Евгений известен среди парусных туристов Украины своими походами «за три моря» - Азовское, Черное, и (последнее достижение, уже после описываемого похода) Эгейское, у нас он был штатным реммастером, фотографом, оператором, а также главным романтиком и авантюристом; Сергей – многократный байкалопроходец, на протяжении всего похода он вдохновенно занимался электричеством и обустройством жилого пространства на борту и на суше, постоянно нес караул в лагере, будучи владельцем единственного на всю команду ружья. У всех у нас свой опыт и устоявшиеся суждения, кроме того, различия в возрасте и крайне самобытные характеры - иногда по вполне невинным вопросам на борту разгорались обсуждения вполне в духе собравшего нас форума. Но в целом команда получилась. Хотя иногда я мечтала безотносительно к этой матерой парочке о теплом, толстом матросе непременно женского полу, которая бы не пыталась отобрать у меня пассатижи, хорошо готовила и помнила бы, в какой герме лежат чайные девайсы. В реале мы впервые встретились только в Хабаровске, на старте. Обосновались по предварительной договоренности в яхт-клубе, за что огромное спасибо яхтсменам "Водника" и лично Сергею Долженко. Добираться до Николаевска мы предполагали на скоростном метеоре (ходят ежедневно), это заняло бы сутки. Но нам архи-не повезло – лето было очень засушливым, вокруг горели леса, а Амур пересох настолько, что сообщение метеоров прекратилось. Такой низкой воды речники не помнили за последние 35 лет... Жара в Хабаровске для меня была самым страшным погодным испытанием за весь поход. Всю неделю хотелось на север, во льды.
В 2007 году выходили из Комсомольска.
Прошли 700 км вниз по Амуру своим ходом.
В качестве единичного
опыта это было интересно. Амур – красивая река, действительно очень
большая. Берега в основном – поросшие лесом сопки, иногда низины с
болотиной. В нижней части широко разливается, образуя многокилометровые
равнины среди островов. Амурская вода очень грязная, к сожалению – гадят
туда и китайцы, и наши. Местные летом пойманную в реке рыбу едят, зимой
воздерживаются («воняет фенолом»). Без комментариев.
При попутном ветре легко
проходили 100 км за световой день; при смене ветра темп сократился, но
оставался достаточно хорошим, не меньше 100 км в сутки даже в
штиль без использования мотора: течение стабильно добавляет 4-6
км/ч.
Основная опасность на реке - метеоры, из-за которых рулевой постоянно находится в напряжении. Между его появлением и расхождением часто проходит меньше минуты. Сильно уклоняться от фарватера тоже не хочется из-за многочисленных мелей.
Несколько раз днем проходили грозы. При ветре-низовике (дующем
против течения) поднимается короткая крутая волна. Мы наблюдали волну не
больше метра, опасности она не представляла, но сильно замедляла
ход.
Перед Николаевском начинаются угодья браконьеров, по всей ширине
реки попадаются многочисленные сети, растянутые на мощных тросах. На
лавировке в свежий ветер приходится вписываться, выслушивая пожелания
собственно от рыбаков.
В Николаевске всемогущие хабаровские яхтсмены определили нас на базу судостроительного завода. На базе мы пренебрегли пирсом и во время бункеровки роскошно расположились на маленьком пляже посреди мусорки, между куч металлолома. По поводу пограничников: год назад, несмотря на поданные заранее документы, разрешения на плаванье мне не выдали (предположиельно, запрос потерялся во время смены руководства). Перед выходом в николаевской погранчасти нас мариновали два дня, в итоге оформиться на месте не удалось и мы ушли нелегально, ночью. В этом году проблем не было.Разрешение получили по почте в срок. В Николаевске береговая охрана применила к нам прогрессивную стратегию, "все для клиента" - для моей поездки в часть и обратно даже выделили машину - в обмен на обещание фотографировать все встречаемые суда и запоминать, где ловят калугу.
На выходе из лимана катера береговой охраны дежурят на мысе Пронге и в районе Новопокровки, но они заняты браконьерами и разрешений у туристов не проверяют. Дальше постов нет. Поэтому процедура выпуска носит несколько рудиментарный характер. Яхтсмены, идя на Шантары, насколько я знаю, чаще всего не оформляются. Портовый досмотр мы не проходили. Амурский лиман – место для навигации нетривиальное. Он представляет собой мелкую, в отливы частично осыхающую лужу 30-80 км шириной. Дно песчаное, фарватер меняется каждый год. Со стороны Сахалина глубины логичные, с увеличением по мере удаления от берега. Но в районе устья Амура и дальше на север акватория – это череда осушек и банок. Не сказать даже что есть мели – просто кругом одна сплошная мель с узкими проходами. Проходы иногда идут под самым берегом, иногда уходят на несколько километров в море в обход банки. Местные лодки ездят по GPS-трекам. Глубины береговых проходов достаточно для движения моторок, но нам ее не хватало – даже при полной воде руль почти всегда находился в полувсплывшем состоянии, причем не только супердлинное перо «Гоблина», но и относительно короткое – тримарана Фрези Грант-22 год назад. Основной судоходный фарватер, фарватер Невельского, идущий из Амура на север, от Пуира уходит далеко в море. Он давно не проставляется и для судоходства практически не используется. Навигационная обстановка по пути на север вдоль материка заканчивается на Амуре. Еще одна особенность лимана – заездки, промышленные сооружения для ловли рыбы. Заездок представляет собой линию деревянных свай с растянутой между ними сетью, которая тянется от выступающего мыса. Рыба, идущая на нерест, стремится обойти его и скапливается у оконечности заездка, где попадает в загон-ловушку. Из ловушки ее поднимают лебедками.
В 2007 году, двигаясь ночью от Николаевска, мы едва не заехали в такую ловушку, обходя мыс Чныррах. Толстые деревянные столбы внезапно выплыли из темноты в нескольких метрах впереди и справа по ходу движения. Хорошо, что ветер был встречным, успели развернуться, увалившись до фордака. Выйдя в лиман, мы в полной мере оценили другую особенность – малые глубины, на отливе превращающиеся в обширные банки. Из устья Амура вышли по полной воде. Участок до Пуира, где фарватер идет относительно ровно и в прилив можно напрямую резать мысы, проскочили без проблем. К вечеру раздуло свежий ветер и короткую встречную волну. Продолжая идти в лавировку, мы попытались «угадать» фарватер, обозначенный на карте. Тем временем начался отлив. Сначала цепляли дно рулем на каждой волне. Потом руль всплыл. Мы попытались вернуться, но сзади глубже не было. Тогда организовали пешую разведку по нескольким направлениям. На сотни метров вокруг глубина была примерно по колено, с небольшими вариациями. Попытались толкать тримаран к берегу. Вода уходила. Тримаран, даже без трех человек на борту, скреб центральным баллоном по дну. Потом он осел на дно. Справа обнажилась длинная череда банок. На банках росла трава. По ним ходили чайки. Прилив должен был начаться глубокой ночью. Тем временем небо быстро затянуло до горизонта полосами низких темных облаков. Облака летели навтречу со стороны моря. Мы ходили на банки на экскурсии. Господи, страшно подумать, что сказал бы Беликов. Интересно, как же они здесь шли? Наверняка, с безукоризненной точностью, следуя неведомым мне законам хорошей морской практики и косвенным признакам вроде цвета воды, незаметным мне. Тримаран лежал на осушке, прикрытой несколькими сантиметрами плещущейся ряби. Я мысленно убивала себя апрумпель. После ужина завели якорь и забились на ночь вчетвером в палатку тримарана. Для этого часть вещей пришлось выкинуть на палубу. Утром пришла вода, с приливом усилился северный ветер. Высунувшись на палубу, я обнаружила, что тримаран пляшет на короткой метровой волне. Дуло около 10 м/с. Полз туман. Выбрав якорь, мы смогли свободно идти на ближайший мыс, где находилась деревня Макаровка. Банка скрылась под глубиной не меньше метра. Причалили за несколько минут до того, как все вокруг стало утонуло в сплошной белой пелене. |
2007. На выходе из лимана поражает обилие жизни. Плавники маячили в прямой видимости постоянно. Черные косые плавники касаток, белые спины играющих белух, круглые надутые нерпячьи мордахи. Рыба шла в реку на нерест, на входе в лиман ее уже ждали. Но помимо разнообразной живности, море встретило нас тогда полутораметровой зыбью и низкими темными облаками. В районе мысов у острова Чкалова зыбь перерастала в классический сулой с обрушивающимися гребнями. Через несколько часов после выхода в море раздуло до 5-6 баллов. Носы стали зарываться по носовую балку, взяли рифы. Дул свежий юго-восток, шли чистым фордаком, со скоростью от 10 км/ч на подъеме на гребень до 14 км/ч на спуске. Волна выросла до двух метров, тримаран сильно заливало: вода попадала ведрами внутрь палатки, хлестала в кокпит через шнуровку. Из-за неправильно установленных шпигатов в кокпите постоянно плескалось по щиколотку. Но ход тримарана был уверенным и стабильным, волна мягко подныривала под корму и прокатывалась под тримараном, гребень уходил под трамплин. Ближе к вечеру ситуация стала неприятной. Команда откровенно мерзла. Берег, вдоль которого мы шли - низкий пологий каменистый пляж, полностью открытый прибою и лишенный каких-либо укрытий. Впадающие реки очень маленькие, без возможности захода. Цель перехода – мыс Литке, убежищем считать было тоже нельзя. На мысу есть бухточка, но от ветров восточных румбов она не защищена. К тому же, вход в бухточку закрыт осыхающим рифом, возле него крепко месит. До «конца света» оставалось четыре часа, до Литке 40 км. Заходить в незнакомую бухту перед темнотой и при большом волнении не хотелось, а идти штормовать в холодное море на лодке, где негде спрятаться от воды, просто не хотелось. Очень не хотелось. Погода продолжала портиться – дуло уже, вероятно, больше 15 м/с. С гребней начало срывать пену, она пошла по склону полосами. Темные низкие облака затянули все небо – маленькое голубое окошко над морем, источник надежды с момента выхода в море, исчезло. С берега летели белые клочья тумана. Решили выбрасываться на пляж. Привелись до галфинда - лодка рванула, кренясь, зарифленного на две полки грота стало много. Перед выброской на камни стали убирать пристяжные дюралевые шверты – для этого Роману и Алексею пришлось покинуть кокпит и полностью перелезть на аутригеры. Несколько минут они боролись со стропами-стяжками, подсдувая при этом аутригеры (иначе шверты не провернуть) и регулярно скрываясь по пояс в набегающем гребне. Перед выброской отдали якорь. Прибой оказался меньше, чем казалось на подходе: волны шли вдоль береговой линии и заворачивались в лоб только у самого пляжа, это их отчасти гасило. Серфинга не было, почти до упора летели лагом к волне, на берег выскочили довольно мягко, без ударов. В прибое тримаран поколбасило, но назад не стащило и не развернуло. Разгрузив, вытащили его с перепугу в несколько приемов на самый верх – туда, где заканчивалась галька и росла трава. Несколько минут не могла убрать грот – вырывало ветром. Устроили большой костер, долго сушились и грелись. Выбросились мы возле заброшенной деревни Коль-2. Оказалось, что мы встали на узкой косе, отделенной от берега речной протокой и заваленной разнокалиберным плавником. После ужина обнаружили огромного медведя, переходящего протоку вброд в нашем направлении. Увидев нас, медведь спокойно развернулся и ушел обратно в тайгу. Ночью ударила гроза. Хорошо ночью в грозу на суше. На следующий день ветер ослаб, но погода оставалась противной.. Небо было по-прежнему затянуто серыми тучами, с берега все еще летели клочья тумана. Устроили дневку, пошли на экскурсию в заброшенную деревню. По дороге Аня увидела метрах в двадцати от берега огрызок сети с запутавшейся маленькой нерпой. Лысая башка то появлялась, то исчезала под очередной волной. Пришлось Алексею ее спасать. В гидре он героически пробился через накат и со второй попытки разрезал сеть, ругаясь с нерпой и уворачиваясь от укусов. |
В 2007 мы зашли на Литке на пути обратно в Николаевск. В тот день погода уже наладилось - было солнечно и даже как бы тепло, особенно на камнях в бухточке. Тогда ребята ходили искать малину, а потом Рома в гидрокостюме плавал с нерпами и фотографировал подводные камни. Нерпы, похоже, принимали его за своего очень изможденного сородича и не разбегались. А я ходила по фантастически красивому пляжу, пинала каменюки и депрессовала из-за преждевременного схода с маршрута. Общаться с местным населением не хотелось. |
В 2007 году залив стал конечной точкой маршрута, от него повернули обратно. Но кроме того, залив запомнился чудовищным количеством рыбы. Шел небывалый, огромный нерест. Встали мы поздно и до речки добрались уже по темноте. Пошли за водой. Все перекаты забиты кетой. Мертвой рыбой завалены берега. В устье, перед впадением в море, дна не было. Сверху громоздились живые и полумертвые, вперемешку, сплошные горбатые спины переливались под светом фонарика. Это была последняя волна нереста, когда осенняя кета, уже ослабевшая, ломится, не глядя, в любую речку... Все это природное изобилие оставило странное впечатление. |
Обратный путь по лиману в 2007 году не обошелся без приключений. Ко входу в лиман мы подходили 19 августа при ясной погоде и по штилю. Остров Байдуков обошли с внутренней стороны – заливом Счастья. По площади залив намного меньше лимана, тем не менее вмещает в себя всю его навигационную специфику. Ничтожные, в среднем до метра, глубины, осушка, дно, поросшее водорослями. В заливе Счастья мы подняли алюминиевые пластины-шверты, и более не вспоминали о них до конца похода. На подходе к лиману, в районе мыса Меньшикова, штиль за несколько минут сменился крепким ветром точно в лоб. Поднялась крутая волна – не больше полуметра и очень короткая, с крутым шипучим барашком. На волнах отражалось и играло солнце – открывшееся устье казалось золотым. Шел отлив, начали сплошь скрести дно. Встали на Байдукова, решив дождаться обещанного в таблице подпора и пройти после самый неприятный участок - до Пуира. Скорость ветра наводила на мысли – я мрачно пронаблюдала крачку, летевшую хвостом вперед, а также туалетную бумагу, которая вырвалась из рук и вознеслась в небеса, грациозно извиваясь. Ветер дул из лимана, расходясь на выходе веером – для нас он был встречным. Подпора оказалась более незначительной, чем можно было ожидать по таблице – на пике уровень воды не дотягивал даже до того, что был обозначен палочкой при причаливании. Учитывая общую неприглядность, решили заночевать на Байдукова. Дальнейшие злоключения помимо упоминавшегося лоцманского кретинизма связаны со временной спецификой графика приливов. Во второй половине августа приливы в лимане принимают неправильный полусуточный характер, с большой полной водой рано утром и малой – во второй половине дня. Далее каждые сутки время большой воды сдвигается примерно на час назад. С 19 по 22 августа, время нашего прохождения лимана, разница между большой утренней/ночной водой и малой дневной оставалась значительной – фактически в светлое время вода оставалась равномерно низкой. А поскольку известные нам ориентиры все были визуальными, GPS-привязок не было, ходить ночью мы не могли. Пройти обратным треком тоже не удалось бы, так как вода в ходовое время оставалась низкая – пройти можно было бы строго фарватером – при условии, что знаешь его. К закату ветер не ослабевает. Вызывает опасение тримаран, лежащий на осушке. Тримаран груженый, тем не менее наветренный аутригер задран вверх, несмотря на дополнительную прижимающую его расчалку, крепко задувает под трамплин, который раздувается парусом. Встаю на аутригер – никакого эффекта. Из опасения, что ветер еще усилится и перевернет судно, заново насмерть растянули его на якоре и двух расчалках. Следующий день начался при низкой облачности и слабом северо-западе. Из дневника. Вода с утра ниже, чем вчера при подходе. однако светло и нет ветра. Проскочим? Отходим на несколько километров по предполагаемому фарватеру, садимся на мель. Пытаемся сойти, мель усугубляется. Расходимся по сторонам в пешую разведку, я щупаю впереди, Алексей мористее, Роман к берегу. У меня все плохо, по колено - по щиколотку, возвращаюсь к тримарану, у Алексея аналогично. Роман убежал за несколько минут в точку. Вроде обговаривали расстояние «голосовой связи». Или – нет? Тем временем погода меняется. С берега по небу идет чернота. По низу – туман. Орем в сторону двигающейся черной точки, хором и по очереди. Не реагирует. Непонятно маячит, то ли стоит, то ли удаляется. Чернота подходит, за несколько минут раздувает до барашков. Роман без спасжилета. Настоящие капитаны такого не допускают. Настоящие капитаны раздают четкие указания, и делают это вовремя. Видимость начинает падать. Врубаю мотор, с перепугу на полные обороты. Рулю на черную точку. Не потерять бы, блин, из виду. Глубоко... Глубина дальше увеличивается! Должен быть отлив. А воды становится больше. Нагонная? Уже раздуло барашки, между гребнями мотор рычит, цепляет винтом песок. И все же воды много. Роман стоит по пояс, скрестив руки на груди. Поскольку на себя ругаться как-то глупо, нецензурно отрываюсь на Романе. Потом будет стыдно. Роман обижается, залазит на борт. Все, на сегодня хватит! Едем ночевать опять на Байдукова, ввиду плохой погоды и прогрессирующего отлива. Ветер и дождь... 21.08 Опять идем на прорыв. Утром погода хорошая, но воды мало... Снова пытаемся следовать прошлым путем, правя на остров Коврижка (как оказалось, при невысокой воде - неправильно, возле Байдукова канал извивается). Впереди видим бесконечные осушки. На осушках трава и нерпы. Возвращаемся в исходный пункт, к поселку, с него уходим мористее. Ищем дальний фарватер, идем под мотором, рулим в море, ориентируясь по карте и по цвету воды. Какое-то время получается. Потом теряем глубину. Опять находим. Двое постоянно сидят на аутригерах и промеряют глубину веслами. Выше лопасти – хорошо, ниже – орут «Мелко!». Пока выше колена, идем. Орать обычно начинают одновременно, после чего рулевой начинает метаться в разные стороны, пока винт не упрется в песок.. Когда фарватер окончательно потерян – аутригерные расходятся в разные стороны на пешую разведку. Лодка толкается туда, где кажется глубже. В итоге глубину окончательно потеряли. Справа и слева открылись обширные осушки. Нас на обозримое (обходимое) расстояние окружает плоскотина с глубиной меньше чем до колена. Лодку можно в принципе толкать ручной проводкой со скоростью до 3 км/ч, если хотя бы трое слазят. При полной загрузке лодка ложится баллонами на грунт. «Киль», нижний ствол центрального баллона, сдули. Шверты не ставили уже давно. Тем временем небо затягивает, но пока штиль. Толкаем вручную к Пуиру, там, под берегом, должен быть береговой канал. Жарко... Ближе к мысу в 300 м впереди неутомимый разведчик Рома обнаружил глубину «до колена и выше». Но сначала нужно протащить тримаран по лайде, прикрытой водой сантиметров на 15, и покрытой травой. Эти 300 м дались нам особенно тяжело. Дальше стало лучше. Завели мотор. Поставили руль. Прорвались! Алексей и Аня полезли в палатку готовить завтрак. За Пуиром включили свежий попутный ветер, моментально поднялось метровое волнение. Дальше фарватер идет относительно логично, не слишком удаляясь от берега. По большой воде до следующего мыса Петах можно проскочить напрямую, а по низкой нужно учитывать расположенную между ними лайду. Мы не учитывали. Волна сменилась поганой рябью, всплыл руль. Начался сильный дождь. Привычно сигаем с Романом из кокпита. Попутный ветер тащит разгруженный тримаран с хорошей скоростью, толкать его не надо. Незабываемое по своей бредовости ощущение – бегу за тримараном (5 км/ч по GPS, вода чуть ниже колена!) и рулю, держа в руках удлинитель. Но нагрузки на всплывшем руле недетские – не сломать бы! Стало глубже. Прыгаем на борт. Рубим грот, идем под стакселем. На одном стакселе, постоянно скребя по дну, 5-6 км/ч! Под берегом снова поймали фарватер. Алексей провозгласил из палатки завтрак. Переход до следующнго мыса, судя по карте, заполнен банками. А судя по опыту – на самом деле банки совсем не там, где нарисованы на карте. И идет отлив. Решаем встать на мысу Петах. Погода очень плохая – уже колбасит порядка 15 м/с, льет дождь. Мы мокрые, уставшие, голодные и злые. На подходе к берегу много камней, едва прикрытых водой. Встали возле домика заездка. Пока я заводила швартовы, а парни искали место для палатки, к нам подошло зашифрованное небесное создание, в дождевике и кирзачах, и в сопровождении белого пса Васьки. Создание представилось Николаем, поваром рыболовецкой бригады заездка, объявило себя туристом по духу и позвало нас остановиться у них в домике – тем более, большая часть бригады сейчас в отпуске, в домике только четверо. И на нас обрушилось дальневосточное гостеприимство. Мы были размещены, накормлены, высушены, помыты в горячем душе (работает на дровах), потом снова накормлены горячими лепешеками! Ну и рыбой, естественно. В домике хозяйничают добывший нас Николай и еще трое, в том числе дед Семеныч, которого бригада обычно именует Будулаем. При общении с Семенычем хотелось включить диктофон и записать все. Ибо никогда раньше не догадывалась я о том, насколько велик и могуч русский язык, и никогда раньше не слышала столь замысловатых, нецензурных и столь творческих импровизаций, столь креативно составленных и артистично воспроизведенных. Повторить, увы, не смогу. Хозяева привычно подивились нашей парусно-туристической долбанутости, впрочем с некоторым даже уважением. Погода тем временем продолжала портиться. На следующий день передали шторм, и шторм случился. Готовясь к выходу, во время погрузки тримарана пробили на камне аутригер. Ремонт задержал нас часа на два, тем временем приехали из Николаевска на амурах остальные рыбаки, мокрые насквозь и с рассказами о том, как колбасит за мысом. Исходя из крайне паршивых условий и небоевого состояния команды, решили уйти до Озерпаха, где у бригады есть база и откуда можно уехать в Николаевск на машине. Рыбаки вызвались пройти с нами, показать фарватер и устроить на своей базе на ночь, если возникнет такая необходимость. На Амуре действительно был шторм. Дуло шквалами порядка 30м/с. Дождь летел косыми струями под порывами ветра, заливал лицо. Из-за дождя и ветра было сложно дышать. Мы шли береговым каналом, между островком справа и длинной банкой слева и под прикрытием мыса Петах, и были защищены от северного волнения. Тем не менее тримаран заливало попутной волной, мотор иногда почти скрывался в гребне. На фарватере, надо думать, было очень плохо. Шел небольшой отлив. Моторка впереди резво скакала на 40-сильной ямахе, ей воды хватало. У нас руль постоянно волочился по дну в полувсплывшем состоянии. Вышли под стакселем, но его почти сразу же срубили, пошли на моторе. Тем не менее румпель гнулся в дугу, рулить приходилось двумя руками. Слава богу, не сломался. Николай, который пошел с нами за лоцмана, веселился и просил поставить грот для большей скорости. У амура не хватало терпения, они пару раз уходили вперед и возвращались. Видимость составляла несколько десятков метров, – ориентриры, на которые указывал Николай – будка на острове, нет, не первая, а вторая, три куста, серая крыша посреди Озерпаха – все терялось в серой водной пелене, в основном я тупо рулила за моторкой. Наконец зашли на мыс Озерпах, там стало потише. Чтобы выскочить на пляж перед базой, нужно было сначала пройти в галфинд узким проходом между берегом и отмелью, тянущейся параллельно берегу и обозначенной зарослями желтых кувшинок. Ветер срывался сверху шквалами, и здесь случилась накладка: строго против ветра моя ямаха тянула, но всякий раз при попытке повернуть лагом к ветру сказывалась паразитная парусность лодки. Газовали нещадно, тем не менее нас неумолимо сдувало в чертовы кувшинки. Мужики на амуре, глядя на все эти эволюции, не выдержали и повернули на помощь. Это оказалось непросто: когда они немного сбавляли ход, чтобы передать буксир, их сдувало примерно туда же. Наконец, с энного захода мы зацепились и были дотащены до берега. В тот же день разобрались под проливным дождем, нашли с помощью рыбаков в Озерпахе грузовик и уехали в Николаевск, и оттуда дальше в цивилизацию, то есть в Комсомольск. В Комсомольске еще некоторое время нарушали общественный порядок – первый раз, завесив мокрыми вещами весь причал на речном вокзале в ожидании газели, и второй – когда поставили палатку на газоне среди аккуратно постриженных кустов у входа на вокзал (потому что ночью он закрывается). И наконец разъехались – Алексей и Аня во Владик, Роман в Москву, а я, соответственно, в Новосиб. Так закончилась первая бесславная попытка дойти до заколдованных Шантарских островов. |