Материал собран из публикаций Евгения в форуме ПодГиком.
Евгений Коротких
Я только что вернулся с путешествия по Охотскому морю. Там с российскими друзьями на надувном паруснике путешествовали к уникальным и загадочным островам. Островам, по берегу которых, «…. шастают толпы медведей, в море плавают айсберги, стада китов, белух, касаток, а в реках кишит несметное обилие рыбы..». Мы были на Шантарских островах. И…
Вдруг раздался телефонный звонок: «Ну что, мы идем?». Это звонил мой постоянный спутник по черноморским путешествиям Дмитрий Алтухов. После прошлых переходов через Черное море зуд странствий не ослабел. Захотелось отправиться в плавание дальше, за пределы Черного моря, увидеть с борта своего суденышка Босфор, Дарданеллы. И мы решились. Был спроектирован новый катамаран с учетом опыта. Но строительство внесло свои коррективы. Как обычно, не смогли найти соответствующие материалы. И стал я строить на базе своего старого, боевого катамарана-друга. К лету в основном катамаран был готов и даже испытан на местном озере. Осталось доделать мелочи.
И я ответил: «Идем!». Надеясь, что мелочи мы сообща доделаем в процессе сборки. Вскоре раздался еще один звонок. Узнав, что мы собираемся в плавание, опять захотел отправиться с нами Алексей Шматов. Обычно, когда появляется идея, появляется много желающих, но когда дело доходит до реализации, все исчезают. Так и у нас - все предыдущие желающие исчезли. И конечно, мы были рады. Но нужен был еще четвертый. Позвонил Владимиру Тума в Донецк, предложил, - и сразу ответ: «Еду!». К нам он присоединится в Ялте.
Мелочи, мелочи… О мелочах можно эпосы создавать. И наши мелочи в своем объеме сказались «гранитом, о который поломали немало зубов», необъятным «грузом», который задавил нас.
25 сентября Дмитрий с Алексеем приехали ко мне и окунулись в борьбу с мелочью. Трое суток в гараже и в доме сверлили, клеили, шили. Потом переехали в Мариуполь, и там, на пляже возле водной станции ОСВОДа, собирали катамаран в течение недели. Эти мелочи было невозможно посчитать, а тем более доделать.
К радости, мариупольцы отнеслись к нам доброжелательно. Работники ОСВОДа постоянно снабжали кипятком, рыбаки научили Алексея ловить креветок, и в нашем рационе было изобилие морских продуктов. А «власти», т.е. погранконтроль, к нашему удивлению и восторгу, оформили отход прямо с пляжа. Фантастика!
9 октября
Cтартуем втроем. Погода мрачная, сплошная облачность, западный ветер. Пошли вдоль Белосарайской косы, прячась от волн. Настроение бодрое и катамаран бодро бежит. Но вот коса закончилась, появились волны… Азовские волны невысокие, маленькие, мелкие, но коварные, сильные и злющие-презлющие. Они не поднимают судно, не обтекают его, — они бьют его мощным острым молотом, разрушая все на пути. И наш катамаран вздрогнул, задергался. В каюте появился ужасный скрип. Громкий, пилящий, душераздирающий и проникающий до косточек концерт Ада. Он сопровождал нас до самой Ялты. Мелочи, на вид безобидные, превращались в ужасов-гигантов.
К неожиданности ветер был попутного направления, и через трое суток добрались до Ялты. Пришвартовались в грузовом порту. Этот переход был полон и поломками судна, и борьбой с мелочью, и удивительными, приятными сюрпризами. Самое удивительное, что мы даже не могли и представить, было то, что в Керченском проливе «Лебедь» запросил номер моего мобильного телефона. Я по привычке вышел на связь по рации. Так они мне ответили, мол, не беспокойтесь, будете нужны — позвоним.
И до самой Ялты мне звонили со всех застав, уточняя мое местоположение. Это оказалось очень удобно. Звонок: «Добрый день. Это яхта такая то? Где Вы находитесь? Спасибо, извините за беспокойство». Опять фантастика!
«Под Гиком, 14 Октябрь, 2008, 10:10:27 » 9 октября при северо-западном ветре, низкой облачности, одетые в теплые одежды, вышли в море по маршруту Мариуполь - Ялта. Было очень холодно, но к счастью слабый ветер, тихо, но уверено дал возможность сухими добраться за четверо суток до Ялты. Мы в Ялте.
Самое интересеое и неожиданое для нас оказалась связь с пограничниками. Как в Керчи взяли мой номер мобильного, Когда я выходил на связь по рации, они удивлялись и говорили, если я им буду нужен, то они позвонят..Так по всему черноморскому побережью мне постоянно звонили "Лебеди". Так радиостанция оказалась без дела. Удобно! Здорово!
Сейчас ждем четвертого участника и будем оформлять выход в ... Подробности в отчете. Продолжение, надеюсь, будет следовать.
А в порту вновь загудела электродрель, запилила ножовка, зазвенели гаечные ключи.
Утром подъехал Владимир. И мы стали оформлять отход. С помощью Андрея Гавриловича, нашего агента этот процесс прошел без проблем, и… 15 октября в 17.45 мы отчалили от КПП и вышли в море. Курс на Босфор.
В море был штиль, изредка тихий ветер полоскал паруса.
Из судового журнала:
«16 октября, 10.00 Ветер прежний, т.е. отсутствующий. Положение прежнее – траверз Ялты….».
Стоим. Тихо и мирно. А в душе скребут кошки. И вдруг в 12.00 налетел шквал. Северный ветер со скоростью до 15 м/с вспорол гладь воды, и катамаран без парусов рванул на юг. А вдогонку побежали волны. Они увеличиваются на глазах. И вскоре двухметровые жернова стали молоть наше суденышко.
Катамаран опять заскрипел, а экипаж вновь боролся с мелочами-мутантами. В ход пошли все запасы труб, веревок. За авралом не заметили, как утих шквал. Далее же штилей не было. Было холодно и сыро. Ветер чаще попутный, но с разной силой тащил катамаран на юго-запад. И через четверо суток к вечеру увидели землю. Увидели маяки. Маяки Босфора! Можно было радоваться, но Понтийское море так просто не отпускало.
«20 октября (???), 17.00. Видим Босфор. Ветер СВ увеличивается до 10 м/с. Рифимся. 18.00 Ветер увеличивается еще больше, появляются трехметровые волны. Под голым рангоутом груженный катамаран (не менее 1Т) идет со скоростью 9 км/час…»
Волны огромные, на склоне могут поместиться два катамарана.
«…18.30. Подходим к Босфору. Ветер увеличивается до штормового. С пролива взлетают красные ракеты. Танкеры пытаются уйти в море. Один танкер ветер развернул лагом и потащил прямо на нас. Вокруг запрыгали катера лоцманов, береговой охраны. Один катер береговой охраны предложил нам помощь. Но мы сами смогли уйти из-под танкера. Вскоре танкер развернулся носом к ветру и медленно с трудом стал пробиваться в море…» Стало быстро темнеть, с катера убедились, что нам помощь не нужна, но от нас не уходили. Минут двадцать катер шел рядом с нами, освещая своим прожектором путь.
«…19.00 на больших волнах со штормовым ветром влетаем в пролив. Заходим за первый мыс…» За мысом было тихо, - шторм остался позади. И мы вздохнули спокойно, радостно и горделиво. Мы в Босфоре!
Идем и ошалело озираемся. Вокруг море огней. От вершин хребтов до самой кромки воды идут дома. Некоторые дома стоят на сваях в воде, как в Венеции. Мы, проплывая мимо, видели в окнах, как там шла обыденная жизнь. По фарватеру медленно и горделиво проходили большие суда, а вокруг вдоль берега сновали мелкие катера, лодки рыбаков. Через пролив проходили паромы. Встречали много военных кораблей. И здесь мы были поражены: когда нам пересекало путь большое военное судно, и мы в панике думали куда сворачивать,- эта громадина остановилась и пропустила. Пропустила нас … мелкое суденышко. И такое было еще несколько раз. Громадины - корабли уступали дорогу маленькому паруснику. У нас бы …
Баллоны тихо скользили по водной глади, а мы наслаждались Босфором, его изумительными мостами, мечетями, ночным Стамбулом. И еще больше наслаждались от осознания того, что мы на Босфоре.
Вот проходим мимо легендарной Айя-София! И выходим в Мраморное море. Была середина ночи. Мы зашли за первый мыс и встали на якорь. Надо было пережить этот день. А этот день был знаменательный. Мы увидели Босфор с борта своего катамарана!
Утром, подняв якорь и паруса, наш катамаран вспенил воды Мраморного моря. Мы пошли вдоль северного берега. Ветер нас баловал. Шли то в бакштаг, то в фордевинд при малом волнении. Море было прекрасно. И прекрасен был берег. Холмистый, зеленый с маленькими чудесными поселками. Удивительно, что в каждом поселке домишки были одинаковые, как близнецы. Дома двух - трехэтажные, красивые и аккуратные, с крышами из красной, зеленой черепицы. Некоторые дома утопали в зелени. Улочки аккуратные, чистые. Такая идиллия, такие уютные, милые поселки. И вдруг … не видим ни единого человека. Пустые дома, пустые улицы, пустые пляжи. Все поселки как бы вымершие. Изредка на берегу появлялись один-два рыбака. Возможно это курортные пансионаты и сейчас уже не сезон.
Наш катамаран требовал ремонта, а мы отдыха и визы. Зашли в первый живой городок Текирдаг. И сразу попали в марину. Этот городок оказался красивым и интересным. А марина, прекрасно защищенная от ветров и волн, оказалась бесплатная. Там не было не только услуг, но инфраструктуры, обычных помещений. К сожалению, визы оформить не получилось, и нам даже предложили в течение трех часов покинуть город. Это сказались отголоски последнего плавания в Эрегли.
Купили виноград, набрали воды и под вечер отправились дальше. Стемнело, задул встречный противный ветер, решили на ночь встать на якорь. Увидели мыс, за которым было тихо и завернули. И тут же въехали на камни. В голове молнией проскочила мысль: «Порежем баллоны!». Попрыгали в воду, столкнули катамаран. Вышли на чистое место, встали на якорь. А тело дрожало долго - и от мокрой, холодной одежды, и от мысли, что могли «угрохать» катамаран.
Мраморное море оказалось не таким гладким. И не таким теплым. Одежда сохла более суток. Это нас отрезвило. За два дня прошли море и вошли в пролив Дарданеллы. Ажиотажа, восторга уже не было. В душе, конечно, проявлялись тщеславные мысли, но не более. Пролив не поразил. Гористые берега Геллиполя были безлюдны и пустынны. По проливу шли вереницы судов. И мы побежали вдоль берега. Вечером подошли к Ченке-Кале. Нас встретили старинный форт, бронзовые пушки и … громадный, Черный Конь. В сквере на набережной стоит Троянский Конь. Мы вышли из пролива, свернули влево и под знаменитой Троей встали на якорь. Ночь прошла в философии.
С утра задул северно-восточный ветер, и под глухозарифленным гротом мы отправились в плавание по Эгейскому морю. Море оказалось бурное. Ветер усилился до 6 балов, пошли высокие волны. Убрали грот, и катамаран под голым рангоутом побежал со скоростью до 9 км/ч. Так мчались весь день. Вечером обходим мыс Бабакале, проходим далее и возле берега встаем на якорь, чтоб перевести дух от этой гонки. Здесь тихо, изредка с горы слетают порывы до 6-7 балов. Там за горой бушует шторм. А рядом с нами Баба-Кале. Красивый мыс, старинная крепость и прекрасная марина. Удивительно прекрасный уголок. Жалеем, что проскочили его и не можем вернуться.
На следующий день по-прежнему бушует шторм, и мы по-прежнему отстаиваемся на якоре. Ночью шторм закончился, и мы на остатках шторма отправились в обход о. Лесбос. Это было здорово: катамаран скользил с трехметровых волн, ощущение было, что скатываемся на санках. Внутри бушевали два противостояния: азарт скорости, лихости, и страх, как бы не перевернуться, не разломаться. Проскакивает западный берег острова, и на последнем мысу сворачиваем влево и видим вдали от мыса стоит каменный утес с маяком.
А рядом на рифе лежит… яхта. Согнутая мачта, разбитый бок. Стоит на каменном постаменте как памятник трагедии, как предостережение. И смолкли восторги на катамаране. Мы смотрели на яхту с ужасом, ведь и мы могли быть на этом месте. И думали о тех, кто был на этой яхте. Живы ли? Через некоторое время опять следы трагедии. В скалах лежит выброшенное судно. Море суровое.
Ночь застала на середине перехода от о.Лесбос до пролива Хиос. Ветер стих. И мы запрыгали на зыби. Ночь прошла в кошмарах. Одурманивающая толчея волн «дробила» катамаран. Паруса хлопали, катамаран дергался, душераздирающе скрипел.
К утру появился ветер, и мы побежали на фоне поднимающегося малинового солнца. Настроение поднялось. Рядом проплыла акула! Сколько было восторгов! Потом резвились дельфины. У нас поднялось настроение, и мы помылись, побрились, постирались. С таким настроением на следующий день подошли к Кушадаси. Утром зашли в марину. Марина оказалась с полным сервисом. Нас встретил катер, провел к месту швартовки. В офисе девушка-турчанка на чистом английском общалась с посетителями, быстро оформила стоянку, заплатили 19 евро за день. Приятно было оказаться в тихом месте. Вокруг тишина и яхты, яхты… На воде, на площадках много зимующих яхт. В офисе бесплатный интернет, на территории магазинчики, кафе, мастерские по ремонту всего яхтенного оборудования. Соседи — немцы, шведы, турки были в восторге от нашего катамарана. Фантастика! Так они говорили. И так как мы с бедной страны, стали нас одаривать продуктами, картами и вином. Это пребывание было для нас как «Фантастика!».
«Под Гиком, 30 Октябрь, 2008, 14:02:31 »dobii den mi v kushadi TYRKEY idem pri poputnom vetre. pri vhode v bosfor popali v storm. Na nas sneslo tanker ele ushli. bosfor proshli sa 6 chasov. Nas kontrolirovala ili ohrnyala beregovaya ohrana. bilo OK. Seychas otdihaem v marine za 20 evro dalee navernoe poydem v Marmaris. V ekipasge i. Dima Altuhov. Aleksey SMATOV. VOLODYA Tuma is Doneska. katamaran k sosgaleniyu lomaetsya. Remontiruem na hodu.Videli akulu vsem privet. Ievgen
Estiy ghelayushie v ekipagh v plavanie iz KAIRA ALEKSANDRII dalee \znak voprosa\
Жаль было расставаться с гостеприимством Кушадаси, но нам пора идти. Вечером нас провожали друзья – яхтсмены. Попрощались, вышли из марины и… попали в штиль. Сутки мы медленно ползли к о.Самос. А потом целый день по проливу. Днем к нам подскочил катер греческой береговой охраны. На палубу катера выскочили люди с автоматом, наставили дуло на нас и минут десять пытались понять откуда мы, и как на этом судне можно дойти с Украины, и что с нами делать. После очередных вопросов-допросов махнули рукой, убрали автомат и крикнули: «Go!».
И мы пошли. В течение трех суток при полных штилях и редких тихих ветрах добрались до о. Кос. Темной ночью любуемся панорамой острова. Вдруг неожиданно из черноты ночи выскочил катер и осветил нас прожекторами. И снова на палубу выскочили люди с автоматами. Это была опять греческая береговая охрана. Эти люди были более суровы. Они что-то нам кричали, приказывали. И было неприятно и абсурдно.
Навели ствол на меня и кричат : «Stop motor», я наклоняюсь к мотору, чтобы заглушить, как сразу грозный рев: «NO!». Ствол наведен на меня, душа уже не в пятках. И тут : «Stop motor». Я опять наклоняюсь и сразу грозный рев: «NO!». Я руками показываю, потом быстро наклоняюсь, выдергиваю чеку, - мотор глохнет.
И так облегчено с катера : «ОК, Well». Вздохнули и мы облегченно. С катера требуют документы. Ветра нет. Катамаран и катер прыгают на зыби и не могут подойди к друг другу. И тогда с катера на длинном шесте подали сачок, я вложил туда документы. Забрав документы, ушли в каюту изучать их, остался один в маске и с автоматом, наведенным на нас. Вскоре вернулись люди, сачок, и наши документы в нем. Все было ОК! Нам предложили провести ночь на турецкой территории, а днем войти к ним в г.Кос.
С утра на легком ветру мы вошли в порт Кос. Да, после турецких портов, марин, мы были шокированы. Вокруг мусор, грязь. И самое шокирующее - над офисом висит флаг Греции. Флаг большой и …. Рваный. Весь в лохмотьях и рваных полосах. Греки встретили не злобно. В порт не пустили, так как не было виз, но дали набрать воды.
Дальше опять штили или тихий ветер. Ползем и купаемся. Вода теплая, приятная, чистая и прозрачная. Кинули в воду веревку 15 метров,- так ее конец видели! Сутки провели в штили на траверзе о.Родос. И, наконец, утром рано появился ветер и потащил нас к берегам гостеприимной Турции. Мы устали, и катамаран требует основательного ремонта. Нашли закрытую от людей и ветра бухточку и вышли на берег. Два дня наслаждались сушей. Отремонтировали, наконец, катамаран, накупались, нанырялись. Бухта, конечно, обитаемая. Рядом проходит вьючная тропа, а на пляже следы деятельности кабанов, овец. Вокруг горы. Глаза разбегаются, хочется залезть туда, сюда. Везде красиво.
В бухту зашла на каяках парочка шведов. Они путешествуют на взятых в аренду каяках.
Да, залив Фетхие красив и в это время года. Появилось желание вытащить сюда все наше туристско-парусное общество. Благо это не возможно, и край по-прежнему будет чист и прекрасен.
А дальше на исправном катамаране мы смело побежали под всеми парусами к п.Каш. Через сутки подошли к мысу. Ветер стих, пред нами Каш, а мы стоим в штиле. Все в огнях, где марина не можем определить. Как вдруг мимо проходящая моторка круто поворачивает и несется к нам. Это был катер береговой охраны Турции. Они показали куда нам идти и остались с нами. И как мы им не объясняли, что у нас все ОК и мы сами под мотором дойдем, они не уходили, сопровождали нас. Потом мы поняли – нас конвоируют.
Вошли в марину, у нас забрали документы, меня пригласили в офис, и там за чаепитием попытались объясниться. Но они не знают русского, английского, а я не знаю турецкого, английского. Мы были в тупике. Тогда с местного ресторана пригласили пару отдыхающих. Она говорит по русски и по английски, он говорит по английски и по турецки. Задают вопрос на турецком, переводит он ей на английский, потом она мне на русский. Ответ, наоборот она с моего русского переводит ему на английский, он им на турецкий языки. Так мило и дружелюбно пообщались. В результате нас, как нарушителей законности, обязали оформить визы и транслог. Я согласился.
Утром подошел молодой матросик с наши документами, но документы не отдал, а повел меня по инстанциям, вроде шефской помощи. Быстренько за час оформили визу, транслог (но документы не вернул, — мол, после обеда). После обеда мы пошли опять по этим инстанциям. Спрашиваю — зачем? Он не может объяснить. Прошлись и вижу, виза-то уже закрыта. Я к полицейскому — почему? А он в ответ, — мол, вы говорили, что идете сегодня в Египет.
Действительно, вчера по приходу, мы говорили что пришли транзитом набрать воды, и сразу уходим. Да, вчера хотели схитрить, чтоб не приобретать визы, транслог, и сказали что идем транзитом. Но оказалось они знают, что мы были в Кушадаси, шли по турецким водам, значит обязаны оплатить.
Конечно, они правы. Но мы то влетели — была возможность не прячась побродить по Турции!
Познакомились с яхтсменами из Швеции. Они подарили нам карту до Александрии. В 17.00 прощаемся с Кашем, с новыми друзьями и отчаливаем. Берем курс на Кипр.
8/11 Sej4as vihodim na kipr dale may be na kair. Tam rebata menja pokidaut i ja ostaus odin. Poetomu ishu ghelaushih poplavat v luboe napravlenie. Est 3 varianta E W N
10.11 spasibo za pomoshj. mi sej4as v Kos (Turkey). bilo mnogo i priklu4en?j i zloklu4enij. sej4as 4 dnja shtil. Ele polzem. Dva raza bili pod avtomatami u grekov. nikak ne mogut poverit, 4to idem s Ukraini. kogda doberemsja do Kaira, togda opishu na kirilice podrobnee.
Poka OK, No ostaetsja problema odino4estva, ponimaju, 4to eto ne vozmoghnoe, no nadejus, a vdrug kto-nibud zaho4et sostavit kompaniju.
Ночь прошла спокойно, был тихий ветер. Утром проходим на траверзе Финике.
11.11.08. 11.00 появился ветер СВ до 4балов и… вдруг навстречу нам появляются военные корабли. Они окружают нас. Ощущения неприятные. Слева три корабля, справа два обходят нас, и один идет прямо на нас. Над нами пролетают вертолеты, после несколько кругов сделали пара истребителей. В эфире кому-то кричат «Departure». Наверное нам. Вскоре идущий на нас корабль свернул в сторону. Мы не смогли.
12.11.08. 7.45. над нами появились плотные, темные, грозовые облака.
Море неспокойное, волны высотой превышают два метра, переливаются стеклянными гребнями. На нас набегала туча. Огромная, Черная и Страшная. Из-под нее налетел сильный шквал. Мы успеваем полностью убрать паруса. Ветер сносит гребни с волн. Пена постелилась сплошным ковром. Нас потащило под эту тучу в самое черное и страшное месиво. Катамаран скатывался с волн на сумасшедшей скорости, лихо взлетал на волну. Мы все сидели на корме, вцепившись в катамаран.
Когда проскочили середину тучи, пошел дождь, ветер немного стих, и рядом с нами засверкали молнии, загрохотал гром. Яркий белый свет молнии слепит глаза , грохот грома вжимает нас в катамаран. Страшно. Вскоре дождь прекращается, грозы остаются позади и впереди мы видим свет. Еще немного, и мы выскочим из-под туч. Но тут ветер затихает и через мгновение налетает вновь сильным шквалом, но в обратном направлении. Нас развернуло и мы помчались опять под самое черное и страшное. И опять слепят молнии, вжимает в катамаран мощный грохот грома, идет дождь. И опять страшно. Нас проносит через все это... и мы видим свет, край тучи. Еще немного и мы выскакиваем из-под туч. Но опять ветер исчезает и через мгновение опять налетает сильным шквалом, но в обратном направлении.
Мысль:«Заколдованный круг». И вновь нас потащило под этой тучей, через эти грозы, волны. И проскочив этот ужас, опять мы увидели свет, край тучи. Глазами вцепившись за горизонт, молим Бога. И вдруг ветер не утихает. Затеплилась надежда, но мы боимся спугнуть ее и замерли, затаив дыхание. Ветер тащит нас все дальше и дальше.
Вдруг среди темных волн мелькнули черные тени. Всмотрелись и видим - дельфины прыгают. Выпрыгивают с гребней волн, взлетают высоко, азартно крутят сальто. Наконец туча закончилась, и над нами появилось светлое небо. А ветер не утихал, тащил и тащил нас по волнам в сторону Кипра. К вечеру ветер утих. Над нами опять тучи и пошел дождь. Ночь была маловетреная и мокрая. Течением сносило нас назад. И за ночь прошли 4 км.
13.11.08. 15.07. 35.33N, 31.20 E . Ветер тихий NW. Пошел дождь. Весь день прошел в чередовании солнца и дождевых туч.
14.11.08. 01.0. Ветер тихий NW. Ночь прошла спокойно. Тучи грозовые разбежались, остались небольшие облака, через которые проглядывались Луна и звезды.
...08.41. 35.26N, 31.43 E. Ветер N / 1балл. Светит солнце. Вечером к нам подплыл необычный дельфин. Такой огромный, длиной больше пяти метров. Медленно, лениво обошел нас и замер перед нами. Лежит как бревно и не шевелится. Скорость у нас очень мала, катамаран медленно поворачивает, вот-вот наедем на него. И в самый последний момент он спокойно ушел в глубину. А с утра новое представление. Вокруг нас из воды выпрыгивала крупная рыба.
15.11.08 10.00. Увидели Кипр. Погода солнечная. Безоблачная. Ветер N тихий. Ярко светило солнце. На солнце жарко, а в тени холодно. Весь день шли вдоль берега, искали населенный пункт, порт, марину. Странно, весь берег был безлюден и незастроенный. Только какие-то бараки, площадки. Когда подошли поближе, увидели что это казармы и тренировочные полигоны. Мы повернули назад. Через некоторое время повстречали катер с людьми в камуфляжах. Они указали куда идти. И мы пошли в этом направлении. К вечеру подошли к марине.
Видим, за молом мостики военных катеров, мачты рыбацких лодок. Из входа марины вылетает лодка, а в ней – военные. И приглашают зайти. Зашли и видим: - слева стоит военный катер, а остальная акватория забита рыбацкими лодками. Причал маленький и к нему пришвартован военный катер, остальные лодки стоят причаленные к берегу.
Возле берега мелко. Дно усеяно мусором. Мусором, старыми лодками усеян берег. Грязь, вонь от солярки, рыбы. Подошли военные. Мы им объясняем, что зашли набрать воды. Они не знают английский. Возникает проблема общения, как вдруг из рыбацкой лодки выходит женщина-рыбачка, грязная, в грязной одежде, и обращается к нам на английском. Она стала нашим переводчиком. Военные угостили нас чаем, дали нам воды и забрали наши документы на проверку. Для проверки вызвали полицию. Полиция появилась через час. Потом подъехал кто-то повыше рангом. Еще долго проверяли, допрашивали. После проверки «кто-то повыше» предложил нам помощь, т.е. полицейскую машину, чтобы съездить в город за продуктами и прочим.
Мы отказались, поблагодарили. На прощанье «кто-то повыше рангом» с нами сфотографировался на катамаране. В 19.30 вышли из «марины». Взяли курс на юг. Через пять дней увидели землю. Африка! Мы дошли!
Александрия встретила неприветливо. Сильный ветер, большие волны и интересное явление: неожиданно на наветренных склонах волн появляется пена и брызги, взлетая верх до 3-5 метров, покрывая весь склон волны. А сам гребень волны становится острым и высоким. И когда попадали на такие волны, получали такой мощный удар, что мы летали по катамарану.
Подошли к порту. Мы хотели оформить приход для получения виз. Запросили «добро» на вход. После долгих переговоров к нам подошел катер и повел нас в порт. Пришвартовались у полицейского поста. И узнаем цену оформления - 400 долларов. Для нас этого дорого. И нам предлагают оформить приход в марине. Мы уходим из порта. И здесь мы были поражены алчностью и наглостью полицейских. Двое полицейских, которые сопровождали нас по акватории порта, начали требовать деньги. Нагло залезли к нам на палубу, нагло чуть не лезли в карманы. Мы не выдержали натиска - дали одному два доллара с расчетом по доллару на каждого. Этот полицейский сразу отстал от нас и слышим кричит, смеясь, другому, мол, эти дали мне всего один доллар! Мы были поражены этим - посчитали, что все арабы такие.
Перешли в марину. Все, плавание закончено. Экипаж улетает домой, остаюсь я один. Здесь, в марине я был поражен гостеприимством, отзывчивостью местных людей. Они помогли приобрести билеты экипажу, меня снабдили газом, продуктами для обратного пути. Неделю, проведенную там, я находился среди прекрасных людей, среди Друзей. Среди арабов.
...
Связавшись с морем, я стал суеверным, и атеизм мой тоже дал трещину. Когда я собрался уходить из Александрии, то мои новые египетские друзья стали меня уговаривать остаться до лета. Мол, погода опасная, даже требовали, если пойду, то дойти до Турции, и катамаран оставлять там на зиму. Так настойчиво предлагали остаться, что нашли мне работу. Работу, которую я люблю, и причем высокооплачиваемую (в 10 раз больше чем в Украине).
Действительно, это было самое разумное и выгодное. Но, к сожалению, меня ждали дома, особенно мать. Она в таком возрасте и состоянии, что боится не попрощаться со мной. И очень просит возвращаться поскорее. И я решил идти до Турции, там оставить катамаран и самолетом добираться домой.
Во мне, возможно, как и у всех, живут две субстанции: одна это разум - слабовольная, тщеславная, часто ошибающаяся; вторая - это далеко спрятанный в недрах души внутренний голос. Его можно отличить, он идет из глубины души. И он всегда оказывался прав. И вот когда разум расписывает, как я буду в Каши наслаждаться берегом, вдруг раздался Голос: «Ты не дойдешь». Стало страшно. Но разум успокаивал, дошли сюда, почему не дойдем назад и отход оформлен, и продукты, бензин есть. И посмотри - прекрасная погода, ветер удобный. И так хочется домой.
И я согласился с разумом, понимая, что совершаю ошибку.
В Александрии я пересмотрел весь катамаран, перетянул все крепления (болты, тали), установил стопора, дополнительные блочки (для одиночного управления). Смазал переднюю шкаторину грота. При подготовке мне помогали египтяне – мои друзья. Без их помощи такого объема я бы не одолел бы. Единственное, что не смогли сделать, это отремонтировать Бриз. И я его демонтировал. Там же я получил прогноз погоды на неделю. Предполагался северо-западный, западный ветер до 3-4 м/с.
Как-то спонтанно получилось, агент принес документы, — все, можете идти. Вокруг никого. Завел мотор, отхожу от причала, выбираю якорь. И вдруг на причал сбежались все мои друзья, знакомые. И в душе заскребли кошки. Я же с ними так и не попрощался. Не просто неудобно, а как предательство. Они столько мне помогли. Кричу, машу им, тяжело на душе. Они машут, я вглядываюсь в их лица, хочу запомнить их. Со всей акватории машут рыбаки, что-то кричат на своем арабском.
Ухожу под мотором вдаль гавани. Там пытаюсь поставить грот. Минут десять я с ним мучился, приложил всю силу, ладони растер от фала, но поставил с одним рифом. Больше сил не хватило. И стало страшно, а как там, в море …? В лавировку и под мотором, и со страхом я выходил из тихой гавани. Прохожу вход, катамаран заплясал на волнах. И я, попав в привычную уже обстановку, успокоился. Закрепил румпель, выставил парус, шверт и начал входить в походный режим. И все же, чувство тревоги не покидало меня. Я вспомнил, что когда уезжали из дома, одна старушка дала клочок бумажки и сказала: «Когда будет трудно прочитай». Я достал эту бумажку. Там была написана молитва, обращение к Николаю-угоднику, который покровительствовал тем, кто в дороге. И я воспринял ее как руку помощи. А дальше было … удивительное.
Были северо-западный ветер до 3-4 баллов, волнение 0,5-1м и пасмурно. Я направил катамаран на курс 355 градусов, закрепил руль, выставил грот. И катамаран побежал. Побежал как-то легко, быстро, без рывков, прыжков и скрипа. Он шел, а я кипятил себе чай, готовил обед, писал журнал, разбирался с хозяйством. И с удивлением смотрел, что курс постоянный. Так прошел день. Наступила ночь.
Я приготовил в термосах чай, перекус, устроился рядом с румпелем. Спать не хочется, но я понимаю, что надо спать и настраиваюсь дремать. Взгляд на компас, потом вокруг, определяю движение проходящих судов и в приказном порядке засыпаю. Вроде сплю, и в то же время каким-то чувством ощущаю, что творится вокруг. Сколько дремлю, точно не знаю, может минут пять – десять, открываю глаза, осматриваюсь вокруг и опять в дремоту. Так прошла ночь, прошли следующие день и ночь.
Ветер не менялся, катамаран шел постоянным курсом. К румпелю я не касался и шутил что рулевым у меня Рулевой с «Пинты». Даже настолько поверил, что вторую ночь дремал в каюте.
А утром третьего дня ветер усилился до 5-6 баллов. Волны увеличились до 2-3м. Катамаран, по-прежнему, шел постоянным курсом. Но самое удивительное и потрясающие, катамаран не тупо прямо шел, он маневрировал! Как это получалось, кто им управлял, не знаю, но видел, как он приостанавливался, чтобы пропустить гребень, приводился на волну, уваливался с волны на курс. Я как-то решил взяться за румпель и сразу получил такой удар от гребня, что перелетел на другой борт.
Вокруг обрушиваются мощные гребни. Вначале, я со страхом следил за ними, готовый схватиться за руль. Но потом, увидев, что катамаран (или кто там не знаю) самостоятельно справляется и тем более намного профессиональней, я успокоился и даже начал разговаривать с «Рулевым». После обеда ветер усилился до 6-7 баллов. А вечером появились волны, не трех и даже не четырехметровые, а огромные. Они закрывали полнеба. Я с ужасом смотрел на них и с облегчением, видя, как катамаран спокойно их проходит.
Наступила ночь. С полностью зарифленным гротом (4 кв.м), катамаран несется в темноту. Вокруг на фоне неба движутся «горы». Вверху шипят гребни. Меня поднимают куда-то высоко, потом куда-то падаю. Стало тревожно на душе, я опять вспомнил о клочке бумажки и взмолился: «О Боже!...». Внутри раздался спокойный Голос: «Не бойся, Бог не оставит тебя в беде…». Осматриваюсь вокруг. Бушует шторм. Я поверил, но тут вмешался Разум: «Вспомни пословицу «На Бога надейся, а сам не плошай»» и я достал фальшфейера, стал готовиться.
Вдруг в глубине меня раздался Голос и такой суровый: «Ты не поверил Богу!». И вдруг сильный удар потряс катамаран. Он подпрыгнул, потом резко встал как вкопанный. Я и все вещи сорвались с места, полетели в нос. Слышу как под катамараном или катамаран над чем-то проходит и скребется. Пока я в носу выпутывался из веревок, что-то выскочило из под катамарана и исчезло в гребнях волн.
Около трех часов ночи (я находился на левом борту) происходит столкновение. Ощущение, что катамаран дернулся и носы подпрыгнули. Я по инерции и из-за уклона свалился в нос. Пока поднимался, поправлял фонарь, чувствовал мелкие сотрясения. Скорость упала. Катамаран начал разворачиваться носом к ветру. Налетает гребень.
Быстро провожу фонарем, с правой стороны возле кормы в гребне проявился на миг участок плоскости черного цвета. Перевожу свет на нос баллона. Он обмякивает. Сразу перепрыгиваю к мачте, сбрасываю грот, связываю парусину. Перебегаю в нос. Начал качать носовой отсек. С внешнего бока вижу маленький (около 1см) вертикальный разрыв. Попытался всунуть туда кусок каремата. Он не держался. Тогда накачал соседний отсек. Нос заполнился.
Правый баллон был как мешок. Он держался в местах крепления к раме. Волной его забило под катамаран. Я накачал кормовой отсек, третий отсек не накачивался. До клапанов носового и второго отсеков я добраться не смог (и даже побоялся). Правый нос катамарана был в воде.. Предполагаю, что были разгерметизированы носовой и второй отсеки и мембрана между вторым и третьим отсеком не держала. Правая сторона держалась за счет воздуха в образовавшихся карманах носовых отсеков и целого кормового отсека
При очередном ударе гребня отскочили внешние носовой и второй стрингеры (к которым были закреплены баллоны) от шпангоута. Возможно, там мы не поменяли заклепки на втулке.
А катамаран... C ужасом вижу, как нос левого баллона обмякивает. Я сдергиваю парус, хватаю насос и перелетаю к баллону, пытаюсь качать. С боку вырывается воздух, запихиваю кусок и снова качаю. Воздух вырывается вновь. Я уже весь мокрый от пота и воды качаю соседнюю секцию, как вдруг удар молнией мысль «Правый баллон». Я перелетел на правый борт, а там …. с ужасом и страхом вижу – баллон, спущенный по всей длине, загнанный ударом гребня под катамаран, и стрингера в воде.
Хватаю все вещи с этого борта и выбрасываю за борт, пытаюсь добраться до соска. Не получается. Тогда с канистр выливаю воду, пытаюсь засунуть под катамаран. Бушует ветер, гребни волн вырывают их у меня из рук. Вдруг очередной гребень ударом выбивает стрингеры. Бегло бросил взглядом вокруг. Вокруг темень, бушует море, метровые гребни разбивают катамаран. Сколько он еще может продержаться? Я уже его не спасу.
Вокруг темень и ни огонька. Я один на сотни миль. На меня находит ужас, я понимаю мне не выжить, но я хочу ЖИТЬ! Обращаюсь к Богу и включаю радиостанцию. И полетел в эфир мой призыв. Хоть гребни прокатываются по палубе, катамаран еще держался и я кричу в микрофон. А там только шорох эфира. Пусто, я один. Я слушаю эфир и вдруг слышу английскую речь, диалог. Я вклиниваюсь своим призывом. И … речь умолкает. Никто не отвечает.
Я переключаю диапазоны. И вновь слышу разговор. И вновь кричу и опять тишина. Что это? Я теряю надежду, но и жить то хочу. Я опять переключился на шестнадцатый канал и уже кричу на все море. И вдруг слышу какой-то далекий голос. И слышу … вызывают меня. И мысль пронизывает: «Я спасен».
Я сразу кричу свои координаты, мне что-то говорят, я не могу понять и с ужасом кричу : «Мужики, а можно по русски!» И вдруг: «Конечно!». Радости еще не было, но затеплила надежда. Они ответили, что будут возле меня через 50 минут. Я понял, буду жить, но для этого мне надо продержаться эти 50 минут. Бороться за свою жизнь. Как в старину моряки перед смертью одевали все чистое, так и я достал чистую цивильную одежду. Меня и всю одежду обдало волной. Я одевал мокрую одежду на голое тело, руки дрожали, ноги дрожали и не было холода. Оделся, упаковался в спасжилет. Привязал к себе четыре фальшфейера.
Связал все канистры, пустые бочки вместе, вроде плота. Потом взял маленький бочонок и стал складывать свои вещи по важности. Положил документы, деньги, фотоаппарат, видеокамеру. Привязал линь и карабин. Дальше упаковал ноутбук в гермомешок и тоже привязал линь и карабин. В следующую бочку сложил одежду, компаса, бинокль, карты и прочее. И тоже привязал линь и карабин. В перерывах подкачивал левый баллон.
Так и не заметил, как прошло время и в эфире зазвучал голос: «Мы рядом, включите свет». Я оглянулся, точно, вижу огонь. Включаю фонарик и слышу: «Мы вас видим». Большое судно зависло с наветренной стороны. Кинули конец, я подвязал к катамарану, катамаран потянули к судну, а у меня проскочила мысль: «А все ли я сделал, не поспешил ли звать на помощь» и оглянулся. По правой стороне катамарана гуляют волны, стрингера в воде. С борта танкера летит веревочный трап, мне кричат: «Быстрее». Я пристегиваю к себе карабины, к которым линями закреплены маленький бочонок и ноутбук. Хватаюсь за трап и слышу команду: «Рубить концы».
Поднимаюсь по трапу, меня подхватывают, втягивают, а за мной мои вещи. Я на палубе. Меня хлопают по плечу, спрашивают: «Все нормально, врач нужен?» А я оборачиваюсь и вижу, как мой катамаран медленно отходит от нас и накреняется на правую сторону. На него обрушивается гребень, он вздрагивает. Я чувствую его боль, хочу помочь… и прощаюсь с ним.
...По прогнозу в этом районе через час от моего утопления шторм должен был достигнуть силы 10 б. (сводки с этого контейнеровоза)
...Радиостанция Icon 302 на выходе 25Вт. Антенна вертикальный штырь на топе, противовесом служила мачта. Фидер коаксиальный кабель 75 Ом. Согласующего устройства не было.
Меня сразу отвели в каюту, где я переоделся. Потом повели на мостик к капитану. Подниматься было высоко и я чувствовал каждый шаг. Мои ноги стали как ватные. На мостике встретил капитан, предложил чаю. Немного пообщались. Старпом взял мои документы, а мне предложили отсыпаться. Отогрелся под горячем душем. Лег, но не спиться. Поднялся на мостик. Сидит капитан, кручиниться, вот, мол, приходиться теперь кучу бумаг писать. Возникает куча проблем из-за нарушения графика, с возникающими объяснениями с владельцами, санкциями и прочее, прочее. И меня успокаивает, не переживай, главное живой. Да, создал я проблему. Обо мне сообщили своему агенту, чтоб он организовал прием. И тут закрутилось.
Из принтера выходит бумага, капитан читает и начинает смеяться. После дает мне почитать. А там владельцы судна благодарят капитана, экипаж за спасение человека. Капитан предполагает, что владельцы решили это использовать в своих интересах, устроить пиар. Машина закрутилась.
Поздно вечером пришвартовываемся в Лимассоле. На борт поднялись комиссия и полицейские за мной. Полицейские взяли мои документы, вещи и (не надев наручники) указали на выход. Я попрощался с экипажем, выхожу на трап. А внизу на причале, ну как по телеку показывают, стоит ряд фотокорреспондентов, видеооператоров. На встречу бежит женщина с микрофоном, что-то спрашивает, улавливаю спрашивает как дела. Отвечаю: «ОК!». Пока добрались до полицейской машины меня со всех сторон обснимали. Приятно однако.
Когда въехали в полицию, стало неприятно. Во время общения я понял, что ужасных проблем не будет. В полиции раздался звонок и к неожиданности мне подают трубку. Звонил консул, наш украинский. Он спросил за мое самочувствие, а потом объяснил, что они, как получив известие обо мне сразу взяли это под контроль, поэтому полиция встретила меня дружелюбно. В ином случае меня бы вывели с судна в наручниках и держали в тюрьме для выяснения и депортации. Конечно это было приятно слышать. Но потом он начал просит телефоны родственников, друзей чтобы они мне купили билет. И просил очень настойчиво. Честно, я не мог придумать, кому звонить, кто может мне помочь. Я все же убедил его, что позвоню сам и что сам смогу купить билет. К счастью у меня были деньги. Еще в Александрии часть денег мне занял Дмитрий, а большей частью помогли египтяне.
Около часа меня возили по инстанциям, где составляли протоколы. Интересно, меня сопровождал полицейский, знавший русский язык. Когда составляли протокол, то писали на двух языках и мне давали подписывать бумагу только с русским текстом. Этот полицейский постоянно мне твердил, что он не на службе, а просто пришел помочь. Потому что они греки, а не эти бессовестные турки. И что они мне помогут в возвращение.
После вместо паспорта мне вручили ксерокопию паспорта и отвезли в гостиницу. Когда ехали, этот полицейский успокоил меня, что полиция оплатит гостиницу. Когда оформился, мне подают чек и предлагают оплатить, я сразу к этому полицейскому, мол, что это. Он, не долго думая, отвечает, да вот тут позвонили и сказали, чтоб я сам расплатился за гостиницу, но зато «имигрейшен полис» оплатит проезд на самолете. Я согласился заплатить и полицейские уехали. Но уже появилась неуверенность в греках. Вскоре позвонили с «имигрейшен полис» и предупредили, что в час дня подъедет полиция, и мы поедим покупать билет. Потом позвонил консул, я ему рассказал об этом. Он меня успокоил, не верьте им.
Опять не смог спать, еле дождался утра. Узнал, где есть поблизости агентство, отправился сам. Пока шел, позвонил консул. Я ему докладываю, мол, иду покупать билеты. Он в ужасе, как, без полиции, да они, если приедут в гостиницу и вас там не будет, посчитают это бегством и…. . После сказал, что он сам позвонит в полицию и все уладит. Вскоре перезванивает, все нормально, можете идти покупать билеты. Я уже подошел к агентству. Захожу. Сидит громадная, толстая, старая тетка. Я спрашиваю, могу купить билет. - ОК!
И она начинает тыкать пальцем в клавиатуру. Это было страшно. Палец размером больше чем три кнопки. В больших толстых очках уткнулась в клавиатуру, что то долго набирала.. Я уже испугался, думаю вот влипну. Но вот она сообщает, что есть билет на ближайший рейс. -Сколько стоит? -420 евро.
Здорово. У меня как раз эта сумма есть, даже остается на телефонную карточку. Она опять уткнулась в клавиатуру. Я отвернулся, не смог смотреть на этот ужас.
Вскоре, говорит: «ОК! Your ticket» и подает мне, вышедший из принтера лист бумаги. Это билет? Я не могу понять, как этот лист может быть билетом. Я же знаю, билет это особый специальный бланк. Но она меня успокаивает. Да, это билет. Все нормально. Звону консулу, объясняю ему и слышу восторг. Отлично, есть билет. И чувствую в его голосе какое-то облегчение. И продолжил,- Все нормально. Это называется электронный билет, сейчас во все мире так продают билеты.
Увы, я же с Украины. Звоню в полицию, мол купил билет. И в ответ слышу: «ОК!» И тоже в голосе показалось облегчение. Видно мое нахождение или положение здесь всех напрягало. Я спросил, могу гулять по городу. Конечно.
Звонит сестричка, переслала мне деньги. Пошел искать «western union». У кого не спрошу никто не знает. Захожу в банки, тоже пожимают плечами. Наконец-то в одном банке рассказали, где есть эта контора. И вот проходив полдня, нахожу банк с надписью «western union». И с надписью «Closed». Звоню консулу, прошу подсказать где моно получить деньги. Консул отвечает: «Сегодня пятница у всех короткий день. Работают до двух часов».
— А в остальные дни как они работают?
— А в остальные дни могут работать дольше, но могут и до 12 часов дня. Трудно определить сколько они работают, но точно — не перерабатываются. Завтра я улетаю, хотелось получить деньги сегодня. Иду по улицам Лимассола, вглядываюсь в витрины, но нет заветной таблички. Забредаю на окраине в какую-то узкую темную уличку. Останавливаюсь в печальной тоске и досаде. Что делать? Куда идти? Деньги нужно получить сегодня. Завтра с утра мне расплачиваться. И внутри себя кричу: «Боже! Помоги!»
Можете смеяться, можете не верить. Посмотрев на эти старые обшарпанные стены домов, я повернулся идти обратно и… передо мной на витрине — «western union». И рядом открытая дверь, а за дверью сидит мужик, скучает. Я робко захожу и спрашиваю, могу я получить деньги.
— Да. Садитесь.
Я и сел. Боюсь, это наваждение пропадет, говорю номер. Мужик набрал на клавиатуре и называет сумму. Да. Подтверждаю я. Он подает мне бланк, я расписываюсь, он вручает мне деньги и все. О, я был счастлив аж до седьмого неба. И богат. Летел в гостиницу, залетая по пути в магазины, и покупал и покупал. Купил булку свежего хлеба, пакет молока. О какой у них вкусный хлеб. А молоко! Такое молоко было только в советские времена, до разбавления водой. Вечер я провел в сытости и в ванной.
А ночь провел... в туалете и изредка перед телевизором. Утром позавтракал завтраком, входящий в счет. Оплатил счета. И стал ждать полицейских. Они должны были привезти мне паспорт и отвезти в аэропорт. Подъезжает такси. Таксист показывает мой паспорт и приглашает в такси. Я звоню в полицию. Отвечают
— Все ОК, садитесь, езжайте.
Спрашиваю, кто оплачивает такси.
— Мы, полиция.
Ну, мы и поехали. По дороге позвонил консулу, он подтвердил. В аэропорту таксист сдал меня и мой паспорт полицейскому контролю. Те, не долго думая, усадили меня за стол, налили чаю, наложили гору печенья. И я стал ждать консула. Ждать пришлось не долго. Появился консул, и мы забрались в кафе. Здесь консул и рассказал о той деятельности, которую посольство проводит по защите прав своих граждан. Тогда мне и стало понятно лояльное отношение полицейских. Позвонил Посол. И конечно я поблагодарил.
Объявили посадку, полицейские вернули мне паспорт, консул провел до рег.стойки и мы по прощались. Меня ждал самолет, а его …новая проблема. Полиция привезла в аэропорт нашего гражданина, но в наручниках.
...
Карта восточной части Средиземного моря с маршрутом перехода из Александрии.
Под Гиком, 9.12.2008.
Добрый день. Все плавание закончено. Я в Луганске. Сажусь описывать это путешествие. Большое спасибо всем за поддержку.
...
Кто спас:
Судно "Miriam Borchard". Флаг - Антигуа и Барбуда. порт отхода Venice, порт назначения Лимассол.
Экипаж:
Капитан Юрий Павличенко, уроженец Львова (Украина), гражданин Литвы.
Старпом Константин Казьев, уроженец России, гражданин Украины. Яхтсмен - олимпиец.
Второй помошник - Julius C.Impasta, уроженец Poilo, гражданин Филиппин. Он и услышал мой вызов.
Чиф (главный механик) Эдвард Дуч, поляк,
Второй механик Сергей Алексеев, Россия.
Все матросы граждане Филиппин.