паруса не ставить – ветер вроде стихать начал.

Дождались Серегу, и вышли из-за мыса на моторе. Димка фотографирует и требует идти ближе к берегу – ищет какую-то нерпичью пещеру. Вышли за мыс – ветер вроде усилился. «Одиссей» заложил галс и стал удаляться, а я совершил ошибку, решив поставить паруса и снять мотор. Зачалились на крохотную прибойную полоску под стенкой, сняли двигатель и подняли транец. Вышли, и сразу услышали по рации удивление Сереги, - он явно рассчитывал прицепиться к нам на буксир, так как ветер слабел. Спустя полтора часа сзади вышла сине-черная грузовая туча. Ветра из-под нее было не много, зато двигалась она быстро и молнии смотрелись крайне эффектно. Ее явно выдувало из распадка, и куда она на море двинется – совсем не понятно. Решили не искушать судьбу и переждать грозу на берегу. Опять зачалились, и стали наблюдать за грозовыми разрядами. Минут через тридцать решили, что туча к нам не повернет, и, поставив мотор, взяли «Одиссея» на буксир.

«Ветер» пришел на метеостанцию на остатках ветра из-под грозовой тучи. Из-за большей парусности они успели уйти на несколько километров дальше, и решили, что гроза их достать не должна. Дмитрий Т. заплатил «благотворительный взнос» за нашу стоянку на территории станции, и в обмен на водку приобрел очень вкусную вяленую рыбу. С оставшейся бутылью пива – ну просто красота. Местный егерь сперва было предложил организовать нам экскурсию к истоку Лены, но, когда мы согласились, вдруг передумал, - испугался некого грозного научного сотрудника, который как раз сейчас там обретается. Оказывается, научные сотрудники даже могут кого-то испугать, - вот уж никогда бы не подумал.

Пройдено 33 км, большая часть под мотором.

 

 

24 июля, Вторник.

Поскольку экскурсия сорвалась – делать нечего, надо идти дальше. Снова штиль, снова мотор. Через пару часов немного подуло, причем попутно. Что конечно удивительно, попутно за поход дуло только раз, и то не долго. В этот раз чудо это тоже не особенно затянулось, зато дало возможность Сереге поставить новый генакер. Поставив его, он получил преимущество в 2-3 км/ч  перед нашим скромным стакселем. Когда ветер выключили, преимущество это было нами отыграно за 20 минут работы мотора, так что в июле на Байкале двигатель плюс стакан бензина эффективнее генакера.

Тем не менее, полного штиля не было, что позволило-таки нам 18 км пройти парусом (а «Ветра» с «Одиссеем» мы отцепили даже чуть раньше). Жары не было, изредка набегали тучки, из-под которых немного поддувало. На подходе к мысу Рытому ветер выключили, что позволило около часа понаблюдать его, - прочитал, что там техника без видимых причин ломается, и решил мотор на всякий случай не включать, дождаться ветра. Мыс полностью соответствует названию, - пересохшее на лето русло горной реки изрывает покатые склоны. Деревьев нет, только на самом берегу торчат два куста. Может, эффект самовнушения, но пока мимо шли – голова болела немного. Все местные не советовали там высаживаться, да и заповедник это, - прошли себе мимо.

Слева вдалеке появились отчетливые очертания гор – Ольхон. Понял, что очень соскучился по Ольге.

«Между нами – десять тысяч километров

Все перроны, перегоны да дожди...»

Но ведь если Ольхон – значит большая часть маршрута позади, должен скоро и обратный отсчет начаться.

Еще километров через десять – последний кордон заповедника, и, кажется, наиболее сложная и интересная часть путешествия позади. Есть четкое убеждение, что до МРС мы не доходим, надо будет разбираться-выбираться из Онгурена. Экипаж «Ветра» желает съездить в Листвянку, предварительно сдав багаж. В наши планы это не входит, мы слишком долго ехали на Байкал, чтобы на несколько дней раньше сойти с воды и отправиться по музеям.

Пройдено 35 км, 18 – парусом.

 

 

25 июля, Среда.

Утро началось с прохода стада коров через наш лагерь. Очень любопытные животные, все им интересно на вкус попробовать. Ну а наша ярко-оранжевая палатка – в самом центре внимания. Но если взять в руки весло и начать им размахивать над головой, вяло изображая ниндзю, буренки нехотя уходят, - видимо, и здесь успели познакомиться с продукцией Голливуда.

Уже почти перед самым выходом показался человек с ружьем, оказавшийся работником расположенного неподалеку хозяйства и неплохим рассказчиком. Он поведал, что: неподалеку в прошлом году медведь задрал лошадь-двухлетку, а весит она ого-го сколько. А пока ездили за подмогой с ружьями, - вернулся и больше километра ее до леса протащил. А вот еще недавно мужик из Ангарска с семьей лагерем встали, - тоже Михаил Иванович вышел. У мужика ружье с собой было, вот он всю ночь сидел, жег костер, горланил да головешки вокруг раскидывал. А ружье против медведя – это еще уметь надо завалить, иначе зверь рассвирепеет и еще хуже будет. Не уверен – не стреляй. Заодно поговорили и о мысе Рытом, - недалеко он совсем отсюда. Мнение было следующее: мужчинам туда ходить можно, ничего страшного. Только сходя на берег сам немного водки прими, да вокруг побрызгай – Бурхану. А вот женщинам – совсем нельзя туда, это точно. Хотя ходили туда геологи лет 20-30 назад, - бабка в деревне помнит, - сказали, что уран там выходит, вот и вся мол разгадка. Зверя там, однако, много. Ходили туда как-то охотиться, - решили зайти в то ущелье, да на полдороги вернулись, - страшно там очень, нечего там делать. Попрощались с мужичком, и вышли на воду.

Поскольку мы уже никуда особо не торопились, - Среда только, а до Хужира всего 30 км, решено день было посвятить парусному спорту, а мотор убрать в нос. Впереди нас ждали две отвесные стенки общей протяженностью 20 километров. Между стенками – уютная маленькая бухточка. Посередине второй стенки парусный спорт постепенно превратился в гребной, - в сторону стенки, чтобы мотор поставить. В одном месте стенка чуть отступала, - нашелся крохотный пляжик, куда по штилю вполне можно было воткнуться и установить силовой агрегат. Подцепили Серегу, и за час дошли до конца отвеса. Сразу включился встречный ветер, и оставшийся километр был-таки парусным. Пришли уже затемно. Вообще, за весь поход это был второй раз, когда не успели засветло разбить лагерь. Место «Ветер» выбрал хреновое – узкая полоска щебня рядом с рыбацкими избушками. Костер разводить не стали, - сварганили на газу одноразовой лапши и попадали спать. «Ветер» собрался утром идти в Онгурен разбираться, мы с «Одиссеем» решили еще побороздить воды Байкала.

Пройдено 27 км, мотором – 4 км.

 

 

26 июля, Четверг.

«Ветер» рано утром отчалил в Онгурен, а мы решили неспешно выйти ближе к обеду – нам спешить некуда. Подъехавший мотоциклист поведал Лене, что уехать из Онгурена сложно, а проще это сделать из Замы. Там машин должно быть больше, грузовиков в Онгурене не найти. Спустя пару часов «Ветер» вдруг вышел на связь и подтвердил эту информацию, - из Онгурена никто не везет, они перебрались на пристань Замы, прицепившись к моторке. Прикинули по карте, - до Замы около 20 км, - можно не торопиться, спокойно собираться. Тем более что мы с Димкой чувствовали себя неважно – Байкал, конечно, самое чистое озеро в мире, но в бухте нашей стоянки все камни покрыты какой-то тиной, и вчерашний чай с «Роллтоном» имел явные утренние последствия. Сергей отчалил около часа, а мы с Димкой, кряхтя, отошли около двух.

Паруса ставить не стали, баловство это в такой штиль. Нагнали-прицепили «Одиссей» и пошли на Заму. За Онгуреном – две стенки по 5 и 10 км, отделенные небольшой бухточкой. Около километра второй стенки были облеплены рыбаками со спиннингами, - явно турбаза какая-то рядом. Действительно, показалась и лодка, которая их высаживала. Видимо, мы вошли уже на территорию, где людей явно больше, чем медведей. Да и пейзаж сильно изменился, - после суровых и резких очертаний гор на севере, здесь – более мягкие, где-то даже Алтайские пейзажи.  Будто горы здесь намного старше северных, или климат существенно резче. Все-таки 250 км – это цифра.

Слева хорошо виден Ольхон, - мы в Малом море. Жара страшная, каждые 15 минут зачерпываю бейсболку воды и надеваю на голову, - помогает, но не надолго. Пристали в середине второй большой стенки, - хоть полчаса в тени провести надо. Справа в бухте показалась и исчезла пристань Замы, саму деревню с берега не видно. Решили пройти за небольшой отвес еще с километр, и встали на прекрасной косе из красивых бульников. Димка даже себе несколько штук взял. Перед косой под отвесом начал работать мобильник, - сделали необходимые звонки. В том числе человеку, который согласился выйти в субботу и принять наш груз для перевозки в Москву.

Подальше вытянули лодки, - завтра антистапель, и пошли к стоявшей неподалеку на пригорке «буханке», - может на нем и уехать получится. Выяснилось следующее: в деревне машин своих почти нет, а эта   гора – «переговорная», на ней только телефон и берет, сюда со всей округе звонить ездят. Все отзвонились родным, Сергей сразу же и договорился о машине на послезавтра из Иркутска. Жалко конечно, что грузовик, -70 км в кузове до асфальта – не восторг, но делать нечего.

Коса, на которой мы встали, отделяет Малое море от небольшого залива, который имеет свой понтонный причал. Видимо, до строительства ГЭС это было отдельное озеро, а теперь – бухты. Такая же история и у Заворотной бухты. Коса и берег очень чистые, дров, правда нет совсем, как собственно и деревьев. Степь кругом, днем здесь в теньке негде спрятаться будет.

Вечером в залив тихо зашла и причалила к понтону дорогая мотояхта. Вели себя пассажиры яхты тихо, ни с кем не разговаривали и старательно нас не замечали. Ну и ладно, лишь бы дискотеку на всю ночь не устроили. Но вели они себя смиренно, а утром очень тихо  завелись и отошли. Возможно, их озадачило ночное творение Серегой эпического полотна «Ракета на Луне», - он из ракетницы стрелял в Луну, а потом начинал искать фотоаппарат.

Из местных жителей за все время стоянки никто нас не посещал, - то ли жителей самих нет, то ли пристани им вполне достаточно. Зато вечером посетил барбос, который учуял остатки вяленой рыбы, подлез в закрытый тамбур палатки и успел ее обслюнявить, прежде чем Димка его заметил  впотьмах. Я пораньше отправился спать. А то утром в степи пощады от солнца не будет, а надо немножко оправиться от вчерашнего Роллтона.

Пройдено 20км, мотором.

 

 

 

27 Июля, Пятница.

Прекрасное солнечное утро, легкий ветерок,  день обещает быть жарким. С удовольствием умылся и окунулся, вода здесь явно теплее. Сергей прогулялся на «Переговорную гору» и озадачил нас известием, что водитель, найдя на карте эту самую Заму, наотрез отказался за нами ехать, - там дорога для танков только. Пошли обзванивать другие имевшиеся телефоны,  -  все однозначно отказывались соваться на эту грунтовку. Все были готовы приехать в МРС, а эти 70 км грунтовки как раз от МРС и начинаются. Подошли к приехавшей «буханке», на которой на переговоры приехала начальница турбазы. Она нас тоже не обрадовала: дорога действительно очень плохая, на турбазу постояльцев завозят только катером. На машинах ездят только по льду, на дороге огромные валуны и несколько перевалов. Про катер надо договариваться с катером, но стоит это больших денег. Можно попробовать подсесть на проходящий катер, но следующий будет только в понедельник, – завоз туристов только по будням. «Ветер» из Замы выбирался сегодня утром именно так, перед этим заночевав на пристани, им ну очень надо было попасть в Листвянку и в музей деревянного зодчества. Есть еще вариант выбираться через Хужир, но там можно сутки простоять на паромной переправе.

Стало ясно, что проще всего дойти самим эти 65 км до МРС. Ну что же, бензин еще есть, по 40- уже ходили, чего бы и 65 не пройти? Тем более что и дуть начало попутно. Сказано – сделано: быстрый завтрак, и, вместо вальяжной дневки-антистапеля – боевой клич «по матрешкам!» и в путь.

В третий раз за поход дул попутный ветер, целых три часа. Потом он стух и превратился в слабый встречный, - тоже терпимо, но уже мотор нужен. Cтарались идти по 2-3 часа, давая передышки и мотору, и нам. Если днем дорога, идущая вдоль берега, оставалась практически пустой, то к вечеру движение явно оживилось. В сумерках стало видно огромное количество костров на берегу. Чем дальше – тем больше, да и движение по дороге стало напоминать скорее Тверскую, чем проселок. Одно оставалось непонятным – что же так пугало всех водителей, мы же предлагали и компромиссные варианты,- забрать нас с середины дороги Зама – МРС? Неужели все десять водителей не в курсе, что здесь сотни машин проходят, и это не только внедорожники? Почему местные дорогой тоже не пользуются? Непонятно.

Вечером отдыхающие рьяно ставили сети, приходилось смотреть, как бы винтом не цепануть чего. Интересно, почему рыбнадзора не видно, - они так старательно рассекали на последнем кордоне, - местных поймать пытались. Только местные-то сеть не от жиру и не для забавы ставят.

Первый раз за поход пришлось идти в темноте. Димка надел фонарь на лоб, тумана не было, волна не очень большая. В какой-то момент экипаж «Одиссея» пытался заснуть, но после остановки они вроде разгулялись. У Сергея появилось какое-то бумканье в передней балке при буксировке. Скорее всего, ничего серьезного, сейчас уже проще дойти, чем причину искать. Жалко, что не удалось посмотреть на два поперечных мыса при свете дня,- должно быть красиво. Уставшие мы решили оставить на завтра последние 10 км и поспать часика 3-4. Выбрав точку, где было поменьше кустов и фар, направили туда катамаран. С воды до последнего казалось, что берег еще далеко, а приближающаяся в темноте полоска – довольно широкая коса. Димка, утверждавший, что берег еще далеко, случайно посветил фонариком повыше, и я ясно увидел полынь и крапиву на берегу крутого четырехметрового обрыва. Коса оказалась крохотной полоской прибоя, находящейся прямо по курсу совсем рядом. Скорость была не велика, и времени хватило, чтобы с матом заглушить и вытащить мотор. Таран берега к счастью не удался.

Стало понятно, почему здесь костров не было, - дорога идет по верху косогора, внизу – узкая загаженная полоска прибоя. Искать лучшее место сил не было, по быстрому поставили наверху палатку и рухнули спать. Сергей с Леной предпочли спать на катамаране.

Берег очень «обжитой», после девственно чистых пляжей северного Байкала, - совсем печальное зрелище.

За день прошли 55 км, 15-18 – парусом.

 

 

 

28 Июля, Суббота

Проснулись в 6:30, в 7 уже были на воде. Нам надо еще успеть разобраться и вещи сдать. Вокруг уже полностью жилой пейзаж, ЛЭП по берегу идет, людей полно. Ходят лодки, снимают сети. Берег заставлен машинами и палатками. Довольно комичное зрелище – с воды к каждому (!) кусту привязан тент, а рядом машины и палатки. И так каждые 20-30 метров, садоводческое товарищество напоминает. А вокруг – степь.

Ольхон уже совсем близко, пролив здорово сузился. Хорошо, что ветер не встречный. Уже в самом конце путешествия мы промахнулись на полтора километра. С воды я решил, что палатки и машины на берегу – это очередь на паром. Оказалось, что люди просто так отдыхают. Поставив палатки вплотную друг к другу. Через каждые 3 метра – следующая семья, рыба на веревках сушится. Когда мы подошли и ткнулись носом в берег, можно было наблюдать следующую эпическую картину нашего путешествия «Туземцы увидели корабли Колумба и прифигели». Со всех сторон к нам потянулись одетые в плавки загорелые люди. Время 9 утра, народ спросонья, и, по-моему, если бы мы на НЛО прилетели, то не много сильнее удивились бы. Серега потом посетовал, что для усиления эффекта надо было вчерашний ночной подвиг повторить – со всей дури в берег разогнаться.

Бухта была крайне привлекательная, но пришлось перейти-таки из нее поближе к парому. Хорошо, что ночью сюда не пришли, тут днем-то не сразу найдешь.

Пройдено 12 километров, мотором.

Ну, вот собственно и все, поход закончен. Разбираем лодки, пакуемся, находим на берегу грузовик и едем в Иркутск. До чего же уезжать с Байкала не хочется. Ветер задул, причем попутный J.

В Иркутске сохранилось огромное количество старинных деревянных домов. Ходишь по городу, как по музею. У нас в воскресенье было время перед самолетом, погуляли и получили огромное удовольствие.

 

 

Выводы:

1)                       Всем очень понравилось. Северобайкалье – это что-то такое, чего не расскажешь и на фото не передашь. Это самому надо попробовать

2)                       Мотор. В июле ветра очень мало, либо он сильный и штормит. Но на сильный ветер рассчитывать в июле не стоит. Егеря сказали, что в июле дует от силы несколько дней. Погода встает, и даже утренние/вечерние ветра очень слабые. Так что либо закладывать 3-4 недели, либо ежедневная многочасовая гребля, либо мотор. Ну, или сместиться по времени. Если смещаться – только в сторону августа. В июне мошка и медведи.

3)                       Бензин для мотора. После Северобайкальска бензин не купить до Онгурена. Нам немного продал на Заворотной Владимир Исайкин, за что ему еще раз огромное спасибо. Так что лучше брать бензин с запасом, его можно и на рыбу поменять при желании.

4)                       Преобладали ветра с юга на север. Боковой ветер был всего несколько часов. Но он и наиболее опасный – может резко усилиться. Хотя в июле это редкость.

5)                       Маршрут Юг – Север более привлекателен – идти из обжитых мест в первозданную тайгу. Но тогда надо возвращаться Кометой или ж/д. А Комета – это не очень надежно. Она и в шторм ходить не умеет, да и сама не первой свежести. А ж/д – 36 часов до Иркутска

6)                       Когда планировали поход, всплывал вариант пойти Листвянка – Ольхон или типа того. Хорошо, что не пошли. Если вдоль берега идет дорога – по определению грязь. Лучший способ испортить себе впечатление об уникальном и красивейшем месте.

7)                       Магазинов по пути не будет. Вообще. Никаких. Совсем. Мобильной связи – тоже.

8)                       Экспедиция с самого начала выглядела не дешевой, но оно того стоило.

9)                       Очень доброжелательный настрой егерей и местных жителей. Однако село Байкальское лучше обходить стороной - кто-то сказал, что село это – типа сто первого километра для стройки социализма. Спорное конечно утверждение. Короче, сброда везде хватает.

10)                   Стоянки в заповедниках лучше не планировать. Если уж встали – готовка только на газу, минимальное время стоянки. Если вставать часов на 14, с кострами, песнями и гуляниями, - то и наказание вроде как будет заслуженным. У егерей – своя служба. А у медведей – своя. ;)

11)                   Про многокилометровые неприступные стенки на всем маршруте: стенки, конечно, есть. Если смотреть в окно Кометы, можно заявить и про 20 км сплошного отвеса. На практике – при проходе стенки каждые 4-5 км можно найти место, чтобы аварийно зачалиться. Возможно, ночевать придется в лодке, но укрыться-починиться место найдется. Это же касается и ночных хождений – ночью такое место можно просто не заметить.

12)                   РЖД. Ну как тут без мата... Режим работы – исключительно для удобства самого РЖД. В обратную сторону воспользовались услугами коммерческой фирмочки, которая подъедается на задворках вокзала и согласилась пойти навстречу и принять груз до Москвы в субботу вечером. Но везли они его, правда, потом почти месяц.

13)                   Роллтон – это зло. Водка вкуснее и полезнее.

14)                   Байкал пытаются заточить «под интуриста». К счастью, традиционно нет дорог и полный швах с элементарным туалетом на дороге. Но на территории Листвянка-Ольхон цены на транспортные и другие услуги всячески стремятся задрать. Хорошо еще, что олимпиады там не предвидится.

15)                   Никакие Турции-Испании по красоте рядом не валялись с закатами в Сибири и на Русском Севере.

16)                   С названием лодки мы похоже определились.

 

 

Удачи!

Александр Яковлев, 2007

Об этом походе есть ещё один отчёт - С.Знаменского