Виталий Елагин

Победитель не получает ничего*

Сейчас в мире проводится много одиночных парусных регат, и благодаря рекламе и спонсорам эти соревнования достаточно известны. И как в своё время гонки чайных клиперов, они привлекают к себе внимание обывателей со всего света. И как в старые времена, гонки также имеют коммерческую составляющую. Раньше надо было первым доставить чай в Европу, сейчас уже не надо доставлять товар — надо просто его показать. Соревнования становятся профессиональными, правила участия, допуски всё более и более строгие, и как результат, который мы сегодня наблюдаем: участников всё меньше и меньше...

Блонди Хазлер, участник первой трансатлантической гонки, уже после третьей трансатлантки сказал, что организаторы гонок в погоне за коммерческой выгодой убивают дух одиночного плавания, и все думал о возврате к идее первой гонки, когда собираются яхтсмены, готовые выйти в океан на свой страх и риск, ради не только погони за скоростью.

И впервые "другую", в сравнении с современными, гонку через Атлантику организовали англичане в 2006 году, использовав в названии имя фолькбота Хазлера "Джестер" (Шутник). Тогда стартовало 10 участников, финишировало четверо, остальные самостоятельно вернулись в Европу или закончили гонку на Азорских островах. Никаких требований к яхтам и обмера, никаких призов и стартовых взносов. Гонка простотой правил привлекла внимание и российских яхтсменов. И если в первой никто не заявился, то в гонке "Джестер Азор Челленджер 2008" в списке участников появилось аж три россиянина! Учитывая, что до этого в одиночку в океан выходило всего шестеро яхтсменов из России, можно считать это "русским прорывом".

У каждого из нас был свой путь в Атлантику, и я буду писать о себе, в надежде, что и Михаил Солдатов и Алексей Федорук о своих плаваниях самостоятельно расскажут в открытых источниках информации.

Подготовка к "Азор Челленджер" у меня началась давно, но только за два месяца до старта стало понятно, что всё-таки я буду участвовать. В отличие от Алексея и Михаила у меня не было главного - яхты. И здесь я благодарен поддержке и помощи многих людей, и в первую очередь Дмитрию Игнатьеву, который рискнул дать мне на очень хороших условиях свою "Зееланну", и Станиславу Шестопалову, директору компании "Эксперт-марин", генеральному спонсору, который взял на себя основные финансовые расходы. Так сбылась моя главная мечта с подросткового возраста: я увидел океан! И познакомился с ним по-настоящему.

В начале мая я прибыл в Хельсингборг (Швеция), где экипаж яхты "Zeelanna" уже готовил её к океанскому вояжу. Яхта производила хорошее впечатление, хоть и стукнуло ей уже за тридцатник. Шведы в то время лодки делали добротно. Нет признаков осмоса, во время шторма палуба не течёт, разве что через вентиляцию и форлюк может попасть внутрь немного воды, и сальники надо регулярно подкручивать. Длинный киль, ложкообразный нос, яхтенная корма, навесной руль, при длине корпуса 7.7 м длина ватерлинии 6 метров, что обеспечивает прекрасную всхожесть на волну и сухую палубу практичеки в любых условиях. Такелаж и рангоут вселяют уверенность в судно, три штага, бакштаги, вант-путенсы закреплены надёжно, от беби-штага идёт струна на киль.

Но крепление бакштагов на кормовом релинге, который прикручен к фальшборту саморезами не очень хорошая идея. Прошлым хозяином был заменён носовой релинг, поставлен бушприт, на котором крепится стаксель на закрутке. Океанское плавание показало, что узел крепления штага к бушприту надо было внимательно проверять. Внутри при такой длине и ширине корпуса в два с половиной метра места достаточно много, всё продумано эргономично: носовой кубрик с гальюном, шкаф для вещей, кают-компания с раскладывающимися койками и съёмным столом, плитка, раковина, холодильник, полочки.

Снаружи два вместительных рундука, установлен обогреватель на керосине, и что важно, солнечная панель. Большое беспокойство вызывал двгатель; наш кок Михаил, по совместительству электромеханик, воевал с ним с переменным успехом. В конце концов он всё же заработал, хоть и генератор отказывался заряжать батареи.

Яхты класса "Amigo 27" строили на небольшой верфи на острове под Гетеборгом. Всего выпущено 165 яхт, проект оказался очень удачным, и многие компании в Дании и в Германии клонировали эту лодку. Насколько нам известно, специально по заказу клиентов две "Amigo" были дополнительно подготовлены для серьёзных плаваний. Одна из них - "Zeelanna", а на другой яхте один швед ходил в Атлантику, правда, более подробной информации выяснить не удалось. Так что океанский вояж был заложен в яхту ещё в момент рождения.

Учитывая свой скромный опыт одиночных плаваний, первое что было сделано — это приобретён электронный авторулевой и смонтировано ветроподруливающее устройство кустарного изготовления. Ветроподруливающее отняло очень много времени, заготовки я тащил аж с Краснодарского края, но в итоге, перо поломалось ещё до Плимута. Я как Хемингуэевский "старик" был уперт до конца, в Плимуте изготовил новое перо уже с рулевой коробкой, чтобы на волнении перо поднимать. Видимо, для той цели, чтобы, убедиться что идея работает, но кустарно и "очень быстро" такие вещи делать нельзя — ненадёжная конструкция получилась, после всё это пришлось демонтировать в океане.

Благодаря помощи экипажа, без этих ребят я бы физически не справился с подготовкой к регате яхты, мы благополучно достигли Шербура (Франция), откуда я и начал своё одиночное плавание.

Тернист мой путь к регате, и так случилось, что французские рыбаки заблокировали выход из марины, начав национальную игру под названием "забастовка", под предлогом активного влияния на мировые цены на нефть.

Конечно, я мог бы дождаться ночи, диверсантом потравить трос, который был перетянут через вход, но какая-то неведомая сила толкала меня на совсем неадекватные поступки. Днём, за час до полной воды, я завёлся и пошёл к рыбакам. Они, конечно, пробовали протестовать, что нельзя подходить к ним, но концы приняли, и я, в первую очередь презентовав бутылку русской водки, используя свой слабый английский, наперед зная, что французы этот язык знают никак не лучше меня, стал объяснять, сколько времени я готовился, что это просто all my life and my main dream, и т.д. Нервно стал звонить по телефону знакомым, и только c пятой попытки я дозвонился одному другу Сергею, попросил по-французски рассказать "фишеменам" о том, как важно для меня уйти в океан.

На что в переводе получил сногсшибательный ответ, что это невозможно, потому что они солидарны со всем светом, и что во "всём мире" заблокированы марины и т.д. Но водку взяли. Ну кто ж на глазах у всех откроет марину для одной яхты, другим же тоже важно уйти в море или вернуться в родной порт...

Я остаюсь пришвартованным к рыбацкому боту, очень внимательно наблюдаю за рыбаками. Через час они начинают открывать вход в марину, и в это время одна яхта уже "ждёт", дрейфуя у входа. Тихо отдаю концы, завожусь и в наглую направляюсь в море. Тут же "фишемены" перекрывают вход опять, пытаются удержать мою яхту за концы, на что я кричу, что это территория России, и они не имеют права меня трогать, и, спасибо малой осадки и длинному килю, благополучно выхожу из марины, слыша позади наверно мат на французском, и крича, что русские не сдаются, вспоминая "Варяг", ставлю в помощь двигателю стаксель. Я рад успеху, и готовлю грот. В это время, за мной в погоню устремляется рыбацкий бот и РИБ. В качестве защиты я достаю большой российский флаг, РИБ быстро настигает и горячие французы что-то крича на своём языке, начинают кидать стеклянные бутылки в борт яхты.

Честно, я такого не ожидал, и был не готов. Я имел один соус, в стекле, который бы с удовольствием тоже кинул, но учитывая, что я заграницей и не готов буянить, хоть и "это чем-то мне напоминает индо-пакистанский инцидент", теряюсь. Вспомнились французские забастовки и спалёные автомобили, и что яхта чужая, пытаюсь, подать вид что я сдался и разворачиваю яхту назад. Но в марину я не готов идти, и когда они это понимают, почти берут меня на абордаж, теперь я пугаюсь, как бы мне не разбили яхту рыбацким ботом. Видимо самый смелый француз прыгает на борт и меня берут на буксир.

Мне остаётся только отходить от шока: Европа - пиратство?? и без лишних действий наблюдать, как одна яхта благополучно входит в марину, а другая выходит (видимо "свои"), и как радостные французы показывают интернациональные неприличные жесты и что-то кричат, на самом деле на красивом языке, но видимо, не те слова. И вспоминаю, что там прописано в Кодексе торгового мореплавания и в международных правилах...

После того как меня пришвартовали к причалу, я заглушил двигатель, немного подумав, решил, играть, так играть до конца, отвязал швартовый и меня ветром понесло к выходу. Теперь время шока рыбаков, яхтсмены кричат браво и аплодируют, я спокоен. А после повторной швартовки я объясняю, что у них большие проблемы, что это криминал, что у них нет ни визы, ни каких либо других прав на арест (захват) российского судна, и что я иду в полицию. Тут уже без моего вмешательства прибывает береговая охрана, после подъзжают копы. Час они бездельничают, не понимают или делают вид, что не понимают, английский. Я тогда пытаюсь спросить, а где здесь российский консул, и только потом говорят, что об инциденте известно уже какому-то министру, что вечером выход откроют для всех яхт. Вот так в море из Шербура выбыло более 30 яхт-заложников, в том числе, как я узнал позже, и победитель "Азор Челленджер", Даниэль Катан.

Когда я прибыл в Плимут, об инциденте с рыбаками, как мне показалось, известно было уже всей Европе. Не только яхтсмены (а особенно Даниэль рассказывал подробности), но даже какой-то француз по имени Эрик, как я понял, специально нашёл меня в марине, чтобы извиниться за всю Францию. (На самом деле французы добры и отзывчивы. Когда объяснял им во Франции, что мне нужно, на английском, всегда старались понять меня, и я прекрасно понимал их ответы на французском).

Вспоминаю, с чего начиналось, и вот удивительно, я в Англии, 4 дня до старта одиночной гонки, впереди неизведанный океан, готовлюсь. Познакомился с Алексеем Федоруком, Роджером Тайлором (один из участников и организаторов регаты, полиглот, говорит немного по-русски), другими яхтсменами, потихоньку фраза: "spirit of Jester" приобретаeт для меня настоящий смысл, который даже сейчас я не могу выразить словами, но именно такой и должна быть одиночная гонка.

31 мая в 14:00 по британскому времени, в слабый встречный ветер от западного конца плимутского волнореза дан старт одиночной гонки по маршруту Плимут - Прайа де Виктория (о.Тейсера центральной группы Азорских островов). 39 яхтсменов на яхтах разного типа, но длиной от 20 до 30 футов, ждёт 1200 миль Атлантики. К сожалению, Михаил Солдатов по техническим причинам опоздал на старт и после совершит одиночное плавание длиной около 600 миль на юг по Бискайскому заливу. Алексея Федорука ждёт уже известный ему путь (в прошлом году Алексей вышел из В.Новгорода на Ньюпорт, но достиг только Азор), а у меня трепетное чувство радости и благодарность погоде, что позволяет привыкнуть к океану и оторваться от берега, дабы не было соблазнов свернуть с маршрута.

В ночь с 2 на 3 июня начинается шторм силой до 7 баллов. Очень холодно, не могу согреться. Слава Богу, яхта отлично идёт сама с закреплённым рулём. Я не раздеваясь лежу на койке, готовый в любой момент подняться наверх. На палубе делать нечего, да и просто сидеть очень тяжело. Изредка высовываю голову в люк, осматриваюсь по сторонам, страшно, и тут же прячусь. Как только представлю, что думал использовать электронный авторулевой по хорошей погоде, а в плохую рулить сам, если б так и пришлось, эту ночь я бы не пережил.

4 июня, шторм продолжается, теперь встречный, скрутил поворот на левый галс, чтобы стороной обойти Бискайский залив, иду на WNW, лавировочный угол более 140 градусов. Яхта ныряет по волнам, килевая, бортовая качка, подкидывает вверх, после яхта вниз летит с волны и, изредка с неимоверным грохотом разбивая воду, уверенно держит курс. Видимость не боле двух миль, волны лучше не видеть, холод меня убивает, ничего делать нельзя, пытаюсь лежать или изредка сидеть на койке. Странный звук заставляет выйти меня на палубу - оторван штаг (стаксель на закрутке). Убираю паруса, кидаю плавучий якорь с кормы. Пытаюсь временно штаг закрепить на бушприте. Это кажется невозможным. Первая веревка почти сразу же перетирается, и приходится начинать сначала.

Барабан закрутки разваливается на глазах, одной рукой прикрываешь голову от ударов штага, другой ловчишься его закрепить, стаксель уже наполовину размотался и активно "помогает" штагу проявлять свой характер. Уже погнут обтекатель штага, диск с барабана закрутки при мне падает в океан, пытаюсь распутать веревку с барабана, но разве это возможно? В конце концов что-то получается, я даже размотал стаксель по ветру и смог выдернуть его из ликпаза. Штаг закреплён, стаксель-фал временно вместо штага. Кажется вечность воевал, но прошло всего три часа.

Пройдена четверть маршрута, в голове идёт оценка ситуации. Скоба штага, которая крепилась к бушприту разогнута на 120 градусов, руками я её согнул обратно. Учитывая, что штаг крепится на бушприте, который не жёстко крепится к корпусу, а фиксируется за счёт такелажа, на волне, с такой скобой и нагелем на кольце - так и должно было произойти. По совокупности, я был вынужден признать, что к океану я не готов. И уже забыто, как я рвался сюда и хотел было идти даже на "микро", и отказался от очень многого и в жертву принёс интересы семьи, заработки последних двух лет, разве я помню сейчас, что кто-то верит в меня и поддерживает, и что Дмитрий, хозяин яхты, уже ждёт меня на Тейсере?

Надо что-то делать, я ставлю штормовые паруса, ветер сразу же значительно уменьшает свою силу и становится попутным. Это знак, и я продолжаю своё плавание по неизведанному.

Рано утром решаю выйти из голода и сделать себе чай. Но спирт в плитке вдруг заканчивается, я пробую заправить кассету, но из-за волнения большую часть проливаю мимо. Бросаю эту затею, спирт в канистре оставляю на пайоле в каюте, хвалю себя, что приобрёл небольшую газовую горелку, подвешиваю, ставлю заново чайник, но так и не дождавшись кипятка, меня вырубает и я ложусь на койку. Легче не становится. Казалось, что уже адаптировался за время перегона яхты к качке, но тошнит. Убираю спирт в рундук на палубе, надеюсь, что наверху будет легче. Почти вырывает (разве что нечем), какое-то непонятное состояние, организм почти что мёртвый, повисаю на кормовом релинге...

Через минут двадцать стало легче. Зачем-то решаю протереть солнечную панель спиртом, и тут обнаруживаю, что из двух литров осталось не более 800 грамм. Запах, конечно, давно не чувствую, серьёзная ошибка, оставить якобы закрученную канистру внутри яхты, могла бы обойтись и дороже. Поднимаю пайол, из килевой ямы несёт так, что слезятся глаза, включаю помпу в надежде что с водой за борт уйдёт часть спирта. Больше суток спирт выветривался, и я боялся быть внизу.

В этот же день пришлось лазить на мачту, благо погода хорошая, приподнимать краспицы выше. Первый опыт подъёма на одном жумаре. А ведь как-то думал, что надо попросить туристов научить этому делу на берегу... Пришлось отказаться от страховки, так как я не смог её грамотно приладить к системе.

6 июня Максимка (так зовут моего авторулевого) доел первый аккумулятор. Батареи, вместе с солнечной панелью, хватило чуть меньше, чем на половину маршрута. Перекидываю клеммы бортового питания на второй аккумулятор, солнце оставляю на первом.

Через полтора суток сел второй аккумулятор, без солнечной панели надолго не хватает, включаю, третью, последнюю батарею, скоро понимаю, что она "мёртвая", и дабы хватило третьего аккумулятора, чтобы хоть немного зарядился первый (пасмурная погода), сам стою на вахте, стараюсь по 4 часа через час. Хорошим стимулом является яхта, которую я вижу на горизонте, догоняю, оставляю по корме. Правда, завтра она уйдёт вперед. На одном чае меня и последнего аккумулятора хватает на сутки. Теперь я слежу за солнцем, стараюсь не переключать батареи чаще, чем раз в сутки, стою на руле. По очереди один аккумулятор заряжаю панелью, на другом едет Максимка.

В этот же день посреди океана, когда я уже собирался пойти часок поспать, справа по борту заметил танкер. Через двадцать минут в непосредственной близости он изменил курс вправо, дабы избегнуть столкновения со мной. Окончательно стало ясно, что уж точно "ты не плачь и не горюй, моя дорогая, если в море утону — значит судьба такая".

11-го утром пошло усиление ветра, считываю по признакам — идёт циклон навстречу, я уже измотан, не выспавшись, всё больше устаю, за рулём "огни в моих топках совсем не горят" и четырёхчасовую вахту "я больше не в силах стоять". В этом плавании меня спасают песни. Никогда такого не было, а тут вот пою регулярно, хотя полностью вспомнил только один текст. И чем ближе к финишу, тем чаще вылезают наружу эмоции, аж петь и плакать хочется. Уж стараюсь грустных песен не выбирать - не помогает, такое вот настроение.

К ночи раздувает, ветер 7 баллов, на шквалах до восьми. Зарифленная яхта идёт сама, но я полуживой. На качке отдохнуть, поспать просто нереально. Наружу лезет раздражение, на любых мелочах. Вспоминаю себя года хотя бы два назад, если б я тогда оказался в таких условиях? Ведь стал всё ж таки спокойней, но сейчас не могу совладать с собой. То вдруг мат в никуда, то на кого-то ругаюсь: "ну, тля, можно быть человеком, ну хоть, твою дивизию, чуть-чуть дайте поспать!!" Расстояние до финиша сокращается, но расчётное время прибытия всё увеличивается. Ночью убрал стаксель, яхта идёт под одним глухо зарифленным гротом в бакштаг. Чуть рулю, чуть оставляю рулёжки яхте. После прохождения фронта со шквалом и дождём, решаю отдохнуть, и для надёжности удержания курса ставлю на руль Максима. Я чуть поспал, но всё-таки Максим попал под дождь.

В 9 утра он разбудил меня поворотом через фордевинд. Освобождаю Максима. Ветер стихает, отдаю рифы, меняю штормовой стаксель на геную. Думаю отдать руль Максимке, но он истошно пищит, пишет: "1000", запотевает и отказывается работать.

А с погодой всё происходит между прочим так, как я и думал. Ветер стихает, волна остаётся, паруса хлопают, несёт назад. Мог бы подождать, нет, я убираю паруса кидаю плавучий якорь, тут же его поднимаю, ставлю грот, стаксель, беру на гроте риф, меняю стаксель на штормовой, иду в бейдевинд левого галса. Час сна на "нормальной" качке приводит меня в норму. Последние 13 миль - лавировка, и хоть "Зееланна" не лучший лавировщик, но мы стараемся. За 2 мили до финиша ветер стихает окончательно, и как мне не хотелось, но вдруг, как будто это гонка "вокруг палок" или я нагоняю соперника, бегом меняю штормовой стаксель на геную, быстрее не бывает.

13 июня в 23:29 по Гринвичу я пересекаю финишную линию. К большой радости и удивлению, предварительно открыв декомпрессию и раскрутив двигатель, завожу таки его и иду в марину. Там меня встречает стакан красного вина и сэндвич от английских яхтсменов, уже ранее финишировших в "Джестере", и Дмитрий, которого пугали, что яхта у меня не быстрая, и ждать меня минимум ещё неделю.

На следующий день утром приходит Алексей Федорук. 16 июня вечером, он единственный, кто получает приз этой регаты - серебряную монету, в честь того, что у Алексея яхта сделана своми руками. Больше всего англичан "убивает" тот факт, что карабины и 1500 шурупов Федорук сделал своими руками! 17 числа в 14 часов Алексей уходит на Ньюпорт, 7 футов под килем и попутного ветра! Когда мы на лодке Доминика вышли в океан проводить "Фасон" в дальний путь, я для себя всё понял: "я сюда ещё вернусь, нужно только выбрать день"...


* Название сборника рассказов Э. Хемингуэя.
В немного сокращенном виде опубликовано в журнале «Катера и яхты» № 5 (215), лето 2008 г.
(прим. автора)