Владимир Глухов

Применение арматуры в парусном деле

или

НИКОГДА НЕ БЕРИТЕ НА БОРТ ПОСТОРОННИХ !!!!!

Место действия: побережье Японского моря, район Славянки, бухта Табунная.
Время действия: середина августа 2007 года.

Веселая компания из 15 человек (включая 4-х детей) отдыхает на берегу моря при внушительной флотилии, состоящей из тритоновского «Циклона», тритоновской же «Ладоги» под парусом, просто «Тайменя-3», каяка и кучи надувнушек. Все бы хорошо, но ветерок какой то дохлый уже дней 5.

И тут задуло… Метров 10… А на порывах… Ну и полетели. Сначала одна компания на «Циклоне» со свистом часа полтора. Потом другая столько же (народу то много). К концу третьего часа на таком ветерке адреналин у капитана выделяться практически перестал, а на очках осело столько соли, что они с носа сваливаться начали. Практически на последнем издыхании подгребаю к лагерю, а там…

Давно уже в компании шли разговоры о том, что неплохо бы на камаране народ катать и тем неизбежные на берегу моря алкогольные расходы компенсировать. Да все как-то руки не доходили. А тут с веселым визгом подбегает к приставшей лодке девица из нашей компании, и сообщает, что нашла наконец-то клиентов. И действительно, топчется на берегу юная влюбленная парочка. А на румпель со шкотом уже глаза не смотрят. Да еще матросы мои штатные куда-то разбрелись, кто по еду (это жена), кто по женщинам (это Андрюха) и со мной ехать никто больше не хочет. А влюбленная парочка смотрит большими восторженными глазами… В общем плюнул я, выматерился про себя и развернул лодку носом к морю.

А отход надо сказать нетривиальный. Сначала маленькая приглубь, потом длинная (метров 50-70) мель, причем сначала песчаная, а дальше уже неплохие камешки попадаются. Прибой соответственно ведет себя совершенно непредсказуемо. Ветер, правда, вдоль берега, так что галф-полный бейд вроде бы нормально, но вся отмель усеяна головами купающихся, и на таком ветре без шверта (и без матроса) запросто можно въехать кому-нибудь пауком по черепу.

Ну да ладно, от берега отпихнули добрые люди, шверт притопил и таль в руке (в третьей) держу, едем-едем, вроде кончилась зона прибоя, шверт до упора – полетели! Есть в бухте остров километров 5-6 от берега, уговор до него и обратно, туда полный/острый бейд, обратно галф-бакштаг, в общем-то семечки, сорок минут делов на таком ветре. Парочка обнимается у мачты, лодка весело шлепает баллонами по волнам, рангоут свистит, стаксель гудит, брызги во все стороны, и вообще, полный пердимонокль.

Только вот ветер похоже свежеет и заходит от берега, да еще какие-то странные звуки доносятся из-под трамплина (пока списываем на приличное волнение).

До острова доехали, кручу оверштаг – не крутится ??!! Еще раз – даже в левентик не встает. Хорошо, ничего не понимаю, но крутим оверхвост (а уже больше десятки), встаю в бейд другого галса и вижу, ЧТО НОС СМОТРИТ ДАЛЕКО МИМО БУХТЫ !!! Ну не настолько же ветер поменялся. Опять ничего не понимаю, кручу уже головой во все стороны, взгляд падает на кильватер и только тут до меня доходит, что ШВЕРТА У МЕНЯ НЕТ !!!

До берега 5 км, ветер все увереннее переходит в отжимной, на борту я и пара чайников.

Ну что, спасение в скорости. Паруса в оптимал и ручку телеграфа на «самый полный». Парочка аж визжит от восторга (слава богу ничего не понимают). Сколько сделал галсов (через хвост) и сколько времени прошло не помню, как-то не до того было, но наблюдатели потом сказали что много. Однако берег постепенно приближался, и, наконец настал момент, когда лодка влетела в ветровую тень скального обрыва на краю бухты. Все сразу стихло. Тут уж выдергиваю рафтовые весла из карманов, сую одно парню и что-то ему говорю (что, опять не помню, но мужик схватил весло, и начал грести так, как будто за нами акулы гнались). Ну и прибились мы наконец к желанному берегу.

Первым делом лезу под лодку и вижу болтающийся на тали шверт. Облом прошел наискосок через ось, размолотило стеклоткань вдрызг на верхней части (жалко фотографий нет, цифровика под рукой не было).

Прибежали ребята, отбуксировали все это безобразие в лагерь. Сели под тентиком, шверт рядом положили - душераздирающее зрелище. Трубки изъедены коррозией напрочь, от верха шверта мало что осталось, а до конца отдыха еще дней десять. И как жить?

Ром «Капитанский» - лекарство от всех болезней. Сидим, по стакану, сидим, по второму, потом бутылка кончилась. Пока юнга бегал за следующей, взгляд вдруг упал на арматурину, что стояла рядом с обломком шверта. Взяли и засунули в прогнившую трубку. Входит. И выходит. Замечательно выходит… Задумались…

Ну Андрюха-то инженер – механик, думал всю ночь. И придумал. С утра смотались в Славянку, купили много-много эпоксидки и «холодной сварки».

Результат: забили в прогнившие трубки по куску арматурины (сверху и снизу), получился некий каркас шверта, потом залепили все раздолбанные места «холодной сваркой». Сверху обмотали все это дело стеклотканью (парашютная ткань на эпоксидке, 4 слоя). Потом долго-долго все это дело шлифовали шкуркой, дабы влезло в штатный размер (на все про все ушло 2-е суток). Т.к. масса шверта увеличилась, пришлось слегка переделать и систему проводки

И вот на этом безобразии доездили до конца отпуска как маленькие зайки, хотя ветра были весьма и весьма приличные. Правда когда лодку разбирали уже обнаружилась на шверте трещина в стеклоткани как раз по оси, но сама конструкция была практически незыблема. Мы потом еще на этом же шверте сезон закрывали на ветре 12-15 и озеро мелкое. Ух!!! Ну появилась еще одна трещинка и мелкий люфт по оси. Но разрушить эту хрень по-моему уже практически невозможно.

Вот. Правда сейчас купил у «Тритона» новый шверт для «Ветра» и хожу на нем, а тот про запас (тяжелый все-таки). Пока нареканий нет.

Резюме: где оно поломалось – до сих пор для меня загадка. Либо на мели при отходе посадило на камень между волнами (но я не почувствовал удара). Либо просто прогнившая от морской воды конструкция поломалась от скорости ??? Особой опасности то не было, при самом плохом раскладе просто прибился бы по ветру к острову (там люди стояли), а потом при перемене погоды вернулся домой. Но интересно же??? Ваше мнение ???