Луганская Областная Федерация Спортивного Туризма

Луганский туристско-спортивный клуб «Лугань»

ОТЧЕТ

о парусном туристском походе 6 к.с.
по Азовскому, Черному, Мраморному, Эгейскому, Средиземному морям,

совершенном с 9 октября по 23 ноября 2008г.
Руководитель группы Коротких Евгений Григорьевич


1. Справочные данные

1.1. Организация проводящая поход – Луганский туристско-спортивный клуб «Лугань»

1.2. Параметры похода:

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части

Продолжительность общая/ходовая

Сроки проведения

Парусный

шестая

3252 км

45 дней

Сентябрь – ноябрь 2008г

 

1.3. Район путешествия – Азовское, Черное, Мраморное, Эгейское, Средиземное моря.

1.4. Нитка маршрута –г.Мариуполь (Украина ) –– г.Ялта – г.Стамбул (Турция) – г.Кушадаси –  Кипр – Александрия (Египет) .

1.5. Состав группы:

ФИО

Дата рождения

Место проживания

Туристский опыт

Обязанности

1.

Коротких Евгений Григорьевич

1.02.1954

г. Луганск

Тлф.0509593427

e_korotkih@mail.ru

Парусный поход 6-Р, Азовское, Черное моря 2004, 2005

Руководитель группы, капитан судна

2

Алтухов Дмитрий Сергеевич

30.07.1978

г. Стаханов Луганской области

Парусный поход 6-У, Азовское, Черное моря 2004, 2005

старпом, фотограф , видеооператор.

3

Шматов Алексей Петрович

18.09.1953

Каменка Харьковской области

Парусный поход 6-У, Азовское, Черное моря 2005

Реммастер, видеооператор.

4

Тума Владимир

17.04.1969.

г..Донецк

Парусный поход 4-У-, Азовское море 2007

Завпитанием, подводные работы

1.6. Местонахождение фото-видеоматериалов — библиотека Луганского турклуба «Лугань»

1.7. Общая смысловая идея похода.

После прошлых походов взоры устремились на просторы Средиземного моря

Для этого перехода было сконструировано новый катамаран, новое снаряжение.

Также данный поход организовывался для проверки катамарана, снаряжения, выработки и отработки определенных решений по навигации, безопасности, управления, повышения мастерства участников.

1.8. Варианты подъезда, отъезда.

Самое удобное место для отхода это Мариуполь. Пляж находиться вблизи от жд.вокзала. Удобно подъезжать автотранспортом. Но самое удобное место для оформления выхода а границу для нас является груз.порт Ялта.

Возвращение из Египта предполагалось общественным транспортом. Груз отправить морским путем, а самим добираться авиатранспортом.

1.9. Аварийные выходы и запасные варианты маршрута.

От Мариуполя и до Ялты, от Стамбула (Турция)и до Коша (Турция) практически маршрут пролегает вблизи берега. Где на расстоянии до 100 км находятся населенные пункты. При аварийной обстановки, на этих участках можно выйти на берег и добраться до населенного пункта.

Запасных вариантов маршрута не было, так как маршрут пролегал по ограниченной территории. То есть по территориям, на которых приобрести визы можно на месте.

Планировались запасные места окончания похода: Стамбул, Измир, Анталия. В эти пунктах имеются аэропорта.

2. Техническое описание прохождения маршрута

2.1. Описание прохождения маршрута.

9 октября. Оформили у Погранслужбы отход до Ялты (Крым). Идем втроем - Коротких Е.Г., Алтухов Д., Шматов А.П.

12-00. Погода мрачная, сплошная облачность, западный ветер до 3 баллов. Пошли вдоль Белосарайской косы, прижимаясь ближе к берегу, чтобы спрятаться от волн. Настроение бодрое и катамаран бодро бежит.

15-00. Но вот коса закончилась, появились волны… Азовские волны невысокие, маленькие, мелкие, но коварные, сильные и злющие-презлющие. Они не поднимают судно, не обтекают его, — они бьют его мощным острым молотом, разрушая все на пути. И наш катамаран вздрогнул, задергался. В «каюте» появился ужасный скрип.

Идем на попутном ветре курсом 190-200° . Волны большие. Небо по-прежнему закрыто тучами. Компас плохо видно.

К часу ночи небо начало проясняться и появились звезды.

10 октября

8-00.. Ветер изменился на восточный.

9-00 До Керченского пролива 70 км. Идем курсом 170°. Практически ветер постоянный восточный до 3-4 баллов.

18-00 увидели землю. Вход в Керченский пролив.

21-00 Подошли к проливу. Ветер стих. На моторе прошли Керченский пролив,

11 октября

03-44 NW -45º03; Е-36°22. 9-00 прошел Скалу Корабль.

Прошли российский военный полигон.

11-00 обошли мыс Чауда. Появилось встречное течение. Ветер NW до 2-3 баллов

23-00 дошли до мыса Ильи.

12 октября

12-00. На траверзе Алушты ветер стих до штиля

13 октября

3-00 еле подошли к Медведь горе..

8-00 обошли Аюдаг

В 10-00 подошли к Ялте. Пришвартовались в грузовом порту.

14 октября.

Дневка. Запаслись продуктами, подготовили катамаран.

15 октября

Утром подъехал Владимир Тума. Заправили газовый баллон, набрали 200 л воды

Оформили с помощью с нашего агента отход .

В 17.45 мы отчалили от КПП и вышли в море. Курс на Босфор.

18.00 ветер стихает. Мы на траверзе Ялты

В море был штиль, изредка тихий ветер полоскал паруса.

16 октября

9-40 N 44°18  Е 034°04

10.00 Ветра нет. Положение прежнее – траверз Ялты..

11-45 N 44°19  Е 033°58 Появился северо-западный ветер до 2баллов. Встали на курс 254°

В 12.00 налетел шквал. Северный ветер со скоростью до 15 м/с вспорол поверхность моря. Мы полностью убрали паруса и под голым рангоутом катамаран побежал со скоростью до 9 узлов . Взяли курс на юг. А вдогонку побежали волны. Они увеличиваются на глазах. И вскоре двухметровые жернова стали молоть наше суденышко, трубы на пирамиде, срезав заклепки, разошлись на соединениях. Аврал. Поставили накладки из подручных материалов. Дима поранил руку, все в крови. Забинтовали

15-40 N 44°20  Е 033°54 Мыс Сарыч.

К вечеру ветер стих до 3 баллов. Курс 190-200°, скорость 5-6км/час.

17 октября

6-30 N 44°00  Е 033°31
 7-00 поворот на курс 180° в точке N 44°00,74 Е 033°30,89
10-50 Ветер южный. Курс - 240°. Владимир переделывает крепление большого компаса, делает его выше, а то плохо видно ночью.
12-15 N 44°00 Е 033°19 V=5км/час
13-05 N 43°59,8 Е 033°17 V=4,5км/час  КК-248
16-06 N 43°57 Е 033°06 V=7,1км/час  КК-255°

Взяли один риф.

18 октября
18-50 N 43°54 Е 032°56 V=4,1км/час  КК-237°

00-06 N 43°52 Е 032°45 V=7км/час  КК-265°
05-30 N 43°52 Е 032°33 поворот на  КК-190°
06-10 V=4км/час  КК-210°
08-45 N 43°42 Е 032°28 V=9км/час
10-40 Сняли все паруса. Заштормило. Дождь.
11-15 N 43°32 Е 032°22 V=6,2км/час КК-190°
14-15 N 43°25 Е 032°18 V=4км/час КК-207°
17-00 N 43°18,9  Е 032°15 КК-190°

 Шли без паруса до 23-00. Обошли судно, которое тоже дрейфовало. Утопили крышку большого термоса, хорошо была запасная. Владимир потерял стекло из очков.

19 октября

Погода нормальная. Идем попутным.

01-22 N 43°07 Е 032°00 V=5,5км/час  КК-224°
07-20 N 42°52 Е 031°44 V=7,4км/час  КК-210°

12-00. Тепло. Вода холодная. Идем на гроте, один риф.

13-10 N 42°45   Е 031°25 

Заряжали аккумуляторы от генератора. Оборвался трос шпрюйта, заделали. Ветер попутный. Светит ясное солнце, но холодно.

14-36 N 42°43 Е 031°19   До Босфора 273 км.

 В целях экономии аккумуляторов временами отключаем сигнальные огни. Много судов. Ветер попутный, слабый.

17-45 N 42°38 Е 031°10  
18-40 N 42°37 Е 031°08 КК-217°

20 октября

Погода хорошая. Ветер попутный, но к обеду затих.

08-02  N 42°30   Е 031°02   

13-57 N 42°14   Е 030°29   

17-10 N 42°10   Е 030°22 V=6,5км/час  КК-217°

21 октября

01-02 N 41°55 Е 030°02 V=3,5км/час  КК-190°

07-15 N 41°41 Е 029°48 V=5,0км/час  КК-210°. До пролива 77,5 км.

Ночную вахту отстояли нормально. Грот полный. Убегали от двух кораблей.

12-00 N 41°31 Е 029°35 V=7км/час  КК-220°. До пролива 51 км.

14-00 появился берег по левому борту. Подобрали в море поддон, разобрали на доски. Чем ближе к проливу – больше кораблей. Постоянно в поле зрения 3-4 корабля.  

17-00 Видим Босфор. Ветер северо-восточный увеличивается до 10 м/с. Рифимся. Босфор все четче вырисовывается на горизонте. Вспоминаются стихи. О Босфоре писали многие и он того стоит! Достали дружно фотоаппараты и наснимали во всех форматах.

18.00 Ветер увеличивается еще больше, появляются трехметровые волны. Волны огромные, на склоне могут поместиться два катамарана.

Под голым рангоутом груженный катамаран (не менее 1,5Т) идет со скоростью 9 км/час…»

Вся команда на корме, чтобы разгрузить носы.

18-30 возле входа в пролив вереница кораблей. Ветер шквальный. Идем без парусов. Попробовали завести мотор. Прогрели. Темнеет быстро. Пару часов не хватило, чтобы войти по светлому. Всюду бегают маленькие и не очень маленькие катера с маячками – лоцманы.

Подходим к Босфору. Ветер увеличивается до штормового. С пролива взлетают красные ракеты - пролив закрыт. Танкеры пытаются уйти в море. Один танкер ветер развернул лагом и потащил прямо на нас. Подлетел катер береговой охраны и предложил нам помощь. Но мы сами смогли уйти из-под танкера. Вскоре танкер развернулся носом к ветру и медленно с трудом стал пробиваться в море. Стало быстро темнеть, с катера убедились, что нам помощь не нужна, но от нас не уходили. Минут двадцать катер шел рядом с нами, освещая своим прожектором путь. 19.00 Осторожно по левому берегу входим в пролив. Здесь ветра и волн нет. Через время за нами пошли большие суда в попутном направлении. Прошли под ЛЭП. Фарватер справа. Навстречу нам протолкались между нами и берегом несколько рыболовецких судов.

Тысячи огней по берегам. Начался город. И, конечно же, флаги, так любимые турками. Маленькие и большие, на горах, на домах, на кораблях… И мы не забыли повесить. Планируем найти место и переждать на якоре, но подходящего нет..

Проходим первый мост. Очень красиво. Это Истамбул (Истимполи в переводе с греческого – к городу, в город). Пролив узкий. В небольших бухточках стоят яхты. По набережной бегают машины. Корабли пошли чаще, видно открыли вход. Увидели, пролив идет вправо – решили перейти на правый берег за большим кораблем. Удалось. Местами дома стоят в воде, как в Венеции. Подходим к ним вплотную. Сильное попутное течение. В домах народ занимается обыденными делами. На набережной народа мало. Большое количество турецких флагов. От огромных полотнищ на вершинах холмов до маленьких на рыбацких лодках. Все в огнях.

Прошли несколько военных судов (больших), и катеров береговой охраны. Кучку маленьких рыбацких лодок, которые подсвечивают фонарями на свои снасти. Ярко освещенные паромы курсируют с берега – на берег. Корабли нас пропускают. Особых наездов нет. Но ориентироваться в этой толпе тяжело. Увлекшись берегом, налетаем на какой-то буй. Посмотрели вроде все цело.

Дальше второй мост, еще красивее первого. Мост – хамелеон. Меняет цвет освещения и игру ламп – это нужно видеть. За мостом – крепость, дворцы, мечети и, наконец, главная достопримечательность – Айя-София.

Далее выходной маяк и Мраморное море. Но не сразу. Пришлось пробиться через пару сотен кораблей ожидавших входа в пролив. Огни, которые мы вначале приняли за город.

В 1.00 вышли из пролива, подошли к западному берегу, встали на якорь, чтобы отдышатся. Решили поспать до утра.

22 октября.

Утром пошли дальше. Вахта по полтора часа. Ветер NW до 2-3 баллов нас баловал. Шли то в бакштаг, то в фордевинд при малом волнении. Вдоль берега тянутся сплошные коттеджи необыкновенной красоты пляжи. В дневнике без запятой, потому не понятно, что красивее. Вода прозрачная. Поразительно, но людей нет. Несколько человек ловят креветок на песочных отмелях. Идем вдоль берега на запад.

14-45 N 41°03 Е 028°17 V=9,7км/час  КК-273°

Прошли: Ешилькей, бююк-Чекмедже, Силиври, Мармара-Эреглисли

15-45 N 41°04 Е 028°11 КК-268°

17-10 N 41°02 Е 028°03 V=8,7км/час  КК-230°

Проходим красивые постройки по всему побережью.

Под вечер Мраморное море показало свой коварный нрав: Ветер усилился, и волны были, пожалуй, выше и круче чем на Черном. Обходим мыс с огромными танками. Заправочная станция перед Мармара-Эреглиси. Фотографировать нет возможности – открениваем. Команда «снять парус» зависла в воздухе. Без паруса может унести на стальные береговые конструкции. Помаленьку подворачиваем, и становимся кормой к волне. Стало легче. Скатывается с крутых волн даже прикольно. Думаем об укрытии. Выбираем место за мысом и в темноте налетаем на камни. Капитан уже за бортом кричит: «все за борт».

Удалось спасти рули. Отжали кат общими усилиями. Вроде цел. На якорь стали чуть ниже. Мокрые. Холодно. Переодеваемся и кто спать, кто на вахту. Стояли перед грузовой пристанью. Одежда сохла более суток. Перед Мармара-Эрегли плавают большие бочки 10-15 шт. окруженные буйками. Опасно для прохода ночью.

23 октября

8-00 снялись с якоря. Курс прежний. Прошли маяк, обозначающий гряду подводных камней метрах в 800 от берега. Погода нормальная.

09-33 N 40°58 Е 027°51 V=3,7км/час  КК-288°

11-00, слева виднеются высокие горы, это о. Мармора. Наш берег уходит влево и тоже заканчивается горой.

15-45 N 41°04 Е 028°11 V=8,7 км/час

в 14-00 подошли к Текирдагу. Нашли марину и зашли. Этот городок оказался красивым и интересным. А марина, прекрасно защищенная от ветров и волн, оказалась бесплатная. Там не было не только услуг, но инфраструктуры, обычных помещений.

Купили помидоров, яблок, винограда. Заправились водой.

 Около 17-00 вышли из марины. К вечеру ветер усилился до штормового. Быстро сняли паруса. В темноте идти опасно – камни.

К ночи шквал утих.

24 октября

1-00. Идем вдоль населенного берега, темно. Сложно продвигаться из-за рыбацких лодок и сейнеров, беспорядочно бегающих перед носом. Под утро вообще попали в сети, но благодаря малой осадке проскочили. Слева вереница кораблей стоящих на якоре.

К 6-00 подошли к проливу Дарданелы.

Пролив не поразил. Гористые берега Геллиполя были безлюдны и пустынны. По проливу шли вереницы судов. Мы пошли вдоль европейского берега.

17-36 N 40°01 Е 026°19 V=8,4км/час.

Подошли к Ченке-Кале. Нас встретили старинный форт, бронзовые пушки и … громадный, Черный Конь. В сквере на набережной стоит Троянский Конь.

12-25 N 40°19,8 Е 026°36,1 V=11,2км/час КК-214°

19-00 Вышли из Дарданел.

19-50 N 39°58 Е 026°01 Слева за маяком стали на якорь.

Уложились спать. ... Ажиотажа, восторга уже не было, но было приятно мы стояли под знаменитой Троей .

25 октября

08-00 Подъем. С утра задул северно-восточный ветер, и под глухозарифленным гротом мы отправились в плавание по Эгейскому морю. Море оказалось бурное. Ложимся на курс 230°. Холодно. Ветер крепкий, волны.

10-00 N 39°52 Е 025°59 V=9,8км/час КК-231°

Прошли кучу гористых островов левым бортом. Берег материка тоже гористый. Видны ветрогенераторы, в большом количестве разместившиеся по горам.

После обеда ветер - Мельтеми усилился до 7 балов, пошли высокие волны. Убрали грот, и катамаран под голым рангоутом побежал со скоростью до9 км/ч. Раз показалось, что чуть не кильнулись через носы! Так мчались весь день.

17-15 обходим мыс Бабакале, ветер ураганный, дальнейшее продвижение проблематично. Проходим дальше за мыс, чтоб спрятаться от ветра, подошли к берегу и стали на якорь. Берег гористый, склон начинается прямо с воды и уходит вверх до высоты 0.5 км

17-46  N 39°27,7 Е 026°06,2 Здесь тихо, изредка с горы слетают порывы до 6-7 балов. Там за горой бушует шторм. А рядом с нами Баба-Кале. Красивый мыс, старинная крепость и прекрасная марина. Удивительно прекрасный уголок. Жалеем, что проскочили его и не можем вернуться.

Слева горы, справа легендарный греческий о.Лесбос.

26 октября

По-прежнему бушует шторм, и мы по-прежнему отстаиваемся на якоре. Катамаран крутит на якоре в разные стороны.

27 октября

Ночью шторм закончился, и

8-00 мы на остатках шторма отправились в обход о. Лесбос. Это было здорово: катамаран скользил с трехметровых волн, ощущение было, что скатываемся на санках. Внутри бушевали два противостояния: азарт скорости, лихости, и страх, как бы не перевернуться, не разломаться.

 13-05 N 39°15,56 Е 025°51,33  V=5,2км/час КК-218°

зашли за Лесбос.

15-00 Проскакивает западный берег острова, и на последнем мысу сворачиваем влево и видим вдали от мыса стоит каменный утес с маяком. А рядом на рифе лежит… яхта. Согнутая мачта, разбитый бок. Стоит на каменном постаменте как памятник трагедии, как предостережение. И смолкли восторги на катамаране. Мы смотрели на яхту с ужасом, ведь и мы могли быть на этом месте. И думали о тех, кто был на этой яхте. Живы ли? Через некоторое время опять следы трагедии. В скалах лежит выброшенное судно. Море суровое.

Проходим красивые скалистые берега. Лесбос пустынный гористый остров. Невидно деревьев. Скалы, камни.

По берегам разрушенные крепости.

17-35 N 39°04 Е 026°01 V=8 км/час КК-118°

Ветер ровный.

28 октября

Ночь застала на середине перехода от о.Лесбос до пролива Хиос. Ветер стих. И мы запрыгали на зыби. Ночь прошла в кошмарах. Одурманивающая толчея волн «дробила» катамаран. Паруса хлопали, катамаран дергался, душераздирающе скрипел.

1-00. Ветра нет. Прошли мало.

 К утру появился ветер, и мы побежали на фоне поднимающегося малинового солнца. Настроение поднялось. Рядом проплыла акула! Сколько было восторгов! Потом резвились дельфины.

11-30 N 38°33 Е 026°19,8 V=7км/час КК-170°

У нас поднялось настроение, и мы помылись, побрились, постирались.

С Лесбоса идем на полуостров Карабурун, пролив Эриглисман. Справа остров Хиос, остров Инуса.

16-00 прошли пролив Хиос и взяли курс на мыс Акбурун. При входе в пролив много дельфинов.

16-06 N 38°16 Е 026°12 V=9,2км/час КК-123°

 17-33 N 38°12,7 Е 026°19,6 V=8,4км/час КК-124°

Встретили яхту, идут под парусом, американский флаг.

29 октября

Ночь прошла в борьбе со штилем и течением возле Иджебуруна.

13-00 появился ветер

 7-25 N 38°00 Е 026°55

17-20 Дошли и стали на якорь возле марины в уютной бухте города Кушадасы. Второй по значимости курорт Турции. Город красивый, огромные гостиницы в окружении пальм.

30 октября

Утром зашли в марину. Марина оказалась с полным сервисом. Нас встретил катер, провел к месту швартовки. В офисе девушка-турчанка на чистом английском общалась с посетителями, быстро оформила стоянку, заплатили 19 евро за день. Приятно было оказаться в тихом месте. Вокруг тишина и яхты, яхты… На воде, на площадках много зимующих яхт. В офисе бесплатный интернет, на территории магазинчики, кафе, мастерские по ремонту всего яхтенного оборудования. Соседи — немцы, шведы, турки были в восторге от нашего катамарана. Фантастика! Так они говорили. И так как мы с бедной страны, стали нас одаривать продуктами, картами и вином. Это пребывание было для нас как «Фантастика!».

23-00. Попрощались с новыми знакомыми, вышли из марины и… попали в штиль.

31 октября

6-00. Появился слабенький ветерок.

10-00. Греческий флаг на мачту. Входим в пролив.

16-00 на руле. Прошли пролив Самос (Дилек). Догнал катер греческой береговой охраны. Расспрашивали откуда – куда, что в бочках, в канистрах.

Прошли о. Байрак, направление на город Питагорион. В нем родился Пифагор. Прошли о. Байрак (Тур). На вахте подошли к о. Агатонисион.

20-00. подул встречный ветер.

1 ноября

Утром нормальный ветер. Обошли острова правым бортом. Курсом 180 идем дальше от берега.

13-00 прошли остров левым бортом. Ветер переменной силы и направлений.

13-30 N 37°15 Е 027°05 V=6,3км/час КК-155°

16-35 Курс на о. Кос. N 37°09 Е 027°09 V=3,3км/час КК-155°

Опять не хватило времени пройти десяток километров до острова. Темнеет. На моторе добираемся до ближайшего острова. Обходим остров в поисках мелкого места. Встали на якорь.

2 ноября

Вышли утром. Ход слабый.

14-45 N 37°00 Е 027°11 V=5,1км/час КК-135°

Ветер порывистый.

18-00 N 36°57,5 Е 027°12,2 V=0км/час Ветра нет!

23-30 Удираем от кораблей, которые загадочным образом бродят по проливу. Рыбак обкинул нас неводом.

3 ноября

00-30 Подошел греческий сторожевой катер.. Пришлось постоять под дулом пулемета. Долго проверяли документы. Нервные. Дергал затвор. Обращение грубое. Сказали, чтобы утром зашли в порт. Документы отдали. Настроение испортили всем и надолго. Утром оказались почти на исходных позициях. Течение встречное. На моторе дошли до порта города Кос. Да, после турецких портов, марин, мы были шокированы. Вокруг мусор, грязь. И самое шокирующее - над офисом висит флаг Греции. Флаг большой и …. рваный. Весь в лохмотьях и рваных полосах. Набрали воды. Греки доброжелательные, но без визы в город не пустили. Пошли дальше.

К 13-00 обошли о.Кос и перешли на турецкую сторону.

18-55 N 36°40 Е 027°22 

Обошли мыс. Под мысом разбитый кораблик.

4 ноября

8-46 N 36°35 Е 027°33 V=1,2км/час КК-100°

Ветер слабый. Запустили генератор, зарядили аккумуляторы. П

17-30 N 36°32 Е 027°48 V=6,8км/час КК-80°

Обходим о. Сими, греческий, левым бортом. Увидели одинокую яхточку в бухте. Прохладно. С нормальным ветром проходим о. Родос. Большое движение судов, уходим от них подальше.

5 ноября

7-00. Ветра нет. Купались. После обеда начали понемногу двигаться. Течение встречное.

13-00 N 36°32 Е 028°13

16-30. Ветер есть.

18-41 N 36°33 Е 028°27 V=6км/час

Весь день штили или тихий ветер. Ползем и купаемся. Вода теплая, приятная, чистая и прозрачная. Кинули в воду веревку 15 метров,- так ее конец видели! Сутки провели в штили на траверзе о.Родос.

6 ноября

Ночью шли в лавировку.

8-00 N 36°39 Е 028°46 V=7,5км/час

Прошлись возле скал, облюбовали тихую бухту и выбросились на песчаный берег. Место чудное. Вокруг горы покрытые лесом. Глаза разбегаются, хочется залезть туда, сюда. Везде красиво. Необходимо подремонтировать катамаран. Поныряли с маской. Куча классных рыб различной формы, окраски и пр. Кальмар или каракатица, сарган…Вода прозрачная и теплая. Вечером костер.

7 ноября.

Дневка. Ремонтировали катамаран

8 ноября

В 16-00 вышли. До темноты в лавировку выходили против ветра с нашей бухты, отвоевывая по два десятка метров за галс. 

В 19-00 ветер стих.

9 ноября

1-00. Появился тихий ветер.Пошли вдоль берега.

8-23 N 36°20 Е 029°08 V=2,6км/час

Погода хорошая.

13-08 N 36°17 Е 029°11 V=5,6км/час

Ветер попутный. Подходим к о. Ро и о. Мейисти. г. Калкан. Планируем зайти в г. Каш заправить газ.

16-00 N 36°12 Е 029°22 V=6,4км/час

20-00 Зашли в Каш. Пришвартовались в марине. Побродили по городу.

10 ноября.

в 18-30 пошли дальше.

1-00. Прошли острова на выходе из бухты.

11 ноября

Ночь прошла спокойно, был тихий ветер. Утром проходим на траверзе Финике.

8-00. Пошла волна. Катамаран начало бить, ломать. Волны неопределенного направления, разной высоты. Неприятное явление. Так нас встретило Средиземное море.

11-00 появился ветер СВ до 4балов и… вдруг навстречу нам появляются военные корабли. Они окружают нас. Ощущения неприятные. Слева три корабля, справа два обходят нас, и один идет прямо на нас. Над нами пролетают вертолеты, после несколько кругов сделали пара истребителей. В эфире кому-то кричат «Departure». Наверное нам. Вскоре идущий на нас корабль свернул в сторону.

16-00 Ветер и волна не дают идти круче 120°, а нужно 110°, на турецкую часть Кипра.

18-00 N 35°50 Е 30°38 КК 160° V=5 км/час

12 ноября

7-14 N 35°57 Е 30°42 над нами появились плотные, темные, грозовые облака.

Удираем от грозовых туч, но безуспешно..

Море неспокойное, волны высотой превышают два метра, переливаются стеклянными гребнями. На нас набегала туча. Огромная, Черная и Страшная. Из-под нее налетел сильный шквал. Дождь с градом. Мы успеваем полностью убрать паруса. Ветер сносит гребни с волн. Пена постелилась сплошным ковром. Нас потащило под эту тучу в самое черное и страшное месиво. Катамаран скатывался с волн на сумасшедшей скорости, лихо взлетал на волну. Мы все сидели на корме, вцепившись в катамаран. Когда проскочили середину тучи, пошел дождь, ветер немного стих, и рядом с нами засверкали молнии, загрохотал гром. Яркий белый свет молнии слепит глаза , грохот грома вжимает нас в катамаран. Страшно. Вскоре дождь прекращается, грозы остаются позади и впереди мы видим свет. Еще немного, и мы выскочим из-под туч. Но тут ветер затихает и через мгновение налетает вновь сильным шквалом, но в обратном направлении. Нас развернуло и мы помчались опять под самое черное и страшное. И опять слепят молнии, вжимает в катамаран мощный грохот грома, идет дождь. И опять страшно. Нас проносит через все это... и мы видим свет, край тучи. Еще немного и мы выскакиваем из-под туч. Но опять ветер исчезает и через мгновение опять налетает сильным шквалом, но в обратном направлении. Мысль:«Заколдованный круг». И вновь нас потащило под этой тучей, через эти грозы, волны. И проскочив этот ужас, опять мы увидели свет, край тучи. Глазами вцепившись за горизонт, молим Бога. И вдруг ветер не утихает. Затеплилась надежда, но мы боимся спугнуть ее и замерли, затаив дыхание. Ветер тащит нас все дальше и дальше.

14-00 Вдруг среди темных волн мелькнули черные тени. Всмотрелись и видим - дельфины прыгают. Выпрыгивают с гребней волн, взлетают высоко, азартно крутят сальто. Наконец туча закончилась, и над нами появилось светлое небо. А ветер не утихал, тащил и тащил нас по волнам в сторону Кипра.

Взяли курс 120°.

15-23 N 35°50 Е 30°52 V=3,2км/час

18-12 N 35°46 Е 30°57 V=2,6 км/час КК160° 

К вечеру ветер утих. Над нами опять тучи. Опять вокруг молнии. и пошел дождь. Холодно.

13 ноября.

Ночь была маловетреная и мокрая. Течением сносило нас назад. И за ночь прошли 4 км.

Утром зачалили ванту (трос порвался). Появился ветер северный до 2-3 баллов.

 12-11 N 35°38 Е 31°14  V=6,1км/час КК170-160°
 15-07 N 35°33 Е 31°20  V=6,2км/час КК73°. Ветер тихий NW.

Было солнце, потом нашла туча с дождем. Весь день прошел в чередовании солнца и дождевых туч.

14 ноября

01-00. Ветер тихий NW. Ночь прошла спокойно. Тучи грозовые разбежались, остались небольшие облака, через которые проглядывались Луна и звезды.

 08-41. 35.26N, 31.43 E. Ветер N / 1балл. Светит солнце. Вечером к нам подплыл необычный дельфин. Такой огромный, длиной больше пяти метров. Медленно, лениво обошел нас и замер перед нами. Лежит как бревно и не шевелится. Скорость у нас очень мала, катамаран медленно поворачивает, вот-вот наедем на него. И в самый последний момент он спокойно ушел в глубину. Вокруг нас из воды выпрыгивала крупная рыба.

Идем курсом 90°.

Первый день с нормальными условиями для передвижения в нужном направлении. Ход слабый, но уверенный.

В 10-00 увидел землю – о. Кипр.

18-40 N 35°20 Е 31°58 V=6,5 км/час  

15 ноября.

На ночной вахте хорошо прошли.

Погода солнечная. Безоблачная. Ветер N тихий. Ярко светило солнце. На солнце жарко, а в тени холодно.

К 12-00 подходим к городу Лефка, Проскочили марину километров на 20 к городу Морфу. Возвращаемся в Лефку. Берег явно милитаризирован. Дзоты, казармы и пр.

16-17 N 35°09 Е 32°48 

В центре города марины нет, есть дальше, под горой. Проходим еще назад. На берегу мечеть. Далеко в море выходит огромный транспортер для погрузки щебня на корабли. В бинокль увидели древний амфитеатр. Мало лодок. Яхт вообще нет. Дорогу спрашивали у дайверов, и у одинокого рыбака.

В 16-00 нашли марину и вошли. Марина оказалась маленькая и грязная. Проверка документов. Власти любезно предложили чай, заправили водой.

В 20-00 ушли на запад, вдоль острова.

16 ноября.

Ночная вахта прошла при попутном ветре. К 11-00 обошли остров и стали на курс 200 – на Александрию. Поснимали дельфинов, прыгающих рыб. Завели генератор, зарядили аккумуляторы . Тепло, солнечно. Ветер попутный, паруса на бабочку, шверт убран.

15-00 задул постоянный восточный ветер.

19-00 N 34°39 Е 32°02 V=8 км/час. До цели 354км.

17 ноября.

С восточным ровным ветром прошли всю ночь.

7-30 N 34°05 Е 31°46 V=2,5 км/час  До цели 287км

 Идем курсом 200°. Прямо на Египет.

8-30 - ветер затих.

12-30 – ветер усиливается.

15-05 N 33°57 Е 31°44 До цели 273 км

18 ноября.

Ночь без ветра.

В 6-30 появился ветерок. Горизонт чистый во все стороны. Море воды, море воздуха, море звезд… Прохладно. Ночью был туман, и сейчас дымка закрывает солнце. Лежим в палатке, обсуждаем маршруты на лето.

13-00 Ветер постепенно усиливается до 3-4 баллов. Катамаран легко управляется. Курс 195°. 

13-26 N 33°19 Е 31°32 V=8,6 км/час  КК211° До цели 200км.
15-06 N 33°13 Е 31°29 КК190°  До цели 188км.
18-50 N 32°56 Е 31°27 V=9 км/час   КК190°  
20-33 N 32°49 Е 31°26 ветер усиливается до 4-5 баллов. На ночь взяли один риф.

19 ноября.

1-00 N 32°32 Е 36°25 V=7км/час КК190° До цели 113км.
5-00 – поставили стаксель.
7-11  N 32°11 Е 31°15 До цели 73км.

Облачно. Тепло. Ветер утихает. Поставили полый грот. Появились корабли. За вахту шесть штук. Утром опасно вынырнул из дымки океанский громила прямо по курсу. Проспали до обеда. Ветер зашел справа. Ход хороший. Много танкеров и контейнеровозов ходят рядом. Правым бортом проходим нефтяную вышку.

 12-53 N 31°56 Е 31°13 V=7 км/час КК160°  До цели 43км.

16-00 – Прошли еще одну платформу левым бортом. Налетели рыбацкие кораблики. Таскают тралы.

16-05 N 31°46 Е 31°13 V=6 км/час КК190°  До цели 27км.

Берега до сих пор не видно! Причины две: Берег низкий – Дельта Нила и дымка. Капитан делает египетский флаг. Появилась сотовая связь.. Пришла куча сообщений.

19-00 N 31°39 Е 31°09 V=7,8 км/час

Африканский берег резко вырвался из-за горизонта и засветился огнями в секторе 60-70°.

20 ноября.

Ночью подошли к берегу.

7-29 N 31°36  Е 30°58

Повернули курс вдоль берега на запад на Александрию.

13-23  N 31°32 Е 30°48  Днем идем в лавировку. 

19-15 N 31°28 Е 30°32

Вечером, уходя от двух рыбаков, попали в прижимное течение в опасной близости от берега.

21 ноября.

Ночью после двух неудачных попыток сменить галс обстановка стала угрожающей. Камни набережной в нескольких десятках метров, волна бьёт по-взрослому. Пришлось запускать мотор.

Очень высокие волны и сильный встречный ветер.

Продвижение по курсу минимальное.. Берег напоминает азовские косы. Песчаный, низкий. По берегу автотрасса. За малым не столкнулись с рыбаком.

7-42 N 31°30 Е 30°26

До Александрии рукой подать, а продвижения нет. То уходим далеко в море, то наоброт подходим близко к берегу. И везде сильное встречное течение.

Волны пологие, высокие. Следующим галсом вышли на мыс. Оказался, мол длинной 2-3 км, заложен камнями.

 10-15 N 31°29 Е 30°23

Следующим галсом вышли на средину мола, и удалось пройти вдоль него почти до конца. В конце заход в Нил. Маяк. Огромные танки для нефти. В море видны вышки. Вода мутная. После маленького галса прошли русло. Тяжелый участок.

 11-54 N 31°26 Е 30°20 У встречных рыбаков спрашиваем за марину. Все показывают направление вдоль берега.

В начале залива зашли в какую то маленькую гавань. Оказалась для рыбацких судов. Крутнулись в ней и пошли дальше.. Несколько раз к нам подходили рыбаки, один раз зацепили трал. По берегу заводы, электростанция и прочие сооружения, какие бывают на окраине любого города. Море огней.

22 ноября.

К концу вахты подошли к следующему мысу. Город становиться красивее, приближаемся к центру. В изобилии всякие опасности: буи, камни, лодки. Темно, слепят береговые огни. Прошли фарватер, ведущий к порту.

За молом: N 31°19,51 Е 30°04,54

7-00 стоим за молом возле большого порта. Стоят несколько военных кораблей и немецкий танкер. Спросили у рыбаков, где порт, они сказали еще семь миль. Попробовали пройти, не тут-то было! Прошли километра четыре и вернулись. Встречный ветер и огромная волна сбивают назад. Опять спрятались за мол.

11-00. Ждем изменения ветра.

Туча зашла огромная, даже рыбаки спрятались за мол.

1-30 сорвало с якоря, попробовали стать в другом месте. С мола начали на нас орать, прогонять, и мы ушли в море. Но сразу вернулись. Ветер очень сильный.

15-30 стоим, ветер тот же. Решили ночевать на месте, ждать с моря погоды.

23 ноября.

Подъём в 6-00. Шторм закончился. Дует тихий западный ветер. Но волны по-прежнему большие.

9-17 N 31°19 Е 30°01

Идем в лавировку.

11-10 N 31°18 Е 30°01 Видим город. Днем наконец-то подошли к Александрии. Город расположился на песчаном ровном и низком берегу. И протянулся вдоль берега на десятки километров

Александрия встретила неприветливо. Сильный ветер, большие волны и интересное явление: неожиданно на наветренных склонах волн появляется пена и брызги, взлетая верх до 3-5 метров, покрывая весь склон волны. А сам гребень волны становится острым и высоким. И когда попадали на такие волны, получали такой мощный удар, что мы летали по катамарану.

Левым галсом подходим к городу и опять в море. Волны большие. Ищем марину или порт, где можно оформить приход, визы. Спросили у рыбаков про порт – дальше.

12-00 взяли один риф. Дальше пошли под парусом и мотором. По нашей GPS порт рядом, но мы его не видим. Город красивый, огромные здания современной архитектуры.

Идти тяжело встречный ветер, течение сносит нас назад.

24 ноября.

Утром подошли к длинному до 2 км молу. Нашли проход, зашли. , кругом рыбацкие лодки и катера. После нескольких проб стать на якорь с пирса начали орать. Подбежал бот и за 10 баксов предложил дать нам место. Можно ли тут оформить приход, визы – ответить не могут. Предлагают идти в порт.

Уходим. 10-00. Порт еще дальше. Ориентируемся по кораблям. Ветер встречный.

Подходим к порту, грязь неописуемая. Деревяшки, пленка, тряпки и многое другое зависает на шверте и рулях. Взяли на корму весло, очищаемся. По радио запросили разрешения войти в порт. После долгих объяснений диспетчер попросил подождать 30 минут. Стали на якорь.. С диспетчером помог разобраться капитан с нашего судна, стоящего в порту. Подошел катер с моря. Предложил следовать за ними в порт. Люди сказали, что они агенты. Мы не поверили.

Подошел еще один бот с полицией, проверили документы и пригласили за собой. В порту еще грязнее. По пути один полицейский запрыгнул к нам на борт. Порулил немного на моторе, потом начал лазить по нашим вещам. Сделал полный обыск. Спрашивал, что мы едим. Владимир показал бутылку с рисом. Он поморщился. Потом стал просить шоколад. Такого нет. Подошли к их офису в конце порта на мусорке!? Вода – сплошное нефтяное пятно. Нас встречала внушительная делегация в красивой форме с большими звездами.

Агенты тоже пришли следом и предложили оформить нас за 400 долларов. Это дорого. Узнали что в марине, где мы были утром, можно оформиться за 70. Через яхтклуб. Решили двигать назад. Нас отпустили, но паспорта сразу не отдали, а сопровождали нас до выхода из порта два полицая. По дороге они начали вымогать деньги. Мы записали это действо на видеокамеру. Они становились все наглее и дали одному два бакса. Он отстал. Зато другой перелез с катера и наехал на нас, но безуспешно. С угрозами нас отпустили, и мы к вечеру вернулись в марину, всерьез опасаясь за свою безопасность.

К вечеру добрались до марины. На рейде встали на якорь. Рядом бельгийский катамаран – красавец. Идет с Сейшельских островов.

25 ноября.

9-00..Связались с агентом марины. К нам подошла моторка и забрал нас в яхт-клуб. Здание красивое с фасада, но кабинет шефа ужасный, ни компьютера, ни другой техники. Бедность налицо. Дали прайс на услуги, просчитали -350. Вода, электричество, визы и прочее. За стоянку 10 баксов в день. Мы поторговались, но безуспешно. Заплатили.

Пришвартовались к указанному пирсу. Все плавание закончено.

2.2. График

дата

маршрут

протяженность

продолжительность

примечание

9 – 13.10.

г.Мариуполь – Керченский пролив – г.Ялта

нитка маршрута по Гуглю - 1. - 8.2.

461 км

4 суток

Все время сопутствовал северо-западный ветер силой 3-4 балла. Сплошная облачность.

Керченский пролив (46 км) прошли под мотором в штиль

15 – 21.10

г.Ялта  – Черное море – пролив Босфор – г.Стамбул

нитка маршрута по Гуглю – 9.1. – 11.2.

612 км

 6 суток

Ветер разных направлений силой от 0 и до 6 баллов, волнение до 3 метров. Часто сильные шквалы.

Босфор прошли под мотором 30 км. Ночевка на якоре юг Стамбула.

22 - 24.10

г.Стамбул -  Мраморное море – г. Текирдаг -- пролив Дарданелли – выход из пролива т. N38*58, Е026*09

нитка маршрута по Гуглю – 12.1. – 13.4.

303 км

61 часов

Ветер NW до 2-3 баллов. Был шквал с усилением ветра до штормового.

25 .10

т. N38*58, Е026*09 – Эгейское море – п. Бабакале

72

12 часов

Ветер Мельтеми до 7 баллов

26.10

 Восточнее в трех км от п.Бабакале  

 

 

Дневка на якоре.

Ветер Мельтеми до 7 баллов

27 – 29.10

п.Бабакале – г. Кушадаси

нитка маршрута по Гуглю -14.

274 км

58 часов

Ветер NW до 3-4 баллов. Волны не менее 3м.

Ночью штиль, зыбь.

30.10

г.Кушадаси

 

 

Дневка в марине

31.10 6.11

г. Кушадаси – залив Фетхие

нитка маршрута по Гуглю - 15.

314 км

6 суток

Ветер NW до 1-2 баллов, часто штиль

7.11

залив Фетхие

 

 

Дневка на берегу

8 -9.11

залив Фетхие - Средиземное море – г.Каш

нитка маршрута по Гуглю – 16.1., 16.3.

102 км

2 суток

Ветер NW до 1- 2 баллов

10 – 15.11

г.Каш - Кипр

нитка маршрута по Гуглю - 17.4. - 17.5.

538 км

5 суток

Погода разная от штиля с ясным солнцем до шквала силой до 7-8 баллов с градом, с грозами. Большая часть сплошная низкая облачность, грозы дождь.

16 - 22.11

Кипр – Абу Квир (Египет)

нитка маршрута по 18.0 – 18.2.

541км

 

 Ветер E 1- 3 балла, изредка до 4 баллов. Возле берега ветер W до 4-5 баллов, сильное встречное течение

22.11

Абу Квир

 

 

Шторм. Дневка на якоре.

23.11

Абу Квир - г.Александрия

нитка маршрута по Гуглю 19.1 - 19.4.

35 км

 

ветер W до 4-6 баллов, сильное встречное течение, высокие крутые волны. Вдоль берега идут рифы.

 

Итого - нитка маршрута по Гуглю – 20.1.- 20.6..

3252

45 суток

 

 

Примечание: подготовленные Е.Коротких иллюстрации с нитками маршрута за отдельные дни (скриншоты Google Earth) при подготовке к интернет-публикации сгруппированы по участкам маршрута и сведены в отдельное приложение:


см. здесь

2.3. Факторы, определяющие сложность похода.

Сложность данного похода определялась протяженностью и сроками – в этот период времени очень сложные погодные условия (большая вероятность штормов, шквалов) и 85 процентов маршрута это как «первопрохождение» , т.е. еще никто из спортивных туристов не проходил.

Так же маршрут пролегал через открытые моря. Практически  в период всего похода жили на катамаране. Приставали к берегу в 5 пунктах.

Под мотором прошли проливы Керченский 42 км, Босфор 30 км

2.4. Потенциональные небезопасные участки на маршруте.

Фарватеры, судоходные пути, проливы, а также плавание в ночное время и вне видимости берегов.

Все берега островов и материка Эгейского моря каменистые.

Вдоль береговой линии г.Александрия на удалении около 1-2 км идут рифы.

3. Обеспечение похода, оборудование и снаряжение

3.1. Правовое обеспечение

Выход из г.Мариуполя оформлялся в Мариупольской погранзаставе. Были предъявлены документы: судовая роль 2экз., судовой билет, свидетельство о пригодности малого судна для плавания с отметкой о техосмотре, паспорта членов экипажа.  Была произведена проверка судна для плавания  инспектором портнадзора г. Мариуполя.

Отход из г.Ялта за границу оформлялся в пункте контроля грузового порта. Отход оформлял агент.

Были представлены документы для таможенного контроля –судовые роли 2экз., грузовая декларация с отметкой, что груза нет, справки об отсутствии на борту оружие, наркотики, посторонние лица, справка о судовых запасах (мы указали только наличие воды), декларации членов экипажа (катамаран был записан в декларацию владельца судна), для пограничного контроля – заграничные паспорта, судовой билет, судовые роли 2экз..

Приход в Туцию (Кош) и отход были оформлен в инстанциях - портнадзор, врач, полиция. Были предъявлены документы: судовая роль, судовой билет, заграничные паспорта.

Приход в Александрию (Египет) оформлял агент. Были предъявлены судовой билет, турецкий бланк (заменяющий судовую роль, грузовую декларацию) с отметками таможенного, санитарного контроля, заграничные паспорта.

При заходе в воды Греции подходила береговая охрана Греции, проверяла документы, производила проверку по наличию на судне «нелегалов» методом опроса.

3.2. Катамаран и паруса

Катамаран парусный туристский – самодельный.

длина-8.0м,
ширина- 4.0м
диаметр баллонов - 0.75м
Объем баллона 3,6 куб.м
полное водоизмещение- 1.8т
вес порожний 330 кг

Паруса.

 Грот  №1 -16м*(латы, риф-шкентеля, отт.К),,  №2 – 10 м* (латы, риф-шкентеля. отт.К), №3 – 8м*(латы, риф-шкентеля),  

 Стакселя №1 -8м*,  №2 - 5м* - 2шт..

В сложных ветровых условиях после 4 баллов менялся стакселя на меньшую площадь, после 5 баллов рифили грот на 1-2 ряда (2 -4кв.м ), после 6 баллон грот рифился полностью (6 кв.м) и убирался стаксель, свыше 7 баллов убирался грот, катамаран двигался под голым рангоутом..

3.3. Боцманское снаряжение

Якоря – основной (адмирал - 10кг),

верп – Матросова 6кг,   плавучий 2м

Концы якорные (8-10мм) - 40м – 4шт,,  цепь 3м.,  концы (6мм)  - 50м -2 шт , 100м – 3шт.,

 швартовые (8-10мм) - 10м - 2шт., (6мм) – 20м – 2шт.

«бросалка»-25м -2шт.,  для крепления снаряжения  100м.

 Весла -4шт.,  пневмонасосы -2шт.,  багор,  ведро,  

канистры для воды по 30л  - 5шт,

Рундуки-канистры 50л –4шт.,

канистры алюминиевые для топлива (бензин) 20л -2шт., 40л – 1шт.,  шланг с грушей, воронка с сеткой

газовые баллоны (5-6л) – 2шт. емкость для сухого горючего.

тент палубный, карематы -4шт., ремнабор,   гидромешки  100л,  200л

Фонари (на светодиодах) мощный 1шт., аккумуляторы   2 комплекта.

Тузик - катамаран Бриз

3.4. Источники электроэнергии и электрооборудование

Аккумуляторы 12В, 12А.ч  12В, 7Вт

 Миниэлектростанция, электрокабель 2х1,5мм – 4м,  2х4мм -  4м

Электроящик:  вольтметр 12В,  выключатели освещения каюты, навигационных огней

Инвертер 12/220В.

Зарядные устройства  220В для аккумуляторов: 12вольтовых, типа АА – 2,7А.ч на 4шт,  типа ААА

Солнечные элементы,

Топовый, бортовые, кормовой навигационные огни (12В)

Электропроводка  2х1,5мм – 40м,

Освещение (светильники) компасов., палубы, кокпита, каюты

3.5. Оборудование.

 Мотор «TOHATSU 5»,

3.6. Штурманское.

Компаса - главный (шлюпочный), вспомогательный

Карты, лоции,

справочники по навигации, книги «Огни и знаки»

GPS –приемник 2 шт (Гармин 12 и 72). аккумуляторы АА 2,7А.ч – 8шт.,

Запасные батарейки большой емкости – 8шт. ,

лаг, часы (электромеханические и электронные),

Бинокль (8*), ,

Карандаши простые обычные (5шт.) и механические (мягкие, средние стержни - 1набор),  транспортир, линейка, измеритель.

блокнот для записей.

3.7. Капитанское.

Документы на судно, документы  оформления отхода-прихода (судовые роли, таможенная декларация и пр.), судовой журнал, карандаши простые 5шт.,  ручки шариковые, стержни.

УКВ-радиостанция (Икон 304 и переносная Алан),  фидер, антенна

 КВ-приемник,   аккумуляторы    2 комплекта

справочники по судовождению, МППСС.

Флаги государственные (Украина,  Россия, Греция, Турция, Кипр, Египет)  

3.8. Средства сигнализации.

 Общие  -  Флаги МСС, карантинный,транспорант номерной, туманный горн, сигнальный фонарь.

Бедствия –по списку МППСС:  флаги N,  C,  сигнальное зеркало,  

Фальшфейера красного цветов 4шт.

 

3.9. Питание и камбуз:

Готовили горячую пищу два раза в день. В остальное время при смене вахт готовили чай, кофе, «бутерброды».

Готовили уже отработанным методом. В 7.00, 13.00 заливали в термос с крупами, специями кипяток и настаивали в течение часа. В другие термоса заваривали чай, кофе. Этим мы экономили газ, время и качество пищи было отличное. Состав камбуза:

- Стол-ящик,

- Печь - духовка ( газовая горелка под баллоны, газовая горелка под баллончики, чашка под сухое горючее), газовые баллон, брезентовые рукавицы 2 пары.

Посуда (бидоны 0,5л, 1л,  2л, котелок 3л с крышками); сковородка, миска-поднос (капроновая 5л).

Ножи кухонные 2шт., консервный, доска разделочная, половник.  Мясорубка.

Термоса по 1л -2шт.; «Термо»  2,5л 1шт.,

 полотенце, металлическая щетка-мочалка, сумка-упаковка 2шт., брусок точильный, средство от ожогов -2т., средство для мытья посуды, кошма огнетушительная.

 

3.10. Ремнабор.

Ключи рожковые 8*10;  10*12;  13*14;  13*17,  ключ разводной, ключ свечной,   плоскогубцы,  тиски средние.

отвертки - маленькая, средняя,  с разными перьями,

молоток, зубило, керн,

ножовочные полотна и станок,

дрель ручная, коловорот, сверла (3.2,  3.6,  4,  4.2,  4.8,  5.2,  6.2, 8.2) , метчики М4,  М4.5, М5, М6,  плашки М6, держатели метчиков и плашек

клепальщик, заклепки,

напильники мелкие:  плоский средний, круглый малый, полукруглый (крупный), набор надфилей, наждачная бумага,

иголки: цыганские 15 (10)шт., швейные -5шт., шило, гардаман, свайка,

нитки капроновые толстые 3к., средние (для паруса) 3к., тонкие 1к, простые №40 3к.

Топор, пила, стамеска, рубанок.

Куски ткани парусной, PVC, лодочной.

Клей для баллонов 1л, отвердитель, растворитель 1л, бензин «галоша» 0.5л,  клей для  PVC  5т., «Момент»,  эпоксидный 0.5л,

«Скотч»,  ножницы, лупа большая,

Паяльное жало, припой, канифоль, кислота, пинцет, изолента, тестер,

проволка алюминиевая мягкая, стальная (нерж.) твердая,

алюминиевые трубки для огонов,  

Запасные:  троса 25м,  втулки под балки, метизы, , лампочки 12В,   светодиоды,    электропровод,  газовая горелка

Солидол, перчатки рабочие, средство для мытья рук, сумка-упаковка

 

3.11. Медаптечка:

Кровоостанавливающее – жгут, бинты стерильные 5см -5шт. (широкие, средние), перевязочные пакеты с одной подушкой 4шт.,  бинт эластичный, марля, вата 100гр., лейкопластырь бактерицидный 4х10 – 5шт.,  клей БФ-6

Дезинфицирующее:

 Антисептики:   йод 3-5%,   перекись водорода, спирт 0.5л., марганцовка, зеленка, кислота борная, спирт.

Эритромицин,  

сульфамиды,  Фталазол,  левомицин, бесалол, пурген, сульфат натрия, активированный уголь.

Противовоспалительные мази:  «Спасатель», регенерирующая мазь Пантенол-спрей, тетрациклиновая мазь,  синтомициновая эмуьсия.

Антибиотики Бисептол 480

Обезболивающие препараты:

анальгин, лидокаин (новокаин), но-шпа, парацетамол, зубные капли, баралгин.

Противоаллергическое (антигистаминные) препараты – Супрастин, Димедрол

Жаропонижающее – аспирин, амидопирин

От шока

Валидол,  Нитроглицирин,  Корвалол, Кофеин,  Валерьянка, Нашатырный спирт, Кордиамин,

Супрастин

Средство от насекомых, от укусов насекомых,

Шприцы, скальпель, пипетка, ножницы, пинцет, термометр,

Альбуцид, горчичники, сода,

апизатрон,

нашатырный спирт,

Регидрон.

3.12. Фото- видеоаппаратура

Фотоаппараты:

цифровой аппарат «Canon A630», аккумуляторы АА 2,7А.ч. – 8шт.,  инструкция, карты памяти SD 2 Гб.

 видеокамера «Панасоник», аккумуляторы 2шт., зарядное устройство, кабель DV, дистанционное управление,  пульт управления, светофильтр нейтральный Н-2*,  инструкция, чистящая кассета, штатив.

Зонт,  струбцина,   ремнабор: спирт, кисточка колонковая, тампоны, салфетки  хлопчатобумажные,  груша, набор отверток, пинцет, лупа,   Lens Pen- чистящий «карандаш»

сумка-упаковка (кофр)

Диктофон (магнитофон), микрофон с кабелем, упаковка, кабель юзби

Ноутбук, блок питания, гидроупаковка  

3.13. Прочее расходное  бензин -80л, масло TCW3 4л,

мыло туалетное, хозяйственное, стиральный порошок, гель (Ферри) для мытья посуды, рук

полиэтиленовые мешки, пакеты,

 газ 10л, сухое горючее 20 кг,

 спички 50кор., зажигалки газовые10шт,

видеопленки 10к.,

Батарейки

Рыболовные снасти. Сеть среднеячеистовая 10м, подводное ружье, удочка (удилище, катушка, лески 0.15 – 0.3мм, крючки №7 – 10),

самодур (мотовице, леска 0.6мм 50м, поводки 0.3мм 10м, крючки №7, грузило 50гр),

спиннинг ( леска 0.6мм 100м с блеснами, крючками-тройниками №7-12), гарпун, сачок. Ласты, маска, трубка.

3.14. Продукты

Продукты  Гр. 1чел* день           4ч. 45дн.

Сухари       100      18

мука           50        9

Растительное масло        20        3л

Крупы –

Гречневая, овсяная, рисовая, чечевица, соевая, макароны   150      27

специи кубики бульонные         5(0,5куб)         0.9

Консервы мясные

(г.Береза Белоруссия)      30        6

Овощные консервы(квашенная капуста)          100      18

чай 15        2.7

сахар          100      18

мед 50        9

                  

итого         650      85

Вода, л       2          150л

 

3.15. Личное снаряжение:

удостоверение личности ( загранпаспорт, внутренний паспорт), на право управления судном,  деньги, гермобумажник, страховка.

Спасжилет укомплектованный (светомаячок, свисток, нож (наподобие яхтсмена), страхлинь, карабины,

Водозащитный костюм.  Резиновые легкие сапоги.

Посуда КЛМ, налобный фонарь на светодиодах, запасные батарейки.

одежда:

а) цивильная,

б) морская-  (ветрозащитный (болонья) костюм,  костюм от солнца (белый, шелковый), солнцезащитная кепка- панама, носки,  термобелье 2шт., теплые флисовые костюмы (штаны, «мастерка», свитер, шапочка, носки и пр.), запасная теплая одежда на силиконе, синтипоне (куртка, штаны, носки, шапочка).

предметы досуга (шахматы, книги, видеофильмы), средства гигиены и т.д.

4. Выводы и рекомендации.

Маршрут пролегал по очень интересным районам в географическом, историческом, культурном планах, но поход совершался со спортивной целью и поэтому ознакомиться с местными достопримечательностями не было времени. И для достижения цели подготовка к походу велась узконаправленно.

Сейчас осознаем, что совершили ошибку. Мы ночевали возле Трои и не посетили ее, мы стояли более суток на якоре, а рядом был прекрасный старинный город-крепость Бабакале. Мы проплыли мимо города, где родился Пифагор. Прошли мимо Родоса, Лесбоса, …и сейчас очень жалеем об этом.

И рекомендуем обязательно при любых целях учитывать как много больше моментов. Ибо неизвестно будем мы здесь еще.

Катамаран строился в экстренном темпе. Проект катамарана разрабатывался на базе существующего катамарана, на основе опыта его эксплуатации и предыдущих походов. Многие качества этого катамарана, т.е. грузоподъемность, комфортность, оказалась недостаточной дл совершения более длительных автономных морских путешествий. И поэтому в проект нового катамаран были заложены соответствующие решения – это большого объема и длины четырехсекционные баллоны, схема рамы с дублированием продольных связей (два ряда по два стрингера на баллон), большого диаметра поперечные балки, облегчение нагрузки на шпангоуты, расположение равномерно груза непосредственно на большую часть баллонов, камбуз позволяющий готовить пищу прилюбых погодных условиях,  каюта, позволяющая отдыхать при любых погодных условиях., расположение груза, позволяющая без проблем достать практически любую вещь, удобное место для рулевого, согласованность настройки рулевого управления, шверта, парусов для поддержания устойчивости на курсе без вмешательства рулевого длительное время, использование в некоторых местах (в носу, в койках) )жесткого настила (доски) для удобства работы на носу, для разминки ног после дискомфорта хождения по мягкой «палубе».

В процессе эксплуатации практически все решения оправдали себя. Возникшие проблемы по конструкции возникли по причине не правильной организации разработки проекта, т.е. весь проект не чертился, в основном строился «по месту». И все решения содержались в голове «конструктора». И во время сборки на старте были допущены ошибки, т.к. «конструктор» отвлекался на решение вопросов по оформлению отхода. В результате этих ошибок создался очень большой дискомфорт – очень сильно и ужасно скрипели трубы пирамиды, разошлись стрингера, выскочили втулки. Конечно дефекты были устранены. К счастью ошибки не сказались на безопасности плавания, но это можно считать случайностью.

Изменился контроль погранслужбы Украины. . Сейчас общались с постами, заставами с помощью сотовой связи. Это оказалось намного удобней.

При прохождении проливов надо стремиться держать определенную дистанцию по отношению к фарватеру и к берегу. В проливе Босфор иногда возле берега находятся буи разных размеров и не светящие ночью. И вообще держать дистанцию от берега на всем протяжении береговой линии, очень часто встречаются подводные камни.

В проливах Босфор, Дарданеллы строго соблюдаются правила судоходства даже по отношению больших судов к маленьким лодкам. Нас пропускали большие суда (военное судно в Босфоре, паром в Дарданеллах), пересекающие пролив. Понятно, что они видели нас заблаговременно.

Из инета :

«Имея опыт прохождения пролива более сотни раз, наблюдая за рыбаками и агентами я могу утверждать: пролив от Mehmetcik до Gelibolu на яхте с 6-ти узловым ходом можно пройти за 7-8 часов. Секрет заключается в повсеместном использовании возвратного течения. На схеме показан приемлемый путь для движения на наиболее сложном участке. Он несколько отличается от рекомендуемой схемы движения на участке с системой разделённого движения, но именно таким способом осуществляют движение все мелкие суда.

Наиболее сложный участок в навигационном отношении - форт напротив Сanakkale. В этом месте паромная переправа и паром очень плохо видно. Необходимо быть максимально внимательным, так как паром очень сильно стеснён в своих манёврах из-за очень сильного течения в этом месте.Добавлю несколько слов о Сanakkale. В переводе с турецкого сухая крепость, так и есть: с пресной водой в городе проблема. Имеется небольшая гавань где стоят рыбаки и яхты, к нам турки здесь привыкли и рассматривают нас как богатых туристов. В гавани грунт плохой якоря держат плохо и этому необходимо уделить внимание. Мальтем, северный ветер, ошибок не прощает, а после обеда, бывает, он раздувает здесь до штормовой силы, при почти полном отсутствии волны. Можно заправиться хорошей водой и купить топливо, продуктовый базар находиться в 20 минутах ходьбы от пристани.

Город интересен прежде всего тем, что в 30 километрах находится знаменитая Троя и несколько дальше Assos. Ходят маршрутки.

В проливе необходимо слушать 13 канал и желательно 16. Диспетчерские пункты безопасности движения расположены в Mehmetcik, Сanakkale и Gelibolu.

На участке от Сanakkale до таможенного маяка к вам могут подойти с рёвом сирены санитары, не пугайтесь это их право. Проверяют крысиную справку (дератизационная ведомость - прим. вебмастера) и, иногда, медицинские сертификаты. Береговая охрана, в последнее время, так же контролирует, если вас запрашивают по рации, а вы не отвечаете, проверяют радиостанцию, квалификационные документы, судовые роли, порт отхода и прихода, заносят в компьютер.

Используйте возвратные течения, подробные карты, и проход пролива Дарданеллы для вас не составит труда.

При необходимости отстояться на выходе из Дарданелл, рекомендую обратить своё внимание на остров Бозжеада: лёгкий заход, дешевая стоянка, необходимо только обратить своё внимание на паром. На входе в бухту разойтись тяжело, да и интенсивность судоходства в этом районе высокая.

Бабакале.

От мыса Бабакале начинается пролив Муслим, отделяющий Азию от острова Лесбос - Небольшая рыбацкая гавань, при необходимости отстоятся можно только за вторым молом.

Стоять кормой к камням, на якоре. Небольшой пирс занят. Гавань достаточно сильно заполнена небольшими рыбацкими сейнерами.

Посёлок очень маленький, купить можно продукты, хлеб.

Измир.

Проще всего необходимый ремонт выполнить в Измире. "Левент марина" небольшая, но в летнее время, как правило, свободна. Оформлением документов занимается агент.

Измир большой промышленный город, где купить можно практически всё необходимое .

Якоря здесь как и во всём Эгейском море держат плохо, сам предпочитаю "адмирал"

(прислал Дмитрий Огаренко).»

Высказывания А.Шматова о марине в г.Александрия:

«Разведали обстановку. Туалет, душ– отличные. Вышли в город, вход в яхт-клуб охраняется. Сразу увидели разложенные для туристов безделушки. Ракушки, сушеные рыбки… Роскошные дилижансы стоят невдалеке. Их владельцы очень навязчиво предлагают свои услуги. Стоит что-либо спросить - не отвяжешься.

Не было ни одного, кто бы нас не обобрал. На базаре, в такси, на улице, на вокзале…там нужно долго жить, чтобы научиться не попадаться на всякие уловки. Все разговаривают на повышенных тонах – кричат. Набережная и центральные улицы красивы, а стоит свернуть – грязь неописуемая. Центральные с памятниками, скверами, а прилегающие забиты ремесляниками…. Бензин дешевый, такси дешево, остальное по разному.»

Очень большая проблема была это общение. Наши знания на бытовом уровне и без практического навыка пользы не принесли, а вот имидж соответствующий создали.

Поэтому знать английский язык нужно на таком уровне, чтобы можно было и в «кабаке поговорить о жизни».

Очень был полезен мотор. При водоизмещении более 1,5Т было бы очень тяжело на веслах заходить в марины, проходить узости. Мотор был использован при поворотах на крутых волнах (3-4м) в районе г.Александрии.

Приложения